Надзор за исполнением законов судебными приставами

План


1. Законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов

2. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

3. Организация работы прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами


1. Законодательство, регулирующее деятельность судебных приставов


Основные правовые акты, регулирующие деятельность службы судебных приставов Министерства юстиции РФ и исполнение судебных решений, – это Федеральный закон от 21 июля 1997 г. (в ред. от 7 октября 2000г.) «О судебных приставах» и Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве».

Согласно ст. 2 Закона «О судебных приставах» судебные приставы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, вышеназванными законами и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ и Министерства юстиции РФ.

Согласно ст. 5 Закона служба судебных приставов является структурным подразделением Министерства юстиции РФ и возглашается заместителем министра – Главным судебным приставом РФ. В состав этого подразделения входят:

– департамент судебных приставов Минюста России;

– служба судебных приставов Управления военных судов Минюста России;

– служба судебных приставов органов юстиции субъектов РФ;

– структурные подразделения судебных приставов районного уровня, состоящие из судебных приставов, по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебных приставов-исполнителей.

В ст. 1 Закона сформулированы две взаимосвязанные задачи, входящие в компетенцию службы судебных приставов:

1) обеспечение порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

2) исполнение судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве.

Содержательная сторона этой деятельности названных органов раскрывается в ст. 11 Закона «О судебных приставах», которая перечисляет такие функции, как:

– обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;

– выполнение распоряжений председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанных с соблюдением порядка в суде;

– исполнение решения Суда или судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом мер процессуального принуждения;

– обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;

– проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранности;

– поддержание общественного порядка в судебных помещениях;

– взаимодействие с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;

– предупреждение и пресечение преступлений и правонарушений, выявление нарушителей, задержание их в случае необходимости с последующей передачей органам милиции;

– осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю;

– участие по указанию старшего судебного пристава в совершении исполнительных действий.

Приведенный перечень является исчерпывающим и в силу этого расширительному толкованию не подлежит.

Перечень исполнительных документов, подлежащих исполнению судебными приставами-исполнителями, в общем виде приведен в ст. 7 Закона «Об исполнительном производстве». К ним, в частности, относятся:

а) исполнительные листы, выдаваемые судами на основании:

– принимаемых ими судебных актов;

– решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов;

– решений иностранных судов и арбитражей;

– решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека;

б) судебные приказы;

в) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;

г) удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на основании ее решений;

д) оформленные в установленном порядке требования органов, осуществляющих контролирующие функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской Федерации не установлен иной порядок исполнения указанных исполнительных документов;

е) постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях;

ж) постановления судебного пристава-исполнителя;

з) постановления иных органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Основной задачей, стоящей перед судебными приставами-исполнителями, является своевременное и надлежащее выполнение функций, возложенных на них Законом «Об исполнительном производстве», в процессе принудительного исполнения названных выше исполнительных документов.

Прокурорам следует иметь в виду, что постановлением Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности положений подп. 7 п. 1 ст. 7, п. 1 ст. 77 и п. 1 ст. 81 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в связи с запросами Арбитражного Суда Воронежской области, Арбитражного Суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества «Разрез «Изыхский» от 30 июля 2001 г.» положения данных статей признаны не соответствующими Конституции РФ.

В числе иных законодательных актов, которые имеют прямое либо косвенное отношение к деятельности судебных приставов, следует отметить:

1) Трудовой кодекс РФ, гл. 60 «Вопросы рассмотрения и исполнения решений по трудовым спорам»;

2) Кодекс РФ об административных правонарушениях, определяющий порядок принудительного исполнения постановлений о наложении штрафа, конфискации и возмещении имущественного ущерба;

3) Закон РФ от 7 июля 1993 г. «О международном коммерческом арбитраже» (ст. 35, 36, регулирующие вопросы выдачи судами исполнительных листов в связи с решениями международных коммерческих арбитражей);

4) Гражданский кодекс РФ, часть первая (ст. 350, 447-449, относящиеся к вопросам обращения взыскания на заложенное имущество и порядка его реализации, а также проведения торгов);

5) Семейный кодекс РФ (ст. 99-100, регламентирующие институт заключения соглашения об уплате алиментов);

6) Федеральный закон «Об оружии», поскольку законодательством о судебных приставах предусмотрены наличие специальных средств и огнестрельного оружия у судебных приставов для обеспечения установленного порядка деятельности судов и возможность их применения;

7) Налоговый кодекс РФ, часть первая (ст. 47 – о принудительном взыскании налога или сбора за счет иного имущества налогоплательщика-организации или налогового агента – организации).

В числе постановлений Правительства РФ, регулирующих отдельные вопросы деятельности службы судебных приставов, следует отметить такие, как:

1) «О Федеральном долговом центре при Правительстве Российской Федерации» от 6 января 1998 г. (в ред. от 4 апреля 1999 г.);

2) «О дополнительных мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций» от 27 мая 1998 г.;

3) «Об утверждении Положения о внебюджетном фонде развития исполнительного производства» от 26 июня 1998 г. (в ред. от 2 июня 1999 г.);

4) «Об утверждении Положения о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого имущества» от 7 июля 1998 г.;

5) «Об утверждении Порядка наложения ареста на ценные бумаги» от 12 августа 1998 г.;

6) «Об утверждении Перечня боевого ручного стрелкового и иного оружия, боеприпасов и патронов к нему, а также специальных средств, состоящих на вооружении службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации» от 30 декабря 1998 г.;

7) «О реализации конфискованного и арестованного имущества» от 23 апреля 1999 г.;

8) «Об утверждении норм обеспечения боевым ручным стрелковым и иным оружием, боеприпасами и патронами к нему, специальными средствами, а также средствами радиосвязи службы судебных приставов Министерства юстиции Российской Федерации» от 2 марта 2000 г.

Отдельные вопросы исполнительного производства нашли свое развитие в актах министерств и ведомств.

Действуют, например, совместный приказ Министерства РФ по налогам и сборам и Министерства юстиции РФ от 25 июля 2000 г. № ВГ-3-10/265/215 «Об утверждении порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов».

Действуют также следующие приказы Министерства юстиции РФ:

1) «О мерах по совершенствованию процедур обращения взыскания на имущество организаций» от 3 июля 1998 г. № 76;

2) «Об обязательном назначении специалиста при осуществлении оценки ценных бумаг, на которые обращается взыскание» от 27 октября 1998 г. № 153;

3) «Об улучшении работы по отбору специализированных организаций для продажи арестованного имущества» от 12 ноября 1998 г. № 166 (в ред. от 27 июня 2001 г.);

4) «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности» от 3 августа 1999 г. № 226.


2. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами


На прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами в полной мере распространяются все положения, закрепленные в гл. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», в том числе в ст. 21 этого закона, определяющей предмет надзора за исполнением законов. Поэтому, исходя из содержания данной нормы закона и специфики указанного законодательства, предметом прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами являются: соблюдение Конституции РФ; исполнение федерального законодательства всеми структурными органами службы судебных приставов, а также соответствие законам правовых актов, издаваемых должностными лицами служб судебных приставов.

Объектом данного направления надзора являются общественные отношения, возникающие в процессе исполнительного производства, и главным образом это законность действий и принимаемых судебными приставами-исполнителями правовых актов, а также полное их соответствие законам.

Основные задачи органов прокуратуры по надзору за исполнением законов судебными приставами прежде всего вытекают и в основном определяются как содержанием законодательства об их деятельности, так и п. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Эти задачи можно определить следующим образом:

– обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности в деятельности судебных приставов, защита прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства;

– своевременное, полное выявление, устранение и пресечение нарушений законодательства в деятельности судебных приставов, реальное восстановление нарушенных прав, привлечение виновных лиц к ответственности, установленной законом;

– соблюдение законности судебными приставами при принятии мер по обеспечению установленного порядка деятельности судов и осуществлении властных полномочий в процессе принудительного исполнения решений судов и иных органов, а также защита прав и интересов физических и юридических лиц, вовлеченных в сферу исполнительного производства.


3. Организация работы прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами


В целях повышения активности органов прокуратуры по надзору за исполнением принятых законов, регламентирующих исполнение судебных решений, внесены дополнения в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»,где в качестве самостоятельного направления выделен надзор за исполнением законов судебными приставами (новый абзац п. 2 ст. 1 введен Федеральным законом от 10 февраля 1999 г.).

Прокурор прежде всего должен: изучить законодательство, регулирующее деятельность службы судебных приставов; проанализировать соответствующие статистические данные; обратить внимание на устранение ранее выявленных недостатков в деятельности службы судебных приставов.

Проверки проводятся с учетом указания Генерального прокурора РФ от 6 января 1999 г. № 1/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при осуществлении полномочий судебными приставами», согласно которому обязанности по надзору за законностью в деятельности судебных приставов распределяются между следующими подразделениями:

а) Управлением по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов и соответствующими структурными подразделениями органов прокуратуры в субъектах Федерации (надзор за соблюдением законов при возбуждении исполнительного производства и исполнении судебных решений службой судебных приставов);

б) Управлением по надзору за законностью постановлений судов по гражданским делам и соответствующими структурными подразделениями органов прокуратуры в субъектах Федерации (законность постановлений судов общей юрисдикции по вопросам исполнительного производства);

в) Управлением по обеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе и соответствующими структурными подразделениями органов прокуратуры в субъектах Федерации (законность судебных актов арбитражных судов, вынесенных по вопросам исполнительного производства);

г) Главным следственным управлением и соответствующими структурными подразделениями органов прокуратуры в субъектах Федерации (рассмотрение заявлений и сообщений о совершенных или подготавливаемых судебными приставами преступлениях при осуществлении своих полномочий, а также расследование таких преступлений).

Исходя из указанного распределения обязанностей, проверку следует проводить комплексно.

В процессе надзора за исполнением законов судебными приставами при осуществлении своих функций прокурор особое внимание уделяет охране прав лиц, участвующих в исполнительном производстве.

Обязанности и права судебных приставов определены ст. 11 – 19 Федерального закона «О судебных приставах»: соблюдение судебными приставами прав и законных интересов граждан и организаций (ст. 13); обязательность требований судебного пристава (ст. 14); соблюдение условий и пределов применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (ст. 15 – 18) и др.

В процессе проверки прокурор выясняет:

– было ли сделано должнику предложение о добровольном исполнении решения; соблюдается ли срок, предоставленный законом для добровольного исполнения (не более пяти дней);

– правомерно ли наложены на должника взыскания за неисполнение решений суда;

– выполняются ли судебными приставами-исполнителями требования по розыску должника, его имущества;

– соблюден ли порядок обращения взыскания на имущество должника;

– имеют ли место нарушения в части наложения ареста или обращения взыскания на вновь поступающие на счет должника денежные средства;

– соблюдаются ли требования о наложении ареста на имущество должника и о его реализации;

– соблюдаются ли требования об исполнении исполнительных документов по спорам неимущественного характера;

– допускаются ли нарушения в части привлечения виновных граждан и должностных лиц к ответственности за невыполнение их законных требований;

– каковы результаты рассмотрения заявлений и жалоб граждан, должностных лиц, организаций на действия судебных приставов, обжалования действий судебного пристава-исполнителя.

В ходе проверки особое внимание следует обратить на защиту трудовых прав граждан (восстановление на работе, взыскание заработной платы), а также на исполнительное производство, в рамках которого немедленное исполнение требований предусмотрено исполнительным документом или Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (п. 2 ст. 13), а также на очередность удовлетворения требований взыскателей.

При этом необходимо учитывать, что в случае неисполнения должником исполнительного документа о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника судебный пристав, помимо принятых мер, предусмотренных ст. 85 Закона, обращается в суд с заявлением, утвержденным старшим судебным приставом, о вынесении в порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством РФ, определения о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении работника по день исполнения исполнительного документа.

Проверка исполнения требований законов о возбуждении исполнительного производства проводится прокурором по специальному плану.

На данной стадии работники прокуратуры не только проверяют соблюдение трехдневного срока с момента предъявления исполнительных документов в службу судебных приставов, но и могут воздействовать на взыскателя для принуждения его к предъявлению исполнительного документа к исполнению.

При отказе взыскания или непредъявлении исполнительного документа к исполнению прокурор должен оценить необходимость воздействия на взыскателя для принуждения его к предъявлению судебного решения к исполнению и проверить правомерность утверждения судом отказа взыскателя от взыскания, если таковое имело место.

Участие прокурора в исполнительном производстве необходимо также в случаях: когда неисполнение решения может нанести ущерб интересам групп людей; когда в действиях взыскателя или должника усматриваются признаки преступления; при взысканиях по делам, связанным с банкротством «финансовых пирамид».

Выявление подобных нарушений представляет особую сложность, поэтому необходим тщательный анализ сведений, публикуемых в СМИ, жалоб граждан и организаций, отчетности судебных органов и службы судебных приставов и иной информации, в которой могут содержаться нужные сведения.

Прокурор должен уделять особое внимание тем случаям, когда вынесенное решение не было исполнено добровольно и не было передано для принудительного исполнения. Однако проверку следует проводить и тогда, когда отказ от взыскания был утвержден судом, как и в целом было утверждено решение суда по вопросам исполнительного производства.

Выяснение вышеуказанных обстоятельств затрудняется тем, что отсутствует такой орган, в котором были бы сосредоточены данные об исполнении каждого вынесенного решения. Сведения о вынесенных решениях находятся в суде, а данные о предъявлении решений к принудительному исполнению – у службы судебных приставов. Поэтому задачей органов прокуратуры становится обобщение указанных сведений с целью выявления нарушений.

Кроме того, прокурор проверяет соблюдение сроков возбуждения исполнительных производств и совершения исполнительных действий со дня поступления исполнительного документа. При этом надлежит выяснить, устанавливается ли срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований, направляются ли копии соответствующих постановлений заинтересованным сторонам. Необходимо проверить: обоснованно ли возвращены исполнительные документы (часто возвращают по надуманным основаниям); своевременно ли направляются исполнительные документы в связи с изменением места жительства, работы должника; каким образом выполняются требования по розыску должника, его имущества; соблюдается ли порядок совершения исполнительных производств.

Заслуживает внимания оценка законности действия судебного пристава-исполнителя по отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов и актов других органов (налоговых) по изменению способа и порядка их исполнения, порядка приостановления, прекращения и окончания исполнительного производства.

Прокурор устанавливает: соблюдается ли порядок и срок обращения взыскания на имущество должника (денежные средства, ценные бумаги, иное имущество); каковы способы его оценки (привлекаются к этому специалисты или нет), а также реализации; как распределяются взысканные денежные суммы (30% от исполнительных сборов должны отчисляться в федеральный бюджет).

Важно проверить: формирование внебюджетного фонда развития исполнительного производства; его целевое использование (Инструкция о порядке формирования, расходования, ведения учета и составления отчетности об использовании средств внебюджетного фонда развития исполнительного производства от 30 мая 2000 г. № 166); соблюдение принципа пропорциональности исполнительских сборов реально взысканной с должника сумме; каким образом решается вопрос по спорам неимущественного характера (восстановление на работе, вселение взыскателя, выселение должника); привлекаются ли в связи с этим виновные лица, должностные лица к административной, уголовной ответственности, в том числе судебные приставы-исполнители.

Прокурором в службах судебных приставов изучается работа по рассмотрению жалоб граждан на нарушение их прав в ходе совершения исполнительных действий и анализируется адекватность правовых мер, принятых территориальными органами юстиции по фактам допущенных нарушений прав граждан.

Надзор за рассмотрением и разрешением судами вопросов, связанных с исполнительным производством, обладает определенной спецификой.

В соответствии с указанием Генерального прокурора РФ № 1/7 обязательное участие прокурора при рассмотрении дел данной категории не предусмотрено. Однако, если прокурор сочтет необходимым принять участие в судебном заседании при рассмотрении вопросов исполнительного производства (при обжаловании действий судебных приставов; решений вопроса об освобождении имущества от ареста, о повороте исполнения решения, о кассационном, надзорном обжаловании судебных актов по вопросам исполнительного производства), ему необходимо знать следующие правовые установки.

1. В связи с принятием новых законодательных актов и передачей ряда вопросов в ведение арбитражного суда нужно четко дифференцировать возможные способы обжалования судебных актов в сфере исполнительного производства.

Так, в арбитражном суде право апелляционного и кассационного обжалования имеют только лица, участвующие в деле. Поскольку участие прокурора в арбитражном процессе ограничено случаями самостоятельной подачи искового заявления, то обжаловать в кассационном и апелляционном порядке судебные решения арбитражного суда прокурор имеет право только в ситуациях, когда данные решения вынесены по его искам.

2. При проведении проверок следует учитывать, что Арбитражным процессуальным кодексом РФ не определена процедура рассмотрения жалоб на действия судебных приставов-исполнителей. Однако Федеральным законом «Об исполнительном производстве» установлено, что действия судебных приставов по исполнению актов арбитражного суда обжалуются в арбитражный суд. Таким образом, арбитражный суд не имеет права отказывать в приеме указанных жалоб. Данную категорию дел рекомендовано рассматривать в порядке, предусмотренном для рассмотрения заявлений о рассрочке или об отсрочке исполнения судебного акта, об изменении способа и порядка его исполнения.

3. Перечень исполнительных документов определен в ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

4. В соответствии со ст. 90 Федерального закона «Об исполнительном производстве» на действия судебного пристава по исполнению исполнительного документа (за исключением исполнительного документа, выданного арбитражным судом) или отказ в их совершении, в том числе на отказ в отводе судебного пристава-исполнителя взыскателем или должником, может быть подана жалоба в суд общей юрисдикции по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в десятидневный срок со дня совершения действия (отказа в его совершении).

5. Прокурором может быть принесен протест на действия судебного пристава-исполнителя или на отказ в их совершении. Протест приносится в суд по месту нахождения судебного пристава-исполнителя в течение десяти дней со дня совершения действия судебным приставом-исполнителем или со дня, когда прокурору, не извещенному о времени и месте совершения действия, стало о нем известно. Участие прокурора в рассмотрении судом протеста обязательно.

6. Исполнительное производство подлежит обязательному приостановлению в случае вынесения постановления должностным лицом, которому предоставлено право приостановить исполнение судебного акта. К таким лицам относятся прокуроры, имеющие право принесения протеста в порядке надзора на решения, определения и постановления суда.

7. Порядок принесения и рассмотрения протестов на определения суда регулируются Гражданским процессуальным кодексом РФ.

В ст. 3 Федерального закона «Об исполнительном производстве» подразделения службы судебных приставов обозначены как органы принудительного исполнения. Поэтому важно проверить, не выходят ли они за рамки предоставленных им законных полномочий.

При поступлении в прокуратуру жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя прокурор вправе вызвать должностное лицо для дачи объяснений, затребовать для изучения исполнительное производство, претензии к содержанию которого высказаны заявителем, и другие материалы.

Сведения о противоправных действиях судебных приставов или об их бездействии могут быть получены от граждан, права и интересы которых были ущемлены, от руководителей предприятий, учреждений, организаций, судебных, налоговых и финансовых органов, территориальных органов юстиции, банковских учреждений, из средств массовой информации.

В начале проверки тщательно исследуется достоверность поступивших сведений о нарушениях законов, допущенных судебными приставами.

Для установления каких-либо данных об исполнительном производстве или получения сведений о его ходе прокурор имеет право вызвать судебного пристава-исполнителя для дачи необходимых объяснений.

Необходимо ознакомится с реестром дел, ведущимся в службе судебных приставов, истребовать и изучить следующие материалы:

– журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции;

– журнал учета исполнительных производств;

– собственно исполнительные производства;

– журнал учета материалов по взысканию сумм временных пособий на несовершеннолетних детей, выплаченных в период розыска их родителей;

– журнал учета штрафов, налагаемых приставом-исполнителем в стадии исполнения судебных решений;

– книгу учета депозитных сумм подразделения судебных приставов;

– книгу о выплате премиального вознаграждения судебным приставам-исполнителям;

– журнал регистрации жалоб и заявлений;

– собственно жалобы и заявления и переписку по ним;

– отчетно-статистические документы.

Таким образом прокурор выясняет:

– налажен ли в службе учет исполнительных документов;

– соблюдается ли трехдневный срок вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства и нет ли фактов уклонения судебных приставов от возбуждения исполнительных производств;

– своевременно ли направляются копии постановлений о возбуждении исполнительного производства взыскателю, должнику, а также в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ;

– все ли предусмотренные законом меры принимаются судебными приставами в целях обеспечения исполнения исполнительного документа, включая опись имущества должника, наложение ареста на его имущество;

– принимаются ли меры к розыску скрывшихся должников и их имущества;

– соблюдается ли двухмесячный срок совершения исполнительных действий;

– соответствуют ли закону принимаемые судебными приставами решения, не ущемляют ли они права физических и юридических лиц, в частности, не превышены ли полномочия при наложении ареста на имущество, реализации арестованного имущества, применении штрафных санкций;

– на законном основании приостанавливаются исполнительные производства и откладываются исполнительные действия;

– регистрируются ли поступающие в службу жалобы и заявления, своевременно ли они рассматриваются и разрешаются, соответствуют ли закону принимаемые по ним решения.

Проверки могут также проводиться в связи с поступлением сведений о превышении полномочий судебными приставами при обеспечении установленного порядка деятельности судов, в особенности при применении ими физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Установив факты нарушения законов в деятельности судебных приставов, прокурор направляет им акт реагирования, содержащий требования устранить выявленные нарушения законодательства или изменить (отменить) противоречащие закону правовые акты.

Практикой выработана оптимальная форма прокурорского реагирования на нарушения законов.

Согласно ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Поскольку ни старший судебный пристав, ни главный судебный пристав не вправе отменить постановление судебного пристава-исполнителя, протест прокурора не принесет никакого результата. Следовательно, остается обращение в суд в установленном процессуальном законом порядке. Формой обращения прокурора в суд является заявление.

Представления об устранении нарушений закона прокурорами вносятся в основном непосредственно в различные службы судебных приставов.

Так, если нарушения закона допущены судебным приставом районного звена, то представление об их устранении направляется на имя старшего судебного пристава, возглавляющего районное подразделение судебных приставов. А если нарушения закона допущены старшим судебным приставом, то представление прокурором вносится в основном главному судебному приставу субъекта Федерации с изложением требований об устранении выявленных правонарушений.

В некоторых случаях, с учетом конкретной ситуации, возможно внесение представления в адрес руководителей органов юстиции субъекта Федерации, так как в соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об исполнительном производстве» органы юстиции должны осуществлять организационное и методическое руководство деятельностью соответствующих служб судебных приставов и, следовательно, правомочны устранить допущенные ими правонарушения. Возможно использовать и такое средство, как предостережение о не допустимости нарушения закона (ст. 25.1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

При выявлении в деятельности судебных приставов нарушений, носящих характер уголовно наказуемых деяний и относящихся, как правило, к числу должностных преступлений (злоупотребление должностными полномочиями, получение взятки, служебный подлог и т.д.), прокурор возбуждает уголовное дело.

Однако указанные формы прокурорского реагирования не могут применяться в случаях наличия спора о гражданском праве (например, при включении в опись имущества, принадлежащего третьим лицам). В этом случае прокурору следует обратиться в суд с иском об исключении имущества из описи в пользу заинтересованных лиц или рекомендовать им сделать это самостоятельно. Прокурор должен четко отслеживать соблюдение судебным приставом сроков, установленных Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» для устранения нарушений законов и дачи ответа на акты прокурорского реагирования. В случае их несоблюдения прокурор должен рассмотреть возможность привлечения судебного пристава-исполнителя к административной ответственности и при необходимости возбудить административное производство.

С целью установления каких-либо данных об исполнительном производстве или получения сведений о его ходе прокурор имеет право вызвать судебного пристава-исполнителя для дачи необходимых объяснений. Неявка по вызову может служить основанием для привлечения судебного пристава-исполнителя к ответственности.

Для того чтобы меры прокурорского реагирования были эффективными, при составлении протестов и представлений необходимо четко формулировать требования, исходя из положений законов, регулирующих исполнительное производство.

При этом следует обращать внимание не только на факт своевременного получения ответов, но и на их содержание, на мотивировку ответа и подтверждение исполнения требований прокурора.

Выбирая между принесением протеста на незаконное постановление судебного пристава-исполнителя и обжалованием его в судебном порядке, прокурор должен учитывать, что в соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» общий срок ответа на протест (10 дней) и срок, в течении которого может быть обжаловано постановление или действия судебного пристава-исполнителя, совпадают.

Учитывая тот факт, что в Федеральном законе «Об исполнительном производстве» в качестве основания для приостановления исполнительного производства отсутствует протест прокурора, приоритет в данном случае должен быть отдан судебной форме обжалования, так как именно суд обладает полномочиями для вынесения окончательного решения по вопросу определения законности того или иного действия судебного пристава-исполнителя. Принесение же протеста может привести к ситуации, когда отказ в его удовлетворении, сделанный в установленный десятидневный срок, явится препятствием для последующего обращения прокурора в суд по причине истечения установленного срока судебного обжалования.

Однако если прокурор, исходя из сложившейся ситуации, считает целесообразным принесение протеста до передачи дела на рассмотрение суда, он должен устанавливать сокращенный срок. В этом случае ответ, содержащий отказ в удовлетворении протеста, дает прокурору возможность обжаловать незаконное постановление в суд. В случае же, когда ответ на протест будет задержан судебным приставом-исполнителем, у прокурора есть право ходатайствовать перед судом о восстановлении пропущенного срока.

Список используемой литературы


1. А. Я. Сухарев «Прокурорский надзор»

2. Ю. Е. Винокуров «Прокурорский надзор»