Развитие Османской империи
Однако взять Вену им так и не удалось. По договору 1547 г. Венгрия оказалась разделенной между Габсбургской и Османской империями, в вассальную зависимость от султана попала Трансильвания, внутренняя автономия ранее подчиненных Молдавии и Валахии была значительно урезана.На юге османские войска захватили все побережье Красного моря и достигли Йемена. В 1537 г. турки, снарядив большой флот, попытались изгнать из Индийского океана португальцев, наносивших большой ущерб торговле через Красное море; впрочем, этот план не имел успеха.
На востоке султан после ряда военных экспедиций, начавшихся с завоевания Багдада в 1534 г., вынудил иранского шаха Тахмаспа в 1555 г. согласиться на подписание мирного договора, по которому вся Западная Армения (бассейн озера Ван), Западная Грузия и Ирак с Багдадом отошли к Турции. В течение 46 лет своего правления Сулейман (который получил прозвище "Кануни" - "Законодатель") принимал участие в 13 военных кампаниях, из них 10 были проведены в Европе. Осада Вены, экспедиция к берегам Индии, попытка захвата Мальты - все эти события свидетельствовали о грандиозных планах новых завоеваний, посредством которых султан хотел превратить свою державу в мировую импе-рию. Население Османского государства, как полагают историки, достигло 25-30 млн. человек. В это время владения турецких султанов простирались на 7 тыс. км. с востока на запад и на 5 тыс. км с севера на юг, занимая территорию примерно в 8 млн. кв. км. Особенности экономической жизни. Подавляющее большинство (от 80 % до 90 %) подданных империи было связано с земледелием и скотоводством. Первоначально сельское население было весьма неоднородным по своему статусу и объему повинностей. Однако на протяжении XVI в. эти отличия постепенно стирались и различные категории райи все более превращались в единую, феодально-зависимую и эксплуатируемую массу. Этот процесс вызывал сопротивление сельского населения, особенно тех его групп, чье социальное и имущественное положение стало ухудшаться.
Так, в 1526-1529 гг. произошел ряд восстаний, в которых наряду с крестьянами участвовали туркмен-ские и курдские племена. Наиболее мощное выступление произошло в районе Малатьи. Во главе недовольных встал новый "спаситель" - дервиш Календер. Восставшие, общая численность которых доходила до 30 тысяч, требовали отмены тяжелых налогов, наделения неимущих сельских жителей пахотной землей и пастбищами. Среди тех, кто примкнул к Календеру, было немало сипахи, чьи права были ущемлены в результате проведенной перерегистрации тимаров. Лишь после того, как удалось отколоть от восставших знать кочевых племен и сипахи, которым правительство обещало вернуть их держания, султанским войскам удалось справиться с отрядами Календера.
По законодательным актам и периодически проводившимся в XVI в. описям податного населения можно получить представление о состоянии земледелия и уровне жизни крестьян. Во внутренних райо-нах, особенно на равнинах Центральной Анатолии, деревенские жите-ли явно отдавали предпочтение посевам зерновых, причем пшеница и ячмень выступали в качестве едва ли не единственных культур. На морском побережье, вдоль больших рек и вблизи крупных городов хозяйства имели менее монокультурный и натуральный характер. Здесь крестьяне отводили большие площади под масличные, техниче-ские, садово-огородные культуры и виноград. Вместе с тем в силу неразвитости транспортных возможностей обширные сады и виноград-ники были отличительной чертой городов, а не деревень.
Однако в целом уровень развития производительных сил в сельском хозяйстве оставался низким. В полеводстве, по предположениям ученых, преобладало двухполье. Сельскохозяйственная техника была примитивной, наибольшее распространение имели деревянная соха, серп и т.п. Волы являлись главным видом рабочего скота. Крестьянское хозяйство имело натуральный характер. Большинство сельского населения удовлетворяло свои основные потребности в одежде, домашней утвари, питании не через рынок, а продуктами собственного производства. Деревенские жители выходили на рынок со своей продукцией, лишь когда им были необходимы деньги для уплаты налогов или покупки инвентаря.
Турецкие завоевания сопровождались огромным разрушением производительных сил в завоеванных странах. В конце XV - начале XVI в. по мере перенесения военных действий в более отдаленные районы и стабилизации внутреннего положения в стране хозяйственная жизнь в азиатских и европейских провинциях стала налаживаться, бежавшие в леса и горы тысячи крестьянских семей вернулись к мирному труду, увеличилась площадь обрабатываемых земель, возросло поголовье скота.
Данные описей податного населения показали заметное увеличение численности райятов на протяжении XVI в. Этот процесс имел важные экономические и социальные последствия. Распашка пригодной к обработке земли в ряде районов достигла своих физических пределов. Тем не менее расширение пахотных полей шло медленнее, чем росло население. В результате произошло уменьшение райятских наделов и повышение удельного веса среди деревенского населения холостых крестьянских юношей, лишенных возможности получить надел земли и завести семью. Хотя увеличение численности райи привело к расширению площади запашки и соответственному росту сборов зерновых, но в конечном итоге низкий уровень обработки почв и ограниченность ресурсов свободных земель определили возраставшую напряженность продовольственного баланса. Реакция крестьян на возникшие трудности была различной. Часть из них переходила от более высококачественных, но менее урожайных культур (пшеница) к менее качественным, но более урожайным (ячмень, просо, бобовые). Другая часть крестьян пыталась найти выход из сложившегося положения за счет переселения в города.
За 50 лет численность населения 14 крупнейших городов Османской империи (без Стамбула) почти удвоилась. Одна из главных причин быстрого роста городского общества заключалась в политике султанских властей, направленной на создание благоприятных условий для развития городов, поддержания стабильности и устойчивости жизни горожан. Рассматривая города как опорные пункты центральной власти и распространения исламской религии и культуры, османские правители уделяли много внимания вопросам снабжения городского населения продовольствием и сельскохозяйственным сырьем, а также предоставляли крупным городам некоторые налоговые льготы. Норма эксплуатации городского населения была несколько ниже, чем крестьян. Сосредоточив в своих руках значительные богатства, полученные в качестве военной добычи, а также за счет эксплуатации зависимого крестьянства, османские феодалы располагали большими возможностями для широкого городского строительства, для покупки предметов роскоши, оплаты труда ремесленников, строительных рабочих, художников и т.д. Поэтому в городах особенно быстро росло число тех ремесленников, чьи изделия пользовались спросом придворной аристократии и крупных землевладельцев.
Данные налоговых реестров XVI в. показывают, что среди городских жителей преобладали ремесленники и мелкие торговцы. Большинство из них было связано с удовлетворением нужд самого городского населения и потребностей государства, особенно армии. Большое развитие в турецких городах получили текстильное производство, в особенности выработка хлопчатобумажных и шелковых тканей, коже-венное дело, обработка металлов, в первую очередь меди, производство различного оружия и военной амуниции. В то же время численность представителей тех профессий, чья продукция шла на продажу в другие города или вывозилась в соседние страны, была относительно неве-лика.
В ремесле того времени господствовал мелкий товаропроизводитель, не пользовавшийся наемной рабочей силой. Ремесленное производство было основано на ручном труде. Рост производительности достигался дальнейшим разделением труда. В процессе производства круг предметов, относившихся к специальности мастера, все более сужался, узкая специализация позволила довести мастерство ремесленников до совершенства. Большой популярностью в Османской империи и Европе пользовались бархат из Бурсы, ковры, вытканные в Ушаке и Конье, ткани из козьей шерсти, привозимые из Анкары. Болгарский город Самоково был известен как центр железоделательной промышленности, изделиями из меди прославились Диярбакыр, Эрзурум, Кастамону, крупнейшими центрами керамического производства были города Кютахья и Изник.
В XVI в. ремесленники османских городов уже объединились в хнафы (цеховые организации). Цехи средневековья были порождены глубокой натуральностью хозяйства, ограниченностью рынка, стабильностью способа производства. В цехах существовала внутренняя иерархия и система контроля над производством и сбытом. Эснафы закрепляли и консервировали определенный способ производства, устанавливая соответствующие методы работы и предъявляя строгие претензии в отношении количества и качества изготовляемых изделий. Столь же строго регламентировался сбыт. Каждый цех имел определенный район, где он мог продавать свою продукцию. Никто не имел права превышать цены, установленные на товары. В условиях существования сильной государственной власти эснафы не играли большой роли в управлении городов, хотя цеховые старейшины входили в состав "именитых граждан" города. Даже в административных и финансовых вопросах автономия цеха была ограничена правительством.
По мере роста городов и расширения ремесленного производства развивалась и торговля. Сколь ни ограниченной была потребность крестьян в продуктах ремесла, все же они вынуждены были покупать в городе соль, ткани, некоторые орудия производства и предметы домашнего обихода. Соответственно на рынок поступали продукты земледе-лия и животноводства. Основная часть торговых операций совершалась на базарах, происходивших в городах и крупных селах в определенные дни недели, чаще всего по пятницам. В ряде районов Османской импе-рии, прежде всего на Балканах, все большую роль начинает играть ярмарочная торговля; объем закупок, совершавшихся на ярмарках, заметно возрос в XVI в. Развитие межгородских и региональных связей серьезно сдерживалось ограниченными возможностями караванной транспортировки товаров.
Торговля производилась оптом и в розницу. В городах существовали группы оптовых торговцев, располагавших довольно большими капиталами. Наиболее богатые среди них были связаны с закупками продовольственных товаров. Многие купцы были связаны с внешней торговлей - ввозили ткани, металлы и предметы роскоши из европейских стран, Ирана, Индии.
Власти были заинтересованы в развитии внутренней торговли, являвшейся одним из наиболее важных источников доходов казны. Султанское правительство принимало меры к восстановлению и охране дорог и мостов, вдоль важнейших караванных путей было построено много караван-сараев. Однако в существовавших в то время условиях торговля не могла свободно развиваться. Многочисленные внутренние пошлины, неразвитость транспортных средств, трудность морских сообщений - все это тормозило ее развитие. Особенно пагубное влияние оказывала полная незащищенность личности и имущества купцов от притязаний местных властей. Произвол пашей и султанских чиновников вынуждал торговцев скрывать свои богатства и ограничивать масштабы коммерческих операций. Многие из них предпочитали копить деньги или вкладывали их в недвижимое имущество - землю, дома, лавки, склады. Среди торговцев преобладали армяне, греки, евреи, арабы, сербы, болгары. Сами турки мало занимались торговлей. Это объяснялось не только презрительным отношением сипахи к профессии купца, но и тем, что турецкая народность отставала в своем социально-экономическом развитии от многих народов, оказавшихся под их властью.
В XVI в. Османская империя вела довольно оживленную внешнюю торговлю как со странами Востока, так и Европы. Особенно прибыльна была транзитная торговля восточными пряностями, шелком и другими предметами роскоши, которая велась через порты Египта и Сирии при посредстве венецианских и дубровницких купцов. Торговая республика Дубровник (Рагуза) в XV в. признала протекторат Порты и обязалась выплачивать турецкому султану определенную дань, взамен чего получила большие привилегии на торговлю в Османской империи. Торговые операции дубровницких купцов охватывали главным образом балканские земли, отсюда они вывозили различные продукты сельского хозяйства, в частности шерсть, кожи, воск. Социальная структура османского общества. Противоречия экономического развития османского общества были тесно связаны с дальнейшим усложнением его социальной структуры и политической организации. Уже авторы XV в., излагая свои представления об управлении государством, писали, что население страны состоит из двух основных групп - аскери ( военных ) и райи. К числу первых они относили всех, кто представлял власть султана, а именно придворных, гражданских чиновников, сипахи и улемов.18
Вторую группу составляли обычные подданные, как мусульмане, так и немусульмане. Формальным отличительным признаком "аскери" было наличие султанского диплома или указа, на основании которого данное лицо могло быть включено в состав господствующего класса. Фактически же их положение в обществе определялось тем, что они не участвовали в материальном производстве, были освобождены от уплаты налогов и жили за счет эксплуатации непосредственных производителей и налогоплательщи-ков.
Главная забота государства, по мнению османских политических деятелей XV-XVI вв., состояла в том, чтобы не допускать райятов в ряды правящего класса, не позволять им пользоваться привилегиями "аскери". Так, один из великих везиров при Сулеймане Кануни Лютфи-паша в одном из своих сочинений писал: "Тем, кто занимает какой-либо пост, неуместно быть торговцем риса или мелким лавочником. Это дело неимущих". Он решительно требовал лишать райю возможности проникать в ряды военных : "Выходец из райи, не являющийся по деду и отцу сыном сипахи, не может претендовать на то, чтобы стать сипахи. Если бы открылась такая возможность, то каждый ушел бы из райятов и захотел бы стать сипахи". Лишь те из райи, кому удалось стать профессиональными военными или, пройдя полный курс религиозного обучения, вступить в ряды улемов, могли добиться султанского диплома и таким образом войти в состав класса феодалов.19
Обширные завоевания второй половины XV - первой половины XVI вв. превратили османское общество в сложный конгломерат народов, неоднородных по уровню социально-экономического развития и разных по этнорелигиозной принадлежности. Огромные размеры территории и явное преобладание местного населения над завоевателями создавали благоприятные условия для активного сопротивления гнету османских феодалов. Учитывая это обстоятельство, султанский двор не стремился к унификации положения своих подданных, но предпочитал всемерно подчеркивать различия между ними. Обособляя и противопо-ставляя отдельные группы райи за счет предоставления им особого налогового и правового статуса, османские власти стремились свести до минимума возможности противодействия своей политике.
Внутри двух основных групп османского общества возникло строго регулируемое разделение на ряд категорий, различающихся по основным занятиям, образу жизни, религиозной принадлежности и даже форме и цвету одежды. Так, податное население делилось на мусульман и немусульман, горожан и сельских жителей, оседлых и кочевников. Существование в границах империи огромной массы не-мусульман с их негативным отношением к турецко-мусульманским завоевателям обусловило появление во второй половине XV в. религи-озных общин - греко-православной, армяно-григорианской и иудейской. Каждая из них располагала некоторой автономией, необходимой для обеспечения религиозно-культурных запросов своих членов, сбора налогов, оказания взаимопомощи и поддержания порядка внутри по-добного коллектива. Поскольку наряду с созданием системы религиозных общин правители империи сохраняли общинное самоуправление в деревне и стремились к возможно более полному включению торгово-ремесленного населения городов в эснафы, можно считать, что османская политическая организация строилась на сочетании методов централизованного и децентрализованного управления.
"Военный" класс также состоял из множества отдельных групп и прослоек. В наиболее общей форме он делился на "людей меча" и "людей пера". Основной функцией первых была военная служба, вторых - служба в государственном аппарате. Однако профессиональные различия играли второстепенную роль в силу недостаточной дифференцированности отдельных звеньев государственного управления. Более важны были показатели происхождения и политического влия-ния. "Люди меча" являлись, как правило, мусульманами по происхождению и наследовали свои права и обязанности от родителей. Хотя они играли важнейшую роль в обеспечении порядка и спокойствия на местах, возможности их проникновения в ряды столичной правящей верхушки были сведены до минимума.
Среди "людей пера" наиболее велико было значение "государевых рабов". Выдвигая безродных, обращенных в ислам людей на самые высокие государственные должности, османские султаны рассчитывали более уверенно держать в повиновении весь аппарат власти. Чтобы в их среде не могла сложиться придворная аристократия, которая была бы серьезной помехой для деспотической власти султанов, было пред-писано, дабы дети "государевых рабов" не наследовали посты своих отцов, но переходили в категорию "людей меча".
Для ограничения влияния капыкулу султаны активно привлекали к государственной службе мусульманское духовенство. При участии улемов догматы ислама были положены в основу государственно-правовой жизни. Им же был поручен надзор за соблюдением норм шариата и султанских законов. Фактически же они стали осуществлять контроль за действиями представителей центральной власти на местах. Таким образом, внутри господствующего класса сложился определенный баланс сил: "государевы рабы" уравновешивали центробежные тенденции провинциальных сипахи, а улемы ограничивали произвол "государевых рабов". Существование подобного баланса было необходимым условием работы государственного механизма и укрепления деспотической власти османских султанов. Османское государственное устройство. Отсутствие прочных экономических и социальных связей внутри империи позволяет рассматривать Османскую державу прежде всего как политическую общность, единство которой поддерживалось главным образом благодаря военной силе и активной деятельности административного аппарата. Она во многом напоминала другие средневековые восточные деспотии, отличаясь от них лишь четкостью своей военно-феодальной организа-ции. К. Маркс считал ее "единственно подлинной военной державой средневековья".
Увеличение роли "государевых рабов" в окружении монарха и в управлении страной, возрастание значимости бюрократических элементов в административном аппарате способствовали утверждению деспотических начал османского политического режима. Объявленный мусульманскими законниками "тенью бога на земле" султан (а точнее падишах, т.е. император) полностью распоряжался жизнями и имуществом всех своих подданных. Его личность считалась священной и неприкосновенной.
Первой фигурой в империи после султана был великий везир, который ведал всеми политико-административными и военными вопросами. Ему подчинялись все остальные везиры, государственные чиновники, губернаторы провинций. В годы правления Сулеймана I су-щественно возросла роль лица, считавшегося высшим духовным авторитетом в государстве - столичного муфтия, или шейх-уль-ислама. Стремление османских правителей использовать ислам для укрепления авторитета центральной власти нашло свое выражение в сложившейся практике испрашивать у главного муфтия фетву по важнейшим I решениям, принимаемым султанским правительством.
Наиболее важные вопросы обсуждались в государственном совете - диване. Первоначально султан лично присутствовал на всех заседаниях дивана, но с конца XV в. стал все реже там появляться, а затем и вовсе перестал принимать участие в его работе. В диван входили великий везир, шейх-уль-ислам и наиболее важные сановники, в частности глава финансового управления и глава ведомства, разрабатывавшего законы и руководившего внешними связями, а также два главных военных судьи, назначаемых из числа улемов и ведавших вопросами правосудия и просвещения.
В середине XVI в. Османская империя делилась на 21 эялет (провинцию). Во главе каждого эялета находился бейлербей (губернатор), имевший титул паши и сосредоточивший в своих руках всю полноту военной и административной власти в провинции. Каждый бей-лербей имел свой двор, канцелярию и диван. Эялеты делились на сан-джаки (уезды), правители которых носили титул санджакбеев и пользовались на подчиненной им территории той же полнотой власти, что и бейлербей в провинциях. Санджак был основной административно-территориальной единицей империи. В правление Сулеймана I насчи-тывалось до 250 санджаков.
Всю свою энергию османские правители направляли на создание боеспособной армии и на поддержание военно-феодальных устоев государства. Военные силы турок состояли из сухопутных войск и флота. Турецкий флот стал быстро расти с конца XV в., когда султанское правительство развернуло интенсивное строительство морских судов в портовых городах империи. В первой половине XVI в., одержав ряд побед над испанскими, португальскими и венецианскими эскадрами, османский флот стал контролировать большую часть Средиземного моря. В ряде операций, как, например, во время осады Родоса и Мальты, султанская флотилия насчитывала до 300-400 различных военных судов.
Еще более грозной и могущественной была сухопутная армия. Она делилась на постоянное войско и провинциальное ополчение. В постоянном войске, целиком находившемся на содержании правительства, выделялся янычарский корпус, которому придавались некоторые другие воинские соединения, в частности пушкари. Турецкие султаны обращали большое внимание на состояние артиллерии. В армии Сулеймана насчитывалось до 300 орудий различных калибров. Помимо янычарской пехоты имелась и султанская конная гвардия. Во время походов она обеспечивала охрану султана и великого везира, а в ходе сражений прикрывала фланги янычар.
Стремление турецких султанов к усилению центральной власти нашло свое отражение и в увеличении численности постоянного войска. Если в середине XV в. янычарский корпус насчитывал всего 3-5 тыс. человек, то при Сулеймане он вырос до 12 тысяч. Всего в постоянных войсках в эти годы служило около 50 тыс. человек. До середины XVI в. основной силой османской армии продолжали оставаться провинциальные ополчения, состоявшие из сипахийской конницы и различных вспомогательных войск. По различным сведениям, сипахийская армия в то время насчитывала от 130 до 200 тыс. человек. В дальнейшем стали все более отчетливо выявляться результаты радикальной перестройки османской армии, начавшейся еще в XV в. в связи со все более широким оснащением ее огнестрельным оружием. Постепенно феодальное конное войско уступило свою ведущую роль пехоте, вооруженной пищалями (позже - мушкетами). Обремененная расходами по проведению частых военных экспедиций, османская казна не могла постоянно содержать большой армии. Поэтому значительная часть отрядов турецких стрельцов - тюфенкчи -набиралась на время похода из числа безземельных крестьян, вынужденных искать себе пропитание вне родной деревни.
Международные связи Османской империи. Первые "капитуляции". Превращение Османского государства в подлинно мировую империю позднего средневековья значительно усилило его влияние в международной жизни и способствовало пересмотру стратегических целей внешнеполитического курса Порты. Если на рубеже XV-XVI вв. на первом месте для османской правящей верхушки было осуществление широких экспансионистских планов в Европе, Азии и Африке, то во времена Сулеймана I и его преемников главное внимание сосредоточивалось на сохранении и упрочении статуса мировой державы. Поэтому Порту заботило не только противоборство с Австрией и стоявшей за ней "Священной Римской империей" в Центральной Европе, но и рост могущества Московского государства, наличие серьезного соперника - Сефевидской державы на восточных границах, антиосманская политика Испании в Северной Африке, успешные действия португальского флота в Индийском океане. В сочинении об открытии Америки, написанном для султана в 1580 г., отмечались опасности для исламского мира роста торговых связей, вызванного утверждением европейцев в Америке, Индии и в Персидском заливе. В этой связи была предложена идея строительства канала из Средиземного моря к Суэцу, что позволили бы сосредоточить в Суэце большой флот и с его помощью захватить морские порты Индии, дабы "изгнать неверных и принести драгоценные изделия из тех мест в нашу богохранимую столицу".
Внешняя политика Порты в XVI в. не стала менее агрессивной, но опыт затяжных австротурецких войн показал, что к середине века в Европе установилось определенное равновесие османских и антиосманских сил. Более того, существование постоянной турецкой угрозы способствовало складыванию в Центральной и Восточной Европе крупных централизованных и многонациональных государств, способных противостоять османской военной экспансии. В новых условиях для Порты было особенно важно не допустить создания мощной антиосманской коалиции и принять все меры для ослабления тех стран, которые реально или потенциально могли быть силой, угрожавшей прочности позиций империи.
Важное место в усилиях султанских властей было отведено дип-ломатическим и торговым отношениям с другими государствами. С конца XV в. такие связи были установлены с Венецией, Генуей, Ираном, Венгрией, Австрией, Польшей, Россией и другими странами. Первое официальное турецкое посольство в Европу отправилось в 1479 г. после окончания войны с Венецией. В XVI в. практика обмена посольствами по случаю заключения мира дополнилась учреждением европейских представительств при Порте. Османские султаны активно использовали подобные контакты для разжигания соперничества между наиболее влиятельными соседними государствами, но вместе с тем не стремились следовать европейским нормам и правилам дипломатии. Соглашения о мире с европейскими государствами трактовались ими как милость по отношению к последним, а получаемые от них денежные суммы - как харадж, дань, с помощью которой неверные могут купить мир с мусульманами.
Длительная и упорная борьба с Габсбургами, которые правили Австрией и Испанией, определила включение Османского государства в лагерь их врагов и сблизила с Францией. Военные неудачи французов в Северной Италии ускорили это сближение. Первый французский посол, прибывший в Стамбул в 1534 г. с предложением об установлении договорных отношений, нашел здесь полное понимание. В 1536 г. между двумя странами была достигнута договоренность о совместных военных действиях против Габсбургов. Тогда же начались переговоры о торговых льготах французским купцам в Османской империи. Первое такое соглашение было подписано в 1569 г. и получило широкую известность под названием "капитуляции" (от латинского слова "капитул" - статья, глава). На основании привилегий, дарованных турецкими султанами различным европейским странам, подданным этих стран давалось право беспрепятственно въезжать в османские земли, заниматься там своими делами и отправлять богослужение. К. Маркс отмечал, что особенностью "капитуляций" является то, что они, в отличие от договоров, не основаны на взаимности, не обсуждаются совместно заинтересованными сторонами и не утверждаются ими на основе взаимных выгод и уступок. Наоборот, они являются односторонне дарованными льготами, которые соответствующее правительство может по своему усмотрению взять назад.20
"Капитуляция" 1569 г. создавала особый льготный режим для французской торговли в османских владениях, устанавливала неподсудность французских купцов шариатскому суду за совершенное в стране преступление, обеспечивала неприкосновенность личности купца и его имущества, запрещала туркам захватывать французские торговые суда, брать в плен и обращать в рабство французских моряков.
В 1580 г. Англия получила у турок право организовать свою левантийскую торговую компанию. Целью ее операций стало получение из стран Ближнего и Среднего Востока сырья для своих мануфактур. Добившись права торговать в Леванте под собственным флагом (а не французским, как было до тех пор), Англия получила такие же льготы и привилегии, как и Франция. С этого времени на Ближнем Востоке между английскими и французскими купцами возникла конкуренция, перешедшая затем в открытую борьбу между Англией и Францией за экономическое и политическое преобладание.
С присоединением к России Астраханского и Казанского ханств и после вступления в состав России кабардинского народа русско-турецкие отношения значительно осложнились. В 1569 г. турки попытались захватить Астрахань. Султанское правительство рассчитывало и только обосноваться в устье Волги и на Северном Кавказе, но и обеспечить себе возможность нападения на государство Сефевидов с севера, а Турецко-татарское войско численностью в 60 тыс. человек двинулось из Крыма в Азов, намереваясь с Дона перебраться на Волгу и направиться к Астрахани. На ста галерах были отправлены пушки, 5 тыс. янычар и 3 тыс. землекопов (последние должны были прорыть канал между Доном и Волгой). Расчет на легкую победу не оправдался. Канал так и не был вырыт, а осадные орудия не удалось переправить к Астрахани. Вместо ожидаемой помощи турки встретили враждебное отношение населения Поволжья и Северного Кавказа, что и помогло русским отстоять Астрахань. Занятая в то время Ливонской войной. Россия не имела намерения углублять конфликт, вот почему царь Ива н IV отправил к султану своих представителей для мирных переговоров. После этого между Османской империей и Россией крупных военных столкновений не было около ста лет.
Глава 3. РАЗВИТИЕ КУЛЬТУРЫ В ПЕРВЫЕ ВЕКА ОСМАНСКОЙ ЭПОХИ
Со второй половины XV в. в османском обществе начинается подъем в различных областях культуры, прежде всего в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре. В это время получили также развитие математические, медицинские и географические знания, стала складываться османская историография.
По примеру большинства восточных народов у турок особенной популярностью пользовалась поэзия, а также народные сказки, предания, житийные и исторические повествования, рассказываемые обычно на улицах и площадях народными сказителями - меддахами. С их творчеством связано и рождение турецкой поэзии. Она складывалась под влиянием арабских и персидских образцов, отражая как традиции народной поэзии с ее суфийской символикой и идеалами равенства и справедливости, так и светской, городской культуры с ее интересом к реальной жизни и живому человеку.
Наиболее ярким представителем творчества странствующих народных певцов-ашиков был в XVI в. Пир Султан Абдал. Религиозно-философские взгляды поэта, основой которых была любовь к людям, "страдающим на этой черной земле", привели его в ряды противников султанской власти. Он стал предводителем одного из восстаний кызыл-башей в Анатолии, провозгласив: "Пусть шах взойдет на стамбульский трон, пусть будут свергнуты беи, паши, захвачены нами все земли После поражения повстанцев Пир Султан Абдал был схвачен и казнен, но его стихотворные строки остались в памяти народа.
С середины XV в. в турецкой литературе появляется целая плеяда талантливых поэтов, использующих различные жанры светской поэзии. Особый интерес вызывает творчество поэтессы Михри-хатун (ум. 1506), чьи стихи о любви поражают глубиной чувств. Впрочем, уже само появление на литературной арене женщины, отличавшейся оригинальным умом и образованностью, составляло выдающееся явление в общественной жизни того времени. Блестящим представителем лирической поэзии XVI в. был Молла Махмуд, известный под псевдонимом Абдул Бакы ("Раб всевечно-го"), которого называли "султаном турецких поэтов". Стихи Бакы - любимого поэта Сулеймана Кануни - хотя и мало оригинальны, но отличаются высокими стилистическими достоинствами. Среди произведений турецкой прозы необходимо отметить сборник небольших рассказов, анекдотов и шуток (они назывались "латифа"), составленный известным писателем из Бурсы