Порядок производства по делам об административных правонарушениях. Постановления по делам об административных правонарушениях
ст.139 Таможенного кодекса Украины конфискация предметов являющихся непосредственнным объектом нарушения таможенных правил и предметов со специально изготовленными тайниками использубющихся для перемещения через таможенный контроль с утаиванием таких предметов, проводиться независимо от времени совершения либо выявления нарушения таможенных правил.Контроль за правильным и своевременным исполнением постановлений о наложении административных взысканий осуществляется органом (должностным лицом), который вынес постановление.
5.ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОИЗВОДСТВ ПО АДМИНИСТРАТИВНЫМ ДЕЛАМ
Аналогично с производством по делам об административных правонарушениях процедуры всех других видов производств также осуществляются соответственно до определенных стадий с соблюдением названных ранее принципов. Один из наиболее расширенных является производство по делам по обращениям граждан. В этом случае под обращением имеется в виду предложения, заявления и жалобы, которые рассматриваются органами исполнительной власти.
Предложения граждан содержат информацию о работе предприятий, учреждений, организаций и направлены на улучшение их деятельности.
Заявления, как правило - это просьбы, связанные с особыми потребностями, но они могут содержать информацию критического характера, указания на недостатки в деятельности государственных органов, предприятий и учреждений.
Жалобы - это форма реагирования на злоупотребления, нарушения прав и законных интересов граждан. Они имеют цель отмены действий нарушающих права граждан, восстановления нарушенного права либо привлечения виновным к ответственности. Жалобы могут быть письменными и устными, административными или судебными, единоличными либо коллективными. Все они подлежат обязательной регистрации, записи ( для устных) и рассмотрению в установленном законодательством порядке.
Административная жалоба - это такая, что может быть подана органу (должностному лицу) согласно его компетенции по любому вопросу. В одних случаях порядок подачи жалоб регулируется действующим законодательством, в других - нет. Это так называемые общие жалобы.
Судебная жалоба осуществляется только в определенном режиме, порядок ее подачи регулируется законами, процессуальными кодексами.Лицо,
подающее такую жалобу, всегда наделено определенным статусом. Судебные
и административные жалобы влекут определенные правовые последствия.
Порядок рассмотрения обращения граждан регулируется указом президиума Верховного Совета УССР от 12.04.1968г. " О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан" ( в ред. от 04.03.1980г.(1)) и "Типовым положением о ведении делопроизводства по предложениям, заявлениям граждан в государственных органах, на предприятиях, в учреждениях и организациях".
Производство по делам об обращениях граждан состоит со стадий их принятия компетентными органами и должностными лицами, рассмотрения, расследования, если в этом есть необходимость принятия решения и его исполнения.
В соответствии с действующим законодательством,обращения граждан рассматриваются органами исполнительной власти всех уровней,администрацией предприятий,учреждений,объединений граждан,органами местного самоуправления,органами прокуратуры,общими и арбитражными судами,органами массовой информации.
Если обращение граждан поступило в орган в компетенцию которого не входит разрешение поставленных вопросов,то в 5-дневный срок это обращение должно быть направлено по ведомственности,о чем сообщается заявителю.
Согласно законодательству в зависимости от характера обращения они относятся к компетенции разных органов:
- предложения и заявления граждан подаются в те органы (должностным лицам),к непосредственному ведению которых относится решение конкретного вопроса;
- жалобы подаются в органы (должностным лицам) вышестоящих над теми,чьи действия обжалуются;
- в судебные органы жалобы направляются в случаях,предусмотренных действующим законодательством (о собственности,о земле,о предприятиях и др.),соответствующими кодексами.
Предложения рассматриваются в течении до одного месяца,за исключением тех,что не требуют дополнительного изучения.
Заявления и жалобы рассматриваются также в течении срока до одного месяца с момента поступления,а те,что не потребуют дополнительной проверки,- немедленно,но не более 15 дней. Продление срока рассмотрения заявления или жалобы допускается не более чем на 1 месяц.
Заявления военнослужащих рассматриваются в более короткие сроки : 15 дней - в центаральных органах страны и 7 дней - в местных.
Запрещается направлять жалобы на рассмотрения тем органам (ли-
1.Ведомости Верховного Совета УССР .-1980 - N16.-ст.77
цам),действия которых обжалуются.
Решения по обращениям граждан влекут за собой юридические последствия не только для заявителя,но и для других субъектов. Орган (должностное лицо),принявшее такое решение обязан своевременно его выполнить или принять меры к его исполнению и уведомить об этом заявителя.
В случае подачи гражданином жалобы клеветнического характера соответствующие органы обязаны принять меры к привлечению недобросовестного заявителя к ответственности согласно действующему законодательству. Анонимные жалобы граждан не рассматриваются.
Обжалованию в суд подлежат действия должностных лиц или коллегиальных органов вследствие которых гражданин незаконно лишен полностью или частично возможности реализовать права,предоставленные законом или другим нормативным актом. Не подлежит судебному обжалованию только такие действия административных органов,которые находятся в их исключительной компетенции(решения по осуществлению валютного контроля,в области обороны и т.п.).
Дисциплинарное производство,урегулированное Правилами внутреннего трудового распорядка уставами предприятий и учреждений,дисциплинарными уставами,действующими в отдельных областях государственной деятельности. Особенность этого вида производства состоит в том,что оно осуществляется на основе норм трудового права,но по правилам и методам административного процесса представителями государственной исполнительной власти,администрациями предприятий или учреждений,должностными лицами органов самоуправления,общественных объединений.
Дисциплинарное производство имеет четыре стадии:
- возбуждение дисциплинарного производства;
- рассмотрение дела;
- принятие решения по делу и его исполнение;
- обжалование (опротестование) решения по дисциплинарному делу.
Поводом для возбуждения дисциплинарного производства является совершение лицом дисциплинарного проступка,под которым подразумевают вину,противоправное действие,связанное с невыполнением служебных обязанностей. Для отдельных категорий работников государственного аппарата,а также некоторых других служащих дисциплинарная ответственность может наступить и за проступки,не связанные со служебной деятельностью,но такие ,которые порочат их звания.
В основу административного производства по дисциплинарным взысканиям кладутся докладные записки,рапорта,представления о совершении проступка. Собственник или уполномоченный им орган имеют право вместо наложения дисциплинарного взыскания передать вопрос о нарушении трудовой дисциплины на рассмотрение трудового коллектива. Дело о привлече-
ние к дисциплинарной ответственности может быть возбуждено прокурором.
Администрация может применить к нарушителям дисциплины взыскания, предусмотренные действующим законодательством. Ст.147 КзОТ Украины (1) предусматривает два взыскания - выговор и увольнение. Но Законом Украины "О государственной службе", дисциплинарными уставами работников в некоторых областях народного хозяйства предусмотрены и другие дисциплинарные взыскания ( предупреждение о неполном служебном соответствии,задержка до одного года в присвоении очередного звания,или назначения на вышестоящую должность). Другие дисциплинарные взыскания могут предусматриваться и трудовым контрактом. Не указанные в законодательстве принудительные меры дисциплинарного характера применяться не могут.
Дисциплинарные взыскания применяются непосредственно при выявлении проступка,но не позднее одного месяца со дня его выявления. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено позднее 6-месячного срока со дня совершения проступка.
При рассмотрении дела выясняется степень и тяжесть вины работника,совершившего проступок,обстоятельства совершения проступка,личность правонарушителя,его служебная характеристика,материальный ущерб. От нарушителя может быть взято устное или письменное объяснение о причинах совершения проступка;для следователя и прокуратуры - только письменное. При отказе дать пояснения составляется акт.
Компетентный орган (должностное лицо),рассмотрев дело,принимает решение. Тяжесть взыскания должна соответствовать тяжести проступка. О наложении взыскания издается приказ. О наложении дисциплинарного взыскания работник уведомляется в трехдневный срок под роспись. Решение о наложении дисциплинарного взыскания может быть обжаловано,в том числе в суде.
Если в течении года со дня наложения дисциплинарного работник не совершил правонарушения и не был привлечен к дисциплинарной ответственности,то он считается не привлекавшимся к дисциплинарной ответственности. Дисциплинарное взыскание может быть снято и до окончания годичного срока.
В связи с переходом экономики Украины к различным формам собственности широко применяются такие виды производств (составная часть административного процесса),как регистрационное производство. Оно имеет несколько видов, а) государственная регистрация всех субъектов предпринимательства,которыми являются граждане Украины или других государств,а также юридические лица; б) процедура лицензирования отдель-
________________________
1.Кодекс законов о труде Украины/Утвержден Законом УССР от 10 декабря 1971 г.//ВВС УССР.-1971.-N50.-ст.375.
ных видов деятельности; в) регистрация нормативных актов министерств и
других органов государственной исполнительной власти,органов хозяйственного управления и контроля,которые касаются социально-экономических,гражданских прав,свобод и законных интересов граждан или имеют межведомственный характер; г) регистрация объединений граждан; д) регистрация религиозных организаций и др. Перечисленные виды регистрационного производства имеют много общего и много различного.
Процедура государственной регистрации касается всех предприятий,субъектов предпринимательской деятельности,которыми могут быть граждане Украины и других государств,а также юридические лица. Не могут быть субъектами предпринимательской деятельности лица,ограниченные законом в дееспособности.
Такие категории граждан Украины,как военнослужащие,должностные лица органов прокуратуры,суда,государственной безопасности,внутренних дел,государственного нотариата,а также органов государственной власти и управления,призванные осуществлять контроль за деятельностью предприятий,государственные служащие ограниченны в занятии предпринимательской деятельностью.
Не могут быть зарегистрированы как предприниматели с правом осуществления соответствующего вида деятельности лица,которым запрещено заниматься определенной деятельностью до окончания срока,установленного приговором суда.
Лица,которые имеют непогашенную судимость за кражи,взяточничество и другие корыстные преступления не могут быть зарегистрированы как предприниматели,не могут выступать соучредителями предпринимательских организаций,а также занимать в предпринимательских обществах и союзах руководящие должности и должности, связанные с материальной ответственностью.
Закон Украины "О предприятиях" (1) дает предпринимателям свободу предпринимательской деятельности,которая проявляется в праве без ограничений принимать решения и осуществлять самостоятельно любую деятельность,не запрещенную законодательством. Вместе с этом устанавливается перечень видов деятельности,которые подлежат лицензированию,а также тех предпринимательство в которых запрещено в связи повышенными требованиями к безопасности работ и необходимости централизации функции управления.
Государственная регистрация предпринимательства осуществляется в районных (городских) государственных администрациях по месту прожива-
________________________
1.О предприятиях в Украине:Закон Украины от 27.03.1991 г.
//Ведомости Верховного Совета Украины.-N24.- Ст.272
ния или деятельности.
Для государственной регистрации предпринимательства подаются необходимые документы: перечень которых является исчерпывающим. Это:
- заявление предпринимателя;
- решение учредителя (собственника имущества или уполномоченного им органа) о создании субъекта предпринимательской деятельности,а также устав,когда он необходим для создания организационной формы предпринимательства;
- документ,подтверждающий оплату денег за регистрацию;
- письменное подтверждение о юридическом адресе субъекта предпринимательской деятельности и другие документы (в случаях,предусмотренных действующих законодательством для отдельных организационных форм предпринимательства).
Соответствующий орган,осуществляющий регистрацию, в месячный срок выдает свидетельство о регистрации и одновременно направляет в налоговую инспекцию и орган государственной статистики сведения о зарегистрированном субъекте предпринимательства.
Отказ в государственной регистрации субъекта предпринимательства может наступить только по мотивам нарушения порядка его создания.Не допускается он по мотивам нецелесообразности субъекта предпринимательства. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован в суде.
Если для занятия предпринимательской деятельностью необходима лицензия,субъекты предпринимательской деятельностью обращаются в соответствующие органы с заявлением к которому прилагают копии учредительных документов,а предприниматель (физическое лицо) - копии документов, свидетельствующих об уровне образования и квалификации,которые необходимы для осуществления соответствующего вида деятельности (медицинская практика,юридическая практика,изготовление пива и вина и др.).
Порядок выдачи субъектам предпринимательской деятельности специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов деятельности регулируется положением,утвержденным постановлением Совета Ми-
нистров Украины. (1) от 15.04.1991 г.
Разрешение (лицензия) или отказ в лицензии на осуществление предпринимательской деятельности выдается в срок не более 30 дней со дня оформления заявления в письменной форме.
Споры об отказе в выдаче лицензии рассматривает суд или арбитражный суд.
________________________
1.Положение о порядке выдачи субъектам предпринимательской деятельности специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности N99.//Собрание постановлений Пра-
вительства. -1991.-N5).
Государственная регистрация предприятия производится в районной (городской) госадминистрации по месту нахождения предприятия.
Для государственной регистрации предприятия в соответствующий орган подается заявление,решение учредителя о создании,устав и другие документы. Если у предприятия на момент регистрации отсутствует помещение,оно производится по юридическому адресу одного из учредителей
Государственная регистрация предприятия осуществляется не позднее 30 дней со дня подачи заявления и необходимых документов. Данные о государственной регистрации высылаются в 10-дневный срок соответствующим органом в Министерство финансов и Министерство статистики Украины. Предприятие включается в Государственный реестр Украины со дня его регистрации.
Отказ в государственной организации предприятия может быть вызван нарушением установленного законом "О предприятиях" порядка создания предприятия,а также в случае несоответствия необходимых документов требованиям законодательства. По мотивам нецелесообразности создания предприятия отказ не допускается.
В случаях,когда предприятие будет заниматься отдельными видами деятельности,подлежащих лицензированию,оно должно получить разрешение (лицензию) в порядке,предусмотренном законом Украины "О предпринимательстве".
В хозяйственной деятельности широко используется такая организационно-правовая форма предприятия,как хозяйственные общества. Согласно ст.1 закона Украины "О хозяйственных обществах" ими признаются предприятия,организации и учреждения,созданные на основе договора граждан или юридических лиц путем объединения их имущества и предпринимательской деятельности.(1).
Законодательством предусмотрено создание акционерных обществ,обществ с ограниченной ответственностью,обществ с дополнительной ответственностью, полных обществ,командитных обществ,арендных предприятий, государственных коммунальных предприятий,основанных на собственностиадминистративно-территориальных единиц и государственных предприятий,основанных на общегосударственной собственности.
Некоторые особенности имеет регистрационное производство по объединению граждан и религиозных организаций.
Порядок регистрации объединений граждан урегулирован Законом Украины "Об объединениях граждан". В соответствии с ним,регистрация политических партий и международных общественных объединений осуществляется Министерством юстиции Украины; других объединений граждан (об-
________________________
1.О хозяйственных обществах: Закон Украины от 19 сентября 1991 г.
//Ведомости Верховного Совета Украины.-1991.-N49.-ст.682.
щественных организаций),а также местных отделений местными госадминистрациями.
Государственный контроль за соблюдением законодательства Украины о свободе совести и религиозных организаций осуществляют местные Советы народных депутатов,органы госадминистраций,а также Министерство по делам национальностей,миграции и культов в структуре которого создано Главное управление по делам религий. управление обеспечивает проведение политики государства относительно религий и церкви согласно Закона "О свободе совести и религиозных организаций".(1)
Одним из видов государственной регистрации есть регистрация нормативных актов министерств и других органов государственных исполнительной власти,органов хозяйственного управления и контроля,которые касаются социально-экономических,политических,личностных прав,свобод и законных интересов граждан или имеют межведомственный характер.
Акты центральных органов управления регистрирует Министерство юстиции,других органов государственной исполнительной власти,местных органов хозяйственного управления и контроля - управление юстиции областных,Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями.
Нормативный акт в трех экземплярах направляется в орган государственной регистрации на следующий день после принятия,одновременно также направляется:
- обоснование причин для издания нормативного акта или отдельных его положений;
- сведения про действующие акты по этому вопросу,информация о сроках приведения их в соответствием с нормативным актом,который подан на госрегистрацию,а также про акты ,прекращающие действие в связи с принятием этого акта;
- сведения об официальном согласии с актом заинтересованными органами.
Государственная регистрация нормативного акта осуществляется в 10-дневный срок с момента поступления его в регистрационный орган,о чем делается запись на оригинале с датой о регистрации. После этого акт заносится в государственный реестр. Срок регистрации может быть продлен на 10 дней с сообщением об этом органу,который вынес акт на регистрацию.
Об отказе в регистрации письменно уведомляется орган,который издал акт, с указанием конкретных причин отказа. Решение об отказе в государственной регистрации,принятое Министерством юстиции,обжалуется в
________________________
1.О свободе совести и религиозных организациях: Закон Украины от 23 апреля 1991 г.//Ведомости Верховного Совета Украины.-N25.-Ст.281.
Кабинет Министров Украины,а принятые управлением юстиции - в областные,Киевскую и Севастопольскую госадминистрации.
К регистрационной следует отнести также деятельность центров занятости,созданные в связи с переходом к новым формам хозяйствования,собственности,с переходом к новым отношениям и появлением значительного количества людей,которые потеряли работу или не могут ее найти.
Гражданин,обратившийся в центр занятости,заполняет регистрационную карточку,прилагает к ней трудовую книжку или документ ее заменяющий,документ об образовании или свидетельство о профессиональной квалификации,справку о состоянии здоровья,о заработке за последние два месяца,паспорт.
Центр занятости в течении 10 дней со дня регистрации гражданина обязан предложить два и более вариантов трудоустройства или получения новой специальности путем переподготовки,обеспечить его информацией про наличие вакантных должностей (рабочих мест). Если на протяжении десятидневного срока не найдена возможность трудоустроить гражданина, он получает статус безработного и право на помощь.
В структуре административного процессе важное место занимает производство в делах,связанных с осуществлением государственного ведомственного и вневедомственного (надведосмтсвенного) контроля. Эти виды контроля осуществляются органами государственной исполнительной власти (министерствами,управлениями и отделами местных госадминистраций, руководителями государственных предприятий и учреждений) подчиненных им органов и структурных подразделений,а также специализированными службами и государственными инспекциями.
При осуществлении ведомственного или вневедомственного контроля орган (должностное лицо по поручению соответсвующего органа) проверяет исполнение предписания законов, указов Президента, постановления Кабинета Министров, ведомственных актов. В границах ведомственного контроля может осуществляться проверка в полном объеме организационной, финансовой и хозяйственной деятельности подведомственных органов и структурных подразделений. Межведомственный контроль, проводимый соответствующими службами и инспекциями касается только отдельных направлений деятельности - финансовой, хозяйственной, исполнение общеобязательных правил, противопожарных, санитарных и др.
Контроль осуществляется в виде проверок, обследований, ревизий на основании документа подписанного руководителем соответствующего органа исполнительной власти, начальником конрольно-ревизионной службы или управления, руководителями службы в районе, городе, руководителями государственных инспекций или их заместителями.
Так согласно закона Украины " О государственно контрольно-ревизи-
онной службе в Украине" представители службы могут по инициативе службы один раз в году осуществлять проверку финансово-хозяйственной деятельности государственных органов, предприятий и учреждений.
Широкими полномочиями по осуществлению контроля наделены инспекции значительная часть которых вправе, в соответствии с КоАП рассматривать дела о нарушении соответствующих общеобязательных правил и накладывать на виновных административные взыскания.
Административно-процессуальными нормами внедряется разрешительная система - совокупность правил, которые регулируют порядок производства, приобретения, использования, сохранения, перевозки, сбыта отдельных предметов и веществ, а также открытие и функционирования отдельных предприятий.
Разрешительная система, которую осуществляют органы внутренних дел, является важной мерой обеспечения общественного порядка и общественной безопасности в стране, борьбе с преступностью и другими правонарушениями. Она распространяется на такие предметы, материалы и объекты, которые составляют повышенную опасность для окружающих, могут быть использованы с преступной или другой противоправной целью. К таким объектам относится огнестрельное, холодное, газовое, пневматическое оружие, взрывчатые материалы, хранилища и склады, где они хранятся, стрелковые тиры и стрельбища, оружейные мастерские и пиротехнические предприятия, магазины торгующие оружием и боеприпасами, штемпельно-граверные мастерские, печати и штампы. Органы внутренних дел осуществляют разрешительную систему путем использования разных форм и методов. Важнейшее место среди которых принадлежит контролю за соблюдением ее правил. Контрольная деятельность органов внутренних дел в указанной сфере включает начальную проверку объектов перед выдачей соответствующих разрешений, систематическое обследование таких объектов, предварительную проверку лиц с которыми составляются трудовые договоры для работы на них, а также употребление на них профилактических мероприятий для предупреждения и пресечения правил разрешительной системы. С целью обеспечения выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел по осуществлению контроля за соблюдением ее правил ведется учет всех объектов, на которые она распространяется, а также владельцев отдельных предметов.
Обследование объектов разрешительной системы осуществляется инспекторами разрешительной системы и участковыми инспекторами милиции ежеквартально, а объектов на которых хранится большое количество огнестрельного оружия ( 20 и более единиц), а также базовых складов взрывных материалов ежемесячно. Во время обследования обязательно должны проверяться наличие соответствующих разрешений, паспортов, согласия на заключение трудовых договоров с работниками, соблюдение про-
пускного режима, учет подконтрольных предметов и материалов, порядок
их выдачи и приемки, правильность ведения служебной документации, соответствие помещение, где сохраняются указанные предметы, степень технического состояния, охрана объектов, наличие и техническое состояние транспорта для перевозки опасных предметов; проверяется выполнение гражданами - собственниками огнестрельного, холодного или пневматического оружия правил хранения указанных предметов.
Важной мерой предупреждения расхищения предметов и материалов на которые распространяется разрешительная система, а также ненадлежащего их использования является предварительная проверка лиц с которыми заключаются трудовые договоры для выполнения работ, связанных с указанными предметами и материалами. Руководители предприятий, учреждений и организаций могут принимать на работу таких лиц только по предварительному согласие органов внутренних дел, который дает его после всесторонней и тщательной проверки. Согласие не может быть выдано если гражданин систематически нарушает общественный порядок, имеет судимость, по состоянию здоровья не может исполнять возложенных обязанностей, а также в некоторых других случаях.
Содержание профилактической работы определяется на основе анализа обстановки на объекта, характеризующей состояние соблюдения правил разрешительной системы. Значительная роль профилактики нарушения этих правил принадлежит согласованным действиям сотрудников разрешительной системы и других служб органов внутренних дел ( уголовного розыска, борьбы с организованной преступностью, ГАИ и другие), а также разных государственных органов и объединений граждан, которые владеют объектами разрешительной системы. Основное внимание профилактической деятельности органов внутренних дел должно уделяться выявлению и устранению или нейтрализиции причин, способствующих нарушениям установленных правил.
6. З А К Л Ю Ч Е Н И Е
Конечно,в объеме 1-й курсовой работы трудно полностью осветить такую глубокую и обширную тему как ПОРЯДОК ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ,ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ,однако фундаментальные понятия и базовые положения в указанной работе приведены. Несмотря на то,что административно-правовые нормы и отношения по российскому и по украинскому законодательству несколько отличаются друг от друга,но эти отличия не столь существенные и к тому же по ряду объективных и субъективных причин российская правотворческая мысль немного опережает украинскую,что дает
нашим законодателям использовать положительный опыт накопленный российскими юристами после принятия тех или иных нормативных актов, и избегать ошибок,обязательно встречающихся на таком тернистом пути как правотворчество.
Используя положительный опыт не только России ,но и других развитых государств,учитывая национальные и исторические особенности нашего народа Украина станет демократическим и правовым государством.
7. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Гражданское право.Часть 1.Учебник/ Под ред.Ю.К.Толстого,А.П. Сергеева.- М.:Издательство ТЕИС,1996. - 292-300с.
2.Гражданский кодекс Украинской ССР: Нучн.-практ.коммент. Пер. с укр. /И.Г.Агапов,М.И.Бару,И.А.Беленчук и др. -К: Политиздат Украины,1981.- 639 с.
3.Кодекс Украины об административных правонарушениях /Утвержден Законом от 18.12.1984г.//ВВС Украины.- Приложение к N51.-ст.1122
4.Кодекс законов о труде Украины/Утвержден Законом УССР от 10 декабря 1971 г.//ВВС УССР.-1971.-N50.-ст.375.
5.О предприятиях в Украине:Закон Украины от 27.03.1991 г.
//Ведомости Верховного Совета Украины.-N24.- Ст.272
6.О свободе совести и религиозных организациях: Закон Украины от 23 апреля 1991 г.//Ведомости Верховного Совета Украины.-N25.-Ст.281.
7.О хозяйственных обществах: Закон Украины от 19 сентября 1991 г.
//Ведомости Верховного Совета Украины.-1991.-N49.-ст.682. вительства. -1991.-N5).
8.Положение о порядке выдачи субъектам предпринимательской деятельности специальных разрешений (лицензий) на осуществление отдельных видов предпринимательской деятельности N99.//Собрание постановлений Пра-
9.Советское административное право: Учебник.- С56 М.:
Юрид.лит.,1985г.
10.Политологический словарь. - К.: ИнноЦентр. - 1991.
11.Юридический энциклопедический словарь. - М.: СЭ. - 1984.