Основание и процессуальный порядок изменения обвинения
Саратовский военный Краснознаменный институт
ВВ МВД РФ
Кафедра: УПиК
Предмет: Уголовный процесс
КУРСОВАЯ РАБОТА
"ОСНОВАНИЕ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ИЗМЕНЕНИЯ ОБВИНЕНИЯ"
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Основание и значение процессуального института привлечения в ка-
честве обвиняемого………………………………………………………5
Глава 2. Основания изменения и дополнения обвинения……………………...15
Глава 3. Порядок изменения обвинения…………………………………………24
Заключение………………………………………………………………………...30
Литература…………………………………………………………………………31
Введение
Привлечение обвинения в качестве обвиняемого (предъявление обвинения)- один из наиболее важных и ответственных актов стадии предварительного расследования уголовных дел. В действующем законодательстве данный акт именуют по-разному. К примеру, в ст. 4, 46, 143 и 144 УПК он именуется «привлечением в качестве обвиняемого», в то время как в ст. 2 и 234 УПК — «привлечением к уголовной ответственности». Аналогично обстоит дело в учебной и научной литературе, в обыденном словоупотреблении и в юридической практике: В результате нередко до сих пор в учебной и научной литературе случается ошибочное, недопустимое смешение качественно различных по своей правовой природе понятий:
уголовно-правового понятия «уголовная ответственность» с уголовно-процессуальным понятием «привлечение в качестве обвиняемого».
Первое, как известно, характеризуется такими существенными признаками, как публичное порицание лица за совершенное им преступление в форме осуждения, т.е. признание по приговору суда преступником, а при наличии соответствующих оснований — возложением на виновного и обязанности нести все отрицательные для него последствия данного акта (понести уголовное наказание, иметь судимость и т.п.). Уголовная ответственность наступает после вступления в отношении осужденного обвинительного приговора в законную силу.
Привлечение лица в качестве обвиняемого предполагает не признание данного субъекта виновным, преступником, но принципиально нечто иное, а именно: постановку, предварительное формулирование основного вопроса уголовного дела, то есть вопроса о виновности конкретного лица в совершении преступления. В последнем случае обвинительная власть или сторона обвинения формулирует притязание государства на признание его права привлечь обвиненного (в случае, если на суде в законном порядке удастся доказать его виновность в совершении преступления) к уголовной ответственности.
Привлечение в качестве обвиняемого, таким образом, означает: предварительное определение содержания уголовно-правового спора между государством в лице конкретных представляющих его органов и гражданином (обвиняемым) о праве государства на привлечение обвиняемого к уголовной ответственности.
Продолжающееся у нас смешение понятий и терминов, касающихся привлечения лица в качестве обвиняемого и привлечения к уголовной ответственности, ведет к стиранию граней между обвиняемым и осужденным преступником, отрицательно сказываясь на правосознании людей. К примеру, в Кратком словаре современных понятий и терминов значение слова «обвинение» трактуется как «осуждение, признание виновным» и даже как «обвинительный приговор». То же самое можно найти и в Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.
Глава 1. Основание и значение процессуального института привлечения в качестве обвиняемого
Привлечение в качестве обвиняемого включает четыре группы действий:
1. Вынесение постановления о привлечении в качестве обвиняемого (ст.ст.143 и 144 УПК);
2. Предъявление обвинения (ст.ст. 145—148 УПК).
3. Разъяснение и обеспечение обвиняемому его прав, предусмотренных ст. 46 и 149 УПК).
4. Допрос обвиняемого (ст.ст. 150—152 УПК).
Названные действия и их последовательность можно представить в виде такой схемы:
вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого (ст. ст. 143 и 144 УПК);
потом предъявление обвинения (ст.ст. 145-148 УПК);
разъяснение и обеспечение обвиняемому его прав (ст.ст. 46 и 149 УПК);
допрос обвиняемого (ст.ст. 150-152 УПК);
Все эти действия имеют огромное значение для обеспечения правильного, нормального функционирования уголовного судопроизводства в целом, для успешного решения всех его задач. С вынесением постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого вся деятельность органов расследования приобретает принципиально иной качественный характер.
До этого, когда нет еще обвинения и обвиняемого (преследуемого лица), их действия еще не обретают достаточно четко выраженной направленности на преследование, изобличение, доказывание виновности определенного лица или лиц в совершении преступления. В действиях названных органов в целом на данном этапе преобладает по преимуществу поисковая направленность, подчиненная главной цели — обнаружить в исследуемом событии признаки преступления, выявить лицо или лиц, подлежащих уголовному преследованию, собрать и проверить для этого необходимые данные и материалы.
С момента подписания постановления о привлечении обвиняемого в деле появляется обвинение, определяющее рамки сформулированного в нем правового спора об уголовной ответственности между государством и обозначенным в постановлении лицом; появляется наделенный широкими правами на защиту обвиняемый; набирают полную силу функция уголовного преследования и функция защиты против обвинения, взаимодействие между которыми является главной пружиной, главным движителем всего процесса, всего производства по уголовному делу.
Уголовное преследование — дело весьма серьезное и ответственное. Оно, в сущности, ставит под вопрос честь и достоинство личности, важнейшие права и свободы человека и гражданина, а иногда и само право человека на жизнь. Быть обвиняемым, публично преследуемым — тяжкое бремя и само по себе. Помимо моральных переживаний оно влечет за собой применение к обвиняемому различных мер процессуального принуждения, в случае обвинения в тяжком преступлении — вплоть до ареста, а для должностного лица, при наличии соответствующих оснований — также отстранение от должности (ст. 153 УПК). Неправильное, ошибочное преследование, обвинение, нередко, оказывается, способно обернуться для обвиняемого и его близких тяжким бедствием. Поэтому к законности и обоснованности решения органа расследования о привлечении лица в качестве обвиняемого предъявляются особо повышенные требования. Постановление о привлечении в качестве обвиняемого, согласно закону, может быть вынесено только «при наличии достаточных доказательств», причем оно непременно должно быть мотивированным (ст.ст. 143 и 144 УПК).
Закон не раскрывает, какие доказательства следует считать достаточными для привлечения в качестве обвиняемого. По смыслу закона представляется ясным лишь одно: никакое отдельно взятое доказательство, в том числе признание обвиняемым своей вины (ст. 77 УПК), достаточным для этой цели служить не может, — достаточной может быть только их совокупность. Причем доказательства должны быть в достаточной мере проверенными и убедительными.
С учетом того, что после предъявления обвинения процесс собирания и исследования доказательств продолжается, и закон допускает возможность, на основе полученных результатов исследования, изменить или дополнить ранее предъявленное обвинение (ст. 154 УПК), представляется ясным и другое: крайне вредно как слишком поспешное, преждевременное, так и чрезмерно запоздалое привлечение в качестве обвиняемого. В первом случае резко возрастает риск привлечь невиновного. Во втором — важнейшая часть стадии предварительного расследования зачастую оказывается проведенной без обвиняемого, при существенном нарушении права преследуемого лица на защиту. А это повышает риск осуждения невиновного. Поэтому нельзя согласиться с широко распространенной в нашей литературе рекомендацией привлекать лицо в качестве обвиняемого только при условии доказанности его вины в совершении преступления. В силу презумпции невиновности (ст. 49 Конституции РФ) обвиняемого нельзя считать виновным, а тем самым нельзя считать доказанной и его вину в совершении преступления, до вступления обвинительного приговора в законную силу.
Думается, более здраво на сей счет, судили дореволюционные российские сенаторы. В одном из своих решений они разъяснили, что «предварительное следствие не предрешает вопроса о виновности, а лишь служит к разъяснению дела». Такое представление о задачах предварительного следствия (служить «к разъяснению дела») вполне соответствует и специфике процесса установления истины по уголовному делу.
Она, в отличие от истин так называемого обыденного познания, как правило, не лежит на поверхности явлений, а бывает зачастую «глубоко зарыта», и до нее нередко с большим трудом приходится докапываться. Ее сначала требуется найти, сформулировать и обосновать в виде достаточно убедительной гипотезы, именуемой версией обвинения (чему собственно и призвано служить предварительное расследование), затем — в ходе судебного разбирательства, где производится окончательное исследование всех обстоятельств дела и доказательств — она может быть либо доказана, либо не доказана. Не случайно дореволюционные органы расследования и прокуратуры, принимая различные решения в ходе предварительного расследования, вместо слова «установил» пользовались лишь сливами: «нашел», «обнаружил» и т.п. Правом признавать факты и обстоятельства по делу установленными, то есть доказанными обладал и обладает в наши дни только суд.
Обвиняемым лицо становится сразу же после подписания следователем постановления о привлечении обвиняемого. Данное постановление, как и любое иное постановление/состоит из трех частей: вводной, описательной и резолютивной. Первая часть, как и любого иного постановления, включает название постановления, дату и место его вынесения, наименование вынесшего его должностного лица или органа, а также дело, по которому оно вынесено. Во второй части должны быть указаны: фамилия, имя и отчество привлекаемого лица; преступление, в совершении которого оно обвиняется, с указанием времени, места и других обстоятельств совершения преступления, поскольку они известны из материалов дела, а также уголовный закон, предусматривающий данное преступление» В случае обвинения лица в совершении нескольких преступлений, подпадающих под действие разных статей уголовного закона, в постановлении должно быть указано, какие конкретные действия вменяются в вину обвиняемому по каждой из статей уголовного закона (ст. 144 УПК).
В ст. 143 УПК сказано, что постановление о привлечении в качестве обвиняемого должно быть мотивированным. Это означает, что описательная часть постановления должна содержать изложение конкретных обстоятельств вменяемого обвиняемому преступления в такой мере, чтобы выводы резолютивной части постановления, в которой формулируется решение о привлечении определенного лица в качестве обвиняемого, а также дается квалификация обвинения по определенной статье уголовного закона, были и достаточной мере обоснованными.
Постановление о привлечении обвиняемого должно быть предъявлено обвиняемому не позднее двух суток после его вынесения, а в случае привода обвиняемого — в день его привода (ст. 148 УПК).
При предъявлении обвинения обвиняемому разъясняются права, предусмотренные ст. 46 УПК, и в соответствии с требованиями ст. 58 УПК должны быть приняты меры к их обеспечению.
С этой целью следователь должен убедиться, что содержание предъявленного обвинения, а также суть предоставленных ст. 46 УПК прав обвиняемому понятны; спросить обвиняемого, есть ли у него основания для заявления отводов следователю, а также осуществляющему надзор за законностью предварительного расследования прокурору; есть ли у него какие-либо жалобы и ходатайства и т.п. Если у обвиняемого имеются основания для заявления отводов, какие-либо жалобы или ходатайства, то незамедлительно должны быть приняты меры к их рассмотрению и разрешению.
Собрав доказательства, свидетельствующие о совершении преступления определенным лицом, следователь привлекает это лицо в качестве обвиняемого (ст. 143 УПК), о чем выносит постановление (ст. 144 УПК).
Значение этого решения следователя заключается в следующем: привлечение в качестве обвиняемого служит юридическим фактом, порождающим уголовно-процессуальные отношения между обвиняемым, следователем и прокурором. Обвиняемый ставится в известность о том, в чем его обвиняют, он становится активным участником процесса, реализующим предоставленное ему законом право на защиту. В свою очередь следователь и прокурор обязаны обеспечить обвиняемому возможность защищаться установленными законом способами, а также обеспечить охрану его личных и имущественных прав.
Привлечение в качестве обвиняемого определяет общее направление дальнейшего расследования, деятельность следователя по изобличению обвиняемого и в то же время по всестороннему, полному и объективному исследованию имеющих значение для дела обстоятельств.
Привлечение в качестве обвиняемого допускается не иначе как на основаниях и в порядке, установленном законом (ст. 4 УПК).
Привлечение в качестве обвиняемого вне этих условий есть незаконный акт, который грубо нарушает права и законные интересы личности и влечет за собой строгую ответственность должностных лиц, допустивших такое нарушение.
Под основаниями привлечения в качестве обвиняемого понимается наличие достаточных доказательств, на основе которых делается вывод о необходимости предъявления лицу обвинения в совершении преступления. Какая для этого необходима совокупность доказательств и каким должно быть убеждение следователя, закон не разъясняет.
Поскольку предварительное следствие не завершено, собирание и исследование доказательств продолжаются, показания обвиняемого еще не получены и не проверены, вывод следователя о совершении обвиняемым определенного преступления не является окончательным. Отсюда не следует, что решение следователя о привлечении в качестве обвиняемого может базироваться на шатких, непроверенных доказательствах. Преждевременное решение этого вопроса таит опасность привлечь в качестве обвиняемого невиновного человека и причинить ему серьезный ущерб. Но и выполнение указанного действия в конце предварительного следствия грубо нарушает право обвиняемого на защиту. Лицо, в отношении которого собрано достаточно доказательств для его обвинения, в течение всего расследования лишается возможности пользоваться не только правами обвиняемого, но и помощью защитника.
Привлечение в качестве обвиняемого влечет за собой серьезные последствия, и поэтому поставить лицо в положение обвиняемого следователь может и должен тогда, когда располагает вескими, проверенными доказательствами, которые свидетельствуют о совершении привлекаемым лицом конкретного преступления. Тот факт, что к моменту привлечения лица в качестве обвиняемого следователь не всегда располагает полным знанием обо всех обстоятельствах, подлежащих доказыванию, не исключает обоснованного вывода о совершении преступления и о лице, его совершившем, на основе собранных и проверенных к этому моменту версий и доказательств.
Решение следователя о привлечении лица в качестве обвиняемого облекается в форму мотивированного постановления, в котором указываются время и место его составления, кем оно составлено, фамилия, имя и отчество привлекаемого в качестве обвиняемого, преступление, в совершении которого обвиняется данное лицо, с указанием времени, места и других обстоятельств совершения преступления, поскольку они установлены материалами дела; уголовный закон, предусматривающий данное преступление (ст. 144 УПК). В тех случаях, когда обвиняемым совершено несколько преступлений, в постановлении отмечается, какие конкретно действия вменяются обвиняемому по каждой из статей уголовного закона.
Обвинение должно быть сформулировано так, чтобы оно было понятно обвиняемому.
Таким образом, требование мотивированности относится к обоснованию установленными фактическим обстоятельством юридической квалификации преступления и вывода о лице, его совершившем. Следователь не обязан приводить в этом постановлении собранные им доказательства. Вопрос о ссылке на доказательства решает он сам в зависимости от конкретных обстоятельств дела.
Особый порядок привлечения в качестве обвиняемых установлен для депутатов Федерального собрания. О привлечении депутатов к уголовной ответственности Генеральным прокурором РФ должно быть направлено в соответствующую палату Федерального собрания представление. Представление должно быть рассмотрено в недельный срок, и о принятом решении в трехдневный срок извещен Генеральный прокурор РФ1. Судьи привлекаются в качестве обвиняемого не иначе как с согласия соответствующей квалификационной коллегии судей.
Предъявление обвинения должно последовать не позднее двух суток с момента вынесения постановления о привлечении в качестве обвиняемого, а в случае привода - в день привода (ст. 148 УПК). Предъявление обвинения по истечении двух суток может иметь место лишь вследствие неизвестности места пребывания обвиняемого или неявки по вызову следователя. В случае неявки без уважительной причины обвиняемый, может быть, подвергнут приводу.
Предъявление обвинения состоит из трех взаимосвязанных действий: 1) удостоверения в личности обвиняемого; 2) объявления ему постановления о привлечении в качестве обвиняемого; 3) разъяснения сущности предъявленного обвинения и прав обвиняемого.
Выполнение указанных действий удостоверяется подписью обвиняемого и следователя на постановлении о привлечении в качестве обвиняемого с указанием времени предъявления обвинения.
В случае отказа обвиняемого от подписи следователь удостоверяет на постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, что текст постановления обвиняемому объявлен.
С момента предъявления обвинения обвиняемый приобретает реальную возможность реализовать предоставленные законом права. Обвиняемый вправе: давать объяснения по предъявленному ему обвинению, заявлять различные ходатайства, представлять доказательства, участвовать в следственных действиях и знакомиться с протоколами следственных действий, производимых с его участием, с материалами, направляемыми в суд в связи с проверкой законности и обоснованности избранной в отношении него меры пресечения в виде заключения под стражу, заявлять отводы, обжаловать действия и решения, нарушающие его интересы, знакомиться по окончании предварительного следствия со всеми материалами дела и т.д. (ст. 46 УПК).
Обвиняемый, находящийся под стражей, вправе требовать принятия соответствующих мер попечения о детях и охраны имущества (ст. 98 УПК). Обязанность разъяснения перечисленных прав возложена на прокурора, следователя и лицо, производящее дознание (ст. 58 УПК).
С момента предъявления обвинения у обвиняемого появляются и определенные обязанности: являться по вызову лиц, ведущих расследование, подчиняться избранной мере пресечения или иной мере процессуального принуждения, не отчуждать имущество, на которое наложен арест в обеспечение гражданского иска или возможной конфискации, исполнять решения следователя на освидетельствование, отобрание образцов для сравнительного исследования и т. д.
Предъявив обвинение, следователь обязан немедленно допросить обвиняемого (ст. 150 УПК). Допрос обвиняемого имеет важное значение для обеспечения всесторонности, полноты и объективности расследования. Посредством допроса следователь устанавливает отношение обвиняемого к предъявленному обвинению, проверяет правильность сделанных выводов в постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, получает сведения об иных обстоятельствах, свидетельствующих о дополнительных фактах преступной деятельности обвиняемых или же лиц, не привлеченных к ответственности. Одновременно объяснения обвиняемого, отрицающего свою вину или указавшего на смягчающие его ответственность обстоятельства, дают возможность следователю тщательно проверить эти объяснения, в совокупности с собранными по делу доказательствами дать им объективную оценку. Это означает, что допрос обвиняемого также служит одним из средств реализации им своего конституционного права на защиту.
Допрос обвиняемого, за исключением случаев, не терпящих отлагательства, производится в дневное время. Обвиняемый допрашивается по месту производства предварительного следствия либо по месту его нахождения.
Показания обвиняемого заносятся в протокол допроса в первом лице и по возможности дословно: в случае необходимости записываются заданные вопросы обвиняемому и его ответы.
Глава 2. Основания изменения и дополнения
обвинения
Предъявление обвинения и допрос производятся, когда расследование по делу еще не закончено. Поэтому при дальнейшем расследовании могут появиться основания для изменения или дополнения первоначально предъявленного обвинения.
Необходимость изменения или дополнения обвинения может возникнуть в связи с изменением фактического состава обвинения или юридической квалификации преступления, установлением эпизодов преступной деятельности обвиняемого или отпадением части обвинений, инкриминируемых обвиняемому.
В ст. 154 УПК говориться, что если при производстве предварительного следствия возникнут основания для изменения предъявленного обвинения или для его дополнения, следователь обязан предъявить обвиняемому новое обвинение с соблюдением требований статей 143, 144 и 148 настоящего Кодекса и допросить его по новому обвинению.
Если в ходе предварительного следствия предъявленное обвинение в какой-либо части не нашло подтверждения, следователь своим постановлением прекращает дело в этой части, о чем объявляет обвиняемому.
Во всех случаях, когда изменения обвинения вызвано изменением фактической его стороны или юридической квалификации преступления, а дополнение обвинения - установлением дополнительных эпизодов преступной деятельности обвиняемого, следователь выносит новое мотивированное постановление (ст. 143, 144 УПК), включает в него все эпизоды и факты преступной деятельности обвиняемого с их прежней или новой квалификацией, предъявляет это постановление обвиняемому (ст. 148 УПК) и производит его допрос по новому обвинению (стю150 УПК). Вынесение нового постановления только по дополнительному обвинению означало бы наличие в следственном производстве двух самостоятельных постановлений о привлечении в качестве обвиняемого, что препятствовало бы полному представлению обвиняемого о том, в чем его обвиняют, получению от обвиняемого полных объяснений тем самым нарушило существование им права на защиту.
Вынесение нового постановления о привлечении в качестве обвиняемого обязательно и в случае возвращения дела для дополнительного расследования прокурором и судом, если в процессе доследования изменяется квалификация содеянного либо формулировка обвинения.
Первоначально обвинение может быть изменено следователями и органами дознания, а также в стадии передачи дела в суд.
В недалеком прошлом вопросы, связанные с внесением тех или иных коррективов в выводы органов предварительного расследования после формулирования первоначального обвинения по делу, в законодательном порядке регламентировались недостаточно полно. Теоретически они нередко решались по аналогии со стадией судебного разбирательства, без должного учета того, что любая процессуальная стадия имеет свои особенности, неизбежно накладывающие специфический отпечаток на решение таких вопросов. К тому же в юридической литературе подчас смешивались такие разные по своему •существу процессуальные институты, как изменение следователем первоначального обвинения, предъявление обвиняемому нового (дополнительного) обвинения, привлечение к уголовной ответственности новых лиц и частичное прекращение уголовного дела. Все это осложняло выработку правильного отношения к указанным явлениям.
Действующее уголовно-процессуальное законодательство более подробно регламентирует рассматриваемые нами вопросы и в значительной мере устраняет эти трудности.
При этом оно исходит из того, что в данной стадии процесса любые изменения обвинения могут производиться непосредственно самим следователем или органом дознания без чьей-либо санкции, если только это соответствует общим задачам уголовного судопроизводства и содействует достижению объективной истины по делу.
Вместе с тем действующее законодательство отказалось от таких изменений первоначального обвинения, которые могли бы производиться непосредственно в обвинительном заключении по делу. Оно отправляется от предпосылки, что всякое изменение следователем или органом дознания первоначального обвинения должно иметь место до ознакомления обвиняемого со всеми материалами дела (ст. ст. 201—202 УПК РСФСР). Тем самым твердо устанавливается требование, чтобы органы предварительного расследования своевременно ставили обвиняемого в известность о внесенных в обвинение изменениях и он имел бы возможность давать по ним свои объяснения до окончания следствия (дознания), чтобы после, ознакомления, обвиняемого, со всеми материалами дела самими органами расследования никакие изменения в обвинение не вносились.
В соответствии с этой принципиальной позицией законодатель при определении условий и порядка изменения первоначального обвинения следователем или органами дознания последовательно проводит требование, чтобы любое изменение этими органами обвинения отражалось в отдельном процессуальном документе, составленном до ознакомления обвиняемого с материалами дела, и содержание такого документа сообщалось обвиняемому своевременно, до окончания следствия (дознания) по делу. Важно и то, что в действующем законодательстве отчетливо различается изменение следователем первоначального обвинения, предъявление обвиняемому нового (дополнительного) обвинения и привлечение к уголовной ответственности новых лиц.
Не совсем удачно объединены некоторые варианты изменения обвинения и частичного прекращения дела. «Если в ходе предварительного следствия, — говорится в ч. 2 ст. 154 УПК РСФСР,—предъявленное обвинение в какой-либо части не нашло подтверждения, следователь своим постановлением прекращает дело в этой части...» Понимая эту формулировку буквально, некоторые процессуалисты приходят к выводу, что во всех случаях, когда из формулированного по делу обвинения необходимо исключать не подтвердившиеся факты (эпизоды), неправильно примененную уголовно-правовую норму или отдельную ее часть (пункт), то следователь или органы дознания должны вынести постановление о частичном прекращении дела. Между тем такое решение вопроса представляется неприемлемым1.
Прекращение дела—это признание невозможности дальнейшего ведения начатого уголовного судопроизводства ввиду наличия одного из оснований, которые предусмотрены в законе (ст. ст. 5—9, 208 УПК РСФСР). При одних и тех же основаниях оно может быть либо полным, либо частичным. Полным оно является в случаях, когда на законном основании органы предварительного расследования, прокуратура и суд отказываются от дальнейшего ведения дела во всем объеме, независимо от того, о скольких бы деяниях и о каком бы количестве лиц не шла в нем речь. Частичное прекращение дела существует постольку, поскольку по нашему законодательству допускается соединение в одном производстве материалов о совершении одним человеком ряда самостоятельных деяний, а равно о преступлениях сразу нескольких лиц. Если по такому «объединенному» производству относительно какой-либо его отдельной части, которая при других условиях могла бы вестись вполне самостоятельно, выявляется наличие одного из общих оснований для отказа от ведения уголовного процесса (ст. ст. 5—9 УПК РСФСР), то принимается решение о прекращении дела в данной части. Подобное решение, в частности, вполне логично по делам, где органами предварительного расследования было сформулировано, по признакам реальной совокупности преступлений или соучастия, несколько самостоятельных обвинений, а одно из них позднее полностью отпало.
Таким образом, частичное прекращение дела предназначено для аннулирования одного из множества обвинений, предъявленных одному или нескольким лицам.
Оно совершенно не подходит в качестве средства для корректировки в принципе доказанного обвинения, для сужения или видоизменения его отдельных элементов. Когда необходимо исключать из обвинения определенные факты (эпизоды), юридические признаки или уголовно-правовую норму, ошибочно включенную по признакам идеальной совокупности преступлений или при конкуренции законов, то речь идет не о каком-либо прекращении дела, а об изменении остающегося обвинения, об исправлении содержащейся в нем ошибки.
Это - становится еще более очевидным, если учесть, что в отношении всех остальных стадий процесса сам же законодатель в аналогичных ситуациях предусматривает не частичное прекращение дела, а изменение обвинения — исключение из него «отдельных пунктов», «части фактических обстоятельств, или признаков преступления» (ст. ст. 215, 227, 254 УПК РСФСР). Иное решение этого вопроса применительно к одной-единственной стадии процесса—к предварительному следствию—не только ведет к смешению указанных вариантов изменения обвинения и частичного прекращения дела, но и вносит разнобой в подход к проблеме, искусственно осложняя правильное ее осмысливание.
Еще одним недостатком в правовом регулировании изменения обвинения органами предварительного расследования является отсутствие всякой дифференциации процессуального порядка его оформления.
Когда обвинение меняется на более тяжкое или существенное, а равно когда одни фактические и юридические признаки обвинения заменяются другими, указанный порядок совершенно необходим, ибо иначе можно ставить под угрозу право обвиняемого на защиту. Однако речь идет не об этих случаях. Нередко органам предварительного следствия приходится просто исключать из обвинения отдельные факты (эпизоды), юридические признаки или ошибочно примененную уголовно-правовую норму (ее пункт), давно известные обвиняемому и оспариваемые им или его защитником. От такого сужения обвинения положение обвиняемого не ухудшается, а, напротив, улучшается. Не ущемляется и его право на защиту, поскольку эти факты (эпизоды), юридические признаки и нормы содержались в предъявленном этому лицу обвинении, фигурировали при допросе его в качестве обвиняемого и исключаются из обвинения с учетом его объяснений. Тем не менее, для внесения в обвинение таких простых изменений органам предварительного расследования предлагается снова совершать все те процессуальные действия, которые связаны с первоначальным предъявлением обвинения и допросом в качестве обвиняемого. В итоге получается не только бесцельное повторение ряда процессуальных актов, но и бессмысленная трата государственных средств, так как для многих следователей и органов дознания производство таких процессуальных действий предполагает предварительное этапирование обвиняемых, находящихся под стражей в следственных изоляторах.
Чтобы избежать этого, некоторые авторы рекомендуют производить подобные изменения в обвинении прямо в обвинительном заключении по делу. Но это уже другая крайность, которая может отрицательно сказаться на обеспечении конституционного права обвиняемого на защиту. При практическом применении такого предложения обвиняемый и его защитник при окончании предварительного расследования останутся в неведении относительно итоговых выводов следователя (органа дознания) о формулировке и объеме обвинения по делу, поскольку эти выводы появятся после ознакомления их с материалами дела.
Учитывая это, в нашей юридической литературе уже неоднократно высказывалось мнение о том, чтобы четко различались два порядка изменения обвинения органами предварительного расследования, из которых один должен, быть более, простым, не связанным с повторным предъявлением лицу обвинения, чтобы этот порядок применялся при сужении той или иной составной части обвинения либо при изменении его правовой квалификации на закон о менее тяжком преступлении и заключался в вынесении специального постановления об изменении обвинения с последующим вручением его копии обвиняемому в кратчайший срок. Это отвечает целям и задачам уголовного судопроизводства, обеспечивает более рациональное использование сил и средств соответствующих государственных органов в борьбе с преступностью и надлежащим образом гарантирует право обвиняемого на защиту.
В уголовном процессе обвинение, сформулированное органом предварительного расследования и одобренное в окончательном виде при утверждении обвинительного заключения по делу прокурором, передается на рассмотрение суда.
Причем по действующему законодательству одобренное прокурором обвинение автоматически не становится предметом судебного разбирательства: если передача обвинения в суд является прерогативой прокуратуры, то определение достаточности оснований для принятия его к судебному разбирательству считается судебной функцией и осуществляется оно в специальной стадии процесса, именуемой преданием суду.
В этой стадии ни судья единолично, ни суд в коллегиальном составе не имеют задачей подтверждение формулированного по делу обвинения или тем более разрешение его по существу. В данной стадии процесса судьи не могут делать никакие, в том числе и предварительные, выводы о доказанности обвинения, о виновности обвиняемого в совершении инкриминируемого преступного деяния. Их задача заключается в определении наличия всех фактических, материально-правовых и процессуальных предпосылок для того, чтобы принять подтвержденное прокурором обвинение к судебному разбирательству или, иначе говоря, 'чтобы предать обвиняемого суду. При утвердительном ответе на этот вопрос у суда возникает процессуальная обязанность рассмотреть данное обвинение в судебном заседании, разрешить его по существу.
В стадии предания суду по делу какое-либо новое или дополнительное следствие не проводится, все принимаемые решения основываются исключительно на материалах предварительного расследования. В то же время все эти материалы должны изучаться и оцениваться очень тщательно, ибо иначе не представляется возможным качественное выполнение судьями функции, возлагаемой на них законом в данной стадии советского уголовного процесса.
По этим материалам судьи чаще всего делают вывод о том, что дело возбуждено и расследовано в точном соответствии с законом, объективно, полно и всесторонне, выявленное по нему деяние содержит признаки состава преступления, все причастные, к этому деянию лица привлечены к ответственности, формулированное в отношении каждого из них обвинение не нуждается в коррективах и в принципе оно может быть разрешено в судебном
Основная задача распорядительного заседания состоит в том, чтобы определить наличие достаточных оснований для предания обвиняемого суду, принять к судебному разбирательству сформулированное в отношении его обвинение.
Основная задача распорядительного заседания состоит в том, чтобы определить наличие достаточных оснований для предания обвиняемого суду, принять к судебному разбирательству сформулированное в отношении его обвинение.
При этом могут быть обнаружены пробелы в проведенном по делу предварительном расследовании, нарушения органами следствия и дознания норм процессуального закона или иные упущения, которые должны устраняться самими этими органами. В таких случаях дело возвращается на дополнительное расследование по основаниям, указанным в соответствующих пунктах ст. 232-УПК РСФСР.
Глава 3. Порядок изменения обвинения
Рассмотрим возможные варианты изменения первоначального обвинения следователем или органами дознания.
Прежде всего, в ходе дальнейшего расследования дела могут вскрыться неизвестные в прошлом или оставленные без должного внимания факты (действия), составляющие часть инкриминированного обвиняемому сложного преступления. Таковы, например, случаи выявления дополнительных фактов хищения обвиняемым, привлеченным к уголовной ответственности по ч. 3 ст. 92 УК. Здесь происходит расширение, фактической фабулы первоначального обвинения и независимо от того, требуется переквалификация содеянного или не требуется, обвинение меняется на более тяжкое. Поэтому органы предварительного следствия и дознания