Религиозный фактор в идейно-политическом развитии объединенного Йемена
ни одного официального антироссийского заявления о ситуации в Чечне. Главными объектами критики «Братьев-мусульман» стали в настоящее время идеологически чуждая им ЙСП, «насеристы» (арабские националисты), а также, в определенной мере, коллеги по парламенту – представители пропрезидентской партии «Всеобщий народный конгресс».Руководство йеменских исламских фундаменталистов, представленных в партии «аль-Ислах», в отличие от экстремистских группировок «возрожденцев» в других странах, которые исповедуют идеи «обвинения в неверии» (ат-такфир) и «ухода из общества» (аль-хиджра), придерживается (во всяком случае до последнего времени) умеренных, внешне демократических методов политической деятельности. Большое значение придается ими организации предвыборных кампаний различного уровня, продвижению своих кандидатов в парламент. В середине 90-х годов «ислаховцы» добились значительного успеха: в стране, где около половины населения составляют молодые люди до 14 лет, в большинстве провинций Йемена представители этой партии оказались избранными в руководящие органы студенческих союзов и школьных комитетов.
В настоящее время обеспокоенность не только йеменского руководства, но и мирового сообщества, особенно стран Запада, а теперь и России, вызывает прежде всего деятельность экстремистски настроенных «салафиитов», которые принимают активное участие в различных кризисных ситуациях, возникающих по всему миру на почве сепаратизма и межобщинной розни. Йеменские «салафииты» выступают главными покровителями находящихся на территории страны и интернациональных по своему составу «муджахиддинов». Часть из них является йеменцами, но большинство составляют выходцы из Алжира, Египта, Ливии и некоторых других мусульманских стран, которых командировали в Йемен на подготовку те или иные исламские неправительственные религиозно-политические организации. Главным объединяющим их моральным императивом выступает принадлежность, как они сами считают, к «воинству Аллаха», а поведение контролируется только духовными авторитетами. Сами йеменцы неоднозначно относятся к тому, что на их территории обосновались некоторые радикально настроенные исламисты. С одной стороны, различные региональные конфликты (Афганистан, Босния, Косово, Северный Кавказ и др.) породили определенное количество профессиональных «борцов за дело ислама», не принять которых для йеменцев было невозможно в силу известного принципа «исламской солидарности» и традиционного национального гостеприимства. С другой, – в самом Йемене существует ряд факторов, прежде всего связанных с социально-экономическими трудностями (бедность, неграмотность и т.п.), которые создают сравнительно благоприятную среду для сочувствия идеям религиозных экстремистов.
Весьма характерна личность и жизненный путь духовного авторитета и лидера «салафиитов» – шейха Мукбиля бен Хади аль-Уафи. Он родился в 1932 году в одном из племен крупнейшей зейдитской племенной конфедерации «Бакиль», проживающем к востоку от г. Саада. Начальное религиозное образование получил в медресе при мечети «аль-Хади» в г. Саада. После идеологических разногласий с духовными лидерами зейдитов был вынужден переехать в Саудовскую Аравию, где продолжил теологическое образование у лучших богословов королевства. Однако через некоторое время шейх аль-Уафи стал критиковать саудовскую королевскую семью за коррумпированность и дружбу с американцами, которые, по его мнению, являются главным врагом ислама. В 1979 году за участие в крупнейших антиправительственных выступлениях, связанных с захватом Большой мечети в г. Мекка и находившихся там паломников, был арестован и полгода провел в заключении, после чего был депортирован на родину. Вернувшись в Йеменскую Арабскую Республику, при поддержке своих покровителей из Саудовской Аравии в 1980 году в селении Даммадж неподалеку от г. Саада («зейдитская столица» в Йемене) Мукбиль бен Хади аль-Уафи построил мечеть и религиозную школу, а также основал лагерь для подготовки «афганских муджахиддинов», который до 1990 года являлся основным лагерем такого рода на Аравийском полуострове, где одновременно могло проходить подготовку более 2 тысяч человек. На базе его религиозной школы неоднократно проходили форумы руководителей мусульманских экстремистских организаций арабских стран, обсуждавших планы установления исламского порядка.
Однако после окончания войны в Афганистане роль и значение центра в Даммадже и его руководителя стали снижаться. В это время Мукбиль аль-Уафи вступил в теологический спор с идеологом йеменских «Братьев-мусульман» – шейхом Абдель Маджидом аз-Зиндани, а также наметился его конфликт с местными «зейдитскими шиитами» из Саада, ориентировавшимися на Иран. Кроме того, он не поддержал планов бывшего тогда на посту президента ЙАР Али АбдаллыСалеха об объединении Северного и Южного Йемена, а в период кризиса в Персидском заливе издал «фетву» (заключение по религиозно-юридическим вопросам в форме публичного заявления) против военного присутствия США в Саудовской Аравии.
В своих проповедях духовный лидер «салафиитов» Мукбиль бен Хади аль-Уафи, считающийся одним из самых известных и признанных мусульманских авторитетов в мире (его перу принадлежит более 50 теологических произведений по вопросам толкования Корана), подвергает анафеме коммунистов и суфиев. Наиболее фанатично настроенные последователи его учения причисляют себя к двум категориям – «мунтахир» (приносящий свою жизнь в жертву за дело ислама; близко к японскому понятию «камикадзе») и «муджахид» (сражающийся за веру). «Идеологической подготовке» «салафиитов» служат проповеди. «Хатыбы» (проповедники) из числа «салафиитов» рассказывают собравшимся о «героях Северного Кавказа», о «притеснениях мусульман» и политике их «насильственного обращения в атеистов и христиан», или же о необходимости призыва мусульман к «джихаду против неверных», об оказании помощи «братьям по вере» в Чечне. Они заявляют, что «мечта русских о великой России» так же невыполнима, как желание евреев жить в «великом Израиле» (от Нила до Евфрата), а сербов – в «могучей Сербии», ибо «настоящие борцы за веру» из мусульманских стран будут противодействовать этим планам.
Наибольшим влиянием йеменские «салафииты» пользуются в Адене, а также провинциях Саада и Хадрамаут, хотя их учебные заведения – так называемые «религиозные институты» («аль-маахид ад-динийя») имеются в большинстве районов страны. Значительную часть контингента обучающихся составляют представители маргинальных слоев йеменского общества, особенно той его части, которая больше всего пострадала в ходе «перестройки» социалистической НДРЙ. Духовная пища – ежедневное чтение и изучение книг самого Мукбиля бен Хади аль-Уафи – дополняется телесной: слушатели обеспечиваются бесплатным питанием и проживанием. Однако быт строго аскетичен, он напоминает жесткие ограничения, свойственные ваххабизму: слушателям запрещено слушать музыку, танцевать, смотреть телевизор, пользоваться ложками и т.д., а также обязательным требованием является ношение длинной бороды и усов.
Противоречия между исламскими фундаменталистами и традиционалистами в Йемене временами обостряются настолько, что даже наиболее радикальные представители «аль-Ислах» выступают с критикой сторонников Мукбиля аль-Уафи, называя их «религиозными фанатиками и экстремистами». Это вызвано еще и тем, что радикально настроенные «салафииты» нетерпимо относятся к присутствию в Йемене представителей иных течений в исламе и их деятельности. В частности, у них часто возникали конфликты с шиитской организацией «Бадр», руководство которой ориентируется на Иран и имеет свои учебные заведения на базе нескольких мечетей в «зейдитской столице» – Сааде и в столице государства – Сане.
Помимо указанных группировок, в Йемене также работают представительства палестинских радикальных мусульманских организаций, выступающих с позиций «возрожденчества» – «ХАМАС» и «Исламский джихад», духовным лидером которых является проживающий на окраине Газы 70-летний шейх Ахмад Ясин – легендарная личность в Палестинском движении сопротивления. В провинции Хадрамаут проживает также многочисленный клан бен Ладенов, один из представителей которого – Усама бен Ладен обвиняется США в проведении террористической деятельности против американских объектов в других странах.
Наличие на территории Йемена мусульманских экстремистских группировок вызывает серьезное беспокойство его правительства. В конце ноября 1998 г. организация, именующая себя «Исламская армия Адена и Абъяна» (по другим данным – «Исламский джихад»), захватила 16 западных туристов. В ходе операции по освобождению заложников были убиты трое англичан и австралиец. Повторение такого рода инцидентов способно серьезно подорвать усилия правительства ЙР по получению иностранной помощи и инвестиций, поскольку снова привлекает внимание международной общественности к проблеме терроризма в Йемене, которая уже имеет свою историю. В свое время, до объединения с ЙАР в 1990 г., эксперты правительства США относили НДРЙ к числу стран, «покровительствовавших международному терроризму». После переориентации йеменской внешней политики, а также ужесточения требований к предоставлению гражданства иностранцам, включая палестинцев, в 1991 г. американцы стали заявлять, что «Йеменская Республика, похоже, обрывает все контакты с террористическими группировками». Сохранение присутствия на йеменской территории нескольких террористических группировок США объясняли «поддержкой представителей йеменских властей, в прошлом являвшихся государственными чиновниками в НДРЙ».
Смена Южным Йеменом идеологических ориентиров (социализм – ислам) повлекла за собой изменение политики, ранее направленной на поддержку организаций, входящих в Палестинское движение сопротивления (НФОП, ДФОП и др.), а теперь – на терпимое отношение к присутствию международных исламских радикальных организаций на территории страны. В 1995 году правительство объявило о высылке из страны около 7,5 тысяч незаконно находящихся в Йемене иностранцев, в том числе, представителей мусульманских экстремистских группировок. Вместе с тем, по мнению западных обозревателей, на самом деле депортации подвергались беженцы из Джибути, Сомали и Эфиопии. Соединенные Штаты Америки, некоторые другие западные и арабские страны, выдвигая в адрес Йеменской Республики обвинения в «государственной поддержке исламского экстремизма», продолжают требовать от йеменских властей принятия решительных мер по ограничению свободы действий иностранных «салафиитов», проходящих идеологическую и военную подготовку в Йемене, в упоминавшихся так называемых религиозных «институтах» и «школах», которые, в свою очередь, находятся под патронажем влиятельных шейхов местных племен, разделяющих идеи радикального ислама. Президент А.А. Салех не идет на конфликт с этой влиятельной силой. Более или менее действенные меры правительство Йемена смогло принять только в отношении местных исламских радикалов. Например, одной из попыток противодействия растущему влиянию «салафиитов» стало принятие решения о передаче назначения проповедников («хатыбов») в мечетях под контроль министерства вакуфов. Это было вызвано тем, что в некоторых мечетях представители «салафиитов» стали самочинно читать проповеди перед верующими. Однако в целом президент А.А. Салех в сложившейся религиозно-политической ситуации, не предпринимая шагов, которые могут вызвать недовольство правоверных, в то же время вынужден демонстрировать мировому сообществу свою готовность противодействовать распространению исламского экстремизма.
Следует учитывать, что позиция, занимаемая западными странами в отношении деятельности исламистов на территории Йемена, значит для руководства ЙР достаточно много, поскольку обуславливает предоставление Йемену финансовой помощи. В июне 1997 г. на второй конференции государств и организаций-доноров ЙР в Брюсселе было принято решение выделить Сане под осуществление реформ на 1998-2000 гг. финансовую помощь в суммарном объеме 1,8 млрд. долл. В значительной мере это стало возможным благодаря продемонстрированной йеменцами готовности сотрудничать с США в деле борьбы с международным терроризмом, а также позиции Йеменской Республики, связанной с заключением межарабского соглашения по борьбе с терроризмом. В то же время американо-йеменское сотрудничество, а также процессы демократизации в Йемене настораживают соседние исламские монархические режимы. Это, в частности, относится к Саудовской Аравии и правящей там королевской семье. Следует вспомнить, что уже с 80-х годов саудовцы оказывали значительную финансовую помощь ЙАР, объем которой равнялся суммам, тратившимся северойеменцами на закупку оружия, в том числе и советского. Объединение Йемена и развитие его нефтедобывающих проектов вынуждает «хранителей общемусульманских святынь» внести определенные коррективы по отношению к зарубежной исламской благотворительности. Кроме того, йеменские эмигранты в Саудовской Аравии, чьи денежные переводы на родину до сравнительно недавнего времени составляли весьма значительную часть внешних инвестиций в экономику ЙАР и НДРЙ, стали сталкиваться с трудностями визового порядка, вызванными ужесточением требований властей Саудовской Аравии к пребыванию на ее территории иностранной рабочей силы. Теперь для этого требуется поручительство приглашающей стороны.
Наблюдаемая в настоящее время эволюция идеологии правящей элиты Йемена напрямую зависит от непростой политической обстановки, складывавшейся в объединенном Йемене в последнее десятилетие. Однако благодаря своей традиционной гибкости и умению лавировать между различными политическими группировками президенту ЙР А.А. Салеху удалось сохранить и укрепить свои позиции. Возглавляемый президентом Всеобщий народный конгресс (ВНК) расширяет свое присутствие во всех государственных структурах. Сформированное в мае 1998 г. новое правительство включило в себя представителей ВНК и «независимых» во главе с Абдель Керимом аль-Арьяни. Тем самым создалась ситуация, свидетельствующая о намерении ВНК игнорировать попытки оппозиционных сил увеличить свое влияние во властных структурах. В этой связи исламская оппозиция, представленная «аль-Ислах», сохраняющей значительное влияние в стране, пока выступает в роли стороннего наблюдателя и стремится воздерживаться от резких критических выпадов в адрес правительства. Вместе с тем не исключено, что настроения протеста части йеменского общества, недовольной результатами объединения, могли бы в принципе отразится в требованиях, выдвигаемых радикальными исламскими фундаменталистами. В то же время политика «исламизации», проводимая президентом Али АбдаллойСалехом, не оставляет им шансов на увеличение числа своих сторонников в ближайшей перспективе. Очевидно, что сдерживающее влияние на активность зей-дитских племен оказывает шейх аль-Ахмар. Правительству удается держать под контролем развитие светской оппозиции, представленной «баасистами», «насеристами», «арабскими националистами». Значительному давлению со стороны правоохранительных органов подвергаются социалисты. Несколько раз отмечались аресты активистов Йеменской социалистической партии (ЙСП) под предлогом якобы их причастности к террористической деятельности.
Таким образом, наблюдаемые в объединенном Йемене процессы в сфере идеологии характеризуются противоборством нескольких основных течений: социалистического (с уклоном в «арабский социализм»), исламского (умеренного и радикального), традиционного («племенного») и националистического («официального»). Созданная А.А. Салехом йеменская модель системы политических «сдержек и противовесов», в которой он играет ведущую роль, не позволяет возобладать ни одному из указанных течений. Об этом свидетельствуют результаты первых всеобщих президентских выборов, состоявшихся 23 сентября 1999 года в объединенном Йемене, в которых приняло участие 70% зарегистрированных избирателей. Они вновь продемонстрировали прочность позиций А.А. Салеха. Второй претендент на этот пост (заместитель председателя правящей партии «Всеобщий народный конгресс» Наджиаш-Шаабан) принял лишь формальное участие в предвыборной кампании. В свою очередь, объединенная оппозиция бойкотировала выборы, так как кандидатура третьего претендента – Али Салема аль-Бейда – была ранее отклонена парламентом.
В дальнейшем, как представляется, на развитие идеологических процессов в ЙР значительное влияние будут оказывать внешние факторы, в частности, проблема международного исламского экстремизма. Предполагается, что исламская оппозиция в Йемене будет чутко реагировать на любые ущемления прав мусульман в других странах и оказывать давление на правительство с целью принятия мер по поддержке зарубежных исламистов, на что оно не может пойти, не нарушив имеющийся баланс внутри страны. При этом не исключается формирование еще одной группировки в рядах исламской оппозиции, выражающей интересы недовольных объединением и пострадавших в ходе денационализации. Скорее всего, они консолидируются под шафиитским знаменем, но возможно и появление новых, нетрадиционных для Йемена сектантских исламских движений (существующая секта исмаилитов малочисленна). Идеология формирующегося союза левых сил в Йемене также будет во многом зависеть от перспектив развития международного социал-демократического движения, опосредованно через арабские группировки социалистического толка. В этих условиях наиболее жизнеспособной и привлекательной пока остается идея йеменского национализма, которая в той или иной мере «перехватывает» лозунги представителей всех остальных идеологических течений в Йемене.
Весьма тревожной, на наш взгляд, тенденцией является формирование новой воинствующей идеологии под знаменем ислама, ареал распространения которой охватывает не только Йемен, но и многие страны постсоветского (постсоциалистического) пространства. Эта отличная от веры идеология включает в себя набор исламистской риторики, имеющей в своей основе упрощенную трактовку ханбалитскогомазхаба. Для нее характерны: интернациональность, политизированность, воинственность (примитивная версия «джихада»), жестокость, культ личности полевых командиров (военачальников-амиров), враждебность «традиционному» или «национальному» исламу. Если раньше, в 70-80-х годах радикальные исламские группировки (преимущественно суннитские) на Ближнем Востоке носили достаточно замкнутый характер, объединяя носителей «истинного» ислама, то те, кого сейчас принято называть «ваххабитами» («в Йемене – «салафиитами»), представляют собой как бы новую генерацию исламистов. Как правило, эта идеология «ваххабитов» возникает в тех местах, где изначально непрочно укоренившийся «традиционный» ислам подвергся в течение определенного времени разрушающему воздействию атеистической пропаганды, а последующая «ре-исламизация» проходила при участии сторонников «возрождения чистого ислама». Наблюдаемая в этих районах социально-экономическая «перестройка» и сопровождающая ее реконструкция родо-племенных и клановых отношений, в которые не всегда могут «вписаться» все прежние, «доперестроечные» группы населения, активизировали социальные слои маргинального типа, чьи потребности, в первую очередь, порождают «спрос» на примитивную идеологию воинствующего ислама.
Список литературы
исламский фундаментализм политический йеменская республика
Рида, Адиль. Мухавалят ли фахм ас-саура аль-йаманийя (Попытка понять йеменскую революцию). Каир, 1974 (на араб.яз.), с. 296].
Котлов Л.Н. Йеменская Арабская республика. – М., 1971. – С. 24, 45).
Александров А.А. Народная Демократическая Республика Йемен. – М., 1976. – С. 26; Котлов Л.Н. Указ.соч., с. 41-44).
Асрарвавасаик ас-саура аль-йаманийя (Секреты и документы йеменской революции). Сана – аль-Кувейт, 1978 с. 27.
Стратегические планы Революционно-демократической партии Йеменской Арабской Республики: Сб. документов революционно-демократических партий и национально-освободительных движений./Институт общественных наук. – М., 1974. – Ч. II. – С. 364.
Голубовская Е.К. Политическое развитие Йеменской Арабской Республики (1962-1985 гг.). – М., 1989. – С. 263.
Поляков К.И. Йеменские экстремисты и Россия (Племенные вожди покровительствуют экспорту исламской революции). // НГ-Религии. 24.02.1999 г.
Patterns of Global Terrorism: 1991. United States Department of State. April, 1992, с. 28.
Независимая газета. 25.09.99 г.
Размещено на