Чрезвычайные ситуации
ЧС – обстановка, сложившаяся на определённой территории в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
По характеру распространения: (не знаю, что он имел в виду, но подходит только это)
– техногенные;
– природные;
– Биолого-социальные;
– Социальные;
– Экологические;
– Военные.
По масштабу и тяжести последствий:
– локальные;
– муниципальные; (или местные по старой классификации)
– межмуниципальные;
– региональные; (или территориальные по старой классификации)
– межрегиональные; (или региональная по старой классификации)
– федеральные. (+трансграничные по старой классификации)
Локальные: число пострадавших не превышает 10 человек или нарушены условия жизнедеятельности не более 100 человек. Материальный ущерб при этом составляет до 1 тыс. МРОТ на день возникновения чрезвычайной ситуации, при этом зона чрезвычайной ситуации ограничена пределами территории объекта производственного или социального назначения.
Муниципальные: число пострадавших более 10, но не свыше 50 человек или нарушение условий жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек. Размер материального ущерба при этом составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. МРОТ на день возникновения чрезвычайной ситуации. 3 она влияния факторов чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района.
Авария – происшествие на промышленном объекте или транспорте, создающее угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или уничтожению производственных помещений, оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья и готовой продукции, к нарушению производственного процесса и нанесению ущерба окружающей среде.
Катастрофа – крупная авария, повлекшее за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью, окр. среде, разрушение и уничтожение материальных ценностей. Катастрофа ведет за собой трагические последствия.
Межмуниципальные | 2 или более поселения или внутригородских территорий города федерального значения | 10–50 | 100 тыс. – 5 млн. |
Региональные | Не выходит за пределы одного субъекта РФ | 50–500 | 5 млн. – 500 млн. |
РСЧС. II этап развития – 1961. Создание ГО, подготовка населения и промышленных объектов к условиям ведения войны с применением ядерного оружия. 1948 – официальное объявление о создании водородной бомбы. К этому периоду стала очевидной инертность оценок объективно складывающихся новых уровней опасности.
Для современной промышленности характерна концентрация опасностей, связанная с широким использованием в больших объемах химических энергоносителей, способных гореть и взрываться, а также рост потенциальных опасностей на душу населения.
В современном производстве появилась реальная возможность выхода аварии за пределы одного объекта. Концентрация энергетически и химически опасных объектов и близкое соседство других производств увеличивают масштаб катастрофы.
Авария – происшествие на промышленном объекте или транспорте создающее угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению или уничтожению производственных помещений, оборудования, механизмов, транспортных средств, сырья и готовой продукции, к нарушению производственного процесса и нанесению ущерба окружающей среде. Межрегиональная ЧС – территория 2 и более субъектов РФ, пострадало людей 50–500, материальный ущерб 5–500 млн. МРОТ. Федеральная – в пределах РФ, более 500, более 500 млн. МРОТ.
6. Основой системы критериев, определяющих наличие ЧС и характеризующих их по масштабу и степени ущерба, является принцип фиксации и количества пострадавших, нарушения условий жизнедеятельности у определенного количества жителей, либо наличие того или иного материального ущерба, а также масштабы зоны бедствия данного события (Постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.96 г.). При этом выполнение хотя бы одного из трех первых критериев дает основание сделать вывод о наличии ЧС.
7. Классификация ЧС:
а) по сфере возникновения:
техногенные
социальные
экологические
природные
военные
биолого-социальные
б) по скорости распространения:
внезапные
стремительные
умеренные
плавные
медленные
Техногенные ЧС:
аварии на РОО, ХОО, БОВ с выбросом и без выброса
аварии на всех видах транспорта
аварии на трубопроводах
электромагнитное загрязнение
аварии на электроэнергетических сетях
аварии на инженерных сооружениях коммуникального хозяйство
гидродинамические аварии
обрушение зданий
1-й этап HCXC-1932 г.
создается локальная противовоздушная оборона-1932 г.
она преобразовывается в общегосударственную местную противовоздушную оборону-с 1934 г. до 1961 г.
Основные задачи:
предупредить о налете противника
обучить население по борьбе с зажигательными бомбами
оказание медицинской помощи
к 1945 г. СССР имела самую большую и опытную армию.
Техногенные чрезвычайные ситуации могут возникать на основе событий техногенного характера вследствие конструктивных недостатков объекта (сооружения, комплекса, системы, агрегата и т.д.), изношенности оборудования, низкой квалификации персонала, нарушения техники безопасности в ходе эксплуатации объекта и др.
ЧС техногенного характера могут протекать с загрязнением или без загрязнения окружающей среды.
Загрязнение окружающей среды может происходить при авариях на промышленных предприятиях с выбросом радиоактивных, химически опасных, биологически опасных веществ. К авариям с выбросом или угрозой выброса радиоактивных веществ (РВ) относятся аварии, происходящие на атомных станциях, ядерных научно-исследовательских реакторах, предприятиях ядерно-топливного цикла, атомных судах. При падении летательных аппаратов с ядерными энергетическими установками на борту, а также на предприятиях ядерно-оружейного комплекса. В результате таких аварий может возникнуть сильное радиоактивное загрязнение местности или акватории.
В качестве примеров ЧС данной группы можно привести аварии с выбросом РВ и загрязнением окружающей среды на ПО «Маяк» (1957 г.)
Под авариями с выбросом (угрозой выброса) химически опасных веществ подразумевается авария химически опасных объектах (ХОО) в сфере экономики, а также на базах и складах временного хранения БХОВ, повлекшие за собой групповое поражении персонала объекта и населения. А также химическое заражение территории. Пример: авария на ХОО «Азот» Пермской области (1994)
К авариям с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ относят аварии, повлекшие заражение обширных территорий биологически опасными веществами при выбросе их из исследовательских учреждений и производств, осуществляющих разработку, изготовление, переработку и транспортировку бактериальных средств.
К ЧС техногенного характера относится также электромагнитное загрязнение окружающей среды при функционировании техногенных источников
Электромагнитного излучения (ЭМИ), создающих электромагнитные поля повышенной интенсивности.
К ЧС без загрязнения окружающей среды относят аварии, сопровождаемые взрывами, пожарами, обрушением зданий, нарушением систем жизнеобеспечения, разрушением гидротехнических систем, нарушением транспортных коммуникаций и т.п.
К ЧС экологического характера относят изменения состояния атмосферы, суши, гидросферы и биосферы в целом. ЧС экологического характера чаще всего возникают в результате неблагоприятного техногенного воздействия человека на окружающую среду, хотя, зачастую, причиной их могут быть и стихийны явления, а также комплексное воздействие техногенных и природных факторов. В результате нарушений состояния атмосферы возможно изменение климата, возникновение острого «кислородного голодания» в крупных городах, образование обширных зон «кислотных дождей», разрушение озонового слоя над населенными территориями и другие подобные явления. Неблагоприятные изменения в состоянии суши могут приводить к деградации почв, потере полезных площадей и истощению невозобновляемых запасов полезных ископаемых.
Из-за отрицательных изменений гидросферы все чаще возникают ЧС, связанные с нехваткой питьевой воды и водных ресурсов для обеспечения технологических процессов и организации хозяйственно-бытового водоснабжения, обмелением рек и морей, подтоплением и засолением плодородных почв и т.д.
Деятельность человека вызывает отрицательные изменения и в биосфере – происходит исчезновение многих видов животных и растений. Гибель растительности на обширной территории, нарушение способности биосферы к воспроизводству возобновляемых ресурсов (например, лесов).
Постоянно действующими органами управления единой системы являются:
на федеральном уровне – МЧС России, структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
на региональном уровне – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (региональные центры);
на территориальном и местном уровнях – соответствующие органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориях субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований (органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям);
на объектовом уровне – структурные подразделения или работники организаций, специально уполномоченные решать задачи в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери.
Все чрезвычайные ситуации (ЧС) классифицируются как конфликтные и бесконфликтные, характеризующиеся скоростью и масштабами распространения
К конфликтным ситуациям относятся военные столкновения, экономические кризисы, социальные взрывы, национальные и религиозные конфликты, разгул уголовной преступности, террористические акты и др.
К бесконфликтным ЧС относятся техногенные, экологические и природные явления, вызывающие ЧС.
По скорости распространения все ЧС делятся на внезапно возникшие, быстро, умеренно и медленно распространяющиеся.
По масштабам распространения все ЧС делятся на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
Чрезвычайные ситуации природного характера могут возникать вследствие:
• геофизических явлений (землетрясений и извержений вулканов);
• геологических явлений (например, просадка земной поверхности, сель, обвал, оползень);
• метеорологических, в том числе агрометеорологических, явлений (буря, Тропический циклон ураган, смерч, ливень, сильный снегопад, засуха, лавина и др.);
• гидрологических явлений (например, наводнение);
• морских гидрологических явлений (например, цунами, шторм);
• природных пожаров (лесные, торфяные, степные, подземных ископаемых и т.д.);
• явлений космического происхождения (например, космическое излучение большой интенсивности, падение гигантского метеорита).
ЧС природного характера делятся на: геологические, метеорологические, гидрологические, природные пожары, биологические и космические
Что включают органы управления на территориальном, местном и объектовых уровнях единой системы РСЧС?
Органами постоянного управления по делам гражданской обороны и ЧС (ОУ ГОЧС) являются: на территориальном и местных уровнях – комитеты, главные управления, управления, отделы, создаваемые при органах исполнительной власти и органах местного самоуправления; на объектовом уровне – отделы (секторы или специально назначенные лица) по делам ГОЧС. ОУ ГОЧС выполняются функции рабочих органов КЧС.
Органами повседневного управления являются центры управления в кризисных ситуациях Единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС), оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС (ОДС) и дежурно-диспетчерские службы органов исполнительной власти ДДС.
Дополнительно:
Общее руководство гражданской обороной и защитой населения и территорий в чрезвычайных ситуациях осуществляют руководители органов исполнительной власти всех уровней, именуемые руководителями гражданской обороны и защиты населения и территорий в ЧС (РГО и ЗНиТ).
В системе управления РСЧС предусмотрено создание стационарных и подвижных пунктов управления (ПУ). Стационарные ПУ могут быть повседневными (мирное время) и запасными (военное время). Подвижные пункты могут быть воздушными и мобильными.
Для непосредственного управления ликвидацией ЧС на базе органов управления ГОЧС создаются нештатные органы управления: оперативные штабы (группы) – ОШ (ОГ) ГОЧС с включением в них представителей ФСБ, МВД и других служб.
В чём заключается 2-ой этап становления РСЧС?
II этап (1961–1990 гг.). Создание и функционирования системы Гражданской обороны страны (ГО).
В 50-е гг. XX в. Появление ядерного оружия, создание ракетных средств его доставки к цели потребовало коренных изменений доктрины ядерных держав. Проблема защиты населения и территорий от оружия массового поражения приобрела особую остроту и важность. В связи с этим в 1961 г. система МПВО была преобразована в систему Гражданской обороны, вошедшую в состав Министерства обороны.
Перед гражданской обороной была поставлена задача – совместно с ПВО страны не допустить в будущей войне уничтожения 25–30% населения нашей страны и 50–70% её производственных мощностей, сконцентрированных в крупных городах, что представляло собой «неприемлемый ущерб» и могло привести к военному краху.
Высокая степень готовности ГО к выполнению этой задачи в 60–70-е гг. XX в. Была одним из сдерживающих факторов развязывания ядерной войны со стороны вероятных противников СССР.
Однако ориентация ГО в эти годы в основном только на решение задач военного времени объективно приводила к однобокости развития системы защиты населения от ЧС. Авария на Чернобыльской АЭС подтвердила это, показав, что ГО не готова к качественному решению задач по защите населения и территорий в ЧС природного и техногенного характера и в то же время в 1980-е гг., когда несколько уменьшилась международная напряженность, стали накапливаться проблемы защиты населения и территорий в ЧС природного и техногенного характера.
В 1987 г. были приняты меры по приданию системе ГО определённых функций в плане непосредственного решения задач по защите населения и территорий в ЧС природного и техногенного характера. Однако трагедия показала, что решительных мер по реорганизации гражданской обороны принято не было, она опять оказалась не готовой к решению задач мирного времени. Сложившаяся обстановка требовала создания новой государственной системы, способной эффективно решать задачи защиты населения и территорий в ЧС как в военное, так и в мирное время. (учебник стр. 17–18)
Статья 18. Права граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций
1. Граждане Российской Федерации имеют право:
на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;
в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;
быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;
обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе обеспечения безопасности людей на водных объектах;
участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;
на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;
на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;
на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для работников, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья;
на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего или умершего от увечья или заболевания, полученного при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном для семей граждан, погибших или умерших от увечья, полученного при выполнении гражданского долга по спасению человеческой жизни, охране собственности и правопорядка.
2. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статья 19. Обязанности граждан Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Граждане Российской Федерации обязаны:
соблюдать законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
соблюдать меры безопасности в быту и повседневной трудовой деятельности, не допускать нарушений производственной и технологической дисциплины, требований экологической безопасности, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций;
изучать основные способы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, приемы оказания первой помощи пострадавшим, правила охраны жизни людей на водных объектах, правила пользования коллективными и индивидуальными средствами защиты, постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в указанной области;
выполнять установленные правила поведения при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;
при необходимости оказывать содействие в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ.
Силы и средства РСЧС подразделяются:
на силы и средства наблюдения и контроля;
силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Силы и средства наблюдения и контроля включают:
подразделения органов надзора (за состоянием котлов, мостов, АЭС, газовыми и электрическими сетями и др.);
контрольно-инспекционную службу (Минэкологии);
службы и учреждения ведомств, осуществляющих наблюдение за состоянием природной среды, за потенциально опасными объектами;
ветеринарную службу;
сеть наблюдения и лабораторного контроля ГО;
лабораторный контроль за качеством продуктов питания и пищевого сырья;
службу предупреждения о стихийных бедствиях.
В силы и средства ликвидации ЧС входят в первую очередь соединения, части и подразделения МЧС, МО, МВД, невоенизированные формирования ГО, а также силы и средства, принадлежащие другим министерствам и ведомствам, государственным и иным органам, расположенным на территории России.
Основу этих сил составляют войска ГО, подразделения поисково-спасательной службы и формирования постоянной готовности МЧС.
Значительными силами для быстрого реагирования на ЧС располагают и другие министерства и ведомства. Например, Министерство путей сообщений имеет восстановительные и пожарные поезда.
Личный состав Министерства внутренних дел в экстремальных ситуациях обеспечивает правопорядок, сохраняет материальные ценности, осуществляет охрану важных объектов, организует оцепление, а когда надо – и пропускной режим. В ведении МЧС находится и вся противопожарная служба. Ее подразделения способны не только тушить пожары, но и проводить первоочередные работы при авариях на химически опасных объектах, спасать людей и материальные ценности.
Федеральная служба безопасности осуществляет мероприятия по обеспечению государственной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций, в том числе на режимных объектах, а также при оказании содействия в ликвидации ЧС другим странам.
Министерство здравоохранения – это одна из подсистем РСЧС, имеющая службу оказания экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.
Минтопэнерго, Минатом имеют свои специализированные подразделения, которые ведут наблюдение и контроль за обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, осуществляют мероприятия по предотвращению и ликвидации последствий аварий и катастроф.
Министерство сельского хозяйства располагает лабораториями, лечебницами, учреждениями, занимающимися обеззараживанием сельскохозяйственных угодий. На них возложена организация и координация работ по контролю за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными веществами и тяжелыми металлами, они следят за ситуациями природного и экологического характера.
Российская оборонная спортивно-техническая организация (РОСТО), став правопреемником ДОСААФ на территории России, учредила ассоциацию спасательных формирований. В нее входят отряды, группы добровольных спасателей (аэромобильные, парашютно-десантные, автотранспортные, подводно-технических работ, радистов).
Кроме перечисленных сил создают, готовят и оснащают формирования все субъекты Федерации (республики, края, области). В городах, районах и на объектах должны быть свои подразделения. Это значит, что везде, где бы ни произошли авария, катастрофа или стихийное бедствие, в распоряжении соответствующего начальника ГО есть силы и средства, которыми он может распорядиться по своему усмотрению.
В случае необходимости в район бедствия будет направлена в срочном порядке такая помощь, которая позволит свести потери к минимуму.
В конце XX – начале XXI века угроза глобальной войны, тем более с применением оружия массового поражения, стала ослабевать. Существовавшая ранее в нашей стране система гражданской обороны (ГО) была ориентирована, прежде всего, на чрезвычайные ситуации военного времени. Однако, она активно также участвовала в ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Вместе с тем, справиться в полной мере с этой работой система ГО не могла.
Поэтому в 1992 г. функции по защите населения и территорий России были поделены между Российской системой предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС) и Силами гражданской обороны: РСЧС решает задачи в мирное время, а ГО – в военное время. В мирное время силы и средства ГО могут также привлекаться для ликвидации последствий ЧС природного и техногенного характера.
В феврале 1994 г. был принят Федеральный закон «0 защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал законодательной основой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). В роли управляющего и организующего центра РСЧС выступает МЧС России.
На МЧС России возложена организация и обеспечение выполнения комплекса мероприятий, направленных на предупреждение ЧС и организацию защиты населения и территорий при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях в мирное время, а также от опасностей, возникающих при военных действиях. В ноябре 1995 года была завершена организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Назовем основные задачи РСЧС:
разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций любого характера;
осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в чрезвычайных ситуациях;
– обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;
– сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территории от ЧС;
– подготовка населения к действиям при ЧС;
– прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;
– создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации
чрезвычайных ситуаций;
– осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
– ликвидация чрезвычайных ситуаций;
– осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;
– реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации;
– международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.
РСЧС объединяет органы управления по делам ГОЧС, силы и средства страны для защиты от ЧС. РСЧС состоит из территориальных (создаются в субъектах РФ) и функциональных подсистем (создаются федеральными министерствами и ведомствами); она имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный, объектовый.
В свою очередь, каждый уровень РСЧС имеет координирующие органы, постоянно действующие органы управления РСЧС, силы и средства РСЧС, системы связи и оповещения и резервы финансовых и материальных ресурсов.
Органы управления системы РСЧС:
– на федеральном уровне – МЧС России;
– на региональном уровне – региональные центры по делам ГОЧП'
– на территориальном уровне – министерства, комитеты, главные управления и другие органы управления по делам ГОЧС;
– на объектовом уровне – отделы (сектора или специально уполномоченные лица) по делам ГОЧС.
В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации решением соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в пределах конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС.
Режим повседневной деятельности – при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.
Режим повышенной готовности – при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.
Режим чрезвычайной ситуации – при возникновении и во время ликвидации ЧС.
Рассмотрим основные мероприятия, осуществляемые при функционировании РСЧС.
В режиме повседневной деятельности:
– осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;
– планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предупреждению ЧС, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в чрезвычайных ситуациях;
– совершенствование подготовки органов управления по делам ГОЧС, сил и средств к действиям при чрезвычайных ситуациях, организация обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях;
– создание и выполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;
– осуществление целевых видов страхования.
В режиме повышенной готовности:
– принятие на себя соответствующими комиссиями по чрезвычайным ситуациям непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС, формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможного бедствия, выработки предложений по ее нормализации;
– усиление дежурно-диспетчерской службы;
– усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;
– принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, обеспечению устойчивого функционирования объектов;
– приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район ЧС,
В режиме чрезвычайной ситуации:
– организация защиты населения;
– выдвижение оперативных групп в район ЧС;
– организация ликвидации ЧС;
– определение границ зоны ЧС;
– организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения;
– осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и на прилегающей к ним территории.
Постановлением Правительства Российской Федерации определен перечень сил и средств РСЧС. В состав сил и средств РСЧС входят силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в наблюдении и контроле за состоянием окружающей природной среды, потенциально опасных объектов и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работы в автономном режиме в течение не менее трех суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности. Силы постоянной готовности могут привлекаться МЧС России и другими органами управления по делам ГОЧС по согласованию с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями для экстренного реагирования в случае возникновения ЧС.
Специально подготовленные силы и средства Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований привлекаются для ликвидации чрезвычайных ситуаций в порядке, определяемом Президентом Российской Федерации. Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Итак, на этом уроке Вы рассмотрели основные задачи, структуру и режимы функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Режимы функционирования РСЧС в зависимости от обстановки:
режим повседневной деятельности – функционирование системы в мирное время при нормальных условиях
режим повышенной готовности – функционирование системы при ухудшении обстановки, получении прогноза о возможности возникновения ЧС или угрозе начала войны
чрезвычайный режим – функционирование системы при возникновении и ликвидации ЧС в мирное время, а также с началом войны.
Степени готовности
1. Повседневная. Органы управления и силы ГО, занимаясь Степенью готовности гражданской обороны определены директивой начальника Гражданской обороны РФ от 31 июля 1993 г., а директивой МЧС РФ от 23.12.1993 г. присвоены условные наименования степеней готовности ГО:
повседневной деятельностью, находятся в готовности к выполнению возложенных на них задач согласно планам. Органы управления осуществляют текущее и перспективное планирование, организуют и обеспечивают мероприятия согласно плана в повседневном режиме работы. Системы оповещения и связи работают в дежурном режиме. Силы ГО занимаются повседневной деятельностью, проводят мероприятия обеспечивающие приведение их в готовность
2. ПМ-1. Такая степень готовности, когда органы управления и силы ГО проводят мероприятия, в результате которых повышается готовность системы ГО к выполнению задач мирного и военного времени.
С введением данной степени готовности, осуществляется сбор руководящего состава, до них доводится обстановка, осуществляется постановка, задач. Вводится круглосуточное дежурство руководящего состава, в пунктах повседневного размещения, уточняются планы ГО. На ЗПУ высылаются специальные группы, которые приводят в готовность средства связи и оповещения.
Приводятся в готовность защитные сооружения на объектах экономики, работающие в военное время, принимаются меры к успешному завершению строительства и ввод в эксплуатацию ЗС, строящихся по плану текущего года.
Приводятся в готовность расчетно-аналитические станции, химико-радиометрические лаборатории, оперативные группы. Проводятся и другие мероприятия направленные на повышение степени готовности ГО.
3. ПМ-2. Такая степень готовности, когда органы управления и силы ГО, рабочие и служащие объектов экономики проводят мероприятия, повышающие защиту населения и обеспечивающие выполнение задач гражданской обороны в военное время.
Руководящий состав переводится на круглосуточный режим работы, системы управления, оповещения и связи приводятся в полную готовность.
Приводятся в готовность защитные сооружения, подвалы и другие заглубленные помещения переоборудуются под противорадиационные укрытия.
На объектах экономики работающих в военное время выдаются средства индивидуальной защиты и приборы дозиметрического контроля, развертываются медицинские пункты.
Посты РХН, учреждения СНЛК переводятся на круглосуточное дежурство.
Проводятся мероприятия по повышению устойчивости функционирования объектов и безаварийной их остановке по сигналам.
4. Общая. Такая степень готовности когда органы управления вводят в действие планы ГО в полном объеме, организуют и проводят предусмотренные планами мероприятия, обеспечивающие выполнение всех задач, возложенных на ГО в военное время.
В мирное время силы ГО участвуют в оказании помощи населению при различных ЧС и вступают в военное положение после объявления войны или специального указа Президента России.
Задачи МЧС
Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ставит перед собой следующие задачи:
1) разработка предложений по государственной политике в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, проведения подводных работ особого назначения.
2) руководство гражданской обороны Российской Федерации, Войсками гражданской обороны Российской Федерации, поисково-спасательной службой МЧС России;
3) обеспечение функционирования и дальнейшего развития Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях (РСЧС);
4) организация и осуществление государственного надзора за готовностью к действиям при возникновении чрезвычайных ситуаций и выполнением мероприятий по их предупреждению;
5) руководство по поручению Правительства Российской Федерации работами по ликвидации крупных аварий, катастроф и других чрезвычайных ситуаций;
6) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций по преодолению последствий радиационных аварий и катастроф, контроль за осуществлением мероприятий в этой области;
7) организация разработки и реализации федеральных целевых и научно-технических программ, направленных на предотвращения и ликвидацию чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоление последствий радиационных аварий и катастроф, защиту населения, территории страны, а также на повышение устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при возникновении чрезвычайных ситуаций;
8) координация работ по созданию и использованию системы чрезвычайных резервных фондов, включая государственные резервы, для проведения первоочередных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, контроль над целевым расходованием средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на проведение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
9) организация обучения населения, подготовки должностных лиц органов управления и формирований гражданской обороны, подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;
10) организация международного сотрудничества по вопросам, входящим в компетенцию Министерства;
11) организация разработки и осуществления мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе последствий радиационных аварий и катастроф, подъему затопленной военной техники, боеприпасов, в том числе снаряженных отравляющими веществами, и контейнеров с радиоактивными отходами;
12) организация подготовки спасателей к действиям в чрезвычайных ситуациях и выживанию в экстремальных условиях;
13) осуществление руководства функционированием и развитием федеральной системы сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений;
14) координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по проведению поиска и спасения людей, аварийно-спасательных работ, ликвидации разливов нефти, нефтепродуктов, вредных химических и радиоактивных веществ на море и внутренних водоемах страны;
15) организация оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, контроль за созданием и работой соответствующих территориальных и локальных систем оповещения;
16) организация совместно с заинтересованными организациями и координация работ по прогнозированию вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их моделированию, районированию территории Российской Федерации по наличию потенциально опасных производств, объектов и угрозы стихийных бедствий, разработке и внедрению нормативных показателей степени риска на объектах народного хозяйства и территориях;
17) организация формирования и доставки гуманитарной помощи населению Российской Федерации и зарубежных стран, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций;
18) определение совместно с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления состава размещения и оснащения сил и средств, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, создание учебных и реабилитационных центров;
19) рассмотрение и согласование программ учебных и специальных учебных заведений по вопросам гражданской обороны, подготовки к действиям при чрезвычайных ситуациях;
20) организация проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по проблемам защиты населения и территории при чрезвычайных ситуациях, совершенствования существующих и создания новых высокоэффективных аварийно-спасательных средств, повышения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при чрезвычайных ситуациях;
21) координация разработки, утверждение или согласование программы обучения населения, подготовки должностных лиц и органов управления и формирований гражданской обороны, подразделений РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях, организация и осуществление аттестаций спасателей и аварийно-спасательных формирований;
22) осуществление связи с общественностью, гражданами и средствами массовой информации по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, защиты жизни и здоровья людей, повышения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях;
23) осуществление международного сотрудничества по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в том числе преодоления последствий радиационных аварий и катастроф, оказания помощи пострадавшему населению, проведения подводных работ особого назначения и другим вопросам, относящимся к компетенции МЧС России.
Задачи ГО:
обучение населения способам защиты от