Самолет Сикорский С-16
1917 г., когда в ЭВК были списаны Nо. 204, 205 и 215.Если к началу 1917 г. в Эскадре находилось в эксплуатации 1415 самолетов С16, то в канун октябрьской революции в летном состоянии их оставалось не более шести. Они достались в феврале 1918 г. австрогерманским войскам, отсупавшим в Винницу, а затем находились в составе украинизированной <Эскадры повiтровiх кораблiв>, прекратившей свое существование осенью того же года. 0 применении С16сер. в ЭВК сохранилось очень мало информаций. Главное внимание в боевой деятельности этого подразделения уделялось полетам воздушных кора6лей <Илья Муромец>. Малые самолеты в ЭВК выполняли вспомогательные функции и не имели даже собственных экипажей. С16сер. преимущественно использовались для учебных целей в школе ЭВК и тренировочных полетов в боевых отрядах <муромцев>, Там, в отличие от истребительных авиаотрядов, отношение к С16сер, было вполне доброжелательным. Опытному персоналу хорошо оборудованных мастерских ЭВК удалось устранить под непосредственным руководством И.И. Сикорского и Г.И. Лаврова ряд недостатков С16сер., вызванных небрежностью сборки и отсутствием на заводе кондиционных материалов. Пилотажные характеристики хорошо отрегулированного самолета были столь высокими, что С16сер. широко использовались для обучения на них начинающих пилотов. Многие прославившиеся впоследствии летчики прошли подготовку в школе ЭВК на С16. Так, <артиллерийский офицер> воздушного корабля <Илья Муромец > капитан А.Н. Журавченко, ставший позднее профессором, крупнейшим советским специалистом по динамике полета, сдал 11 ноября 1916 г. на С16сер. экзамен на звание военного летчика. До этого он совершил часовой самостоятельный полет, поднявшись на высоту 2670 м и спустившись по спирали на место взлета. Ведущим инструктором по обучению полетам на С16сер. был поручик А,А. Кованько. В боевых отрядах ЭВК самолеты С16сер. использовались для тренировок летчиков с целью сбережения ресурса <муромцев> и для связи с другими отрядами и базой ЭВК. Известно также, что летчики <муромцев> поднимались на приписанных к боевым отрядам <Сикорскихмаленьких> для перехвата вражеских самолетов, совершавших налеты на аэродромы базирования воздушных кораблей, но сведений о какихлибо выдающихся победах не имеется. Главной причиной ограниченного применения С16сер. в качестве истребителейперехватчиков в ЭВК, так же как и в истребительных авиаотрядах, было отсутствие мощных двигателей. Эскадра получила ля своих легких самолетов только <ремонтно> моторы, да и то с огромным трудом. Августейший заведующий <легкой> авиацией наотрез отказывался делиться новейшими двигателями с истребителями <тяжелой> авиации, не без злорадства напоминая управлению Военно воздушного Флота (ВВФ), что в 1915 г. генерал Шидловский <отрицал необходимость охраны <муромцев> истребителями>, доказывая их высокую боевую неуязвимость. Великий Князь не хотел учитывать, что на дворе стоял уже 1917 год и <муромцам> нужны были истребители хотя бы для прикрытия мест базирования. В результате на С1 6сер. в ЭВК ставились двигатели, которые удавалось <выбить> для официально утвержденных учебных самолетов эскадренной школы. Это были подержанные моторы <Гном>, <Рон> и <Калеп> различной мощности. Например, в ноябре 1917 г. <долгожителю> Nо. 202 эксплуатировался с <Гномом> в 50 л.с., снятым со старого учебного <Фармана1Ч>. Были проблемы также и с вооружением самолетов. В связи с недостаточной надежностью синхронизаторов Лаврова пулеметы на С16сер. перенесли в процессе эксплуатации на верхнее крыло, Пулеметы, кстати, также были <ремонтные>, т.е. добытые всеми правдами и неправдами благодаря связям М,В. Шидловского после ремонта на Тульском оружейном заводе, Естественно, оснащенные слабосильными моторами и недостаточно эффективным вооружением, эскадренные С16сер. оказывали на противника больше моральное, чем боевое воздействие. Поднявшись с аэродрома базирования отряда <муромцев>, они могли спугнуть вражеский бомбардировщик, но догнать и связать его боем были уже не в состоянии. Самолеты С15сер. показали пример исключительного по тем временам <долгожительство>. Их <служба> не прекратилась с падением Украинской Народной Республики, уже в 1918 г. летчики переправили всеми правдами и неправдами часть войскового авиационного имущества на Дон в формируемую Добровольческую Армию. Особенно много удалось захватить в 1919 г., когда Вооруженные Силы Юга России заняли большую часть фкраины. В докладе помощника инспектора авиации Добровольческой Армии от 22 января 1919 г. сообщалось: <Авиация Добровольческой Армии создавалась героическими усилиями тех наиболее энергичных и отважных летчиков, которые брали на себя труд и риск доставить в район действия Армии авиационное имущество с территории Украины... Только глубокая любовь и преданность своему делу русских летчиков, сгруппировавшихся в Добровольческой Армии, не дали совершенно заглохнуть нашей авиации>. Значительное количество самолетов, в том числе и несколько легких самолетов Сикорского, двигателей и оборудования, было отправлено через Одессу и Херсон в Крым и на Северный Кавказ. Активное участие в этом принимал один из создателей С16 А.А. Серебренников. Русские летчикипатриоты шли в бой на уже давно отработавших свой срок <летающих гробами>. Так, один из них, поручик Янченко, на предупреждение начальства о невысокой надежности его старого истребителя ответил: <Предпочитаю разбиться, но не летать не могу. Положение на фронте этого требует>. Один С16сер, попал в 1й Кубанский казачий авиационный отряд, где служил ветеран Эскадры воздушных кораблей есаул В.Я. Лобов. Он имел уже 18 часов налета на С16 в ЭВК и с готовностью <оседлал старого приятеля>, который к этому времени находился в эксплуатации уже более трех лет. Лобов налетал в Белой Армии еще свыше пяти часов на С16сер. прежде, чем <пересел> на захваченный у <красных> <Ньюпор 17>. По некоторым данным, <ветеран> С16сер. оставался в штате воссозданной белыми Севастопольской АлександроМихаиловской военной авиационной школы до 1920 г.