Гадание
Образовано от той же основы, что и сохранившееся в диалектах гадъ - "знахарь, прорицатель"; греч. υδρα - водяная змея, гидра; υδρομαντεία - гадание по воде. Змея была одним из атрибутов греческой богини мудрости Афины(ср. также представления о змее как символе мудрости у других народов).
Среди великого множества способов гадания, мы рассмотрим только один - гадание по книгам, и попытаемся ответить на вопрос: что происходит с текстом, который при этом используется ?
Ραψωδομαντεία, "гадание по книгам", было хорошо известно грекам; гадатель использовал книги Гомера, Гесиода, позднее - Вергилия и Сивилл. С приходом христианства к списку авторитетных книг добавилась Библия. В руках гадателя может оказаться любой текст, признанный в это время сакральным, нпр.,"Евгений Онегин", "Капитал" или "Москва-Петушки".
Ραψωδός - сшивающий, соединяющий, слагающий песни, рапсод. У Софокла рапсодом названа Сфинга - за свои загадки, которые она задавала фиванцам. Рапсоды были наследниками творчества аэдов гомеровской эпохи (αείδω - "поэт" при αειδής - "невидимый"; ср. многочисленные легенды об аэдах-слепцах, в том числе и о Гомере; о Тиресии было известно, что слепота дана ему одновременно с пророческим даром; мудрец, т.е. разоблачитель видимости и созерцатель сущности, должен быть слеп).В античную эпоху аэд приравнивался к прорицателю, мантису. В свою очередь, аэды были связаны с древнейшей традицией номинации (называния) вещей мира во время ритуалов типа новогоднего; при этом перечисление вещей было равнозначно их творению заново. Во время ритуала вещи назывались и тем самым вызывались из небытия; песня соединяла, сшивала разрозненные, хаотично разбросанные вещи в одно целое, в один текст (лат. textum - ткань; связь, соединение; структура; связное изложение).
Вергилий использует слово textum при описании щита Энея: clipei non enarrabile textum - "щит несказанный" (VIII, 625). Изображения на щитах Энея у Вергилия, Ахилла у Гомера и Геракла у Гесиода соединяют не только все вещи мира в одном пространстве (это картины, если угодно, карты мира), но и три времени - прошлое, настоящее и будущее, поэтому стих Вергилия подчеркиваетмастерство Вулкана, выковавшего, соединившего то, что даже сложно передать словами. Словами обычной речи. Вулкан "прорицаний не чужд и грядущее знает" (VIII, 627). На фреске из Помпей Гефест показывает Фетиде щит Ахилла; мать героя изображена сидящей напротив щита, и мы видим отражение Фетиды в его зеркальной поверхности. Возможно, зеркальным был щит Амфиарая-мантиса (прорицателя), единственного из семерых, щит которого не был украшен: "Из меди сплошь, простой, без всяких знаков круг"(Эсхил,"Семеро против Фив" , 590). Способ гадания на зеркале, которым пользовался мантис-военный, ничем не отличается от способа, известного до сих пор: "Свет мой, зеркальце, скажи...". Мантис смотрел в зеркальную поверхность щита и докладывал о возможном исходе сражения. Грекам была хорошо знакома традиция создания имагинативных изображений; нпр., "Картины" Филострата - два тома, в которых рассказывается о содержании 64 картин, никогда не существовавших. Традиция на пустом месте не возникает; не исключено, что генетически она связана с рассказом, текстом мантиса, в котором передавалось увиденное им в зеркале, воде источника, огне, фимиаме, чаше, во сне и т.п. Т.о., вероятно, тексты Гомера, Гесиода и Вергилия связаны именно с этой традицией.
Вернемся к заданному в начале вопросу: что происходит с текстом, который использует мантис ? В качестве примера гадания по книге мы возьмем Библию, хотя бы потому, что одновременно это и пример сохраняющегося двоеверия, что интересно само по себе. Обозначим феномен гадания как модель: обобщая результаты полевых исследований ритуала гадания, проводимых современными этнологами, можно заключить, что одним из основных инструментов гадальщика является сосуд (лат. scutum - большой щит; scutra - плоское блюдо; чаша.), наполненный символическими предметами, каждый из которых заключает в себе серию символов, а в совокупности они представляют все вещи мира в их отношении к человеческим целям и деятельности; "ответ предков" узнается после встряхивания сосуда из полученной комбинации символов. Как и корзина гадальщика африканского племени ндембу, которая вмещает в себя предметы, символизирующие все вещи мира, Книга (так в дальнейшем мы будем именовать Библию), с точки зрения христианской традиции, является "зеркалом мира". Алан Лилльский, философ и поэт ХII в.: "Все творения мира суть для нас как бы книга, картина и зеркало"(PL 21,579а). Книга и универсум - два вида одного текста, который может быть отражен в картине (pictura), увиден сквозь зеркало. Если Книга есть универсум, "Всё", то она все знает и все может: книга была не только источником Знания, но и магическим средством. Можно было излечить человека, возложив ему на голову Книгу.
Нельзя не заметить и принципиального отличия. Предметы, заполняющие корзину гадальщика, действительно символизируют универсум, мир ндембу. Однако, процедура гадания начинается с того, что предметы в корзине перемешиваются. Напротив, Книга, являясь моделью универсума, одновременно - образец для всякой структурированности, это и есть собственно Структура (греч. κόσμος - "космос, мир, вселенная"; "порядок"; "украшение"). Если болезнь понимают как нарушение порядка, легко объяснить и возложение на голову больного Книги, порядок воплощающей. С этой точки зрения, величайшим грехом в средневековье считалась ошибка переписчика Книги. Последние слова Книги одновременно и последние слова Откровения Иоанна Богослова: "И если кто отнимет что от слов книги пророчества этого, у того отнимет Бог участие в книге жизни, и в святом городе, и в том, что написано в книге этой (22,19).
С другой стороны, не будем забывать, что во время гадания Библия, сохраняя свои качества сакрального христианского текста, сохраняя свою силу (магическую силу в том числе), одновременно начинает жить по другим законам. На Руси, в эпоху двоеверия носили амулеты-змеевики, на одной стороне которых можно увидеть христианскую символику, а на оборотной - языческую. В былине "Васька Пьяница и Кудреванко-царь" есть зачин, в котором туры рассказывают матери, что они видели "девицу из божьей церкви", читавшую книгу на камне у Киева и плакавшую при этом. Турица объясняет, что это была Богородица: она читала Евангелие и плакала, чуя беду для Киева. Вслед за этим идет былинный рассказ о нашествии татар.
Во время гадания задается вопрос, наугад открывается страница и строка Книги;текст строки дает искомый ответ. Именно в этот момент с текстом что-то происходит. Текст-универсум распадается на тысячи отдельных, никак между собой не связанных строк, которые теряют свое место и перемешиваются. То, что за миг до этого было Космосом-украшением превращается в безóбразный Хаос. Это - не-текст. Любой текст, даже не сакральный, есть структура по определению. Анекдот, детектив, женский роман, порнотекст структурируют определенное состояние читателя или зрителя. Если анекдот состоит из десяти строк, ни одна из них по отдельности (если анекдот я слышу впервые) не вызовет улыбки. Интрига романа А.Кристи "Десять негритят", смысл этого детектива, начинает раскрываться в тот момент, когда негритята вновь "собираются" в тексте стихотворения, которое читает последняя жертва судьи. Мысль, смысл появляются не на ровном месте, им что-то предшествует, и это что-то - многосоставное, противоречивое, неоднозначное, загадочное, провоцирующее - рано или поздно должно собраться для того, чтобы нечто смогло родиться.
Акт вопрошания гадателя разрушает структуру текста. Текст как бы "встряхивается", и это позволяет прочитать выбранный стих в отрыве от контекста. Книга-зеркало уподобляется зеркальному щиту Амфиарая-мантиса у Эсхила. И в том, и в другом случае вопрошается не структура, не Космос, но Хаос - то,что способно породить как жизнь, так и жизненно необходимый ответ. К гадателю обращаются как правило в кризисной ситуации, когда нарушается обычный ход вещей, т.е. нарушается структура. Человек, у которого угоняют лошадь, и он понимает, что не сможет собрать урожай и прокормить свою семью зимой, должен либо смириться и как Иов произнести: "Бог дал, Бог взял", либо обратиться за помощью к не-структуре. Высшая упорядоченность должна перейти в свою противоположность, чтобы помочь восстановить утраченный порядок.
С другой стороны, текст записывался на свитках, и сакральный текст можно представить как развернутый "свиток" круглой формы. В этом случае метафора Алана Лилльского, сблизившая Книгу, картину и зеркало уже не троп, и мы видим текст Книги как картину или карту мира. Процедура гадания может быть вызвана ситуацией, когда моя жизнь "вышла из колеи" или я "заблудился" или мне предстоит переход из одного пространства, состояния - в другое, что по необходимости требует проведения "ритуала перехода" (rite de passage).В этих ритуалах могли использоваться космограммы типа мандалы, помогающие (в том числе) предсказывать предстоящие события и истолковывать прошедшие, что основывалось на представлении о символическом параллелизме между всеми частями мира и всеми его явлениями и процессами, включая жизнь человека. Мандала играла большую роль в буддийском обряде посвящения в монахи. На полу рисовалась мандала, оси которой устанавливались шнурами, сначала с севера на юг, затем с востока на запад. Скрещение этих осей задавало центр мира и его четыре четверти. Неофит с завязанными глазами подводился к восточным "воротам" мандалы и бросал в нее цветок или палочку. На какую из четвертей мандалы=мира падал предмет, таков был предписанный свыше духовный путь посвящаемого в монахи 1. В нашем случае строка текста Книги-карты указывает необходимое направление пути.
Возможен и еще один разворот темы. Во время гадания может происходить обмен информацией. Человек, прежде чем получить необходимый совет, должен рассказать о своей ситуации гадальщику, а в пределе - самой Книге. Зарождение историографии Китая связано с ритуалом гадания, в котором использовались бронзовые сосуды: регулярно составлявшиеся гадательные тексты включали наряду с упоминанием предмета гадания и ответа на заданный вопрос, так же и результативную часть, содержащую сведения о том, как проявились сделанные жрецом предсказания. В качестве материала для записи использовались также гадательные кости и специальные таблички. Анализ некоторых текстов позволил установить, что сообщения предназначались не потомкам, а предкам. Для общения с предками существовал особый письменный язык, отличающийся от устного наличием осознанных специальных правил. Тексты составлялись во всех провинциях и затем передавались в столицу империи, в центральный архив, где множество текстов соединялись (формально) в единый Текст. Фактически же каждая сделанная запись становилась частью этого Текста в момент написания. Гадатели-историки прекрасно осознавали возможные последствия неточности передаваемой предкам информации, и ради соблюдения установленных правил изложения событий могли даже пожертвовать жизнью. Об этом свидетельствует история, рассказанная Фань Вэньланем о событиях, произошедших в 548 г. до н.э.: "сановник из княжества Ци, Цуй Чжу, убил циского правителя. Главный историограф...сделал запись: "Цуй Чжу убил своего князя". Цуй Чжу разгневался и убил историографа за такую запись. Тогда два его брата повторили эту запись в хронике, и тоже были убиты Цуй Чжу. Когда же и последний, оставшийся в живых брат историографа написал эту же фразу, Цуй Чжу уже не решился его убить" 2.
Список литературы
1. Tucci G. The Theory and Practice of the Mandala. With Special Reference to the Modern Psychology of the Subconscious. L., 1961, p. 89-90.
2. Карапетьянц А.М. "Чунь цю" и древнекитайский "историографический" ритуал // Этика и ритуал в традиционном Китае. М., 1988, с.136-142
1. Приходько Е.В. Двойное сокровище. Искусство прорицания Древней Греции: мантика в терминах. М., 1999.
2. Тэрнер В.Символ и ритуал. М., 1983 ( Глава "Гадание и его символика": с.47-70).
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта ec-dejavu