Сущность и содержание НЭПа

Содержание


Введение

1. Сущность и содержание НЭПа

2. Ход НЭПа

3. Противоречия, причины свертывания в конце 1920-х годов НЭПа

Заключение

Список литературы


Введение


Новая экономическая политика (НЭП), принята весной 1921 10-м съездом РКП (б); сменила политику «военного коммунизма». Была рассчитана на восстановление народного хозяйства и последующий переход к социализму.

Главное содержание: замена продразверстки продналогом в деревне; использование рынка, различных форм собственности.

Привлекался иностранный капитал (концессии), проведена денежная реформа (1922-24), приведшая к превращению рубля в конвертируемую валюту.

Быстро привела к восстановлению разрушенного войной народного хозяйства. С середины 20-х гг. начались первые попытки свертывания нэпа. Ликвидировались синдикаты в промышленности, из которой административно вытеснялся частный капитал, создавалась жесткая централизованная система управления экономикой (хозяйственные наркоматы).

Цель работы – представить общие характеристики новой экономической политики.

Задачи работы – рассмотреть сущность и содержание НЭПа, рассмотреть ход НЭПа, определить противоречия новой экономической политики.


1. Сущность и содержание НЭПа


10-й съезд РКП(б) принял принципиальное решение о смене курса внутренней политики. Новый курс заключался в смене <военно-коммунистических> методов командования народным хозяйством и обществом экономическими рычагами руководства. Он был назван "новой экономической политикой". Сущность НЭПа заключалась в восстановлении в ограниченных рамках рыночной экономики при сохранении командных высот народного хозяйства в руках партийно-государственного аппарата. Фактической целью НЭПа стал выход из кризиса путем укрепления экономического союза рабочих и крестьян, города и деревни Стратегической целью НЭПа стало построение социализма, скачок к которому через "военный коммунизм" оказался неудачным

Для перехода от капитализма к социализму требовался переходный период. Первостепенное внимание уделялось деревне. Она стала тем звеном, ухватившись за которое большевики намеревались вытянуть всю цепь стоящих перед ними исторических задач. Первым и решающим шагом НЭПа стало решение Х съезда РКП(б) о замене продразверстки натуральным на- логом. Главные отличия налога от разверстки заключались в его размере и стабильности. Налог был почти в 2 раза ниже разверстки и не мог изменяться в течение хозяйственного года. Беднякам предоставлялись хозяйственные льготы, зажиточные облагались повышенным налогом. В 1921 г. всех налогов было установлено 13. Через год их свели в единый налог. А в 1924 году натуральный налог был заменен единым сельскохозяйственным налогом, взимаемым преимущественно в червонцах. После сдачи налога "излишки" сельхозпродукции оставались в распоряжении крестьян.


2. Ход НЭПа


Анализ, казалось бы, безнадежного хозяйственного положения, в котором оказалась Россия к исходу "военного коммунизма", пройдя через две войны (мировую и гражданскую) и две революции (февральскую и октябрьскую), позволили выделить действительно ту первоначальную задачу, решение которой дало основание наметить дальнейшие шаги по пути выхода из всеобщего экономического кризиса.

Решение "начать с сельского хозяйства" обосновывалось рядом положений. Был выдвинут тезис: "Самое слабое место - в кризисе крестьянского хозяйства." А именно "продовольственный фонд" составлял основу народного хозяйства. "За исходный пункт, - писал В.И. Ленин, - следует взять продовольствие, ибо именно в этом корень всей массы затруднений", " неотложнее всего теперь меры, способные поднять производственные силы крестьянского хозяйства немедленно".

Первой крупной реформой, означавшей глубокий перелом в экономической политике, представлявшей собою первый крупный финансово-экономический акт новой экономической политики, явилась замена продразверстки продналогом. Продразверстка изымала у крестьянина не только все излишки сельскохозяйственной продукции, но и часть необходимого продукта, оставляя лишь минимум для поддержания хозяйства. Она привела к падению крестьянского производства и полному отсутствию стимулов к его развитию. Кстати сказать, вводить его начало не Советское правительство, а еще Временное правительство летом 1917 года. Продналог же был примерно вдвое меньше, чем продразверстка; все, что оставалось в хозяйстве после уплаты налога, вся остальная продукция крестьянского хозяйства могла поступать в обмен на промышленные и кустарные изделия, продаваться за деньги. Были изменены самые основы экономической политики, хозяйственные отношения стали строиться на совершенно иных основаниях - от натуральных отношений стал осуществляться переход к товарно-денежным отношениям и связям. С 1/I 1924 г. продналог, преобразованный в единый сельскохозяйственный налог, взимался только в денежной форме.

До этого замершее в натуральных формах крестьянское хозяйство, сокращавшее размеры своего производства ввиду бесперспективности его упрочения и развития, т.к. оставлялась в распоряжение хозяйства только потребительская норма, существовала "рядом" с разрушенной промышленностью и "независимо" от нее в связи с отсутствием экономического оборота между ними. Экономический анализ устанавливал такую зависимость: без подъема крестьянского хозяйства "ни восстановление крупной промышленности, ни восстановление денежного обращения не может быть".

Возрождение сельского хозяйства рассматривалось как первоочередная, неотложная задача. Н.Д. Кондратьев предлагал "вспомнить старую истину, провозглашенную еще физиократами и Адамом Смитом, что внеземледельческие отрасли страны не могут быть развиты больше, чем позволяют естественные ресурсы, которые дает ей сельское хозяйство. Мало говорить, что нужно развивать сельское хозяйство. Нужно это осуществлять на деле. Но это значит, между прочим, что одним из отправных положений политики необходимо признать положение о недопустимости подрыва сельского хозяйства путем непосильных повинностей. Нужно идти по пути сокращения государственных расходов, сокращения некоторых отраслей государственного хозяйства, которые питаются соками сельского хозяйства. Иначе мы обречены стоять на месте и даже идти назад в деле хозяйственного возрождения страны" [4. 113].

Были разрешены частная торговля, мелкое частное производство с использованием наемного труда. Государственная промышленность в соответствии с "Основными положениями к восстановлению крупной промышленности..." (август 1921 г.) постепенно переводилась на хозяйственный и коммерческий расчет, должна была во все большей степени работать на рынок. Без оживления торговли нельзя было восстановить производительные силы города и деревни, дать стимулы для роста производства в крестьянском хозяйстве и в государственной промышленности.

4 октября 1921 г. был принят декрет, разрешающий государственным предприятиям, производить закупки необходимых им товаров (См. СУ, 1921 г., N 68, С. 527, 528); 27 октября того же года последовал декрет о свободной продаже продуктов государственных предприятий, работающий на нужды широкого потребителя.

Часть национализированной промышленности, переданной в ведение местных властей (губсовнархозов), стала сдаваться в аренду частникам. Мельницы, крупорушки и кустарно- ремесленные предприятия выкупались прежними владельцами. Обанкротившиеся мелкие государственные предприятия распродавались. В Петрограде, например, к середине 1922 года для государственного производства было отобрано 291 предприятие, 435 закрыты, 90 сданы в аренду.

Декрет о продналоге, открывшиеся возможности развития крестьянских хозяйств вызвали немедленный пересмотр положений о кооперации, "оставшейся от капитализма", административно подчиненной Наркомату продовольствия, расширение свободы ее деятельности, восстановление и развитие сбытовых, снабженческих, кредитных кооперативов (декрет СНК от 16 августа 1921 г. и др.). Кооперация получает ряд преимуществ перед частной торговлей. Ей передается значительный товарный фонд, предоставляются широкие возможности производства заготовок и развития местной промышленности и оживления хозяйственной жизни. Поддерживаются кредитные операции кооперации. В дальнейшем происходит формирование специализированных центров по сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции, превращение кооперативной системы в крупный фактор народнохозяйственной жизни.

Одной из сильнейших преград развития хозяйственного оборота, подъема народного хозяйства вообще выступало состояние денежного обращения. По расчетам Конъюнктурного Института (директор Н.Д. Кондратьев) в среднем за декабрь 1921 г. обесценение рубля произошло в 228 тыс. раз, за январь 1922 г. - в 491 тыс. раз, за первую неделю февраля - в 760 тыс. раз, за вторую неделю февраля - 923 тыс. раз, за третью - в 1.073 тыс. раз, что привело к колоссальному росту цен. На первое января 1923 г. средний уровень цен по России в сравнении с 1913 г. поднялся почти в 20 млн. раз [6. 192].

Для восстановления торговли, коммерческого расчета финансов, необходима была устойчивая денежная единица. В 1922-24 гг. была проведена успешная денежная реформа.

Находившийся в обращении рубль ("совзнак") быстро обесценивался, государство продолжало выпускать в обращение огромные массы денег и покрывало за счет этого свои расходы бюджета.

Начиная с ноября 1922 г. Госбанк (учрежденный в 1921 г.) стал постепенно выпускать в обращение денежные знаки нового наименования - банкноты Государственного банка - червонцы. Одновременно продолжался выпуск совзнаков для покрытия расходов бюджета (до весны 1924 г.). Но если совзнаки быстро обесценивались, то червонцы были устойчивы. Между двумя денежными единицами не устанавливается определенной связи. Размер выпуска червонцев определялся потребностью торгового оборота в средствах обращения и платежа, а не потребностями бюджета; червонцы использовались Госбанком для кредитования промышленности и торговли. Внедрение червонцев в обращение происходило с большой постепенностью.

Начиная с декабря 1922 г. (и до начала 1924 г.) в стране существовали две валюты, из которых одна обесценивалась с чрезвычайной быстротой, а другая оставалась относительно устойчивой. Предприятия могли не только устанавливать цены и составлять балансы в червонцах, расплачиваться червонцами, но и держать их в своих кассах. Параллельное обращение имело и свои "в высшей степени тягостные стороны", как отмечал крупный экономист того времени Л.Н. Юровский. Всякий держатель совзнаков стремился обменять их на банкноты, на этой почве при быстрых колебаниях курса развивалась повсеместная спекуляция, которая, в свою очередь, вносила неустойчивость в хозяйственные расчеты. Вместе с тем червонец постепенно оттеснял совзнак и ускорял его обесценение. Границей оттеснения служило то, что червонец был сравнительно крупной денежной единицей и сфера мелких платежей оставалась в полной мере за казначейскими бумажными деньгами ("совзнаками"). С осени 1923 г. темп обесценения совзнаков стал настолько быстрым, что невозможность сохранения системы параллельного обращения становилась очевидной. Поскольку червонцы были устойчивыми деньгами, владельцы червонцев не стремились немедленно превратить их в товары (как это делали владельцы обесценившихся совзнаков), следовательно, движение червонцев было значительно медленнее, чем движение совзнаков. Направляя червонцы через ссуды, предоставляемые предприятиям, Госбанк тем самым способствовал формированию их оборотных средств, расширению производства. Кредит также должен был погашаться в червонцах, т.е. был обеспечен возврат червонцев в кассы Госбанка. Устойчивость червонцев обеспечивалась прежде всего тем, что количество их, определялось, исходя их потребностей хозяйственного оборота, а не исходя их потребностей бюджета. Червонцы выпускались в обращение в процессе кредитования предприятий, а не в процессе финансирования ведомств, наркоматов и т.д. Соответствие массы выпущенных в обращение червонцев потребностям народного хозяйства в деньгах достигалась благодаря тому, что в 20-х годах широко распространенной формой расчетов между предприятиями служил расчет с помощью векселей. Вексель, являясь долговым обязательством, свидетельствовал о том, что в народном хозяйстве совершилась товарная сделка (иногда вексель несколько раз переходил в другие руки, обслуживая несколько сделок). Банковские ссуды открывались предприятиями, главным образом, в форме "учета векселей", т.е. в форме покупки векселей банками. Покупая ("учитывая") вексели предприятий, банк тем самым заменял их банкнотами (червонцами). Червонцы появлялись в обращении в соответствии с уже заключенными товарными сделками и, в принципе, не могли явиться излишними для обращения денежными знаками.

Устойчивый червонец стал единицей учета, планирования, расчетов в народном хозяйстве. Он вытеснил из оборота золото и иностранную валюту. В течение периода параллельного обращения червонцев и совзнаков был отрезок времени (лето и осень 1923 г.) когда масса выпущенных в обращение червонцев превысила потребности оборота в деньгах. В эти месяцы промышленность, опираясь на свое монопольное положение и на широкий кредит в червонцах, позволивший ей придерживать готовую продукцию, не спешила с реализацией, резко подняла цены. В результате возник кризис сбыта 1923 г. Промышленность получила излишний кредит, обращение кредита нарушилось, покупательная способность червонца снизилась. Кризису сбыта способствовало также катастрофическое падение хлебных цен, низкая покупательная способность деревни (этому способствовали натуральные изъятия в виде продналога, которые были заменены затем на денежный налог). Крестьянство в основном, вынуждено было пользоваться совзнаками, в то время когда город мог использовать червонцы, а это также вело к ограничению крестьянского платежеспособного спроса, нарушало экономическое равновесие между промышленностью и сельским хозяйством.

Кризис сбыта был преодолен путем ограничения кредитования промышленности, снижения цен, расширения кредитования хлебозаготовок. Параллельное обращение совзнака и червонца позволило в чрезвычайно трудных условиях решить неотложные задачи: обеспечить народное хозяйство устойчивой денежной единицей, расширить кредитование промышленности (хотя и наблюдалось перекредитование, что устранялось) и обеспечить ее оборотными средствами, тем самым дать толчок расширению промышленного производства, которое позволило снизить себестоимость продукции. Благодаря быстрому росту производства и снижению себестоимости в 1922-23 гг., осенью 1923 г. в момент кризиса сбыта, удалось безболезненно снизить цены.

Быстрый рост производства, внутренней и внешней торговли создавали предпосылки для завершения реформы. Бюджетный дефицит сокращался. Однако, к проведению реформы приступили, не дожидаясь полного преодоления дефицита бюджета. Небольшой оставшийся дефицит был покрыт за счет выпуска в обращение новых устойчивых разменных денег, приравненных к червонцу. 5/II 1924 г. был издан декрет ЦИК и СНК СССР о выпуске в обращение новых государственных казначейских билетов (купюры 5,3,1 руб.), приравненных к золоту. Поскольку к золотой десятке был приравнен и червонец, то практически новые казначейские деньги были приравнены к червонцу (10 руб. = 1 червонец) 14/II 1924 г. последовал декрет ЦИК и СНК СССР о прекращении выпуска совзнака.

22/II 1924 г. - декрет о чеканке серебряной и медной монеты. Из полновесного серебра чеканились монеты достоинством 1 руб. и 50 коп. (полтинник). Тем самым в обращение было выпущено полновесное серебро, что усиливало доверие к деньгам.

7 марта 1924 г. было издано постановление СНК СССР об окончательной фиксации курса совзнака и обмене "совзнаков" на новые казначейские деньги. Операция обмена была проведена с 10 марта по 31 мая 1924 г., причем до 10 мая "совзнаки" оставались законным платежным средством, наряду с червонцами и новыми казначейскими деньгами. Окончательный фиксированный курс совзнака был установлен 50.000 руб. совзнаками = 1 руб. новых разменных денег. С учетом предшествовавших деноминацией это означало, что рубль начиная с 1 мировой войны обесценился в 50 млрд. раз. Количество денег в обращении увеличилась за время 1 мировой войны в 13 раз, за время военного коммунизма - в 100 раз, за время первых лет НЭПа - в 350 раз. "Эта фантастически огромная эмиссия, - писал Л.Н. Юровский, - вызывалась необходимостью извлечения крупных доходов для бюджета в условиях, когда только лишь начиналось восстановление денежного хозяйства... эмиссия дала за 1922 г. 296,5 млн. руб. и в 1923 г. - 327,8 млн. руб." [8. 140].


3. Противоречия, причины свертывания в конце 1920-х годов НЭПа


В 1921 г. началась перестройка не только аграрной, но и промышленной сферы экономики. В августе был утвержден "Наказ СТО о проведении в жизнь начал новой экономической политики", который определил основные направления деятельности Советской власти в области промышленности. Был взят курс на частичную приватизацию промышленности, вначале кустарной и мелкой, затем и средней. Крупная и часть средней промышленности оставалась в руках государства (13 тыс. предприятий из 37 тыс. осенью 1920 г.). Была разрешена аренда государственных предприятий. Создавались смешанные, частно-государственные акционерные общества. Особой формой аренды стали концессии - предоставление права иностранным предпринимателям эксплуатировать и строить предприятия на территории Советского государства, а также разрабатывать земные недра добывать полезные ископаемые и т.д. Национализация Советской властью иностранной собственности стала на десятилетия суровым уроком для зарубежных деловых кругов. В 1922-1927 гг. было заключено примерно 150 концессионных договоров. Составной частью перестройки стала децентрализация управления промышленностью. Значительная часть государственных промышленных предприятий перешла в ведение губернских советов народного хозяйства (губсовнархозов). Большинство государственных предприятий снималось с госсодержания и переводилось на хозрасчет. Он предполагал хозяйственно-оперативную самостоятельность предприятий, их самоокупаемость и самофинансирование. Предприятия отныне сами занимались вопросами заготовки сырья и реализации своей продукции. Это привело к складыванию горизонтальных экономических связей в экономике, договорной системе между предприятиями, минуя центр. Эта система утверждала в экономике "диктат потребителя", а не производителя. К концу 20-х годов по прямым договорам производилось 85 % продукции. Наиболее крупные и технически оборудованные фабрики и заводы объединялись в тресты, которые препятствовали проникновению хозрасчета на составляющие его предприятия. "Трестовский хозрасчет" не дошел до трудовых коллективов Они не почувствовали преимуществ НЭПа. Частичное возвращение от централизованного к рыночному хозяйству потребовало перестроить финансовую, прежде всего Снежную систему. Деньги заняли важное место в новой экономической политике. Осенью 1921 г был образован Государственный банк РСФСР, который через год приступил к денежной Реформе (1922-1924 гг.). Вместо обесцененных соврублей в оборот были введены новые банковские билеты - червонцы. Важной чертой НЭПа стала отмена всеобщей трудовой повинности. Был взят курс на добровольное привлечение рабочей силы в народное хозяйство. Возникла избыточная рабочая сила, образовался "рынок труда". Трудоустройством безработных занимались биржи труда. Многие из безработных пополнили число недовольных НЭПом. Наконец, на государственных предприятиях была ликвидирована уравнительная система оплаты труда. Новая тарифная политика строилась с учетом квалификации рабочих и служащих, количества и качества произведенной ими продукции. Натуроплата груда (продпайки) была заменена денежной формой зарплаты. К концу 1921 г. карточная система была свернута. В феврале 1921 г. была создана Государственная общеплановая комиссия (Госплан). Первым председателем Госплана стал старый большевик, специалист-энергетик, автор знаменитой "Варшавянки" 49-летний Г.М.Кржижановский. С 1923 г страна вступила в полосу хозяйственного подъема. К середине 20-х годов сельское хозяйство, легкая и пищевая промышленность в основном достигли довоенного объема производства. Восстановлению сельского хозяйства и связанных с ним отраслей промышленности во многом способствовала торговля. Страна превратилась в большой рынок. Торговали все: бывшие мешочники, рабочие, демобилизованные воины, домохозяйки, безработные и т.п. Частник стал главной фигурой розничной торговли. В оптовой торговле преобладали государственные и кооперативные предприятия. Наиболее быстро развивалась потребительская кооперация, тесно связанная с деревней. Наряду с ней получили стимулы для развития и другие формы кооперации: снабженческая, кредитная, промысловая, сельскохозяйственная, производственная, жилищная и др. Руководство страны контролировало и поощряло кооперативное движение, относя его к социалистическому сектору экономики. Образ жизни "новой буржуазии" вызывал и зависть, и открытое возмущение. Многие нэпманы, чувствуя временность и неустойчивость своего положения в условиях "диктатуры пролетариата", стремились к быстрейшему обогащению и проматыванию "бешеных денег". Историки назвали это явление "угаром" НЭПа. Начиная с 1922 г. было проведено много судебных процессов над частными торговцами, предпринимателями и совслужащими. Относительно быстрое восстановление экономики и первые успехи НЭПа во многом были обусловлены резким сокращением военных расходов. Численность вооруженных сил была доведена с 5,3 млн. до 600 тыс. человек. Ослабление обороноспособности было вынужденным и непродолжительным фактором внутренней и внешней политики СССР. Возрастание военной угрозы в конце 20-х годов способствовало свертыванию НЭПа вначале в сельском хозяйстве, затем, на рубеже 20-х - 30-х годов, в промышленности, а в первой половине 30-х - и в торговле. 2 крупных кризиса НЭПа произошли в 1923 г и в 1927-28 гг. Первый вошел в историю как "кризис сбыта", второй как "кризис хлебозаготовок". В 1923 г. промышленность в значительной степени перестроилась на нужды деревни. Цены на промтовары возросли более чем в 3 раза по отношению к сельскохозяйственным. Однако положение с хлебозаготовками резко ухудшилось, особенно в 1927 г., когда пошли слухи о близкой войне с Англией, разорвавшей дипломатические отношения с СССР. План хлебозаготовок 1927 г был провален [1. 180].


Заключение


В летние месяцы 1927 г. и без того сильное напряжение на потребительском рынке, вызванное ростом инфляции, сменяется катастрофическим для его (рынка) функционирования сверхажиотажным спросом, на который повлияли слухи о неизбежности военного столкновения СССР с окружающими его капиталистическими странами. Осложнение дипломатических отношений с Великобританией (в связи с антибританской кампанией Коминтерна в Китае и попыткой превратить забастовку английских шахтеров из экономической в политическую) дало повод к нагнетанию в советской прессе милитаристской истерии. Оппозиция и сталинское большинство ЦК обменялись взаимными намеками на пораженческие настроения, которые (намеки) неожиданно для Сталина обернулись появлением заявлений старых большевиков в пользу примирения правящего большинства и оппозиционного меньшинства ЦК в связи с ростом военной опасности. В одном из них было сказано: "Заставить оппозицию подчиняться решениям партии нельзя иначе, как путем свободного коллективного, но отнюдь не фракционного обсуждения, и не путем репрессий, отсечений, отколов... " Преследуя свою главную цель - проведение "левой" политики ограничения нэпа без участия в нем лидеров "левой" оппозиции - верхушка партаппарата пока вынуждена была маневрировать. Июльско-августовский (1927 г.) Пленум ЦК и ЦКК ограничился объявлением Зиновьеву и Троцкому "строгого выговора с предупреждением" за их "дезорганизаторские способности" о "термидорианском" перерождении ЦК, о "национально-консервативном курсе" внешней политики и о "кулацко-устряловской линии партии". При подготовке документов к предстоящему XV съезду ВКП (б) сталинский аппарат ЦК, прибегая ко все большим заимствованиям идей "левой" оппозиции, продолжает еще дистанцироваться от них путем чрезмерного их преувеличения. Однако наибольшая гиперболизация разногласий с "левой" оппозицией достигается сталинским большинством ЦК в вопросе подрыва единства партии "фракционной" деятельностью оппозиционеров. Именно эти обвинение в конце концов срабатывает на октябрьском (1927 г.) Пленуме ЦК и ЦКК исключить Г. Е. Зиновьева и Л. Д. Троцкого из состава ЦК. Маневры сталинского аппарата между "левой" практикой и "правой" фразой продолжаются и на XV съезде ВКП(б) в декабре 1927 г., где был утвержден достаточно умеренный пятилетний план развития народного хозяйства СССР, вскоре после съезда скорректированный в сторону резкого повышения всех его показателей.

Вот так, постепенно, "альтернатива Троцкого" превращается в "альтернативу Сталина", однако без предполагавшегося Л. Д. Троцким демократического обновления партийного режима и без той административной "чрезвычайщины", которая, вместо сужения рамок нэпа в деревне ради неотложных мер по технической реконструкции промышленности, обернулась для страны тотальной коллективизацией сельского хозяйства и расточительнейшей сверхиндустриализацией. Исключенные из партии на XV съезде ВКП(б) "левые" оппозиционеры вскоре "идейно разоружаются" и практически все, кроме Троцкого, возвращаются в нее, чтобы участвовать в строительстве сталинского социализма.


Список литературы


Абросимова К.Л. История. М.: ИНФРА-М, 2004, с. 552.

Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта. Ч. 1. — М., 1991.

Верст Н. История советского государства. 1900 – 1991. – М.: Прогресс, 1992. – 480 с.

Верст Н. История Советского государства. 1900—1991. — М., 1992.

Ионов И.Н. Российская цивилизация и истоки ее кризиса. — М., 1994.

История отечества / Под ред. М.И. Харлова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004, с. 448.

Коновало М.М. История. М.: ИНФРА-М, 2004, с. 552.

Новая экономическая политика. Вопросы теории и истории. - М.: Политиздат, 1999. – 275с.

Султанов М.С. История. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 668 с.

Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. – М.: Прогресс, 2004. – 980 с.