Роль государства в послевоенном экономическом развитии Японии

банки в Японии существовали в чрезмерном количестве (1910 г. - 1621 банк, 1925 г. -1577). В 1927 г. ряд банков потерпел крах, и в результате массового изъятия вкладов страну поразил финансовый кризис. В том же году был законодательно установлен минимальный размер капитала для банков, а последовавшая реструктуризация банковской системы избавила страну от мелких и слабых банковских институтов (в 1936 г. насчитывалось 424 банка). В, годы войны в рамках системы жесткого административного контроля (1936-1945 гг.) был взят курс на слияние банков по принципу "одна префектура - один банк", в результате чего к 1945 г. в Японии работал 61 банк. Укрепление доверия к этим банкам и стало приоритетом правительственной политики.

Конкретно это выразилось, прежде всего, в линии на ограничение (в качестве общего правила - на отказ) предоставления новых лицензий на банковскую деятельность. В области банковского надзора в дополнение к проверкам финансового состояния банков была установлена практика постоянного предоставления ими информации о своем финансовом положении и руководства ими со стороны органов банковского надзора. Были разработаны нормы, положенные в основу практики надзора, опубликованы детальные инструкции. Либерализация этих норм в дальнейшем проводилась поэтапно, с тем чтобы избежать резких изменений и обеспечить в банках должный уровень управления.

Результатом такой политики стало то, что за 50 послевоенных лет в Японии не было ни одного случая массового изъятия вкладов или внезапного банкротства банка. В случаях появления проблемных банков с одной стороны, для предотвращения системных рисков распространения проблем на другие банки использовался такой инструмент, как слияние проблемных' банков с каким-либо крупным банком на основании указаний соответствующих органов/ с другой - для того чтобы избежать морального ущерба всячески подчеркивался общественный характер банков (принцип общественной ответственности").

Благодаря этому несмотря на низкие проценты (о чем будет сказано ниже) вкладчики в Японии спокойно могли доверить свои средства любым кредитным учреждениям независимо от их размеров - от крупных банков до кредитных корпораций и кредитных кооперативов. Разница в уровне процента по вкладам между этими учреждениями была порядка одной десятой процента.

Строгие нормы в целях обеспечения доверия были установлены и для эмиссии корпоративных облигаций. Благодаря тому, что право на эмиссию предоставлялось только компаниям с устойчивым финансовым положением, и не допускался выпуск "бросовых" облигаций, не было случаев дефолта по корпоративным облигациям. В случаях угрозы дефолта проблемные бумаги выкупались банками-агентами, что по сути означало наличие у корпоративных облигаций банковской гарантии.

Большую роль сыграли и почтовые сбережения. На вклады в почтово-сберегательной сети, включая проценты по ним, распространялась гарантия государства, а проценты устанавливались с учетом процентов по депозитам в частных банковских учреждениях. Процентный доход по "почтовым" вкладам не облагался налогом, однако с учетом потолка аналогичных вкладов в частных банков, проценты по которым не подлежали налогообложению, для почтовых вкладов устанавливался потолок их размера. Средства, мобилизованные почтово-сберегательной сетью, через программу государственных инвестиций и кредитов использовались для целевого финансирования.

В результате сложилась ситуация, когда преобладающую часть финансовых активов населения составляют вклады в кредитно-банковской системе. Сложилась и специфическая японская система корпоративного управления, при которой банки за счет кредитного финансирования реального сектора играют большую роль при принятии важных для него решений, а через систему приоритетных отношений каждого предприятия со "своим" главным банком заметно влияют на управление этими предприятиями, и одновременно власти через ту же систему приоритетных отношений предприятий с одним главным банком получали информацию об управлении этими предприятиями.

3) Ссудные операции частных кредитных учреждений под низкий процент (движение средств, вовлеченных в кредитно-финансовую систему)

Для достижения высоких темпов экономического роста было необходимо, чтобы предприятия имели доступ к дешевым финансовым ресурсам. В этих целях использовались следующие два инструмента.

Во-первых, политика низких процентных ставок, проводившаяся Банком Японии. Хотя Банк Японии и манипулировал своей ставкой рефинансирования в зависимости от конъюнктуры, он постоянно поддерживал ее на низком уровне, проводя неофициальные консультации с Министерством финансов. Во-вторых, был установлен потолок процентов по вкладам. На основании "Временного закона о регулировании процентных ставок" министр финансов устанавливал потолок ставок по депозитам в соответствии с уровнем ставки рефинансирования Банка Японии. Таким образом, банки концентрировали у себя ресурсы с низкой ценой привлечения и финансировали реальный сектор под низкий процент.

Кредитные корпорации и другие малые и средние кредитные учреждения предоставляли ссуды малому и среднему бизнесу также с низкой процентной ставкой. Причиной являлось то, что их вкладчики были уверены в том, что и малые кредитные учреждения не обанкротятся, в результате чего последние могли привлекать средств под низкий процент. Эти средства также по сравнительно низким процентным ставкам ссужались малому и среднему бизнесу, чем внесли вклад в его развитие.

4) Создание банковской системы, обеспечивающей долгосрочное финансирование (частные специализированные кредитные учреждения)

С точки зрения привлечения японскими предприятиями долгосрочных кредитов для инвестиций в основной капитал важную роль в Японии сыграли банки долгосрочного кредитования и траст-банки. Банки долгосрочного кредитования на основании принятого в 1952 г. Закона о банках долгосрочного кредитования выпускали облигации со сроком погашения 5 лет. Благодаря внедренной в том же 1952 г. системе трастовых кредитных операций траст-банки получили возможность легко привлекать более длинные ресурсы. Все это сыграло важную роль в обеспечении предприятий кредитными ресурсами для инвестиций в оборудование. Если городские и региональные банки имели большую филиальную сеть и привлекали в основном депозиты на срок до одного года и предоставляли предприятиям средства для текущих расходов, то банки долгосрочного кредитования и траст-банки имели немногочисленные филиалы и работали главным образом с долгосрочными финансовыми продуктами со сроками до 5 лет, тем самым выполняя функцию кредитного обеспечения инвестиций в оборудование.

5) Программы государственных инвестиций и кредитов, финансируемые за счет почтовых сбережений (целевое финансирование и т.д.)

Вместе с тем есть ряд сфер, где привлечь необходимые средства только с помощью частных кредитных учреждений сложно. В отношении подобного рода областей функцию предоставления средств взяло на себя целевое финансирование через систему государственных инвестиций и кредитов. Субъектами кредитования в рамках целевого финансирования являются Японский банк развития, предоставляющий ссуды в соответствии с положениями промышленной политики; финансирующая малый и средний бизнес Корпорация кредитования малого и среднего предпринимательства; предоставляющая ссуды сельскому, лесному и рыбному хозяйству Корпорация кредитования сельского, лесного хозяйства и рыболовства, финансирующая жилищное строительство Корпорация кредитования жилищного строительства и др. Кроме того, были учреждены организации, осуществляющие программу государственных инвестиций и кредитов для развития экономической инфраструктуры - например, Японская общественная корпорация скоростных дорог, осуществляющая строительство и эксплуатацию платных автомобильных дорог.

6) Развитие за счет бюджетных средств общественного капитала (общественной инфраструктуры)

Как уже упоминалось ранее, в период высоких темпов роста выдерживалась линия на сохранение сбалансированности бюджета, однако доля капитальных вложений в составе общих расходов правительства была высокой. Текущее государственное потребление всячески сдерживалось, в то время как приоритет отдавался расходам капитального, инвестиционного характера. Эти средства направлялись на строительство тех объектов общественной инфраструктуры, которые не могли быть созданы только за счет привлечения ссуд. В 1965 г. впервые за послевоенный период правительство пошло на выпуск государственных облигаций, большая часть которых - так называемые "строительные займы" использовалась для совершенствования общественного капитала - дорог, портовых сооружений, инфраструктуры сельского хозяйства и т.п.

7) Активное вмешательство правительства в процесс привлечения иностранного капитала.

Выше мы рассмотрели ситуацию с внутренними источниками капитала. Быстрый рост- японской экономики в своей основе финансировался' из внутренних источников накоплений, однако правительство активно вмешивалось и в процесс привлечения иностранного капитала.

В то время международный финансовый рынок был невелик по объему, возможности Японии мобилизовывать для своих нужд валютные средства были ограничены, поэтому небольшие по объему валютные поступления должны были распределяться с учетом утвержденных приоритетов. Для реализации этой задачи был принят "Закон об иностранном капитале", каждый проект с его участием в индивидуальном порядке рассматривался и получал разрешение на реализацию на заседании Консультативного совета по иностранному капиталу. Другими словами, речь шла не о пассивном отношении к привлечению иностранного капитала/ а, скорее, об упорядочении этого процесса.

В 1953-1966 гг. Япония активно использовала кредиты Всемирного банка и вместе с Индией была крупнейшим их получателем. Эти кредиты направлялись на создание инфраструктуры и в базовые отрасли экономики, в частности на развитие электроэнергетики, черной металлургии, строительство скоростных автодорог, скоростных железных дорог и др.

Установление и поддержание доверия со стороны внешнего мира (роль государства - 3)

С учетом особой роли внешней торговли для Японии, а также для привлечения иностранного капитала поддержание доверия со стороны внешнего мира было положено в основу государственной политики.

1) Поддержание курса иены.

В течение послевоенной истории 22 года подряд - с апреля 1949 г. по декабрь 1971 г. обменный курс иены по отношению к доллару сохранялся на одном фиксированном уровне - 360 иен за доллар. Это потребовало огромных усилий макроэкономической политики. Очень часто возможности проведения макроэкономической политики ограничивались "потолком платежного баланса". А именно: в силу того, что валютные резервы находились на низком уровне, сокращение резервов в результате роста импорта в фазе подъема конъюнктуры вынуждало правительство прибегать к рестрикционной политике. Таким образом, правительство длительное время проводило свою политику в узком коридоре возможностей, определяемом необходимостью поддержания равновесия платежного баланса.

2) Поэтапная либерализация валютного контроля.

В силу крайне низкого уровня валютных резервов на первоначальном этапе всеoвалютные операции - как текущего, так и капитального характера, - жестко ограничивались. Точнее, с точки зрения законодательства все они были запрещены и разрешались только в виде исключения. Для увеличения валютных резервов использовался механизм (принудительной) концентрации валютной выручки. Однако по мере экономической стабилизации в стране валютные операции по текущим статьям были постепенно либерализованы, в 1964 г. Япония присоединилась к восьмой статье Устава МВФ и ликвидировала систему, предусматривавшую концентрацию валютных ресурсов. В дальнейшем происходила и поэтапная либерализация операций по капитальным счетам, что потребовало длительного времени. Причина последнего обстоятельства заключалась в том, что было необходимо отгородить внутренний рынок от потоков спекулятивного капитала. В 1964 г. Япония вступила в ОЭСР и начала процесс либерализации в соответствии с кодексом мер для либерализации операций по капитальным счетам. В 1979 г. были внесены существенные изменения в закон о валютных операциях и установлен в принципе свободный режим осуществления операций капитального характера. Полная юридически оформленная либерализация валютных операций произошла в результате кардинального пересмотра соответствующего законодательства в апреле 1998 г. Этот шаг стал завершающим актом отказа от упорядочивания валютных операций (валютного контроля) посредством банковского контроля.

3) Система мер для поощрения экспорта.

В период высоких темпов роста важной задачей был провозглашен рост экспорта, в реализации которой важную роль сыграли соответствующие правительственные институты - Экспортно-импортный банк Японии, система внешнеторгового страхования, налоговая система (освобождение от налогообложения доходов от экспорта). Помимо мер финансового характера в интересах увеличения экспорта был создан специальный правительственный институт для содействия экспорту - "Джетро". Итогом принятых мер стал рост экспорта, поддерживавший экономический рост и доверие со стороны внешнего мира.

4) Сотрудничество с международными финансовыми организациями.

Япония вступила в МВФ в 1952 г. В тот период потолок, определяемый платежным балансом страны, был низким, так что Япония дважды (в 1953 г. и 1957 г.) прибегала к своему праву заимствования (для поддержания платежного баланса) и дважды (в 1962 г. и 1964 г.) заключала с МВФ соглашения о кредитах "stand-by". В процессе переговоров для достижения с МВФ соглашений (о мерах экономической политики), сопровождающих предоставление кредита, между сторонами происходили жесткие дискуссии, но достигнутые соглашения Япония соблюдала неукоснительно.

Также в 1952 г. Япония вступила во Всемирный банк. Первое время ввиду низкого кредитного рейтинга Японии Всемирный банк весьма пассивно относился к предоставлению Японии ссуд. В 1958 г. это отношение переменилось на позитивное, и в первой половине 1960-х годов Япония наряду с Индией была самым крупным заемщиком Всемирного банка. Я лично участвовал в некоторых переговорах с Всемирным банком, и помню, что дискуссии относительно условий кредитования, так же как и на переговорах с МВФ, были весьма жесткими. Однако согласованные условия выполнялись безукоризненно, и были даже случаи, когда Япония готова была досрочно погасить некоторые займы, но наталкивалась на несогласие Всемирного банка.

Таким образом, послевоенная Япония избрала в качестве своей стратегической линии сотрудничество с международными финансовыми организациями и всячески укрепляла международное доверие к себе.

Заключение.

Как мы можем видеть из вышеизложенного материала/ послевоенное развитие японской экономики:

1) использовало в качестве своей движущей силы частные инвестиции в оборудование главным образом на основе рыночного механизма;

2) в этом процессе правительство выполняло, в частности, следующие роли:

а) совершенствовало климат для деятельности частного сектора,

б) поощряло сбережение и обеспечивало функционирование кредитно-финансовой системы, мобилизовывавшей эти сбережения,

в) посредством промышленной политики направляло инвестиции в приоритетные сферы.

Важным моментом является также то, что через деятельность консультативных советов правительству в значительной степени удавалось обеспечить взаимопонимание правительства и частного сектора (сотрудничество госаппарата и бизнеса), а также в течение длительного времени поддерживать доверие к экономической системе. Данная система, как нам представляется, в целом функционировала эффективно и внесла свой вклад в экономическое развитие страны, о котором было сказано в начале доклада.

В последние годы среда, в которой действует японская экономика, сильно изменилась, и перед ней встали новые задачи. Сегодня прилагаются усилия для ее системного реформирования в соответствии с требованиями новых условий.

Среда, в которой находится сегодня экономика России, во многом отличается от условий послевоенной Японии, поэтому методы, применявшиеся в свое время в Японии, не могут быть в том же виде применены к сегодняшней России. Тем не менее, представляется, что опыт японской экономики, которой в течение длительного времени удавалось поддерживать высокие темпы роста, может оказаться полезным при разработке стратегии на будущее.

Список литературы

Косукэ Накахира, Вице-президент Института мировой экономики. Роль государства в послевоенном экономическом развитии Японии