Самолет Сикорский С-16

1917 г., когда в ЭВК были списаны Nо. 204, 205 и 215.

Если к началу 1917 г. в Эскадре находилось в эксплуатации 1415 самолетов С16, то в канун октябрьской революции в летном состоянии их оставалось не более шести. Они доста­лись в феврале 1918 г. австрогерманским войскам, отсупав­шим в Винницу, а затем находились в составе украинизирован­ной <Эскадры повiтровiх кораблiв>, прекратившей свое существование осенью того же года. 0 применении С16сер. в ЭВК сохранилось очень мало информаций. Главное внимание в боевой деятельности этого подразделения уделялось полетам воздушных кора6лей <Илья Муромец>. Малые самолеты в ЭВК вы­полняли вспомогательные функции и не имели даже собственных экипажей. С16сер. преимущественно использовались для учеб­ных целей в школе ЭВК и тренировочных полетов в боевых отря­дах <муромцев>, Там, в отличие от истребительных авиаотря­дов, отношение к С16сер, было вполне доброжелательным. Опытному персоналу хорошо оборудованных мастерских ЭВК уда­лось устранить под непосредственным руководством И.И. Сикор­ского и Г.И. Лаврова ряд недостатков С16сер., вызванных небрежностью сборки и отсутствием на заводе кондиционных ма­териалов. Пилотажные характеристики хорошо отрегулированно­го самолета были столь высокими, что С16сер. широко ис­пользовались для обучения на них начинающих пилотов. Многие прославившиеся впоследствии летчики прошли подготовку в шко­ле ЭВК на С16. Так, <артиллерийский офицер> воздушного ко­рабля <Илья Муромец > капитан А.Н. Журавченко, ставший поз­днее профессором, крупнейшим советским специалистом по дина­мике полета, сдал 11 ноября 1916 г. на С16сер. экзамен на звание военного летчика. До этого он со­вершил часовой самостоятельный полет, поднявшись на высоту 2670 м и спустившись по спирали на место взлета. Ведущим ин­структором по обучению полетам на С16сер. был поручик А,А. Кованько. В боевых отрядах ЭВК самолеты С16сер. использова­лись для тренировок летчиков с целью сбережения ресурса <му­ромцев> и для связи с другими отрядами и базой ЭВК. Извес­тно также, что летчики <муромцев> поднимались на приписан­ных к боевым отрядам <Сикорскихмаленьких> для перехвата вражеских самолетов, совершавших налеты на аэродромы базиро­вания воздушных кораблей, но сведений о какихлибо выдающих­ся победах не имеется. Главной причиной ограниченного приме­нения С16сер. в качестве истребителейперехватчиков в ЭВК, так же как и в истребительных авиаотрядах, было отсутствие мощных двигателей. Эскадра получила ля своих легких самоле­тов только <ремонтно> моторы, да и то с огромным трудом. Августейший заведующий <легкой> авиацией наотрез отказывал­ся делиться новейшими двигателями с истребителями <тяжелой> авиации, не без злорадства напоминая управлению Военно воз­душного Флота (ВВФ), что в 1915 г. генерал Шидловский <отри­цал необходимость охраны <муромцев> истребителями>, доказы­вая их высокую боевую неуязвимость. Великий Князь не хотел учитывать, что на дво­ре стоял уже 1917 год и <муромцам> нужны были истребители хотя бы для прикрытия мест базирования. В результате на С1 6сер. в ЭВК ставились двигатели, которые удавалось <выбить> для официально утвержденных учебных самолетов эскадренной школы. Это были подержанные моторы <Гном>, <Рон> и <Калеп> различной мощности. Например, в ноябре 1917 г. <долгожителю> Nо. 202 эксплуатировался с <Гномом> в 50 л.с., снятым со старого учебного <Фармана1Ч>. Были проблемы также и с воору­жением самолетов. В связи с недостаточной надежностью син­хронизаторов Лаврова пулеметы на С16сер. перенесли в про­цессе эксплуатации на верхнее крыло, Пулеметы, кстати, так­же были <ремонтные>, т.е. добытые всеми правдами и неправда­ми благодаря связям М,В. Шидловского после ремонта на Тульском оружейном заводе, Естественно, оснащенные слабо­сильными моторами и недостаточно эффективным вооружением, эскадренные С16сер. оказывали на противника больше мо­ральное, чем боевое воздействие. Поднявшись с аэродрома ба­зирования отряда <муромцев>, они могли спугнуть вражеский бомбардировщик, но догнать и связать его боем были уже не в состоянии. Самолеты С15сер. показали пример исключительно­го по тем временам <долгожительство>. Их <служба> не прекра­тилась с падением Украинской Народной Республики, уже в 1918 г. летчики переправили всеми правдами и неправдами часть войскового авиационного имущества на Дон в формируемую Доб­ровольческую Армию. Особенно много удалось захватить в 1919 г., когда Вооруженные Силы Юга России заняли большую часть фкраины. В докладе помощника инспектора авиации Добровольческой Армии от 22 января 1919 г. сообща­лось: <Авиация Добровольческой Армии создавалась героически­ми усилиями тех наиболее энергичных и отважных летчиков, ко­торые брали на себя труд и риск доставить в район действия Армии авиационное имущество с территории Украины... Только глубокая любовь и преданность своему делу русских летчиков, сгруппировавшихся в Добровольческой Армии, не дали совершен­но заглохнуть нашей авиации>. Значительное количество само­летов, в том числе и несколько легких самолетов Сикорского, двигателей и оборудования, было отправлено через Одессу и Херсон в Крым и на Северный Кавказ. Активное участие в этом принимал один из создателей С16 А.А. Серебренников. Рус­ские летчикипатриоты шли в бой на уже давно отработавших свой срок <летающих гробами>. Так, один из них, поручик Янченко, на предупреждение начальства о невысокой надежнос­ти его старого истребителя ответил: <Предпочитаю разбиться, но не летать не могу. Положение на фронте этого требует>. Один С16сер, попал в 1й Кубанский казачий авиационный от­ряд, где служил ветеран Эскадры воздушных кораблей есаул В.Я. Лобов. Он имел уже 18 часов налета на С16 в ЭВК и с готовностью <оседлал старого приятеля>, который к этому вре­мени находился в эксплуатации уже более трех лет. Лобов на­летал в Белой Армии еще свыше пяти часов на С16сер. прежде, чем <пересел> на захваченный у <красных> <Ньюпор 17>. По не­которым данным, <ветеран> С16сер. оставался в штате воссоз­данной белыми Севастопольской АлександроМихаиловской воен­ной авиационной школы до 1920 г.