Основы конституционного права Китайской Народной Республики

СОДЕРЖАНИЕ


1. Конституция КНР 1982г., ее характеристика

2. Высшие органы государственной власти и управления

3. Административно-территориальное деление, виды национальной автономии

Список использованных источников

1. Конституция КНР 1982г., ее характеристика


После образования Китайской Народной Республики в 1949 г. ее основные законы принимались соответственно в 1954,1975, 1978 гг. Два предыдущих программных документа (1975, 1978 гг.) разрабатывались под сильным влиянием эклектических идей основателя социалистического Китая Мао Цзэдуна (1893 —1976) и носили кратковременный характер. Современный основополагающий документ как бы подвел черту над волюнтаристскими экспериментами коммунистической номенклатуры типа политики «большого скачка » и «великой культурной революции», осуществлявшимися в первые десятилетия существования KHР.

Действующая Конституция принята на специальной сессии Всекитайского собрания народных представителей в 1982 г. Структура Конституции 1982 г.— это 138 статей, объединенных в четыре главы.

В соответствии со ст.1 Конституции, Китайская Народная Республика есть социалистическое государство демократической диктатуры народа, руководимое рабочим классом и основанное на союзе рабочих и крестьян.

Социалистический строй есть основной строй Китайской Народной Республики. Запрещается любым организациям или отдельным лицам подрывать социалистический строй.

Перечислим характерные черты Конституции.

1.Является Конституцией социалистического типа, в ее основу положены марксистско-ленинские идеи. Поэтому официальной идеологией КНР является социалистическая идеология, а государство развивает социалистическое просвещение.

2.Декларируется принадлежность власти народу, КНР провозглашается социалистическим государством демократической диктатуры народа.

3.Для государственной собственности, составляющей важнейшую основу китайского социалистического общественного строя, устанавливается особое место в экономической системе и привилегированный режим. В то же время допускаются другие формы собственности, включая частную, если они служат целям социалистического строительства.

4.На современном этапе взят курс на осуществление радикальных социально-экономических реформ, обозначаемых в КНР как политика «социалистической модернизации ». Поэтому в 90-е гг.появились конституционные положения о задаче строительства социалистической рыночной экономики и социалистического правового государства.

5.Конституционные нормы устанавливают унитарную форму государственного устройства. Однако допускаются и достаточно широко используются различные формы административной автономии (автономный район, автономный округ, автономный уезд). Это имеет принципиальное значение, так как КНР — многонациональное (полиэтническое) государство, хотя подавляющее большинство в структуре населения — этнические китайцы.

6.Конституция исходит из социалистической доктрины прав и обязанностей гражданина, которая отрицает естественный характер прав человека. Права и свободы подчинены целям и задачам социалистического строительства.

В Конституции закрепляются 5 принципов международных отноше­ний: взаимное уважение суверенитета, уважение территориальной целост­ности, ненападение, невмешательство во внутренние дела, равенство и взаимная выгода.

Закреплены основы политической системы: 1. руководящая роль компартии в обществе и государстве, 2. диктатура пролетариата, 3. создание широкого патриотического Единого фронта под руководством компартии, 4. государственная власть принадлежит народ­ным представителям (Советам).

Изменение Конституции - по предложе­нию Постоянного комитета ВСНП или 1/5 ВСНП, принимаются 2/3 ВСНП («жесткая»). Статей, не подлежащих изменению, нет.

Конституционный контроль - специальных органов нет. Государст­венные органы, издающие правовые акты, осуществляют контроль за со­ответствием этих актов Конституции. Контроль за законностью осуществ­ляет прокуратура.

Основы правового положения личности в соответствии с Конституцией КНР

Основы правового положения человека и гражданина выражают социалистический характер китайской государственной идеологии, что закреплено в гл.1 и 2 Конституции КНР. Правовое положение личности в Китае характеризуется равенством граждан перед законом, равноправием мужчины и женщины, ненанесением гражданами при осуществлении своих прав и свобод ущерба интересам государства, общества и коллективам, законным правам других граждан. Подчеркнуто, что государство охраняет права и интересы женщин, обеспечивает им равную с мужчинами оплату за равный труд, воспитывает и выдвигает кадровых работников из числа женщин (ч.2 ст.48 Конституции КНР).

Законодатель закрепил в целом небольшую номенклатуру основных прав и свобод с акцентом на социально-экономические права. Однако провозглашенное право на труд фактически не гарантировано государством, и в стране существует безработица. С большими ограничениями действует право на образование. Полностью не ликвидирована неграмотность, хотя прогресс в этой сфере несомненен. Отсутствует единое право на социальное обеспечение в старости в общегосударственном масштабе.

Согласно Конституции, граждане КНР в старости, в случае болезни или потери трудоспособности имеют право на получение от государства и общества материальной помощи. Декларировано право на отдых, которое фактически существенно ограничено.

Среди политических прав и свобод закреплены: право избирать и быть избранным, свобода слова, печати, собраний, союзов, уличных шествий и демонстраций, свобода вероисповедания. Они используются в соответствии с целями социалистического строительства и не должны наносить вред обществу и государству.

Китайские граждане имеют право обращаться с критикой или предложениями в адрес государственных органов или государственных служащих, могут обращаться в соответствующие органы с жалобами, обвинениями или заявлениями по поводу нарушений закона или предложениями в адрес государственных органов или государственных служащих, могут обращаться в соответствующие органы с жалобами, обвинениями или заявлениями по поводу нарушений закона или служебного долга кем-либо. В то же время основные нормы не предусматривают право на образование политических партий, вступление и свободный выход из них. Допускается лишение политических прав по закону.

В связи с политикой реформирования китайского общества действующая Конституция достаточно большое внимание уделила личным (гражданским)правам и свободам. Предусмотрены такие права и свободы, как право на личную свободу и неприкосновенность, на неприкосновенность жилища, на честь и достоинство, на свободу и тайну переписки, на получение компенсации ущерба, причиненного государственными органами и государственными служащими в результате посягательства на гражданские права. Закреплен принцип государственной охраны брака, семьи, материнства и младенчества. Запрещается нарушение свободы брака и жестокое обращение со стариками, женщинами и детьми.

Установлено большое число обязанностей: защищать единство КНР и сплоченность всех национальностей; защищать Родину и отражать агрессию; соблюдать Конституцию и законы; хранить государственную тайну; беречь общественную собственность; соблюдать трудовую дисциплину и общественный порядок; уважать нормы общественной морали; платить в соответствии с законом налоги. Воинская служба и участие в народном ополчении являются почетной обязанностью китайских граждан. Государство осуществляет планирование рождаемости и проводит жесткую демографическую политику, направленную на снижение высоких темпов роста населения. Фактически в городах проводится курс «одна семья — один ребенок», что влияет на поведение супругов. Супруги обязаны осуществлять плановое деторождение.


2. Высшие органы государственной власти и управления


К ним относятся Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП), его Постоянный комитет, Председатель КНР, Государственный совет, Верховный народный суд.

Согласно Конституции КНР, вся полнота власти принадлежит собраниям народных представителей — некоторому аналогу советов народных депутатов, известных по недавнему прошлому. Поэтому утверждать, что в Китае существует традиционный для стран Запада принцип разделения властей, весьма сомнительно.

Выборы в ВСНП осуществляются собраниями народных представителей провинций, крупных автономий, городов центрального подчинения и армии, и его члены (депутаты) работают на непрофессиональной основе.

ВСНП - однопалатный однопартийный орган, максимум 3000 депута­тов, совмещающих депутатство с работой («для близости к избирателям»). На сессиях (только две недели раз в год) присутствует правительство, высшие судьи, генпрокурор. 3000 депутатов - слишком много, заседания заранее отрегулированы. Мандаты императивные (с правом отзыва депу­тата ВСНП большинством голосов того собрания, которое данного депу­тата выбрало, или голосов постоянного комитета этого собрания). Срок полномочий 5 лет.

Полномочия ВСНП:

— принимает и изменяет Конституцию;

— осуществляет контроль за проведением в жизнь Конституции КНР;

— принимает и изменяет так называемые основные законы: уголовные, гражданские, избирательные, о статусе государственных органов и др.;

— избирает Председателя и заместителя Председателя КНР;

— по представлению Председателя КНР утверждает кандидатуру Премьера Государственного совета Китая, по представлению последнего утверждает кандидатуры заместителей Премьера Государственного совета, членов Государственного совета, министров, председателей комитетов, главного ревизора, начальника секретариата;

— избирает председателя Центрального военного совета;

— избирает председателя Верховного народного суда, Генерального прокурора Верховной народной прокуратуры;

— рассматривает и утверждает планы экономического и социального развития, отчеты об их выполнении;

— рассматривает и утверждает государственный бюджет и отчет о его выполнении;

— изменяет или отменяет ненадлежащие постановления Постоянного комитета ВСНП;

— утверждает образование провинций, автономных областей и городов центрального подчинения;

— утверждает создание особых административных районов и их режим;

— решает вопросы войны и мира.

В состав ВСНП входят Постоянный комитет, президиум сессии, специальные комиссии, а также делегации по избирательным единицам. ВСНП собирается на сессию один раз в год, как правило, в феврале-марте сроком на две-три недели. Внеочередные сессии этого органа могут быть созваны по усмотрению его Постоянного комитета или по требованию не менее одной пятой всех народных представителей (депутатов).

Важной особенностью системы представительных органов Китая является существование параллельно с ВСНП рабочего «мини-парламента » — Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей, состоящего из 350 —400 человек. Его руководители — председатель, заместители председателя, а также начальник секретариата.

Основные полномочия данного органа:

— толкование Конституции КНР, осуществление контроля за проведением ее положений в жизнь;

— принятие и изменение большинства законов (кроме тех, которые принимает ВСНП);

— толкование законов;

— внесение поправок в планы экономического и социального развития и в государственный бюджет в период между сессиями ВСНП;

— осуществление контроля за работой Государственного совета, Центрального военного совета, Верховного народного суда и Верховной народной прокуратуры;

— отмена административно-правовых актов, противоречащих Конституции и законам;

— ратификация и денонсация международных договоров КНР.

Следует обратить внимание на то, что в стране существует не один, как в абсолютном большинстве государств мира, а два законодательных органа власти — ВСНП и его Постоянный комитет. Полномочия между ними в правотворческой сфере точно не разграничены, что негативно сказывается на эффективности государственной деятельности и качестве законодательства.

Постоянный комитет формируется Всекитайским собранием народных представителей и несет перед ним ответственность.

Единоличным главой государства является Председатель КНР. Существует институт заместителя главы государства —заместитель Председателя КНР. Они избираются на сессии ВСНП на 5 лет. Им может стать любой гражданин с политическими правами с 45 лет не более двух раз подряд, на основании решений ВСНП и Постоянного комитета Можно утверждать, что в Китае в скрытом виде утвердилась должность президента, хотя официально она не существует. Председатель КНР выполняет традиционные функции главы государства: представляет Китай на международной арене, опубликовывает законы, указы о помиловании, о мобилизации, о введении военного положения, награждает государственными орденами и присваивает государственные почетные звания.

Он действует на основании решений ВСНП и его Постоянного комитета. По сравнению с теми странами, где утвердилась модель президентской или полупрезидентской республики, полномочия этого должностного лица невелики. Однако фактический статус Председателя КНР более весом, поскольку данную должность по традиции занимает Генеральный секретарь ЦК Компартии КНР — правящей партии Китая.

Важное место в системе властных институтов принадлежит Государственному совету КНР — центральному правительству, являющемуся исполнительным органом верховного органа государственной власти. Он обладает большими полномочиями в социально-экономической и военно-политической сферах. Госсовет на основе Конституции и законов определяет административные мероприятия, принимает административно-правовые акты. Его возглавляет должностное лицо — Премьер Государственного совета. Госсовет состоит из Премьера, заместителя Премьера, членов Госсовета, министров, председателей комитетов, главного ревизора, начальника Секретариата. Правительство ответственно перед ВСНП, а в период между сессиями — перед Постоянным комитетом этого органа.

Срок полномочий ВСНП, его Постоянного комитета, других органов, избираемых Всекитайским собранием народных представителей,— пять лет.

Центральный военный совет - коллегиальный орган военного управления. Состоит из Председателя и членов. Обладает правом законо­дательной инициативы. Роль совета связана с особой ролью армии в Ки­тае. Центральный военный совет состоит из следующих лиц: председателя; заместителей председателя; членов.

Председатель Центрального военного совета ответствен перед Всекитайским собранием народных представителей и Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей.

В КНР действует конституционная норма об ограниченности времени пребывания высших должностных лиц на своих постах (включая Председателя КНР и Премьера Госсовета) двумя пятилетними сроками, что весьма разумно и полностью соответствует общепринятым зарубежным стандартам в этой области.

Высшим судебным органом является Верховный народный суд, осуществляющий надзорные полномочия за судебной деятельностью местных и специальных судов. Роль судебных органов в КНР менее значима, чем в развитых странах. Суды включены в систему правоохранительных органов, они обладают ограниченной самостоятельностью, а понятие «судебная власть» вообще ни разу не использовалось ни в одной социалистической Конституции КНР. Верховный народный суд ответственен перед ВСНП и его Постоянным комитетом. В стране отсутствует институт специализированного судебного конституционного контроля.

Виды судов: общие и специальные. Общие суды: Верховный и местные народные суды 3-х ступеней (высшей, сред­ней, низшей). Специальные суды: военные суды.

Судебные органы выполняют карательные функции, участвуют в вос­питании лиц, совершивших преступления и проступки.

Низовое звено местных народных судов формируется гражданами пу­тем выборов, другие местные суды в округах избираются местными орга­нами государственной власти.

Местные судьи не пользуются несменяемо­стью и независимостью и несут ответственность перед местными органа­ми власти.

В общих судах есть палаты (коллегии) по административным делам. они принимают жалобы на нарушение администрацией прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Суды рассматривают дела коллегиально (уголовные - с участием на­родных заседателей). Несложные гражданские дела суд рассматривает единолично.


3. Административно-территориальное деление, виды национальной автономии


Современный Китай — унитарное государство, построенное на централизованных началах. Он характеризуется многонациональным (полиэтническим) составом населения, хотя примерно 93% — этнические китайцы (ханьци).

По Конституции КНР все национальности равноправны. Государство гарантирует законные права и интересы малочисленных национальностей, некоторые из которых насчитывают миллионы.

Существует три уровня системы административно-территориального устройства.

1.Провинции, автономные национальные районы (автономные области),три города центрального подчинения (Пекин, Шанхай, Тяньцзин). Особый статус и максимальную самостоятельность имеют специальные административные районы — Сянган (бывший Гонконг) и Макао, находившиеся до 90-х гг.прошлого века под колониальным управлением соответственно Великобритании и Португалии.

2.Уезды, автономные округа, автономные уезды, города.

3.Волости,национальные волости, городские районы, поселки. Провинции делятся на уезды, последние — на волости и поселки.

Местными органами государственной власти являются собрания народных представителей административно-территориальных единиц и их комитеты. Срок их полномочий — три года или пять лет. Их нельзя рассматривать как органы местного самоуправления, согласно европейской традиции. Они являются составной частью единой организации государственной власти.

Административная форма национальной территориальной автономии преследует цель социалистического решения национального вопроса. Помимо этнических китайцев в стране компактно или рассредоточенно проживают такие крупные нации и народы, как чжуаны, уйгуры, маньчжуры, монголы, тибетцы, хуэй и др. Самая крупная форма национальной автономии — автономный район (автономная область),их 6,далее идут автономные округа (их 30)и автономные уезды (их более 120).

Законодательная основа статуса национально-территориальной автономии — Конституция КНР, закон о национальной автономии, положения об автономии, утверждаемые вышестоящими государственными органами.

В многонациональных районах проводится политика коренизации кадров, т.е. лица местных (коренных)национальностей имеют определенные преимущества на государственной службе. Поэтому руководители автономных областей, округов и уездов должны принадлежать к тем национальностям, которые осуществляют национальную автономию.

В КНР наряду с вышеназванными формами автономных образований существуют также и автономные волости (их 124), которые не являются разновидностью национальной автономии и обладают ограниченными правомочиями.

Список использованных источников


1. Конституционное (государственное) право зарубежных стран: учебник: в 4 т. / Б. А. Страшун. – М.: БЕК, 2001.– 639с.

2. Златополъский, Д. Л. Государственное право зарубежных стран: Восточной Европы и Азии: учебник для вузов / Д. Л. Златополъский. – М.: «Зерцало», 1999.– 320с.

3. Решетников, Ф. М. Правовые системы стран мира: справочник / Ф. М. Решетников. – М.: Юрид. лит., 1993. – 256 с.