Политическая жизнь в годы НЭПа
Чураков Д. О.
Курс на «оживление» советов
Серьёзные сдвиги в годы нэпа происходили не только в экономической, но и в общественно-политической сфере. Сравнивая нэповскую эпоху с периодом гражданской войны и событиями 1930-х гг., некоторые публицисты и даже исследователи готовы изображать нэп как некий островок стабильности и свободомыслия в отечественной истории XX века, что далеко не во всём соответствует действительности. Хотя либеральные свободы в это время действительно получили определённый простор для развития, идейная и политическая борьба, шедшая в послереволюционном в обществе, не становилась от этого менее напряжённой и драматичной. Разрушительные импульсы гражданской войны и в политике, так же как в экономике, изживались обществом болезненно и постепенно. Это не могло так или иначе не сказываться на замыслах и практике осуществления начавшихся в стране реформ. В результате многие застаревшие проблемы решались не так стремительно, как того хотелось, а кроме того возникали новые, которые вообще не поддавались решению в рамках нэповской системы.
В то же время полностью отрицать смягчение режима и политических нравов в годы нэпа тоже было бы ошибкой. Многие меры по либерализации проводимого большевиками курса были вызваны уже самим переход от войны к миру. В этих условиях отказ от некоторых одиозных черт военного коммунизма в политической сфере был неизбежен. Демократические веянья затронули, прежде всего, саму систему новой революционной власти. Среди первых мероприятий в области государственного строительства при переходе от войны к миру была замена чрезвычайных органов управления, таких, как ревкомы, Советами. Эта политика началась ещё до введение новой экономической политики и уже в силу этого не стала одноразовым актом. Первоначально компания выборов в Советы ограничивалась областями центра страны, где боевые действия уже закончились, затем реформированию подверглись местные органы управления Сибири, некоторых других районов. Окончательный переход от ревкомов к Советам смог оформиться только после начала НЭПа. Так, весной 1921 г. этот процесс завершается в приграничных с Польшей районах Белоруссии, к концу ноября — в Дагестане, летом 1921 г. проходят выборы в Советах Крыма, Закавказья, Молдавии.
Одновременно с возвращением власти от чрезвычайных органов советским учреждения идёт реформа самих Советов. Став в годы гражданской войны бюрократической, малоэффективной, оторванной от народа структурой, Советы утратили свой прежний авторитет в народе. Отношение населения к ним было холодным, а в условиях продразвёрстки и голода 1921 года нередко и враждебным. Первые попытки реформы Советов были предприняты в конце 1920 — начале 1921 гг. Тогда были несколько расширены права местных органов власти, увеличен их бюджет, произошли изменения во внутреннем устройстве. По положению 1922 г. был увеличен срок полномочий сельсоветов, теперь он составлял один год, что позволяло стабилизировать состав этих наиболее приближенных к основной массе населения страны органов управления. Но в этот период реформа была направлена не столько на представительные органы, выбираемые населением, сколько на исполкомы и президиумы местных Советов, где сохранялись сильные позиции РКП(б). Именно на этом уровне связь партийных и советских органов была наиболее прочной. Советы как бы превращались в отделы соответствующих партийных комитетов. Это приносило двойственных эффект: с одной стороны исполкомы были полностью лишены самостоятельности, но с другой, опираясь на авторитет партии, они существенно расширяли круг своих полномочий.
Таким образом одним из основных направлений новой волны реформирования Советов, начавшейся при переходе к миру, должно было стать разграничение советских и партийных органов. Другим направлением реформирования Советов на начальном этапе НЭПа можно считать политику их укрупнения, объединения нескольких мелких советских административных звеньев в одно. Тем самым большевики пытались решить противоречие между необходимостью укрепления аппарата и отсутствием средств и опытных кадров. В результате предпринятой реформы, количество волисполкомов сократилось в два с лишним раза. Это позволило не только более оптимально распределить имеющиеся в распоряжении центра руководящие кадры, но и значительно укрепить волостной бюджет. Вместе с тем, всех целей реформы достичь не удалось. Самым опасным последствием резкого расширения границ волостей, стал рост бюрократизма, отрыв от реальных нужд населения. Аппарат исполкомов оказался не в состоянии контролировать подотчетную территорию после её расширения.
Незначительность и противоречивость итогов проведённых в 1921—1923 гг. мероприятий потребовали дополнительных усилий по укреплению связи между Советами и населением. Так, ВЦИК и НКВД в 1925 г. наметили значительное расширение сети сельских Советов. Количество Советов должно было превысить уровень 1921 года. Цель мероприятия казалась вполне оправданной — приблизить низовые звенья советского аппарата к населению, укрепить влияние Советов на местах. Но эти шаги, как и большинство предшествовавших были не подготовлены и не учитывали как недостаток материальных средств, так и недостаток квалифицированных кадров. Только неоднократные протесты и обращения провинциального аппарата позволили сократить масштабы разукрупнения и его отрицательные последствия.
Целям сближения Советов с населением должна была служить и компания по перевыборам низовых Советов начала 1925 г. В конце декабря 1924 г. Президиум ЦИК постановил отменить результаты выборов там, где в них приняло участие менее 35% избирателей или в случае жалоб граждан на незаконные действия органов, руководивших выборами. Местные руководители встретили директиву о перевыборах настороженно. Ссылаясь на местные условия, во многих областях распоряжение Москвы было просто проигнорировано. Опасения чиновников на местах оказались не беспочвенны. По тем волостям РСФСР, где повторные выборы несмотря ни на что всё же состоялись, процент коммунистов в низовых Советах, особенно сельских, сократился с 7—10% до 3—4%, а комсомольцев с 4—5 % до 2% и менее. Образовалось немало Советов, в частности на Северном Кавказе, где партийно-комсомольской прослойки не существовало вообще. Это предопределило дальнейшую судьбу реформирования Советов, которая постепенно начинает сворачиваться, пока к 1927—1929 гг. окончательно не сходит на нет.
Реформирование местных органов власти было дополнено пересмотром административно-территориального устройства. В практическую плоскость вопрос о необходимости административной реформы был поставлен на XII съезде большевиков в апреле 1923 г. Предполагалось не только заменить губернии, уезды и волости районно-областным делением, но и значительно сократить при этом управленческий аппарат, демократизировать всю вертикаль власти. На XIV партконференции в апреле 1925 г. отмечалось, что намеченные шаги не только приведут к децентрализации управления, но и помогут освободить центральные органы от многих оперативных функций. В 1923 г. была создана Уральская область, в 1925 г. возникают Северо-Кавказский и Сибирский края, в 1927 г. — Ленинградская область. На Украине вся реформа завершилась в 1923—1925 г, в Белоруссии и Туркменской СССР в 1924, в Узбекистане в 1925 г. В РСФСР переход с прежнего на новое административное деление завершился несколько позже — в 1929 г., когда возникают Ивановская и Московская области.
Судебно-правовые реформы
Важным нововведением периода НЭПа явилась судебная реформа. Первым её шагом становится слияние в 1921 г. гражданских, военных и транспортных трибуналов в единую структуру. В качестве верховного надзорного и кассационного органа создавался единый Верховный трибунал при ВЦИК. В дальнейшем, с января 1923 г. общие революционные трибуналы ликвидировались окончательно, сохранялись лишь военные и военно-транспортные трибуналы. На месте упразднённых трибуналов для рассмотрения гражданских и других дел создавалась трёхступенчатая судебная система: народный суд, губернский суд, Верховный суд. В дальнейшем, в связи с образованием единого союзного государства, помимо Верховных судов союзных республик, создавался Верховный суд СССР. В его компетенцию входило рассмотрение судебных споров между союзными республиками, рассмотрение дел по обвинению высших должностных лиц государства, уличённых в совершении должностных преступлений и т.д. Важнейшей функцией Верховного суда СССР являлся контроль за соответствием принимаемых законов Конституции СССР, т.е. фактически он выполнял роль конституционного суда.
Серьёзные изменения затронули органы правопорядка. Выступая на IX Всероссийском съезде Советов В.И. Ленин отметил, что переход к нэпу и повсеместное внедрение в связи с этим начал законности вызвали потребность серьёзно ограничить сферу деятельности ВЧК. Государство отказывалось от чрезвычайной практики периода гражданской войны и военной интервенции, когда этому органу были предоставлены широкие права, в том числе на внесудебные преследования. На свободе оказались многие люди, пострадавшие от революционных репрессий в прежние годы. Сам ВЧК по декрету ВЦИК от 6 февраля 1922 г. упразднялся. Вместо него было создано Главное политическое управление (ГПУ) при НКВД. Компетенция ГПУ была существенно уже, чем прежде ВЧК. В русле укрепления правопорядка следует воспринимать мероприятия по восстановлению в 1922 г. прокуратуры, которой вменялось в обязанность контролировать соблюдение законности всеми юридическими инстанциями. В том же 1922 г. был воссоздан институт защитников — адвокатура. Адвокаты объединялись в специальные коллегии при губернских отделениях юстиции, им предоставлялось право оказания юридической помощи населению, в том числе “в целях выполнения задач судебной защиты”.
Важным элементом реформ судебно-правовой системы становится работа по кодификации советского законодательства. Начавшейся реформе в области права руководитель советского государства В.И. Ленин придавал первостепенное значение. Он полагал, что с переходом к НЭПу только отказ об абсолютизации в законодательной сфере принципа “революционной целесообразности” и чёткое следование букве закона способно обеспечить прочность смычки между городом и деревней. Без восстановления разумного правопорядка он не видел перехода от войны к миру. В этот период появляются новые Земельный кодекс (1922 г.), Гражданский кодекс (1922 г.), Трудовой кодекс (1922 г.), Уголовный кодекс (1926 г.), Кодекс законов о браке, семье и опеке (1926 г.) и другие важные законодательные акты, особенно процесс их принятия активизировался с подготовкой и последующим принятием новой конституции 1924 г. и конституций целого ряда союзных республик.
Военная реформа
Переход от войны к миру ставил на повестку дня вопрос о необходимости военной реформы. Содержать армию в 5,5 млн. человек стране, переживавшей острые экономические трудности, в тот момент было не под силу. Предпринятое в ходе реформы резкое сокращение расходов на оборону и широкая демобилизация способствовали притоку рабочих рук и материальных ресурсов в народное хозяйство. Нарком финансов Г.Я. Сокольников в сентябре 1923 г. отмечал, что в 1922—1923 гг. стране в значительной мере удавалось “сводить концы с концами за счет чрезвычайно большого снижения военного бюджета”. “Мы делали экономию на армии и давали транспорту и промышленности”, — подчёркивал он.
Вместе с тем, реформа вооружённых сил служила не только экономическим целям. Она призвана была доказать и населению уставшей от войны России, и правительствам других стран миролюбивый характер большевистского режима. В результате начатых преобразований численность РККА была сокращена почти в 10 раз, и в 1923—1924 гг. составила 561 тыс. человек. Кроме того, менялся принцип комплектования советских вооружённых сил. РККА переходила на смешанную кадрово-милиционную систему. Основы и принципы комплектования территориально-милиционных частей и порядок прохождения службы в них установил Декрет СНК СССР от 8 августа 1923 г. В милиционно-территориальных частях граждане служили по три месяца, а затем в течении четырёх лет периодически отбывали краткосрочные войсковые сборы. Годовое содержание одной территориальной дивизии по сравнению с кадровой обходилось на 100 тыс. руб. дешевле, а количество бойцов, получивших боевую подготовку, за то же время оказывалось в 9 раз больше.
Профессиональные части по новой системе составляли примерно половину вооружённых сил республики. В основном они сосредотачивались в приграничных округах и на флоте. Их задачей являлось охрана безопасности границ. В случае войны кадровые соединения должны были первыми стать на защиту страны и обеспечить возможность полной мобилизации территориально-милиционных частей. Кроме того, на профессиональной основе комплектовались технические рода войск. Весь офицерский корпус так же комплектовался на регулярной основе. Завершал юридическое оформление новой системы закон об обязательной военной службе от 18 марта 1925 г. Им устанавливалась двухгодичная допризывная подготовка советских граждан, пятилетний срок действительной военной службы и 14-летний срок пребывания в запасе.
Реформой предусматривался комплекс мероприятий по подготовке комсостава РККА. Для командиров среднего и старшего звена вводились трех- и двухгодичные минимумы общеобразовательной и политической подготовки. Открылись военные училища с 3—4-летним сроком обучения. Красных командиров готовили в 6 военных академиях, на 5 военных факультетах при гражданских вузах, в других учебных заведениях. В 1918-1920 гг. в Красной Армии служили 75 тыс. бывших офицеров и генералов, составлявших 47 % всего командного состава РККА. В середине 20-х годов армия и флот получили новое руководящее ядро, состоявшее из рабочих и крестьян, а кадры военспецов "из бывших" подвергались систематическим "чисткам", проводимым по образу и подобию партийных.
Вместе с тем, по оценке М.В. Фрунзе, с января 1925 г. возглавившего военно-морской наркомат, новая система организации армии могла обеспечить лишь самые минимальные потребности обороны. В 1926—1927 гг. затраты на армию составляли 12,7% госбюджета, что равнялось всего лишь 40 % военного бюджета 1913 г. В середине 1920-х гг. этого казалось оптимальным, но в дальнейшем безопасности и независимости СССР могла возникнуть реальная угроза. Недостаточное финансирование не позволяло не только содержать достаточную по численности армию, но и приступить к перевооружению. Пополнение арсеналов в тот период осуществилось почти исключительно за счет ремонта и восстановления старой техники. Отношение к потребностям армии начинает меняться лишь с 1927 г., который был ознаменован серьёзными осложнениями внешнеполитической ситуации вокруг СССР. Внутри страны в этот период происходит поворот в сторону политики расширенной индустриализации, и в производство начинают поступать новые образцы вооружения. Так, в марте в Ленинграде были заложены 3 новые подводные лодки, спущенные на воду в конце 20-х годов, идёт разработка новых советских танков и самолётов.
Развитие общественных организаций
Шаги по либерализации советской политической системы в годы нэпа вызвали рост социальной активности различных слоёв населения СССР. Следствием этого становится та высокая роль, которую играли в эти годы разнообразные общественные (негосударственные) организации. Это время некоторые исследователи называют “золотым веком” их истории. По оценкам современных авторов, в нэповские годы в стране возникло и действовало тысячи общественных организаций. Многие из них возникли ещё до революции, другие образовались уже после 1917 г., большинство из которых — непосредственно в нэповское время. Это были творческие союзы, национальные объединения, клубы по интересам и т.д. В эти годы возникло немало добровольных обществ шефства города над деревней, шефства над Красной Армией, в том числе Общество содействия обороне, авиации и химическому строительству ОСОАВИАХИМ, «Долой неграмотность», «Друг детей», Союз воинствующих безбожников и многие другие, объединявшие не менее 10 млн. чел. Крупнейшие партийно-государственные газеты вызвали к жизни рабселькоровское движение. Деятельность общественных организаций регулировалось Конституцией, постановлением ВЦИК от 3 августа 1922 г. “О порядке учреждения и регистрации обществ и союзов, не преследующих извлечения прибыли, и о порядке контроля над ними”, а так же другими нормативными документами.
К наиболее массовым общественным организациям в 1920-е гг. относились прежде всего профсоюзы. В 1922 г. в них было восстановлено добровольное членство, что заметно повысило их авторитет среди населения. Профобъединения быстро росли численно: с 7 млн. членов профсоюзов в 1921 г. до 11 млн. в 1928 г. Они влияли на выбор направлений хозяйственной политики, активно участвовали в регулировании трудовых отношений и заработной платы, в организации производства и в управлении им, энергично содействовали становлению системы социального обеспечения, развитию образования и др. Вместе с тем