Анализ и организация производственно-хозяйственной и финансовой деятельности фирмы Орикс
ручной труд на такелажных работах.На втором этаже здания расположен офис базы, комната отдыха, раздевалки и другие вспомогательные помещения: такая компоновка позволяет максимально использовать производственные площади для размещения, хранения, обслуживания и предпродажной подготовки продукции.
Помещение склада оборудовано системой микроклимата фирмы «Olivetti» Италии, противопожарным оборудованием, в том числе системой раннего оповещения, о чем подробнее см. раздел 5.
На складе работают 12 штатных сотрудников в том числе управляющий - 1 , старший делопроизводитель - 1 , бухгалтер - 1 , товаровед - 1, кладовщик - 1, бригадир грузчиков - 1 , грузчики - 4, мебельщики 2 .
Офис склада оснащен двумя компьютерами со вспомогательными устройствами, калькуляторами, пишущей машинкой и другой оргтехникой. Основные технологические операции такие как : погрузочно - разгрузочные работы , предпродажная подготовка по видам номенклатуры, условия хранения, складирования обеспечены соответствующей технологической документацией расположенной на рабочих местах и в архиве склада. Так же имеется документация по технике безопасности, электро и пожарной безопасности .
При поступлении продукции на склад проводятся следующие операции:
• проверка сопроводительной документации на соответствие ее условиям поставки,
• проверка соответствия количества мест и сохранности пломб и тары,
• разгрузочные работы,
• выборочный или стопроцентный контроль качества продукции и соответствия условиям поставки,
• складирование с учетом предполагаемых сроков хранения и характера предпродажной подготовки,
• оформление соответствующей складской и транспортной документации ( накладные, путевые листы и т . д.),
• предпродажная подготовка,
• формирование партий для отправки потребителям .
Слабым местом в работе мебельного направления фирмы «Орикс» вообще и ее оптового склада в частности является отсутствие собственной специализированной мебельной розничной сети . Мебель продается в многоассортиментных магазинах, что снижает эффективность собственно мебельной торговли . Поэтому сроки хранения мебели до реализации велики , что влечет за собой, естественно, увеличение накладных расходов и себестоимость продаж .
Кроме того организационно представляется неоправданным, что весь комплекс управленческих работ проводится в центральном офисе фирмы, что снижает уровень оперативности принимаемых решений, эффективность управления товарными и финансовыми потоками, уменьшает заинтересованность персонала в качестве и итогах работы, фактически устраняет коллектив оптовой базы от процесса управления.
Внедрение автоматизированной системы управления складским хозяйством, наряду с прочим, позволит, по нашему мнению, сделать шаг в направлении решения этих проблем, перенеся значительную часть управленческих функций непосредственно на оптовую базу, оставив для центрального управления контролирующие и общие стратегические вопросы.
Кроме того было целесообразным создать систему торговли по образцам, с формированием и последующим обслуживанием портфеля заказов, что позволит снизить уровень затрат на хранение и повысит рентабельность.
3.Организационная часть.
3.1.Организационная структура головной организации фирмы «Орикс».
Головная организация фирмы «Орикс» выполняет следующие задачи:
• определение коммерческой политики и координация работы предприятия в целом;
• осуществление централизованных закупок и инкассирование;
• исследование рынка, реклама, консультирование по вопросам размещения магазинов;
• осуществление учета и отчетности и электронной обработки данных;
• консультирование по вопросам организации и контроля;
• работа с персоналом;
• мероприятия по финансированию.
Т
аблица
3.1.1.
3.2. Маркетинговые подходы к коммерческой деятельности. Закупка продукции.
Под закупками понимается приобретение товаров и услуг. Они, таким образом, являются частью производственных функций наряду с внутренней производственной деятельностью, сбытом, финансированием и управлением.
В зависимости от положения на рынке закупки могут иметь различное значение.
Если товары имеются в наличии в любое время и в неограниченном количестве, то предприятие оптовой торговли имеет возможность свободного выбора поставщиков.
Здесь необходимо развивать инструментарий, который позволит выбрать из альтернативных предложений наиболее благоприятные и лучшие.
Если товары не имеются в наличии в любое время и их количество ограничено, то предприятие оптовой торговли должно активно работать над организацией поставок от производителей.
Должен быть, следовательно, разработан инструментарий, с помощью которого предприятие торговли могло бы выделиться среди конкурентов в соревновании за приобретение товаров, имеющихся на рынке в недостаточном количестве.
Необходимо, чтобы руководство предприятия оптовой торговли проводило активный поиск путей получения товаров для торговли.
Цель оптовой торговли — стать неотъемлемым элементом цепочки прохождения товаров от производителя к потребителю.
Для достижения этой цели оптовая торговля должна выступить партнером производителя, который может помочь в достижении максимального сбыта производимых им товаров (на основе договорных отношений).
Вся деятельность на рынке закупок объединяется понятием маркетинг закупок. В настоящее время в России ее можно рассматривать как важнейший элемент при создании эффективного предприятия оптовой торговли.
Информационный поток через спрос на продукцию.
Сведения о потребностях через требования рынка.
Товарный поток — по видам продукции; количеству; качеству; времени; месту; ценам; другим признакам.
Таблица3.2. 1. Структура каналов распределения в оптовой торговле.
Целью маркетинга закупок является выявление необходимых товаров в нужном количестве, необходимого качества, в нужное время и в нужном месте. При этом, разумеется, следует учитывать, что приобретенные товары к тому же должны соответствовать спросу на рынке сбыта.
С одной стороны, существует товарный поток от производителей через торговлю к потребителям, с другой стороны — поток информации от потребителя через торговлю к производителю. В итоге должна быть достигнута согласованность обоих потоков. В этом процессе торговля играет решающую роль (рис. 1).
Как уже было показано, детальное изучение потребностей потребителей является основой и исходным пунктом эффективной торговой деятельности. Следующим шагом является нахождение источников приобретения товаров для удовлетворения существующих потребностей. При этом следует стремиться к установлению постоянных связей.
В случае, если не удастся найти товары, способные удовлетворить имеющий спрос, то предприятие оптовой торговли может само разработать новый продукт. Создание нового продукта может происходить, с одной стороны, в кооперации с производителем, с другой стороны, оптовая торговля может сама закрыть бреши на рынке, организуя собственные предприятия.
В обоих случаях, во-первых, важно найти благоприятные источники получения товаров. Во-вторых, важное значение имеет обеспечение долгосрочной надежности поставщиков.
Для успешного выполнения очень сложной задачи закупок товаров рекомендуется комплексный подход. Процесс закупок происходит в несколько этапов, которые в идеальном случае следуют по времени друг за другом. Выше они показаны сначала в виде общей схемы (рис. 2).
Определение потребностей
Анализ источников закупок
Отбор источников закупок
Переговоры по поводу условий
Размещение заказов
Контроль за поступлением товаров
Таблица 3.2. 2. Алгоритм маркетинга в оптовой торговле.
Первым шагом для предприятия оптовой торговли должно стать четкое определение того, каким покупателям оно хочет оказывать какие услуги.
Поэтому сначала в рамках ситуационного анализа необходимо установить, каково в настоящее время положение дел на предприятии. Необходимо ответить на следующие вопросы: Какие шансы на рынке оно имеет?
В чем состоят специфические задачи предприятия оптовой торговли? Какие существуют проблемы?
Является ли круг покупателей, имеющийся в настоящее время, интересным в будущем? Какой круг покупателей имеет возможности развития?
Может ли предприятие продолжать прежнее ведение дел или что-то должно измениться?
Как можно успешно соревноваться с конкурентами? Может ли предприятие оптовой торговли в будущем занять ведущие позиции? и т.д.
Эти и другие вопросы должны быть подробно обсуждены управленческим персоналом, на них должны быть даны удовлетворительные ответы.
При определении будущего рынка сбыта необходимо убедиться в том, что сегмент, о котором идет речь, и в будущем будет иметь хороший потенциал для развития. Предприятие оптовой торговли только тогда может расширять свою деятельность, когда его покупатели, т.е. с предприниматели в сфере розничной торговли, также расширяют свою деятельность. С другой стороны, это означает, что путем консультирования и оказания влияния оптовая торговля со своей стороны может способствовать позитивному развитию своих покупателей. Необходимо подчеркнуть, что этим путем с течением времени может сформироваться ведущая роль оптовой торговли.
Конкуренция
Оптовая торговля Розничная торговля
Рис. 3.2.3. Компоненты сферы торговли
Ясно, что при выборе сферы деятельности речь идет о стратегической оценке перспектив, определяющей коммерческую деятельность предприятия в будущем.
При выборе круга покупателей необходимо, кроме того, проанализировать конъюнктуру (конкурентную ситуацию для предпринимателей) в сфере оптовой торговли. Если существует много предприятий оптовой торговли, которые работают в определенном сегменте рынка, то жесткая конкуренция там осложняет достижение успеха. В этом случае нужно взвесить возможность работы в другом сегменте рынка, в котором конкурентная ситуация проще. Это может привести к переносу центра тяжести в коммерческой деятельности оптовой торговли.
Предпринимателю в сфере оптовой торговли при оценке ситуации на рынке должен постоянно учитывать так называемый «магический треугольник» (рис. 3).
Если определен будущий круг покупателей, то нужно детально изучить, какие товары и услуги требуются покупателям.
Своевременное и точное выявление потребностей служит существенной предпосылкой для возможностей своевременных закупок требуемых товаров в необходимых количествах и нужного качества.
Если потребность в товарах оценена слишком высоко, то вследствие этого возникают избыточные запасы товаров на складе, которые нельзя продать или можно продать с убытком.
Если потребность оценена слишком низко, заказывается слишком мало товаров, а значит запасы малы, и вследствие этого уменьшается оборот и теряется сбыт.
Для предотвращения потерь такого рода оптовая фирма должна пытаться как можно лучше определить потребности.
Оптовая торговля, занимающаяся сбытом, получает довольно четкие представления о нынешних потребностях путем контакта с розничной торговлей, за которой стоят пожелания (и покупательная способность) потребителей.
Оптовая торговля занимающаяся закупками и оптовая торговля, связанная с производством, получает информацию от предприятий обрабатывающих и перерабатывающих отраслей (прежде всего промышленных предприятий).
Совершенно очевидно, что при закупке товаров выигрывают те предприниматели в сфере оптовой торговли, которые предложат производителю наилучшие условия сделки.
Но хорошая сделка — в зависимости от индивидуального масштаба — может иметь различный характер, и ее оценка не должна ориентироваться исключительно на цену.
Производитель оценивает различные факторы по тому, какие из них в лучшей степени способствуют достижению целей его предприятия. Целями производителя могут быть, например:
получение прибыли;
обеспечение ликвидности;
расширение оборота;
создание межрегионального рынка сбыта.
При этом во внимание принимаются следующие факторы: гарантированность и перспективность каналов сбыта; размещение новой продукции на рынке; условия транспортирования; анализ сбыта; условия складирования и т.д.
Задача торговли при заключении сделки состоит в том, чтобы предложить производителю такую закупку, которая бы в наибольшей степени помогла последнему в выполнении поставленных им целей. Инструменты, которые могут служить выполнению этой задачи, показаны ниже (политика цен, заказов, условия приемки, товарная политика и т.д.).
Таким образом возникает взаимная заинтересованность в успехе коммерческого партнера. Предпринимаются попытки найти взаимоприемлемое (оптимальное) решение.
Описание инструментов политики закупок ясно показывает, что речь идет не об изолированных элементах. Их взаимосвязь является основой того, что эти инструменты редко используются изолированно, а