Правовые основы социальной защиты беспризорных и безнадзорных детей на примере Подразделения по делам несовершеннолетних г. Тында
финансирования из бюджета и фондов специального назначения. Среди привлеченных средств уменьшились долги на конец года перед покупателями и заказчиками, и снизилась задолженность по товарным операциям почти на 1498 тысячи рублей.Одной из важных на сегодня тенденций, связанных с преступностью несовершеннолетних является возрастание числа случаев вовлечения в преступное поведение подростков. Как показывает анализ статистических данных за прошедший период на территории г. Тында несовершеннолетними и при их участии совершено 121 преступление, в прошлом 2005 году 86, рост преступности составил 39,5 %, в совершении которых принимало участие 107 подростков, по данным 2004 года 82, произошел рост вовлекаемости подростков на 30,5 %. Из общего количества совершенных преступлений 60 против 26 в прошлом 2004 году совершено в группе, в том числе в группе несовершеннолетних 36 против 14, в смешанной группе 24 против 12 в 2003г.; 11 преступлений против 13 совершено в состоянии алкогольного опьянения.1 Из статистических данных следует, что в 2004 году в г. Тында произошел рост подростковой преступности по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 21,4 %.
Рисунок 2.1 – Диаграмма количества родителей, лишенных родительских прав по г. Тында и Тындинскому району за 2000-2005гг.
Обобщая выше рассмотренную главу можно сказать, что на данном предприятии за год произошёл рост имущественного потенциала предприятия за счет выполнения плана финансирования вышестоящей организацией..
Таблица 2.3 - Диаграмма кассовых расходов за 2005 год (в тыс.руб.)
1 | Оплата труда | 110344 |
2 | Начисления на заработную плату | 19631 |
3 | Приобретение предметов снабжения | 5063 |
4 | Командировки и служебные разъезды | 55 |
5 | Оплата транспортных услуг | 6,7 |
6 | Оплата услуг связи | 301 |
7 | Оплата коммунальных услуг | 15479 |
8 | Прочие | 3882,5 |
9 | Трансферты населению | 10999 |
В качестве положительных моментов можно отметить сокращение количества неблагополучных семей на 5,5 %, на 23 % сократилось количество семей, в которых родители лишены родительских прав, на 7 % малообеспеченных семей. Сотрудниками ПДН развивается практика привлечения к уголовной ответственности родителей, не исполняющих свои обязанности, так, в 2004 году было возбуждено 58 дел по ст. 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию).
Подразделение по делам несовершеннолетних осуществляет различные мероприятия по комплексному решению задач по предупреждению преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних: 1) проводит анализ и прогноз состояния подростковой преступности с целью совершенствования работы по предупреждению и пресечению преступлений несовершеннолетних; 2) реализует комплексные и целевые операции по профилактике преступности, либо пресечению отдельных категорий преступлений путем информирования через СМИ населения об обстановке, состоянии работы и мерах по борьбе с преступностью, способах и средствах правомерной защиты от преступных посягательств.
Подразделение по делам несовершеннолетних взаимодействует и осуществляет обмен информацией с подразделениями и службами ОВД г. Тында, другими правоохранительными органами, органами исполнительной власти и местного самоуправления, Комиссией по делам несовершеннолетних, Комитетом по делам молодежи, Социальной защитой населения, а также учреждениями, входящими в систему профилактики преступлений и правонарушений несовершеннолетних. Для успешной работы подготавливает и вносит в администрации г. Тынды и района, органы исполнительной власти и местного самоуправления предложения, направленные на совершенствование работы по предупреждению преступлений и иных правонарушений несовершеннолетних.
Подразделение по делам несовершеннолетних занимает особое место в решении важного вопроса о судьбе несовершеннолетнего преступника. Специфичность заключается в принятии решения: наказать ребенка путем помещения его под стражу в карательное и исправительное учреждение (например, в Центры временной изоляции для несовершеннолетних преступников) или проводить профилактическую работу с подростком и созданием для него нормальных условий. Как отмечают многие исследователи, показывает практический опыт: преступников принято содержать в карательных учреждениях и под стражей, тем самым, ограждая общество от влияния преступников. Но ведь содержание в колониях и тюрьмах – это еще не решение проблемы, тем более для ребенка, который ступил за черту предела и совершил преступление.
Подразделение по делам несовершеннолетних, как будет показано дальше, пытается предотвратить попадание подростка в карательное учреждение через систему профилактики и соответствующих целенаправленных мероприятий.
Отделение возглавляется начальником, назначаемым на должность и освобождаемым от должности начальником ГУ ОВД г. Тынды и Тындинского района. Начальник ПДН: осуществляет руководство отделением, организует взаимодействие с другими отделами, отделениями и службами ОВД г. Тынды и Тындинского района, правоохранительными, государственными органами, общественными организациями; контролирует и координирует взаимодействие служб по предупреждению правонарушений несовершеннолетних; контролирует деятельность инспекторов по делам несовершеннолетних отделения и устранению недостатков оперативно-служебной деятельности отделения. Для эффективности работы начальник Подразделения по делам несовершеннолетних организует профессиональную подготовку, подбор, расстановку и обучение кадров, дисциплину, морально-психологическое состояние и воспитание личного состава отделения.
Начальник и инспектора подразделения в процессе своей профилактической работы посещают несовершеннолетних по месту жительства, проводят беседы с ними, их родителями, соседями, родственниками и др. В компетенцию подразделения входит организация запросов об информации (у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию) о несовершеннолетних, совершивших различные противоправные деяния. Далее детей, их родителей или законных представителей приглашают для выяснения указанных проблем.
Инспекторы проводят большую целенаправленную работу с подростками и их родителями, выявляют родителей и лиц их заменяющих, злостно не выполняющих обязанности по воспитанию детей и своим антиобщественным поведением, способствующим совершению правонарушений. В отношении несовершеннолетних совершивших правонарушение или антиобщественные действия, их родителей или законных представителей или должностных лиц, подразделение по делам несовершеннолетних вносит в соответствующие органы и учреждения предложения о применении мер воздействия, предусмотренных законодательством РФ к данным лицам. Подразделение по делам несовершеннолетних принимает непосредственное участие в рассмотрении соответствующими органами и учреждениями материалов о правонарушениях и антиобщественных действиях несовершеннолетних, их родителей или законных представителей.
Значимой является должность инспектора подразделения по делам несовершеннолетних. В ПДН г. Тында восемь инспекторов по делам несовершеннолетних. Инспектора осуществляют работу, направленную на исполнение комплексных профилактических операций: анализируют результаты; выступают в средствах массовой информации по проблемам профилактики и иных правонарушений несовершеннолетних; планируют, организуют и проводят работу с трудными подростками и неблагополучными семьями; ведут учет и анализ проводимой работы.
Сотрудники ПДН в своей деятельности оказывают содействие: 1) администрации образовательных учреждений в организации правовой пропаганды; 2) органам опеки и попечительства в выявлении детей и подростков, оставшихся без попечения родителей; 3) подразделениям ГИБДД и ГПС МВД РФ - в проводимой ими работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и неосторожного обращения с огнем.
Совместно с общественными организациями и учреждениями города сотрудники ПДН участвуют в организации и проведении рейдов и операций («Каникулы», «Всеобуч», «Подросток», «Осторожно, поезд», «Преграда», «Беглец», «Условник», «Мигрант», «Мак», «Здоровье», «Беспризорник») по предупреждению правонарушений среди несовершеннолетних, в том числе совместно с заинтересованными ведомствами и учреждениями. Осуществляют взаимодействие с прокуратурой, судом, КДН в целях профилактики преступности и правонарушений среди несовершеннолетних. Своевременно рассматривают жалобы, заявления граждан, государственных органов и общественных организаций в отношении несовершеннолетних. Так, например, были проведены рейды по городу и в поселках города по факту данных таблицы 2.1 статистической информации совершения преступлений несовершеннолетними.
В основном, это учащиеся 1990 – 1997 г.р. (14 – 17 лет). Группами совершено 64 преступления, против 33, причем в группах из одних несовершеннолетних совершено 38 преступлений против 21 в 2004 году, в группах с взрослыми совершено 26 преступлений, против 12 в 2005 году. Рост групповой преступности среди несовершеннолетних произошел на территории обслуживания: Центральная часть, п. Таежный, п. Беленький, п. Восточный.
По итогам 2004 года наблюдается рост повторной преступности среди несовершеннолетних. В 2004 году несовершеннолетними совершено 44 повторных преступлений против 9 в прошлом году. В 2004 году наблюдается снижение на 78,9 % преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии опьянения (с 34 до 19). В наркотическом состоянии и наркоманами преступления не совершались.
Таблица 2.4 - Совершение преступлений несовершеннолетними по городу Тында и поселках города (2003-2005 года)
Преступления | Абс. цифры | Участники | Абс. цифры | |||||
2003 | 2004 | 2005 | 2003 | 2004 | 2005 | |||
Центральная зона | 38 | 60 | 15 | 57,90% | 31 | 42 | 13 | 35,50% |
п. Таежный | 11 | 13 | 3 | 18,20% | 3 | 12 | 5 | В 4 раза увелич. |
п. Беленький | 9 | 19 | 4 | В 2.5 раза | 7 | 15 | 4 | В 2,5 раза увелич. |
п. Восточный | 28 | 28 | 12 | Уровень | 21 | 20 | 8 | 4,70% |
Всего по городу | 86 | 120 | 34 | 39,50% | 62 | 89 | 30 | 43,50% |
Поступившие в ПДН жалобы и заявления граждан, сообщения органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, общественных объединений, иных органов и организаций в установленном порядке подлежат учету и регистрации. В ПДН ведется журнал учета результатов проверок деятельности подразделения по делам несовершеннолетних.
2.3 Анализ форм и методов социальной работы Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел г. Тында
Организация деятельности ПДН по общей профилактике правонарушений среди несовершеннолетних построена по принципу незамедлительного информирования следующих ведомств: 1) Орган прокуратуры – о нарушения прав и свобод несовершеннолетних. 2) Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемую органом местного самоуправления – о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. 3) Орган опеки и попечительства – о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию. 4) Орган управления социальной защитой населения – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении. 5) Орган управления здравоохранением – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ. 6) Орган управления образованием – о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ – интернатов и других детских учреждений либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных учреждениях. 7) Орган по делам молодежи – о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости.
Подразделение по делам несовершеннолетних тесно взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями в сфере предупреждения правонарушений несовершеннолетних. Совместно с Комитетом по делам молодежи сотрудниками ПДН ведется работа по выпуску брошюр и буклетов, содержащих информацию и пропаганду здорового образа жизни, отказ от вредных привычек. Для несовершеннолетних организуются рабочие места с целью организации их досуга и возможности иметь заработок. С Управлением социальной защиты населения проводятся мероприятия, позволяющие выявить несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.
Сотрудниками ПДН была проделана определенная работа по профилактике преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних: выявлено и поставлено на учет в 2004 году 61 подростков, в том числе 56 учащихся, 3 не учащихся и не работающих, 5 условно осужденных. Снято с учета 55 подростков, в том числе с исправлением 24, с 18 – летием 29, с осуждением и арестом 7, с выездом 2. Исполнено 132 материалов по преступлениям, в том числе отказано в возбуждении уголовного дела 127. Проведено 161 рейда по проверке мест сбора несовершеннолетних в целях выявления лидеров, охране общественного порядка, сохранности государственного и муниципального имущества. Определено в приют 16 детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, жизни и здоровью которых угрожала опасность. В ОВД за совершение различных правонарушений и преступлений доставлено 425 подростков, в том числе за употребление спиртных напитков 182, наркотиков 3, требующих помощи со стороны государства 128.
В целях предупреждения конфликтов между различными группировками подростков проводится организация личных встреч и бесед руководителей правоохранительных органов с несовершеннолетними, используются возможности воздействия на несовершеннолетних с помощью органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В этих целях сотрудники ПДН ведут наблюдательные дела на группы несовершеннолетних с антиобщественной направленностью.
В области предупреждения систематического употребления спиртных напитков, наркомании и токсикомании среди несовершеннолетних инспектора периодически проводят рейды и операции по выявлению несовершеннолетних, допускающих употребление спиртных напитков, а также лиц, нарушающих правила торговли спиртными напитками в отношении несовершеннолетних. В результате таких рейдов выявляются несовершеннолетние, допускающие немедицинское употребление наркотических средств, возможного сбыта, приобретения и употребления; лица, вовлекающие несовершеннолетних в употребление спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ несовершеннолетних, организаторов и содержателей притонов.
Особое внимание уделяется таким объектам концентрации и сбора несовершеннолетних как железнодорожный транспорт, где сотрудники ПДН осуществляют меры по выявлению безнадзорных детей и анализируют причины совершения несовершеннолетними правонарушений, повлекших нарушение безопасности движения на транспорте, несчастные случаи с подростками.
В решении перечисленных задач сотрудники ПДН взаимодействуют с проездными бригадами, резервами проводников, службами пути и другими службами транспорта, связанными с обслуживанием пассажиров, организацией и обеспечением движения транспортных средств.
Сотрудники ПДН обеспечивают своевременное выявление несовершеннолетних правонарушений так и родителей. В отдел поступает информация от Управления социальной защиты населения, соседей, школ и других образовательных учреждений, о несовершеннолетних правонарушителях, родителях, отрицательно влияющих на детей, а также сведений, содержащихся в документах о привлечении правонарушителей к административной и иной ответственности, книгах и журналах учета заявлений и сообщений о преступлениях, учета лиц, доставленных в Подразделение по делам несовершеннолетних или Центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителях. На каждое выявленное лицо составляется рапорт, постановка на учет с заведением учетно-профилактической карточки или учетно-профилактического дела. Далее проводится индивидуальная работа и осуществляется контроль над несовершеннолетним и его родителем.
Учетно-профилактические карточки заводятся на следующих лиц: употребляющих наркотические средства или психотропные вещества, совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания. В том числе ставятся несовершеннолетние: совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, либо совершившие антиобщественные действия; освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи несовершеннолетние с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
При заведении учетно-профилактического дела, учетно-профилактической карточки должностные лица ПДН проводят беседу с несовершеннолетним, его родителями, разъясняют им основания постановки на учет и снятия с учета (Приложение 4). На учет ПДН с заведением учетно-профилактических дел ставятся несовершеннолетние: условно-досрочно освобожденные от отбывания наказания; освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием; получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора.
На основе данных учетно-профилактических карточек сотрудники ПДН разрабатывают и проводят индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними с учетом особенностей их личности и окружения, характера совершенных правонарушений, условий семейного воспитания. В ходе проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними выясняется их образ жизни, связи и намерения; разъясняются последствия совершения ими противоправных действий; выявляют и принимают меры по устранению причин и условий совершения несовершеннолетним правонарушений.
На примере таблицы 2.5 можно привести показатели совершения преступлений несовершеннолетними.
Таблица 2.5 - Показатели совершения преступлений несовершеннолетними
Виды правонарушений и преступлений | 2003 | 2004 | 2005 |
584 | 651 | 398 | |
Ст.158 УК РФ (кража) | 61 | 66 | 51 |
Ст. 111 УК РФ (умышленное причинение тяжких телесных повреждений) | 34 | 45 | 24 |
Ст. 161, ч.1 УК РФ (грабеж) | 13 | 12 | 8 |
Незаконное хранение оружия | 8 | 6 | 15 |
Хулиганство | 34 | 26 | 13 |
Ст. 166 УК РФ Угон автотранспорта | 16 | 27 | 27 |
Ст. 163 УК РФ (вымогательство) | 25 | 34 | 35 |
Ст. 116 УК РФ (побои) | 13 | 7 | 12 |
Ст. 228 УК РФ (наркотики) | 56 | 45 | 12 |
Противоправные действия несовершеннолетних (нарушение общественного порядка в ночное время) | 56 | 37 | 25 |
Административные правонарушения | 23 | 28 | 7 |
Общественно-опасные деяния | 32 | 26 | 16 |
Употребление спиртных напитков | 106 | 154 | 85 |
Нанесение материального ущерба | 8 | 36 | 9 |
Уход из дома | 54 | 34 | 27 |
Прочие | 45 | 68 | 32 |
Анализ правонарушений и преступлений показал, что всплеск подростковой преступности пришелся на 2004 год и составила 651 преступлений против 584 в 2003 году. Удельный вес преступности несовершеннолетних за 2004 год составил 12,3 % против 11, 9 % в прошлом году.
В процессе профилактической работы с несовершеннолетним привлекаются лица, способные оказать на него положительное влияние.
Сотрудники ПДН проводят первоначальную беседу с несовершеннолетними, его родителями, разъясняют последствия систематического неисполнения принудительных мер воспитательного воздействия. О результатах беседы составляется справка о проведении руководителем органа внутренних дел беседы с несовершеннолетними, которая приобщается к учетно-профилактической карточке или учетно-профилактическому делу на несовершеннолетнего.
В случае если несовершеннолетний совершил нарушение общественного порядка, за которое на него было наложено административное взыскание, или злостно уклонился от исполнения обязанностей, возложенных на него судом, сотрудники ПДН проводят индивидуальную работу и мероприятия, вносят в суд по месту жительства осужденного представление об отмене условно-досрочного освобождения, составляемое аналогично представлению об отмене принудительных мер воспитательного воздействия.
В отношении несовершеннолетних, употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества, сотрудники ПДН ведут следующую работу: устанавливают обстоятельства, связанные с приобретением несовершеннолетними наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ.
Инспектора Подразделения по делам несовершеннолетних для предупреждения антиобщественного поведения несовершеннолетних правонарушителей, имеющих психические расстройства: выявляют в процессе профилактической работы несовершеннолетних правонарушителей, поведение которых вызывает сомнение в состоянии их психического здоровья, и рекомендуют родителям несовершеннолетних или их законным представителям провести медицинское обследование ребенка. Направляют информацию на несовершеннолетних в психоневрологические или психиатрические учреждения по месту их жительства с указанием даты и основания постановки, несовершеннолетних на учет ПДН, кратких сведений о совершенных правонарушениях, а также конкретных данных, дающих возможность предполагать наличие у несовершеннолетних психических расстройств. Вносят предложения врачам-психиатрам о неотложной госпитализации несовершеннолетних правонарушителей, представляющих по своему психическому состоянию непосредственную опасность для себя или окружающих.
Можно увидеть в табл. 2.6 численность семей и детей, состоящих на учете ПДН по состоянию на 1 января 2006 года.
Таблица 2.6 - Численность семей и детей, состоящих на учете ПДН
Категории | Состоящие на учете ПДН на 01.01.06 | |
семей | в них детей | |
Многодетные семьи (3 и более детей) / в них детей | 325 | 1489 |
Неполные семьи (получающие пенсию по потере кормильца, родители разведены) / в них детей | 412 | 781 |
Семьи одиноких матерей / в них детей | 155 | 194 |
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов / в них детей-инвалидов | 35 | 78 |
Семьи коренных малочисленных народов Севера / в них детей | 123 | 265 |
Семьи, пострадавшие от аварии на ЧАЭС | 16 | 39 |
Семьи безработных и временно неработающих родителей | 535 | 45 |
В Подразделение по делам несовершеннолетних могут быть доставлены несовершеннолетние: совершившие общественно опасные деяния; совершившие правонарушения, влекущие меры административного взыскания; самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; безнадзорные и беспризорные; оставшиеся без попечения родителей; заблудившиеся и подкинутые; самовольно покинувшие семью, ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; не имеющие места жительства.
При доставлении несовершеннолетнего в ПДН устанавливаются данные, характеризующие его личность, сведения о родителях, условиях воспитания. Выясняются обстоятельства совершения правонарушения или обнаружения заблудившегося, подкинутого ребенка. Оформляются материалы, необходимые для привлечения доставленных подростков к административной ответственности.
Одним из направлений в работе ОВД по предупреждению преступлений и правонарушений несовершеннолетних является своевременная изоляция несовершеннолетних правонарушителей, оказывающих отрицательное влияние на подростковую среду, предупреждение совершения ими повторных общественно опасных деяний, путем помещения их в Центр временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП).
В ЦВИНП могут быть помещены следующие категории несовершеннолетних: 1) направляемые по приговору суда или постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (спецшколы, ПТУ); 2) временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа (необходимость обеспечения защиты жизни и здоровья несовершеннолетнего, необходимости предупреждения повторного общественно-опасного деяния, отсутствие у несовершеннолетних места жительства); 3) самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа. 4) совершившие общественно-опасные деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность; 5) совершившие правонарушения, влекущие административную ответственность в случаях, если их личность не установлена.
Главные задачи Центра временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей – профилактика правонарушений несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих их противоправному поведению, коррекционная и воспитательно-реабилитационная работа на ранней стадии деформации личности подростков, предупреждение совершения ими повторных правонарушений.
Деятельность ЦВИНП имеет три основных направления. Приоритетным является социальная реабилитация дезадаптированных в обществе детей и подростков. Реабилитационно-воспитательный процесс реализуется в условиях ЦВИНП через такие виды деятельности: общественно-познавательная; ценно-ориентировочная (правовая); духовно-нравственная; эстетическая; оздоровительно-гигиеническая. В нем участвуют специалисты различного профиля: педагоги, сотрудники ОВД, медицинские работники, психологи, наркологи, работники городских музеев. В силу сложности решения поставленных задач они сочетают в себе качества диагностов, консультантов и педагогов одновременно. Исходя из анализа состояния криминогенной обстановки в области по линии несовершеннолетних, с учетом определенного опыта и возможностей ЦВИНП по предупреждению правонарушений и преступлений несовершеннолетними проводится работа, направленная на: 1) раскрытие преступлений и правонарушений, совершенных подростками и при их участии; 2) выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность (ст. 150 УК РФ); 3) выявление лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий (ст. 151 УК РФ); 4) выявление фактов жестокого обращения с детьми (ст. 156 УК РФ); 5) выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений и правонарушений несовершеннолетних и принятие мер по их предупреждению; 6) содержание и последующее направление несовершеннолетних правонарушителей в специальные учебные учреждения закрытого типа (СПШ, СПУ) во исполнение суда или постановления судьи.
В период нахождения несовершеннолетних правонарушителей в Центре временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей с ними проводится медико-оздоровительная и воспитательно-реабилитационная работа, ход которой отражается в виде анкет, справок, заключений педагогов, других социальных и медицинских специалистов.
В этих мероприятиях проявляются формы и методы взаимодействия ВИНП.
Очень остро стоят в городе вопросы прав детства. Большое количество несовершеннолетних нуждаются в социальной реабилитации. Эта функция возложена на группы социальной поддержки при детском саде №5 «Тынденок», через которые за год проходят социальную адаптацию до 100 детей.
Группы социальной поддержки населения г. Тында образовались в феврале 1995 года. Они являются учебно-воспитательным учреждением государственной системы социальной защиты населения, объединяющим и координирующим деятельность социальных, медицинских, психолого-педагогических, правовых служб города, занимающихся реабилитацией детей и подростков.
Группы социальной поддержки населения действуют на основе строгого соблюдения Конвенции ООН о правах ребенка, Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей. Контроль за деятельностью групп социальной поддержки населения осуществляет отдел по проблемам семьи, женщин и детей областного Департамента социальной защиты. Группы социальной поддержки г. Тында рассчитаны на 50 человек. Они дают приют детям и подросткам от 4-х до 16 лет, оказавшихся в сложной жизненной ситуации и нуждающихся в социальной защите.
Это дети и подростки:
покинутые и заблудившиеся;
отказавшиеся жить в семье;
оставшиеся без попечения, постоянного места жительства, без средств к существованию;
задержанные за бродяжничество;
подвергавшиеся любым формам насилия;
из остронуждающихся семей с критически низким уровнем жизни.
Группы социальной поддержки населения осуществляют следующие виды деятельности:
оказание экстренной помощи при угрозе суицидальной ситуации;
проведения комплекса мероприятий, направленных на вывод ребенка из кризисной ситуации, и создание условий для вовлечения его в нормальный жизненный процесс;
консультирование детей, родителей, работников детских учреждений в экстренных случаях;
осуществление медико-психолого-педагогической коррекции;
проведение социально-педагогической реабилитации, включая профессионально-трудовые, учебно-познавательные, социо-культурные и оздоровительные программы;
реабилитационная помощь (восстановление утраченных контактов с семьей и внутри семьи: поиск наиболее приемлемых и комфортных условий для жизнедеятельности ребенка; оздоровление системы межличностных отношений, восстановление его социального статуса коллективе сверстников по месту учебы, работы; определение и снятие психотравмирующих ситуаций среди ближайшего окружения детей; юридическая помощь и правовая защита несовершеннолетних.
Основная цель групп социальной поддержки - социальная помощь и реабилитация дезадаптированных несовершеннолетних, обеспечение условий для их выживания и развития. Социальная дезадаптация в детском возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих навыков трудиться, создавать семью. Они легко переходят границы моральных и правовых норм.
И поэтому, задача групп социальной поддержки для детей и подростков многогранна: снять остроту психического напряжения, провести первичную адаптацию ребенка к жизни в социально здоровой среде, разработать и реализовать индивидуальные программы социальной реабилитации, восстановить или компенсировать утраченные социальные связи, вернуть его к важнейшим формам человеческой жизнедеятельности: игре, познанию, труду, общению.
В 1995г. в группах социальной поддержки населения находилось 35 детей. В 2005г. в группах находится 52 ребенка.
При поступлении ребенок проходит тщательное медицинское обследование. Дополнительно, по показаниям, он получает консультации узких специалистов. При необходимости стационарного лечения дети госпитализируются в детское отделение больницы. Помимо этого, налажено тесное взаимодействие со всеми диспансерами города, оказывающими лечебно-консультативную и методическую помощь с местными санаториями, где при необходимости дети получают санаторно-курортное лечение.
Дети и подростки попадают в группы социальной поддержки населения обычно из асоциальных семей или не имеющих их вообще. Это чревато для их будущей семейной жизни серьезными нарушениями. Подготовка взрослеющего человека к будущей семейной жизни - одно из важнейших слагаемых его развития. Все это ставит задачу подготовки подростков к семейной жизни, выработки у них устойчивой жизненной позиции. Поэтому, семейному воспитанию в социально-реабилитационном центре уделяется большое внимание.
В штате групп социальной поддержки для детей и подростков работает сексолог, который при поступлении детей выявляет у них аномальные отклонения, проводит индивидуальные и групповые занятия, направленные на развитие духовного мира детей, на гармонию семейных отношений, на потребности в будущем иметь детей и достойно их воспитывать.
Работа психологической службы направлена на социальную психолого-дефектологическую реабилитацию детей и подростков. С момента поступления ребенка в приемное отделение специалисты службы обследуют его с использованием апробированных, стандартизированных психодиагностических методик. Вся социально-реабилитационная работа планируется и проводится, исходя из результатов диагностики каждого конкретного ребенка. В руках педагога-психолога и дефектолога сосредотачивается вся информация о ребенке, разрабатываются основные направления коррекции. Анализ результатов свидетельствует об успешности и эффективности данной социальной технологии работы с детьми. Со дня основания групп основной задачей психологической службы является выведения детей «группы риска», детей с девиантным поведением из кризисного и пограничного с ним психологического состояния.
Группы социальной поддержки населения за время нахождения в нем дает им не только кров, еду, тепло, но и качественное изменение в жизни, отношение с миром, окружающими людьми. Изменив среду обитания детей и подростков, применяя в работе с ними новейшие методы и приемы, психологические консультации, беседы и тренинги, специалисты возрождают в детях представление о разнице между прошлым и возможным будущем, желание к нему стремиться. Жаль, что кратковременное пребывание детей в группах социальной поддержки порой не позволяет до конца решить реабилитационные и воспитательные задачи.
Социальная реабилитация – процесс достаточно сложный. Цель достигается, если на нее работает целый комплекс факторов: теплая, приближенная к домашней, среда обитания, и разумная снисходительность окружающих, выражающая любовь к ребенку, и вера в то, что он способен измениться к лучшему, и незнакомое ранее чувство заботы к нему. У каждого второго ребенка, обращающегося в группы социальной поддержки населения - конфликт с родителями. Отсюда – отчуждение от семьи, разрыв с ней всяческих отношений. Важнейшей задачей групп социальной поддержки населения является не только дать кров ребенку, одеть, обуть и накормить, и восстановить, либо компенсировать утраченные им семейные связи.
Психологическая служба работает не только с детьми, но и с педагогическим коллективом групп социальной поддержки населения, ведутся занятия Педагогической студии, на которой обсуждаются профессиональные проблемы, происходит обмен опытом, даются конкретные рекомендации для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Одно из важных направлений патронажа - осуществление связи детей с родными и близкими, что имеет огромное значение для социальной адаптации несовершеннолетних, чтобы дети по выходу из детского учреждения или по достижении совершеннолетия не остались без жилья и прописки. Патронаж имеет своей целью контроль за их сохранностью. Параллельно осуществляется контроль за сохранностью имущества, а также за поступлением денежных средств на сберкнижку патронируемых. Отдел по охране материнства и детства, а также сотрудники групп социальной поддержки патронирует и тех своих воспитанников, которые были возвращены в семьи.
Принимая во внимание возрастание числа детей в группах социальной поддержки населения, планируется открытие реабилитационного центра. Перед коллективом этого учреждения стоит много проблем. Это и загруженность групп социальной поддержки, недостаточность финансирования, дефицит материально – технической базы и многое другое, что усложняет работу учреждения. Но, тем не менее, коллектив групп социальной поддержки населения делает все возможное, а подчас, и невозможное, опираясь на поддержку местных органов власти и общественной благотворительности для выполнения своих задач.
Также беспризорными и безнадзорными детьми занимается такое учреждение, как Управление образования администрации г. Тында. В соответствии с Законом Амурской области № 75-ОЗ от. 05.06.1998г. «Об органах опеки и попечительства на территории области», Положением об опеке и попечительстве несовершеннолетних г. Тынды это учреждение наделено полномочиями по защите и восстановлению прав детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же лиц из их числа. Это учреждение охватывает контингент населения от 0 до 23 лет независимо от того, являются ли они воспитанниками или учащимися учреждений, подведомственных городскому управлению образования.
Основные направления деятельности по охране прав несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения это:
- профилактика социального сиротства;
- выявление, учет и устройство детей, вытесненных по различным причинам из семейного окружения;
- защита личных, имущественных, жилищных интересов детей;
- осуществление контроля за содержанием детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, устроенных в семьи, либо в образовательные
учреждения на полное государственное обеспечение;
- представление интересов несовершеннолетних в судебных органах, органах
прокуратуры, охраны общественного порядка, других учреждениях.
Это лишь основные направления, которые реализуются посредством целого комплекса мероприятий и отражены в городских программах: «Профилактика социального сиротства на территории г.Тынды на 2006-2010 годы», «Социальная защита детства на территории г.Тынды на 2003-2008 годы».
Все образовательное пространство нашего города – это учреждения, которыми обеспечивается право на бесплатное и доступное образование, а также осуществляется защита личных, имущественных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без родительского попечения, лиц из их числа.
В ведении управления образования г.Тынды находятся:
- 10 общеобразовательных учреждений (среди них 2 гимназии, лицей, 1 начальная школа, МЦО) – их посещают 98 детей, оставшихся без попечения родителей;
- 10 муниципальных дошкольных учреждений. В детских садах воспитывается 24 ребенка данной категории;
- муниципальный Центр детского творчества, который бесплатно организует досуг и педагогическое сопровождение детей-сирот.
В системе управления образования трудится 645 педагогических работников, отдающих часть своего душевного тепла круглым и социальным сиротам.
Профилактика социального сиротства