Боевая деятельность Пинской речной военной флотилии
– 12 км ниже Окуниново). Корабли Пинской флотилии, в составе которой находились канонерская лодка «Верный», своим метким артиллерийским огнём уничтожили значительную часть переправочного парка противника, но этот день стал последним для экипажа «Верного», а также и для самого корабля-ветерана Пинской речной флотилии.Озлоблённое неудачей переправы войск на Окуниновский плацдарм немецкое командование 25 августа 1941 г. бросило для атаки советских кораблей большое количество самолётов. Девять вражеских бомбардировщиков полетели атаковать одну канонерскую лодку «Верный» и были убеждены в успехе, но вскоре их постигло разочарование. Мужественный экипаж корабля успешно отразил этот налёт. Тогда через полчаса на канонерскую лодку «Верный» налетело ещё 18 бомбардировщиков. Они стали бомбить её с пикирования, заходя с разных направлений, сбрасывая фугасные и зажигательные бомбы, осколки которых усеяли палубу, а также гулко врезались в борт корабля. От бесконечных разрывов бомб вокруг лодки вздымались огромные столбы воды. Но командир А.Ф. Терехин всё время находился на открытом мостике и управлял манёврами канонерской лодки. Тридцать минут расчёты зенитных орудий корабля стойко отражали налёт вражеской авиации, но силы были далеко неравные. После получасового боя немецким бомбардировщикам удалось добиться двух прямых попаданий в канонерскую лодку. Погибли старший лейтенант Алексей Фёдорович Терехин и другие офицеры, которые находились на боевой рубке и на мостике. Получил смертельное ранение главный боцман корабля старшина второй статьи Леонид Силыч Щербина – самоотверженный и преданный морскому делу человек, который был представлен к званию Героя Советского Союза, но так и не успел надеть свою золотую Звезду, так как умер в госпитале 25 августа 1941 г. В результате взрыва артиллерийского погреба канонерская лодка «Верный» затонула у Сухолучья, унося с собой под воду Днепра оставшихся в живых членов экипажа [17, с. 225].
После успешного обеспечения переправ отступавших советских войск флотилия сосредоточила свои усилия на обороне Киева, куда 1 сентября 1941 г. с боем и потерями прибыли Березинский, а также Припятский отряды кораблей. Корабли флотилии наносили огневые удары по врагу, уничтожали живую силу и технику. Однако к середине сентября 1941 г. изменить положение на фронтах в свою пользу советскими войскам не удалось. Преимущество оставалось на стороне противника.
Генерал-полковник Ф. Гальдер с радостью записал в своём дневнике от 19 сентября 1941 г.: «Донесение: с 12.00над Киевом развевается немецкий флаг. Все мосты подорваны. В город ворвались три наши дивизии: одна - с северо-востока, и две – с юга. Все три командира дивизии старые офицеры генерального штаба (Сикст фон Арним, Шеваллерн и Штеммерманн).
Действительно в этот день в связи с тяжёлой обстановкой, сложившейся на Юго-Западном фронте после окружения его главных сил, советские войска по приказу Ставки Верховного Главнокомандования оставили город Киев. Оборона столицы Советской Украины частями Красной Армии и моряками Пинской флотилии (особенно кораблями Днепровского отряда) продолжалась 71 суток, в течение которых противник не смог захватить ни прямым ударом с запада, ни многократными атаками с юго-запада и юга вдоль Днепра.
В связи с оставлением советскими войсками Киева уцелевшим кораблям была поставлена задача: прикрыть отход частей Красной Армии, не допуская форсирование противником Днепра у Киева и по Десне от устья реки и до пристани Летки. В связи с отходом советских войск с рубежей рек Днепровского бассейна оставшиеся в боевом строю корабля флотилии бвли взорваны своими экипажами на Днепре 18 сентября 1941 г. Пинская флотилия в боях за Белоруссию и Украину в 1941 г. потеряла убитыми, умершими от ран, пропавшими без вести и ранеными 707 человек личного состава [6, с. 237].
Глава 3. Расформирование Пинской речной военной флотилии и её значение в обороне Советской Белоруссии летом – осенью 1941 года
5 октября 1941 г., в связи с отходом советских войск с рубежей Днепровского бассейна, нарком ВМФ СССР адмирал Н.Г. Кузнецов подписал приказ о расформировании Пинской речной военной флотилии. После расформирования одно звено Пинской флотилии продолжало существовать. И им была объединённая школа. Известно, что она прибыла из Киева в Сталинград 11 августа 1941 г. С сентября она стала именоваться «Объединённая школа Учебного Отряда кораблей на реке Волге», и через некоторое время её включили в состав войск Северо-Кавказского военного округа.
В некоторых военных и даже послевоенных публикациях Пинская флотилия попросту игнорируется как самостоятельное боевое флотское соединение, так как советская историография отождествляла Пинскую флотилию с Днепровской. Это зафиксировано в книге адмирала флота И.С. Исакова, изданной в 1944 г., а затем переизданной в 1946 г. в соавторстве с полковником А. Гараниным, где авторы утверждают, что «Днепровская флотилия, в которую в начале войны влились корабли Пинской флотилии, помогая Красной Армии, вела упорную и длительную борьбу с наступавшими немецко-фашистскими войсками на Пине, Припяти и на Днепре» [7, с. 88].
В статье капитана 1 ранга Б. Шереметьева, по словам которого в грозном 1941 г. на реках Березина, Припять, Днепр, Десна наступавшим немецким войскам вместе с частями Красной Армии противостояли корабли не Пинской, а Днепровской флотилии [18, с. 26 - 27].
Наркому ВМФ СССР было хорошо известно, как обошлись с Пинской флотилией: само существование проигнорировали, а её боевую деятельность летом – осенью приписали не существовавшей тогда Днепровской флотилии.
Отождествлять Пинскую флотилию с днепровской не следует, тем более не следует их объединять, как это сделал в своей статье И. Сарапин: «С первых дней суровых военных испытаний матросы и старшины, командиры и политработники Пинско-Днепровской флотилии военной флотилии, как и все воины Красной Армии, мужественно вступили в бой с немецко-фашистскими войсками, проявляя массовый героизм на реках Днепровского бассейна».
Указанные выше свидетельства никому не дают право игнорировать само существование Пинской флотилии с 17 июня 1940 г. по 18 сентября 1941 г., так как именно в этот трагический для неё день были уничтожены своими экипажами последние корабли. Боевой корабль без людей – не боевой корабль, а флотилия без кораблей – не флотилия. Поэтому 18 сентября 1941 г. следует считать окончанием боевой деятельности Пинской речной военной флотилии, а её официальное расформирование 5 октября 1941 г. – фиксацией данного факта [15, с. 170 - 172].
Командование Юго-Западного фронта высоко оценило мастерство и мужество моряков Пинской флотилии. После обеспечения переправ частей Красной Армии севернее Киева Военный Совет данного фронта прислал 2 сентября 1941 г. командующему флотилией телеграмму следующего содержания: «Командующему Пинской флотилией контр-адмиралу Рогачёву Д.Д. Задачи Вами выполнены в духе традиций советских моряков. Достойных товарищей представьте к награждению». 10 сентября Совет отмечал, что «Пинская флотилия в борьбе с немецкими фашистами показала и показывает образцы мужества и отваги, не щадя ни крови, ни самой жизни за Родину. Десятки командиров и краснофлотцев флотилии представлены к государственным наградам». А в 1941 г. заслужить награду было непросто: давали их скупо. Тем более довольно редко представляли к званию Героя Советского Союза. И всё же четыре моряка из личного состава Пинской речной военной флотилии были представлены к этому высокому и почётному званию в 1941 г. Это командир канонерской лодки «Верный» старший лейтенант Терехин Алексей Фёдорович (награждён только орденом Ленина посмертно); главный боцман этой канонерской лодки старшина 1-й статьи Щербина Леонид Силыч (награждён только орденом Ленина посмертно); командир флотского полуэкипажа флотилии, затем отряда морской пехоты майор Добржинский Всеволод Николаевич и командир отделения в составе отряда Добржинского старшина 2-й статьи Шафранский Иван Максимович. Два корабля Пинской флотилии – канонерская лодка «Верный» и монитор «Витебск» - ещё летом 1941 г. были представлены Военным советом Юго-Западного фронта к награждению орденами Союза ССР [11, с. 95].
Коротким, но примечательным было время существования Пинской речной военной флотилии. Яркой была её боевая деятельность. Противника, подобного себе, - речного, плавающего – флотилия перед собой не имела. Враг был на суше и в воздухе. Реки же часто оставались доступными для кораблей даже за линией фронта. Корабли флотилии незаметно перевозили войска Красной Армии там, где наведённую переправу сразу же засекала бы неприятельская авиаразведка. Именно они приходили на выручку подразделениям, прижатым к болотным топям, высаживали тактические десанты, хотя с июня по сентябрь 1941 г. их было всего два, но все на территории Беларуси, и оказывали помощь партизанскому движению в трудные месяцы его становления. Но важнее всего было то, что корабли поддерживали пехоту своим артиллерийским огнём с таких позиций, на которые никто бы не смог выдвинуть полевую артиллерию. Причём корабли часто занимали и покидали эти позиции так быстро, что оставались неуязвимыми. В невероятно тяжёлых условиях, сложившихся в междуречье Днепра, Десны и Припяти в начальный период войны, Пинская флотилия успешно выполнила задачу, поставленную командованием Юго-Западного фронта по прикрытию переправ сухопутных войск через Припять, Днепр, Десну севернее Киева.
С первых дней немецко-фашистского нашествия на территорию СССР весь личный состав Пинской флотилии во главе с контр-адмиралом Д.Д. Рогачёвым стремился к активной обороне, нанесению противнику контрударов с прорывом кораблей в его тылы. Драматические события на фронтах летом и осенью 1941 г. лишь высвечивают реальный масштаб героизма военных моряков, вписавших на реках Беларуси и Украины свою страницу в историю советского флота. Не подлежат забвению славные подвиги экипажей мониторов «Бобруйск», «Смоленск», «Витебск», канонерской лодки «Верный», а также старшего лейтенанта (впоследствии капитана 3-го ранга) Н.Ф. Пецуха, старшего лейтенанта А.Ф. Терехина, бесстрашного, доблестного майора В.Н. Добржинского и многих других отважных матросов, старшин и командиров Пинской речной военной флотилии.
Заключение
Пинская флотилия – единственное флотское соединение, защищавшее Беларусь в 1941 г. Её корабли, краснофлотцы, старшины и командиры принимали активное участие в защите Беларуси от нашествия армии вермахта. Судьба кораблей и героизм людей, которые на них служили, должны навсегда остаться в нашей памяти за их вклад в борьбе с фашизмом.
Исследование боевых действий Пинской флотилии на Днепре, Припяти, Березине и Десне в июне – сентябре 1941 г. позволяет сделать следующие выводы:
1. Формирование Пинской речной военной флотилии в июне 1940 г. было вызвано военно-политической обстановкой и стремлением командования Вооружённых Сил СССР укрепить западные рубежи страны.
2. Пинская флотилия – единственное флотское соединение, участвовавшее в обороне Беларуси летом 1941 г. Именно этой флотилии пришлось не только оказывать содействие сухопутным войскам в начальный, наиболее трудный период Великой Отечественной войны, но и высаживать разведывательные и тактические десанты в тылу врага на приречных направлениях, а также помогать становлению и развитию партизанского движения в Беларуси.
3. Предвоенная подготовка флотилии в части планирования и проведения совместных действий с сухопутными войсками, а также взаимодействия с ними как в наступательных, так и в оборонительных действиях на приречных операционных направлениях оказалась недостаточной. Она сказалась в первые же дни войны, приводя к проблемам со связью, взаимодействием с частями Красной Армии, что порой ставило флотилию в трудное, а подчас и опасное положение.
4. Формы организации корабельных соединений по однородному тактическому назначению, казавшиеся правильными в мирное время, не оправдали себя в ходе военных действий на нескольких операционных направлениях. Поэтому, когда возникла необходимость сосредоточить основные усилия флотилии на Днепре южнее Киева, на Березине, Припяти, а позднее на Десне, были сформированы отряды разнородных кораблей включавшие мониторы, канонерские лодки, сторожевые корабли и катера, бронекатера и катера-тральщики. Такие отряды могли решать все свойственные флотилии задачи на определённых операционных направлениях.
5. Против кораблей Пинской флотилии противник использовал авиацию, танки, самоходно-артиллерийские установки, артиллерию, что усложняло условия боевых действий, организацию взаимодействия с сухопутными войсками и управление силами флотилии.
6. Боевые действия Пинской флотилии на реках Днепровского бассейна проходили в условиях, когда один или два берега реки находились в руках противника. Для выполнения задач по содействию сухопутным войскам кораблям часто приходилось прорываться перед фронтом вражеских частей, вышедших на один или оба берега реки. Иногда соединения кораблей, выполнявшее боевую задачу, оказывались отрезанными от основных сил флотилии войсками противника, занявшими берега. При резком колебании линии фронта, характерном для начального периода Великой Отечественной войны, неоднократно приходилось организовывать прорывы кораблей. Решающими условиями успеха этих прорывов являлись: хорошая подготовка и высокие морально-боевые качества личного состава кораблей, хорошее боевое, материально-техническое обеспечение, правильно организованное и управляемое взаимодействие с частями Красной Армии.
Список использованной литературы
1. Ванеев, Г.И. Боевые действия Березинского и Припятского отрядов кораблей (11 июля – 20 августа) // Моряки-днепровцы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945. Сборник статей / Составители: Г.И. Ванеев, П.М. Калугин, М.М. Коваленко. Киев. 1999. – 248 с.
2. Великая Отечественная. День за днём (Из хроники боевых дейтвий Военно-Морского Флота в июле 1941 г.) // Морской сборник. – 1991. - № 6.
3. Великая Отечественная. День за днём. Из хроники июня 1941 // Морской сборник. – 1991. - № 6.
4. Вьюненко, Н.П., Мордвинов, Р.Н. Военные флотилии в Великой Отечественной войне. Москва, 1957. – 382 с.
5. Доценко, В.Д. Флот. Война. Победа 1941 – 1945 гг. Санкт-Петербург: Судостроение, 1995. – 255 с.
6. Желудков, С.Е. За рулём по фронтовым дорогам // Моряки-днепровцы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. Сборник статей / Составители: Г.И. Ванеев, М.М. Коваленко. Киев. 1999. - 412 с.
7. Исаков, И.С., Гаранин, А. Военно-Морской Флот СССР в Великой Отечественной войне. М.-Л., 1946 г. – 380 с.
8. Кравец, И.Л. Из боевого опыта Днепровского отряда Пинской военной флотилии // Морской сборник. – 1942. – № 3.
9. Кузнецов Н.Г. Накануне войны. Курсом к победе. Москва, 1991. – 580 с.
10. Ланин, Н.Н. Монитор «Витебск» Летописцы победы // Воспоминания и очерки о Великой Отечественной войне. Москва: Издательство политической литературы, 1990.
11. Локтионов, И.И. Пинская и Днепровская флотилии в Великой Отечественной войне. Москва: Военное издательство Мин-ва Обороны Союза ССР, 1958. – 276 с.
12. Павлович, Р.К. Мониторы польской Пинской флотилии: история и судьба // Старонкі ваеннай гісторыі Беларусі, вып. 2, Мінск: БДПУ імя М. Танка, 1998. – 254 с.
13. Паўловіч, Р.К. Пінская ваенная флатылія // Энцыклапедыя гісторыі Беларусі. Т. 5. Мінск: “Беларуская Энцыклапедыя”, 1999. – 592 с.
14. Павлович, Р.К. Пинская и Днепровская военные флотилии на территории Беларуси (1940 – 1951 гг.): автореф. дис. … кандидата исторических наук: 07.00.02 / Р.К. Павлович; НАН Беларуси. – Минск: НАН Беларуси, 2000. – 20 с.
15. Павлович, Р.К. Речные военные флотилии на территории Белоруссии (1919 – 1951 гг.) / Р. К. Павлович; под ред. В.Е. Ждановича. – Минск: Экоперспектива, 2008. – 456 с.
16. Памяць: Гіст.-дакум. Хроніка Пінскага раёна. – Мінск: БЕЛТА, 2003. – 624 с.: іл.
17. Семёнов, А.С. Не спустивший флага // Корабли-герои. Москва, 1976. – 368 с.
18. Шереметьев, Б.Ф. Корабли штурмуют Берлин // Морской сборник. 1989. № 5. – 74 с.