Место истории Древнего Египта в мировой истории
армии Ра фараон узнал, лишь когда обезумевшие отстраха жалкие остатки ее приблизились кКадешу. Среди беглецов были два сына фараона.По пятам бегущих мчались хеттские колесницы. Как вихрь, ворвались они влагерь армии Амона.
Спастись отгибели можно было, только вырвавшись извражеского кольца. Боеспособной оставалась лишь малая часть воинов, остальные же метались в панике, как овцы.
Мгновенно оценив обстановку, Рамсес II вскочил наколесницу ивместе сгорсткой телохранителей пытался пробиться наюг. Эта попытка неудалась. Тогда онповернул навосток, кОронту, заметив, что здесь - наиболее уязвимое место противника. Египтяне дрались отчаянно. Сила их внезапного удара была так велика, что им удалось водном месте сбросить противника вреку.
Этот небольшой успех немог иметь решающего значения для исхода боя. Он лишь отсрочил гибель египтян, казавшуюся неминуемой. Нослучилось то, что уж нераз происходило наполях сражений. Хетты обнаружили в разгромленном лагере египтян богатую добычу. Иони сошли сколесниц иначали поспешно хватать трофеи, боясь, чтобы их неопередили другие.
И тут счастливая случайность резко изменила картину боя. Для соединения сармией РамсесаII от морского берега неспеша двигалась большая воинская часть египетских новобранцев. Подойдя кместу сражения и увидев бедственное положение армии Амона, свежие египетские силы ударили похеттам, увлекшимся грабежом.
Нежданно-негаданно получив подкрепление, наполовину разгромленная армия Амона воспаряла духом. Беглецы стали возвращаться. УРамсеса появилась надежда продержаться довечера, когда по его расчетам, должна была подойти армия Птаха.
Царь хеттов Муваталлу бросил напомощь своим атакуемым частям еще 1000колесниц. Ноэтих сил оказалось недостаточно, чтобы сломить сопротивление египтян.
Кстати сказать, скопление на небольшом пространстве такого огромного количества колесниц сковывало их продвижение, мешало маневренности. Колесницы сцеплялись колесами имешали друг другу. Асвою пехоту Муваталлу почему-то невводил в бой, держал врезерве.
Поздно вечером действительно подошла долгожданная армия Птаха. Итут уж пришлось хеттам перейти отнападения кобороне. Они понесли большие потери и, снаступлением ночи, скрылись застенами Кадеша.
Результатом сражения было взаимное истощение сил. Вот как описывает очевидец тяжелую судьбу простого египетского воина: «Его довольствие ивода наплече были подобны грузу осла иобразует шея его хребет, как уосла. Хребет спины его разбит, онпьет протухшую воду. Онгонит сон... Когда онвернется вЕгипет, онбудет как палка, которую изъел червь. Онболен... Его доставляют наосле, аего одежды украдены, иего слуга сбежал. «Как мы можем видеть поописанию современника оба враждующих лагеря были основательно потрепаны. РамсесII Кадеша, разумеется, невзял, ноихеттам неудалось добиться решающей победы.
Вернувшись вЕгипет, фараон стал готовиться кновым сражениям, учитывая печальный опыт битвы при Кадеше. Хотя это сражение вовсех официальных документах рисуется как большая победа египтян, воспевается придворными поэтами иизображается придворными художниками настенах храмов, РамсесII понимал, что до подлинной победы еще очень далеко. И действительно, лишь после пятнадцатилетнего периода тяжелых войн ему удалось завоевать Северную Сирию, вытеснить хеттов издолины Оронта, захватить злополучный Кадеш идаже прибрать крукам часть Нахарины.
Военные успехи Рамсеса II на сей раз объясняются нетолько тем, что, умудренный горьким опытом, он действовал более осмотрительно. Хеттам пришлось вести войну сразу надвух фронтах. Вто время как сюга наседали египтяне, ссевера хлынули наних воинственные горные племена Кеш-Кеш. В военной помощи нуждался также союзник хеттов- государство Митанни, скоторым воевала Ассирия. Да ивнутри хеттской державы было неспокойно. Мятеж вспыхнул даже среди войска, измученного непрерывными сражениями. Поэтому новый царь хеттов Хаттушиль в1296году донашей эры предложил РамсесуII заключить мирный договор. Иэто предложение было тотчас принято, так как исилы Египта иссякли.
То был древнейший издошедших донас международных мирных договоров. Онбыл написан по-египетски для египтян ивавилонской клинописью для хеттов. Глиняная плитка счастью договора хранится сейчас вГосударственном Эрмитаже вЛенинграде.
В этом интересном документе, который именуется «благим договором омире ибратстве, устанавливающим мир навеки», 18параграфов. Важнейшие обязательства сторон - невоевать, разрешать все споры мирными средствами, оказывать друг другу военную помощь при нападении врагов извне, атакже при восстаниях покоренных народов, выдавать друг другу беглецов.
Через тринадцать лет после заключения мирного договора , втридцать четвертый год своего царствования, РамсесII вступил вбрак со старшей дочерью Хаттушиля. Последний, сопровождая свою дочь, сбольшой свитой ибогатыми дарами лично прибыл вЕгипет для участия всвадебных торжествах . Прибытие встолицу Египта, вгород Пер-Рамсес, Хаттушиля было истолковано придворными как очередная блестящая победа РамсесаII. Позднее, как сообщают стелы из Коптоса иАбидоса , фараон взял вжены идругую дочь Хаттушиля. Надписи обраке старшей дочери Хаттушиля были высечены вомногих местах вЕгипте иНубии. Помимо большого текста вАбу-Симбеле аналогичные тексты, сообщающие опервом браке РамсесаII схеттской принцессой, имеются настелах вКарнаке, вАмаре, в Акше, вЭлефантине, атакже на разрушенной стеле изсвятилища Мут в Карнаке.
Браку Рамсеса II со старшей дочерью Хаттушиля предшествовала длительная переписка иоживленные переговоры между царствующими домами Египта истраны хеттов.
Так, внайденном вархиве письме, адресованном хеттской царице Пудухепе, жене Хаттушиля, РамсесII информировал ее: «Смотри, великий царь, царь Хатти, мой брат, написал мне, говоря: «Пусть прибудут люди, чтобы возлить хорошее, прекрасное масло наголову моей дочери, ипусть она будет доставлена вдом великого царя, царя Египта».
Как сообщал Рамсес II вдругом письме Пудухепе, онудовлетворил просьбу Хаттушиля ипобеспокоился отом, чтобы хеттская принцесса была благополучно доставлена вЕгипет: «Что касается твоего послания мне: «Смотри, невеста... которую я дам, я дал ее иее приданое больше, чем [дочери] царя [страны] Зулапи... Я даю моей дочери рабов, скот, овец илошадей, ивэтом году я отправляю мою дочь, которая доставит все это встрану Эйэ, ипусть мой брат пошлет человека, чтобы он побеспокоился оних встране Эйэ», - так мой брат написал мне, ия отвечу ему следующее: «Вотношении этих рабов, и этих стад лошадей, иэтих стад скота, и этих стад овец, ...я написал Сети, правителю города Рамсес, города, который [находится] встране Упи, чтобы [он] побеспокоился оних пока невеста не прибудет вЕгипет. Идалее я написал правителю Птах... вгороде Рамсес, городе, который [находится] вКанаане, побеспокоиться об этих рабах, иэтих стадах телят, иэтих стадах овец. Онбудет тем, кто отвечает заних, пока невеста неприбудет вЕгипет... ииз уважения ктвоему посланию: «Что касается охраны невесты, дай продовольствие их людям», хорошо, я прикажу, чтобы оно было дано».
О том, как старшая дочь Хаттушиля сбогатым приданым прибыла в Египет, рассказывается вегипетских текстах, инаиболее обстоятельно втом изних, который сохранился на«брачной стеле» РамсесаII. Хеттская принцесса получила египетское имя Маатнефрура как царствующая жена фараона. РамсесII поместил ее водворце ивиделся ней каждый день. После заключения брака сдочерью Хаттушиля Рамсес стал считать хеттов подданными Египта.
Брак Рамсеса II схеттской царевной произвел большое впечатление насовременников иоставил осебе память ввеках. Отпозднего эллинистического времени известна запись сказки о болезни царевны Бентреш изстраны Бахтан (скорее всего, Бактрии) для исцеления которой попросьбе ее отца из Египта была отправлена статуя бога Хонсу, якобы обладающая волшебной силой врачевания. Поскольку царевна Бентреш была названа старшей сестрой жены РамсесаII Нефруры, то можно считать, что вэтом сказочном повествовании отразились предания обраке РамсесаII и дочери Хаттушиля.
Но вернемся отлегенд и преданий кжизненным реалиям Египта того времени.
Не отхорошей жизни два крупнейших хищника Древнего Востока пошли назаключение мира. Политика погони зарабами идобычей, которую в течении трех столетий стаким упорством осуществляли фараоны Нового царства, исчерпала себя. Неследует думать, что миновала нужда врабах идобыче . Отнюдь нет! Просто Египет был уже невсостоянии вести большие завоевательные войны. Внешний блеск ипышность, столь характерные для царствования РамсесаII, создавшего вДельте новую великолепную столицу - Пер- Рамсес, расширившего Лукосорский храм, достроившего колоссальный Гипостильный зал вКарнаке, воздвигнувшего новые храмы вАбидосе, Мемфисе, Гераклеополе, вдалекой Нубии (Абу-Симбел) идругих местах, только прикрывали внутреннюю гнилость египетской державы, глубокие противоречия, разъедавшие ее, как ржавчина разъедает железо.
Немногие изрядовых воинов - ветеранов, участвовавших впервом походе РамсесаII, вернулись домой и воспользовались плодами побед Египта. Большинство легло костьми вовремя непрерывных шестнадцатилетних войн.
Хорошо показывает все «выгоды» войны для рядового воина один египетский папирус, вкотором говорится овозвращении солдата народину. Сам он гол, как сокол, ажена иего дети брошены втюрьму занеуплату долгов. Провоевав много лет , оноказался уразбитого корыта.
Постепенно Египет теряет свои завоеванные территории вАзии иНубии, а вместе сними - важнейшие источники доходов. Сейчас уж нет средств для оплаты большой армии наемников. Временами нехватает даже сил, чтобы дать отпор ливийцам - слабым западным соседям Египта, накоторых египтяне привыкли смотреть, как налюдей, рожденных быть их рабами.
Но были уЕгипта враги и посильнее ливийцев - так называемые «народы моря», куда входили филистимляне, карийцы, сицилийцы, данайцы идругие. Нависает страшная угроза над сильно урезанными границами страны.
Так начинается полоса постепенного, носгодами все более усиливающегося упадка, который завершился вПоздний период истории Египта потерей независимости иполной утратой какого - либо влияния на международные дела Дальнего Востока.
В заключении моего рассказа о военных похождениях РамсесаII, хотелось бы привести намой взгляд интересную легенду овеликом египеском фараоне: «Сказание очетырех побежденных царях».
Рамсес Великий покорил много соседних племен инародов. Ноневсех побежденных царей лишал владений исана. Счетырех изних онбрал ежегодную дань, требуя, чтобы они раз вгод являлись к нему напоклон встолицу Египта.
Рамсес ласково обращался с ними. При дворе им оказывали подобающие почести. Нокогда Рамсес ездил вхрам на утреннюю молитву, четырех побежденных царей впрягали вего колесницу. Тогда народ говорил: цари были могущественны, ноеще могущественнее фараон. Цари - грозные властелины, ноони рабы фараона. Фараон - повелитель повелителей, Фараон -царь царей!
Однажды Фараон вышел изхрама после утренней молитвы ивзошел насвою колесницу. Три побежденных царя тотчас взялись заоглобли; ночетвертый царь, печально задумавшись, безучастно стоял встороне сопущенной головой ине замечал, что происходило вокруг него. Несколько раз его окликали, пока онне очнулся иззабытья иневзялся за оглоблю.
Вернувшись водворец, Рамсес велел позвать опечаленного царя и спросил его: «Друг мой, какими тяжелыми мыслями тыбыл настолько поглощен, что незаметил, как я взошел насвою колесницу? Какие думы терзали твое сердце?»
Царь отвечал: «Пусть солнце илуна, пусть все боги неба иземли оградят фараона отподобных дум. Я глядел наколесо твоей колесницы идумал: та часть колеса теперь наверху, которая только что была внизу; авнизу, впыли та часть колеса, которая только что блистала наверху влучах солнца. Ия сравнил свою судьбу сэтим колесом: ия был навысоте гордым властелином, презирал бедных ислабых соседей ине предвидел падения. Ноявился тывнашу страну, сын солнца, как вола впряг меня в колесницу, ия впыли перед тобой. Колесо судьбы безжалостно».
Рамсес задумался. Потом он протянул руку побежденному царю и сказал: «Я нестану больше впрягать тебя
вколесницу, я навысоте, исо мной весь мой народ. Нокому известно, когда и как повернется колесо судьбы? Ступай же смиром, бедный
мой друг, пораженный богами». Инаследующее утро вего колесницу впрягли коней».
Заключение
Итак, какое же значение в конечном итоге имеют события эпохи Рамсеса Великого, какое же влияние оказала история Древнего Египта на дальнейшее развитие этой страны и мировой истории вцелом? Каковы же выводы извсего, сказанного выше?
1. Во-первых, время царствования Рамсеса Великого открывает новую эпоху вистории Древнего Египта - эпоху Ремессидов. Все потомки этого фараона взяли себе его имя, желая быть похожими навеликого предка.
2. Во-вторых, Рамсес II довел до логического завершения те принципы обожествления фараона иего власти, которые сдревних времен были характерны для мировоззрения жителей страны Нила. Очень древнее представление офараоне как обожестве и сыне божественных родителей носило при Рамсесе явно политический оттенок, и, потому, пропагандируясь, оно пережило тысячелетия фараоновского периода древнеегипетской истории, показав свою жизненность ивовремена Птолемеев и римских цезарей.
3. Втретьих, храмы, построенные при Рамсесе II представляли собой новый тип культовой архитектуры, появившейся врезультате взаимодействия египетских инубийских традиций.
4. Вчетвертых, впроцессе создания храмов формировались местные школы архитекторов, скульпторов и живописцев. Возможно, что мастера из завоеванных стран учились всамом Египте.
5. Впятых, впериод правления Рамсеса II завершился очередной этап освоения Нубии, осуществленный в отличие отдругих стран восновном мирным путем. Большое значение имело идеологическое воздействие на население, которое ивоплотилось в храмовом строительстве.
6. Вшестых, для религиозной политики Рамсеса II взавоеванных странах было характерно возвышение египетских богов над местными божествами. поотношению кНубии это объясняется тем, что РамсесII хотел приблизить северную ее часть кстатусу нома. Ном-административный округ в Древнем Египте, имевший политический ирелигиозный центр, войско, герб ибогов - покровителей. Подобная политика объясняется экономической зависимостью Египта отприродных ресурсов Нубии, особенно золота .
Итак, мы сами смогли убедиться, что некогда великая держава Египет вогромной степени повлияли наход
истории идосих пор нас удивляет ипоражает былое могущество древней «Страны Большого Хапи».
Список литературы
Аравия. Материалы поистории открытия.Москва.1981 г.
А.Белов Н Петровский . Страна Большого Хапи. Ленинград1973г.
Библия.
Immanuel Velikovsky. Ramses II and his time. N.Y. 1978г.
Малая Советская Энциклопедия. Т. 3. Москва 1959г.
И. А. Стучевский. Рамсес II иХерихор. Из истории Древнего Египта эпохи Рамсесов. Москва 1984г.
Энциклопедия для детей. Страны и народы. Москва 1994г.