Ритуал прощания
в иудейской культуре.Понятно, что по своим религиозным воззрениям такие народы не могли создать своего направления в искусстве бальзамирования. Но и эти древние народы тем не менее в некоторых случаях прибегали к нему, о чем свидетельствуют как книги, так и археологические раскопки. В главе 50-й книги Бытия: после кончины Иакова, нареченного Израилем, "Иосиф пал на лице отца своего, и плакал над ним и целовал его. И повелел Иосиф слугам своим — врачам бальзамировать отца его; и врачи набальзамировали Израиля. И исполнилось ему сорок дней; ибо столько дней употребляется на бальзамирование". (Здесь мы встречаемся с третьей, после Геродота и Диодора, библейской версией относительно сроков бальзамирования). Перед смертью Иаков заповедал похоронить его с отцами своими в земле Ханаанской. Далее в этой главе подробно описываются похороны, 70-дневное оплакивание в Египте, долгий путь на родину, прощание — как нечто удивительное, особенное, необычное, несвойственное данной культуре. Здесь обнаруживается сильнейшее влияние культуры египетской, которую Иосиф воспринял с юности, будучи в семнадцать лет проданным братьями измаильским купцам, везущим верблюжьим караваном в Египет бальзам и ладан. В самом конце 50-й главы сообщается, что Иосиф тоже, как отец его, просил перед смертью: "Вынесите кости мои отсюда". И далее: "И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его, и положили в ковчег в Египте" для отправки на родину.
У арабов в их письменных источниках, естественно, нет упоминаний о бальзамировании покойных. Не содержится их в медицинских трактатах великого Авиценны, хотя философское обоснование его "Канона врачебной науки" базируется на идеях Аристотеля и отчасти неоплатоников. Однако ислам в те времена имел уже трехвековую историю и определяющее влияние в Иране и Средней Азии. Отсутствие сведений о бальзамировании в письменных источниках мусульманских народов не означает, что на практике оно не осуществлялось. Так, в усыпальнице династии Тимуридов в самаркандском мавзолее Гур-Эмир при вскрытии в 1941 году гроба основателя династии Тамерлана, как свидетельствует известный антрополог, археолог и скульптор М.М.Герасимов, ощущался сильный запах камфары, ладана, канифоли, ароматических смол, который присутствовал затем длительное время, что несомненно означает — проводилось бальзамирование.
Могила сына Тимура Шахруха находилась в таком месте мавзолея, которое дважды оказывалось водой. Несмотря на то, что затопление крайне неблагоприятно для сохранения останков, на них были обнаружены даже мышечные ткани. Известно к тому же, что Шахрух умер в1447 году в Герате. Долгий караванный путь из Герата в Самарканд к усыпальнице Тимуридов тело покойного не выдержало бы без бальзамирования.
Таким образом, в XIV—XV веках в Средней Азии бальзамирование тел умерших правитлей, хоть и далеко не всегда, но все-таки проводилось. В ту пору и ранее, весь период Средневековья редко осуществлялись попытки сохранения останков даже великих людей и в Европе, в частности, известно проводилось бальзамирование тел некоторых французских королей. Бальзаматоры называют этот период алхимическим, считая его вторым вслед за религиозно-мистическим. Причем, если к первому они и по сей день относятся с большим вниманием и уважением изучая его возможности, осваивая в современной практике все полезное, что удается перенять, то второй наименее интересен для науки и практического применения, так как средневековые алхимики искали новые способы бальзамирования без всякого логического и научного смысла, хотя и не щадили для этого ни сил, ни времени, ни средств.
С наступлением XVIII века искусство бальзамирования прочно становится на научную основу, опираясь ни достижения химии физики, биологии. В Европе в то время работали в этом направлении известные ученые Понтер, Палентано, Шассе, Гональ, Трончини Лясковский. Опыт первых русских анатомов Щепина, Протасова, Мухина и других не сохранен, так как не осталось их записей.
В России точные описания по бальзамированию появились в XIX веке, это, в частности, руководство по хирургии бальзамирования академика И.Буша, написанное в 1831 году, труды основоположника топографической анатомии-профессора И.В.Буяльского. Интересные, вносящие новый вклад в развитие науки монографии удавалось не всегда опубликовать сразу, при жизни авторов. Так, одновременно с И.В.Буяльским, В.Грубером, Спасским работал над созданием собственных препаратов и приемов их введения профессор Харьковского университета А.Венедиктов. Он применял скипидар, мед и воск, использовал в своей практике метод обмотки бинтами, смоченными в растворе воска, как у египтян. А трактат его удалось напечатать лишь в самом конце века профессору М.Попову, который сам известен как один из искуснейших бальзаматоров своего времени, добившийся очень стойких длительных результатов. Многие медики, его современники, восхищались обликом прекрасной молодой девушки, наблюдаемой ими в витрине кафедры анатомии: в волнах розового газа она походила на спящую красавицу.
Профессор М.Попов вместе с известным биологом Д.Зерновым бальзамировал тело покойного русского государя Александра III в 1894 году. Долгое время он применял раствор хлористого цинка в спирте и карболовую кислоту. Он по достоинству оценил новое бальзамирующее средство — формалин, открытый Блюмом в 1893 году.
Русские анатомы нередко работали вместе с европейскими. Так, А.Виноградов подробно описал бальзамирование умершего 27 мая 1840 года гениального скрипача Никколо Паганини (погребение его в земле римская католическая церковь позволила произвести лишь в 1896 году, то есть спустя 56 лет после смерти). Это показывает, что более чем за полвека до открытия формалина, определившего на долгие годы, вплоть до наших дней, новый этап в развитии анатомической консервации, европейская медицина и, в частности, русская школа имели весьма впечатляющие успехи.
В 1935 году в Москве была создана Лаборатория под руководством академика Б.И.Збарского, которая за полвека своего существования забальзамировала тела многих исторических деятелей современности. Так, в 1945 году проводилась работа по сохранению тел Г.Димитрова в Болгарии и К.Готвальда в ЧССР. В Монголии — тела Чойболсана. В настоящее время их сохранение прекращено по причинам, не связанным с научными и практическими возможностями, так же, как был прекращен уход за телом И.В.Сталина, забальзамированным и помещенным в Мавзолей на Красной площади в марте 1953 года.
Большим успехом Лаборатории является сохранение тела первого президента ДРВ Хо Ши Мина в условиях тропического климата в саркофаге Мавзолея в Ханое. Более десяти лет в специальном временном саркофаге хранилось тело президента Анголы, председателя МПЛА партии труда А. Нето, умершего в Москве в 1979 году.
В 1994 году в Лабораторию обратились представители Сибирского отделения Академии наук с просьбой помочь в консервации останков мумий из Алтайского захоронения. К содействию московских бальзаматоров прибегают специалисты самых разных отраслей науки, культуры, а также судебно-медицинской практики, велик их авторитет, признанный во всем мире.
КАТФАЛЬНЫЙ АВТОТРАНСПОРТ
Московские старожилы еще помнят те времена, когда на улицах города можно было встретить похоронные процессии, следующие за медленными дрогами с высоким балдахином. Еще в конце пятидесятых годов темный, торжественно убранный возок с парой коней в черных покровах не был здесь редкостью, хотя первые катафальные автобусы появились задолго до войны, а специальная автобаза городской похоронной службы была создана в 1938 году. Она имела небольшой автопарк и находилась при Калитниковском кладбище. В использовании на похоронах автобусов-катафалков, равно как и других видов автотранспорта, не было особой необходимости, так как путь был сравнительно недалек почти из любого места города до одного из кладбищ, которые в большинстве своем были тогда действующими.
В середине 50-х годов автобаза городской похоронной службы насчитывала всего полсотни катафальных автобусов. Потребность в транспортных услугах значительно увеличилась в 60-е годы с ростом городской территории более чем в два с половиной раза.
Если в траурной церемонии участвует духовой оркестр, то для доставки оркестровой группы к выносу гроба у дома покойного и затем на кладбище оформляется заказ на отдельный автобус. В прежние годы такие заказы поступали очень часто, и оркестровых групп было вдвое больше, чем в настоящее время, соответственно, и транспорта для них выделялось больше. Затем традиция сопровождения похорон траурными маршами духового оркестра стала несколько ослабевать, но в последние годы вновь оркестр играет на траурных церемониях все чаще, особенно, если в последний путь провожают военных или ветеранов армии, Великой Отечественной войны.
САРКОФАГ, ДОМОВИНА, ГРОБ
Традиция помещать умершего человека для захоронения в специальный саркофаг восходит к глубокому прошлому. Первоначально в Древней Греции для их изготовления использовалась особая разновидность известняка, именуемая саркофагом. Как видим, название это перешло на само изделие из этой породы. В древности саркофаги применялись только для погребения наиболее знатных вельмож, были украшены скульптурой и росписью и даже имели архитектурное оформление. Такие саркофаги, помимо своего основного назначения, обладали художественной ценностью и впоследствии для других поколений имели большое историческое значение, воссоздавая культуру и быт древних народов.
До наших времен дошли древнеегипетские изделия для мумий фараонов и знати. Они были прямоугольными и двойными. Внутренние, похожие на современный гроб, были изготовлены из твердых пород дерева или из драгоценных металлов: серебра и даже золота. Внутренний саркофаг, как правило, повторял основные линии фигуры умершего, имел не только мумиеобразную форму, но и чеканный или резной портрет покойного, а также выбитые надписи молитв, магических заклинаний, изображения божеств, мифологических и ритуальных сцен. Внешние саркофаги делали из камня.
Сказанное выше позволяет судить о том, что древний обычай помещать тело умершего в специальный украшенный саркофаг чаще всего предусматривал также и последующее строительство отдельного архитектурного сооружения для самого саркофага. Они были разными по размерам, материалу, из которого изготавливались, по форме, внешнему и внутреннему убранству. Многие сооружения отличались монументальностью и высокой художественностью оформления. К древнейшим из них относятся египетские пирамиды, микенские купольные гробницы, скифские курганы, а также скальные гробницы и мавзолеи.
Христианские гробницы часто помещали внутри храмов и церквей и под ними — в подклете и склепах, называемых усыпальницами (например, украшенная резным орнаментом, гробница Ярослава Мудрого — в Киевском Софийском соборе, гробница М.И. Кутузова — в Казанском соборе Санкт-Петербурга, гробницы патриархов и митрополитов — в Успенском соборе Московского Кремля, гробницы великих князей московских и государей — в Архангельском соборе Кремля).
Само общеславянское слово "гроб" имеет первоначальное значение — "яма", "могила". Действительно, наши предки — древние славяне в дохристианский период не хоронили своих покойных в том гробу, который подразумевается современным значением этого слова. Умершего опускали в могилу, выкопанную в земле в виде большого дома, клали туда дроги с кучером, имевшие соответственное оформление.
Изготавливались гробы в небольших мастерских, разбросанных по всей Москве. Со временем, естественно, их стало больше, некоторые из них значительно укрупнились, потому что город рос и одновременно старел, подобно большинству крупных европейских городов, но, как это ни странно, традиция делать гробы силами небольших мастерских сохранялась очень долго, вплоть до наших времен.
Лишь в годы после Великой Отечественной войны эти территориально разрозненные мастерские были объединены в один небольшой заводик. Его современное название — Участок по изготовлению похоронных принадлежностей ГП "Ритуал", хотя никаких других принадлежностей, кроме гробов, он никогда не выпускал.
Расположился Участок на севере Москвы при Миусском кладбище, которое было основано во время эпидемии чумы в 1771 году за Камер-Коллежским валом. Сейчас это кладбище закрыто, а в прошлом здесь хоронили в основном простых горожан, среднее сословие: мещан и ремесленников из соседних Марьиной рощи и Бутырок.
Продукция небольшого заводика предназначена для горожан со средним и небольшим достатком. Многие работники участка еще помнят то время, когда самый дешевый гроб стоил пять рублей. Первоначально он был крашеным, как и весь другой товар. Эту операцию на производстве выполнял малярный участок. Процесс был довольно долгим: каждое изделие нужно было подготовить — тщательно зашпаклевать, много времени уходило на то, чтобы высушить краску. Трудоемкая операция с годами стала сдерживать само производство, поэтому вместо краски решили использовать обивочный материал, причем не только для внутренней части гроба, как это делали в прошлом веке, но и для драпировки всей его поверхности.
Примечательно, что сначала этот метод начали применять для обивки гробов, выполненных по так называемому высшему разряду, которые и сейчас еще, по старой памяти, зовутся правительственными. Название это не было условным, потому что в былые годы их делали исключительно на заказ для торжественных церемоний погребения членов советского правительства. Такие гробы имели обивку из шелка и стоили много дороже, чем изделия массового производства.
Простые гробы обивали тканью попроще. Брали для этого ситец и сатин, а еще раньше — даже штапель. Сейчас полностью перешли на искусственные ткани взамен хлопчатобумажных. Такая ткань лучше драпируется, из нее получаются пышные рюши, которые используются для внешней отделки гроба и крышки. Для этого ткань раскраивают специальным рифленым ножом на полосы, из которых затем швеи сшивают рюши в байтовую складку.
Для производства гробов используются разные породы дерева в зависимости от того, откуда, из какой местности поступают на завод пиломатериалы. Часто на эти изделия идут хвойные породы деревьев: сосна, лиственница, ель. Из лиственных пород — деревья нашей средней полосы: осина, береза, липа. С березой приходится работать очень внимательно и бережно из-за того, что ее древесина — хрупкая, ломкая, легко может выщербиться. Куда лучше в этом отношении липа, но ее завозят реже. Липа растет очень медленно, поэтому не годится для частых массовых поставок.
Когда-то здесь обрабатывали даже дуб, но сейчас от этой практики отошли: и дорого, и трудоемко. Дуб — не береза, древесина у него очень крепкая, обрабатывать приходится долго.
Да и раньше из него делали исключительно правительственные домовины, проходившие под названием "изделие № 6".
Цветовое решение массовых изделий разнообразно. Они могут быть не только красными и черными, но и бордовыми, сиреневыми, голубыми, даже розовыми и бирюзовыми, но последние из названных цветов идут на отделку гроба реже. Конечно, в таком деле, как и в любом другом, тоже должен присутствовать вкус. Работники, занимающиеся оформлением гроба, стремятся, чтобы изделие было достаточно торжественным и красивым, и в то же время выглядело достойно и уместно, чтобы оно соответствовало скорбному и горестному моменту последнего прощания с близким человеком, не вносило диссонанс в траурную церемонию похорон. Обивочная ткань имеет приглушенную матовую окраску.
Возможность предоставить своим богатым соотечественникам выбор предметов ритуала западного образца появилась в нашей стране совсем недавно. Преимущественно это мелкосерийные и даже штучные изделия из лучших сортов древесины, которая проходит тщательную подготовку и обработку, прежде чем ее начнут использовать, Для работы с деревом за границей применяются новейшие и самые эффективные сушильные аппараты.
Все импортные гробы сугубо деревянные, обитые тканью только изнутри. Вот поэтому столь высокие требования предъявляют при их изготовлении к качеству древесины. Часто поверхность гроба и крышки только полируют или покрывают лаком, а само изделие сохраняет естественный природный цвет дерева, выявляющий его структурные особенности, Однако ряд стран предпочитает тонировать свою продукцию и даже покрывать краской, используя при этом, как правило, строго ограниченную колористику: бордово-коричневую и ахроматическую гамму (черный, серый, белый цвета).
Обычно они импортируются из Польши, Чехии, Италии, Канады, Франции, Финляндии и США.
Фирменные гробы чешского производства изготавливаются из сосны с последующей покраской и лакировкой. Традиционно в качестве их украшения применяется инкрустация по дереву или деревянная аппликация в виде веточек, веночков, вензелей и даже отдельных сюжетов из Библии.
Итальянские гробы часто бывают выполнены из бука и отделаны резным орнаментом. Резьба по дереву иногда представляет собой целые сцены из жизни Христа. На крышках по христианскому обычаю изображен крест или крест с распятием.
Гробы из Америки — самого высокого качества. На изготовление каждого уходит немало времени — месяц и более. Подобно предметам искусства, он делается вручную, а не на станке, деревянные доски тщательно подбирают по рисунку, полируют. В производстве используют твердые породы деревьев, в том числе редкие: тополь, вишню, канадский и североамериканский клены. Самые дорогие штучные изделия — из ореха, обладающего прочной и плотной по структуре древесиной. Ствол ореха не бывает широким поэтому требуется особое мастерство и умение во время сборки самого гроба. Его стенки и крышка по периметру богато инкрустированы позолоченными деталями, украшены резными колонками и барельефами из металла. Внутренняя часть гроба имеет мягкую постель, высоту которой можно регулировать с помощью особого приспособления в зависимости от размеров покойного.
Для внутреннего убранства всех импортных гробов используют натуральный шелк, креп, велюр. Расцветки этих тканей сочетаются с колером самих изделий. Наиболее часто это белый, бежевый, бордовый цвета. Внутренняя часть оформляется очень изысканно: в виде ракушек, шкатулок, ткань укладывают складками, гофрируют, иногда симметрично пробивают пуговичками, обтянутыми тем же материалом. Нередко из ткани делают кант с богатой золотой каймой. Соответственно обивают изнутри и крышку гроба.
Разнообразны изделия не только по цвету и внутреннему убранству, но и по форме. Здесь имеются свои каноны в зависимости от вероисповедания. Гроб, предназначенный для погребения православных христиан, традиционно широкий в изголовье и узкий в ногах, крышка у него съемная, при прощании с покойным ее ставят на пол узким концом. Нестандартные гробы, размером больше обычных, зачастую имеют сугубо прямоугольную форму и, подобно отечественным аналогам, зовутся колодой.
Форма католического гроба напоминает шестиугольник с узким изголовьем, расширяющимся к центру и вновь сужающимся к ногам. Внешний вид его более других напоминает древний египетский саркофаг, повторяющий основные линии фигуры покойного. Такой гроб поэтому условно зовется саркофагом.
Устройство гробов американского производства отличается от остальных, например, крышка распахивается в сторону, как дверца шкатулки. Иногда крышек бывает даже две в ряд. При прощании с умершим одна из них закрывается и на нее кладется покрывало, а другая остается открытой.
Почти все американские гробы имеют ручки самых разнообразных форм, а именно: сделанные как деревянная перекладина во всю длину гроба с обеих сторон (они крепятся с помощью металлических держателей), а также в виде отдельных скоб по две, а чаще — по три в ряд из металла или сверхпрочного пластика, украшенных позолоченными набалдашниками. Даже в торцах гроба размещено по одной ручке, так называемой поворотной.
ЦВЕТЫ, ВЕНКИ И СИМВОЛИКА
Цветы как одно из наиболее признанных и любимых всеми украшений вошли в обычаи и ритуалы древних народов далеко не сразу, по крайней мере, гораздо позже, чем возникла потребность в торжественном погребении умерших.
Обряду, связанному с проводами покойного в последний путь, культура и быт древней старины придавали большое значение. И вместе с тем в качестве атрибутов погребения использовали предметы до известной степени прозаические и даже, говоря современным языком, утилитарные. В саркофаг, гробницу или склеп рядом с усопшим полагали сосуды с напитками и благовониями, яства, мелкую обиходную утварь, которую далеко не всегда можно было расценить как украшение: гребни, пуговицы, монеты, кольца и прочее. Однако такая традиция была не так проста, как это нам кажется сегодня, имела глубокие корни, не только отражала представления наших предков о загробной жизни, но и выявляла их бессознательное стремление передать для вечности вместе с человеком, отошедшим в мир иной, лучшие творения рук своих, в которых воплотились знания и опыт, накопленные человечеством за тысячелетия.
Нельзя сказать, что цветы вообще не находили места в ритуальных обычаях старины. В традициях многих народов, и в том числе славянских, очень рано возникло особое трепетное отношение к этим божественным растениям, оно лежит в основе многих сказок, легенд, поверий. Цветы привлекли внимание людей редким красочным видом, способствовали миропониманию, что нашло например, отражение в этимологии общеславянских слов "цветок" и "цвет" (в значении "колер"), в первоначальном значении слова "красный" — то есть "красивый". Таким образом, происхождение этих слов подтверждает, что в сознании славянских народов цветок исстари олицетворял понятие о красоте.
Исследователь русских простонародных праздников и обрядов И.М. Снегирев отмечает, что растительная зелень и цветы с глубокой древности на Руси пользовались большим уважением. Известно, что не только наши предки, но и другие народы в язычестве обожествляли старые деревья, совершали под их сенью празднества, жертвоприношения. Все эти обряды были связаны с идеологическими воззрениями древних, с их понятиями о мироздании, судьбе, жизни и смерти. Древние римляне, например, в мае, на пороге весны и лета, украшали себя и гробницы предков розами, которые у них посвящались усопшим.
Уже в раннем периоде христианское мировоззрение по-особому свято относилось к красоте земной природы — творению Божию, полагая, что именно через прекрасную и мудрую природу проходит путь любви и познания Господа.
Зеленью и живыми цветами украшается храм — дом Божий: цветами убирают царские врата, чтимые храмовые иконы, икону праздника, из цветов составляют буквы пасхального приветствия "Христосъ Воскресе'". В убранстве храмов используют самые красивые и благоуханные цветы: розы, пионы, ирисы, георгины, гладиолусы, астры, хризантемы. По древней традиции, Церковь сохраняет верность глубокой символике цвета в облачении священнослужителей и украшении цветами храмов в определенные праздничные дни. Например, в День Святой Троицы, Духов День надеваются зеленые одежды, в Вознесение и Преображение — белые. В дни чествования Креста Господня цвет риз — фиолетовый или темно-красный, в посты — темно-синий, фиолетовый, темно-зеленый, темно-красный, черный. В праздники Богородицы облачения голубые, а в дни памяти мучеников — красные.
Цветы и зелень призваны выразить духовный смысл отмечаемого Церковью события. На Рождество Христово храм украшают пахучими еловыми ветками — вечнозеленая ель стала символом древа жизни и рождения Спасителя. В Вербное воскресение (Цветоносная Неделя, Вход Господень в Иерусалим) православные храмы украшаются веточками цветущей вербы — символом победы Господа над адом и смертью. На четвертой неделе Великого поста, известной в народе под именем Крестопоклонной, в храмах совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню: батюшка выносит из алтаря на траурном в золоте покрове убранный цветами Крест, в композицию вводится красный цвет — знак приближающихся Страстей
Христовых. На Страстной неделе в Страстной Пяток плащаницу Спасителя убирают, по обычаю, красными цветами.
Зелень, цветы, растения сопутствуют праздникам седьмой недели после Пасхи — Недели Святых Отцов, праздникам, в которых издавна переплелись древнеславянские обряды с православными христианскими. И скорее всего, именно от этих народных обычаев ведет свое начало православная традиция провожать и поминать усопших цветами и венками. Неделя эта в народе носит название "семиковой", "зеленой", "гряной". Особо отмечены три ее дня: Семик, приходящийся на четверг; родительская суббота; Троица — воскресенье, 50-й день после Пасхи.
Семик открывал сложный древнеславянский комплекс обрядов, связанных с культом мертвых и весенним земледельческим циклом, знаменующих прощание с весной и встречу лета, прославляющих зеленеющую землю с центральным персонажем — березкой. На березах завивали венки, пели обрядовые песни, водили хороводы, посещали кладбища. В "Поэтических воззрениях славян на природу" у А. Афанасьева читаем:
"В этом день весь народ отправляется в поля и рощи, собирает разные травы, преимущественно благовонные: чабрец, мяту, зорю и калуфер, рубит молодые березки и другие деревья. В то же время по городам и селам стены внутри домов убираются деревянными ветвями, полы устилаются скошенной травою, окна — пахучей зеленью и цветами. По дворам и улицам устанавливаются в землю целые ряды березок, липок, кленов, так что каждый город и деревня превращаются на несколько дней в зеленые сады".
Плетение зелени в виде венков — обычай весьма древний. Почти все народы использовали венки во время приношения жертв. Греки и римляне надевали их себе на голову в дни народных празднеств и общественных торжеств — венок считался эмблемой бессмертия, знамением переселения души на небо и союзом смертью почивших с живыми. Можно предположить, что и зеленый венок на Семик у наших предков отчасти имел ту же символику. Одним словом, народные традиции в его праздновании хорошо стали сочетаться с христианским поминовением умерших, совершаемым на этой же неделе — в Троицкую родительскую субботу.
Знаменательно также соединение православной христианской и народной традиций поминовения усопших в обычае, жившем еще в XIX веке, посещать всем миром раз в году накануне Троицы убогие дома так называемые скудельницы, которых было немало на Руси, особенно в Москве. С крестным ходом, в сопровождении архиереев несли люди для бедных и бездомных гробы и саваны, холсты и полотно, венки и цветы. Цари любили посещать убогие дома и делали в них большие вклады для нищей братии и для поминовения всех от века почивших православных христиан.
Православная Церковь на Святую Троицу также убирает свои храмы разными деревьями и ветками, травами и цветами. Для этого обыкновенно на Руси еще накануне прихожане привозили деревья, расставляли их около перил, столбов, клиросов и по углам храмов, пол усыпали травой, иконы украшали цветами. Утром женщины, девушки и дети приходили к обедне с пучками цветов и пахучих трав. В этот день зелень служит знамением новой духовной жизни, открывшейся с сошествием Святого Духа на апостолов, и выражением веры в Воскресение мертвых, поминаемых под Троицын день. В народе утвердился обычай весь год хранить троицкую зелень, почитая ее целебной при недугах душевных и телесных. А березка получила у нас на Троицу преимущественное значение как символ весны духовной, самой Церкви Христовой, подобно тому, как с древних времен масличная ветвь стала символом мира, лавровая — победы и славы, дубовая — мужества.
Неделя после Троицы и Семика — дни Пятидесятницы издавна посвящались на Руси обычаю, называемому "развиванием" венков и пусканию их на воду. Девицы и парни гадали о брачном союзе, супружеской любви, жизни и смерти. Гадали на венках и другие народы древности, греки также бросали их в воду. Вообще, венок имел, кроме всего, значение любви и брака (отсюда выражение "идти под венец"), увенчивал избранных. Венок из лавровых листьев в Древней Греции считался атрибутом олимпийских богов, верховной власти на земле или наградой за высшие достижения. Нимб — сияние в виде венца — был и остается признаком богоизбранности.
Таким образом, христианская религия усилила в символическом значении цветов и венков оттенок возвышенного, но не в понимании высокопоставленного, а как духовно высокого, и современная традиция провожать в последний путь покойного с цветами, зеленью и венками сложилась под многовековым взаимовлиянием народной и христианской культур. Православная традиция обряда прощания с усопшим стремилась в цветах и венках выразить надежду на его воскресение и вечную жизнь, а также почтить христианские достоинства умершего. Для погребального украшения выбирались растения сообразно их символическому значению: красные розы знаменовали мученичество; фиалки, лилии и белые розы — нравственную чистоту; барвинок, плющ, мирт, сосна и ель — никогда не прекращающуюся жизнь и не прерывающуюся любовь к умершим; кипарис являл собой знак праведника, утвердившегося в благодати Божией; верба — новую жизнь и воскресение. Позднее символика растений забылась, в обрядах прощания появилось много светской суеты, далекой от идеалов православия. В связи с этим Святейший Синод в 1889 году вынужден был воспретить ношение при погребальных процессиях венков с надписями и иных знаков и эмблем, не имевших церковного или государственного значения. Тогда же была запрещена светская музыка при погребении.
История помнит пышные похороны погибших героев нашего Отечества во время войны с французами 1812 года — с цветами, венками .и гирляндами, со всеми воинскими почестями. Гирлянды ("венки" в переводе с итальянского) представляли собой листву, цветы или плоды, перевитые лентами и сплетенные в полосы. Их сначала употребляли для украшения зданий во время торжеств, они являлись распространенным декоративным мотивом в античной живописи и скульптуре и до настоящего времени применяются в отделке надгробных сооружений.
В XIX веке в России в обычных похоронах, не связанных с воинской славой либо гражданскими почестями, куда большее значение придавалось все же вечнозеленому можжевельнику с его душистым смолистым запахом,