Политическое развитие в РФ 90-х гг. ХХ в.

новые министерства и ведомства, возросла численность их работников.

Министерство РФ – это федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику и осуществляющий управление в установленной сфере деятельности. Министерство, как правило, руководит определённой отраслью. Во главе федерального министерства стоит министр, который назначается на должность и смещается с неё президентом по представлению главы правительства. Министры входят в состав правительства с правом решающего голоса. Федеральные министерства подчинены правительству и работают под его руководством.

Государственный комитет РФ и Федеральная комиссия РФ – это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию по вопросам, отнесённым к их ведению, а также функциональное регулирование в определённой сфере деятельности. Создание, ликвидация, реорганизация входят в компетенцию Президента РФ, а назначение на должности осуществляет Правительство РФ. Во главе государственного комитета стоит председатель государственного комитета, во главе федеральной комиссии – председатель федеральной комиссии. Они не имеют право решающего голоса на заседаниях Правительства РФ.

Федеральная служба РФ, российское агентство, федеральный надзор РФ – это федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие специальные функции(исполнительные, контрольные, разрешительные, регулирующие и т.д.) в установленных сферах ведения. Федеральная служба возглавляется руководителем или директором, российское агентство – генеральным директором, федеральный надзор – начальником. Они создаются, упраздняются и реорганизуются Президентом РФ. Назначение на должности руководителей этих ведомств осуществляются правительством РФ, кроме тех, что подчиняются непосредственно Президенту РФ (ФАПСИ, ФСБ, Служба внешней разведки, Федеральная служба охраны и др.).

В соответствии с Указами Президента от 30 апреля 1998г. №483 и от 22 сентября 1998г. № 1142 «О структуре органов исполнительной власти» осуществлён ряд новых мер по совершенствованию структуры исполнительной власти и повышению её эффективности.

Итак, проведённые в 1998-2000гг. мероприятия по совершенствованию структуры и деятельности федеральных органов исполнительной власти являются попыткой реализации разрабатываемой в стране программы государственного строительства как продуманной системы мер модернизации различных институтов власти, концепции административной реформы.


2.4 Судебная власть РФ


Судебная власть, как и законодательная и исполнительная, является самостоятельной и независимой. Как записано в Конституции РФ (ст. 118), правосудие в России осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства. При этом судебная система в РФ устанавливается Конституцией РФ, Федеральным конституционном законом. Создание чрезвычайных судов не допускается. Судья независимы и подчиняются только Конституции РФ и Федеральному закону, несменяемы и неприкосновенны. Финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с Федеральным законом.

Установленные Конституцией РФ и законами полномочия органов судебной власти присущи только этой ветви власти, и ни один орган других ветвей власти не имеет право вторгаться в его компетенцию.

Судебная деятельность – одна из форм государственной деятельности. Но судебная власть отличается от законодательной и исполнительной тем, сто обеспечивает законность своими, присущими только ей методами и действует в особом порядке.

Судебная власть в России как одна из опор государства представляет собой, согласно Конституции РФ 1993г., соединение трёх структур: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и система федеральных судов общей юрисдикции (Верховные суды республик, краевых, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные, военные и специализированные суды), Высший арбитражный Суд и система федеральных арбитражных судов (арбитражные суды округов и арбитражные суды в субъектах РФ).

Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей. Он разрешает дела о соответствии Конституции РФ:

- федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ;

- конституции республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти субъектов РФ;

- договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

- не вступивших в силу международных договоров РФ.

Конституционный суд РФ разрешает споры о компетенции;

- между федеральными органами государственной власти;

- между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

- между высшими органами государственной власти субъектов РФ.

Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных Федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший арбитражный суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных Федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и даёт разъяснения по вопросам судебной практики.

Судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего арбитражного суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ.

Судьи других федеральных судом назначаются Президентом РФ в порядке, установленном Федеральным законом.

Все судебные органы имеют общие признаки, отличающие органы судебной власти от других органов государства:

правосудие осуществляется только судом;

только при помощи способов, указанных в законе;

основано на точном соблюдении закона;

осуществляется только в процессуальной форме;

суду предоставлено право применять государственное принуждение.

Таким образом, можно сказать, что в настоящее время остро стоит задача укрепления судебной власти, которая, к сожалению, пока ещё является довольно слабой, а порой и беспомощной. А между тем только сильное и авторитетное правосудие может обеспечить эффективность усилий других ветвей власти, а главное – действенную защиту прав граждан. О постепенном становлении судебной системы в России убедительно свидетельствуют принятие и реализация ряда важнейших законодательных актов, касающихся как общих принципов построения судебной власти, так и конкретных её звеньев.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


За 1991-2001гг. в стране проделана значительная работа по становлению новой системы государственного управления и её лигитимизации. Подводя итоги, можно отметить, что освоение Конституции РФ 1993г., несмотря на выявившиеся некоторые недостатки, дало возможность сформировать «костяк» новой российской государственности, государственного управления, в целом позволяет всем ветвям власти – законодательной, исполнительной и судебной – работать в основном совместно на основе конституционной легитимности.

Таким образом, в период с 1991 по 2001гг. в государственной системе управления произошли серьёзные изменения: введён пост президента; созданы новые органы государственной власти – Федеральное Собрание, состоящее из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы; судебная власть в России стала опорой государства, Конституция РФ 1993года соединила три структуры: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и система федеральных судов общей юрисдикции, Высший арбитражный Суд и система федеральных арбитражных судов; ликвидированы такие органы государственной власти, как Советы; осуществлен постепенный переход от фактически унитарного государства, стоящего на грани территориального распада, к более или не менее прочной и добротной федеративной государственности; принята новая Конституция, установившая систему органов государственной власти, строящуюся на принципах демократизма, законности, республиканизма, федерализма и разделения властей.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК


1. Российская Федерация. Конституция (1993). Конституция Российской Федерации [Текст]: офиц. текст. – М.: Юрайт, 1998. – 46 с. – (Серия «Российское федеральное законодательство») ISBN 5-85294-008-9

2. Российская Федерация. Законы. «Об учреждении поста Президента в СССРи внесение изменений и дополнений в Конституцию СССР» [Текст]: [федер. закон: принят 14 марта 1990г.].

3. Российская Федерация. Декларация о суверенитете [Текст]: офиц. текст, [принята 12 июня 1990г.]

4. Российская Федерация. Законы. «О Конституционном Суде» [Текст]: [федер. закон: принят 1995 г.].

5. Российская Федерация. Законы. «О Правительстве Российской Федерации» [Текст]: [федер. закон: принят 23 декабря 1997.].

6. Российская Федерация. Законы. «О порядке формирования Совета Федерации» [Текст]: [федер. закон: принят 2000 г.].

7. Российская Федерация. Указ Президента РФ «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации» [21 сентября 1993г. №1400]

8. Российская Федерация. Указ Президента РФ «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» [текст]:[ от 14 августа 1996г.]

9. Российская Федерация. Указ Президента РФ «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» [от 17 марта 1997г.]

10. Российская Федерация. Указ Президента РФ «О структуре органов исполнительной власти» [от 30 апреля 1998г. №483]

11. Российская Федерация. Указ Президента РФ «О структуре органов исполнительной власти» [от 22 сентября 1998г. № 1142]

12. История государственного управления России [Текст]: Учебник/ Отв. Ред. В.Г. Игнатов. – Ростов н/Д: Феликс, 2003.-608с.

ISBN 5-222-03256-6

13. История государственного управления в России [Текст]: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям, по специальности «Государственное и муниципальное управление»/ Под ред. А. Н. Марковой, Ю. К. Федулова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 319с. – (Серия «Государственное и муниципальное управление»)

ISBN 978-5-238-01

14. Куликов В.И. История государственного управления в России [Текст]: Учебник для сред. проф. образования/В. И. Куликов. – М.: Мастерство, 2001. – 272с.

ISBN 5-294-00095-4

15. Омельченко Н.А. История государственного управления в России [Текст]: учеб /Н. А. Омельченко. – М.: Проспект, 2008. – 464с.

ISBN 978-5-392-00008-1


ПРИЛОЖЕНИЕ


Федеральные органы исполнительной власти РФ

(на начало 2001г.)

Федеральные министерства

А. Экономический блок

Министерство финансов РФ

Министерство РФ по налогам и сборам

Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства

Министерство РФ имущественных отношений

Министерство РФ промышленности, науки и технологии

Министерство РФ энергетики

Министерство РФ по атомной энергии

Министерство РФ природных ресурсов

Министерство РФ экономического развития и торговли

Министерство РФ сельского хозяйства

Министерство РФ транспорта

Министерство РФ путей сообщения

Министерство РФ по связи и информации

Б. Социально-культурный блок

Министерство РФ труда и социального развития

Министерство РФ образования

Министерство РФ культуры

Министерство РФ здравоохранения

Министерство РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций

В. Административно-политический блок

Министерство РФ внутренних дел

Приложение №1(продолжение)

Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

Министерство РФ обороны

Министерство РФ иностранных дел

Министерство РФ юстиции

Министерство РФ по делам федерации, национальной и миграционной политики

Государственные комитеты

Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму

Государственный комитет РФ по рыболовству

Государственный комитет РФ по стандартизации и метрологии

Государственный комитет РФ по статистике

Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу

Государственный таможенный комитет РФ

III.Федеральные комиссии

Федеральная комиссия РФ по рынку ценных бумаг

Федеральная энергетическая комиссия РФ

Федеральные службы РФ

Федеральная служба РФ геодезии и картографии

Федеральная служба РФ архива

Федеральная служба РФ железнодорожных войск

Федеральная служба РФ земельного кадастра

Федеральная служба РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды

Федеральная служба РФ безопасности

Федеральная служба РФ по финансовому оздоровлению и банкротству

Федеральная служба РФ налоговой полиции

Приложение №1 (продолжение)

Федеральная служба РФ охраны

Федеральная службы РФ пограничная

Федеральная службы РФ специального строительства

Российские агентства

Российское авиационно-космическое агентство

Российское агентство по боеприпасам

Российское агентство по обычным вооружениям

Российское агентство по системам управления

Российское агентство по судостроению

Российское агентство по патентам и торговым знакам

Российское агентство по государственным резервам

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ

Федеральные надзоры

Федеральный горный и промышленный надзор России

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности

34