Правовые основы социальной защиты беспризорных и безнадзорных детей на примере Подразделения по делам несовершеннолетних г. Тында

– направление, в котором в соответствии с Федеральным законом № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» работают все учреждения образования во взаимодействии с городскими структурами – учреждениями системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности. Общеобразовательными учреждениями обеспечиваются: раннее выявление семей «группы риска», семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями и отклонениями в развитии, из которых, как правило, пополняются ряды социальных сирот.

С целью совершенствования социально-психологической поддержки участников образовательного процесса в городе развивается система комплексного психолого-педагогического и социального сопровождения детей всех возрастов и категорий, а также оказывается психологическая поддержка и всесторонняя помощь родителям этих детей. На первое место выдвигаются задачи разработки модели и технологии психолого-медико-социального сопровождения детей, родители которых недобросовестно относятся к обязанностям по их воспитанию и содержанию. Очевидно, что основным объектом поставленной задачи является неблагополучная семья, поэтому цель профилактики сводится к тому, чтобы устранить причину неблагополучия, следствием которого может быть уход ребенка из семьи. Таких причин неблагополучия существует более десятка. Специалистами, которые эффективно осуществляют эту деятельность и работают с детьми, являются 9 педагогов-психологов и 11 социальных педагогов системы управления образованием города. Они помогают детям в разрешении сложных жизненных ситуаций, развивают в них стремление и способность преодолевать проблемы, отстаивают их права и законные интересы. Педагогические коллективы и специалисты по охране прав детства, подчас, берут на себя функции реабилитационного центра, создание которого стало остро необходимым в Тынде.

В ведении управления образования находятся две группы социальной поддержки на 50 мест при детском саде «Теремок». В них находят временный приют дети от 3 до 14 лет. За год через группы проходят около 100 несовершеннолетних, переживающих кризисные состояния семьи или потерю родителей. Группы не имеют юридического статуса, этот вопрос стоит на постоянном контроле прокуратуры.

Содержание одного ребенка в группе социальной поддержки составило:

в 2003 году – 4 258 рублей

в 2004 году – 6 044 рублей

в 2005 году - 6290 рублей

Фактические расходы городского бюджета на группы социальной поддержки по основным статьям экономической классификации таковы:

2003г. – 1 млн. 737 тыс. 470 рублей

2004г. – 2 млн. 30 тыс. 920 рублей

2005г. – 2 млн. 490 тыс. 500 рублей

Но пока в городе не создано иное учреждение социальной реабилитации несовершеннолетних, силами управления образования за счет средств местного бюджета обеспечивается право детей на выживание (право на кров, заботу, защиту от физического и психологического насилия). Выявление, учет и устройство детей, для которых реальностью стал факт оставления без родителей - системная кропотливая работа специалистов по охране прав детства городского управления образования. Проблема социального сиротства является актуальной для нашего города. Только благодаря профилактическим мероприятиям с 2003 по 2006 годы количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей балансирует на практически одном уровне. Из примерно 10 тыс. детского населения – 155 – дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Ежегодно регистрируется до 45 случаев, когда в результате смерти родителей, либо добровольного оставления в лечебном учреждении, либо лишения родительских прав, дети остаются без тех, кто подарил им жизнь. Так в 2005 году статус «оставшихся без попечения родителей» был установлен в результате:

смерти родителей - 9 детей (21 % случаев),

отказа в родильном доме - 3 детей (7 % случаев);

лишения родительских прав - 15 детей (35 % случаев);

добровольной передачи на воспитание

родственникам по причине невозможности

содержать и воспитывать ребенка - 16 детей (37 %).

Таким образом, 21 % выявленных детей стали сиротами по естественной причине, а в 79 % случаев дети оказывались вытесненными из семейного окружения и становились сиротами при живых родителях, т.е. по социальным причинам (отсутствие работы, жилья, алкоголизм, аморальный образ жизни родителей).

По инициативе управления образования за период 2003-2006 годы:

- лишено родительских прав 68 родителей в отношении 85 детей,

- ограничены в родительских правах 2 родителей в отношении 2 детей,

- в судебном порядке признано безвестно отсутствующими 5 родителей в отношении 6 детей,

- успешно завершился розыск 7 отцов, отдельно проживающих от детей, фактически оставшихся без попечения взрослых – дети переданы родителям.

О заниженной степени родительской ответственности наглядно говорит статистика лишенных родительских прав Тындинским районным судом в табл.2.7.


Таблица 2.7 - Статистика о лишении родительских прав по г. Тында

1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
14 чел. 22 чел. 7 чел. 11 чел. 26 чел. 36 чел. 31 чел. 23 чел.

В образовательных учреждениях ежегодно разрабатывается и претворяется в жизнь комплекс мероприятий, направленных на предотвращение деградации и распада семей, пропаганду лучших семейных традиций. Необходимо продолжить взаимодействие со средствами массовой информации, чтобы наполнить эфир городского телевидения и полосы газет публикациями, отвечающими государственной задаче – профилактике социального сиротства. Считаем необходимым создание качественной социальной рекламы на телевидении и в прессе о ценностях семейного воспитания.

Сегодня в нашем городе проживают 145 детей, находящихся под опекой и 10 детей, имеющих право на государственное обеспечение, которые ожидают определения в интернатные учреждения Амурской области (табл.2.8).


Таблица 2.8 - Дети направленные из г. Тында в интернатные учреждения Амурской области за период с 1992г.по 01.03.06г.

1992 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
2 4 14 3 11 3 9 6 7 9 3 9 12 14 10
Всего: 116 детей

Из 155 детей состоящих на учете сектора по охране прав детства, 93 получают пособие на свое содержание. Объемы субвенций областного бюджета на выплату пособий детям-сиротам составили:

2003г. - 3 млн. 391тыс. 491 рубль,

2004г. – 4 млн. 66 тыс. 286 рублей,

2005г. – 3 млн. 958тыс. 746 рублей.

Размер опекунского пособия с 1 января 2006г. увеличен до 3869 рублей, выплата производится регулярно, задержки выплат не допускались.

За 2005-2006 г.г. управлением образования исполнено более 400 обращений в адрес организаций и частных лиц с целью защиты и восстановления прав детей.

В ноябре 2005г. организована и проведена родительская конференция, посвященная проблемам воспитания и обучения детей из социально-уязвимых категорий. Советом управления 27 декабря 2005г. утверждена подпрограмма «Профилактика социального сиротства на территории г.Тынды на 2006-2010 годы», включенная в городскую программу «Развитие системы образования города Тынды».

Сегодня управление образования г.Тынды находится на этапе поиска современных методов решений задач по устройству детей-сирот и выполнению функций по их правовой защите.

Приоритетными формами устройства детей являются усыновление и передача под опеку в семьи граждан. Устройство в семью гарантирует несовершеннолетним наиболее комфортные условия проживания и максимальную защиту личных и имущественных интересов.

Одной из традиционных форм защиты интересов несовершеннолетних является усыновление отчимом или мачехой, так производится большинство усыновлений: 2003г. – 8 детей усыновлено,

2004г. – 4 детей усыновлено,

2005г. – 6 детей усыновлено

Подбор усыновителей и детей для производства усыновления (удочерения) – процесс чрезвычайно сложный и ответственный. В 2003 году усыновлено посторонними лицами – 2 детей, в 2004г. – 1, в 2005 – 2 детей. Контроль за условиями содержания и воспитания этих детей доказывает, что все произведенные усыновления успешны и максимально соответствуют интересам несовершеннолетних.

Ведется учет лиц, желающих принять детей на воспитание в семьи, хотя имеется потребность в регулярном пополнении этого банка данных. Большую поддержку в поиске кандидатов в усыновители (опекуны, попечители) управлению образования оказывают образовательные учреждения города и медико-социальный центр «Гармония». Недостаточно отработана модель взаимодействия органа опеки и попечительства с органом Загса и медицинскими учреждениями г.Тынды по работе с потенциальными усыновителями, опекунами, попечителями. Можно было бы использовать возможности этих служб, непосредственно контактирующих с различными категориями населения, в расширении форм устройства детей, в соответствии с Семейным кодексом РФ.

На территории г.Тынды нет приемных семей, что объясняется отсутствием стимулов у населения улучшить свои жилищные и материальные условия, приняв на воспитание детей-сирот. Очевидно, что нами недостаточно используются в этом направлении и средства массовой информации.

С начала 2005г. устроено 2 детей в детский дом № 1 г.Райчихинска, 1 ребенок – в областной Дом ребенка, 2 – в приют п. Чильчи. Преимущественная часть детей-сирот и детей, оставшихся без родителей устраивается под опеку родственников.

Статистика последних лет такова:

на начало 2003 года – на учете 142 ребенка, находящихся под опекой,

на начало 2004 года – на учете 140 детей,

на начало 2005 года – на учете 147 детей,

на 1 января 2006 г. – на учете 139 детей,

Управлением образования не менее двух раз в год осуществляется контроль за воспитанием детей в семьях опекунов, за использованием средств, выделяемых на содержание опекаемых. Эта работа налажена и осложняется лишь недостаточной обеспеченностью специалистов транспортом.

Опекунам и попечителям систематически оказывается помощь по различным вопросам: юридическое консультирование, устройство в детские сады, оздоровительные лагеря, материальная помощь через управление соц. защиты на лечение, приобретение одежды, канцелярских принадлежностей.

Из средств областного бюджета в летний период оплачивались путевки для всех нуждающихся: 50 детей названной категории посещали бесплатно оздоровительные пришкольные лагеря. На летнюю оздоровительную кампанию для детей-сирот 2005г. израсходовано 127 350 рублей.

Льготным (дотационным) горячим питанием в школах за счет местного бюджета обеспечены 58 учащихся из категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Защита жилищных и имущественных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одним из основных направлений работы сектора по охране прав детства и осуществляется в соответствии с нормативно-правовой базой: Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ, Законом Амурской области № 75-ОЗ от 05.06.1998г. «Об опеке и попечительстве на территории Амурской области», совокупностью иных правовых актов в сфере охраны прав и социальных гарантий для детей, указанной категории.

Управлением образования г.Тынды с целью защиты жилищных и имущественных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, осуществляется деятельность по направлениям:

1) закрепление за несовершеннолетними права пользования жилищными помещениями, собственниками которых являются члены их семей;

2) учет и контроль за состоянием жилья, собственниками которого являются дети, оставшиеся без попечения родителей;

3) сохранность жилых помещений, закрепленных за детьми-сиротами, выехавшими за пределы города (устройство в интернатные учреждения, проживают с опекунами в других местностях);

4) контроль деятельности опекунов (попечителей) за использованием имущества подопечных и расходованием средств на их содержание;

постановка нуждающихся в льготную очередь на жилье.

По состоянию на 01.03.2006г. опекаемые имеют закрепленное жилье -87, являются собственниками квартир 5 опекаемых, опись имущества подопечных в 25 личных делах. Как правило, описанное имущество состоит из мебели и предметов быта, утративших ценность из-за ветхости и сильного износа.

В г.Тынде существует проблема с предоставлением детям из числа детей-сирот благоустроенного жилья. Список детей-сирот от 0 до 23 лет включает 93 человека, имеющих право на льготное предоставление жилой площади. Но не все из них являются остронуждающимися, так как принимаются меры по обеспечению жильем силами опекунов.

С целью решения жилищных проблем детей-сирот проводятся беседы с опекунами и другими родственниками, убеждаем обеспечить своих внуков путем завещания им своего жилья (10 случаев). Так же попечители гарантируют приобрести жилье подопечным по достижению совершеннолетия за счет собственных средств (3 случая). На сберегательные вклады поступают причитающиеся пенсии по потере кормильцев, деньги сохраняются с целью использования средств на приобретение жилья, хотя ребенок-сирота учтен, как имеющий право на льготное предоставление жилой площади.

За период 2003-2006г.г. обеспечен благоустроенной квартирой 1 бывший воспитанник интерната для детей-сирот. Общежитием в городе обеспечены 100% нуждающихся детей-сирот, прибывающих из интернатных учреждений для дальнейшего обучения.

В 2006 году управлением образования начата работа по заключению с опекунами договоров «О доверительном управлении имуществом подопечного». Заключено 4 договора.

В стадии оформления находятся документы на приватизацию 2 жилых квартир двум детям, ставшим сиротами в конце 2005 года. Исполнено 3 письма-ходатайства на имя мэра г.Тынды с просьбой о бесплатной передаче жилья в собственность несовершеннолетних.

Ежеквартально проводятся групповые консультации опекунов, где разъясняются их права и обязанности по расходованию денежных средств опекаемых, управлению имуществом, защите прав детей в различных организациях. Организованы индивидуальные консультации, повышающие правовую грамотность опекунов, подопечных, членов их семей.

Специалисты по охране прав детства привлекаются к участию в судебных процессах, в которых затрагиваются жилищные и имущественные интересы несовершеннолетних города. Более 180 судебных заседаний, затрагивающих интересы детей, оставшихся без попечения родителей, за период 2003-2005г.

Иск по факту ущемления жилищных прав ребенка подавался 1 раз, в остальных случаях материал передавался в прокуратуру для дальнейшего реагирования. В 2005-2006г. исполнено 4 обращения в прокуратуру по фактам ущемления жилищных прав несовершеннолетних. При содействии прокурора нарушенные права восстановлены.

По имущественным правам детей, оставшихся без попечения родителей, составлено 68 исков, в защиту прав несовершеннолетних на получение алиментов от недобросовестных родителей. Все требования удовлетворены судебными органами и признаны законными в интересах несовершеннолетних. Ведется обширная переписка с регионами и странами ближнего зарубежья с целью розыска родителей, уклоняющихся от исполнения родительских обязанностей, для закрепления за детьми их жилой площади.

В соответствии с планом работы городского управления образования в феврале 2006г. проведено инспектирование деятельности учреждений начального, среднего, высшего и профессионального образования, находящихся на территории города Тынды, по соблюдению законодательства о предоставлении льгот и государственных социальных гарантий учащимся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей.

По результатам инспектирования руководителям и должностным лицам учебных заведений рекомендовано регулярно отслеживать изменения в законодательстве о льготах и социальных гарантиях для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, повышая свою правовую компетентность. Особое внимание уделять своевременному выявлению учащихся, потерявших родителей в период обучения для защиты их законных прав и интересов, зачислять на государственное обеспечение.

Анализируя работу управления образования по охране прав детства, можно сказать, что в городе успешно решаются многие вопросы, но в, то, же время не всегда оперативно рассматриваются проблемы обеспечения несовершеннолетних жильем, работой.

Совместно со средствами массовой информации подготовлены серии телевизионных сюжетов и газетных публикаций, направленных на предотвращение деградации и распада семей, профилактику социального сиротства, а также беспризорности и безнадзорности.


III. СОВЕРШЕНСТВАВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ ПРАВОНАРУШИТЕЛЯМИ В ПОДРАЗДЕЛЕНИИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ Г.ТЫНДА


3.1 Выводы и предложения


Деятельность и организация работы Подразделения по делам несовершеннолетних в области профилактики правонарушений - это, прежде всего, создание условий для предупреждения роста преступности несовершеннолетних, их контроле, защите их прав и надзоре. Можно предложить следующие мероприятия:

Прежде всего, необходимо повысить роль семьи в профилактике социально-отклоняющего поведения у детей. Это одно из важных направлений в деле профилактики формирования отклоняющего поведения у детей и подростков. С древнейших времен известно, что корни порока идут от семьи. Многие проблемы можно решить, если создать наиболее благоприятные возможности семейной жизни и семейного воспитания для детей.

Реализация данного направления требует решения комплекса проблем несемейного и внутрисемейного характера. Важнейшей задачей является помочь подростку опыт семейной жизни. Поэтому коррекционная, реабилитационная работа должна быть направлена не только на ребенка, но и на его семью с целью восстановления семейных связей. Помимо известных форм семейного устройства детей (усыновление, опека) является практика создания при различных ведомствах домашних групп, которая позволяет реализовать потребность и право ребенка на жизнь и воспитание в семейной обстановке. Необходимо найти новую форму эффективной работы с семьями, находящимися в социально-опасном положении, например, заключение с ними договоров о взаимопомощи и сотрудничестве. Организовать психолого-педагогическую консультацию для родителей несовершеннолетних, с целью помочь решить семейный конфликт, объяснить причины нарушений во взаимоотношениях с детьми, научить убедить ребенка вести здоровый образ жизни, помочь снять негативное отношение детей к окружающей среде.

Необходимо сформировать систему противодействия обстоятельствам, провоцирующим несовершеннолетних на уход из семей, путем сотрудничества ПДН с Социальной защитой населения, запрашивая у последних данные о неблагополучных семьях и на основе этих данных вести координационную работу с семьями группы риска, патронировать семьи и проводить беседы с родителями, детьми. В качестве механизма, обеспечивающего реализацию программ поддержки несовершеннолетних из неблагополучных семей, можно предложить ввести реабилитационно-образовательный полис для каждой семьи, в которой проживает проблемный ребенок, и каждого воспитанника детского учреждения, нуждающегося в социальной адаптации. В соответствии с совместным решением родителей (опекунов, попечителей) ребенка и службы сопровождения они будут направляться тем организациям (воспитательным, исправительным, профилактическим, медицинским, образовательным), которые смогут реализовать данный этап реабилитации. Введение такого механизма позволит решить проблему адресности и создать конкретную систему реабилитационного характера и стимулировать формирование соответствующей инфраструктуры. Необходима полноценная правовая база в отношении семьи, определить статус семьи, формы поддержки многодетных семей, обеспечить адресность в поддержке семей, равные права и равные возможности мужчин и женщин в семье, обществе, государстве; усилить ответственность родителей или их законных представителей за воспитание детей; законодательно закрепить нормы ответственности родителей, отказывающихся от содержания и воспитания детей.

Необходимо решить проблему подготовки будущих и молодых родителей к семейной жизни и воспитанию своих детей. Поэтому можно предложить организовать специальную семейную службу, где будет проходить непосредственная подготовка родителей к воспитанию своих детей путем проведения специальных методик изучения ребенка на различных этапах его возрастного развития; пониманию влияния на ребенка окружающей среды. В специальной семейной службе семья, как объект коррекции рассматривается в следующих аспектах: основы взаимоотношения в семье; внутрисемейные конфликты, причины их возникновения, возможности предупреждения и пути преодоления; основы ведения домашнего хозяйства; основы семейного воспитания на различных этапах возрастного развития ребенка, подростка. В данной семейной службе можно создать благоприятную нравственную семейную обстановку. Обстановка в семье – это та среда, где прежде всего формируются основы мировоззрения растущего человека. С раннего детства ребенок именно в семье и в той обстановке, в которой он живет, воспитывается, усваивает то, какими должны быть отношения между людьми, какой должен быть быт. Данная служба поможет предупредить ошибки в семейном воспитании, сформирует у ребенка твердые нравственные ориентиры, нравственную позицию. Поможет не допустить насилия над ребенком, употребления и приобщения подростков к спиртным напиткам, курению, наркотикам.

Необходимо составить социальный паспорт на семью несовершеннолетнего, где будут отражены необходимые сведения о семье и ребенке: социальное положение и статус, который занимает семья; взаимоотношения, жилищно-бытовые условия. В дальнейшей работе с семьей несовершеннолетнего необходим социальный патронаж в целях контроля и пресечения негативных явлений.


3.2 Мероприятия по организации работы с несовершеннолетними


Первым предложением по совершенствованию работы с несовершеннолетними будет являться создание при Подразделении по делам несовершеннолетних семейных (воспитательных) группы. При наличии семьи, желающей взять ребенка на воспитание, необходимо провести обследование материально-бытовых условий, социально-психологического климата, экономического показателя и только после этого заключать контракт на определенный период времени. Подросток сможет в течение определенного периода времени посещать попечительскую семью, а затем, если его и семью все будет устраивать, останется жить в семье. Такие семьи следует брать под контроль всем ведомствам, осуществляющих профилактическую и реабилитационную работу. В семейной группе в качестве воспитателя в идеале можно предложить оформиться одного из родителей. В данной группе можно открыть группу поддержки, в которой родители дезадаптированных детей, наркоманов и употребляющих спиртные напитки смогут проконсультироваться, и открыто рассказать о проблемах своих детей, попросить помощи и просто выговориться. Для родителей, которые не желают открывать прилюдно свои проблемы можно предложить ввести анонимные группы поддержки.

Повышение воспитательной роли образовательных учреждений позволит предупредить и преодолеть девиантное поведение детей и подростков. В школах работают специально подготовленные педагоги, им вверяются дети и подростки для их обучения и воспитания. Ошибки и упущения в педагогической деятельности преподавателя дорого обходятся их воспитанникам. Можно назвать пути повышения воспитательной роли образовательного учреждения: повышение качества подготовки преподавательского состава, формирование у него высокой педагогической культуры; создание при образовательных учреждениях социальной службы, способствующей индивидуализации работы с детьми и подростками девиантного поведения, оказывающей помощь учителю и родителям в работе с ними; развитие системы внеучебной воспитательной работы с детьми и подростками в условиях образовательного учреждения. Нужно ввести в штат ПДН должность школьных инспекторов по делам несовершеннолетних, которые смогут контролировать их посещаемость, поведение, вести профилактические мероприятия и беседы с детьми, смогут повлиять на пресечение преступлений путем принятия своевременных мероприятий. Необходимо наладить преемственность между дошкольными учреждениями и общеобразовательными школами по передаче информации о неблагополучных семьях для эффективной профилактической работы.

Создание социальной службы в школе для организации активного сотрудничества как школьной администрации, педагогов, учеников и родителей между собой, так и внешних социальных структур (Подразделением по делам несовершеннолетних, Комиссией по делам несовершеннолетних) и для оказания реальной, квалифицированной, всесторонней и своевременной помощи детям их родителям по защите их личностных прав и предупреждения их правонарушений.

Социальная служба сможет выполнять следующие функции: 1) выступать поручителем, обеспечивающим социальные гарантии каждому ученику; 2) охранять и защищать личность, ее права, интересы и труд; 3) создавать условия для безопасной, комфортной творческой жизни учащихся; 4) оказывать помощь и поддержку нуждающимся ученикам; 5) налаживать взаимоотношения в коллективе, препятствовать фактам психического насилия над личностью; 6) изучать общественное мнение в коллективе; 7) разрешать конфликтные ситуации между учащимися, учениками и родителями; 8) организовывать работу школьного телефона доверия; 9) способствовать здоровому образу жизни учеников путем просвещения и наглядной агитации.

Вторым предложением является организация школьной психологической службы. Поскольку современная практика образования имеет достаточно одномерную ориентацию (психологическая диагностика и помощь в конкретном случае, с одной стороны, и анализ социальных условий и социально – педагогическая активация – с другой), постольку становиться необходимым, чтобы в работе школьной службы принимали бы участие не только психологи, но и инспектора Подразделений по делам несовершеннолетних, Комиссия по делам несовершеннолетних, социальные работники. Только посредством взаимодействия специалистов данных профессиональных групп можно будет адекватно реагировать на комплексность конкретных проблем, представленных в школе. Школьная служба поможет в профессиональной ориентации, профессиональной подготовке ученикам. К недостаткам многих школ относится тот факт, что процесс развития у школьников интереса к той или иной профессии, профессиональная ориентация начинается очень поздно. Школьная служба призвана обеспечить контакты школы с организациями и учреждениями вне школы, имеющими отношение к профессиональной ориентации.

Третьим предложением - совершенствование эффективности деятельности по выявлению и учету детей школьного возраста, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, в целях оказания им необходимой помощи и получения ими обязательного общего образования. Разработать пакет учебных программ, планов и методических рекомендаций для педагогов и психологов образовательных учреждений для работы с учащимися и их семьями по формированию установок на здоровый образ жизни и предотвращение потребления психо-активных веществ. Нужно взять под контроль и организовать шефство ПДН над образовательными учреждениями. Необходимо принять дополнительные меры по пресечению распространения в образовательных учреждениях среди учащейся молодежи психоактивных веществ. Данное мероприятие позволит организовать интерес детей, что главным образом отразится на их позитивном отношении к учебе и окружающему миру.

Четвертым является предложением по вводу в программу школьного обучения курса «Обеспечение безопасности жизнедеятельности» специального раздела, посвященный здоровому образу жизни, с преподаванием в течение всех лет обучения и использованием активных методов, способствующих формированию установки на здоровье и отрабатывающих навыки такого поведения. Создать в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования систему профилактической службы (кабинетов медико-психологической консультации), целью работы которых будет гигиеническое образование и воспитание детей и подростков и их родителей, формирование навыков здорового образа жизни.

Значительное влияние на развитие и воспитание оказывают люди, которые непосредственно взаимодействуют с ними. Необходимо привлекать граждан к позитивному личному опыту преодоления жизненных трудностей с целью его передачи своим детям, родным, близким. Содействовать усилению причастности гражданского общества к защите прав и обеспечению законных интересов детей, формировать общественное мнение, направленное на поддержку профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Привлекать граждан к участию в раннем выявлении семей и детей, находящихся в социально опасном положении.

Современная практика свидетельствует о необходимости создания специальных реабилитационных центров для адаптации несовершеннолетних. Необходимо открыть реабилитационный центр для несовершеннолетних при ПДН ОВД и расширить в социальных учреждениях сеть отделений дневного пребывания, целью чего послужит надзор за беспризорными детьми и правонарушителями, их времяпрепровождение в помещении, а не на улице. Социальная реабилитация детей проходит не в замкнутом, обособленном пространстве, а в реальной среде, поэтому в реабилитационных центрах поощряются контакты воспитанников с детьми из семей, где царят нормальные нравственные ценности, приняты истинные социальные установки. Центр должен быть привлекательным для социального окружения города, стать одним из социокультурных центров. Рекомендуется приобщать воспитанников к общественным, культурным мероприятиям, проводимым к социальном окружении, и, в свою очередь, приглашать взрослых и детей на праздники, спектакли, оказывать помощь одиноким и престарелым, демонстрировать высокую культуру земледелия на своих участках. Необходимо раздвинуть границы видимого и воспринимаемого детьми мира: проводить экскурсии в музеи, туристические походы, и встречи с интересными людьми, посещать театры. Все это поможет расширить кругозор детей, показать им жизнь, в корне отличную от той, которую они вели до попадания в реабилитационный центр.

Осуществление защитной, спасательной функции по отношению к детям, нуждающимся в экстренной помощи, требует от работников учреждения оперативности и настойчивости. Детям будет оказана психологическая, педагогическая поддержка, внимание и уход, реабилитационные тренинги, мероприятия против повторения ими преступлений, помощь в различных сферах проблем детей. Нужно улучшить меры по социальной реабилитации амнистированных несовершеннолетних и женщин, имеющих несовершеннолетних детей, совместно с Комиссией по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты населения, образования, оказать содействие в восстановлении семей, получении образования, трудоустройстве, обеспечении жильем.

В условиях адаптации в специализированном реабилитационном центре специалисты могли бы обеспечить квалифицированную помощь подростку, помогли бы обрести уверенность в себе, найти сферу самореализации и таким образом получить возможность нормальной жизнедеятельности. Социальная реабилитация в Центре непременно должна будет ориентирована на решение семейных проблем ребенка. Работа с конфликтными семьями будет основана на взаимодействии с психологами на уровне консультирования; работа с аморальными семьями должна будет вестись на уровне социального патронажа.

Необходимо принять меры по созданию автоматизированной системы социальной реабилитации несовершеннолетних. Разработать план действий по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма и курения на основе федеральных и региональных программ.

Можно предложить создать отделение дневного пребывания для несовершеннолетних. Отделение дневного пребывания для несовершеннолетних является специализированным учреждением, которое следует открыть в системе социальных служб органов социальной защиты населения, приютах, социальных гостиницах, социально-реабилитационных центрах, в школах, в подразделениях по делам несовершеннолетних, при церкви. Основными задачами отделения дневного пребывания для несовершеннолетних должно будет стать профилактика беспризорности и безнадзорности, организация досуга несовершеннолетних, оказание им психолого-педагогической помощи, социальный патронаж семей группы риска, составление социального паспорта, защита прав и законных интересов несовершеннолетних, оказание медицинской помощи, формирование устойчивых навыков здорового образа жизни, содействие органам попечительства в содействии устройства детей. Отделение дневного пребывания для несовершеннолетних должно будет осуществлять свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и религиозными организациями.

В отделении дневного пребывания для несовершеннолетних смогут и должны быть образованы семейная воспитательная группа, отделения диагностики и социальной реабилитации, социально-правовой помощи, а также иные подразделения, необходимые для реализации основных задач отделения дневного пребывания. Кадровое обеспечение одна из приоритетных мер для работы отделения. На работу должны будут приниматься работники, имеющие специальное образование и специальную подготовку, желающие помогать детям. В отделении смогут работать высококвалифицированные специалисты: психологи, педагоги, социальные работники, инспектора ПДН, детский гинеколог, нарколог, логопед, невропатолог, юрист, трудотерапевт и другие специалисты.

В отделении сможет проводиться трудотерапия, организация досуга детей (кружки по интересам), прогулки на свежем воздухе, туристические походы. С детьми должна будет проводиться специфическая работа, если ребенок будет находиться в трудной жизненной ситуации, оказание всесторонней помощи и поддержка специалистами разного профиля. В отделении дневного пребывания для несовершеннолетних можно открыть группы длительного пребывания, это возможность дольше продержать ребенка под надзором, создать необходимые условия для его социализации, главная цель которой – вступление в полноценную самостоятельную жизнь. В группах длительного пребывания должно будет происходить включение воспитанников во все сферы самостоятельного жизнеобеспечения, переход к самостоятельному образу жизни не под ежеминутным контролем, а под мягким патронажем специалистов.

Использование позитивных возможностей средств массовой информации и ограждение детей и подростков от их негативного влияния. Известна большая роль средств массовой информации (СМИ) в формировании мировоззрения детей и подростков. Современные средства массовой информации несут исключительно многообразную, многоплановую информацию без учета особенностей аудитории. Транслируется видеопродукция, пропагандирующая насилие, идеи легкого бизнеса, свободного секса, разнообразие спиртных напитков, табачной продукции. Данный факт подчеркивает и усиливает пагубное воздействие СМИ на подростков. Одним из направлений, способствующих повышению воспитательной роли СМИ, по международному опыту, является создание общественного центра контроля за нравственной направленностью их деятельности. Такой общественный орган мог бы способствовать повышению положительных воспитательных возможностей СМИ и той информационной продукции, которую они предлагают на всю Россию, для всей российской молодежи.

Необходимо приобщать детей и подростков к участию в позитивных общественных центрах, организациях (спортивных, культурно-досуговых, туристских). Необходимо развивать систему досуговых и оздоровительных учреждений, учреждений дополнительного образования, предоставляющих условия для самореализации, социальной адаптации и реабилитации детей и подростков. Способствовать созданию кадетских корпусов, муниципальных военных, военно-технических лицеев, военно-технических, специализированных суворовских и военно-патриотических классов.

Оказывать содействие детским и молодежным общественным объединениям, социальным учреждениям, фондам и иным учреждениям и организациям, деятельность которых связана с осуществлением мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Организовать профилактическую работу с несовершеннолетними правонарушителями через труд, но на этом этапе трудовой деятельности им необходимы поддержка и психологическое сопровождение со стороны взрослых. Необходимо выйти с предложением в Центр занятости населения о первоочередном трудоустройстве не работающих, не учащихся подростков, состоящих на учете ПДН. Незанятость несовершеннолетних приводит к бродяжничеству, воровству, наркомании, алкоголизации и правонарушениям. Хорошо организованный труд – это мостик, соединяющий человека с социальной действительностью. Труд предохраняет подростка от личностного распада,