Анализ субъектов международного права
положения Договора, «поэтапная реализация которых может потребовать внесения поправок и дополнений в конституции государств-участников, вступают в силу после осуществления необходимых внутригосударственных процедур по изменению конституции каждого государства-участника» (ст. 61).Предполагается, что по предложению Высшего Государственного Совета Парламент СГ рассмотрит проект Конституционного Акта, который определит на основании Договора от 8 декабря 1999 г. государственное устройство СГ и его правовую систему. В соответствии с п. 2 ст. 62 Договора после «одобрения Парламентом Союзного государства проект Конституционного Акта передается президентами государств-участников на рассмотрение государств-участников, а затем в соответствии с их законодательством выносится на референдумы в государствах-участниках». И лишь после одобрения этого документа на референдумах «государства-участники вносят необходимые дополнения и изменения в свои конституции» (п. 3 ст. 62).
Поскольку в ст.63 Договора от 8 декабря 1999 г. была зафиксирована поэтапность его претворения в жизнь, одновременно с Договором была подписана Программа действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства. Задача этой Программы состоит в определении содержания, этапов и сроков работы по передаче СГ зафиксированных в Договоре предметов ведения, способов законодательного закрепления такой передачи, включая возможное внесение изменений в конституции двух государств, а также организационные рамки этой деятельности в СГ, создание необходимых союзных или координирующих органов. Этой Программой охватываются задачи по осуществлению двумя государствами комплекса взаимосвязанных мероприятий в экономической, правовой и иных сферах, которые направлены на их поэтапное объединение.
В документе подчеркивается, что выполнение этой Программы ознаменует завершение процесса создания СГ с единым экономическим пространством, единой транспортной системой, единой таможенной территорией, единой денежной единицей, общим бюджетом, отмечается, что государства - участники СГ проводят тесно согласованную политику в международных делах в сфере обороны, безопасности, борьбы с преступностью, в социальных и культурных областях.
Следует особо отметить, что в тексте Договора от 8 декабря 1999 г. нет и намека на предстоящую инкорпорацию Республики Беларусь в состав Российской Федерации. Не просматривается и тенденция к проведению так называемой «автономизации». Нет и явных признаков асимметрии, ставящей Республику Беларусь в заведомо неравноправное положение. Правда, вызывает некоторое беспокойство обозначенная в Программе действий Республики Беларусь и Российской Федерации по реализации положений Договора о создании Союзного государства задача по введению в СГ единой денежной единицы и формировании единого эмиссионного центра. Особую озабоченность вызывают заявления о возможности введения в качестве единой денежной единицы российского рубля. Эти моменты требуют самого тщательного изучения в плане обеспечения подлинного суверенного равенства двух государств на всех этапах интеграции.
В самом тексте Договора о создании Союзного государства, если и присутствуют некоторые элементы асимметрии, то они не представляют какой-либо опасности для Республики Беларусь, а напротив, направлены на сглаживание неблагоприятных последствий для белорусской стороны, которые предопределяются самим фактом значительной несоразмерности двух интегрирующих государств. Так, в п. 3 ст. 39 Договора от 8 декабря 1999 г. установлено, что Палата представителей Парламента СГ должна состоять из 28 депутатов от Республики Беларусь и 75 депутатов от Российской Федерации. Следует, однако, учитывать, что законодательные и исполнительные органы СГ снабжены специальным «блокирующим механизмом», базирующимся на правиле «одно государство - один голос», что приводит к необходимости достижения согласованных решений. Этот механизм призван обеспечить практическое претворение в жизнь принципа суверенного равенства сторон.
Лишь наличие реализуемого в достаточно жесткой форме правила «одно государство - один голос», применяемого на завершающей стадии принятия решений в руководящих органах СГ, может обеспечить сохранение суверенитета и международной правосубъектности как Республики Беларусь, так и Российской Федерации в составе этого СГ. Устранение самой возможности применения «блокирующего механизма», повсеместное внедрение принципа «один человек - один голос» превратит формируемое СГ в классическую федерацию - пока же мы имеем дело с находящейся в стадии конституирования своеобразной конфедерацией, союзом суверенных государств.
В белорусско-российской федерации, если она будет создана без применения «блокирующих механизмов», устраняющих последствия фактического неравенства сторон, российская сторона по вполне понятным причинам будет обладать абсолютным превосходством при принятии любых решений. Именно сохранение «на крайний случай» блокирующего механизма обеспечивает суверенное равенство Республики Беларусь и Российской Федерации и в конечном итоге подтверждает добровольность вхождения Республики Беларусь в состав СГ. Именно наличие правила «одно государство — один голос» позволяет говорить о том, что так называемая «компетенция компетенций» не перешла к новому «союзному Центру». Именно наличие этого правила позволяет не соглашаться с теми, кто утверждает, что создание СГ - это всего лишь юридическая ширма, прикрывающая фактическую инкорпорацию Республики Беларусь в состав Российской Федерации.
Список использованных источников
субъект публичный право международный
1. Бровка, Ю.П. Международная правосубъектность БССР / Ю.П. Бровка. - Минск, 1967.
2. Гуреев, С.А. К вопросу о субъектах международного права / С.А.Гуреев // Российский ежегодник международного права. - М., 2001.
3. Курдюков, Г.И. Государства в системе международно-правового регулирования / Г.И. Курдюков. - Казань, 1979.
4. Международное публичное право. Общая часть: учеб. Пособие / Ю.П. Бровка [и др.]; под ред. Ю.П. Бровки, Ю.А.Лепешкова, Л.В.Павловой. Минск: Амалфея, 2010. 496 с.
5. Моджорян, JI.A. Основные права и обязанности государств / JI.A. Моджорян. - М., 1965.
6. Моисеев, А.А. Суверенитет государства в международном праве: учеб. пособие / А.А. Моисеев. - М., 2009.
7. Фельдман, Д.И. Основные тенденции развития международной правосубъектности / Д.И. Фельдман, Г.Н. Курдюков. - Казань, 1974.
8. Хлестова, И.О. Юрисдикционный иммунитет государства / И.О. Хлестов. - М., 2007.
9. Черниченко, С.В. Международное право: современные теоретические проблемы / С.В. Черниченко. - М., 1993.
Размещено на