Материалы и продукты механической обработки древесины

м. ч.), уротропин (3,5 м. ч.). Мел и древесная мука придают клею нужную вязкость, пшеничная мука-необходимую липкость и повышение качества клеевого шва.

ГОСТ 11235-75 - стандарт распространяется на жидкие и твердые фенолоформальдегидные смолы, лаки и формованные изделия из них и устанавливает два метода определения содержания свободного фенола:

  • в жидких и твердых фенолоформальдегидных смолах и лаках газовой хроматографией;

  • в фенолоформальдегидных формовочных изделиях водной экстракцией.


  1. Характеристика изделий из древесины. Музыкальные инструменты - гитара.

Принципиальная вещь для любой гитары - это дерево. Будь то классический инструмент, электрогитара или бас - качество звука определяется породой дерева (мы не рассматриваем здесь фанерные "гитарозаменители"). Любая древесина звучит по-своему, подчеркивая те или иные тембры, делая звук мягким, теплым, нежным, громким, ясным или же жестким. Наиболее распространенные сорта деревьев, используемые для акустических инструментов - палисандр, орех, клен, ель, кедр, падук, махагони, тик, венге и многие другие, порой довольно экзотические.

При изготовлении электрогитар чаще всего используют клен, ясень, ольху и палисандр. Звучание и ценность дерева зависит от большого количества факторов - это и климатические условия, в которых дерево произрастало, и способ сушки, и плотность древесины, и расположение волокон, и трещиноватость (например, породы черного дерева очень часто трескаются, поэтому мастер должен правильно заклеить все трещины перед "пременением"). Для разных типов инструментов необходимы разные качества исходного материала. Например, дерево классических гитар должно быть громким, что не столь важно в случае, если гитара имеет звукосниматели. Умение выбирать дерево - это особое искусство, которым обладают не все. Среди сорока человек, работающих в мастерской Рамиреса, только шестерым позволено подбирать материал. Кроме оценки общего состояния и внешнего вида, мастер должен уметь "слышать" дерево, уметь его "простукивать". Рассмотрим несколько видов древесины. Корпус Палисандр - поистине "царь-древо". Это одна из самых дорогих древесин, обладающая великолепным полным и сильным звуком. Наиболее ценный сорт палисандра называется РИО; чаще используются другие более дешевые сорта палисандра (например, бразильский палисандр). Из палисандра делают корпуса дорогих акустических инструментов. В целях улучшения звука палисандровая накладка ставится на гриф обычных, даже относительно дешевых гитар. Клен - звучит жестко, ясно и сильно. Имеет хорошо выраженные верхние и нижние тона. Клен широко используется в гитарах фламенко. Из клена изготавливают корпуса акустических и электрогитар, грифы и, иногда, накладки на гриф. Есть несколько различных видов клена: радиальный клен - обладает наиболее выраженными звуковыми характеристикам. В разрезе имеет ребристый рисунок. волнистый клен - красивое дерево, в разрезе имеет волнообразный рисунок, который очень эффектно смотрится на лакированных (без покраски) инструментах. струйчатый клен - в разрезе имеет вытянутый продольный рисунок. Махагони - легкая твердая порода дерева, имеющая много обертонов. Обладает теплым, прозрачным, но не сильным звучанием. Высоко ценится гондурасский махагони. Обычно на акустических инструментах махагони применяется при изготовлении грифа, поскольку гитара без звукоснимателя с корпусом из махагони будет звучать тихо. В электрогитарах махагони используется и в корпусе (например, махагони можно встретить в некоторых гитарах Гибсона (Gibson)). Орех - дорогая древесина, имеющая потрясающе ясный и сильный звук. Больше всего ценится персидский, а так же кавказский и мичиганский орех. Падук - красивый мощный звук. Используется для классических гитар фламенко. Ясень - легкое дерево, имеющее звуковые характеристики, сходные с характеристиками клена, но стоит несколько дороже. Из ясеня изготавливают в основном корпуса электрогитар. Береза - "употребляется" в балалайках. Некоторые сорта березы называют "легким канадским кленом". Резонаторы Ель - имеет ясный и сильный звук. Из ели изготавливают резонаторную (верхнюю) деку акустических гитар. Иногда из ели делают инструменты полностью, однако звук таких инструментов обычно невыразителен. Кедр - используется для изготовления резонаторов акустических гитар (например , резонатор гитар фламенко), но гораздо реже чем ель. Обладает легким звуком. Резонатор из кедра требует особую схему резонаторных пружин. Гриф и накладки на гриф Грифы гитар обычно делаются из клена или махагони, накладки - клен, черное дерево, палисандр. Черное дерево (Эбен) - находится в ряде элитных дорогих древесин. Черное дерево обогащает звук гитары, но требует постоянного ухода, поскольку склонно к растрескиванию. Список пород деревьев, применяемых при гитаростроении можно было бы продолжать долго: ольха, груша, амаранд, венге, тик... Каждое дерево может привнести в звучание инструмента свои особенные черты (простой пример: использование ясеня для корпуса, клена - для грифа и палисандра - для накладки), поэтому мастера часто делают переклейные гитары - гитары склееные из разных сортов дерева. Владимир Невойт (как частный случай), как правило, ставит на свои гитары переклейные грифы из двух, трех, пяти пород дерева. Кроме расширения звукового диапазона, такой гриф приобретает дополнительную жесткость (каждая склейка является ребром жесткости), что уменьшает вероятность перекашивания и скручивания грифа. Корпус гитары всегда изготавливается "в наборе", т.е. из нескольких, склеенных вместе досок. Минимальный набор - "разворот" - корпус склеенный из доски, распиленной пополам в разворот. Инструмент выпиленный из цельного куска дерева будет иметь тусклое звучание, большое количество мертвых тонов. Корпус гитары также как и гриф можно набрать из нескольких пород дерева, таким образом можно получить определенные окраски звука, удлинить сустейн. Кроме того для увеличения сустейна и мощности звука делают, так называемые, долбленные корпуса электрогитар - корпуса, пустые внутри. Любая гитара сразу после изготовления имеет не полный свой звук. Гитары (как и все другие инструменты) необходимо разыгрывать. После изготовления у гитар обычно "голый" звук - звук практически лишенный тембральной окраски. Зато через несколько недель, когда дерево "привыкнет к вам", у гитары будет неповторимый звук. Использование разных типов дерева и применение ряда тонкостей изготовления корпуса, и грифа, позволяет создать индивидуальный звук инструмента. Естественно такие инструменты должны быть ручной работы (несколько дороже, чем серийные), но результат будет того стоить.

Первое, о чем мы будем говорить, это тип дерева, которое используется при производстве гитар. Несмотря на то, что некоторые современные фирмы-производители применяют также графит и современные синтетические материалы, подавляющее большинство гитаристов и басистов всего мира по-прежнему продолжают играть на инструментах, сделанных из дерева.

Начнем с корпусов. Вот перечень наиболее популярных пород дерева, которые чаще всего используются при изготовлении корпусов гитар:

Ольха (alder) – дерево светло-коричневого цвета, с плотной структурой, имеет средние вес и плотность. Гитары с корпусом из ольхи обладают глубоким, сбалансированным звуком, с ярко выраженной нижней серединой, но также с приличным верхом и низом.

Американская липа (basswood) – дерево бежевого цвета, с плотной и равномерной структурой. Очень легкая и мягкая древесина, легко поддающаяся обработке. По структуре и по звуку немного похожа на ольху, но структура американской липы не так ярко выражена, а в звуке наблюдается явный уклон в область средних частот и ощущается нехватка низа и верха. Большинство азиатских (в т.ч. японских) производителей гитар используют американскую липу в качестве одной из основных пород дерева для изготовления корпусов гитар. Чаще всего эта порода применяется на гитарах, предназначенных для скоростной игры на перегруженном звуке, хотя бывают и исключения. Что касается бас-гитар, безладовые басы из липы имеют очень певучий звук.

Болотный ясень (swamp ash) – дерево кремового цвета, с красивой четко выраженной структурой темно-коричневого цвета и крупными порами. Во многом из-за этой его особенности корпуса из ясеня часто либо красят прозрачной краской, либо просто покрывают лаком. Плотность и вес могут довольно сильно варьироваться. Болотный ясень имеет хороший резонанс во всем частотном спектре, обладает звонким верхом, плотным низом, умеренной серединой и яркой атакой. Вообще, звучание гитары с корпусом из болотного ясеня сильно зависит от веса ее корпуса. Условно говоря, чем тяжелее гитара, тем больше ее спектр будет смещен в сторону низких частот. И наоборот, чем гитара легче, тем более звучный и открытый будет верх, а низ более умеренный. К примеру, звуковые качества ольхи или липы гораздо меньше зависят от их веса. Что касается бас-гитар, инструменты из очень легкого ясеня, как правило, обладают ярким сольным звуком, но имеют при этом довольно рыхлый низ. Так что если вы хотите, чтобы ваш бас имел хорошую отдачу на самых нижних нотах и хорошо «читался» в коллективе, советую брать инструмент среднего веса. Помимо болотного существует также другая разновидность ясеня – северный («белый») ясень (Nothern ash). От болотного ясеня его отличает гораздо больший вес. Эта порода дает яркий, довольно агрессивный звук с мощным низом, острым, но немного зажатым верхом, а также великолепным сустейном. Далеко не все фирмы-производители гитар используют эту породу по причине ее больших веса и плотности, а также меньшей «музыкальности» по сравнению с болотным ясенем.

Красное дерево (mahogony) – дерево среднего веса и плотности, в зависимости от разновидности по цвету может быть от желтовато-коричневого до красновато-коричневого. Имеет открытую структуру и большие поры. По сравнению с ясенем, у красного дерева структура более равномерная. Гитары с корпусом из красного дерева обладают «жирным» звуком с плотной серединой.

Тополь (poplar) – легкое дерево, с низкой плотностью. Обычно желтоватого или зеленоватого цвета, имеет ровную структуру волокон. По звуковым свойствам тополь похож на ольху, этим иногда пользуются некоторые производители, желающие снизить себестоимость своих инструментов. Эти породы дерева можно считать традиционными. Например, Фендер изначально свои гитары делал из болотного ясеня, позже основным фендеровским деревом стала ольха (во многом из-за того, что она не обладает такой яркой структурой волокон, как ясень, поэтому ее легче было красить).

Помимо перечисленных выше пород дерева для изготовления корпусов применяются также и другие. Большинство из них являются экзотическими, а поэтому редкими и дорогими.

Орех (walnut) – дерево средней плотности и среднего веса, от светло-серо-коричневого до темно-шоколадного цвета. По виду немного похоже на красное дерево, только с большими порами и более тяжелое. Обладает красивой открытой структурой, теплым звуком, с плотным низом и красивым верхом. На гитары корпуса из ореха идут реже, чем на басы.

Коа – очень красивое и дорогое маслянистое дерево, растущее на Гавайских островах. Более плотное, чем красное дерево, имеет средний вес и ярко-выраженную волнистую структуру. По цвету – от золотистого и светло-коричневого до темно-шоколадного и красно-коричневого. Придает звучанию инструмента яркость, не лишая его при этом теплоты.

Lacewood (дословно «кружевное дерево») – еще одна экзотическая порода дерева, родом из Австралии. Иногда lacewood называют «шелковистым дубом». Это дерево обладает высокой плотностью и средним весом, его цвет: коричневый, иногда с красноватым оттенком. Имеет прямую зернистую структуру волокон с большими лучами, которая при определенном разрезе очень красиво смотрится, представляя собой узор из множества мелких или крупных ромбовидных ячеек. По характеру звука похоже на ольху.

Корина (африканская лимба) – африканское дерево оливкового цвета, по структуре и звуку похожее на красное, но менее плотное. В зависимости от разновидности может быть от среднего до тяжелого веса. По звуковым характеристикам напоминает красное дерево, с чуть более ярко выраженными средними частотами.

Zebrawood – очень тяжелое дерево с открытыми порами, растет в Африке. Его рисунок представляет собой параллельные чередующиеся белые и темно-коричневые полосы, что делает внешний вид гитары с корпусом из zebrawood по истине уникальным. По весу и звуку напоминает твердый клен.

Wenge – еще одна африканская порода дерева. Обладает большим весом и плотностью и открытыми порами. Его часто сравнивают с описанным выше Zebrawood. Рисунок Wenge тоже состоит из чередующихся полос, только цветовая гамма более темная: полосы имеют шоколадный и черный цвет. Wenge дает сбалансированный звук, с хорошо «читаемой» серединой и отличным сустейном. Эта порода дерева чаще применяется для производства корпусов бас-гитар, чем электрогитар.

Bubinga – другое название: «африканский» палисандр. Очень тяжелое и плотное дерево, имеет красно-коричневый цвет. Структура волокон, как правило, умеренно выраженная и состоит из прямых лучей, хотя иногда можно встретить очень красивые образцы с «кружевной» структурой. Из-за большого веса эта порода дерева чаще применяется для изготовления корпусов бас-гитар, чем электрогитар.

Клен (maple) – тяжелая и плотная порода дерева белого цвета, с плотными порами и структурой в виде тонких лучей. Различают мягкий (Western soft maple) и твердый (Eastern hard rock maple) клен. Твердый клен обладает открытым верхом, сочной верхней серединой и плотным, но немного тихим низом, а также превосходным сустейном. Из-за своей высокой плотности твердый клен тяжело поддается фрезеровке. Мягкий клен – не такое тяжелое и плотное дерево, как твердый клен. По звучанию они похожи, но у мягкого клена нет такого яркого, «стреляющим» верха, присущего твердому клену. Структура волокон клена может быть достаточно разнообразной и порой очень красивой. Такие разновидности клена, как «волнистый клен», «птичий глаз» и некоторые другие носят соответствующие названия именно из-за своего неповторимого рисунка волокон. Как материал для изготовления целого корпуса они используются редко по причине неоднородности рисунка. Обычно эти разновидности клена используются лишь для изготовления верхней части корпуса гитары, так называемого «топа».

Довольно часто, по звуковым и эстетическим соображениям, корпус гитары не делают из однородного дерева, а используют комбинацию из двух, реже трех и более пород. Самое распространенное решение – это склеивание корпуса из двух пород дерева по принципу бутерброда. Так, например, в конструкции корпуса Gibson Les Paul снизу применяется красное дерево, а сверху ставится «крышка» из клена.

Для изготовления «топа» производители стараются тщательно отбирать дерево, чтобы оно было без сучков, и имело красивый рисунок волокон. Так гитара смотрится дороже.

Следует отличать «топ» от обычного шпона, который применяется на недорогих гитарах. «Топ» обычно бывает довольно толстым и состоит, как правило, из двух кусков дерева со склейкой посередине, параллельно струнам.

В звуковом отношении «топ» призван привнести новые краски в звучание инструмента. Так, например, в популярной комбинации «клен/красное дерево» кленовая «крышка» добавляет верха и артикуляции корпусу из красного дерева.

Кленовый «топ» хорошо сочетается с большинством «традиционных» пород, таких как ольха, болотный ясень или американская липа. Распространены также «топы» из индийского палисандра, коа, ореха, lacewood, zebrawood и некоторых других экзотических пород. Более того, многие породы дерева, обладающие большим весом (например, твердый клен или zebrawood), используются в гитаростроении только в качестве «топа», иначе инструменты получались бы слишком тяжелыми.

Различные породы дерева могут склеиваться не только вертикально, но и горизонтально. Типичный пример: гитара со сквозным грифом. Чаще всего гриф и корпус делаются из разных пород дерева, а в данном случае гриф проходит сквозь весь корпус и, по сути, является его частью.

Породы дерева

Инструменты, изготовленные из каких-либо экзотических пород, встречаются редко, пoэтoмy основными, чacтo используемыми, и, чтo немаловажно, вполне доступными породами являются:

Клён (Maple) и eгo разновидности: Клён огненный (Flamed Maple)

Клён слоистый (Laminated Maple)

Клён стёганный (Quilted Maple)

Клён каповый (Burled Maple)

Птичий глаз (Birdseye), весьма экзотическая и спорная разновидность клёна.

Клён - oчeнь распространенный материал. Из него можно изготовить гитару целиком.

Красное дерево (Mahogany) У меня сейчас имеется подделка пoд Charvel, гдe дека кaк paз изготовлена из этoй древесины. Прочная и весьма тяжёлая. Так жe красное дерево идет и нa гриф.

Липа (Basswood) Дословный перевод c английского - басовое дерево. Материал, тaк же, кaк и предыдущие, весьма распространенный, и идёт нa деки.

Ольха (Alder)

Классический материал нa деки.

Палисандр (Rosewood) и eгo разновидности:

Палисандр африканский (African Rosewood)

Палисандр бразильский (Brazilian Rosewood)

Палисандр боливийский (Bolivian Rosewood)

Кокоболо (Cocobolo) - этo yжe экзотика

Палисандр - классический материал для накладки нa гриф. Очень твёрдая и тяжёлая древесина. Для накладок тaкжe инoгдa используют чёрное дерево (Ebony), нo в силу eгo дороговизны я сталкивался c ним редко, дa и в мастерских этa порода используется нe часто. Отполированное чёрное дерево можно спутать c пластиком (абсолютно гладкая блестящая поверхность).

Тополь (Poplar)

Более дешёвый вариант ольхи. Достаточно мягкий материал.

Ясень (Ash)

Весьма прочный и тяжёлый материал. Существуют eгo разновидности, кoтopыe тaкжe используются в производстве гитар. Таков краткий перечень используемых пород древесины. Несколько отдельная тема - производство акустических дек, гдe используют хвойные породы, в частности ель (Spruce).

Относительно материалов, применяемых при изготовлении гитары, чacтo можно услышать примерно следующее: “Дека у шестиструнки тoлькo из ольхи или красного дерева, гриф из клёна… На бас-гитарах красное дерево вообще нe используют…”. На самом деле таких категоричных правил нет. В каждом конкретном cлyчae подбирается необходимый материал, исходя из пожеланий и возможностей заказчика, a тaк жe обеспечения возможного наилучшего звучания инструмента. Никто нe запрещает изготовить гитару целиком из чёрного дерева, и звучать, судя пo всему, oнa бyдeт отменно. Только вот стоить и весить oнa бyдeт столько, чтo вpяд ли кого-нибудь заинтересует. Кстати, говоря o массе - гитара должна быть тяжёлой! Поэтому использование лёгкой древесины, в частности берёзы, нe рекомендуется.

Термомодифицированная древесина может применяться при изготовлении музыкальных инструментов. Благодаря своим уникальным свойствам такая древесина сохраняет стабильность размеров и не разбухает, что имеет огромное значение при «извлечении звука из дерева». Таким образом, музыкальные инструменты из термодерева четко сохраняют свои настройки и звучание, несмотря на воздействие времени и условий эксплуатации.

Липа (basswood) - мягкое дерево, идеально подходящее для обработки и при этом дающее теплый прорезающий звук. Слегка приглушает высокие частоты, а вместе с ними - резкие диссонирующие гармоники. В результате на первом плане оказывается чистый основной тон, "нижняя середина", гитара хорошо прорезает в плотном миксе. Липа используется при изготовлении многих японских моделей Fender Stratocaster, гитар Ibanez, иногда применяется в японских копиях Les Paul вместо махогани для получения теплого звучания.

Фрезеровка корпуса выполнена отдельно для каждого звукоснимателя. Никаких общих дыр на пол-деки, чем грешат многие копии стратов. Панель из классического для стратов трехслойного пластика с защитной пленкой, которая убирается после сборки.

Гриф сделан традиционно из клена, с палисандровой накладкой, делающей звук более "жирным", насыщенным.

Подготовка древесины

Для производства гитар, кaк правило, используется тoлькo ствол, и тo нe целиком, a нижняя eгo часть. Срубленное дерево подлежит сушке. Это весьма долгий и ответственный процесс. Бревна заливают нa спилах компаундом (чтобы предотвратить “вытекание” влаги пo сосудам) и помещают в сухое, проветриваемое помещение. Процесс сушки длиться нecкoлькo лет. Для oчeнь дорогих заказных гитар используют древесину, выдержанную в специальных условиях 60 лет. К сожалению, этo нe шутка. Только пocлe такого срока можно быть уверенным, чтo древесину yжe точно никуда нe поведёт. Производство музыкальной древесины чаще вceгo является семейным делом.

Промышленные методы сушки c использованием специальных печей, хоть и позволяют просушить древесину зa нecкoлькo месяцев, нo подходят тoлькo для строительных материалов, тaк кaк разрушают структуру дерева. А этo для музыкальных инструментов неприемлемо.

Бруски, идущие нa изготовления гитар, нe должны имeть сучков и трещин, a волокна дерева должны располагаться строго продольно спилу.

Древесина c базы стройматериалов совсем нe подходит для гитары. Реальнее вceгo найти “музыкальное” дерево нeпocpeдcтвeннo у мастеров, изготовляющих или ремонтирующих инструменты (не обязательно гитары, - в разного рода консерваториях такие мастера обязательно есть).

Обработка древесины

При изготовлении гитар используются тe жe принципы и инструменты, кaк и при любoй дpyгoй обработки дерева. Поэтому в рамках данной статьи я нe буду подробно останавливаться нa фрезах, свёрлах и прочих напильниках. Можно лишь сказать, чтo аккуратность в этoм деле просто необходима, тaк кaк огрехи и неточности нe тoлькo плохо отразиться нa внешнем видe инструмента, нo мoгyт “убить” звучание гитары.

КЛЕИ, КРАСКИ, ЛАКИ

В производстве гитар в основном используют органические клеи (костный клей, казеиновый клей и т.п.). Несмотря нa вce свои недостатки, органические клеи имеют хорошую адгезию c древесиной, и примерно равную c нeй “жесткость”. Этого нельзя сказать oб эпоксидных смолах (не тoлькo бытовой ЭДП, нo и специальных), кoтopыe застывают “в стекло”. Это приводит к тому, чтo вo время ручной шлифовки склеенных изделий, шов стачивается медленнее, и начинает выступать. Любoй шов нa гитаре, выполненный эпоксидкой, чepeз 5-6 лет начинает растрескиваться. Плюс к этому клеевой шов невозможно размочить/растворить/расплавить (что является серьезным недостатком, т.к. резко снижается ремонтопригодность изделия).

Для окрашивания гитар применяют различные (в том числе и масляные) краски и эмали. Естественно, красят распылителем, a нe кистью. Иногда применяют окрашенный (непрозрачный) лак.

Лаки для гитар - тема отдельной большой статьи. Лаки - наиболее спорная тема. Информация oб их составе и применении скупа и противоречива. Я сталкивался c применением полиуретановых и нитроцеллюлозных лаков. В работе нитроцеллюлозный лак удобнее, нo oн взрывоопасен.

  1. ЗДП – лаки

Лаки – лакокрасочные материалы, дающие однородную прозрачную пленку при высыхании, именно прозрачность пленки позволяет отнести материал к лакам. Лаки не всегда прозрачная жидкость, особенно это относится к водно-дисперсионным материалам: например лак по ПВХ PaliPlast белая сметанообразная жидкость, но при высыхании дает исключительно прозрачное и глянцевое покрытие. Лаки могут подколеровываться пигментными пастами для придания тона, такие лакокрасочные материалы обычно называют глазурями, а способ обработки – тонировкой. Традиционно такой способ используют для декоративной отделки древесины, но нередко применяют для тонировки натурального камня или бетона.

Лакокрасочные материалы – краски, лаки, грунты, пропитки, глазури, морилки, лессирующие составы и другие композиции, служащие для получения защитного или декоративного покрытия на поверхности.

Лакокрасочные материалы (ЛКМ) имеют две основные функции: декоративную и защитную. Они оберегают дерево от гниения, металл - от коррозии, образуют твердые защитные пленки, предохраняющие изделия от разрушающего влияния атмосферы и других воздействий и удлиняющие срок их службы, а также придают им красивый внешний вид. Лакокрасочные покрытия долговечны. Для их нанесения не требуется дополнительное, сложное оборудование, и они легче обновляются. Поэтому такие покрытия широко применяются как в быту, так и во всех отраслях промышленности, на транспорте и в строительстве. Свойства лакокрасочных покрытий зависят не только от качества применяемых ЛКМ, но и от таких факторов, как способ подготовки поверхности к окраске, правильный выбор и соблюдение технологического режима окраски и сушки. Лакокрасочные материалы классифицируют по химическому составу, виду и преимущественному назначению материала. К ним относятся лаки, краски, эмали, грунтовки, шпатлевки. Для облегчения восприятия определений лакокрасочной продукции вводятся следующие термины. Дисперсные системы - микронеоднородные системы, состоящие из двух фаз. Одна из них - дисперсная фаза - обладает достаточно высокой дисперсностью и распределена в другой фазе (в окружающей дисперсионной среде) - газе, жидкости или твердом теле - в виде мелких частиц. Дисперсностью называется степень раздробленности вещества на частицы. Чем мельче частицы, тем выше дисперсность. На практике размер частиц дисперсных систем находится в пределах от 0,001 до 0,00001 см. К дисперсиям относятся: суспензии - системы, в которых частицы твердой фазы распределены в жидкой среде во взвешенном состоянии (готовые краски, шпатлевки); эмульсии - системы, в которых мельчайшие капельки жидкой фазы распределены в жидкой среде. Лак представляет собой раствор пленкообразующих веществ в органических растворителях или в воде с введением добавок (сиккативов, пластификаторов, отвердителей), образующий после высыхания твердую, прозрачную, однородную пленку, прочно сцепленную с поверхностью. Лаки придают поверхности декоративный вид и создают защитные покрытия.

Лаки – раствор пленкообразующего, образующего после высыхания, однородное, как правило, прозрачное покрытие.

Лаки придают поверхности декоративный вид и создают защитные покрытия.

Свойства ЛКМ:

Физические свойства:

Плотность – отношение массы вещества к занимаемому им объему. Плотность для лаков меньше единицы.

Морозостойкость – способность материалов выдерживать многократное переменное замораживание и оттаивание без нарушения своих свойств.

Цвет – цветовой фон, насыщенность и светлость. Цвет лакокрасочных материалов зависит от цвета пигментов, наполнителей и связующих. Цвет определяют как визуальным, так и инструментальным способом.

Блеск – способность материала направленно отражать световой поток. Блеск лакокрасочного покрытия определяется фотоэлектрическим методом.

Светостойкость – способность материала сохранять свой цвет под действием световых лучей. В процессе эксплуатации лакокрасочные материалы меняют свой цвет под действием ультрафиолетовых лучей естественных и искусственных источников освещения. Чем меньше эти изменения, тем выше светостойкость материала.

Атмосферостойкость – способность лакокрасочного покрытия сопротивляться разрушающему воздействию солнечных лучей, температурных колебаний, осадков и других атмосферных явлений. Атмосферостойкость определяется при помощи установок, моделирующих различные атмосферные явления, либо путем помещения образцов покрытий в атмосферные условия.

Механические свойства:

Прочность – степень сопротивления материала воздействию внешних сил вызывающих в нем внутреннее напряжение. Для лакокрасочных материалов, как правило, измеряют прочность при растяжении, изгибе и ударе.

Упругость – способность материала восстанавливать свою форму или объем после прекращения действия сил вызвавших деформацию.

Пластичность – свойство материала изменять под нагрузкой форму и размеры без образования трещин и разрывов и сохранять вновь принятую форму и размеры после удаления нагрузки.

Твердость – свойство материала сопротивляться проникновению в него другого твердого тела.

Истираемость – способность материала сопротивляться уменьшению своей толщины и массы под действием трения.

Эластичность – способность материала испытывать значительные упругие деформации без разрушения.

Химические свойства:

Основные химические свойства лакокрасочных материалов характеризуют способность противостоять воздействию различных химических веществ. Например, кислотостойкость и щелочестойкость определяют способность лакокрасочных покрытий противостоять действию соответственно кислоте и щелочи.

Описание основных лаков:

Лак ПФ-283

ГОСТ 5470-75

Глянцевый лак применяют для покрытий по масляным краскам, металлическим и деревянным поверхностям, эксплуатируемым внутри помещений. Декоративные свойства лака делают его особенно привлекательным для использования в работе с мебелью.

Лак наносят на отшлифованную поверхность кистью или распылителем.

Время высыхания каждого слоя лака при 20С до 36 часов.

Расход лака на однослойное покрытие – 70-75 г/кв.м. Для разбавления лака применяют скипидар или смесь скипидара с уайт-спиритом в отношении 1:1.

Традиционными считаются лаки на синтетических растворителях; основным их неудобством является сильный запах при нанесении, вызывающий у многих аллергию. В последнее время появилось семейство лаков на водной основе. Водные паркетные лаки производят на двух типах связующего: полиуретане и (или) акрилате. Выбор лака определяется как возможностями и потребностями , так и видом защищаемого паркета. Большинство типов древесины хорошо работает как с лаками на синтетических растворителях, так и с водными. Некоторые виды дуба и бука предполагают использование лаков только на синтетических растворителях. Лаки на чистом полиуретане имеют хорошую износостойкость, но невысокую стойкость к бытовой и просто химии, алкоголю, воде. Лаки на основе акриловых смол быстро высыхают, имеют меньшую стойкость к истиранию, но высокие прочность и твердость. Двухкомпонентные лаки (содержащие и полиуретан, и акрилат) обладают достоинствами однокомпонентных лаков