Отечественная история

И.В. Киреевский, - равно как и любовь к нашей, обе совпадают в одно стремление к живому, полному, всечеловеческому и истинно христианскому просвещению ".

Целью славянофилов был не отрыв России от Европы, а восстановление единства русского общества и культуры на основе национальных ценностей. Они считали, что это позволит России занять подобающее место в центре мировой цивилизации. При этом Россия должна стремиться не к тому, чтобы стать богатейшей или самой могущественной из стран мира, а к тому, чтобы быть наиболее "христианским из всех человеческих обществ".

В идеях славянофилов было много архаичного и утопического. Особенно опасно было возвеличивание ими догосударственного общинного идеала, фактически противостоящего идеалам христианства и государственной жизни. Этого славянофилы почти не замечали. Они предлагали не подтягивать народ к культурному уровню интеллигенции, а интеллигенции опуститься до уровня народа. Вместе с тем славянофилы, по словам Н.А. Бердяева, были "основоположниками нашего национального самосознания". Особенно продуктивной оказалась их теория познания, разработанная русской философией рубежа XIX-XX вв. Однако создать масштабные труды по истории России славянофилы не смогли.

Западники.

По-другому решали вопрос об истории и будущности России западники, в ряды которых входили А.И. Герцен, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин и другие. В целом западники были согласны с оценкой, данной П.Я. Чаадаевым прошлому России. Но они считали, что благодаря реформам Петра I развитие индивидуального самосознания и личного достоинства русских людей, хозяйства и культуры в России уже началось. Необходимо лишь распространение свободных от крепостничества общественных отношений и европейской культуры в глубь народа. Этому противостоит реакционная политика самодержавия.

Историки-западники, в частности К.Д. Кавелин и Б.Н. Чичерин, развернули критику общинных начал русской жизни. К.Д. Кавелин подчеркивал тягловый характер русской общины, неотделимый от круговой поруки и переделов земли, подрывающих трудовую мораль. По его мнению, возникновение тягловой общины в XVII в. было связано с распространением крепостничества и являлось формой эксплуатации крестьянства и посадского населения. В силу этого индивидуальные качества человека, его разум в общине подавлены. Пословица гласит: "Мужик не глуп, да мир - дурак". По мере развития общества и хозяйства община должна распадаться, уступая место частной собственности, являющейся вместе с тем и основой личностного развития людей. Вместе с тем К.Д. Кавелин не требовал полного уничтожения общины, считая ее противовесом тенденции к эксплуатации и угнетению, связанной с существованием частной собственности.

К.Д. Кавелин резко критиковал российское самодержавие, считая его формой восточной монархии, порабощения государством сословий и человеческой личности. Такое же архаичное, противостоящее личностному развитию начало он видел в православной церкви. Человек в ней, как и в язычестве, лишен возможности развития. Этому угнетенному состоянию противостоят только удаль, разгул, стремление к безграничной свободе, также препятствующие нормальному культурному развитию.

Историю и смысл деятельности православной церкви, считал К.Д. Кавелин, можно понять лишь как часть истории государства. Она носит государственный и политический характер. Принцип "цезаропапизма" утверждает в народной культуре идею о том, что царь должен быть безгрешен. Грех царя - это крах государства ("народ согрешит - царь замолит, а царь согрешит - народ не замолит"). Все это заставляло К.Д. Кавелина думать, что единство истории, исторического времени в допетровской Руси было не органично, а синкретично. Оно не распадалось полностью лишь потому, что процесс шел медленно. История развивалась как бы отдельными толчками, сводилась к череде заимствований у Византии, Европы, татар. Не являясь подлинным целым, она не запечатлевалась в сознании народа, проходила мимо него. Условия для органического развития и осознания своей истории Россия получила только после Петровских реформ. Западники и их последователи во второй половине XIX - начале XX в. сумели создать фундаментальные исследования и выдвинули целостные концепции исторического процесса в России. В "золотой фонд" российской историографии вошли труды С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, П.Н. Милюкова, Г.В. Плеханова, анализировавших историю России с либеральных или социал-либеральных позиций.


Вопрос №4 Объяснение происхождения прозвищ


Святополк окаянный: Владимир Красное Солнышко не доверял племенным князьям, поэтому он управлял страной, "сажая по городам" своих сыновей. Но и те, случалось, шли против воли отца. В 1014 г. сын Владимира и Родигедны Ярослав, княживший в Новгороде, отказался выслать в Киев полагавшиеся 2000 гривен (слитков серебра, каждый весом около 200 грамм) из 3000 гривен новгородской дани. Ярослав надеялся на силу своей варяжской дружины. К тому же он был женат на дочери шведского короля, который всегда был готов оказать военную помощь Новгороду.

Разгневанный Владимир велел собирать воинов, наводить мосты и дороги на север. Да только расхворался старый князь и 15 июля 1015 года умер. Горожане завернули тело Владимира в ковер и тайно снесли в церковь. Они хотели скрыть смерть князя от Святополка - то ли старшего его сына, то ли его племянника. Святополк не скрывал претензий на киевский стол. Но киевляне не любили его и желали видеть князем Бориса Ростовского - любимого сына Владимира, рожденного от византийской принцессы Анны. В это время Бориса не было в городе. Воспользовавшись этим, Святополк захватил власть.

Убийство Бориса и Глеба. "Пойдем с нами в Киев на Святополка", - уговаривали Бориса киевские дружинники. Борис, по преданию, отказался выступить против старшего брата, и киевляне ушли домой без него. Они боялись, что Святополк, видя их симпатию к Борису, разграбит их дворы.

Остался Борис в степи с малой дружиной. Вскоре напали на них люди Святополка и всех его отроков зарубили. А самого Бориса закололи два подосланных Святополком варяга.

Потом Святополк письмом, якобы написанным умирающим Владимиром, выманил на юг 15 - летнего Глеба Муромского - второго сына Анны, опасаясь, как бы он не стал мстить за брата. Под Смоленском Глеба зарезал собственный повар, подкупленный Святополком.

В языческие времена дела Святополка расценили бы как доблесть, но христианская Русь прозвала его Окаянным и плакала над братьями - мучениками. Борис и Глеб стали первыми русскими святыми.

Николай II "Кровавый"

После коронации Николая II были накрыты столы на Ходынке. Поле было неровным, народ хлынул за бесплатным угощением. Началась давка, очень много людей погибло.

Однажды путешествуя по России вместе с семьей, они присутствовали при церемонии спуска корабля на воду. При спуске упала мачта и передавила многих гостей.

"Кровавое воскресенье" - была расстреляна вера в царя.

Вопрос №5


Баскак (тюрк) - представитель монгольского хана в завоеванных землях (на Руси во II пол. XIII - начале XIV вв), контролировал местные власти.

Избранная рада - неофициальное правительство Русского государства в конце 40-50 гг. XVI в. (А.Ф. Адашев, Сильвестр, Макарий, А.М. Курбский и др.). Сторонники компромисса между различными слоями феодалов; присоединения Поволжья, борьбы с Крымом. Реформы центрального и местного государственного аппарата.

Реформы - прогрессивное преобразование какой - либо стороны общественной жизни (порядков, законов, учреждений), не уничтожающее основ существующих социально-экономических и политических структур.

Военные поселения - особая форма организации войск в Росси в 1810 - 1857 гг., введенная с целью уменьшения военных расходов и сокращения крепостного землевладения.

Выкупные платежи - Помещик был обязан предоставить крестьянам на выкуп только усадьбу, полевой же надел выкупался крестьянами либо по добровольному соглашению с помещиком, либо по его одностороннему требованию. Сущность заключалась в том, что крестьяне получали от государства выкупную ссуду, выплачиваемую единовременно помещику, которую они должны были погасить в течение 49 лет по 6% ежегодно. Размеры ссуды составляли 75-80% от 6% капитализированного оброка. Крестьяне выкупали не только землю, но и личную свободу. При выходе на выкуп по соглашению с помещиками крестьяне обязаны были внести им дополнительные, платежи (обычно 20-25% выкупной ссуды).

Для бывших помещичьих крестьян выкупные платежи стали самой тяжёлой формой прямых налогов. В 1863 "Положение о выкупе" было распространено на удельных крестьян, в 1864 и позднее - на помещичьих крестьян Кавказа и Закавказья. Напряжённая обстановка, сложившаяся в деревне, увеличение несоответствия выкупных платежей доходности надельной земли (рост недоимок) заставили правительство в конце 1881 пойти на некоторое снижение выкупных платежей. Одновременно был издан закон 28 дек.1881 о переводе с 1 янв.1883 всех бывших помещичьих крестьян на обязательный выкуп. На Кавказе и в Закавказье это было сделано только в 1912-1913.

Сменовеховство - общественно-политическое течение русской буржуазной интеллигенции (главным образом эмигрантской) в 20-х гг.20 в., которое выражало буржуазно-реставраторскую идеологию новой (нэпманской) буржуазии в России. Термин "С." произошёл от названия сборника "Смена вех", выпущенного летом 1921 в Праге группой кадетско-октябристских деятелей (Н.В. Устрялов, Ю.В. Ключников, С.С. Лукьянов, А.В. Бобрищев-Пушкин, С.С. Чахотин, Ю.Н. Потехин). Сменовеховцы имели в 1-й половине 20-х гг. до 10 печатных изданий, среди них: журнал "Смена вех" (Париж, 1921-22), газ. "Накануне" (Берлин, 1922-24) и др.С. зародилось в условиях перехода Сов. России к мирному строительству. Социальной основой С. явилось некоторое оживление капиталистических элементов в Советской стране в связи с введением новой экономической политики (нэп), которую сменовеховцы рассматривали как возврат к капитализму, как начало перерождения Советского государства.

Индустриализация - процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства и прежде всего в промышленности.

Диссиденты - лица, несогласные с господствующей идеологией и политикой властей, инакомыслящие.

Перестройка - начало коренного изменения в политике и экономике, направленного на установление рыночных отношений, на развитие демократии и гласности, на окончание холодной войны.

Список литературы


Трофимов В.К. Менталитет русской нации: Учебное пособие. - Ижевск: ШЕП, 2002.

Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX - начало XX в.: Учеб для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1998.

Павленко Н.И. История России. XVIII - XIX века: Учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ Н.И. Павленко, Л.М. Ляшенко, В.А. Твардовская; Под ред.Н.И. Павленко. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2002.

Шегало Н.Б. История отчества. М.: ТЕИС, 1998.

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России,XX век: Учеб. пособие для 9 кл. - 4-е изд., дораб. - М.: Просвещение, 1998.

Зуев М.Н. История России с древнейших времен до конца XX века: Учеб. пособие. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001.

Энциклопедический словарь юного историка: (Всеобщая история) / Сост.Н.С. Елманова, Е.М. Савичева. - 2-е изд. доп. - М.: Педагогика - Пресс, 1999.

Энциклопедия для детей (История России и ближайших соседей). - Сост.С.Т. Исмаилова. - М.: Аванта+, 1995.

Деревянко А.П., Шабельникова Н.А. История России: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2005.

История России с древнейших времен до конца XX в / Отв. ред.А.Н. Сахаров, А.Н. Новосильцев. в 3-х кн. - М., 1998.

Лященко Л.М. История России. XIX век: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001. - 256 с.