Фирма в условиях чистой монополии

том, что Донецкая железная дорога установила для своих контрагентов — грузоотправителей требование о неснижаемом запасе денежных средств по оплате железнодорожного тарифа. Таким образом, даже при наличии на лицевом счете грузоотправителя необходимой суммы для перевозки груза, перевозка груза не осуществлялась, т.к. на лицевом счете грузоотправителя не было неснижаемого кредитового сальдо, определяемого железной дорогой в индивидуальном порядке. В конечном счете суд квалифицировал действия Донецкой железной дороги как злоупотребление монопольным положением на рынке путем навязывания условий договора, ставящих контрагентов в неравное положение.

Второй пример — деятельность естественных монополий, которым принадлежит электрическая связь общего пользования. Так, Фастовское отделение связи «Фастоврайтелеком» потребовало с абонентов плату за переключение их телефонов с режима «вечерний телефон» на основной режим после введения в действие новой АТС. Однако инициатором переключения телефонов выступили не пользователи, а предприятие электросвязи, а потому переключение должно было проводиться абсолютно бесплатно. Более того, при введении в действие новой цифровой АТС в г. Фастове, несмотря на наличие свободных номеров и большого числа граждан, стоявших на очереди на установление телефона, предприятие электросвязи устанавливало телефоны исключительно на условиях привлечения дополнительных средств. В административном порядке вина ОАО «Укртелеком» была доказана, и последнее обязывалось выплатить штраф в размере 100 тысяч гривен. Естественно, что разрешение спора переместилось в здание суда, однако в судебном порядке данный вопрос до сих пор не разрешен.

И, наконец, наиболее болезненный пример — монопольная и некачественная деятельность энергоснабжающих организаций. Рынок коммунальных услуг составляет почти 40 % монополизированных товарных рынков. Тем не менее регулярное отключение электро-, тепло- и водоснабжения во всех регионах Украины — явление, ставшее привычным. Судебных споров по качеству предоставления коммунальных услуг не пересчитать. Антимонопольный комитет Украины вплотную взялся за контролирование деятельности предприятий, предоставляющих коммунальные услуги.

Завышенные тарифы на услуги естественных монополий, низкое качество последних, затрудненный доступ к сетям тормозят развитие конкурентного сектора и экономики в целом. Согласовать интересы естественных монополий, их потребителей и всего общества призвано государственное регулирование. Правовые основы современной системы такого регулирования заложены Законом Украины "О естественных монополиях", принятым в 2000 году. Однако на практике эта система в полной мере, к сожалению, не создана. Существующие регулирующие органы нередко сами узаконивают завышенные доходы монополистов. Например, были "благословлены" тарифы на энергоснабжение, которые предусматривали покрытие целого ряда неэффективных затрат энергоснабжающих компаний, таких как безнадежная дебиторская задолженность или довольно сомнительная благотворительность. Только для шести (из двадцати семи существующих) облэнерго сумма этих затрат, переложенных на потребителей, составила около 150 миллионов гривень.

Недостатки в системе государственного регулирования естественных монополий вынужден исправлять конкурентный орган. Из числа прекращенных комитетом злоупотреблений монопольным положением более половины приходится на естественные монополии. В последнее время комитету в сотрудничестве с другими государственными органами удалось организовать перерасчет между предприятиями тепло- и водоснабжения и их потребителями за не предоставленные или предоставленные не в полном объеме услуги. Сумма такого перерасчета за два с половиной года составила 1,2 миллиарда гривень. При оценке состояния конкуренции, монополизма и их влияния на развитие необходимо учитывать, что переход от командно-административной системы к рынку - процесс слишком сложный и многоплановый, чтобы его можно было осмыслить в рамках схем, пусть и очень добротных, но разработанных на основе чужого опыта . Это касается, в частности, характера монополизма в переходной экономике Украины (в России, насколько мы можем судить, сложилось схожее положение). Он существенно отличается от монополизма в странах с развитой рыночной экономикой. Там основной тип представлен монополиями, вырастающими из экономических условий: концентрации производства и капитала, дифференциации продукции, эффекта масштаба производства. Условно такой монополизм можно назвать "производственным". Существует он и в Украине. Однако у нас значительное распространение приобрел монополизм иного рода. Он имеет своей основой неравные "правила игры" для разных участников рынка. Исходя из концепции известного американского экономиста, лауреата Нобелевской премии О. Норта об институтах как "правилах игры в обществе", такой монополизм следовало бы называть институциональным. Источники и проявления "институционального" монополизма выступают в самых разнообразных формах: в предоставлении отдельным предпринимателям исключительных прав на занятие определенной деятельностью, в неодинаковом режиме налогообложения, в льготном доступе к финансовым и сырьевым ресурсам, инфраструктуре и т.п. О серьезности проблемы институциональных ограничений конкуренции свидетельствует хотя бы то, что за прошедшие десять лет комитетом признаны противоречащими законодательству о конкуренции около 3 тысяч действий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления. В более чем 3,3 тысячах случаев Комитет возражал против принятия решений этих органов, которые могли иметь антиконкурентные последствия, или требовал внесения в них изменений.
К числу первоочередных задач, связанных с ограничением и преодолением "институционального" монополизма, относится упорядочение системы государственной помощи предприятиям. Необходимо, чтобы механизм предоставления государственной помощи был прозрачным и не влиял негативно на конкуренцию. Антимонопольным комитетом Украины подготовлен проект соответствующего закона, проводится его доработка.

Общение с коллегами из стран Содружества Независимых Государств, сотрудничество в рамках Межгосударственного Совета по антимонопольной политике показывает, что у нас очень много общего в проблемах ограничения монополизма, защиты и развития конкуренции, обеспечения на этой основе успешного экономического развития. Это - объективная основа для тесного и плодотворного сотрудничества на благо наших народов.

Министерство экономики Украины совместно с антимонопольным комитетом Украины разрабатывает общие принципы осуществления демонополизации экономики и антимонопольного регулирования, осуществляет методологическое и методическое обеспечение этих процессов. Центральным и местным органам государственной исполнительной власти предоставлены полномочия по разработке и реализации мер по демонополизации экономики и развитию конкуренции, осуществлению мероприятий по регулированию соответствующих рынков и деятельности монопольных образований. [5]

В настоящее время антимонопольная политика в Украине основывается на необходимости, с одной стороны, четкого регулирования тех секторов экономики, в которых властвуют монопольные образования, и, с другой стороны, государственной поддержки монополий, оказавшихся на грани полной утраты конкурентоспособности, вызванной сильной конкуренцией со стороны зарубежных производителей (импорта), высокими издержками производства и другими условиями. На взгляд аналитиков, государственная поддержка недавних промышленных “столпов” должна осуществляться на перепрофилирование действующих мощностей, закрытие нерентабельных подразделений, кардинальную реорганизацию системы управления. Нынешняя ситуация характеризуется практически полным отсутствием государственных инвестиций, равно как и отходом государства (в лице Фонда госимущества) от управления своей частью акций в акционерных предприятиях-монополистах. В последнее время появился несколько другой взгляд на существование монопольных образований в Украине, который заключается в необходимости создания корпоративной системы экономики. Безусловно, как свидетельствует опыт промышленно развитых стран, корпорации - источник значительных доходов и основное богатство этих стран (для примера отметим, что ни в одной стране третьего мира нет корпораций, в том числе и в таких богатых природными ресурсами странах, как Индия, Бразилия, Нигерия и др.). Процессам легального объединения капиталов в отечественном законодательстве положил начало Указ Президента Украины “О холдинговых компаниях, создаваемых в процессе корпоратизации и приватизации” от 11 мая 1994г [3]. Указ предусмотрел недопустимость поглощения одного хозяйствующего субъекта другим в случае, если их совокупная доля на соответствующем рынке превысит 35 процентов. Следующим этапом расширения сферы приложения крупного бизнеса в Украине стал Закон “О промышленно-финансовых группах в Украине”[2], введенный в действие с 21 мая 1996г, дискуссии в отношении которого велись ещё с начала 1994г. В рамках ПФГ предполагается консолидировать промышленные и банковские капиталы для сохранения и расширения технологических звеньев в целях наращивания экспортного потенциала. Не исключена и возможность появления “разрешенного монополиста” - группы, которой предоставлено в установленном порядке исключительное право на осуществление определенной производственной, научной, коммерческой деятельности. Однако окончательная редакция этого закона, как отмечают специалисты [6], существенно сузила круг потенциальных субъектов ПФГ, предусмотрев жесткие правила “экономической игры” - установление конечных сроков существования группы, что фактически приравнивает ее к консорциуму; отсутствие льгот для участников ПФГ; сложный порядок регистрации; ограниченное участие банковского капитала в группе и др.
Подводя итоги, можно охарактеризовать антимонопольное законодательство и антимонольную политику Украины как необходимые атрибуты структурных преобразований во всех сферах экономики страны. На данном этапе проблема монополизации и недобросовестной конкуренции перестает быть чисто экономической ( она все больше становится политической и общественной. Поэтому чрезвычайно необходимо, чтобы население Украины осознало всю пагубность и все отрицательные последствия монополии как таковой. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением.

Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом.

Антимонопольная служба Украины еще очень молода, но уже сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства Украины. В данном направлении нужно обратить особое внимание на более чем вековой опыт антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран. Но здесь возникает еще одна проблема, заключающаяся в том, что десятилетиями складывающаяся отраслевая монополия не может быть быстро заменена свободным и самоорганизующимся рынком, ведь утверждение конкурентных отношений (не единовременная моментальная акция, а процесс длительный, сложный, а для немалого же числа предприятий гибельный). Выжить смогут лишь те предприятия, которые обеспечат более высокое качество товара, относительно более низкие цены и быструю сменяемость ассортимента.

В действующем антимонопольном законодательстве целесообразно предусмотреть снижение монопольной доли товара на рынке, что должно затруднить возможности сговора производителей с целью диктата цен и условий продажи товаров.

Также представляется необходимым введение действенного контроля за хозяйственной деятельностью государственных предприятий-монополистов и активизация управления государственной частью в акционерных обществах. Кроме того, целесообразно применять мониторинговое слежение за индексами роста затрат и цен по основным видам монопольных товаров на различных стадиях их изготовления, особенно в период роста цен на услуги естественных монополистов (электроэнергия, транспорт, топливо и др.). В то же время не менее актуальным является контроль издержек и снижения цен на продукцию и услуги самих естественных монополистов. Считается целесообразным создание банка данных на продукцию предприятий-монополистов, что позволит оперативно обеспечивать необходимой информацией о ценах на монопольную продукцию потребителей и других заинтересованных лиц.


Заключение


На основании проделанной работы можно сказать, что проблема монополий в экономике является одной из основных для любого государства. Монополии – крупные хозяйственные объединения (картели, синдикаты, тресты, концерны и так далее), находящиеся в частной собственности (индивидуальной, групповой или акционерной) и осуществляющие контроль над отраслями, рынками и экономикой на основе высокой степени концентрации производства и капитала с целью установления монопольных цен и извлечения монопольных прибылей. Монополия – исключительное право определенной области государства, организации, фирмы.

Чистая монополия - ситуация на рынке, когда существует только один продавец данного товара, который не имеет близких заменителей. Монополистический рынок является полной противоположностью совершенно конкурентному рынку. Для покупателей существует только один источник предложения - монополист.

Понятно, что, как и совершенная конкуренция, чистая монополия является некой абстракцией. Во - первых, практически не существует продуктов не имеющих заменителей. Во- вторых, редко когда на национальном (или мировом) рынке есть только один продавец.

Формирование и рост монополий исторически неразрывно связаны с перерастанием капитала свободной конкуренции в монополистический капитализм. В экономической теории выделяют следующие виды монополий: естественная, административная, экономическая, случайная. Монополия означает определенную степень власти над ценой. И эта власть может базироваться на различных предпосылках: захват значительной доли отраслевого производства (концентрация и централизация производства и капитала), тайные или явные соглашения о разделе рынков и уровне цен, создание искусственных дефицитов и др. Цены на все вокруг нас – от ракет до хлеба, света и тепла в домах – зависят от цен на топливо, энергию и транспорт. Энергетические и транспортные монополии взвинтили их как только могли. Таким образом, можно сказать, что с появлением монополий появилась и новая функция у государства - антимонопольная деятельность. Фирма - монополист обладает монопольной властью тогда, когда она имеет возможность воздействовать на цену своего товара, изменяя количество, которое она готова продать, но результатом этой власти зачастую являются издержки общества. С целью уменьшения социальных потерь от монопольной власти государство проводит антимонопольную политику. Антимонопольное регулирование не ограничивается какими-то временными рамками, а является постоянной политикой государства.

Государство стремится не допустить превращения крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала, в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма, а также контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым.

Уровень развития конкуренции на Украине, как бы ни хвалили новое законодательство о конкуренции и ограничении монопольной деятельности, достаточно низок. Это вызвано многими причинами как экономического, так и правового характера.

Наиболее яркими представителями монополизма в Украине являются такие компании как: Укртелеком, Нефтегаз Украины, Укрспецэкспорт, Энергоатом, Укрзалiзниця[13,ст.16].

Основную роль в проведении антимонопольной политики в стране играет Антимонопольный комитет Украины (АКУ). В условиях переходной экономики Антимонопольный комитет Украины выполнял и выполняет не только функции, свойственные коллегам в странах с развитой рыночной экономикой, такие как пресечение нарушений законодательства о конкуренции, контроль за рыночной концентрацией или контроль за согласованными действиями субъектов хозяйствования. Комитет играет активную роль в самом становлении конкурентных отношений. Доля предприятий — естественных монополистов в национальной экономике Украины составляет около 40 %. Для поддержания нормального уровня конкуренции в стране государство вводит определенные ограничительные меры. Они предусмотрены Законом Украины «О защите экономической конкуренции» и применяются Антимонопольным комитетом Украины и его региональными отделениями к хозяйствующим субъектам, нарушившим антимонопольное законодательство.

Антимонопольный комитет Украины еще очень молод, но он находится в процессе постоянного развития, совершенствования и нормализации ситуации по данным проблемам. Ему следует совершенствовать антимонопольное законодательство Украины и в данном направлении нужно обратить особое внимание на более чем вековой опыт антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых странах[4,ст.135].


Библиографический список


1. Об ограничении монополизма и недопущении недобросовестной конкуренции в предпринимательской деятельности: Закон Украины // Голос Украины.- 1992.-№78.- Ст.69-73.
2. О промышленно-финансовых группах в Украине: Закон Украины // Голос Украины, 1996, №95.

3. О холдинговых компаниях, создаваемых в процессе корпоратизации и приватизации: Указ Президента Украины // Голос Украины.- 1994.- № 93.

4. О методике определения монопольного положения предприятий на рынке: Постановление Антимонопольного комитета Украины от 10.03.94г. № 1-р.// Сборник законодательных нормативных актов Украины.-1999.-№7.-Ст.135

5. О состоянии реализации антимонопольной политики: Постановление КМ Украины от 22.12.95г. №1036.

6. Доллан С. Основы экономики: пер. с англ. / Научн. Ред. А. К. Новоселов, В.Т. Борисович.- М, 1995.

7. Маленво Э. Лекции по микроэкономическому анализу: Пер. с фр. / Под ред. К.А. Багриновского.- М., 1985.- Ст.87-93.

8. Макконнелл К.Р., С.Л. Брю Экономикс: принципы, проблемы и политика: Пер. с 14-го англ. изд.- М.: ИНФРА-М, 2002; Под ред. В.С. Автономов.- Ст. 725-741.
9. Пигу А. Экономическая теория благосостояния: Пер. с англ.- Т1.- М, 1985

10. Пиндайк Р., Рубенфельд Д. Микроэкономика: Сокр. пер. с англ. / Научн. Ред. В.Т. Борисович, В.М. Полтерович, В.И. Данилов.- М, 1992.

11. Лившиц А.Я. Введение в рыночную экономику / Лившиц А.Я., Никулина И.Н.; Под ред. А.Я. Лившиц.-М.: Высшая школа, 1994.-Ст.41

12. Учебник по основам экономической теории: Учебно-практ. Пособие / Отв. Ред. А.Д. Мельков.- М.: МГТУ им. Баумана.- Владос, 1994.-Ст.341-342.

13. Улашев Б. Чистая монополия: характерные черты / Б. Улашев // Экономическое обозрение.- 2002.- №11.- 17.10.04.- Ст.3-5.

14. Сыченко В.В. Направления и особенности антимонопольной политики в Украине // Придніпровський науковий вісник (серія економіка). – 1998. - № 68 (135). – С. 7-12.

15. Костусев А. Конкуренция, монополизм и развитие: опыт Украины / А. Костусев // Конкуренция и рынок.- сентябрь, 2003.- №19.- Ст. 14-18.

16. Электрон. Текстовые данные (34634 bytes).- Спб.: 2002.- Режим доступа: mibif/proftest/market/6/ls4_45.htm Thursday, 21 October 2004 19:23:46.

17. Электрон. Текстовые данные (9028 bytes).- Н.Нов. 1999.- Режим доступа:

arw.asu/econ/k7/economics/2/g6.html Sunday, 7 November 2004 10:12:03.

18. Электрон. Текстовые данные (14532 bytes).- Минск.: 2003.- Режим доступа:

rureferat/lectures/economteoria/index.php?list=22 Sunday, 24 October 2004 16:25:35.

19. Электрон. Текстовые данные (74532 bytes).- М. : 2002.- Режим доступа: slava.users.otts/work/docs/eko/12.htm#01 Wednesday, 27 October 2004 22:50:19

20. Электрон. Текстовые данные (74532 bytes).- Минск. : 2004.- Режим доступа: library/shpargalka/belarus/economics/004/eco-239.htm Thursday, 4 November 2004 23:03:43

21. Электрон. Текстовые данные (59274bytes).- Минск. : 2004.- Режим доступа: library/shpargalka/belarus/economics/004/eco-238.htm Thursday, 4 November 2004 23:09:28