История географических открытий
что у них даже не было сил бунтовать. И когда 19 октября, после более чем четырехмесячного плавания, моряки увидели землю, то, по словам одного из участников плавания, «нашлись такие, совершенно отчаявшиеся, кто говорил, что этого не может быть».Географическое значение этого замечательного плавания было очень велико. Европейцы достигли ранее неизвестных им областей Тихого океана. Однако испанскую корону результаты плавания не заинтересовали. Тщетно Менданья расписывал мнимые богатства Соломоновых островов: подтвердить свои слова ему было нечем, и чиновники сочли открытые им земли «никчемными».
Лишь спустя 26 лет после возвращения, в 1595 г., Менданья направился в новое плавание к Соломоновым островам. Главным кормчим экспедиции был назначен Педро Фернандес де Кирос. По пути были открыты Маркизские острова (названные так в честь вице-короля Перу маркиза Каньете), а позже – острова Санта-Крус. Однако над экспедицией тяготел злой рок. Среди команд кораблей не утихали раздоры, усугубленные преждевременной смертью Менданьи и неудачным выбором им своего преемника. Островитяне проявляли враждебность, во многом спровоцированную самими же испанцами. Людей косила малярия. Но самое главное – экспедиции так и не удалось вернутся к найденным когда-то Соломоновым островам. Тогда, в 1568 г., несовершенство навигационных приборов не позволило точно определить долготу островов; ошибка составила ни много, ни мало 300. Хотя на некоторых картах того времени Соломоновы острова обозначены довольно точно, но для практического мореплавания они оказались «потерянными». В течение почти двух веков моряки разных стран тщетно искали их, пока это не удалось уже во второй половине XVIII в. Бугенвилю и Картерету.
После возвращения кораблей Менданьи Педро Фернандес де Кирос развил бурную деятельность по организации новой экспедиции к Соломоновым островам, лежащим, по его мнению, непосредственно около Южной Земли. Южная Земля стала его манией. Столкнувшись с нежеланием испанских властей финансировать поиски новых земель, Кирос на последние свои деньги совершил паломничество в Рим и нашел поддержку у Папы Климента VIII. Преодолев бесчисленные трудности, Кирос все же добился своего и 21 декабря 1605 г. вывел в океан три корабля на поиски Южной Земли.
Достигнув островов Санта-Крус, Кирос повернул от них на юг. 29 апреля 1606 г. с кораблей увидели полоеу земли, тянувшуюся на юго-запад. Кирос решил, что достиг Южного материка. На самом деле это были три небольших острова из числа Новых Гебрид, образующие, если смотреть на них издали, единый силуэт. Кирос назвал эту землю Южной Землей Святого Духа и торжественно вступил во владение «всей этой страной юга до самого полюса». Он остался убежден, что открытая им земля составляет четверть всей земной суши и безмерно богата пряностями, жемчугом и золотом. Однако найти их не удалось, а вскоре при не вполне ясных обстоятельствах корабли разлучились. Кирос сразу же отправился назад и достиг Мексики, не потеряв в пути ни одного человека, – случай уникальный в истории мореплавания того времени. В октябре 1607 г. он добрался до Мадрида и начал бомбардировать короля и Папу отчетами о своих открытиях, до самой смерти тщетно надеясь на организацию нового плавания.
Между тем два корабля, разлучившиеся с Киросом, под командованием Луиса Ваэса де Торреса направились на юго-запад, пока не достигли 21' южной широты. Затем буря отнесла их в северо-западную часть Кораллового моря, и вскоре они достигли юго-восточных берегов Новой Гвинеи, еще не известных европейцам. Торрес первым из европейцев прошел опаснейшим для мореплавателей, изобилующим рифами проливом, разделяющим Австралию и Новую Гвинею. Много позже этот пролив был назван его именем. Обогнув Новую Гвинею с юга, Торрес повернул к северу, и вскоре оказался на Филиппинах, а затем успешно вернулся к американским берегам.
Результаты плавания Кироса и Торреса были весьма значительны. С одной стороны, Кирое но возвращении привлек своими отчетами внимание к Южной Земле; ее поиски заметно активизировались и вскоре привели к новым важным открытиям. С другой стороны, плавание Торреса доказало, что Новая Гвинея никак не связана с Южной Землей и является невиданных размеров островом – как позже выяснилось, вторым на Земле после Гренландии. Границы Южного материка были отодвинуты на юг. Однако открытия Торреса в отличие от идей Кироса были засекречены и в течение полутора веков оставались неизвестными.
Плавание Кироса и Торреса оказалось лебединой песней Испании в эпопее Великих географических открытий. В дальнейшем все силы пиренейской державы уходили только на сохранение уже приобретенных земель. Инициативу в открытиях уверенно перехватывает Голландия. Основанная в 1602 г. Голландская Ост-Индская компания уже через несколько лет захватила у португальцев важнейшие территории на Зондских островах, развернув отсюда наступление на юг и восток. Поиски новых источников богатств вскоре привели голландцев к берегам Австралии. В 1605 – 1606 гг. Виллем Янсзон прошел вдоль юго-восточного берега Новой Гвинеи, пересек Арафурское море и оказался у западного берега австралийского полуострова Кейп-Йорк. У 110 45' южной широты была произведена первая документально доказанная высадка европейцев на Австралийском континенте, однако голландцы остались при убеждении, что открытая ими. земля является частью Новой Гвинеи.
Дальнейшие исследования австралийского берега связаны с открытием Хендриком Браувером в 1611 г. нового пути через Индийский океан от мыса Доброй Надежды к Индонезии. Маршрут Браувера был длиннее прежнего, но учитывал преобладавшие между 35 и 400 южной широты западные ветры, и потому этот путь отнимал гораздо меньше времени. На заключительном отрезке маршрут Браувера проходил сравнительно недалеко от западного побережья Австралии, и новые открытия не заставили себя ждать. За 2О лет – с 1616 по 1636 г. – усилиями многих голландских капитанов была открыта сплошная линии северо-западного, западного и значительной части южного побережья Австралии, а также северный берег полуострова Арнемленд и восточный берег залива Карпентария. В ходе этих плаваний голландцы получили первые сведения о природе открытых ими земель. В частности, они впервые увидели «странных тварей кошачьего рода, которые ходят только на задних ногах», – так они описали кенгуру.
В основном новые берега были обнаружены голландцами попутно, в ходе коммерческих плаваний от мыса Доброй Надежды к Яве, однако и эти открытия стоили немалых жертв. Кровавая трагедия произошла в 1629 г. на корабле «Батавия», потерпевшем крушение среди скал Хаутмена у берегов Австралии (280 30' южной широты). Пока люди, посланные за помощью, добирались на Яву, часть экипажа подняла мятеж, намереваясь снять судно с рифов и уйти пиратствовать. Прежде чем мятеж был подавлен, мятежники убили множество ни в чем не повинных моряков и пассажиров, включая женщин и детей. Опубликованное тогда же описание этой трагедии сразу же стало бестселлером.
Итак, к югу от Малайского архипелага голландцы обнаружили новые берега и проследили их на многие тысячи километров. Что же, легендарный Южный континент становится явью? Или найдена какая-то другая земля? Ответ на этот вопрос суждено было дать замечательному голландскому мореплавателю Абелу Тасману.
В 1642 г. губернатор голландских владений в Азии Антон Ван-Димен отправил Тасмана в новую экспедицию. Корабли должны были проследовать в Индийском океане на запад до острова Маврикий, а оттуда в поисках Южного материка отправиться на юг до 52 – 540 южной широты. Затем экспедиция должна была повернуть на восток и плыть до того меридиана, на котором находится восточная оконечность Новой Гвинеи, оттуда направиться к северу и найти «потерянные» Соломоновы острова, затем отыскать наиболее удобный путь к берегам Чили. Напоследок Тасману необходимо было обнаружить пролив между Австралией и Новой Гвинеей (ибо сведения об открытии Торреса, хотя и засекреченные, все же достигли ушей голландцев). Это был грандиозный проект, который вряд ли возможно было осуществить в полном объеме. Главной из всех поставленных задач были поиски Южной Земли.
14 августа 1642 г. два корабля Тасмана отплыли из столицы Нидерландской Ост-Индии Батавии (ныне Джакарта), а 8 октября за кормой остался Маврикий. Корабли продвигались на юг, затем на юго-восток. 8 ноября корабли достигли 490 4' южной широты и продолжали двигаться дальше в густом тумане, который периодически сменялся штормовым ветром с градом и снегом. Поскольку с юга неизменно шли большие волны, было очевидно, что материка поблизости нет. Тасман повернул на северо-восток, и вскоре показалась земля, названная Землей Ван-Димена. Лишь в 1853 г. она была переименована в Тасманию в честь своего истинного первооткрывателя.
Обогнув Землю Ван-Димена с юга, Тасман произвел на ней высадку и торжественно объявил ее владением Голландии. Местных жителей матросы не увидели, однако зарубки-ступени в коре высоких деревьев доказывали, что страна обитаема, а почти двухметровое расстояние между соседними ступенями напугало матросов, решивших, что здесь живут великаны.
Встречные ветры не позволили Тасману войти в пролив Басса, отделяющий Тасманию от материка. Тасман так никогда и не узнал, является ли Земля Ван-Димена островом или же частью материка. Затем Тасман повернул на восток, пересек море, впоследствии названное его именем, и 13 декабря 1642 г. открыл ранее неизвестную европейцам землю – Новую Зеландию. Тасман был убежден, что обнаружил северо-западный выступ Южной Земли, которая тянется отсюда через весь Тихий океан к Земле Генеральных Штатов, открытой Лемером и Схаутеном. Поэтому он и не пытался обойти Новую Зеландию с юга, а прошел к северу от западного берега обоих островов, видимо, не заметив пролива между ними. Обитатели Новой Зеландии – маори – встретили пришельцев враждебно, так что задержаться на открытой им земле Тасману не удалось, и он направился к Северо-востоку, а затем повернул на северо-запад. Открыв острова Тонга и Фиджи, Тасман затем прошел совсем рядом со столь желанными для него Соломоновыми островами, не заметив их из-за тумана, обогнул с севера Новую Гвинею (у берегов которой моряки стали свидетелями моретрясения) и 15 июня 1643 г. бросил якорь в Батавии.
Великое плавание Тасмана отодвинуло предполагаемые границы Южного материка далеко на юг и доказало, что земли, открытые прежде голландцами, не только не являются его частью, но и близко к нему не подходят. Название «Австралия» для этих земель, обнаруженных голландцами, больше не годилось, и их переименовали в Новую Голландию.
Парадоксальным образом в плавании, столь много значившем для открытия и исследования Австралии, Тасман ни разу не приблизился к берегам этого континента. Поэтому остался неразрешенным важнейший вопрос: что же представляет собой сама Новая Голландия – гигантский архипелаг или единый материк? Для ответа на него была снаряжена новая экспедиция, которой надлежало исследовать промежутки между двумя уже известными голландцам участками побережья. Особенно важно было проследить на всем протяжении берега залива Карпентария, где, как, считалось, мог оказаться пролив на юг, в сторону земли Ван-Димена. 29 января 1644 г. корабли Тасмана покинули Батавию. Обойдя с юга Новую Гвинею, Тасман прошел мимо входа в Торресов пролив, не заметив его, видимо, из-за преграждающего его барьера коралловых рифов. Затем экспедиция проследовала вдоль материка от полуострова Кейп-Йорк до мыса Северо-Западный, нанеся на карту около 5500 км побережья. 3500 км из них были открыты самим Тасманом. Тем самым было доказано, что все земли, открытые здесь голландцами до Тасмана, являются частями единого материка.
Экспедиции Тасмана, имевшие огромное географическое значение, оказались убыточными для снарядившей их Ост-Индской компании. Вторая экспедиция Тасмана оказалась последней. Компания запретила новые исследовательские экспедиции, и в течение 125 следующих лет к берегам Австралии не было отправлено ни одного корабля. В инструкции, присланной Советом директоров компании из Амстердама, говорилось: «Желательно, чтобы земля эта так и оставалась неведомой и необследованной, дабы не привлекать внимания иноземцев к путям, пользуясь коими, они могут повредить интересам компании». В таких условиях таланты Тасмана, выдающегося мореплавателя, оставались невостребованными до самой его смерти в 1659 г.
После плаваний Тасмана исследование Австралии окончательно расходится с поисками Неведомой Южной Земли. Однако свидетельством прежней связи осталось само название «Австралия». Пока продолжались поиски Неведомой Южной Земли, пятый континент во избежание путаницы называли Новой Голландией. Ситуация изменилась во второй половине XVIII в., когда плавания Кука доказали, что Неведомая Южная Земля вообще не существует и, следовательно, о путанице в названиях говорить не приходится. И тогда по предложению английского мореплавателя Мэтью Флиндерса в начале XIX в. Новой Голландии вернули ее старое название – Австралия, «потому что оно приятнее для уха и соответствует названиям других частей света».
Заглянуть за край светаК середине XVII столетия любознательные и азартные русские поморы, казаки, рыболовы, охотники-промысловики (их на Севере зовут промышленниками), взяв старт на Белом море, прошли с запада на восток вдоль всего побережья Ледовитого океана до реки Колымы. Оставалась «малость» – обогнуть край евразийского материка, «Северо-восточный Мыс», или, как его называли, «Чукотский Нос», и посмотреть, что лежит за ним. Море? Земля? Пролив между землями? Наиболее пытливые уже давно мысленно заглядывали туда, однако отважились шагнуть «за горизонт» лишь в самом конце первой половины столетия. В путь отправился отряд казаков под начальством Семена Ивановича Дежнева. Впрочем, по мнению многих авторитетных отечественных исследователей, главную роль в тех событиях играл отнюдь не он.
История нередко бывает весьма несправедлива к достойнейшим людям, и это отражается, в частности, на географической карте. Имя Дежнева увековечено (хотя и с опозданием на два с лишним века) – в честь него названы и мыс на Чукотке, и ледник на одном из арктических архипелагов. А вот фамилия истинного руководителя морских походов тех дней, к сожалению, не появилась на карте до сих пор.
Его звали Федот Алексеевич Попов, он же - Федот Алексеев, он же – Федот Холмогорец (уроженец села Холмогоры под Архангельском, родины великого Ломоносова). Был тот Федот личностью смекалистой, лихой, служил он приказчиком у богатого купца и, сколотив собственное состояние, задумал «освоить» богатейшие земли на северо-востоке государства. В его экспедиции принял участие казачий отряд Дежнева – «для государева ясачного сбору и для государевых великих дел».
Первый поход с реки Колымы на Чукотку оказался неудачным – тяжелые льды вынудили парусно-гребные суда вернуться. Но уже в следующем 1648 году объединенный отряд Попова – Дежнева, в который входили 90 человек, на шести поморских кочах вновь двинулся в путь. Лишь трем корабликам удалось достичь Чукотского Носа (нынешнего мыса Дежнева), вскоре один из них тоже пропал. Два уцелевших оказались раскиданы штормом в разные стороны и больше уже не встретились.
Коч Дежнева, на котором находились 24 человека, долго носило по морю и в конце концов прибило к чукотскому берегу. Отсюда они совершили труднейший пеший переход к устью реки Анадырь, где очень скоро девять человек умерли от болезней и голода. А вот коч Федота Попова, вероятнее всего, достиг Коряцкой земли. Не исключено даже, что его люди стали самыми первыми русскими, сумевшими добраться до немыслимо далекой по тем временам Камчатки. Есть основания предполагать, что именно там и погиб славный Холмогорец, чье имя сохранилось в названии камчатской речки Федотовки.
Семен Дежнев прожил