Предмет зоопсихологии
имеют личное жилье, гарем, делят территорию обитания. Это означает, что такие отношения естественным образом возникают, и животные признают право собственности за другими. В дикой природе возможна и добровольная передача своей собственности. При выкармливании потомства это повсеместно распространено, но в некоторых случаях это носит и гораздо более сложный характер, необъяснимый на основе примитивных моделей вроде врожденного инстинкта. К примеру, у некоторых видов самец кормит и самку, постоянно находящуюся с новорожденными. Многое из этого арсенала свойственно и человеку, но вот чего нет у животных, так это более сложного разделения труда, когда особи заняты не одним общим делом, а разными делами, не связанными одно с другим технологически. Такое разделение может быть реализовано двумя способами. Либо дальнейшее взаимодействие происходит на основе обмена, либо за счет организованного кем - то разделения функций в рамках сообщества. Последнее, безусловно, сложнее, и является продуктом усложнения социальных отношений. Обмен первичен, и именно его мы выберем в качестве первичного свойства, которое соответствует уже человеку.55. Язык животных. Общение животных качественно отличается от человеческого. Человеческое общение имеет вербальный канал. Звуки животных относятся только к текущей ситуации. Язык животных - система знаков (сигналов, звуков), которые передают информацию.
Тактильная информация доминирует у беспозвоночных. Напр. , в колониях термитов существуют слепые термиты - рабочие, у которых развит тактильный канал коммуникации. Имеет значение у млекопитающих. Тактильный контакт с раннего детства служит у высших приматов основой представления о себе. Химический Особенно развит у насекомых и млекопитающих. Напр. когда животные метят территорию, издают сигналы тревоги. Связь при помощи зрительных сигналов характерна для позвоночных животных и головоногих моллюсков, что связано с развитостью органов зрения. Большую роль в визуальной коммуникации играют движения. Наиболее совершенная коммуникационная двигательная система существует у пчёл. Танцы пчёл изучались немецким физиологом Карлом Фришем (получил за свои исследования нобелевскую премию). Звуковые сигналы имеют ряд преимуществ: звуки более дифференцированы, чем запахи, и могут гораздо точнее отражать состояние животного. Аудиальная коммуникация - наиболее универсальный тип коммуникации, наиболее распространённый, присущий практически всем животным. У горбатых китов звуковая коммуникация происходит в форме песен, они могут слышать их на расстоянии нескольких сотен километров. У земноводных и пресмыкающихся данный канал развит гораздо меньше, чем у других животных. Инфо не имеет конкр адресата. Важным аспектом явл язык запахов. Сигналы жив очень определённы о какой то конкр ситуации (Опасность, пища и т. д. )Для общения чел с жив использ языки посредники, кот путём жестов (у обезьян) например передают инфо друг другу. (язык «Амслен»). Языки - поср могут усваивать попугаи, дельфины и челобразн обезъяны.
56. Сравнительно - психологичекий анализ роли игры в формировании взрослого поведения у животных и человека. Для многих видов жив. доказано, что если детенышей лишить возможности совместно играть, то во взрослом состоянии сфера общения окажется заметно ущемленной или даже искаженной. У морских свинок это выражается в сохранении инфантильного поведения, даже после полного полового созревания, и в ненормальных реакциях на сородичей и других животных. Самцы крыс нуждаются для выполнения воспроизводительной ф - ции в раннем игровом общении с другими крысятами. В этих играх содержатся основные двигательные элементы взрослого самцового поведения. У норок самцы научаются нормальному общению с брачным партнером в ходе совместных игр начиная с 10 - недельного возраста;щенки койота, выращенные без игрового общения, обнаруживали повышенную агрессивность и т. д. Особенно отчетливо значение совместных игр детенышей для дальнейшей жизни особи проявляется у обезьян. Как и у других животных, обусловленные этим нарушения обнаруживаются у взрослых особей прежде всего в их неспособности к нормальному общению с себе подобными, особенно с половыми партнерами, а также в материнском поведении. Молодые обезьяны учатся общаться друг с другом в "игровых группах", т. е. группах совместно играющих детенышей, где они, по Уощберн и де Воре, практикуют умения и формы поведения взрослой жизни. Важно отметить, что ф - цию партнера по игре с успехом может осуществлять другое животное или даже, человек. Об этом свидетельствует, напр. , то обстоятельство, что при изолированном выращивании детенышей обезьян, имевших возможность играть только с людьми, формирование полноценных форм общения происходит без помех. Аналогично обстоит дело и у детенышей хищных млекопитающих, в частности медвежат и волчат, когда воспитывающий их человек или другие животные(например, собака)заменяют естественных игровых партнеров. Все эти животные в дальнейшем оказываются вполне способными к нормальному общению с сородичами.
57. Значение импринтинга для формирования здоровой психики человека. Родовая травма - это травма психическая, обусловленная событиями и условиями существования в перинатальном периоде. Поэтому правильнее было бы говорить о травме перинатального периода. Родовая травма возможна вследствие действия механизма импринтинга, т. е. раннего запечатлевания, кот. возможно не только у маленького ребенка, но и у плода. Благодаря явлению импринтинга, например, во время первичного контакта матери и ребенка сразу после рождения между ними образуется сильная психоэмоциональная связь, основа их будущих взаимоотношений, "включается"способность матери непосредственно ощущать потребности младенца и чувствовать его состояние. Ребенок запечатлевает принявший его мир в форме первичных внеутробных ощущений, и эти ощущения - основа его взаимоотношений с этим миром, фон, на кот. будет строиться его сознательное отношение к миру. Будет ли это материнское тепло или агрессивная среда в виде резиновых перчаток, шлепающих по ягодицам для выжимания громкого крика и т. д. - все это несомненно имеет огромное значение. Каждый вид импринтинга имеет свое критическое время. Вот почему важен контакт ребенка и матери в первые же минуты после рождения. Хорошо известен факт, что если детенышей млекопитающего жив - го разделить с матерью сразу после рождения, то по истечении достаточно короткого промежутка времени мать может их не признать и даже съесть. Человеческая мать интеллектом понимает, что это"ее ребенок", но при изначальном разделении теряется то, что называется бондингом, т. е. та тонкая связь, позволяющая матери и ребенку быть нераздельным целым, позволяющая матери понимать язык ребенка и чувствовать его как себя. Благодаря явлению импринтинга происходит формирование бессознательных структур, являющихся основами личностных характеристик, в конечном итоге влияющих на мировоззренческие установки и творческий потенциал человека. Первичные условия жизни ребенка - это модель мира и жизни, которые он бессознательно усваивает. Естественное протекание перинатального периода создает ребенку тот"психический багаж", который позволяет ему жить в мире так же естественно, т. е. в гармоничных с ним отношениях. Нарушение естественных процессов ведет к отрицательным запечатлеваниям, имеющим следствием как серьезные психологические проблемы, так и проблемы с физическим здоровьем. Здесь мы и можем говорить о Родовой травме.
59. Наблюдение. Мет наблюд - послед фиксац всех повед проявл акт - ти об наблюд. Принцыпы: объ - ть, сист - ть, точность фикс данн, обесп естеств повед испыт с ситуац наблюд. Правила: постан цели, выбор методик, неоднократ провед, Виды: сплошное, выборочн, включен. Способы фиксац: сплошн протоколирование (с пом техн средств или ручная); выборочн проток - ие, повременный прот, граф схемы, кодирован инфо.
60. Эксперамент. Мет Эксперимента - проверка науч гип - зы с помощ конторл усл - ий деят испыт - го. Принцыпы: контроль усл и повед испыт - го; наличие спец разраб проц провед экспер и фикс получ данн; возм повтор - ия с теми же или др усл; объе - ть. Правила: исп наблюд и его даннпри анализе; обеспеч мотив - ии испыт, адекв гипот исслед; выбор экспер мет - ик, адекв выдвин гип и пс особ испыт - го. Виды экспер: а) Лабор экс: лабиринтная мет - ка; проблемн клетка и проблемн ящик; обходн путь (Келер). Типы методик: локомоторн (передвиж жив); манипулятивн (передв приманки); комбин. Б) естествен экс: мет - ка откр поля (откр огран простр в кот выпуск - ся жив) - исслед страт освоен нов простр; Использ модифиц лаб мет - ик в ест ср обит жив; моделир ест деят в условиях неволи. в) Формирующ экспер - моделир и изуч проц формир нов формы повед: классич обуславл - ие - выраб - ка усл рефлекса (Павлов); оперантное обусл - науч - ие путём проб и Ош - ок (Скиннер); Дрессировка(наталк - ие, отработка навыка, упрочение, пошаг подкрепл. ); диффернц науч - ие (абстрагир признака, переделка навыка, выбор на об - ец); науч - ие по подраж; исп - ие и изгот орудий; обуч исполь искусств знак - ых средств; изуч зачатков самосозн.