Россия во второй половине девятнадцатого века

Россия во второй половине XIX века.


  1. Предпосылки и причины буржуазных реформ Александра II.

  2. Подготовка реформ. Либеральные проeкты.

  1. Реформы 60 – 70-х годов:

А). Ликвидация крепостного права

Б). Земская реформа

В). Городская реформа

Г). Судебная реформа

Д). Военная реформа

Е). Образование

  1. Оценка реформ.


В современной исторической литературе можно выявить три точки зрения на причины буржуазных реформ 60 – 70 гг.

Первая точка зрения марксистской исторической науки:

  • Ленин заявил, что причиной отмены крепостного права и последовавших за ним реформ является кризис российского общества основанного на крепостном труде и сложившаяся в результате этого кризиса революционная ситуация. Ленин вывел даже теорию революционной ситуации, согласно которой:

- верхи не могут управлять по старому, в низы не могут жить по старому

- обнищание выше обычного широких слоев народных масс

  • повышение в силу указанных причин революционной активности народных масс

Ленин делает вывод о повышении активности народных масс, исходя из количества крепостных выступлений, в том числе применением насилия. Но Ленин не приводит цифры количества крестьянских восстаний, которые последовали за отменой крепостного права, а их оказалось большинство.

● Вторая точка зрения оказалась после крепостного права в своеобразной международной изоляции. Другие страны хотели, но не могли иметь дело со страной, где большинство населения находились на положении рабов. Наполеон в письме Александру писал о необходимости отмены крепостного права, хотя бы для повышения международного имиджа России.

● Третья точка зрения: причина крепостного права, прежде всего, неэффективность крепостнического труда. И как следствие разорение помещиков – социальной основы российского самодержавия. В 1959г. было заложено до 65% всех крепостных крестьян. Несложно было подсчитать, что к 90 годам, окажутся заложенными в банке более 90% помещичьих хозяйств.

Выступая в Московском дворянском собрании при вступлении на престол Александр сказал об отмене крепостного права: «Лучше, чтобы это произошло сверху - нежели это произойдет снизу».

Ленин как раз и использовал эту фразу Александра как признак надвигающейся революции. Николай I в отличие от Александра I был порядочным человеком, он искренне хотел изменить положение дел в стране, при этом, не затронув экономической системы. Александр II был весьма своеобразной личностью: с одной стороны большое влияние на него оказывал отец (в нем от отца осталась приверженность к дисциплине и порядку, т.к. его воспитателем был Н. Жуковский, Александр II, будучи наследником, посетил вместе с Жуковским почти все губернии России (был в Кургане, встречался с декабристами); увлечение Александра II писателем XIX века, очень популярным – Тургеневым, повлияли на него «Записки охотника». По возможностям Александра именно это произведение повлияло на мнение об отмене крепостного права.

В 1856г. он создал секретный комитет по подготовке крестьянской реформы: Зарудный, Валуев, Головнин, Блудов, Ростовцев.

В 1857г. секретный комитет был переименован в исполнительный комитет, который начинает собирать проекты (более 60ти). Проекты принимались только от помещиков и интеллигенции. Принимались к рассмотрению проекты, удовлетворяющие условиям:

  1. в результате реформы помещики не должны были материально пострадать

  2. крестьяне должны были сразу же почувствовать преимущество этих преобразований, прежде всего, материально,

  3. в результате проведения не должно было произойти никаких политических выступлений

Все многообразие проектов можно разделить на три группы:

● Проекты помещиков черноземной полосы (наиболее известным автором был Позен). Суть проекта – крестьяне остаются с минимумом земли, который выкупает у помещиков.

●Проекты помещиков нечерноземной полосы (Унковский). Суть – полученные деньги от крестьян, максимум земли, но за выкуп, который помещику выплачивает государство, а крестьяне становятся должными государству через банк

● Самарским помещикам, который получил название «проект помещиков степной полосы», Поволжья, Екатеринбурга. В степной полосе была нехватка рабочей силы. Проект Самарина предусматривал сохранение на 20 лет ….

В 1859г., когда прошла в исполнительном комитете обсуждение всех проектов (2 года), проекты были предоставлены в созданную редакционную комиссию, которую возглавлял Я.И. Ростовцев, в юности он был членом Северного общества декабристов. Он сделал очень неплохую карьеру, у него родился сын, через несколько лет он узнал о поступке отца), Ростовцев донес о восстании декабристов), через несколько лет сын смертельно заболел и перед смертью сказал отцу, чтоб тот выбрал проект, чтобы народу было лучше.

19 января 1861г. в шестилетнюю годовщину воцарения Александра на престол был издан манифест об отмене крепостного права и положения об условиях освобождения крестьян. Крестьянские права по условию:

  1. Крестьяне объявлялись свободными от помещиков, они становились юридическими лицами, т.е. могли от своего имени свершать сделки, владеть движимым и недвижимым имуществом, открывать торговые заведения, переходить в др. гр. Состояния, т.е. мещан и купцов.

Земельный вопрос:

Земля переходила в руки крестьян с правом постоянного пользования, помещик уже не мог ее отнять. В перспективе предполагалось, что из разряда пользователей крестьяне перейдут в разряд собственников земли. Право собственности было признано за помещиком, следовательно, крестьяне должны были выкупать свою землю. За два года должны были быть составлены в каждом регионе уставные грамоты, которые на местах определяли конкретные условия освобождения крестьян; до перехода на выкуп крестьяне переводились в разряд временно обязанных, чтобы уплатить выкуп за землю государство предоставляло крестьянам сумму в 80% от стоимости налога в виде ссуды. Остальные 20% крестьянам платил помещик сам. Ссуду крестьянин должен был вернуть с учетом 6% годовых в течение 49 лет. Размер выкупа определялся не из расчета рыночной стоимости земли, а из расчета доходности крестьянского оброка, т.е. полученная помещиком сумма выкупа положенного в банк в расчете на прибыль из 6% годовых должна бала давать тот же доход, какой давал ему ранее оброк с крестьян. Т.о. государство страховало помещиков от возможных финансовых потерь. До выплаты 20% крестьяне были в положении временной обязанности и должны были нести определенные повинности в пользу помещиков, но теперь эти повинности были фиксированные и произвольно изменить их помещик уже не мог. Повинности были: оброк и барщина, но основным был оброк. Если крестьянин отрабатывал барщину, то он имел право без соглашения помещика через 2 года перейти на оброк. Если крестьянин отрабатывал оброк, то без его согласия его нельзя было перевести на барщину, причем барщина ограничивалась 40 мужскими и 30 женскими рабочими днями в году. На практике выкупная операция растянулась на 20 лет (до 1881г.). В 1881г. были отменены временно обязанные отношения, а выкупные платежи продолжались вплоть до революции 1905-1906гг. В1906г. они были отменены на 0,5, в 1907г. отменены совсем. Крестьяне примерно в 2,5 раза переплатили. Размер земельного надела определялся от зоны: Черноземье, Нечерноземье, степная, для каждой из этих зон устанавливается максимальный размер, больше которого крестьянин не мог требовать у помещика и минимальный, меньше которого помещик не мог дать крестьянину. Крестьянину должен был быть предоставлен тот надел, которым он владел до реформы, если он был больше максимума, то помещик имел право отрезать излишки, т.е. изъять отрезки, если меньше минимума – помещик обязан был добавить земли – отдать прирезки. Проведение реформы было отдано на местах в руки мировых посредников, которые назначались из числа местных потомственных дворян. На уездном уровне делами по крестьянской реформе ведал уездный съезд мировых посредников, на губернском уровне - губернатор по крестьянским делам. Естественно, что самыми минимальными были наделы крестьян в черноземной полосе. Проект Самарина не прошел. В реальности крестьяне получили земли в Черноземье меньше чем имели, в нечерноземной – больше чем имели.

Отрицательным при проведении реформы была малая идеологическая подготовка, при ее проведении: безграмотному российскому крестьянству не удосужились объяснить ее суть. Вспыхнули крестьянские восстания. В 1859г. выступления в некоторых случаях, как в Пензенской губернии крестьяне привыкли к насилию. Это выступление было подавлено армией.

Оценка реформ:

  1. радикальный революционный лагерь крайне критически отнесся к этой реформе, посчитав, что крестьян обманули.

  2. Либералы встретили реформу восторженно, надеясь, что она будет способствовать буржуазному развитию России, а также образованности российского крестьянства, но реформа сохранила два существующих препятствия развития капитализма в сельском хозяйстве:

  • Помещичье землевладение.

  • Общинное землевладение, что тормозило процесс социальных реформ крестьянства.

Реформа, бесспорно, дала толчок к развитию капитализма, т.к. резко расширила рынок сбыта и цивилизованности, т.к. миллионы людей из рабов превратились в граждан, но реформа 1861г. должна была стать началом преобразования российского общества. В результате ее проведения принципиально изменилась социальная структура Российского общества, которая начала свое движение в сторону гражданского общества, (т.е. когда у людей есть права). Поэтому необходимо было проводить и остальные реформы. Под руководством Н. Милютина в 1864г. началось проведение земельной реформы, согласно ей создавались органы местного самоуправления – земства. В основу избирательной системы был положен имущественный ценз и куриальный принцип, т.е. принцип деления людей на сословия.

Первая курия – землевладельцы, т.е., которые владели от 200, до 800 десятин земли или собственностью не менее 15 000 руб.

Вторая курия состояла из граждан (6000 руб. в год).

Третья курия сельско-крестьянских обществ. Выборы проходили в три ступени: на сельских сходах избирались выборщики на областной сход, а на нем выбирали в курию на уездный съезд. Уездный съезд из всех трех курий избирал гласных в уездное земское собрание. Уездное земское собрание избирало гласных в губернское земское собрание. Земские органы, таким образом, делились на распределительные собрания гласных и исполнительные – земские управы. В компетенцию земских органов включались вопросы местного самоуправления, организационно хозяйственной, попечительской и образовательной деятельности. Политические вопросы земские органы даже не рассматривали. В 1880г. было издано городовое положение, которое вводило в городах городские думы также на основании имущественного ценза. В зависимости от размеров уплаченного налога, избиратели делились на три курии, каждая из трех курий избирало равное число гласных в городскую думу, которая должна была распоряжаться органом исполнения – городская управа, под предводительством городского головы. К выборам в городе не допускалась молодежь до 25 лет, рабочие кустари, не христиане не могли составить больше 1/3 членов управы. Городской головой нельзя было избрать еврея, также как и земство, городские органы ведали только хозяйственными вопросами. Земства стали практически единственным в истории России оплотом демократии, поскольку в них осуществлялось реальное участие в управлении обществом. Именно из земств, снизу рождается естественно российское либеральное движение, будущие лидеры партий, кадеты и октябристы.