Разработка привода к ленточному транспортёру
Т
1. Выбор электродвигателя
Вычислим общий КПД редуктора:
Из табл. 1.1 [1]выбираем:
- зубчатая передача в закрытом корпусе с цилиндрическими колёсами
- потери на трение в опорах каждого вала
- коэффициент
n=2 - число валов
Необходимая мощность электродвигателя:
Частота вращения вала электродвигателя:
Из каталога (П.1. [1]) выбираем асинхронный электродвигатель серии 4А, закрытый обдуваемый по ГОСТ 19523-81 - 4А280S2, с номинальной мощностью N=110 кВт и частотой вращения nc = 3000 об/мин.
Скольжение s = 2%
Перегрузка по мощности:
Перегрузки по мощности нет.
Определим значения мощностей, угловых скоростей и крутящих моментов на валах:
Вал 1 - вал электродвигателя
N1 = 99,93 кВт ; n1 = 2925 об/мин
Угловая скорость:
Крутящий момент:
Вал 2 – выходной вал
N2 = N1 x η1=99,93 x 0,97=96,93 кВт
n2 = n1 / Up= 2925 / 4,5= 650 об/мин
Угловая скорость:
Крутящий момент:
2. Расчёт зубчатой передачи
Выбор материалов шестерни – колеса.
Для обеспечения передачи выбираем из табл. 3.3 [1] материалы:
для шестерни – Сталь 40Х, σВ=780 Мпа; σТ=440 Мпа; HB1 230; термообработка – улучшение
для колеса - Сталь 40Х, σВ=690 Мпа; σТ=340 Мпа; HB2 200; термообработка – нормализация.
Вычисляем пределы выносливости:
NHO – базовое число циклов нагружения колеса для расчёта по контактным напряжениям при твёрдости ≤ HB 230
NHO=1,0 х 107
Эквивалентное число циклов нагружения NУ определим в соответствии с графиком нагрузки:
Из графика нагрузки следует:
Mmax= 1,2 Mн ; МII= 0,6 Мн ; МIII= 0,3 Мн ;
tmax= 0,003 T ; tII= 0,1 T ; tIII= 0,4 T ;
nmax=n1 ; MI=MН ; tI=0.5T ; nI=nII=nIII=n1
Допустимое контактное напряжение для материалов зубчатых колёс передачи:
- где коэффициент режима при расчёте на контактную прочность
Так как Ny > 107, то kpk=1
Момент на валу шестерни:
Коэффициент нагрузки для симметричного расположения шестерни предварительно примем k=1,3.
Из условия контактной прочности для косозубых колёс Ψа=0,315; kП=1,4; межосевое расстояние вычислим по формуле:
По ГОСТ 2185-66 это значение aω округляется до ближайшего стандартного aω= 400 мм.
Расчёт геометрических параметров зубчатых колёс.
Нормальный модуль mn выбирается из ряда стандартных модулей по ГОСТ 9563-60 из интервала mn=(0,010-0,020)aω
mn=(0,010-0,020) х 400=4-8мм
Принимаем по ГОСТ 9563-60 mn=6мм.
Если предварительно принять, что угол наклона зуба β=100, то суммарное число зубьев шестерни и колеса вычислим по формуле:
;
Передаточное отношение отличается от стандартного (U=4,5) на 0,89% ,что меньше допустимого 2,5%.
Чтобы aω оставалось стандартным, вычисляем уточнённое значение угла наклона зубьев:
β = arccos 0,98= 10 073I
Основные размеры шестерни и колеса.
Вычислим диаметры делительных окружностей:
- шестерни:
- колеса:
Проверяем межосевое расстояние:
Диаметры окружностей вершин:
- шестерни:
- колеса:
Диаметры окружностей впадин зубьев:
- шестерни:
- колеса:
Ширина венца зубьев колеса:
Ширина венца зубьев шестерни:
3. Проверочный расчет на контактную выносливость
Определим коэффициент ширины шестерни по диаметру:
Для уточнения коэффициента нагрузки определяется окружная скорость колес в зацеплении и степень точности передачи:
Примем 7-ую степень точности.
Уточним коэффициент нагрузки
где: К Н = 1,041 - из таблицы 3.5 [1]
К Н = 1,12 - из таблицы 3.4 [1]
К HV = 1,05 - из таблицы 3.6 [1]
Проверка контактных напряжений по формуле:
591,25
Условие прочности соблюдается
393,26 МПа <[ H ] = 591,25 Мпа
5. Расчет на контактную выносливость при действии максимальной нагрузки
Используя график нагрузки находим
Допускаемое напряжение для нормализованной стали 45
HРmax = 2,8 Т = 2,8• 510 = 1428 МПа
Условие прочности Hmax < HРmax соблюдается
6.Силы, действующие в зацеплении
окружная
радиальная
осевая
7. Расчет на выносливость при изгибе
По таблице 3 методики уточним механические характеристики материалов зубчатых колес с учетом установленных размеров и вычислим пределы выносливости:
где: коэффициент твёрдости (стр. 42). По табл. 3,7 при ψbd=1,275, твёрдости HB≤350 и несимметричном расположении зубчатых колёс относительно опор kFβ=1,33.
по табл. 3.8 kFυ=1,2.
Т.о. коэффициент kF=1,33х1,2=1,596
YF – коэффициент, учитывающий форму зуба, и зависящий от эквивалентного числа зубьев zυ
у шестерни
у колеса
По таблице на стр.42 выбираем:
YF1=4,09 и YF2=3,61
Допускаемое напряжение по формуле:
По табл. 3.9 для Стали 35 при твёрдости HB≤350 σoFlimb=1,8 HB
Для шестерни σoFlimb=1,8 х 510=918 HB
Для колеса σoFlimb=1,8 х 450=810 HB
[SF]=[SF]I x [SF]II - коэффициент безопасности,
где: [SF]I =1,75 (по табл. 3.9), [SF]II =1 (для поковок и штамповок)
[SF]=[SF]I x [SF]II=1,75х1=1,75.
Допускаемые напряжения:
для шестерни:
для колеса:
Находим отношения:
для шестерни:
для колеса:
Дальнейший расчёт следует вести для зубьев колеса, для которого найденное отношение меньше.
Определим коэффициенты Yβ и KFα (см гл. III, пояснения к формуле (3.25)).
для средних значений коэффициента торцевого перекрытия εα=1,5 и 7-й степени точности KFα=0,92
Проверяем прочность зуба колеса по формуле:
Условие прочности выполнено.
8.Предварительный расчет валов
Предварительный расчет проводим на кручение по пониженным допускаемым напряжениям.
Ведущий вал
Диаметр выходного конца при допускаемом напряжении [ к] = 20 Мпа
Принимаем d в1 = 50 мм
Примем под подшипниками d п1 = 45 мм
Шестерню выполним за одно целое с валом.
Ведомый вал
Примем [ к ] = 20 МПа
Диаметр выходного конца вала
Примем d в2 = 65 мм
Диаметр вала под подшипниками примем d п2 = 70 мм
Под зубчатым колесом примем d к2 = 75 мм
Диаметры остальных участков валов назначают исходя из конструктивных соображений при компоновке редуктора.
9.Конструктивные размеры зубчатых колес
Вал-шестерня
Её размеры определены выше:
d1 = 146,565 мм; da1 = 158,565 мм; b1 = 131 мм
Колесо вала 2
d2 = 653,435 мм; da2 = 665,435 мм; b2 = 126 мм
Диаметр ступицы
dст = 1,6 х dk2 = 1,6 х 75 = 120 мм
Принимаем dст = 120 мм
Длина ступицы
Lст = 1,4 х dk2 = 1,4 х 75 = 105 мм
Принимаем L ст = 150 мм
Толщина обода
= (2,54) х m n= (2,54) х 6 = 1524 мм
Принимаем = 20 мм
Толщина диска
С = 0,3 х b 2 = 0,3 х 126 = 37,8 мм
Принимаем С = 40 мм
10.Конструктивные размеры корпуса редуктора
Толщина стенок корпуса и крышки
= 0,025 х aw +1 = 0,025 х 400 + 1 = 11 мм Примем = 12 мм
1 = 0,02 х aw +1 = 0,02 х 400 + 1 = 9 мм Примем 1 = 10 мм
Толщина фланцев поясов корпуса и крышки
-верхнего пояса корпуса и пояса крышки
b = 1 ,5 х = 1,5 х 12 = 18 мм
b 1= 1 ,5 х 1= 1,5 х 12 = 15 мм
-нижнего пояса корпуса
р = 2,35 х = 2 ,53 х 10 = 25,3 мм Принимаем р = 25 мм
Диаметр болтов :
-фундаментных
d 1 = 0,033 х aw +12 = 0,033 х 400 + 12 = 25,2 мм
Принимаем болты с резьбой М 27
-крепящих крышку к корпусу у подшипника
d 2 = 0,72 х d 1 = 0 ,72 х 27 = 19,4 мм
Принимаем болты с резьбой М20
-соединяющих крышку с корпусом
d 3 = 0,55 х d 1 = 0,55 х 27 = 14,8 мм
Принимаем болты с резьбой М 16
11.Выбор муфты
Ведомый вал
Передаваемый крутящий момент
Т2 = 1027,93 Н м
Число оборотов n = 650 об/мин
Применим муфту упругую втулочно-пальцевую по ГОСТ 21424-75
Размеры
d = 65 мм