Особенности формообразования и музыкального языка в хоровых сценах оперы Псковитянка Н.А. Римского-Корсакова
Ярош Елена Михайловна 5 курс
Белорусский государственный университет культуры
Минск 2000
Тема, исследуемая в данной работе, получила название “Особенности формообразования и музыкального языка в хоровых сценах оперы “Псковитянка” Н.А. Римского-Корсакова”.
Работа состоит из трех основных разделов: 1) Жизненный и творческий путь Н.А.Римского-Корсакова; 2) Характеристика драматургии и музыкального языка оперы “Псковитянка”; 3) Особенности музыкального языка и формообразования и хоровых сцен в опере. Завершается работа небольшим заключением, списком используемой литературы, а также нотным приложением.
В первой главе дается краткий обзор жизни и творчества Римского-Корсакова, его основных художественных взглядов и принципов, которые сформировались под влиянием композиторов – “кучкистов” и эстетики реализма. Вторая глава работы раскрывает особенности драматургии оперы, ее тесную связь с операми Мусоргского и Бородина. Опера “Псковитянка” занимает особое место в творчестве самого Римского-Корсакова, она мало характерна его художественному и музыкальному мышлению, что и заставляет обратить на нее особое внимание.
Третья глава обращена непосредственно к хоровым сценам. Это сцена Псковского вече,
хор из 3-ей картины “Грозен царь идет”, хор, завершающий 3-е действие “Царь наш, государь” и заключительный хор “Свершилось волей божьей; пал Великий Псков”. В этой главе автор уделяет особое внимание значению и роли каждой хоровой сцены в драматургии всей оперы, особенностям построения хоровых сцен, а также их отдельных эпизодов ( например, “Сцена Псковского вече”), некоторым наиболее характерным чертам музыкального языка композитора. Теоретические тезисы данной главы подкреплены нотными примерами и ссылками на музыковедческую литературу.
В результате проведенного анализа выявлены некоторый черты стиля композитора, которые были суммированы и вошли в последний раздел – заключение.
В конце работы дан также список использованной литературы и нотное приложение в которое вошли: хор из II действия “Грозен царь идет”, хор из 3-й картины “Царь наш, государь” и заключительный хор “Свершилось волей божьей; пал Великий Псков”.
Жизнь и творчество Н.А. Римского – Корсакова
Н.А. Римский-Корсаков (1844 – 1908) выдающийся русский композитор, педагог, дирижер, общественный деятель, музыкальный критик.
Николай Андреевич родился 6 марта 1844 г. в Тихвине. Музыкальные способности у него проявились рано, но по семейной традиции в 12-летнем возрасте он был определен в морской корпус в Петербурге. Там же в начале 60-годов он познакомился и завязал тесные творческие связи с балакиревским кружком (“Могучая кучка”), в который входили Ц.А. Кюи, М.П. Мусоргский, а также несколько позднее А.П. Бородин. Мировоззрение и художественные убеждения Римского-Корсакова сложились в эпоху освободительного движения 60-х годов, в среде передовой русской интеллигенции, прогрессивным идеям которой он оставался верен до конца жизни. Демократ-просветитель, гуманист, патриот, Николай Андреевич неутомимо боролся за передовое русское искусство. Принципиальность, твердая воля, высокое эстетическое сознание, настойчивость в труде и борьбе за свои убеждения характеризовали его многогранную деятельность. Общение Римского-Корсакова с балакиревским кружком было прервано двухлетним кругосветным плаванием, которое послужило источником разнообразных впечатлений, нашедших отражение в его музыке.
В своем творчестве композитор неуклонно следовал традициям основоположника русской классической музыкальной школы М.И.Глинки, развивая и обновляя их. Николай Андреевич был глубоко национальным художником и высказанные им слова: “ … музыки вне национальности не существует … “[1] - подтверждает это.
Один из важнейших принципов его творчества – народность, проявляет себя очень многопланово: через тематику произведений, их стиль, а так же музыкальный язык. Интонационные корни музыки Римского-Корсакова заложены в русской песне, которую он знал и любил с детства. “Строй народной песни, ее обороты органично претворены в творчестве композитора, а некоторые созданные им мелодии, сливаясь с народными попевками, неотличимы от подлинных песен” [2] .
Творческое наследие Н.А. Римского-Корсакова обширно. Оно включает 15 опер, кантаты, романсы, произведения для хора, симфонии, симфонические картины.
Оперное творчество - наиболее глубоко и ярко представленная часть его композиторского наследия. Первым сочинением в этом жанре явилась опера “Псковитянка”, написанная в 1871 году. Пристальное изучение русской народной песни вызвало к жизни оперы “Майская ночь” (по Н. Гоголю, 1879) и “Снегурочка” (по А. Островскому, 1881), отразившие увлеченность Римского-Корсакова национальной сказочностью и языческой мифологией.
Период наиболее интенсивного творчества начинается в 1889 году созданием фантастической оперы-балета ”Млада”. За ней последовали опера-колядка “Ночь перед Рождеством” (по Н. Гоголю, 1894), опера-былина “Садко” (1895-1896), лирические оперы ”Боярыня Вера Шелога” (одноактная; пролог к ”Псковитянке” , 1894) и “Царская невеста” (1898) . На рубеже 20 века внимание композитора вновь привлекает опера-сказка, но под воздействием новых настроений в русском обществе она приобретает иной, чем прежде, идейный смысл. Ирония в изображении незадачливого царя в ”Сказке о царе Салтане” (по А.С.Пушкину, 1899) уступила место зловещей политической аллегории в ”осенней сказочке” ”Кащей Бессмертный” (1902), а затем едкой, зло бичующей сатире ”Золотого петушка” (по А.С.Пушкину, 1907). К последнему периоду творчества Римского-Корсакова относится так же драматическая опера-легенда ”Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии” (1903), повествующая о древних событиях эпохи татарского нашествия. Не менее значительный вклад Римского-Корсакова в русскую симфоническую музыку. Наиболее известны: ”Испанское каприччио” , ”Шехеразада”, симфония es- moll, симфоническая картина ”Садко”. В жанре камерно-вокальной музыки им создано так же немало замечательных произведений .
Большое внимание в своем творчестве Римский-Корсаков уделял произведениям для хора. Это и крупные формы: кантата ”Свитезянка”, прелюдия кантата ”Из Гомера”, кантата ”Песнь о вещем Олеге”. Это и хоры a cappella: ”Тучки небесные”, ”Ночевала тучка”, ”Крестьянская пирушка”, ”Ворон к ворону летит”, ”Дайте бокалы”, ”Вакхическая песня”, ”На севере диком”, ”Владыко дней моих”, ”Татарский полон”.
Большой известностью пользуется сборник народных песен, гармонизированных Римским-Корсаковым(”100 русских народных песен”).
Педагогическая деятельность Николая Андреевича оставила глубокий след в истории русской музыкальной культуры. За тридцать семь лет педагогической работы Римский-Корсаков воспитал свыше двухсот композиторов, дирижеров, музыковедов (А.К. Глазунов, А.К. Лядов, М.М. Ипполитов-Иванов, А.С. Аренский, М.Ф. Гнесин, Н.Я. Мясковский и другие). Многие теоретические и практические аспекты музыкознания нашли отражение в его трудах: ”Практический учебник гармонии”, ”Основы оркестровки”, автобиография ”Летопись моей музыкальной жизни”.
Оперы составляют главную часть наследия Римского-Корсакова. В них с исчерпывающей полнотой отражены идейно-художественная проблематика и стиль композитора, глубокая, дочерняя связь его оперного творчества с великой русской литературой, столь характерная для русской оперной школы. Большинство своих произведений Николай Андреевич написал на сюжеты, заимствованные у Пушкина, Гоголя, Островского; литературной основой трех наиболее известных его опер: ”Садко”, ”Снегурочка”, ”Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии”, явились памятники фольклора: былина, сказка, легенда. Оперная эстетика композитора сформировалась в русле реалистического русского оперного искусства с его стремлением к полноте и правдивости отражения действительности, обращение к национальным корням, с новаторскими традициями в трактовке опер, как музыкально-сценического жанра. Именно в области музыкального театра нашли выражение реалистические устремления передовых русских композиторов, выдвигавших музыкальную драму как основной, современный прогрессивный вид, ориентированный на русский драматический театр 60-70х годов.
Принципы оперного реалистического искусства диктовали новые подходы к опере: требования к сценичности либретто (наличие в нем драматического действия), к естественности прямой речи в монологах и диалогах, ансамблях с тем, чтобы избежать частых повторений одних и тех же стихов и слов. Правдивая обрисовка характеров действующих лиц, тесная связь музыки со словом и определенным сценическим положением, сочетание мелодической красоты и верной драматической декламации в певучих речитативах - все это Римский-Корсаков рассматривает как своеобразный ,,кодекс,, передовой реалистической оперы. Николая Андреевича заботит так же яркое воспроизведение национального и вообще местного колорита средствами оркестровки и мелодизма в целом. Хор он нередко использовал как ”голоса или мысли массы”. Композитор гибко подходил к трактовке различных оперных форм: традиционных законченных – в лирических эпизодах, а так же форм свободных и незамкнутых, гибко следующих за развитием драматических положений, отражающих детали сценического действия. Наряду с тем, что как и все ”кучкисты” Римский-Корсаков отдавал должное реализму в искусстве и в драме в частности, в то же время его творческие интересы часто направлялись в среду фантастического, сказочного. Композитор часто протестовал против неоправданного противопоставления ”высоких” сюжетов, взятых из жизни, сюжетам ”низким”, то есть фантастическим, заимствованным из народной сказки, эпоса. ”Разве низкая задача рисовать языческий мир и природу сквозь лирическое миросозерцание? ” - спрашивал автор ”Снегурочки” [3] . Опера, считал композитор, должна заключать в себе серьезное, значительное содержание. При таком условии жанр этот будет неотразимо привлекательным для публики, которая охотно примирится со всеми его условностями, с ”невероятным” фантастическим. Работая над максимально точным и ярким отображением драмы в жанре оперы, Римский-Корсаков искал новые возможности в области формы. ”Сколько на свете сюжетов столько - почти столько должно быть соответствующих самостоятельных оперных форм” - говорил композитор и дал в своем творчестве ”целый ряд разнообразных решений этой сложной художественной проблемы” [4] . Во многих случаях автор вводил подзаголовки с целью подчеркнуть оригинальность общехудожественного, жанрового облика оперы: ”весенняя сказка” и ”осенняя сказочка”, ”быль-колядка” и ”небылица в лицах”, ”опера-былина” и ”опера-балет”.
Римский-Корсаков разнообразно подходит к решению вокального и инструментального начала в опере, выдвигая на первый план то оркестр, то, напротив, певческие голоса. Но чаще всего стремится к их равновесию, создает партитуры, равно пленяющие богатством оркестровых красок и удивительно мелодичным вокалом.
Мелодические характеристики, их вокальная выразительность играют главную роль в образах действующих лиц. Каждый из них наделен своей музыкальной ”речью” - мелодиями кантиленного или ариозного склада, интонационно типичными для данного персонажа речитативами. Немаловажное место отводит Римский-Корсаков в опере и хоровому пению. Народ у него нередко один из главных ”героев”, действующих лиц. Это наблюдается и в многочисленных номерах и эпизодах, где хоровой элемент господствует, и в сценах, где хоровая партия является компонентом, подчиненным общей инструментально-вокальной ткани. В последнем случае хор трактуется как ”краска” симфонического целого (фантастические сцены, звукописные картины). Нередко роль хора у Римского-Корсакова столь значительна, что некоторые его оперы можно назвать ”хоровыми”, подобно операм М.И. Глинки, А.П. Бородина, М.П. Мусоргского.
Оперные партитуры композитора чрезвычайно ярко отражают процесс симфонизации жанра, типичный для оперного искусства 19 века. Симфоничность, в широком смысле, свойственна всем корсаковским операм, она выражена в последовательном и целенаправленном драматургическом развертывании, в вокальной и оркестровой структуре, во взаимодействии интонационных сфер.
Очень гибко подходит композитор и к использованию собственно оперных форм. С одной стороны, он применяет традиционные, сольные, ансамблевые, хоровые оперные номера. С другой же - постоянно обращается к сценам сквозного развития. Наиболее типичной для корсаковских опер оказывается смешанная структура- сочетание и взаимопроникновение принципов завершенности и текучести в построении оперного целого. Прочным фундаментом стиля Римского-Корсакова является народная музыка. Влияние фольклора породило многие особенности ладогармонического языка Николая Андреевича, метроритмической, тембровой, формообразующей стороны произведений, словом, окраскою их в ярчайший национальный колорит. Русская песня так же определяет черты корсаковского мелодического тематизма.
Подводя некоторые итоги, следует сказать, что наследие Римского-Корсакова предстает перед нами как крупнейшее и исторически важное русской музыкальной культуры. В нем нашли обобщение многие существенные стороны развития русской музыки второй половины прошлого столетия и одновременно наметились и некоторые ее пути в новом историческом периоде, в начале нашего века.
Характеристика драматургии и музыкального языка в опере “Псковитянка”.
Первая опера Римского-Корсакова “Псковитянка”, сочиненная им в 1868 – 1872 и поставленная в 1873 году, получила жанровое определение как историческая музыкальная драма. Она примыкает к той ветви русской оперы, которая идет от “Ивана Сусанина” М.И. Глинки.
В “Псковитянке” показана эпоха созидания русского государства при Иване IV, период подчинения Москве вольных городов – Новгорода и Пскова [5] . Если “Садко” – опера-былина, “Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии“ – опера-сказание, то “Псковитянка” – опера-летопись. Язык ее – язык кратких, сосредоточенно-сдержанных, но четких и метких характеристик, сочетаемых с повествовательными бытовыми страницами. “Опасно называть “Псковитянку” исторической драмой, ибо драматизм ее не есть привычный нам драматизм конфликтов. Это драматизм русских летописей, драматизм, вытекающий из восприятия повествования, тогда как оно само по себе течет спокойно и бесстрастно, описывая ужасы голода, пожаров и вражеских нашествий столь же сурово, сдержанно и величаво, как и редкие радостные события” [6] .
Работа над музыкой оперы “Псковитянка” шла медленно. Это было связано в начале с работой над “Антаром”, позднее с оркестровкой “Каменного гостя” Даргомыжского, участие в коллективном сочинении оперы-балета “Млада” на сюжет из истории полабских славян, которое осуществлялось вместе с Н.П. Бородиным, Ц.А. Кюи и М.П. Мусоргским.
Сочинение “Псковитянки” – очень значительная веха для образования языка и стиля русской оперы в целом, совпадающая и с песенным движением в Москве, вызванным новой волной общественного подъема и интереса ко всему русскому.
“Псковитянкой” (первая редакция 1868-1872), произведением исторического жанра Римский-Корсаков начал свой путь оперного композитора, тем самым внес свой вклад в расцвет народно-исторической русской оперы – вершины этого жанра в мировом оперном искусстве. Обратившись к изображению драматичного и противоречивого периода русской истории, композитор в концепции “Псковитянки” отразил “шестидесятнический” подход к исторической проблематике. Двойственный характер государственной политики Ивана Грозного проявлялся в том, что борьба с реакционным боярством, подчинение вечевых городов единодержавной власти Москвы в целях централизации и укрепления нации русского государства вылилось в установление тиранической формы правления, в систему кровавых расправ. Противоречивость исторической эпохи раскрыта композитором в свете “коренных интересов” народа, как их понимали передовые деятели 50-70х годов.
Римский-Корсаков, обратившись к одноименной пьесе Л.А. Мея, кардинально изменил драматическую концепцию драматурга. Она рассматривала Россию как процесс развития государственного начала – единственного вершителя судеб русского народа во все времена его исторического развития.
В опере же Римского-Корсакова, без какой либо идеализации вечевой Руси, показан конфликт народного, вольнолюбивого Пскова с московской самодержавной властью. С горячим сочувствием обрисовал композитор бунтарский образ вольницы в большой сцене псковского веча.
,,Вместе с тем в опере оттенена историческая необходимость сплочения русских земель в единое национальное целое. Эта мысль выражена в заключительном хоре ”Люди псковские, люди русские” (эпизод, отсутствующий у Мея). Но речь в нем идет о судьбе народа, а не о судьбе монархии. Здесь нет никакого сближения ”опричнины и псковичей во славу единодержавной государственной власти Грозного”. Следовательно, ошибочно утверждение, что в заключительном хоре выражена основная идея ”Псковитянки” - тема гибели вечевой псковской вольницы и примирения с единодержавной, антинародной властью Грозного, оправданной исторической необходимостью [7] .
Работая над либретто и пользуясь в отдельных случаях прямой помощью друзей по ”Могучей кучке”, Римский-Корсаков в сравнении с Меем резко усилил роль народа и придал своему произведению черты народной исторической драмы. С этой целью был отброшен 1-ый акт пьесы, разъясняющий тайну рождения Ольги, и введена народная сцена встречи царя на улицах Пскова, отсутствующая у Мея. Благодаря этому вся первая половина оперы в основном развивает историческую линию.
Жанровая природа ”Псковитянки” неоднородна, так как в опере есть и признаки ”историко-бытового романа” [8] . В ткань действия введены ”картинки” старинного быта (горелки, сказка Власьевны, обряд угощения гостя), а так же картина леса в окрестностях Псково-Печерского монастыря. Но превалирование исторического начала, тесное сплетение ”народного” и ”личного” придают ”Псковитянке” драматургическую