Формирование имиджа частного регионального телеканала (на примере телеканала "НТС" "Контакт-Медиа" г. Дивногорска)

Дипломная работа

Формирование имиджа частного регионального телеканала (на примере телеканала НТС "Контакт-Медиа" г. Дивногорска).

Оглавление


Введение

Глава 1. Специфика современного регионального телевидения

1.1 Особенности регионального телевидения

1.2 Организация работы телевизионного канала

1.3 Имидж телеканала и его формирование

Глава 2. Телеканал и его общественность

2.1 Характеристика телеканала НТС "Контакт-Медиа"

2.2 Исследование отношения различных групп общественности к телекомпании "НТС"

2.3 Анализ заполнения эфирных листов и новостной ленты

Глава 3. Рекомендации по повышению эффективности работы телеканала

3.1 Практические рекомендации по формированию имиджа телекомпании "НТС"

3.2 Концепция телевизионного вещания телекомпании "НТС"

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение


Какого прогресса ни достигла бы телевизионная коммуникация, каким бы вездесущим и всепроникающим ни стал телесигнал, общество всегда будет нуждаться в телеинформации разных уровней: как глобальной, представляющей всеобщий интерес, так и локальной, адресованной отдельным группам телеаудитории. И поскольку одним из основных признаков аудиторной дифференциации всегда будет ее территориальная принадлежность, постольку всегда будет существовать потребность именно в местных телепрограммах. Эту характерную черту современности подметили еще в прошлом теперь уже 20 веке, Э. Багиров и И. Кацев, авторы классической работы "Телевидение,20 век": "Как бы подробно и всесторонне ни отражала центральная программа жизнь страны, она никогда не сможет охватить всего, да и не должна, ибо многое представляет интерес лишь для части аудитории. Поэтому местные программы служат как бы дополнением центральной, раздвигая панораму жизни за счет более подробного отражения событий и проблем данной местности"!"1

С середины 90-х годов начался настоящий бум местного телевидения, обусловленный все возрастающим вниманием жителей российской провинции к своим собственным, местным проблемам. За это десятилетие обнажилась двойственная природа телевидения, в том числе регионального. С экрана хлынула правдивая, яркая информация о мире, в котором мы живем. Естественно, телевидение отодвинуло газеты и радио на второй план. Телевидение стало свободным от партийных пропагандистских указов и норм. Появилась реклама. Интересно, что во главе многих региональных телекомпаний стали вовсе не журналисты и чиновники, как это было принято ранее, а бизнесмены, вложившие собственный капитал в интересное телевизионное дело и в расчете на окупаемость затрат через рекламные блоки. Так, жизнь региональных студий во многом оказалась зависимой от явных и скрытых хозяев.

Говорить о региональном телевидении в целом весьма сложно, потому что с одной стороны мы имеем дело на этом рынке с такими "монстрами", как "Афонтово", "7 канал", "ТВК". А с другой, к примеру, - дивногорская телекомпания "НТС", которая вещает 1 час день в городе, населением около 35.000 человек. У таких телекомпаний трудностей возникает гораздо больше. Одна из них связана отсутствием реального рекламного рынка. Местные предприниматели не спешат раскошелиться и заказать, к примеру, рекламный ролик на местном телевидении. Зарплата многих журналистов часто зависит от ежемесячного дохода отдела по рекламе. Отсюда маленькая зарплата, которая не дает стимула работать профессионально. У корреспондентов пропадает желание за мизерный гонорар заботиться о количестве и качестве новостей. Текучка кадров или вообще их недостача порождает отсутствие единого стиля в ведении программ. Нередко ведущим новостного блока выступает корреспондент, сам читая свои же подводки к сюжетам. А ведь новости, как известно, лицо канала и самая главная задача регионального телевидения. Все это сказывается не только на репутации канала, но и на его имидже. Он достаточно неоформлен в людском сознании, а отсюда предвзятое и порой скептическое отношение к местному телевидению.

Конечно, к телеканалам крупных городов, таких как Красноярск, это суждение не относится. У них, как правило, есть отделы по связям с общественностью, а вот глубинка, ограниченная в средствах не только на своевременную зарплату своим работникам, и уж тем более ограниченная в деньгах на содержание специалистов в области PR, как никто больше нуждается в рекомендациях по продвижению своего имиджа. Поэтому данная тема исследования, сформулированная как "формирование благоприятного имиджа частного регионального телеканала (на примере телеканала НТС "Контакт-Медиа" г. Дивногорска)" как нельзя актуальна.

Степень изученности исследуемой темы довольна низка. Исследование имиджа региональных и местных телеканалов в массовом сознании населения можно найти, пожалуй, только в социологическом анализе влияния региональных СМИ на массовое сознание населения Красноярского края, проведенного в 2005 году Сибирским центром социальной экспертизы и консалтинга под руководством доктора социологических наук, профессора В.Г. Немировского. Однако в данном исследовании основное внимание уделено крупным региональным телекомпаниям, таким как "Афонтово", "ТВК", "КГТРК" и т.д. К тому же цель исследования была совершенно иная: в нем не было дано практических рекомендаций по формированию благоприятного имиджа того или иного телеканала. В самой же телекомпании НТС "Контакт-Медиа" формированием благоприятного имиджа конкретно никто не занимался, потому что должность специалиста по связям с общественностью на телеканале пока не предусмотрена.

Объект исследования - частный региональный телеканал.

Предмет исследования - имидж телеканала "НТС" г. Дивногорска.

Цель исследования: изучить отношение общественности к телеканалу "НТС" и разработать практические рекомендации по формированию его благоприятного имиджа.

Задачи исследования:

Изучить специфику современного регионального телевидения.

Исследовать отношение определенных групп общественности к телекомпании "НТС".

Разработать практические рекомендации по формированию благоприятного имиджа телеканала "НТС".

Источники, используемые в ходе написания дипломной работы довольно разнообразны: литература по телевидению, имиджу, связям с общественностью. Также была использована документация, предоставленная ООО НТС "Контакт-Медиа": учебный материал семинара "Продюсирование на региональном телевидении" Российского центра подготовки работников региональных телекомпаний "Практика" (г. Нижний Новгород). Также были исследованы новостные ленты телекомпании "НТС" в электронном виде и печатные эфирные листы. Источниками послужили и результаты исследования, проведенного с целью выяснения отношения определенных групп общественности к телеканалу "НТС", а именно: фокусное мнение рекламодателей телекомпании, ее аудитории и самих работников. Наконец, для написания дипломной работы источниками явились и личные наблюдения, появившиеся во время работы на телекомпании в должности корреспондента и ведущей прямого эфира в период с июня по сентябрь 2005 года.

Дипломная работа состоит из трех глав. В первой главе - теоретический материал по теме. Вторая глава представляет собой исследовательскую часть дипломной работы. В третьей главе прописаны практические рекомендации по формированию благоприятного имиджа телекомпании НТС "Контакт-Медиа". Также в работе присутствуют введение, заключение, список литературы и приложения.

Глава 1. Специфика современного регионального телевидения


1.1 Особенности регионального телевидения


Из всей системы отечественных средств массовой информации мысленно выделим телевизионное вещание, внутри которого нетрудно выделить федеральное и местное телевидение. Единым объектом отражения для всех СМИ является реальная действительность с многообразием политических, экономических, культурных проблем, общественных отношений, природных условий и т.д. Един и объект воздействия - совокупная аудитория. Но если все средства массовой информации адресуют продукцию своей деятельности одному и тому же зрителю, слушателю, читателю, не логично ли предположить, что различные органы массовой информации должны избрать для отражения лишь определенные стороны, грани действительности.

Можно указать на два основных признака, в соответствии с которыми должны дифференцироваться местные телепрограммы. Признаки эти взаимосвязаны между собой. Речь идет, во-первых, о географических, экономических и социокультурных особенностях региона, и, во-вторых, об особенностях региональной аудитории. (Впрочем, особенности аудитории в значительной мере зависимы от характерных особенностей региона.)

В любом случае, эти теоретические положения вполне позволяют сделать вывод, что при планировании деятельности вновь создаваемых студий, и при упорядочении вещания недавно существующих, требуются достаточно точные знания специфических особенностей внешней среды и качественного состава аудитории по всем ее признакам.

Однако изучение многофакторных особенностей "внешней среды" в регионах ведется недостаточно эффективно. Вряд ли могут удовлетворить объективного исследователя и ставшие столь распространенными измерения рейтинга программ, и их влияние на вещательную политику телеканалов. Еще меньше ощущаются в деятельности местных студий, проводимые от случая к случаю, социологические исследования региональной телеаудитории.

Если в проведении социологических исследований местные медиа уступают, то в плане эксклюзивности региональные тележурналисты вне конкуренции, когда речь идет о местных новостях. Что же касается оперативности, то она требует соответствующей материально-технической базы, что в большинстве случаев недоступно региональным телекомпаниям. В тех же случаях, когда щедрые "вливания" спонсоров или местных властей в богатых регионах обеспечивают местные телестудии ультрасовременной телетехникой, нередко не хватает профессионального мастерства журналистов для ее использования, да и специфические местные условия (огромная территория, климат) существенно ограничивают указанные факторы в местном телевещании.

Региональное телевидение в какой-то степени всегда будет побеждать любой федеральный канал, потому что обсуждает проблемы местного масштаба, а не общероссийского. Людям хочется знать в первую очередь о самих себе. Им важно видеть свои улицы, мучить вопросами местных начальников, обсуждать проблемы экологии, тепла, дорог того города или поселка, где они живут, поэтому региональные каналы пользуются популярностью.

В сюжетах из российских городов, появляющихся на центральных каналах, часто бывают недоразумения, когда ведущие путают фамилии людей, неправильно ставят ударение. Конечно, в сюжетах регионального телевидения бывают ошибки и посерьезнее, но своему телевидению, своим ведущим люди готовы прощать, в то время, как даже маленькая оговорка из "чужих" уст кажется преступным умыслом. Региональное телевидение "обречено" на успех. Это правда. Но в этой правде таится опасность появления успокоенности, нежелания что-либо менять, расти профессионально. Работники местных студий заявляют, что их и так знают, любят и доверяют им. А оправдания по поводу ошибок в профессиональном плане сводятся к плохой технике и маленькой зарплате, отсутствия доступа к информации. Тем, кто оперирует любовью и вниманием своих зрителей и ничего не хочет менять, не стоит забывать, что даже самый большой успех - явление переменное. К тому же надо уметь различать зрительский успех и успех профессиональный.

Так плюс или минус - близость к зрителю? Конечно, гораздо больше плюс, чем минус, однако работать для зрителя не означает угождать ему. Близость к зрителю, как ни странно, заставляет профессионального тележурналиста больше доверять самому себе в оценке результатов работы, чем благодарному и влюбленному в него зрителю. Это касается как программы в целом, так и "раскрученных" ведущих.

Преимущества, возникающие в силу специфики и особого положения регионального телевидения следующие:

Возможность разговаривать со зрителем более доверительно, установить личную дистанцию. Эта дистанция, как никакая другая, соответствует самой профессии телеведущего и дает возможность раскрыться на экране.

Проблемы имиджа, стиля, акцента и диалекта проще на местном телевидении, так как на экране появляется "один из нас" - говорит, как мы, одет как мы и т.д.

Близость к зрителю означает погружение тележурналиста в ту среду, о которой и для которой он готовит репортажи. Сам тележурналист является участником событий, о которых рассказывает.

Близость к зрителю означает особую поддержку и любовь населения тем, кто ведет настоящую журналистскую работу. Острый вопрос к начальнику от имени населения или удачный комментарий по поводу наболевшей проблемы не только заметят, но будут долго помнить. Этот кредит доверия со стороны зрителя, его умение прощать неточности, погрешности, поспешность - удивительное качество местного телевидения. Может быть, это самое главное.

Близость к зрителю дает возможность находить потрясающих героев. Таких героев ищут и не находят федеральные каналы. Не случайно во время своих командировок в города России, они, как правило, обращаются к местным журналистам в поиске интересных судеб, историй, коллизий.

Следующее особое качество, которое является и плюсом и минусом - это универсальность деятельности тележурналиста на региональном телевидении. На федеральных каналах есть четкая технология производств, и каждый человек делает только то, что он обязан делать согласно своей должностной инструкции и контракту. На региональном телевидении такое бывает очень редко, только в самых крупных компаниях, технически и технологически развитых, например "Афонтово", "КГТРК", "7 канал". В большинстве своем региональные телекомпании не имеют возможности закрепить за конкретным работником узкую специальность. Часто приходится видеть программы новостей местного телевидения, где журналист выполняет функции и ведущего и корреспондента новостей. Он сам себя редактирует и режиссирует. А в некоторых случаях и сам монтирует сюжеты. Это и есть универсальность. За этим явлением кроется и плохое, и хорошее.

Начнем с недостатков. Необходимость сочетания разных профессий приводит к суете, поспешности и отрицательно сказывается на качестве программы. Четкая технологическая цепочка и четкое понимание своих обязанностей - не роскошь, а прямое условие профессиональной работы сегодня. Зрителю сложно воспринять программу, когда диктор в студии вдруг оказывается с микрофоном в руке в объявленном им же сюжете. Происходит путаница, которая мешает восприятию программы в целом.

Теперь о достоинствах. Универсальность дает возможность попробовать себя реально в разных амплуа. Тем самым человек может найти свое место и с меньшими потерями. На региональном телевидении универсальности не избежать в силу ограниченных людских ресурсов. Всегда будет кто-то болеть, а кого-то надо будет послать на учебу, или вдруг появится хороший заказ и придется срочно создавать творческую бригаду. Таким образом, универсальность - это нормально, этого не избежать. Более того, это надо всячески приветствовать, однако не доводить до абсурда.

Важное место в местной программе телевидения занимают общественно-политические документально-публицистические передачи. Безусловно, правы те исследователи, которые считают, что региональная аудитория ждет от местной телестудии прежде всего информации и публицистики. Создание полноценных художественных программ - прерогатива центральной программы. Хотя о полном отказе от художественного раздела речь не идет.

Организуя работу местного телевидения, работая над концепцией вещательной политики региональной студии, необходимо правильно определить соотношение общественно-политического, документального и художественного вещания. Разумеется, вопрос этот не имеет общеобязательных рецептов. Здесь важно учитывать культурный потенциал региона, его возможности в подготовке передач культурной тематики, их конкурентоспособность в сравнение с соответствующими передачами центральной программы. В противном случае большие материальные и творческие затраты окажутся попросту нерациональными, напрасными. В любом случае вновь открывающиеся телестудии не должны повторять первый этап развития местного ТВ, когда в каждом регионе, пытаясь отвечать на запросы своей аудитории, снимали фильмы, ставили спектакли, готовили оригинальные музыкальные программы, увлекались постановочными передачами, для которых не имели ни средств, ни возможностей. Даже в тех телеорганизациях, которые обслуживают автономные национальные округа и в задачу которых непременно входит бережное сохранение и упрочение местных культурных традиций, художественный раздел вещания, видимо должен ориентироваться на возможно более полное отражение культурных достижений малочисленных народов средствами документального телевидения, а не путем создания оригинальных постановочных передач. Здесь имеется в виду культурная хроника, трансляции выступления художественных коллективов, встречи в студии с представителями интеллигенции из мира культуры. А уж если браться за постановку телеспектакля по пьесе местного автора, например, то лучше постараться заинтересовать центральную телепрограмму, скооперироваться с ней - и подготовить передачу, которая будет показана значительно более массовой аудитории. Только в этом случае оправданы затраты.

Что касается выбора тематики, то каналы, представляющие негосударственный сектор вещания, зачастую более свободны в интерпретации событий (особенно ярко это видно на примере официальных материалов), в использовании разнообразных форм подачи информации. Их программы нередко более интересны и доступны для восприятия зрителями различных социальных слоев. При всем том здесь чаще встречается местническая оценка общефедеральной политики (нелишне вспомнить, что учредителями многих негосударственных телекомпаний стали губернаторы и мэры, уверенные в том, что главной целью деятельности финансируемого им СМИ должно быть "жизнеописание" местной, властной элиты).

Появление множества местных студий породило и множество сложнейших проблем. Расширяя селективные возможности зрителей (отнюдь не пропорционально количественным показателям), вещатели оказались один на один с целым комплексом неразрешенных (иногда кажущихся неразрешенными) вопросов правового, экономического, этического, наконец, организационного характера.

Поскольку телеинформация - такой же товар, как и все остальное, то и процесс распространения телеинформации происходит по законам рыночной экономики. Не потому ли организационные формы здесь доведены до совершенства? Понятно, что идеологические процессы не должны полностью укладываться в подчас довольно циничные отношение купли - продажи. Однако полное отсутствие экономических стимулов нередко является одной из важнейших причин неэффективности того или иного СМИ.

Деятельность местных студий не может быть обособленной, ориентированной лишь на самое себя. Искать образцы профессионального опыта местным студиям, видимо, предпочтительнее среди достижений местных же телестудий. Безусловное влияние центральных программ, общероссийских нельзя сбрасывать со счетов, но характер этого влияния должен быть иным, нежели прежде, восприниматься по-новому. Практика работы местных телестудий в последнее время показала, что нужен заслон на пути подражательства. Попытки "делать, как Москва, но в меньших масштабах" чаще всего неудачны, потому что это простое дублирование, и в этом случае региональное телевидение не выдерживает конкуренции. Вопрос не только в разнице технологических и творческих возможностей, не только в соизмеримости рамок вещания, но главное - в разной специфике вещания, завязанного на региональных интересах, аудиторные запросы компактных групп, с одной стороны, и разросшейся, бесконечно расчленяемой системы - с другой. Разница в специфике столь велика, что прямые заимствования не приемлемы, а косвенные, касающиеся стиля, приемов - требуют в каждом случае перепроверки и переосмысления, соответствующей коррекции.

Еще недавно взаимоотношения местной телестудии с властными структурами зачастую были предельно упрощены и сводились к простой указке - диктовке тем и проблемных направлений, стремлению объединить, "увязать" планы работы местной администрации и планы студии. Однако указующий перст местного руководства редко учитывает многообразные факторы реальной вещательной политики, тем более, что, судя по результатам опроса экспертов, местные элиты специфику телевизионной журналистики представляют слабо, местных передач практически не смотрят. Мало того, весьма приблизительными были также суждения об отражаемой телевидением реальной действительности. К сожалению, здесь можно сделать вывод о том, что если в прошлые времена мешало преобладавшее неверное отношение самих тележурналистов к предназначению местного телевещания (амбиции "монополиста эфира"), то со временем таким тормозом стали неверно выработанные требования "издателя".

Если очень коротко сформулировать сейчас ситуацию на региональном телевидении, то одна из явных тенденций - ощущение усталости и разочарования в профессии. Для молодых журналистов романтизм профессии уже не является основным стимулом в работе. Хочется зарабатывать деньги. И это вполне реально, так как сейчас действительно многие федеральные каналы испытывают нужду в региональных журналистах. Уже прошел первый этап - период становления, формирования новых коммерческих компаний, информационный бум, эра популярности и доверия журналистам. Все стабилизировалось и успокоилось. Региональные медиа за последние 10 лет своими программами демократизировали общество, приучили властные структуры к новому стилю взаимодействия с прессой. Их влияние на региональную аудиторию невозможно переоценить. Именно поэтому региональные СМИ в не меньшей степени, чем федеральные, заслуживают тщательного и подробного изучения, объективного исследования, поиска научно выверенных путей из дальнейшего совершенствования.


1.2 Организация работы телевизионного канала


В данном параграфе речь пойдет об организационной структуре, цель деятельности которой - сбор, обработка, хранение и распространение информации в виде журналистских произведений.

На телевидении организационную структуру, производящую аудиовизуальные журналистские произведения, называют телестудией.

региональный телеканал имидж общественность

Поскольку выпуск телепрограмм - сложное производство, журналисты существенно зависимы от материально-технической базы - технического центра.

Согласно Закону о печати и средствах массовой информации, у каждого СМИ есть учредитель - частное лицо или группа лиц, организация, ассоциация или партия, наконец, творческий коллектив, который имеет определенные права собственности на редакционное имущество и уж, конечно, результаты своего труда. В конечном итоге, создавая СМИ, учредитель, как правило, определяет направленность издания, в соответствии с которой строится творческая деятельность журналистов.

Материально - техническое и финансовое обеспечение производства продукции СМИ обеспечивает издатель. Нередко учредитель и издатель создают попечительский совет, в состав которого входят многие заинтересованные лица - с одной стороны, лидеры общественного мнения, представляющие интересы аудитории, с другой стороны, спонсоры - организации или предприниматели, оказывающие телеканалу финансовую поддержку. Попечительский совет участвует в разработке долгосрочной идейно - художественной политики издания, утверждает перспективные планы работы, утверждает планы и макеты телепрограмм, выпусков новостей, обсуждает кадровые вопросы.

Так как работа любого телеканала - дело весьма дорогостоящее, важный резерв в финансировании работы телекомпании занимает показ платной информации. Поэтому существенную роль в организационной структуре играет рекламный отдел. Создание рекламы иногда считают особым видом журналистской деятельности.

Как и в печатной периодике, на телевидении главная задача журналистов - создавать литературные тексты будущих передач. Поэтому на телевидении, как и в любом другом СМИ, возникают дополнительные творческие подразделения и новые творческие профессии.

Наряду с редакциями, решающую роль в организации вещания играют службы звукозаписи. Сюда входят как технические работники, обслуживающие все электронное хозяйство, так и представители следующих профессий: звукорежиссеры, звукооператоры, монтажницы, музооформители и музыкальные редакторы.

На телестудиях, которые не ограничивают свое вещание каким-то одним разделом (только новости или только музыка и т. д), работает главные редакции или просто редакции, сходные с отраслевыми разделами газет. Однако, в электронных СМИ намного шире представлена художественно - публицистическая и развлекательная журналистская продукция. Практически любой телекомпании есть редакция музыкальных программ, так же как и литературно-драмматическая, кинопрограмм, народного творчества и т.п. Эти редакции отвечают за художественный раздел вещания.

Поскольку телевидение - это средство массовой информации, центральное место почти в каждой телекомпании занимает служба информации. Так называемые информационные редакции, как правило, включают самое большое количество сотрудников телекомпании. Это связано, прежде всего, со спецификой их работы, которая заключается в сборе и обработке материала, и ее целью - максимальным охватом событий и происшествий в городе, области, регионе. Для обеспечения работы отделов и редакций информации недостаточно одного режиссера и двух-трех журналистов-редакторов, как обычно бывает в других отделах. Жесткое распределение обязанностей, планирование эфира, быстрое реагирование на события и способность репортеров и операторов быстро сориентироваться в любой ситуации - вот основные слагаемые успеха работы информационных служб.

Есть также и другие творческие подразделения, готовящие документально-публицистические программы, охватывающие весь спектр общественной жизни: политику, экономику, науку, культуру, искусство. Заметное место занимают спортивные редакции.

Кроме редакций и звукоцеха, на телевидении важную роль играют службы, обеспечивающие изобразительную сторону программы: операторы, художники, декораторы и осветители, гримеры и визажисты. Аппаратные видеозаписи и аппаратные видеомонтажа - это не только технические службы, ибо вполне очевидно, как выигрывает содержание журналистского произведения для телевидения от образной системы.

На телевидении, условно говоря, за содержание передачи отвечает редактор, за форму - режиссер.

Сейчас на телевидении появились представители универсальной профессии - продюсеры. В задачу продюсера входит не только финансирование телевизионного производства, продюсер в одном лице совмещает и административные, и финансовые, и технические, и творческие функции.

На современном телевидении также существуют программопроизводящие и вещательные организации. Первые, - их называют продюсерскими фирмами, - создают отдельные передачи, циклы и рубрики, серии и сериалы и предлагают готовую продукцию вещателям, которые имеют доступ к эфиру.

Подобная организация работы стала возможной при переходе к рыночным отношениям, и теперь типология электронной прессы предлагает, по крайней мере, три характерных уровня: по ареалу распространения, по форме собственности и по содержанию и жанрово-тематическим особенностям программ (о профилировании каналов будет сказано ниже).

По ареалу распространения телевидение бывает всероссийское и региональное.

Форма собственности может быть государственная, государственно-кооперативная, акционерная, общественная, частная, смешанная, а также принадлежащая зарубежным корпорациям и компаниям, иностранному капиталу.

Подобная организация телевизионного производства ведет к подлинной монопрограммности, последовательному насыщению рынка зрительских интересов. А это в свою очередь требует профилирования каналов, которые возможны:

По тематическому признаку (новости, музыка, спорт и т.д.);

По аудиторному признаку (программы для детей, для молодежи, для пенсионеров и т.д.);

По учредителю (президентский канал, канал творческих союзов);

По национальному признаку (республиканская программа, программа для национальных групп населения, проживающих вне территории своих национальных образований);

По территориальному признаку (общегосударственная, интегрированная межгосударственная, зарубежная, на зарубежную аудиторию телепрограмма; местная - вплоть до кабельной сети поселка, микрорайона);

По временному признаку (круглосуточные, вещающие определенное время и с "плавающим" графиком вещания);

По источнику финансирования (государственный - бюджетный; платный - функционирующий за счет абонементной платы со зрителей; общественный - за счет фондов общественных организаций, добровольных пожертвований предприятий и частных лиц; коммерческий - самоокупаемый, прежде всего за счет рекламы; арендный - аренда эфирного времени у вещательной организации);


1.3 Имидж телеканала и его формирование


Прежде чем речь пойдет об имидже телеканала, стоит дать определение самому слову "имидж".

Итак, имидж - это целенаправленно сформированный образ (изображение), призванный оказать эмоционально-психологическое воздействие на кого-либо своим устойчивым представлением об объекте в целях его популяризации, рекламы и т.д. 2

Также имидж может характеризоваться как стихийно возникшая форма отражения объекта в сознании людей. Имидж является одной из разновидностей образа, возникающего в результате социального познания.

Имидж есть единство представления и эмоционального восприятия объектов, обеспечивающие узнаваемость, позиционирование, формирование особого мнения и отношения к ним. Имидж PR-объекта - это он сам и то, что о нем думают целевые аудитории, так как наши представления об окружающем мире фиксируются в виде образов - имиджей. Они то и определяют установки и поведенческие доминанты людей в отношении объектов, явлений и процессов.

Специфика имиджа как разновидности образа заключается в том, что его прообразом может быть не просто объект, не любое явление, а только субъект. Таким субъектом может выступать человек, организация, коллектив, группа и, наконец, любой предмет, если ему в процессе создания и восприятия его образа приписываются личностные, человеческие качества. В данном случае речь пойдёт об имидже телеканалов.

Важной характеристикой имиджа телеканала, как, впрочем, и любого другого имиджа, является информативность: он сообщает о некоторой совокупности признаков, присущих оцениваемому субъекту. Причём эти признаки могут существовать объективно или же произвольно приписываться субъекту создателями имиджа.

Другая существенная особенность имиджа - его активность. Имидж способен воздействовать на сознание, эмоции, поведение, как отдельных людей, так и целых групп населения.

Имидж является знаковой, символической структурой. Ее можно представить как своего рода библиотеку различных значений, из которой в соответствии с ситуацией выделяются определенные значения. Имидж представляет собой "полуфабрикат", поскольку он задаёт направления для домысливания в соответствии с опытом целевой аудитории или воспринимающего человека.

Очень важно следить за тем, чтобы весь каркас имиджа телеканала возводился скоординированно и одновременно. Имеет смысл подчеркнуть, что люди склонны оценивать подобных себе по манерам и одежде, книгу - по обложке, магазин - по витрине. Точно также и об организации они судят преимущественно на основании своего впечатления об ее персонале, товарах, услугах, рекламе. Массовое сознание имеет устойчивую привычку сопосталвять различные объекты с определенными человеческими качествами. Именно эти качества и должен иметь имидж организации. Он должен свидетельствовать о том, что организация является “дружественной”, “заботливой”, “порядочной”, производящей впечатление" и т.д.

К примеру, В 2005 году Сибирским центром социальной экспертизы и консалтинга под руководством Немировского В. Г был проведен социологический анализ влияния региональных СМИ на массовое сознание населения Красноярского края.

С помощью методики "Семантический дифференциал", разработанной Чарльзом Осгудом, были изучены имиджи региональных телеканалов ("Афонтово", "Прима-ТВ", "КГТРК" и т.д.), которые, по мнению исследователей, в массовом сознании представлены совокупностью оценочных отношений.

Семибалльные биполярные шкалы (от +3-х до - 3-х) были построены на основе понятий, полученных в процессе проведения фокус-групп, с помощью которых исследовалось восприятие телевизионных СМИ. Всего было использовано 10 подобных шкал: профессиональный - непрофессиональный, умный - глупый, безопасный - опасный, весёлый - серьёзный, чистый - грязный, интересный - скучный, спокойный - тревожный, семейный - одинокий, добрый - недобрый, красивый - некрасивый.

Количественный показатель отношения респондентов к телеканалам формировался на основе оценок ими информации, воспринимаемой от этих каналов. В результате статистической обработки данных опроса был получен рейтинг зрительского отношения к телеканалам.

Конструирование имиджа PR-объекта является ведущим компонентом имиджевой рекламы. У каждого телеканала, его руководства и персонала и т.п., есть свое "лицо". Однако оно может быть результатом стихийного формирования под воздействием разнохарактерной информации, то есть в процессе самотека: личного наблюдения, обыденной оценки, слухов и т.д. Такой имидж не управляется, слабо выполняет позитивные функции, мало привлекателен и требует целенаправленной коррекции, которая может быть произведена с помощью именно имиджевой рекламы. Формируя определенный имидж, она создает определенные представления и впечатления у целевых аудиторий об организации, руководстве, персонале, опираясь, прежде всего, на имидж, представляющий их публичное "Я". Поэтому он должен быть адекватным своему носителю, а престижная реклама - наиболее честной.

Объектов без имиджа не существует. Позитивный имидж создает атмосферу оптимизма и доверия, становясь целью, к которой стремятся все. Наоборот, негативный - вызывает опасение и недоверие у общественности, которые могут привести к кризисным ситуациям: массовые претензии к качеству продукции, угроза банкротства, ухудшение отношений с различными группами, объединениями общественности и т.д.

Являясь одним из условий конкурентоспособности PR-объекта на уровне образных концептуальных решений завоевания места на рынке, формирование благоприятного имиджа становится важнейшей целью коммуникативной политики, так как он организует желательное общественное мнение. Данный управляемый PR-специалистами процесс строится исходя из: а) целей, б) конкурентов, в) средств, г) технологий, д) творчества. Планирование, разработка и внедрение имиджа - это дорогостоящее мероприятие. Но у телеканалов есть преимущества перед другими организациями в то плане, что они располагают собственным эфирным временем и им не надо пользоваться услугами рекламных агентств или рекламных служб других телеканалов, чтобы формировать или продвигать свой имидж посредством телевидения.

Формирование имиджа не следует рассматривать как трату денег, а наоборот, как их инвестирование в поддержание социально ответственной жизнедеятельности организации и, в конечном счете, получение прибыли с репутации.

Имидж телеканала - это имидж телекомпании в целом, объединяющий ее престиж, репутацию, успехи и стабильность. Он призван:

Выразить индивидуальность - миссию, притязания, бизнес как основу корпоративной идентичности при восприятии и измерении в конкурентной среде свойств различных организаций;

Увеличить известность, знание, понимание и интерес общественности к организации, способствуя лучшей работе ее репутации на успех;

Развивать ассоциации с позитивными характеристиками деятельности организации, гарантирующими качество, надежность и ответственность;

Объединять занятых в организации людей, ее подразделения и формировать корпоративный, командный дух.

Концептуальное решение достойного для организации корпоративного имиджа становится стимулирующей силой ее функционирования и развития. Оно достигается с опорой на разнообразные визуальные и вербальные компоненты, которые, будучи приведены к общему знаменателю, создают целостное представление и впечатление, способствующее конкурентоспособности организации.

Визуальный облик - это представление физического воплощения и деятельности организации для зрительского восприятия, которое лучше запоминается и дольше храниться в