Технология организации профессионально-направленной адаптации студентов инженерных специальностей
Муратова Е.И., Дорохова Т.Ю.
В психолого-педагогических исследованиях проблема профессионально-направленной адаптации рассматривалась в работах Л. А. Даренских, Г. Г. Кайтукова, Т. И. Катковой, Т. В. Петриченко, С. А. Руновой, И. В. Сорокина, Л. П. Щепотько и других. Однако среди них отсутствуют работы, посвященные особенностям протекания данного процесса у студентов технических вузов.
Проведенный нами анализ свидетельствует о том, что абитуриенты технических вузов менее информированы о выбранной специальности, чем желающие поступить в университеты, медицинские, педагогические, сельскохозяйственные и творческие вузы, и почти не в состоянии оценить собственные способности к инженерно-технической деятельности. В отличие от будущих учителей и врачей, абитуриенты технических вузов — вчерашние школьники — реального контакта с инженерным делом, как правило, не имели. Работу инженера им представить гораздо труднее, чем деятельность выпускника сельскохозяйственного вуза. Успехи инженеров известны не так широко, как достижения представителей творческих профессий (актеров, музыкантов, художников, журналистов и др.). Значительное число абитуриентов технических вуз имеют лишь общее представление об инженерной профессии.
В качестве специфики деятельности будущих инженеров пищевого профиля можно выделить:
· сложное построение технологических линий, различные варианты машинно-аппаратурного оформления технологических стадий;
· особенности конструкций основного и вспомогательного оборудования
· сложное узкоспециализированное оборудование;
· использование разнообразного сырья растительного и животного происхождения;
· соблюдение жестких санитарно-гигиенических требований и правил технохимического контроля производства;
· малые сроки хранения сырья и готовой продукции;
· повышенные требования к качеству и биологической безопасности пищевых продуктов;
· многообразие технологий производства продуктов питания.
Специфика обучения будущих инженеров пищевого профиля в техническом вузе заключается в том, что они в процессе выполнения курсовых работ и проектов должны уметь решать задачи по разработке технологического оборудования и технологий, реконструкции и модернизации производства, механизации технологических операций, повышению качества продукции, а также задачи, связанные с экономией трудовых ресурсов, сырья, материалов и энергии.
Поэтому уже на первом курсе студентам необходимо овладеть различными видами учебной деятельности (слушать и конспектировать лекции, работать с первоисточниками, готовиться к семинарским и практическим занятиям), включиться в студенческую жизнь (установить контакты в группе, участвовать в общественной жизни вуза и т. п.), научиться правильно распределять время. Процесс адаптации усложняется в связи с тем, что на первых курсах изучаются общеобразовательные и общеинженерные дисциплины, знание которых обычно мало связывается студентами с будущими профессиональными функциями. В этот период знания о специальности поверхностны и почти не пополняются, при этом интерес к профессии значительно снижается, поэтому необходимо разработать и реализовать в вузе технологию профессионально-направленной адаптации.
Под профессионально-направленной адаптацией мы будем понимать процесс постепенного приспособления еще в период обучения в вузе к приобретаемой профессии, овладение профессиональными навыками и умениями, формирование устойчивого положительного отношения к своей будущей профессии, процесс вхождения студентов в круг новых повседневных обязанностей, самоутверждения в учебном коллективе, активного приспособления к новым формам и методам обучения, к условиям труда, быта, отдыха, существующим в высшем учебном заведении, появления и углубления интереса к своей специальности и осознания необходимости профессионального самовоспитания.
Процесс профессионально-направленной адаптации личности начинается еще в школе при выборе профиля обучения и будущей профессии, охватывает период пребывания в учреждениях профессионального образования и период вхождения в профессиональную среду. Поэтому его можно рассматривать как систему, состоящую из нескольких подсистем – довузовской, вузовской и послевузовской адаптации. Для определения оптимальных путей повышения эффективности процесса адаптации студентов мы использовали методологию функционального моделирования IDEF0 [3].
При построении IDEF0-диаграмм определяют входящие, выходящие, управляющие интерфейсные дуги, дуги-механизмы, а также цель разработки IDEF0-модели.
В качестве входящих интерфейсных дуг системы выступают: актуальность и привлекательность профессии, познавательный, коммуникативный и творческий потенциалы личности.
В качестве управляющих интерфейсных дуг выступают: законодательно-нормативные базы регламентирующие деятельность школы, вуза и предприятия, учебные и рабочие планы и программы, стандарт предприятия.
В качестве дуг-механизмов выступают: кадровый состав, материально-техническое, учебно-методическое и программное обеспечение.
В качестве выходящих интерфейсных дуг выступают: интерес к профессии, готовность к трудоустройству и самостоятельной профессиональной деятельности.
Целью разработки IDEF0-модели является оптимизация процесса профессионально-направленной адаптации будущих специалистов.
соответствии с методологией функционального моделирования IDEF0-диаграмма процесса профессионально-направленной адаптации будущих специалистов показана на рис. 1, диаграмма этапов профессионально-направленной адаптации показана на рис.2.
В вуз приходят абитуриенты, обладающие определенным уровнем знаний, умений, навыков, мотивации, личностными способностями. В процессе обучения в высшем учебном заведении происходит качественное изменение вышеперечисленных свойств, их преломление в новой социальной среде. Выпускник вуза обладает уже изменившимся комплексом личностно и профессионально значимых качеств. При вхождении в среду профессиональной деятельности происходит столкновение потребностей и возможностей выпускника вуза с реальными требованиями к его работе со стороны работодателя. Успешность адаптации выпускника высшей школы будет зависеть от результата данного столкновения. Соизмеряя, подстраивая свои мотивы, способности, знания, умения и навыки под требования среды профессиональной деятельности, молодой специалист претерпевает очередные изменения знаний, умений, навыков, мотивации, личностных способностей. В качестве средств адаптации выступают мотивы, привычки, навыки выпускников, стиль мышления, ценностные ориентации, поступки, должностной статус и т.д. Если же выпускник не в состоянии по различным причинам изменить себя, он будет исключен из данной функциональной системы. То есть происходит «выпадение» из сферы профессиональной деятельности тех специалистов, которые не отвечают требованиям этой деятельности. Постоянное изменение окружающей среды вынуждает человека постоянно приспосабливаться к переменам [1].
Эффективность работы данной схемы полностью зависит от функционирования каналов обратной связи. В нашем случае их три:
I – первая обратная связь, начинает функционировать еще в школьный период профессионального самоопределения при выборе профессии. Здесь обратная связь должна обеспечить соответствие личных склонностей и способностей абитуриентов выбранной специальности. Для этого требуется восстановление систематической профориентационной работы в школах, лицеях и гимназиях, допрофессиональной психологической подготовки. Многое при этом зависит от взаимодействия школ с вузами, в тех школах, которые непосредственно связаны с конкретным вузом, где созданы профильные классы профессиональная ориентация является составной частью подготовки, включающей в себя не только общее знакомство с будущей специальностью, но и элементы научного поиска, более глубокую подготовку по базовым предметам, все это значительно расширяет возможности учащегося по выбору конкретного вуза среди учебных заведений определенного профиля
Допрофесиональная психологическая подготовкам осуществляется в школе и семье и должна быть направлена на формирование целостной личности молодого человека, испытывающего потребности в труде и выборе профессии, очень важно, чтобы человек выбирал профессию соответствующую его интересам и способностям, от этого зависит эффективность прохождения им дальнейших этапов профессионального пути и профессиональной адаптации.
II – вторая обратная связь начинает функционировать с начала обучения в университете, если студент не смог адаптироваться к учебной среде вуза и будущей профессии. Например, студент не смог преодолеть трудности обучения и выдержать учебную программу и был отчислен из вуза; или при знакомстве с особенностями профессии разочаровался в ней и не захотел продолжать обучение. Здесь обратная связь должна обеспечить готовность абитуриентов к освоению образовательных программ подготовки дипломированных специалистов. Поэтому администрация школ должна проводить мониторинг начального этапа профессиональной подготовки выпускников с тем, чтобы проводить коррекцию образовательных программ.
На этом этапе многое зависит от деятельности профессорско-преподавательского состава, обеспечивающей успешную адаптацию студентов к будущей профессиональной деятельности. Именно в этот период необходимо находить эффективные формы приобщения будущих специалистов к избранной профессии, создавать благоприятные условия для включения первокурсников в социокультурную среду вуза.
III – третья обратная связь начинает функционировать, когда молодой специалист приступил к профессиональной деятельности, однако его профессиональная компетентность недостаточно высока. Здесь обратная связь гарантирует уровень профессиональной пригодности, набор знаний, умений, навыков, то есть качество образования. В современных условиях качество образования должно включать в себя объем знаний, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, понимания проблем и поиска путей их решения, соотношение знаний различного типа, принадлежность к различным областям знаний, способность использовать знания в практической деятельности.
При открытии новых специальностей, планировании объемов выпускаемых специалистов вузы не всегда учитывают потребности экономики региона. Социальный заказ на специалистов существует, но только по государственным предприятиям, которые не могут удовлетворить потребности большинства молодых специалистов из-за низкого уровня заработной платы, снижая тем самым престиж работы в государственном секторе Коммерческие организации в большинстве случаев не принимают участия в формировании заказа на специалистов. Намечающаяся тенденция к депрофессионализации высшего образования может привести к снижению адаптационного потенциала выпускников, уменьшению шансов восходящей мобильности.
Повышение эффективности функционирования региональной системы подготовки специалистов должно предусматривать ряд организационных мер: разработку и внедрение в учебный процесс вузов и колледжей концепции многоуровневого непрерывного инновационно-ориентированного профессионального образования; интеграцию усилий различных образовательных учреждений с целью повышения качества подготовки специалистов; проведение целевой подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для конкретных производств на базе научно-образовательных центров [2].
По результатам моделирования нами была разработана и реализована технология организации профессионально-направленной адаптации будущих специалистов (рис.3). .
Наиболее сложным является первый этап адаптации – переход абитуриентов в образовательную среду вуза. Для того чтобы проследить успешность процесса адаптации первокурсников в условиях технического университета педагогически целесообразно определить критерии и показатели адаптации.
В нашем исследовании показателями адаптации являются: результаты успеваемости (аттестации, результаты сессии); результаты самооценки студентов (удовлетворенность студентов выбранной специальностью; удовлетворенность процессом обучения; удовлетворенность положением в группе; желание продолжить обучение; интерес к выбранной специальности); личностная активность при обучении и в студенческом коллективе; оценка адаптации студентов преподавателями и кураторами.
В процессе оценки адаптации будущих специалистов пищевого профиля нами выделено четыре уровня: (высокий, средний, низкий, отрицательный).
Высокий уровень – у студентов высокая успеваемость. «Отличные» и «хорошие» оценки в семестре. Высокая и очень высокая самооценка собственных способностей. Уверенность в правильном выборе профессии. Интерес к профессии, желание работать по специальности. Адекватная оценка своих профессиональных умений. Удовлетворенность процессом обучения. Активная общественная деятельность, наличие профессионально значимых черт характера. Широкий круг делового и неофициального общения в группе и вне ее границ. Высокий уровень общественной активности и самостоятельности.
Средний уровень – у студентов хорошая успеваемость. «Отличные», «хорошие» и «удовлетворительные» оценки в семестре. Уверенность в правильном выборе профессии. Сомнения в успехах будущей профессиональной деятельности. Интерес к профессии. Недостаточная уверенность в своих профессиональных умениях. Средний уровень общественной активности и самостоятельности, наличие черт характера, которые мешают обучению.
Низкий уровень – у студентов средняя успеваемость. «Хорошие» и «удовлетворительные» (в основном «удовлетворительные») оценки в семестре. Не систематическая работа в течение семестра. Неуверенность в правильности выбора профессии. Нежелание работать по специальности, пассивность в работе. Индивид проявляет себя «я - как все». Неадекватная оценка своих профессиональных умений. Отсутствие существенных профессионально значимых черт характера или наличие большого количества отрицательных. Минимальное деловое общение в группе.
Очень низкий уровень – у студентов не все экзамены сданы в сессию. Не систематическая работа в течение семестра. Неправильный выбор профессии. Отрицательное отношение к профессии. Неудовлетворительная общественно-профессиональная деятельность. Неадекватная самооценка своих профессиональных умений, отсутствие большого количества профессионально значимых черт характера. Пассивность. Неудовлетворенность своим положением в группе.
Исследование процесса адаптации осуществлялось нами в три этапа.
На первом этапе исследования проводился констатирующий эксперимент, цель которого состояла в диагностике исходного уровня подготовленности и адаптационных способностей студентов 1 курса очной формы обучения специальностей «Машины и аппараты пищевых производств» и «Пищевая биотехнология» Тамбовского государственного технического университета.
Студентам была предложена анкета, включающая в себя следующие вопросы: «Как Вы оцениваете свои способности адаптации к условиям университета и студенческой жизни?», «Как Вы оцениваете свою готовность к самостоятельной работе?» и др. В результате анкетирования выявлено, что свои способности адаптации к условиям университета и студенческой жизни оценивают как хорошие только 29% студентов. Студенты испытывают трудности в поиске необходимой информации – 48,4%; в учебе – 43,5%; в отношениях с группой – 6,5% и в общении с преподавателями – 1,6%. Чтобы справиться с трудностями, нужна помощь: преподавателей – 53,2%; помощь сокурсников нужна – 19,4%. Все это, а также результаты «отсева» первокурсников за 2003-2004 годы говорит о необходимости смены подходов к обучению студентов первого курса, поиска эффективных методов и приемов работы по их адаптации к условиям технического университета.
На втором этапе исследования был проведен обучающий эксперимент. Цель данного этапа эксперимента состояла в обучении студентов дисциплинам «Оптимизация учебно-познавательной деятельности» и «Введение в специальность», способствующих адаптации первокурсников в новых условиях. В процессе подготовки студентов использовались лекции, практические занятия и самостоятельная работа. После изучения курсов дисциплин проводилось анкетирование студентов.
На третьем этапе (обобщающего эксперимента) были проанализированы и систематизированы полученные результаты с целью корректировки методики и выработки научно-методических рекомендаций по повышению эффективности процесса профессионально-направленной адаптации студентов к условиям технического университета. Проверка эффективности методики обучения студентов дисциплинам «Оптимизация учебно-познавательной деятельности» и «Введение в специальность» позволяет проследить динамику профессионально-направленной адаптации первокурсников (рис.4).
|
1 – начальный этап (до сессии)
2 – промежуточный этап (после 1 сессии)
3 – завершающий этап (после 2 сессии)
Рис.4. Динамика уровней адаптации студентов
В результате проведенной экспериментальной работы мы пришли к выводу, что ведущим условием эффективности процесса адаптации является целенаправленное педагогическое управление этим процессом и чем сложнее вузовская среда, с которой предстоит столкнуться первокурснику тем больше при этом должна оказываться ему помощь преподавателей и кураторов.
Список литературы
1. Вражнова М.Н. Система профессиональной адаптации студентов технических вузов в условиях взаимодействия «вуз-предприятие» / МАДИ (ГТУ) – М.: Изд-во ООО «Техполиграфцентр», 2003г., 179 с.
2. Дворецкий С.И., Муратова Е.И. Технология организации подготовки специалистов для пищевой и перерабатывающей промышленности региона // Потенциал развития России ХХI века. Всерос. науч.-практ. конф., – Пенза, Приволжский дом знаний, 2004, С.134-136.
3. Основные методологии обследования организаций. Стандарт IDEF0 / cfin/vernikov/