Социальные и правовые нормы

направления.

- общезакрепительные (в обобщенном виде закрепляют определенное состояние общественных отношений, например: основы государственного строя, федеративное устройство государства, форма собственности и т.д.);

- декларативные (нормы – принципы) провозглашают принципы построения и функционирования государственно-правовой действительности, задачи, стоящие перед юридическими учреждениями в той или иной сфере деятельности;

- дефинитивные нормы (дефиниции) это нормы направленные на закрепление в обобщенном виде признаков данной правовой категории, они закрепляют научно сформулированные понятия, определение понятий;

Они не являются правилами поведения субъектов права в конкретной ситуации, а содержат определенные положения, обеспечивающие действие других норм права.

Нормы правила поведения, детализирующие исходные нормы, регулирующие специфические разновидности общественных отношений путем установления типичных прав и обязанностей, а также способы их защиты.

К специализированным правовым нормам часто относят оперативные и коллизионные нормы, а также компетенционные.

Оперативные нормы определяют момент и порядок вступления в силу того или иного нормативного акта, пролонгируют действие нормативного акта на новый срок, распространяют действие нормативного акта на новые общественные отношения или отменяют действие нормативного акта

Коллизионные нормы устанавливают порядок выбора той или иной правовой нормы из нескольких правовых норм, т.е. призваны решать столкновения норм, разрешать конфликтные и предконфликтные ситуации.

Компетенционные нормы закрепляют компетенции государственных и иных органов, должностных лиц.

2. В зависимости от методов правового регулирования делятся на:

Императивные нормы, в них предписания излагаются категорически, и инициатива участников отношения связана с соподчинением.

Диспозитивные нормы действуют тогда, когда стороны своим соглашением не установили иных условий своего поведения.

Поощрительные нормы - это предписания о предоставлении соответствующими государственными органами определенных видов поощрения за одобряемый государством общественно-полезный труд (нормативные предписания об орденах, премиях, медалях и других видах поощрения). Поощрения чаще всего специально направлены на стимулирование правомерной деятельности, такой, которую субъекты юридически не обязаны совершать. Это — правовая благоприятная реакция на правомерное деяние, превосходящее обычные требования поведения

Рекомендательные нормы устанавливают варианты наиболее желательного с точки зрения государства урегулирования общественных отношений. Рекомендательные нормы адресуются, главным образом, колхозам, государственным предприятиям и научно-производительным объединениям.

3. По предмету правового регулирования (по отраслевой принадлежности):

а) конституционно-правовые;

б) административно-правовые;

в) муниципально-правовые;

г) гражданско-правовые;

д) семейно-правовые;

е) трудо-правовые;

ж) нормы права социального обеспечения;

з)финансово-правовые;

и)земельно-правовые;

к) эколого-правовые;

л) предпринимательско-правовые и др.

В рамках этой же классификации различают нормы материального права (которые регулируют содержательную сторону права, обязанности и запреты, непосредственно направленных на регулирование общественных отношений) и нормы процессуального права (которые регулируют порядок деятельности по осуществлению и защите норм материального права).

Нормы материального права определяют права и обязанности, существенные для положения человека в обществе и государстве, регулируют его правовые отношения с другими людьми, их объединениями, с органами власти и управления. Материально-правовыми нормами определяются структура, компетенция, соотношение государственных органов. Процессуально-правовые нормы (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные нормы) определяют порядок, процедуру оформления и защиты прав, установленных материально-правовыми нормами, порядок и последовательность действий государственных органов и должностных лиц, применяющих правовые нормы. Например, «прокурор от имени государства приносит официальное извинение реабилитированному за причиненый ему вред»1

4. В зависимости от функциональной направленности:

Регулятивные - правоустановителъные (предписания, устанавливающие права и обязанности участников правоотношений, например нормы конституции, закрепляющие права и обязанности граждан, президента, правительства и т.д.);

Правоохранительные (направленные на защиту нарушенных субъективных прав, например нормы гражданско-процессуального права, призванные восстанавливать нарушенное состояние с помощью соответствующих юридических средств защиты).

5. В зависимости от способа правового регулирования норма права делится на:

Управомочивающие нормы устанавливают субъективные права с положительным содержанием, то есть права на совершение управомоченным тех или иных положительных действий. Например, принять завещание, требовать исполнения обязательств и др.

Обязывающие нормы устанавливают обязанность лица совершать определенные положительные действия, например возместить убытки, уплатить квартплату, возвратить в библиотеку книги.

Запрещающие нормы устанавливают обязанность лиц воздерживаться от действий известного рода, например, нарушать правила дорожного движения, совершать хищения.

Деление правовых норм на управомочивающие, обязывающие и запрещающие предопределяет их формулировку в нормативных актах. Хотя многие нормы могут быть сформулированы любым способом, их содержание предопределяет изложение указанием только на право, либо на обязанность, либо на запрет. Так, права автора или собственника не могут быть определены только через обязанности всех и каждого воздержаться от нарушения этих прав или тем более только указанием на запрет нарушать эти права; для определения обязанностей служащего недостаточно указать лишь на право руководителей требовать исполнения этих обязанностей либо на запрещение служащему эти обязанности нарушать; наконец, запрет общественно опасных и вредных деяний не может быть определен только как право государственных органов, должностных лиц и граждан противодействовать этим деяниям, бороться с ними.

6. В зависимости от сферы действия:

общефедеральные (действуют на территории всей страны, например нормы Уголовно-исполнительного кодекса РФ) В первом случае они издаются высшими (или центральными) органами государства и имеют один (в унитарных государствах) или два (в федерациях) уровня.

региональные (действуют на территории субъектов РФ - в республиках, краях, областях и т.п.)

местные (издаются местными органами государства и действуют только в пределах отдельных административно-территориальных единиц). Данные нормы права могут иметь также иерархическую структуру (несколько уровней) в зависимости от административно-территориального деления государства. Кроме того, при создании по каким-либо причинам в той или иной местности особого юридического режима (свободная экономическая зона) появляются правовые нормы, которые издаются как высшими, так и местными органами государства, но которые распространяют свое действие только на данную местность.

локальные (действуют на территории конкретного предприятия, учреждения, организации) Будучи принятыми соответствующим государственным органом или организацией, действуют только в рамках данного органа, ведомства, предприятия, организации.

7. В зависимости от времени действия:

- постоянные (содержащиеся в законах);

- временные (указ Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием);

8. Взависимости от круга лиц, на которых распространяется действие норм:

- общераспространенные (действуют в отношении всех граждан, например нормы Конституции РФ)

- специально распространенные (действуют только в отношении определенной категории лиц - пенсионеров, военнослужащих, учащихся и т.д.);

9. В зависимости от юридической силы:

- правовые нормы законов;

- подзаконные акты.

10. В зависимости от субъектов правотворчества:

- нормы, принятые государственными (законодательными, исполнительными) органами;

- нормы, принятые негосударственными структурами (народом на референдуме либо органами местного самоуправления).

Классификацию норм права можно проводить и по признакам, свойственным гипотезе, диспозиции, санкции, но данные виды мной были рассмотрены в главе посвященной структуре нормы права (глава 4).

Нормы права могут классифицироваться и по другим основаниям. Однако во всех случаях они выполняют роль государственного регулятора общественных отношений, организуют общественную жизнь, охраняют ее от посягательств со стороны отдельных лиц. Научная классификация правовых норм служит более глубокому их пониманию и правильному применению на практике.


Глава 6. Соотношение нормы права и статьи нормативного акта


Основным источником права нашей страны являются нормативные акты, в текстах (разделах, частях, статьях) которых излагаются правовые нормы.

При подготовке и принятии нормативных актов обязательно учитываются специфические признаки правовых норм и их структура. Однако норма права не тождественна статье закона, а структура последней не совпадает со структурой правовой нормы. Это определяется рядом обстоятельств.

В одной статье нормативного акта не могут быть выражены в полном объеме все элементы, из которых состоит правовая норма. При подготовке, принятии и издании нормативного акта правовой материал по правилам законодательной техники группируется таким образом, чтобы акт был компактен, а его предписания легковоспринимаемы. Поэтому при подготовке проекта закона или иного нормативного акта его текст делится на разделы, статьи, части статей; в кодексах - на главы, разделы или на общую и особенную части. В начале многих нормативных актов обозначаются положения, имеющие отношение ко всем последующим разделам, связанные со многими или со всеми нормами данной отрасли права. Объединение близких по своим предписаниям норм или их частей в одну статью или раздел нормативного акта позволяет избежать повторений. Изложение одной правовой нормы в разных нормативных актах иногда обусловлено различием компетенции органов, определяющих разные части правовой нормы. В разных статьях нормативных актов, а то и в разных кодексах содержатся материально-правовые и процессуальные нормы. В результате элементы одной нормы обычно размещаются в разных статьях нормативных актов, и, наоборот, одна статья может содержать части нескольких норм.

Частицы, элементы правовых норм находят выражение в статьях, пунктах, параграфах текстов нормативных актов в виде определений общего характера, обладающих рядом признаков нормы. Те из них, которые представляют собой логически завершенные, обязательные для соблюдения положения, называются нормативными предписаниями. Некоторые нормативные предписания по содержанию и логической структуре "если - то - иначе" близки к правовой норме, но и они не могут применяться без учета общих и других положений законодательства, в соединении с которым они только и могут образовать норму; другие правовые предписания логически строятся по форме: "если - то"; есть и такие, что не имеют другой структуры, кроме грамматической.1

Формулировка многих правовых предписаний строго зависит от содержания выражаемых ими правовых норм; таковы, управомочивающие, обязывающие, запрещающие нормы права. Запрещающие нередко вообще как бы выносятся за рамки ряда норм и целых отраслей права, в пределах которых находятся охраняемые ими диспозиции, формулируются как перечни деяний, которые запрещено совершать, и санкций, соответствующих качествам и тяжести этих деяний (уголовные кодексы, кодексы об административных правонарушениях, положение о материальной ответственности рабочих и служащих и др.).

При помощи этих санкций охраняются обширные комплексы различных отраслей права; таковы также положения гражданского процессуального кодекса, регулирующие исполнительное производство - как санкция, они связаны с рядом норм гражданского, трудового, семейного, административного, уголовного права; общий характер (по отношению ко всему гражданскому праву) имеет предписание о возмещении убытков. Существование в законодательстве правовых предписаний, выражающих общие для многих норм санкции, облегчает деятельность законодателя - при дальнейшем развитии права учитывается, что новые нормы права (диспозиции) включаются в комплекс норм, уже охраняемый определенной санкцией.

Важное место среди нормативных предписаний занимают обобщения условий действия и применения правовых норм. Таковы содержащиеся в законах и других нормативных актах общие положения о субъектах права, их видах и правовых статусах, об условиях действия нормативно-правовых актов, порядке их реализации, о процедурах решения юридических споров, о правовом режиме различных имуществ и др. Нормативные предписания такого уровня в процессе реализации права осуществляются через правовые нормы, регулирующие поведение отдельных лиц; вместе с тем они имеют самостоятельное значение в системе правового воздействия.

Особенное значение среди нормативных предписаний имеют законодательные определения основных прав и свобод граждан. Обычно они излагаются в конституциях и в международных документах, положения которых признаны обязательными в Российской Федерации.

Нормы права и статьи законов не всегда тождественны по той причине, что тексту нормативного акта, как и любому литературному произведению, нередко свойственны образность, ориентация на массовое правосознание, обращенность к общественному мнению. Так, для уголовного законодательства традиционны как бы неправильные формулировки: "преступление (хищение, вымогательство, убийство, клевета, хулиганство, разбой, мошенничество, получение или дача взятки, заведомо ложный донос и т.д.) наказывается...", хотя на самом деле наказывается не преступление, а преступник (вор, убийца, взяточник, хулиган, мошенник, клеветник и т.п.). В законодательстве используются условные термины; например, "молодой специалист" может оказаться по возрасту далеко не молодым работником, осваивающим новую для него специальность и потому имеющим право на некоторые льготы. Некоторые исторически сложившиеся термины и определения законодательства противоречат их обыденному значению. Отдельные средства транспорта по закону относятся к "недвижимым вещам". В ряде статей нормативных актов для смыслового усиления должное описывается как сущее: "Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого" Для смыслового усиления, образного выражения непререкаемости закона запрещенное порой характеризуется как вообще невозможное: "Никто не может быть произвольно лишен жизни" и т.д.

Особое место в системе права и законодательства занимают содержащиеся в конституциях и других основных законах правовые предписания, предполагающие и требующие их конкретизации в текущем законодательстве. Это - своеобразные ориентиры нормотворческой деятельности, оказывающие лишь косвенное влияние на практику реализации права. Правовые предписания, условия и порядок реализации которых в системе права и законодательства не определены, неизбежно остаются неосуществимыми, декларативными, поскольку правовые нормы еще не получили в текстах нормативных актов полного выражения.

Важной задачей правоведения является разработка способов перевода тех положений закона, которые носят самый общий, абстрактный характер, в нормативные предписания, через которые эти законоположения воплощаются в систему правовых норм, регулирующих поведение членов общества.

Для повышения эффективности правового регулирования немалое значение имеют совершенствование законодательства, его систематизация, изложение правовых норм общепонятным языком, широкое применение правил законодательной техники. Правовой нормой трудно руководствоваться, если ее элементы размещены в большом числе нормативных актов, часть изданий которых не всем доступна, а последующие изменения не всегда общеизвестны. Законодатель должен стремиться к точному выражению своих мыслей и намерений в тексте законов без иносказаний и двусмысленностей; если закон не является законом прямого действия, а содержит обещания принять дополнительные нормативные акты о порядке реализации тех или иных правоположений - обещанные акты должны быть оперативно подготовлены и приняты, дабы законодательство не содержало неосуществимых положений. Серьезные преграды на пути реализации права создают противоречия в текстах нормативных актов, дающие основания логически конструировать разные по содержанию правовые нормы, относящиеся к одному и тому же отношению. Особенно опасны для практики правового регулирования противоречия между содержанием законов и подзаконных актов, если последним отдается предпочтение государственными органами и должностными лицами, применяющими правовые нормы.

Во всех странах, где нормативные акты являются основным источником права, существует проблема соотношения "буквы" и "духа закона", обусловленная тем, что, во-первых, мысль законодателя не всегда достаточно точно выражена в тексте нормативных актов, во-вторых, тем, что текст со временем почти неизбежно устаревает, и содержащиеся в нем термины, определения, понятия становятся узки или, напротив, широки для обозначения новых явлений общественной жизни. Поэтому процесс применения и другие формы реализации правовых норм носят в известной мере творческий характер: во-первых, в процессе изучения текстов нормативных актов логически конструируется правовая норма с ее тремя элементами; во-вторых, в процессе конструирования правовой нормы определяется, какие именно положения, содержащиеся в тексте нормативного акта, имеют юридическое значение; в-третьих, может оказаться, что норма права не получила в тексте закона точного выражения и изложения и потому текст нормативного акта подлежит не буквальному, а ограничительному или распространительному толкованию.

Заключение


Таким образом можно сделать вывод, что право занимает особое место в системе нормативного регулирования общественных отношений. Это место определяется прежде всего тем, что оно фактически охватывает в своих нормах все наиболее важные общественные отношения, необходимость урегулирования которых объективно существует

Эволюция нормативно-правовой базы общества связана с появлением и развитием новых видов общественных отношений. Право по сути отражает уровень социально-экономического развития общества и поэтому в идеале должно полностью соответствовать его потребностям в урегулировании, стремление к чему сейчас прослеживается и воплощается через совершенствование правовой системы путем принятия новых правовых норм. Это отличает право, скажем, от норм обычаев и религии, которые характеризуются определенной стабильностью вот уже на протяжении многих лет.

Так же важнейшей особенностью права, определяющей его место в качестве специфического регулятора является обеспеченность реализации его норм возможностью применения мер государственного принуждения. Необходимость этого диктуется прежде всего тем, что некоторые люди в силу приверженности тем или иным нормам поведения или в силу социальных условий жизни продолжают руководствоваться устаревшими или не соответствующими действительности реалиями, при этом фактически нарушая общественный порядок и тем самым противореча интересам общества. И исходя из того, что право имеет своей целью поддержание общественного порядка и воплощение интересов общества, то применение мер принуждения то же диктуется объективной необходимостью, тем более что условия и порядок применения так же строго регламентированы нормами права, что исключает возможность произвола со стороны государства.

Так же следует сказать, что право, выражая общественную волю, т.е. совокупность проявления воли отдельных индивидов во всем их разнообразии, исключает возможность существования различных вариантов интерпретации его норм, стараясь по возможности в наибольшей степени их детализировать, чтобы исключить возможность их различного толкования. При этом все возникающие нюансы решаются посредством толкования содержания правовых норм компетентными органами, в которых работают квалифицированные юристы.

Необходимо отметить, что нормы права отличаются общеобязательностью, т.е. все субъекты общественных отношений, находящиеся в сфере действия данных норм, попадают под их воздействие и могут или должны руководствоваться ею.

Закрепленные в актах государства правовые нормы носят формально-определенный характер и подлежат изменению только в особом, достаточно сложном порядке.

Важно так же то, что нормы права формулируются компетентными высококвалифицированными лицами, объективно представляющими все стороны общественной жизни и способными дать конкретную формулировку нормы, выражающую интересы всего общества в целом.

Таким образом право можно выделить, как особый, приоритетный регулятор, характеризующийся рядом признаков, отличающих его от других видов социальных норм и делающих его на данный момент наиболее социально значимым.

Библиографический список


Нормативно- правовые акты

Конституция Российской Федерации от 25 декабря 1993 года, с изменениями от 30 декабря 2008 года // Российская газета выпуск№4831 от 21января 2009.

Гражданский кодекс РФ от 30 ноября 1994г.№51-ФЗ (в ред. от 9.02.2009) Ч.1//СЗ РФ.1994.№32.Ст.3301

Уголовный кодекс РФ от 13.06.1996г. №63-ФЗ (в ред. от 7.04.2010) Ч.1//СЗ РФ.1998.№31.Ст.3833

Налоговый кодекс РФ от 31.07.1998г. №146-ФЗ (в ред. от 9.03.2010)Ч.1//СЗ РФ.1998.№31.ст.3824

Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18 декабря 2001г.№174-ФЗ (в ред. от 7.04.2010) Ч.1//СЗ РФ. 2001.№24.Ст.2499

6. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001г.№197-ФЗ (в ред. от 25.11.2009) Ч.3//СЗ РФ. 2002.№4Ст.251

ФЗ РФ от 27.12.2002 г.№184-ФЗ «О техническом регулировании»//Российская газета от 31 декабря 2002.

Монографии

Алексеев С.С. Тайна права: его понимание, назначение, социальная ценность: Резюме с претензией. - М.: НОРМА, 2001.

Агешин Ю.А.Политика,право,мораль.М.,1978.

Байтин М.И. О современном нормативном понимании права // Ежегодник российского права. - 2000. - № 4.

Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное понимание на грани двух веков). Саратов,2001.

Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное понимание на грани двух веков). 2-е изд., доп. М.,2005.

Белкин А.А. Обычаи и обыкновения в государственном праве// Правоведение.1998.№1

Гайворонская Я. В. к вопросу о понимании социальной нормы//Правовая политика и правовая жизнь.2003№11.

Деготь Б.А. Классификация норм советского социалистического права по их структуре. Саратов, 1977.

Матузов Н.И.Право и мораль в их взаимодействии. Саратов, 1969.

Матузов Н.И.Право в системе социальных норм// Правоведение.1996.№2.

Молчанов Б.А.Закон и обычаи в регулировании взаимодействия человека среды его обитания //Журнал российского права.2001.№11.

12. Нормы советского права: проблемы теории./ Под ред. М.И.Байтина, В.К. Бабаева Саратов, 1987.

Учебники и учебные пособия

Кулапов В.Л., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М.: Норма,2008.

Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юрист, 2001.

3. Общая теория права и государтства: Учебник / Под. ред. В.В. Лазарева. М.: ЮристЪ,2002.

Теория государства и права: курс лекций/ Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004.

Теория государства и права: Учебник/ Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство "Зерцало", 2004.

Теория государства и права: Учебник для вузов. 2-е изд../Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перепалова. М.: Норма,2000.

Теория государства и права: Учебное пособие.В.Л.Кулапов.Саратов,2005.

1 Алексеев С.С. Тайна права: его понимание, назначение, социальная ценность: Резюме с претензией. - М.: НОРМА, 2001.

2 Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М.: Юрист, 2001.

1 Теория государства и права: курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2004. - С. 332-333.

1Байтин М.И. О современном нормативном понимании права // Ежегодник российского права. - 2000. - № 4. - С. 214.

1Кулапов В.Л., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. М.: Норма,2008.

1 Нормы советского права: проблемы теории./ Под ред. М.И.Байтина, В.К.Бабаева Саратов, 1987. Стр. 94

1 Налоговый кодекс РФ п.1 ст.3 //СЗ РФ.1998.№31.Ст.3824.

2 Налоговый кодекс РФ ст.15 //СЗ РФ.1998.№31.Ст.3824.

1 Гражданский кодекс РФ ст.444//СЗ РФ.1994.№32.Ст.3301

2 Уголовный кодекс РФ п.4.ст.101 //СЗ РФ.1998.№31.Ст.3833

3 Гражданский кодекс РФ ст.387//СЗ РФ.1994.№32.Ст.3301

1 Трудовой кодекс РФ ст.189//СЗ РФ.2002.№4.Ст.251

2 Гражданский кодекс РФ ст.249//СЗ РФ.1994.№32.Ст.3301

3 Налоговый кодекс РФ п. 2. ст.34 //СЗ РФ.1998.№31.Ст.3824.

1 Нормы советского права: проблемы теории./ Под ред. М.И.Байтина, В.К.Бабаева Саратов, 1987. Стр. 94

1 Уголовно- процессуальный кодекс РФ п. 1 ст.136//СЗ РФ 2007.№16.Ст.1827.

1 Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Издательство "Зерцало", 2004.С.320