Ритуал прощания


ДУХОВОЙ ОРКЕСТР

В ТРАУРНОЙ ЦЕРЕМОНИИ

Музыка способна выразить са­мую глубокую скорбь и самые тонкие переживания. С древней­ших времен она является неотъ­емлемой частью погребального обряда. Основой современного реквиема — траурного вокально­го или вокально-инструменталь­ного музыкального произведения является плач, причитание, при­чет, вопль — они издавна в раз­личных формах присутствуют у всех народов мира. Древнейшие тексты погребальных плачей со­хранились в ассирийских, египет­ских памятниках письменности.

В похоронных причетах отрази­лись верования наших предков, их представления о загробной жизни. Русские похоронные плачи исполнялись как родственниками покойного, так и профессиональ­ными вопленицами. Лучшие пла­кальщицы, такие, как знаменитая олонецкая причетница Ирина Фе­досова (1831—1899), от которой было записано свыше тридцати тысяч стихов-плачей, искусно со­четали традиционные музыкаль­но-поэтические формы с индиви­дуальным творчеством, импрови­зацией. Традиция похоронного причитания во многих областях России сохранялась и в начале XX века, причем не только как быто­вое явление, но и как выражение общенародного горя, таков при­чет «Каменна Москва вся пропла­кана», сложенный архангельской сказительницей М.С. Крюковой.

Однако в крупных городах все большее распространение для вы­ражения скорби и траура приобре­тает инструментальная музыка. В Европе и России — это оркестр группы медных духовых инструмен­тов: валторна, труба, тромбон, туба и их разновидности. Он является принадлежностью официальной це­ремонии: придворной, военной. Влияние воинских традиций на гражданскую обрядовость обусловлено двумя мировыми войнами, в ходе которых России, в частности, при­шлось пережить и отразить мощные интервенции на свою территорию, для борьбы с ними была мобилизо­вана значительная часть населения. Даже сейчас, более чем через пол­века после Великой Отечественной войны, среди ныне живущих в Рос­сии еще немало ветеранов войны, для которых память о ней свята. Естественно, что все торжественные церемонии и ритуалы, праздничные и траурные, были буквально прони­заны армейской символикой и атрибутикой.

В русской армии духовой ор­кестр стал играть заметную роль уже с петровских времен — цар­ским указом статус военных му­зыкантов был определен в 1711 году. В Европе в ту пору духовые оркестры были распространены довольно широко.

Само слово «оркестр» грече­ское. Однако в Древней Греции «орхестрой» называли полукруг­лую площадку перед сценой в те­атре, где размещался хор — не­пременный участник любого представления. Потом, примерно с XVI века, оркестром стали назы­вать коллективы музыкантов. С XVII века духовые оркестры — неотъемлемая часть различных придворных церемоний, военных парадов, они сопровождали ар­мию в походах.

Большое значение придавал во­енной музыке великий русский полководец Суворов, считая, что "звуки марша оркестра удесяте­ряют силы русских бойцов".

Музыка, звучащая в исполнении духовного оркестра, придает церемониям большую торжественность и патетичность. Поэтому "наряду с эскортом, ружейным или артиллерийским салютом, торжественным маршем-шествием, духовой оркестр стал неотъемлемым атрибутом военного похо­дного ритуала сначала для высших военных чинов, а впоследствии получил более широкое распространение.

Сопровождение духовым оркестром похоронной процессии усиливает гражданственность обря­да, подчеркивает заслуги покойного перед Отечеством обществом и государством. В Москве, как и везде по России, начиная с 30-х годов, духовые оркестры в большем или меньшем составе имелись при всех клубах и Двор­ах культуры, на фабриках и заводах, в ЖЭКах, пожарных командах, отделениях милиции, воинских частях и т. п. В репертуаре каждого из них наряду с праздничными произведениями была траурная музыка, которая исполнялась на похоронах. Однако в большинстве своем в составе этих оркестров играли музыкан­ты-любители. В начале 50-х годов специально для сопровождения погребальных процессии при городской похоронной службе был создан большой духовой оркестр профессиональных музыкантов, объединяю­щий несколько групп, число которых в 70-е годы доходило до де­вяти и более.

В оркестре есть диспетчер, как правило, один из музыкантов, ко­торый, получив заказ, уточняет с родственниками покойного или организатором похорон реперту­ар маршрут процессии, особен­ности ритуала в зависимости от традиций семьи покойного, колле­ктива, к которому он принадле­жал и представители которого бу­дут провожать его в последний путь, его вероисповедания, наци­ональности.

Начало 90-х годов было отмече­но ослаблением интереса к духо­вым оркестрам, к музыке патрио­тического, гражданственного па­фоса. Празднование 50-летия По­беды нашего народа в Великой Отечественной войне напомнило славные традиции. Вновь чаще звучит духовой оркестр на празд­ничных встречах и при последнем прощании, звучит, как прежде, чтобы полнее выразить чувства людей, которые не выскажешь словами, не передашь ничем, кро­ме музыки.

Как ни странно, но участие ду­хового оркестра в похоронах иногда противопоставляют цер­ковному обряду, хотя нередко ор­кестр сопровождает погребаль­ную процессию по дороге в храм на панихиду в деревнях и неболь­ших городах, а в Москве играет при выносе гроба из катафалка перед тем, как войти с ним в цер­ковь и затем при выходе из нее. В это время принято исполнять хо­рал Чайковского или другие про­изведения духовной музыки рус­ских композиторов. На кладбище, если нет певчих, музыка духового оркестра уместна при сопровож­дении процессии к месту захоро­нения покойного и в момент пре­дания его земле.

На протяжении столетий свя­щенник, певчие, оркестранты на­ходились рядом на похоронах тем более, если в последний путь провожали военного, имевшего большие заслуги перед Отечест­вом. Эта традиция осталась и по­ныне, немало людей ее придержи­ваются, очевидно, что и впредь она сохранится.


ВСЕЦЕРКОВНЫЕ ЗАУПОКОЙНЫЕ БОГОСЛУЖЕНИЯ

Дни ОСОБОЙ ПАМЯТИ всех усопших православных христиан

В молитвах об у мерших христианах мы на­зываем их усопшими (то есть уснувшими), по­тому что они только на время как бы уснули — душа их отделилась от тела и переселилась из этой, земной, жизни в другую, небесную, и ждет там того времени, когда, при всеобщем воскресении, она, по слову Божию, опять со­единится с телом. Умерших потому и называ­ют покойными, что они находятся в вечном покое.

В русском народе есть обычай называть покойников, родных и чужих, старых и малых — родителями, то есть принадлежащими уже к почившим отцам, которые отошли в жизнь вечную. Наименование покойников родителя­ми пробуждает в нас благоговение к их памя­ти. Отсюда и дни, или, собственно, субботы, в которые совершается церковное поминовение усопших, получили название родительских суббот. В Церкви вообще именно в субботы по­лагается сугубое (особое) моление об усопших. День субботы, как день покоя, когда Господь после шести дней творения мира почил от дел Своих, по самому своему значению есть наибо­лее приемлемый день для моления о упокое­нии всех почивших от земных трудов.

Святая Церковь установила две вселенские родительские субботы — мясопустную и Тро­ицкую, дни поминовения усопших в субботы второй, третьей и четвертой седмиц Великого поста, на Радоницу (пасхальное поминовение усопших), на Димитриевскую субботу и поминовение воинов в День Победы 9 мая.

Мясопустная родительская суббота

Мясопустная родительская суббо­та бывает за девять дней до начала Ве­ликого поста. В воскресный день сыр­ной седмицы (Масленицы), последний перед Великим постом день, в кото­рый по Церковному Уставу еще раз­решается ядение мяса (Неделя мясо­пустная), Святая Церковь совершает воспоминание (напоминание) Страш­ного Суда (Второго пришествия Хри­стова). Накануне, в субботу, как бы в день, предшествующий Страшному Суду Христову, и в преддверии Великого поста, когда следует войти в теснейший союз любви со всеми членами Царства Христова, Церковь ходатай­ствует обо всех от Адама до нынеш­них дней усопших во благочестии и правой вере отцах и братиях наших и всех внезапно умерших и оставшихся без узаконенного погребения — умо­ляет Господа помиловать их, когда Он придет судить всех людей. Многие весьма нередко умирают неестествен­ной смертью, например, во время странствования по морям, в непрохо­димых горах, в ущельях и пропастях; случается, гибнут от голода и холода, на пожарах и на войне. Вот почему святые отцы, движимые человеколю­бием, установили, основываясь на апо­стольском учении, совершать это об­щее, вселенское поминовение, чтобы никто, — когда бы, где бы и как бы ни окончил он земную жизнь, — не ли­шился молитв Церкви.


Троицкая родительская суббота

Троицкая родительская суббота бывает перед праздником Святой Тро­ицы, на сорок девятый день после Па­схи. Начало Троицкой родительской субботы также восходит к апостоль­ским временам. В день Святой Троицы — Пятидесятницы — искупительная жертва Спасителя мира была запечат­лена сошествием на апостолов Живо­творящего Святого Духа, Который по­ныне благодатно простирается на всех живущих на земле и перешедших в вечность. Поэтому Православная Цер­ковь, как в мясопустную субботу, представляющую как бы последний день мира перед Страшным Судом, так и в Троицкую, представляющую пос­ледний день Церкви Ветхозаветной перед раскрытием во всей силе Церкви Христовой, молится о всех усопших отцах и братиях.

Мясопустная и Троицкая родитель­ские субботы называются вселенскими родительскими субботами — в эти субботы живые члены Церкви пригла­шаются как бы забыть самих себя и в усиленной молитве об усопших чле­нах Церкви, родных и чужих, знаемых и незнаемых, всех возрастов и состоя­ний, всех времен и народов, вообще всех почивших, в истинной вере скон­чавшихся, явить к ним в полной мере свою братскую любовь. Вся служба со­вершается заупокойная, специально для этих двух вселенских суббот со­ставленная — даже чествование свя­тых переносится на иной день. Цер­ковный Устав в эти вселенские суббо­ты, кроме поминовения усопших на ве­черни и утрени, назначает еще вели­кую панихиду после вечерни в качест­ве непременной, наряду положенной, обязательной службы. Святая Церковь напоминает нам, что, кроме любимых наших сродников и друзей, у нас есть еще множество братии во Христе, ко­торых мы, и не видавши их, должны любить, о которых, даже и не зная их имен, мы должны молиться. Тогда мо­литва о каждом православном христиа­нине будет непрестанно возноситься до скончания века, даже когда не оста­нется в живых никого из лично знав­ших его. Поддерживая установление Церкви молиться о всех усопших пра­вославных христианах, мы способст­вуем тому, чтобы обеспечить вечное поминовение и наших любимых усоп­ших, и как бы вносим некоторый залог в счет поминовения нас самих в века последующие, по слову Христову:

"Какою мерою мерите, такою же отмерится и вам".


Великопостные поминовения усопших

При наступлении Великого поста Святая Церковь вводит верующих в теснейший союз христианской любви со всеми своими членами. Этот союз со святыми, с живущими и с почивши­ми она особенно укрепляет в продол­жение самого великопостного говения. Церковь непрестанно ободряет и уте­шает верующих призыванием святых, их предстательством и примером, по­буждая к делам благотворения, а в суб­ботние дни второй, третьей и чет­вертой седмиц Великого поста руко­водствует также к прилежнейшему мо­литвенному ходатайству об оставле­нии вольных и невольных прегреше­ний почивших христиан и вечном их упокоении со святыми. Великим по­стом Божественная литургия не совер­шается ежедневно, поэтому Святая Церковь, чтобы не лишить усопших своего спасительного покрова, вместо ежедневных поминовений установила совершать поминовения усопших три­жды. В отличие от вселенских роди­тельских суббот эти субботы называ­ются просто поминовеним усопших — заупокойных молений здесь значи­тельно меньше и характер их не такой исключительный и всеобъемлющий: там на первом месте поминовение всех прежде почивших и вместе с ним, как бы в дополнение к нему, поминовение наших сродников, а здесь поминове­ние сродников выдвигается на первое место, сопровождаясь поминовением и всех усопших.


Радоница

Первое воскресенье после празд­ника Пасхи в церковном календаре на­зывается Неделей апостола Фомы. В этот день Святая Церковь вспоминает сошествие во ад Господа Иисуса Хри­ста, и с понедельника второй седмицы по Пасхе (Фоминой седмицы) Церков­ный Устав позволяет начинать совер­шение сорокоустов об усопших. Вторник Фоминой седмицы называ­ется Радоницей, потому что в этот день живые приветствуют усопших радостной вестью о Воскресении Спасителя: живые христосуются с усопшими, принося на могилы окра­шенные яйца и оставляя их там. Древ­ность поминовения усопших на второй седмице по Пасхе подтверждается свидетельствами таких святителей, как Амвросий Медиоланский. Святой Ам­вросий говорил: "Достойно и праведно есть, братие, после торжества Пасхи, которое мы праздновали, разделить нашу радость со святыми и мученика­ми и им, как участникам Страданий Господа, возвестить славу воскресения Господня". Усопших христиан в эпоху гонений погребали среди мучеников в память которых и совершали их поми­новение. (Устраиваемые на могилах родственников в пасхальные дни по­минки с крепкими напитками и закус­ками напоминают языческие тризны и противоречат самому смыслу право­славного поминовения усопших). Если во вторник Фоминой седмицы случит­ся праздник, то Церковный Устав раз­решает переносить на иной день или праздничную службу, или поминове­ние усопших.


Димитриевская родитель­ская суббота

Димитриевская родительская суб­бота, бывшая сначала днем поминове­ния православных воинов, установлена святым благоверным князем Димитри­ем Иоанновичем Донским. Одержав на праздник Рождества Пресвятой Бого­родицы 8 сентября 1380 года (21 сен­тября по новому стилю) историческую победу над Мамаем на Куликовом по­ле, Великий князь Димитрий Иоаннович, по возвращении с поля брани, на­правился в Троице-Сергиеву обитель. Перед битвой с монголо-татарами игумен этой обители преподобный Сер­гий Радонежский благословил Велико­го князя на победу и дал ему из числа своей братии двух иноков-богатырей Александра Пересвета и Андрея Ос­лябю, которые оба пали в сражении. После Богодарованной победы святой Димитрий велел петь в Троицкой оби­тели панихиды и служить заупокойные литургии по всем убиенным на Кули­ковом поле. Ввиду заявленного бояра­ми пожелания и на будущее время "па­мять творити, кто сложил голову свою", он установил совершать это по­миновение ежегодно в субботу перед днем своих именин 26 октября (8 нояб­ря по новому стилю) — днем памяти великомученика Димитрия Солянского, которого славяне вообще считают своим покровителем, "отечестволюбцем славянских народов" и который по народным былинам ратоборствовал против Мамая. Впоследствии в Димитриевскую субботу стали поминать не только православных воинов, но вме­сте с ними и вообще всех усопших православных христиан. Димитриев­ская родительская суббота может быть между 19 и 25 октября (то есть между 1 и 7 ноября по новому стилю), но если она попадает на 22 октября (4 ноября) — праздник Казанской иконы Божией Матери, как в 1995 году, — тогда Димитриевская суббота переноситься на 15 (28) октября.


Поминовение воинов в День Победы

Новый день поминовения усопших установил Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, который проходил в Москве 29 ноября — 2 декабря 1994 года. В Определении Собора “Об установлении особого ежегодного поминовения усопших в День Победы 9 мая (26 апреля)” говориться:

«Установить особое ежегодное поминовение усопших — воинов, за веру, Отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы Великой Отечественной воины — в День Победы 9 Мая нового стиля (26 апреля старого стиля)»


Об увековечении памяти в надгробиях

Появление надгробий, созданных для увековечения памяти людей, исторически связано с возникновением могильников, обособленных от поселении. Комплекс таких погребении относится к среднему каменному веку — мезоли­ту, который существовал около 10—5 тысяч лет до нашей эры.

Примечательно, что человек, создавая еще совсем примитивные каменные орудия труда, уже задумывался не только о хлебе насущном, о проблемах земного существования, но и о во­просах куда более возвышенных, продиктован­ных чувствами долга и любви к своим предкам, к тем, кто ушел из жизни. И это был очень важный момент в развитии цивилизации, в ста­новлении человеческого самосознания.

Античные могильники обычно называют некрополем (в переводе с греческого — город мертвых), христианские и мусульманские — кладбищем, с захоронением пепла в урнах — колумбарием.

Внешний вид античных надгробий прямо зависел от сословной принадлежности умерше­го. Богатые, художественно оформленные ар­хитектурные сооружения или произведения скульптуры устанавливались на могилах прави­телей, других высокопоставленных особ и их родственников. Как известно, первыми мемо­риальными памятниками были древнегреческие и древнеегипетские саркофаги, пирамиды, за­тем — гробницы, склепы, мавзолеи и пр., поя­вившиеся у других народов.

Художественный облик надгробий изме­нялся вместе с развитием искусства, но сами мемориальные произведения всегда оставались частью культуры как древней, так и современ­ной жизни. Например, по рельефам, высечен­ным на стенах гробницы Тутанхамона, ученые, культурологи сегодня судят о характерных приметах и особенностях развития этой удиви­тельной древней цивилизации,

Большой интерес представляют гробницы древнеегипетской столицы — города Фив, где была резиденция фараона, стоял главный храм и возвышались заупокойные царские святили­ща, в удаленных ущельях вырубались усыпаль­ницы царей и цариц, а на склонах, обращенных к Нилу — гробницы знати, Многие из них яв­ляются настоящими сокровищницами произве­дений искусства. Стенные росписи и доныне поражают великолепием красок, мастерством композиций, тонкой наблюдательностью древ­них художников, Отсюда происходят замечательные скульптуры, которыми гордятся музеи различных стран. А усыпальницы Ахетатона — более поздней древнеегипетской столицы — сохранили ценнейшие сведения о людях живших тридцать четыре века тому назад в ныне исчезнувшем городе. Мы можем по изображениям на стенах античных некрополей про следить весь жизненный путь их владельцев узнать об успехах и неудачах, вплоть до характеров и особенностей поведения.

Основным материалом для надгробий был и остается камень — самый крепкий и долговечный элемент природы, а одним из самых распространенных видов надгробного памятника — вертикально установленная плита - стела, хотя, как уже сказано, размеры и формы могильных сооружений были и по сей день остаются различными, Среди наиболее крупных по своим размерам особенно известны обелиски, часовни, мавзолеи, Хотя обелиски могут быть и невысокими.

Трудно сказать, где впервые стали устана­вливаться на могилах плиты-стелы, В Древней Греции и Северном Причерноморье известны обширные античные некрополи с художествен­ными надгробиями в виде вертикальных плит, В средневековой Армении памятники подоб­ной формы получили название хачкары, они отличаются богатым и замысловатым резным узором. Между тем плиточные могилы считаются древним видом оформления погребений в Монголии и Забайкалье конца бронзового и начала железного веков (7—3 вв. до н. э.). Они известны своеобразными каменными ог­радами (вероятно, это прообразы современных гранитных цоколей) и стелами с изображением галопирующих оленей (их называют оленными камнями).

На Руси надгробные плиты первоначально появились на могилах знати, царей, дворянства — в усыпальницах, в храмах и соборах. При захоронении внутри храма обычно устанавли­вали как надгробные плиты, так и отдельные каменные гробницы.

Для хранения останков святых в христиан­ской церкви ставились раки. Их делали в форме саркофага, сундука, иногда в виде архитектурного сооружения, украшали различными резными изображениями, драгоценными камнями. Располагалась рака, как правило, на возвышении под балдахином, Многие из них представляют собой произведения искусства, например, серебряная рака Сергия Радонеж­ского в Троице-Сергиевой лавре (XVI век), рака Александра Невского в Петропавловском соборе (XVIII век).

Крест как символ христианской ре­лигии в качестве надгробия появился на Руси с момента ее крещения и по сей день нередко устанавливается на многих русских могилах. Раньше на деревенских по­гостах обязательно стояли деревянные кресты с перекладиной, позже появилась над ними по­логая узкая крыша, тоже деревянная, Встреча­лись и каменные кресты, но гораздо реже, в ос­новном на городских кладбищах, отличавшихся более пышными надгробиями. До сих пор на Донском кладбище Москвы сохранились моги­лы с каменными крестами.

Распространенным видом надгробия в XVII и XVIII веках были лежащие на земле плиты из обтесанного камня. Они не имели по­лировки, отличались большой толщиной и рез­ными украшениями. Кроме имени покойного, дат его рождения и смерти, обычно на плите сбоку высекали небольшую эпитафию или строки из Евангелия. Некоторые плиты имели форму гроба, по бокам и на крышке которого выполнялась красивая тонкая резьба. Такой каменный гроб зачастую стоял на резных нож­ках причудливой формы.

Облик надгробий, имеющих художественную ценность, к XIX веку стал более изысканным, сложным. Над созданием шедевров мемориала трудились такие русские скульпторы прошлого века, как Ф.Г. Гордеев, М.И. Коз­ловский, И.П. Мартос, К этому времени на многих московских кладбищах сформировались некрополи, содержавшие большое количество художественных надгробий.

Всех, кто бывал на Ваганьковском кладби­ще, останавливает удивительная работа скульптора С.Т. Коненкова из белого мрамора, выполненная на могиле рано умершего собрата по цеху — юного воителя. Она содержит алле­горическое изображение двух лебедей, один из которых пытается поддержать крылом умира­ющего товарища, Мастера некрополя стали ча­ще прибегать к метафоричности изображения, Если первоначально рельефные и скульптур­ные группы представляли собой в основном плакальщиц, то с годами авторы памятников вводят более сложную символику.

Характерно, что портретная над­гробная скульптура наибольшую попу­лярность получила уже в наше время. Такого рода памятники часто можно встретить на Новодевичьем кладбище, где похоронены известные политики, ученые, артисты, Скульптура, выполненная в полный рост чело­века, воскрешающая его облик в момент деятельности, — отличительная особенность этих памятников.

С течением времени претерпевает изменения и типовое надгробие, В после­октябрьский период на могилах чаще стали ус­танавливать обелиски, имеющие форму сужающегося кверху граненого столба с пирамидально заостренной верхушкой, Обелиск — слово греческое, и соответственно, к нам он пришел из Древней Греции, Там была традиция высе­кать их из целого камня. Позже сооружения такой формы получили признание в Западной Европе, где часто служили памятниками воен­ной славы. Изредка их возводили и в России, но в качестве надгробий стали широко приме­нять только в советский период. Как известно, типовые крашеные обелиски из металла со звездочкой наверху в середине века были не­пременным атрибутом наших кладбищ, Нельзя сказать, чтобы эта традиция сегодня исчезла совсем.

Задумываясь над тем, каким будет надгробие родного человека, каждый из нас по-настоящему осознает величие гениальных пушкинских строк:


Два чувства дивно близки нам —

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.


БИБЛИОГРАФИЯ


  1. Ритуал прощания/ АОЗТ «Ритуал-сервис». — Издание первое московское. Выпуск 1. — 1997. — 112 с.


  1. Выдержки из текста, подготовленного под редакцией о.Аркидия, настоятеля Казанского собора на Красной площади.


  1. Митрополит Сурожский Антоний. Беседы о вере и Церкви. М., 1991.



ПРАВОСЛАВНЫЙ ОБРЯД ПОГРЕБЕНИЯ


Смерть — это последний земной удел каждого человека, после смерти душа, разлучившись с телом, предстает на суд Божий. Верующие во Христа не хотят умереть с нераскаянными греха­ми, ибо в загробной жизни они станут тяжелым, мучительным бременем. Из многих вопросов, которые можно себе задать, едва ли не самый важный — вопрос о том, как лучше приготовить­ся к смерти.

К тяжело больному надо пригласить священника, который его исповедует* и причастит**, совершит над ним та­инство соборования***. В самый мо­мент смерти человек испытывает тя­гостное чувство страха, томления. При выходе из тела душа встречает не только Ангела-хранителя, данного ей в Святом Крещении, но и бесов, ужас­ный вид которых приводит ее в трепет. Для умиротворения мятущейся души родные и близкие человека, уходящего из этого мира, могут сами прочи­тать над ним отходную — в Молитвослове это собрание песен-молитв называется "Канон молебный при раз­лучении души от тела". Канон закан­чивается молитвой от иерея (священ­ника), глаголемой (читаемой) на исход души, о разрешении ее от всяких уз, освобождении от всякой клятвы, о прощении грехов и упокоении в обите­лях святых. Эту молитву положено чи­тать только священнику, поэтому, ес­ли канон читали миряне, — молитва опускается.

Ни один народ не оставлял без попе­чения тел своих умерших — для всех был священным закон о погребении и соответствующих ему обрядах. Трога­тельные обряды, совершаемые Право­славной Церковью над умершим хри­стианином, — не просто торжествен­ные церемонии, зачастую изобретае­мые человеческим тщеславием и ни­чего не говорящие ни уму ни сердцу, а напротив того: они имеют глубокий смысл и значение, поскольку основа­ны на откровениях святой веры (то есть открыты, завещаны Самим Господом), известных еще от апостолов — учеников и последователей Иисуса Христа. Погребальные обряды Право­славной Церкви несут утешение, слу­жат символами, в которых выражает­ся мысль о всеобщем воскресении и будущей бессмертной жизни. Суть православного обряда погребения за­ключается в воззрении Церкви на те­ло как на освященный благодатью храм души, на жизнь настоящую — как на время приготовления к жизни будущей, и на смерть — как на сон, по пробуждении, от которого настанет жизнь вечная.


* В таинстве исповеди (от слова исповедоваться, т.е. рассказывать о себе дру­гому) кающемуся подается отпущение грехов через разрешительную молитву священника, получившего от Христа благодать прощать грехи на земле, чтобы они были прощены на небе. Умирающего, который уже не владеет языком и не может исповедоваться, священник может разрешить (отпустить грехи), если бо­лящий сам велел призвать духовника.

** В таинстве причащения человек под видом хлеба и вина принимает Святые Тайны — Тело и Кровь Христовы, становясь таким образом причастны. ко Христу. Святые Тайны называют Святыми Дарами — потому что Они являются бесценным Божественным Даром Спасителя Христа людям. Больных причащают во всякое время — священник приносит в дом запасные Дары, которые хранятся в церкви.

*** Соборование (первоначально совершалось собранием священников), или елеосвящение, — таинство,в котором при семикратном помазании освященным елеем (растительным маслом) на болящего человека нисходит благодать Божия, врачующая его телесные и духовные немощи. Если священник успел помазать умирающего хотя бы один раз,таинство соборования считается совершившимся.


День первый

Тело усопшего тотчас по смерти омывается. Омовение совершается в знак духовной чистоты и непорочно­сти жизни умершего и из желания, чтобы он в чистоте предстал пред Богом по воскресении умерших.

После омовения усопшего одевают в новые чистые одежды, которые ука­зывают на новое одеяние нетления и бессмертия. Если перед смертью на человеке почему-либо не было на­тельного креста, то его обязательно надевают. Затем усопшего полагают в гроб, как в ковчег для сохранения, ко­торый перед тем кропят святой во­дой**** —снаружи и внутри. Под пле­чи и голову кладут подушку. Руки складывают так, чтобы правая была сверху. В левую руку усопшего вкладывают крест, а на грудь икону (обычно для мужчин — образ Спасителя, для женщин — образ Божией Матери). Это делается в знак того, что усопший веровал во Христа распятого на кресте ради его спасения, и предал Христу свою душу, что вместе со святыми он переходит к вечному созерцанию — лицом к лицу — своего Творца, на которого при жизни возлагал все упование.

На лоб умершего кладут бумажный венчик. Умерший христианин символически украшается венцом, как воин, одержавший победу на поле брани. Это означает, что подвиги христианина на земле в борьбе со всеми одолевавшими его пагубными страстями житейскими соблазнами и прочими искушениями уже кончились, теперь он ожидает за них награду в Царстве Небесном. На венчике находится изображение Господа Иисуса Христа, Богородицы и святого Иоанна Предтечи, Крестителя Господня, со словами Трисвятого ("Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас") — свой венец, который дается каждому по совершении подвига и соблюдении веры, усопший надеется получить по милосердию Триединого Бога и по ходатайству Божией Матери и Предтечи Господня.

Тело усопшего по положении в гроб покрывают особым белым покровом (саваном) — в знак того, что усопший, как принадлежавший к Православной Церкви и соединившийся со Христом в ее святых таинствах, находится под покровом Христовым, под покровительством Церкви — она до скончания века будет молиться о его душе.

Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед домашними иконами. В доме зажигается лампада (или свеча), которая горит до выноса тела покойного. Вокруг гроба крестообразно зажигают свечи (одну у головы, дру­гую у ног и две свечи по бокам с обеих сторон) — в знак того, что умерший перешел в область незаходимого све­та, в лучшую загробную жизнь. Нужно сделать все необходимое, чтобы ничто лишнее не рассеивало скорби о почившем, не отвлекало внимания от молит­вы о его душе. Однако не следует в угоду бытующим кое-где суевериям класть в гроб хлеб, шапку, деньги и другие посторонние предметы — в гроб приличествует полагать только цветы Благоухание цветов — это фи­миам Богу; цветы-кадильницы возно­сят ароматами хвалу


**** Святую воду обычно приносят из церкви, хотя водосвятный молебен может быть отслужен и на дому. Водосвятным молебном (водоосвящением или во­досвятием) называется обряд, в котором священник призывает благословение Божие на воду и ей в чинопоследовании молитв и священнодействий сообщают­ся особые благодатные свойства.


Творцу, славят Его своими чистыми ликами. Они же напоминают нам об эдеме, о райском саде, являясь украшением природы — престола Божия. Недаром святой пра­ведный Иоанн Кронштадтский гово­рил, что цветы — это остатки рая на земле.

Затем над телом умершего начина­ется чтение