Правовые основы социальной защиты беспризорных и безнадзорных детей на примере Подразделения по делам несовершеннолетних г. Тында

подростков на уровне, не превышающем показателя 2002 года.

Постановлением Правительства РФ утверждена Федеральная целевая программа «Дети–сироты»1 (на 2003 – 2006 года). Целью данной программы является предупреждение социального сиротства, создание условий для полноценного развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и обеспечение условий для их интеграции в общество, социальной и личностной самореализации. Программа «Дети–сироты» предусматривает формирование системы государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; реформирование системы обеспечения жизнедеятельности, воспитания и обучения детей; ресурсное обеспечение новых технологий и поддержка региональных проектов.

На основе федеральной целевой программы «дети–сироты» уже начала развиваться сеть служб по предупреждению социального сиротства, разработано методическое обеспечение этих служб. Создан и ведется государственный банк данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время банк данных связан компьютерной сетью с 56 регионами РФ. Ведется работа по созданию системы учета семей потенциальных усыновителей, воспитателей, в результате которой значительно увеличилось число детей, переданных на усыновление, под опеку или попечительство. Развивается новая форма устройства детей–сирот – помещение ребенка на воспитание в семьи граждан.

Намечается внедрение системы учета детей–сирот, разработка критериев отбора семей, которые могут принять ребенка на воспитание, обеспечение психолого-педагогического сопровождения таких семей, социальной защищенности в ней ребенка, совершенствование оплаты труда приемных родителей.

Правительство Российской Федерации утвердило примерные положения о специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.1 В своей деятельности центр руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов РФ, Примерным положением и своим уставом. Центр принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, содействует возвращению детей в семьи; разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации; обеспечивает защиту прав и законных интересов детей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 марта 2002 г. № 154,2 регламентируется образование Межведомственного оперативного штаба по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, направленных на борьбу с беспризорностью. Межведомственному оперативному штабу предоставляется право заслушивать на своих заседаниях по вопросам работы по предупреждению беспризорности. Ежемесячно информировать Комиссию по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ о ходе работы по профилактике беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Министерству внутренних дел РФ предоставляется обеспечивать координацию деятельности органов внутренних дел субъектов РФ по оперативному выявлению в общественных местах беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, по установлению личности и перевозке несовершеннолетних в учреждения системы профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, правонарушений по месту их выявления. Министерству здравоохранения РФ осуществлять контроль за медицинским обеспечением беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних. Органам исполнительной власти и органам местного самоуправления рекомендовано разработать и осуществить дополнительные мероприятия по решению проблем беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних, в том числе экстренные меры по выявлению, оказанию медицинской помощи и устройству несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

Постановлением Правительства Российской Федерации утвержден План первоочередных мероприятий по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних (на 2004 – 2005 г.)1 Правительством приняты решения о создании банка данных о беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних, правонарушителях, детях, злоупотребляющих психоактивными веществами, алкоголем и наркотиками; о семьях, находящихся в социально опасном положении. Подготовлены предложения об усилении ответственности родителей (законных представителей) несовершеннолетних за невыполнение обязанностей по воспитанию, содержанию, обучению несовершеннолетних. В федеральных органах исполнительной власти РФ организованы «горячие линии» (телефоны доверия) для оперативного решения вопросов по оказанию помощи беспризорным и безнадзорным несовершеннолетним. Разрабатываются программы взаимодействия государственных органов исполнительной власти с общественными объединениями и религиозными организациями при решении вопросов профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Ведется работа по организации устройства на воспитание в семьи детей, лишенных родительского попечения. Проблемы профилактики детской беспризорности, ответственность взрослых, не исполняющих родительские обязанности, вовлекающих детей в противоправную деятельность, наихудшие формы детского труда в рамках данного Плана глубоко освещаются. Создается социальная реклама, пропагандирующая здоровый образ жизни, законопослушное поведение, духовно–нравственные ценности семьи, привлечение детей и подростков к труду и занятиям спортом.

Исходя из вышеперечисленного, можно утверждать, что государством создана нормативно-правовая база по профилактике и борьбе с беспризорностью и безнадзорностью несовершеннолетних, а также социальной помощи, но необходима поддержка всех ведомств, которые несут ответственность за благополучие и интересы детей. Необходимы материально-техническое обеспечение и финансирование мероприятий для исполнения законов на федеральном уровне.


II. АНАЛИЗ РАБОТЫ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ


2.1 Анализ работы в специализированных учреждениях для несовершеннолетних г. Тында


Решением проблем беспризорных детей занимаются как государственные, муниципальные органы, так и общественные и благотворительные организации.

При рассмотрении судом дел, связанных с воспитанием детей, необходимо иметь в виду, что в соответствии со ст.42 ГПК РСФСР и ст.78 СК РФ к участию в деле, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту интересов ребенка, должен быть привлечен орган опеки и попечительства, который обязан провести обследование условий жизни ребенка и лица, претендующего на его воспитание, а также предъявить суду акт обследования и основанное на нем заключение по существу спора, подлежащее оценке в совокупности со всеми собранными по делу доказательствами. Заключение органа опеки и попечительства, исходя из п.1 ст.34 ГК РФ и п.2 ст.121 СК РФ, должно быть, подписано руководителем органа местного самоуправления либо уполномоченным на это должностным лицом подразделения органа местного самоуправления, на которое возложено осуществление функций по охране прав детей. К функциям органов опеки и попечительства по защите прав и интересов детей, оставшихся без родительского попечения, относятся: выявление и учет несовершеннолетних детей, по тем или иным причинам оставшимся без родительского попечения; выбор формы устройства таких детей с учетом конкретных обстоятельств утраты детьми родительского попечения; осуществление последующего контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей. Органы опеки и попечительства, кроме вышеперечисленных функций, которые отнесены к их исключительной компетенции, наделены в законодательном порядке правом принимать меры к тому, чтобы дети остались без родительского попечения, как ни кощунственно это звучит. В частности, органы опеки и попечительства наделены правом от имени органа местного самоуправления обращаться в суд в порядке общеискового производства с исками о признании родителя (родителей) полностью недееспособным, о лишении одного или обоих родителей родительских прав или ограничении их в этих правах. Мнение органа опеки и попечительства о том, с кем из родителей при разводе должен остаться ребенок, в обязательном порядке должно учитываться судом. Очень часто бывает, что орган опеки и попечительства не считает нецелесообразным оставление ребенка одному из родителей и настаивает на помещении ребенка в интернат или другое воспитательно-образовательное учреждение. Важно понимать, что эти кажущиеся бесчеловечными меры на самом деле служат средством защиты прав интересов ребенка, одновременно являясь мерами семейно-правовой ответственности его родителей.

В системе социальной защиты важное значение играют специализированные учреждения для несовершеннолетних, в задачи которых входит целенаправленная работа по социальной реабилитации дезадаптированных детей. Поскольку социальная адаптация – это включение индивида или группы в социальную среду, приспособление их к соответствующим правилам, системе норм и ценностей, то социальная дезадаптация подростков – это нарушение процесса социального развития, социализации индивида.1 Социальная дезадаптация детей имеет комплексный характер, она выражается в нарушении физического и психического здоровья ребенка, разрыве его социальных связей с семьей, другими институтами социализации. Но социальная дезадаптация – процесс обратимый, поэтому можно не только предупреждать отклонения в социальном развитии детей и подростков, но и управлять процессом ресоциализации социально дезадаптированных детей и подростков. Социальная реабилитация – процесс сложный, длительный и включает комплекс медико-психологических, психолого-педагогических, социально-правовых мер, направленных на социально-психологическое возрождение ребенка, восстановление его психического и физического здоровья.

Структура стоимости имущества даёт общее представление о финансовом состоянии подразделения. Она показывает долю каждого элемента в активах и соотношении заёмных и собственных средств, покрывающих их в пассивах.

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, создаются для оказания помощи той категории детей и подростков, которая раньше не пользовалась вниманием властей.

Задачами учреждений для дезадаптированных детей и подростков являются: 1) профилактика безнадзорности, бродяжничества, дезадаптации; 2) психолого-медицинская помощь детям, попавшим по вине родителей или в связи с экстремальной ситуацией в безвыходное положение; 3) формирование у детей и подростков положительного опыта социального поведения, навыков общения и взаимодействия с окружающими людьми; 4) выполнение попечительских функций по отношению к тем, кто остался без родительского внимания и заботы, средств к существованию; 5) содействие возвращению в семью.

Иными словами, основная цель деятельности таких учреждений – социальная защита и поддержка в этом детей, их реабилитация и помощь в жизненном определении.

Специалисты подобных учреждений выделяют три основных этапа в работе с детьми: 1) диагностическая работа; 2) реабилитация, программа которой основана на данных, полученных после всесторонней диагностики; 3) постреабилитационная защита ребенка. Прежде всего, в системе социально–реабилитационных служб для несовершеннолетних создаются социальные приюты для детей и подростков, каждый из которых отличается своеобразием вследствие различий в уровне и глубине понимания специалистами стоящих перед ними задач, их профессиональной подготовленности, опыта работы с детьми. Различны и их материально–техническая база, возможности финансирования и осуществления контактов со всевозможными организациями.

Целью приютов является социальная реабилитация беспризорных детей и подростков, то есть организация их временного проживания, оказание психолого-педагогической, медицинской и правовой помощи и их дальнейшее жизнеустройство. В приюты поступают дети и подростки по направлению комиссий по делам несовершеннолетних, комитетов по делам семьи и их учреждений, органов образования, здравоохранения, внутренних дел, социальной защиты населения, по предоставлению сотрудников самих приютов, а также по личной просьбе несовершеннолетних, нуждающихся в социальной защите.

Большинство приютов являются муниципальными учреждениями, содержащимися за счет бюджетных средств. Главное отличие приютов от детских домов заключается в том, что приюты – это учреждения временного пребывания детей сроком до 6 месяцев, в течение которых ребенку подыскиваются усыновители, опекуны или приемная семья либо проводится работа по ликвидации кризисной ситуации в его родной семье, куда он может быть возвращен. В детские дома дети попадают из приютов в тех случаях, если не удалось подобрать им приемных родителей или опекунов или вернуть в прежнюю семью, нормализовав обстановку в ней.

В специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, принимаются несовершеннолетние на основании: 1) личного обращения; 2) направления органов, осуществляющих социальную защиту населения; 3) постановления комиссий по делам несовершеннолетних; 4) заявления родителей, ходатайства органов образования, здравоохранения, опеки и попечительства, органов внутренних дел; 5) постановления или определения суда, прокурора или следственных органов, если родители или лица, их заменяющие осуждены либо к ним в качестве меры пресечения применено заключение под стражу.1

Индивидуальная программа реабилитации ребенка создается на основе изучения его личности и анализа всей доступной информации (состояние его физического и психического здоровья, степень образовательной подготовки), которая обусловливает не только проведение общих оздоровительных мероприятий, но и лечение хронических заболеваний, которые имеются у ребенка на момент поступления в приют.

Большое значение в реабилитации подростка имеют психологическая диагностика и коррекция. Работникам приютов приходится сталкиваться с двумя главными психологическими проблемами: отставание ребенка в психическом развитии и преодоление последствий депривации.2 Специалисты используют два способа психологической реабилитации: групповой и индивидуальный. Участие ребенка в психокоррекционных группах способствует его личностному росту, самораскрытию, приобретению определенных знаний, умений, навыков, прежде всего умения общаться; индивидуальная реабилитация, прежде всего, призвана снять у ребенка чувство тревоги и неуверенности, повысить его самооценку, помочь справиться со страхами, сформировать доверие к людям.

Существует несколько способов формирования у подростков самоуважения и самосознания. Один из них – ориентация на образец, достойный подражания (родственник, знакомый, реальный или вымышленный герой). Одна из трудностей при реабилитации подростка – его нежелание учиться. Сегодня в приютах используются несколько вариантов обучения: общеобразовательные дневная и вечерняя школа, ПТУ, классы выравнивания. В ряде приютов обучение осуществляется в рамках так называемой домашней школы, наиболее оптимальной для большинства приютских воспитанников; ее задача – снизить эмоционально-психическое напряжение, порожденное неблагополучным опытом обучения в школе, восстановить и укрепить общеучебные навыки, восполнить пробелы в знаниях, придать подростку уверенность в своих силах; занятия проводятся индивидуально или в микро-группах (два-три человека).

Дети, проходящие реабилитацию, как правило, социально и педагогически запущены. Практика показывает, что эмоциональная сфера детей характеризуется крайней неуравновешенностью, повышенной возбудимостью, скрытностью, агрессивностью. Все это ставит вопрос о медико-социальной реабилитации в каждом приюте и реабилитационном центре. Сотрудники приюта изучают условия жизни семьи, ее функциональные способности, возможность проживания ребенка в конкретных семейных условиях. Посещение семьи социальным работником дает возможность оценить перспективы возвращения ребенка в семью. Если возвращение ребенка в семью невозможно, используются другие пути. Наиболее продуктивной формой устройства является передача детей под опеку или на усыновление родственникам, однако последние не выражают желания сделать это в силу разных причин: наличие у подростка каких-либо заболеваний, стесненные жилищные и материальные условия. Если возвращение в семью невозможно, многие приюты вынуждены передавать подростка в интернат.

Но есть и другой способ социальной помощи дезадаптированным подросткам, который практикуется сейчас многими учреждениями, - создание семейных (воспитательных) групп.1

Сначала о наличии таких детей оповещают через средства массовой информации или специальный банк данных. При наличии семьи, желающей взять ребенка на воспитание, тщательно обследуются ее материально-бытовые условия, после чего заключается контракт на два месяца. Подросток в течение двух месяцев посещает по выходным дням попечительскую семью, а затем передается туда окончательно. Семейная группа рассматривается как структурное подразделение приюта, а один из родителей оформляется в приют в качестве воспитателя. Кроме того, психолог дает необходимые рекомендации каждой семье.

В работе с несовершеннолетними девиантами применяются социальные технологии. Примером социальной поддержки и реабилитации дезадаптированных детей является деятельность социально-реабилитационного центра. Центры осуществляют свою деятельность по разным направлениям: 1) профилактика безнадзорности несовершеннолетних, помощь в ликвидации трудной ситуации в семье ребенка; 2) обеспечение несовершеннолетним временного проживания на полном государственном обеспечении до определения и осуществления совместно с органами опеки и попечительства оптимальных форм жизнеустройства; 3) обеспечение доступной и своевременной квалифицированной социальной, правовой, психолого-медико-педагогической помощи детям, имеющим различные формы дезадаптпции, на основе индивидуальных программ социальной реабилитации, включающих профессионально-трудовой, учебно-познавательный, социокультурный, физкультурно-оздоровительный и иные компоненты.

Сегодня работу с проблемными детьми ведут центры и службы психолого-педагогического и медицинского сопровождения детей и их развития. Центр социально-реабилитационной поддержки несовершеннолетних принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних.

Центры рассчитаны на 5-10 тысяч детей и могут включать в себя следующие отделения: 1) приемное отделение; 2) отделение диагностики социальной дезадаптации; 3) отделение реализации программ социальной реабилитации; 4) отделение социально-правовой помощи; 5) семейная воспитательная группа.

В отделении диагностики социальной дезадаптации выявляют и анализируют факторы, обусловившие его социальную дезадаптацию, особенности личностного развития и поведения подростка; разрабатываются индивидуальные программы его социальной реабилитации. На основе этих данных создается индивидуальная программа реабилитации.

Отделение социально-правовой помощи осуществляет защиту прав и законных интересов воспитанников, в том числе находящихся в семейных воспитательных группах; оказывает содействие органам опеки и попечительства в дальнейшем жизнеустройстве воспитанников; формирует банк данных о возможных усыновителях, попечителях, опекунах, приемных семьях; организует психолого-педагогическую и правовую подготовку к приему в семью неродных детей и наблюдает за адаптацией несовершеннолетних к новой обстановке.

Семейная воспитательная группа – самое сложное направление деятельности Центра. Социальная реабилитация в Центре ориентирована на решение семейных проблем ребенка. Работа с конфликтными семьями основана на взаимодействии с психологами на уровне консультирования; работа с аморальными семьями ведется на уровне социального патронажа.

Из существующих в настоящее время типов социально-реабилитационных учреждений для детей и подростков Центр для несовершеннолетних, имеющий в качестве подразделения социальный приют, призван решать наиболее важные задачи по преодолению роста числа дезадаптированных подростков, устранять причины проявлений дезадаптации еще в начальном этапе, до разрыва подростка с семьей. Вместе с тем социальная реабилитация подростка значительно облегчается, если она протекает на фоне эмоционального принятия новых условий, правил жизни, новых людей. В решении разнообразных проблем беспризорников большую роль играют социальные работники, поэтому первейшая задача всех социальных работников – оказать подростку, прибывающему в реабилитационном учреждении, максимальную поддержку в процессе освоения им новой жизни.

Важное место в системе социальной поддержки и профилактики беспризорности несовершеннолетних отводится отделениям по работе с семьей и детьми, которые открыты во всех городских и районных центрах социального обслуживания населения. В некоторых регионах Центры социального обслуживания и отделения являются единственным местом, куда могут обратиться граждане. Специалисты отделений берут на учет семьи «группы риска» по 14 категориям: многодетные; неполные; с детьми-инвалидами; безработных родителей; неблагополучные и другие. Первичный социальный патронаж позволяет на местах определить конкретные виды социальной помощи ребенку, семье, в период, когда ей особенно трудно. При необходимости оказывается материальная поддержка, устанавливается опекунство, решаются вопросы улучшения жилищно-бытовых условий, проводится юридическое консультирование.

Наиболее существенную поддержку семьям с детьми могут оказать центры социальной помощи семье и детям (ЦСПСиД), в структуру которых входят различные подразделения социально-экономической, психолого-педагогической, медико-социальной помощи, профилактики беспризорности детей и подростков и экстренной психологической помощи («телефон доверия»). В Центре СПСиД работают квалифицированные специалисты: педагоги, психологи, врачи (педиатр, психотерапевт, нарколог), юрисконсультант, специалисты по социальной работе и многие другие. Наличие специалистов разного профиля позволяет в комплексе помогать каждой конкретной семье в преодолении трудных жизненных ситуаций. Семьям, находящимся в социально-опасном положении, оказывается разнообразная адресная помощь. Успешно действуют Психологические центры помощи несовершеннолетним, реабилитационные центры для несовершеннолетних, которые оказывают помощь родителям и детям, нуждающимся в медико-психологической реабилитации.

Общественные организации предпринимают меры для уменьшения роста беспризорности и улучшения положения детей, содействуют профилактике детей беспризорников, социальной поддержке, адаптации и реабилитации. Они организуют питание детей, их временное содержание, оказывают медицинскую и психологическую помощь, создают детские дома и приюты, в том числе семейного типа.

Русская Православная Церковь также принимает участие в помощи беспризорным детям. Одним из направлений такой деятельности является посещение государственных детских домов и приютов. С детьми проводят беседы о христианском вероучении, основы православной культуры, истории христианства, организуют занятия по изучению Библии. Другое направление – создание детских домов и приютов на базе приходов и монастырей. На этом пути церковным структурам приходится сталкиваться с огромными трудностями. Основная группа проблем связана с недостатком помещений и финансированием, данное положение приводит к тому, что многие церковные детские приюты существуют на нелегальном положении, не получая никакой помощи и поддержки от государства.

Благотворительные организации, действуют в этой сфере значительно активнее и результативнее. Например, некоторые такие организации, деятельность которых заслуживает внимания и поддержки. Центр «Дорога к Дому»1 г. Москва был создан в марте 1998 года на базе детского приюта. Клиенты - несовершеннолетние "группы риска" в возрасте от четырех до шестнадцати лет, а также их семьи и ближайшее окружение. Сотрудники центра обладают большим опытом работы с уличными детьми и подростками из группы риска. Некоторые из них работают с беспризорными детьми более 10 лет. При центре действуют 5 постоянных групп "стрит-уокеров", работающих непосредственно на улицах города для выявления беспризорных детей и подростков из группы риска. Сотрудники стараются войти в контакт с этими детьми, выявить причины их беспризорности и, по возможности, оказать им необходимую помощь, в том числе путем приглашения их в приют.

Отдельная группа сотрудников Центра занята работой с «неблагополучными семьями». Где возможно, стараются организовать досуг детей из этих семей. Центром создан летний загородный детский лагерь «Тин–Таун»1, в котором отдыхают и проходят курс реабилитации воспитанники приюта и дети из неблагополучных семей. Центр проводит информационную, статистическую и научно-методическую работу по выявлению социально-демографических причин детской безнадзорности и разработке методических рекомендаций и моделей территориальных центров первичной реабилитации несовершеннолетних группы риска для Москвы и всей России. Центр ставит во главу угла интересы несовершеннолетнего.

Автономная Некоммерческая Организация "Возможность" оказывает материальную, медицинскую и психологическую помощь людям, оказавшимся в экстремальной жизненной ситуации. Основное направление работы - оказание помощи беспризорным детям. Работа с уличными детьми ведется с 1995 года в местах их наибольшей концентрации. Этим детям оказывается физическая (ежедневные горячие обеды, еженедельное мытье со сменой одежды), психологическая и юридическая поддержка. Все это составляет основу «Детского патруля»2 - одного из главных подразделений миссии. Кроме того, при Миссии работают детский приют, а также реабилитационный центр "Новая жизнь" (Санкт- Петербург) для наркоманов.

Центр Дневного Пребывания детей "Радуга Надежды" 3(г. Санкт- Петербург) начал свою работу в 1997г., когда несколько добровольцев стали встречаться с детьми, попавшими в трудную жизненную ситуацию. В июле 1998 г. был проведен первый летний палаточный лагерь, где в течение целого месяца дети могли находиться в атмосфере заботы и стабильности, вдали от улиц города и наркотиков. В июле 2000 года была организована Социальная Служба поддержки семьи, в рамках которой у семей появилась возможность получать комплексную помощь, включающую в себя меры социального, психологического, педагогического, медицинского и хозяйственно-бытового характера. Осенью 2001 года с несколькими семьями детей, посещающих Центр, были заключены договора о Психолого-педагогическом медико-социальном сопровождении, обеспечивающем получение дополнительной специальной помощи в восстановлении здорового семейного функционирования.

В результате помощи общественных организаций и мер общей профилактики будет обеспечиваться развитие способностей и позитивных интересов детей, их общественно-полезная деятельность, предотвращение вовлечения несовершеннолетних в асоциальные группы и криминальные структуры (создание профильных лагерей, где будут работать педагоги; поддержка клубов для детей и подростков, апробация и распространение программ и проектов профилактической и реабилитационной работы).

Решение проблемы беспризорников возможно только при консолидированном взаимодействии нескольких ведомств: здравоохранения, социального обеспечения, образования и органов охраны правопорядка, при условии создания необходимой законодательной базы, при поддержке и расширенной сети социальных учреждений, при взаимодействии региональной социальной политики.

Профилактика в широком смысле представляет собой систему государственных, социальных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждения социальной болезни. 1

Под профилактикой имеется в виду совокупность мероприятий, направленных на выявление причин и условий, способствующих возникновению и распространению дезадаптации детей и подростков, а также разработку мер по ее предупреждению.

Профилактическая деятельность в ее социально приоритетном выборе включает: 1) профилактику по системе применяемых мер: применение социальных, экономических, организационно-управленческих, правовых, психолого-педагогических, социально-медицинских к детям и подросткам группы «риска»; 2) профилактику по объектам предупредительного воздействия: а) общую, не имеющую точного «адреса» в виде конкретной личности или группы несовершеннолетних; б) частную, направленную на предупреждение дезадаптации определенных групп и лиц. 1

Профилактические меры, прежде всего, направлены и нацелены на нейтрализацию и устранение социальных причин дезадаптаций, коррекции личности и образа жизни детей с отклоняющимся поведением.

В совокупности социальная профилактика дезадаптаций и отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних включает следующие основные направления: 1) нейтрализация и устранение социальных дезадаптаций и отклоняющегося поведения несовершеннолетних; 2) сокращение факторов и условий, способствующих ситуациям, при которых дети становятся жертвами преступлений (включая их вовлечение в противоправную деятельность и криминальную эксплуатацию со стороны взрослых); 3) активизация и развитие позитивных социальных и личностных факторов и процессов, обеспечивающих оптимальную социализацию детей и подростков, стимулирующих социально нормативное поведение и препятствующих возникновению и распространению дезадаптаций; 3) обеспечение реабилитации дезадаптированных несовершеннолетних, детей и подростков с отклоняющимся поведением, в том числе исправления малолетних правонарушителей.

Профилактические основы закреплены на федеральном законодательном уровне, это, прежде всего Федеральный Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24.06.1999 № 120–ФЗ и Федеральная целевая программа «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (на 2003-2006 годы).

Сегодня, как никогда очень важно проводить профилактику правонарушений среди несовершеннолетних. Данная социальная функция возложена на специальные подразделения по делам несовершеннолетних в структуре органов внутренних дел.


2.2 Анализ организации и основных направлений деятельности Подразделения по делам несовершеннолетних


Подразделение по делам несовершеннолетних ОВД г. Тында является структурным подразделением милиции общественной безопасности ГУ ОВД г. Тында и Тындинского района, образованное 30 мая 1994 года. Деятельность отделения осуществляется в соответствии с нормами российского законодательства1.

Инспектор ПДН в соответствии с законодательством 2 имеет право: посещать несовершеннолетних по месту жительства, учебы, работы, беседовать с несовершеннолетним и родителями; вызывать несовершеннолетних и родителей для выяснения обстоятельств; участвовать в обсуждении поведения несовершеннолетних и их родителей; в установленном порядке доставлять несовершеннолетних в органы внутренних дел. Для обеспечения эффективной работы инспектор по делам несовершеннолетних обязан знать: численность и состав населения до 18 лет; руководителей местных органов самоуправления, органы, которые ведут работу с детьми; статистические данные о правонарушениях; сведения об образе жизни и связях несовершеннолетних; информацию о профилактике.

В целях совершенствования деятельности подразделения по делам несовершеннолетних по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов МВД РФ принят приказ от 13 мая 2003г. № 323дсп «Об утверждении Наставления о порядке взаимодействия сотрудников подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, следствия, дознания и дежурных частей органов внутренних дел по предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». Настоящее наставление определяет основные формы и порядок взаимодействия сотрудников подразделений криминальной милиции, милиции общественной безопасности, следствия, дознания и дежурных частей органов внутренних дел в пределах, установленных законодательством РФ полномочий, общих задач и функций, связанных с предупреждением, раскрытием и расследованием преступлений несовершеннолетних, профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов.

Законом Амурской области от 23. 12. 2004г. № 45/684 регулируется перевозка несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебных заведений, по территории Амурской области.1 Данный закон определяет порядок осуществления и финансирования деятельности, связанной с перевозкой несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, детских домов, школ-интернатов, специальных учебных заведений, по территории Амурской области.

Специфика Подразделения по делам несовершеннолетних ОВД г. Тында состоит в проведении индивидуальной работы в отношении несовершеннолетних: 1) употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества; 2) совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания; 3) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность; 4) не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность; 5) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу; 6) условно–досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием; 7) родителей или законных представителей несовершеннолетних, которые употребляют наркотические вещества, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению или содержанию несовершеннолетних и отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними; 8) других несовершеннолетних, их родителей или законных представителей при необходимости предупреждения совершения ими правонарушений и с согласия начальника органа внутренних дел или его заместителя.1

Устойчивость финансового положения предприятия в значительной степени зависит от целесообразности и правильности вложения финансовых ресурсов в активы. Активы динамичны по своей природе. По данным приведённого в приложении баланса, динамика имущественного положения предприятия может быть охарактеризована следующим образом таблица 2.2.


Таблица 2.2 - Изменение имущественного положения предприятия

Наимен-е

Сумма,

Тыс. руб.

2004г

Уд, вес

%

2004г

Сумма,

Тыс. руб.

2005г

Уд, вес

%

2005г

Сумма,

Тыс. руб.

Прирост

снижение

Уд, вес

%

2005г прирост

,снижение

Основные средства 235908 97,91 301312 96,04 +65404 -1,87
МБП 2737 1,14 7840 2,5 +5103 +1,36
Прочие средства 42 0,02

123


0,04 +81 +0,02
Расчеты 269 0,11 2968 0,94 +2699 +0,83
Материалы 1966 0,82 1503 0,48 -463 -0,34
Всего имущества 240922 100 313746 100 72824 30,22

Из приведённых данных видно, что за истекший 2005 год у предприятия произошло изменение структуры баланса. Имущество предприятия увеличилось на сумму 72824 тыс. рублей, что на 30,22 % больше по сравнению с началом года. Большая часть прироста 65404 тыс. руб. была направлена на основные средства. Это говорит об улучшении финансирования в 2004 году вышестоящей организации – ГРОВД г. Тынды и Тындинского района. Расчеты, как наиболее ликвидные снизили, повысили свое значение на 2699 тыс.рублей. На основании этого можно судить о значительном повышении платёжеспособности предприятия в целом на конец 2005г.


Таблица 2.4 - Структура пассива баланса за 2004-2005 гг.

Статьи баланса

Сумма,

тыс.руб.

на начало

2004г

Уд. вес %

Сумма,

тыс.руб.

на конец

2005г

Уд. вес %

Сумма,

тыс.руб.

прирост,

снижение

Уд. вес %
Финансирование из бюджета

2213


0,91 4543 1,45 +2330 +0,54
Фонды и средства целевого назначения 238645 98,33 309152 98,44 +70507 +0,11
Расчеты 1839 0,76 341 0,11 -1498 -0,65
Валюта баланса 242697 100 314036 100 +71339

Проанализировав и сравнив представленные выше аналитические таблицы можно сделать следующее описание и заключение.

Судя по данным баланса, доля основных средств активов предприятия за год повысилась на 1,25 %. В течение года основные средства приобретались. Возросло приобретение МБП на 1,38% , что составило 5085 тысяч рублей. Имущество организации возросло на 30,22 % и составило на конец года 313746 тысяч рублей, что на 72824 тысячи рублей больше, чем в 2004 году.

В составе имущественной массы текущих активов возрос удельный вес материально производственных запасов с 1,14 % на начало года, до 2,5% на конец года.

Доля дебиторской задолженности возросла на 2440 тысяч рублей и составила к концу года 0,81 % по сравнению с началом.

Абсолютно ликвидная часть - денежные средства повысились за истекший год на 65 тыс. руб. и составили менее 0,02 % от общей суммы активов, что на 0,018 % больше по сравнению с базисом.

Рассмотрим "пассивную" часть баланса. В составе источников средств предприятие удельный вес финансирования из бюджета возрос на 0,54 % или на 2330 тыс. руб.

В составе собственных средств значительно выросли фонды специального назначения предприятия и составили почти основную часть от общей суммы всех источников. Расчеты по оплате труда, соц. страх. с бюджета и внебюджетными фондами снизились на 0,65% 341 тыс. руб.

Таблица 2.1 характеризует работу подразделения совместно с отделом опеки и попечительства г.Тында.


Таблица 2.1 – Количество родителей, лишенных родительских прав по г. Тында и Тындинскому району за 2000-2005гг.

Район 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Тындинский район 2 5 10 11 6 4
г. Тында 7 11 26 36 31 18
ИТОГО 9 16 36 47 37 22

Обобщив рассмотренные показатели, сделаю следующие выводы:

1. Активы предприятия возросли в основном за счет увеличения финансирования из бюджета, что не могло, не сказаться на увеличении приобретения основных средств и малоценного и быстроизнашивающихся материалов.

2. Более ликвидные средства - дебиторская задолженность и денежные средства по удельному весу повысились в активах предприятия, составив 0,83 % на конец года по сравнению с началом периода, когда они составляли в совокупности 0,042 %. Судя по данным горизонтального анализа денежных средств на конец года составили 0,02 %, по абсолютной величине, но конец года составили 70 тыс. руб., что фактически составило 0,018 % по отношению к началу периода. Это подтверждает, что платёжеспособность предприятия за год повысилась.

3. При анализе пассивной части баланса обращает на себя внимание увеличение доли собственных средств имуществе предприятия за счет