Инновации в сфере производства услуг. Организация и управление сферы услуг здравоохранения

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

"ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ"

Гуманитарный факультет


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине: Организация и управление сферой услуг в мат. производстве

на тему: Инновации в сфере производства услуг. Организация и управление сферы услуг здравоохранения


студента З/О 6 курса 1 группы

специальности: экономика и управление на предприятии

Смирнова Николая Владимировича


Гродно 2007

Содержание


Введение

1. Инновации в сфере производства услуг

2. Организация и управление сферы услуг здравоохранения

Вывод

Список используемой литературы

Введение


Для обеспечения ритмичной работы, широкого выбора товаров и наиболее полного удовлетворения спроса покупателей должны быть определенные товарные запасы. По назначению запасы товаров подразделяют на текущие, сезонные и целевые. Основными являются текущие товарные запасы, предназначенные для обеспечения повседневной бесперебойной торговли. Сезонные запасы товаров создаются в определенные периоды года, и их образование связано с сезонностью производства либо с сезонностью спроса и реализации товаров. К целевым товарным запасам относятся досрочный завоз товаров в труднодоступные районы, а также образование запасов товаров для осуществления определенных целей.

Основной целью работы является изучение товарных запасов в торговле как необходимые условия развития товарооборота.

Задачи работы:

1. Сущность товарных запасов, показатели состояния и использования в розничной торговле.

2. Планирование товарных запасов и поступление в оптовой торговле

Объект исследования - товарных запасов в торговле.

Общая методика исследования, применяемая в работе к изучаемым явлениям и процессам, системный подход, наблюдение, анализ и синтез, структурирование и сравнение позволяют формализовать наиболее существенные черты изучаемой проблемы.

1. Инновации в сфере производства услуг


Внедрение новых или значительно усовершенствованных услуг, методов их производства (передачи) может осуществляться на основе принципиально новых технологий или новых комбинаций существующих технологий либо на основе новых знаний. При этом технологии могут быть воплощены в новые или усовершенствованные машины, оборудование, программные средства, а новые знания могут быть результатом исследований, приобретения или использования специальной квалификации или навыков.

В последние годы благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура и высокие доходы от экспорта позволяли белорусским предприятиям развиваться за счет собственных ресурсов и банковских кредитов. Однако благоприятный период для нашей страны заканчивается, и перед многими предприятиями в ближайшем будущем вновь возникнет проблема поиска финансовых средств. В этих условиях, пожалуй, единственным способом сохранить высокие темпы развития является привлечение прямых инвестиций. Подобные инвестиции чрезвычайно выгодны для экономики. Они служат катализатором развития бизнеса, поддерживают инновации, причем не только в сфере производства товаров и услуг, но и в отношении новых моделей развития бизнеса, способствуют выходу предприятий на новые рынки, переходу на международный уровень качества производства, использованию современных технологий управления.

Но не стоит и забывать про затраты на приобретение новых технологий, используемых для реализации технологических инноваций, включая затраты на приобретение как патентных лицензий (прав на патенты, лицензий на использование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов), так и беспатентных лицензий, “ноу-хау", новых технологий в разукомплектованном виде, а также товарных знаков, других инжиниринговых, консалтинговых услуг (исключая исследования и разработки), приобретенных от других организаций, физических лиц, относящихся к выполнению технологических инноваций.

“Ноу-хау” - техническая, организационная или коммерческая информация, имеющая действительную или коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам. К ней нет свободного доступа на законном основании; обладатель информации принимает надлежащие меры к охране ее конфиденциальности.

Товарным знаком и знаком обслуживания признается обозначение, способствующее отличию товаров или услуг одного лица от однородных товаров или услуг других лиц.

Инжиниринговые услуги включают инженерно-консультационные услуги по подготовке, обеспечению процесса производства и передачи продукции (проведение предпроектных работ, проектирование и конструкторская проработка объектов техники и технологии на стадии внедрения инноваций, послепроектные услуги при монтаже и пусконаладочных работах и тому подобное).

Так же возникает вопрос по затратам на производственное проектирование, другие виды работ, связанных с подготовкой производства для выпуска новых продуктов, внедрения новых услуг или методов их производства (передачи). Производственные проектно-конструкторские работы связаны с технологическим оснащением, организацией производства и начальным этапом выпуска новой продукции. В промышленности их содержанием может быть проектирование промышленного объекта (образца), связанное с подготовкой производства новых продуктов, другие проектно-конструкторские работы, нацеленные на определенные производственные процессы и методы, технические спецификации, эксплуатационные особенности (свойства), необходимые для производства технологически новых продуктов и осуществления новых процессов.

В отраслях сферы услуг подготовка к внедрению новых услуг или методов их производства охватывает деятельность, нацеленную на конкретные процедуры (процессы, методы), спецификации и эксплуатационные особенности и свойства (включая заключительные испытания), необходимые для внедрения инноваций.

В состав затрат включаются также затраты на технологическую подготовку производства, пробное производство и испытания, связанные с внедрением технологических инноваций). В их состав входят затраты на:

средства технологического оснащения, дополняющего технологическое оборудование для выполнения определенной части технологического процесса. Примерами технологической оснастки являются режущий инструмент, штампы, приспособления, калибры, пресс-формы, модели, литейные формы, стержневые ящики и так далее;

пробное производство или испытания, необходимые на начальном этапе выпуска продукции и в случаях, если имеются в виду дальнейшие этапы разработки и проектирования;

изменение процедур контроля производства и качества продукции, методов, стандартов и связанного с этим программного обеспечения, необходимых для выпуска нового или усовершенствованного изделия или применения нового или усовершенствованного технологического процесса.

При внедрении инноваций необходимо и не забывать о затратах на обучение, подготовку и переквалификацию персонала в связи с внедрением технологических инноваций (производством новых продуктов, работой по новым технологиям и на новом оборудовании, внедрением новых или существенно усовершенствованных видов услуг или методов их производства). Затраты на обучение и подготовку персонала могут включать использование услуг других организаций и затраты на обучение и подготовку в самой организации (в том числе без отрыва от производства).

Так же присущи затраты, связанные с маркетингом или рыночным внедрением инноваций.

Так что прежде чем ввести какую либо новую идею надо не забывать про "тернистый путь", который следует пройти этой разработке. И не стоит забывать про те затраты, которые будит нести организация или предприятие которое пытается продвинуть свою инновационную идею. Вопрос в том, как преподнести данный инновационный объект, необходимо оценить значимость различных источников информации, используемой организацией для формирования собственной инновационной политики, подготовки решений, связанных с разработкой и внедрением инноваций.

К источникам информации можно отнести: сотрудничество с пользователями продукции или организации, сотрудничество с субподрядчиками (поставщиками материалов, оборудования, комплектующих), сотрудничество с консалтинговыми и информационными службами, сотрудничество с другими организациями, государственные контракты, программы поддержки инноваций, сотрудничество с научными организациями, информация о деятельности конкурентов, научная или техническая литература, патенты.

Исходя из выше изложенного, можно привести примеры внедрения инновационных путей развития экономики благодаря развитию малых и средних городов Беларуси.

Так в Программе социально-экономического развития на текущее пятилетие появился новый приоритет - развитие малых и средних городских поселений. Глава государства и правительство многократно заявляли о важности этой проблемы. В настоящее время для разработки мер по стимулированию развития регионов создана рабочая группа, которая уточнила перечень малых и средних городских поселений численностью до 50 тысяч человек, к которым относятся поселки городского типа и города районного подчинения. Группой разработан проект паспорта городского поселения, включающий в себя исчерпывающую информацию об уровне развития поселения. Определены также приоритетные направления развития малых и средних городских поселений.

Около 94 процентов городских поселений страны относятся к категории малых и средних с численностью до 50 тысяч человек. Таких поселений в Беларуси 183. Наибольшее их количество - в Витебской и Минской областях (39 и 38), а наименьшее - в Брестской и Могилевской (25 и 22).

В таких населенных пунктах сосредоточено 23,4 процента городского населения республики.96 малых и средних городов и 22 городских поселка являются центрами административных районов, в которых проживает 66,9 процента сельского населения страны.

Рабочей группой подготовлены предложения, включающие стимулирование образования новых производств за счет создания особых условий хозяйствования и дальнейшее развитие уже созданной инфраструктуры. Это будет способствовать росту занятости, повышению уровня и качества жизни населения. Как показывает статистика последних лет, количество занятых в малом и среднем бизнесе в нашей стране увеличивается. Каким образом в дальнейшем будет стимулироваться такой рост?

В Программе деятельности правительства на 2006-2010 годы планируется предпринять ряд мер для существенного повышения вклада представителей этого сектора в развитие экономики страны за счет более широкого использования его потенциала в сферах производства, инноваций, услуг, активизации инвестиционной и экспортной деятельности.

Чтобы заинтересовать предпринимателей в активном развитии, в ближайшее время планируется, в частности, упорядочить и упростить законодательство, регулирующее вопросы выдачи разрешительных документов при организации и осуществлении предпринимательской деятельности. Предполагается также сокращение перечня лицензируемых видов деятельности. В небольших населенных пунктах малый и средний бизнес получит поддержку в развитии сети торговли и кооперации, организации мест отдыха, охране окружающей среды, предоставлении коммунальных услуг и других сферах. В числе предлагаемых правительством мер - расширение доступа субъектов малого предпринимательства к кредитно-финансовым ресурсам, включая дальнейшее совершенствование механизмов микрофинансирования. Предполагается также обеспечение имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства посредством передачи в долгосрочную аренду или безвозмездное пользование, продажи зданий, сооружений и помещений субъектам предпринимательства, занятым в приоритетных сферах экономики. В настоящее время подготовлен и внесен на рассмотрение в правительство проект Концепции государственной поддержки и развития малого и среднего предпринимательства на 2006-2010 годы. Реализация намечаемых мероприятий будет способствовать устойчивому росту количества субъектов малого и среднего предпринимательства, переходу к более цивилизованным, “прозрачным" методам ведения бизнеса.

Вывод: итак, инновационный тип развития экономики в сфере малых и средних городов Беларуси - это особая инновационная направленность целей, путей их достижения, особая инновационная "настройка" механизма государственного воздействия на экономику и рыночной самоорганизации. Причем за прилагательным "особая" скрывается преимущественная ориентация звеньев, всех сфер экономики на комплексное использование инноваций в производстве новых товаров и услуг, перераспределение форм и методов регулирования по результативности воздействия. Резко возрастает значение интеллектуальных, предпринимательских, технологических, инвестиционных, информационных ресурсов, в совокупности научно-воспроизводственных процессов, что требует повышения роли государства в создании общенациональной информационной системы, особого благоприятного режима для "взращивания" предпринимательского слоя, формировании полноценного инвестиционного комплексного ресурса, оживления инновационной деятельности во всех звеньях экономики.

2. Организация и управление сферы услуг здравоохранения


Здравоохранение представляет собой систему государственных, общественных и медицинских мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья людей, профилактику и лечение заболеваний. Развитие здравоохранения ориентировано на обеспечение надлежащего состояния окружающей среды, в которой живет человек; создание благоприятных, условий труда, быта и отдыха для его активного долголетия; своевременное оказание полноценной медицинской помощи больным, предупреждение возникновения и распространения болезней среди населения.

Роль здравоохранения в экономике Беларуси определяется следующими показателями: в структуре ВВП доля здравоохранения (включая физическую культуру и социальное обеспечение) составляет 4,5%; сосредоточено 7,6% общей численности занятого населения; 4,4% инвестиций в основной капитал (2003 г). Велика роль отрасли в сохранении здоровья нации - этого особого богатства страны и фундамента ее дальнейшего развития. Уровень развития здравоохранения отражается на социальном и экономическом благосостоянии населения, результатах производственной деятельности, демографических процессах и качестве народонаселения.

Министерство здравоохранения Республики Беларусь руководит всеми подведомственными ему медицинскими, санитарно-эпидемиологическими, фармацевтическими и другими учреждениями, а также осуществляет методическое руководство медицинскими учреждениями других ведомств и общественных организаций, выдает лицензии и контролирует деятельность частных медицинских учреждений и врачей.

Законом "О здравоохранении" (2002 г) определены следующие направления государственной политики в области охраны здоровья населения:

создание условий для сохранения и укрепления здоровья населения;

ответственность граждан за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья других людей;

профилактическая направленность здравоохранения;

доступность медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения населения;

приоритетное медицинское обслуживание и лекарственное обеспечение детей и матерей;

экономическая заинтересованность юридических и физических лиц в охране здоровья населения;

ответственность государственных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей за состояние здоровья населения и другие направления.

Беларусь по праву может гордиться унаследованной системой здравоохранения, принципами ее организации и масштабами функционирования. Она обладала серьезными преимуществами перед системами социального страхования и частного здравоохранения, которые доминировали в мире до середины XX в. Эта система прежде всего обеспечивала получение всем населением страны бесплатной квалифицированной медицинской помощи, включая профилактическую. Однако ей были присущи и серьезные недостатки. Как и другие отрасли социально-культурной сферы, здравоохранение имело невысокий приоритет при распределении финансовых и материальных ресурсов. Итогом явилось замедление процессов улучшения здоровья населения и повышения качества медицинских услуг.

В сложных условиях первых лет становления белорусской государственности отечественное здравоохранение обеспечило стабильную деятельность всех лечебно-профилактических учреждений. В Республике Беларусь сохранено гарантированное Конституцией право на бесплатное медицинское обслуживание всем социальным слоям населения. Это обеспечивается наличием в стране 729 больничных учреждений со 112,0 тыс. коек, 1918 врачебных амбулаторно-поликлинических учреждений, рассчитанных на 197,3 тыс. посещений в смену, В здравоохранении работает 45,0 тыс. врачей и 117,0 тыс. человек среднего медицинского персонала. Уровень обеспеченности населения врачебными кадрами (113,6 на 10 тыс. населения) и коечным фондом (112,0 на 10 тыс. населения) в сравнении с экономически развитыми странами традиционно оценивается как высокий. По оценке ВОЗ, на начало XXI в. Беларусь находилась на 51 месте по общим достижениям систем здравоохранения среди 191 государства. Это относительно высокое место в сравнении со странами, близкими по уровню социально-экономического развития. В сфере здравоохранения остаются нерешенными такие проблемы, как экстенсивность развития отрасли, низкий уровень финансирования и значительные диспропорции в распределении ресурсов: по видам медицинской помощи, в региональном аспекте, между городской и сельской местностью. Преобладав затратный принцип финансирования, который связан с выделением бюджетных ассигнований по объему вовлеченных ресурсов, а не по объему и качеству услуг. Материально-техническая база отрасли характеризуется высоким износом основных фондов. Из-за недостаточного финансирования уменьшаются объемы ввода новых и реконструкции действующих фондов, применяются упрощенные медицинские технологии. Проблема лекарственного обеспечения формируется под влиянием неблагоприятных факторов, прежде всего связанных с низкой ценовой доступностью лекарственных средств для населения.

Анализ функционирования здравоохранения как отрасли национальной экономики проводится по следующим структурным подразделениям:

лечебно-профилактическая помощь;

охрана здоровья матери и ребенка;

лекарственное обеспечение населения;

санитарно-эпидемиологическая служба;

медицинская экспертиза;

медицинская наука и образование.

Лечебно-профилактическая помощь (медицинская помощь)

представляет комплекс медицинских мероприятий по сохранению и укреплению здоровья людей, включающий профилактику, диагностику, лечение, реабилитацию, протезирование. Основными принципами организации лечебно-профилактической помощи являются:

единство профилактики и лечения;

общедоступность, высокий уровень квалификации медицинских работников:

максимальное приближение медицинской помощи к населению - развитие всех звеньев первичной медицинской помощи;

преемственность в работе, единство стационарной и амбулаторно-поликлинической помощи и др.

В Беларуси функционируют 1918 амбулаторно-поликлинических учреждений (2003 г), в том числе в системе Министерства здравоохранения 1478 (в городах - 684 и в сельской местности - 794), из них 604 самостоятельные поликлиники и амбулатории (157 городских и 447 сельских); 643 поликлинических отделения больниц и родильных домов (296 городских и 347 сельских); 78 стоматологических; 345 детских поликлиник. Получили развитие амбулаторно-поликлинические учреждения частной формы собственности - всего 224, более половины из них (147) сосредоточены в Минске. Доля частных учреждений достигает 11,7% общей численности по стране, однако их мощность невелика - около 2,0% суммарной мощности амбулаторно-поликлинических учреждений.

Эффективность медицинской помощи обусловлена проведением диспансеризации - активного динамического наблюдения за состоянием здоровья населения (здоровых и больных), постановку определенных контингентов на учет. Диспансеризация больных проводится для: снижения заболеваемости, инвалидности, сохранения трудоспособности, раннего выявления и активного наблюдения за больными. Диспансеризация здоровых направлена на сохранение их здоровья, обеспечение правильного физического развития, предупреждение заболеваний.

Охрана здоровья матери и ребенка - это совокупность государственных и общественных мероприятий, направленных на укрепление и охрану их здоровья, позволяющих женщине совмещать материнство и воспитание детей с участием в производственной и общественной жизни, сохранять и укреплять здоровье подрастающего поколения.

Подсистема охраны здоровья матери и ребенка в Беларуси включает 20 самостоятельных родильных домов в крупных городах и 136 родильных отделений в районных больницах. Для оказания медицинской помощи роженицам развернуто 6850 коек, а для оказания гинекологической помощи женщинам - 5540 коек. Работает 21 детская больница, для стационарного лечения больных детей имеется около 600 коек (включая в составе учреждений для взрослых). Амбулаторно-поликлиническую помощь детям и матерям обеспечивают 345 детских поликлиник и 330 женских консультаций. Медицинская помощь подросткам организована в специализированных кабинетах и поликлинических отделениях, медицинских пунктах охраны здоровья в ПТУ и средних специальных учебных заведениях. В стационарах, поликлиниках и других медицинских учреждениях для взрослых функционируют отделения для больничной лечебно-профилактической помощи детям. Проводится медицинско-санитарное обслуживание общеобразовательных школ, Датских садов и яслей, летних лагерей и др.

Охрана материнства и детства в Республике Беларусь остаётся и в дальнейшем будет одним из самых приоритетных направлений системы здравоохранения. Несмотря на имеющиеся конечные результаты по сравнению с другими странами СНГ, в сфере охраны здоровья детей требуется принятие ряда неотложных мер. В этой связи разработана Президентская программа "Дети Беларуси". Начата углубленная диспансеризация детей, проживающих в сельской местности и городских населенных пунктах районного подчинения. Разработаны и утверждены стандарты обследования и лечения детей в стационарных и амбулаторно-поликлинических учреждениях. Открыты Минский городской и областные акушерско-гинекологические центры.

Санитарно-эпидемиологическая служба сформировалась как специализированная система государственных учреждений здравоохранения. Осуществляет государственный санитарный надзор, разработку и проведение санитарно-профилактических и противоэпидемических мероприятий с целью обеспечения охраны здоровья населения.

Деятельность санитарно-эпидемиологической службы в Республике Беларусь регулируется Законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (2000 г). Основные направления деятельности: гигиеническая оценка новых технологий и других условий производственной деятельности, нормирование предельно допустимых концентраций вредных веществ и методов контроля за ними, оздоровление условий труда, быта и отдыха населения. В обязанности службы входит также предупреждение и ликвидация загрязнения окружающей среды, снижение и ликвидация инфекционных и паразитарных болезней и др. Санитарно-эпидемиологическая служба проводит работу по устранению последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в части ограничения дозы внутреннего облучения, определения приоритетов в обеспечении радиационной безопасности населения.

Управление санитарной службой осуществляется по административно-территориальному принципу. Основным учреждением санитарно-эпидемиологической службы является Республиканский центр гигиены и эпидемиологии. На региональном Уровне функционируют областные (6), городские (22) и районные (118) центры гигиены и эпидемиологии. Кроме того, созданы близкие по своим задачам и структуре подразделения ведомственной санитарной службы (санитарно-эпидемиологические отряды, санитарно-эпидемиологические станции).

В связи с возникшей опасностью завоза и распространения ВИЧ-инфекции санитарно-эпидемиологической службой был Республиканский центр по профилактике и борьбе со СПИДом. Такие же подразделения организованы в областных центрах и других городах страны. Значительный вклад в дело гигиенического обучения и воспитания населения, формирование здорового образа жизни вносят центры здоровья - республиканский, областные, городские.

Обеспечение населения лекарственными средствами и медицинскими товарами производится через фармацевтическую (аптечную) сеть. Основная функция аптеки по обслуживанию населения сочетается с производством, приготовлением и расфасовкой лекарств непосредственно в аптеке, а также организацией заготовок и закупок лекарственного сырья у населения. Аптечные учреждения занимаются широкой информационно-просветительской деятельностью.

Обеспечением населения и учреждений здравоохранения лекарственными препаратами занимаются Белорусское республиканское производственное объединение и областные ПО "Фармация", сеть государственных и частных аптек и аптечных пунктов. В системе Министерства здравоохранения насчитывается более тысячи аптек, 3,5 тыс. аптечных киосков, пунктов и складов. Преобладающее большинство - государственные хозрасчетные аптеки; существуют аптеки самостоятельные (среди них центральные, районные), при лечебно-профилактических учреждениях, больничных стационарах и др.

Принятые меры по развитию фармацевтической промышленности позволили увеличить долю отечественных препаратов в общем объеме закупок до 26,5% (2003 г). Возросли поставки лекарственных средств отечественного производства - в натуральных единицах до 71% заявленных объемов. Ассортимент лекарственных средств в аптеках достиг 2800 наименований; по перечню основных лекарственных средств обеспеченность ими составляет 90-98%. Для совершенствования лекарственного обеспечения необходимы реорганизация государственной аптечной сети путем создания четкой вертикали управления, развитие сети больничных и межбольничных аптек, создание службы клинической фармакологии, усиление централизации закупок, что обеспечит снижение цен.

Вывод


С целью повышения эффективности функционирования системы здравоохранения правительством страны и Министерством здравоохранения разработан ряд программных документов. Среди них Концепция развития здравоохранения Республики Беларусь на 2003-2007 годы, в которой обоснована новая медико-экономическая модель отрасли.

Основные направления совершенствования управления системой здравоохранения и повышения эффективности ее деятельности включают:

планирование финансовых средств по нормативам бюджетной обеспеченности в расчете на одного жителя;

разработку и реализацию территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи;

реструктуризацию медицинской помощи, внедрение ресурсосберегающих технологий;

развитие внебюджетной деятельности и др.

Система финансирования по нормативам бюджетной обеспеченности расходов на здравоохранение в расчете на одного жителя призвана обеспечить защиту социальных интересов граждан в оказании им бесплатной медицинской помощи, развитие экономической самостоятельности организаций здравоохранения, выравнивание распределения ресурсов по регионам страны. Внедрение ресурсосберегающих технологий направлено на сокращение недостаточно эффективно используемых больничных коек; внедрение стационарозамещающих, энергосберегающих технологий; перераспределение бюджетных средств, в том числе на развитие первичной медико-санитарной помощи, материально-технической базы, дополнительное материальное стимулирование персонала.

Новая медико-экономическая модель должна обеспечить оптимальное сочетание бесплатной медицинской помощи и платных медицинских услуг. Входящие в структуру внебюджетной Деятельности платные медицинские услуги оказываются гражданам на добровольной основе сверх гарантированного государственного объема бесплатной медицинской помощи и ограничиваются установленным перечнем. Не допускаются платные медицинские услуги в социально неприемлемых сферах.

Развитие отрасли в перспективный период направлено на создание эффективной системы здравоохранения, укрепление ее потенциала для обеспечения каждого гражданина доступной и качественной медико-санитарной помощью. Намечается увеличить долю финансирования на развитие здравоохранения к 2020 г. до 10% к ВВП. Объемы финансирования будут увеличиваться также за счет расширения внебюджетной деятельности, роста платных медицинских услуг с учетом платежеспособного спроса населения, развития добровольного медицинского страхования.

Список используемой литературы


1. Белорусы и Рынок № 39 от 09.10.2006

2. Конашук Г.Д., Тарасевич В.Л. Развитие сферы услуг здравоохранения в контексте присоединения Республики Беларусь к ВТО/Белорусская экономика, анализ, прогноз, № 3 2001г. с 36-38

3. Международная торговля услугами здравоохранения: трудности и возможности для развивающихся стран // Мат. конф. ООН по торговле и развитию. Женева. 1997, 16-18 июня.

4. Народная газета 5 июля 2006г., среда, № 148 (4272)

5. Научно-инновационная политика в регионах Беларуси: № 34 Материалы республиканской научно-практической конференции (Гродно, 19-20 октября 2005 г). - Мн.: ГУ "БелИСА", 2005. - 100 с.

6. Постановление Министерства статистики и анализа Республики Беларусь 25.05.2006 № 56 (с изменениями, внесенными постановлением Министерства статистики и анализа Республики Беларусь 14.11.2006 № 173)