Становление абсолютной монархии в России (конец XVII – первая четверть XVIII вв.)

идеологии проходило под сильным влиянием идей Просвещения Западной Европы, особенно Франции.

Определенный вклад в развитие политических и правовых взглядов в этот период внесла сама Екатерина II. В 1767 г. была созвана комиссия для сочинения проекта нового Уложения, в котором были представлены все сословия, кроме крепостных крестьян. Екатерина II подготовила для этой комиссии обширный «Наказ», три четверти которого воспроизводили фразы, идеи и тексты западноевропейских просветителей, преимущественно Ш.Л. Монтескье и Ч. Беккариа. В «Наказе» содержался ряд демократических идей: равенство граждан, заключающееся в подчинении общим для всех законам, свобода как зависимость только от закона, ограничение государственной власти пределами ею положенными, власть законов и др. Однако всему задуманному не суждено было осуществиться, прежде всего потому, что для эпохи «просвещенного абсолютизма» характерно расхождение между словом и делом – попыткой воспринять передовые для того времени идеи и стремлением укрепить феодально-крепостнические учреждения.

Характерной чертой «просвещенного абсолютизма» стала возможность критики монархического формы правления. Н.М. Панин и Д.И. Фонвизин в своих проектах предлагали «ограничить самовластие твердыми аристократическими институциями», создать ограниченную – по образцу Швеции – монархии, реформировать Сенат или учредить при монархе императорский совет, установить в России «законы непреложные, законы фундаментальные, непременные государственные законы».

Подводя итог данной части работы следует сказать, что все-таки базисным принципом российского абсолютизма оставался принцип неограниченной власти монарха, который и получил свое практическое воплощение в законодательстве того времени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Все предпосылки перехода России от сословно-представительной монархической формы правления к абсолютной монархии можно разделить на две больших условных группы: социально-экономические и внешнеполитические. Содержанием социально-экономических предпосылок являлось прежде всего внутриклассовая борьба происходившая в период становления абсолютизма; сущностные характеристики внешнеполитических причин реформирования формы правления заключались, во-первых, в увеличении военных побед при абсолютизме, а, во-вторых, в изменении качественных основ этих побед.

Одной из положительных черт абсолютистского государства является то, что в отличие от сословно-представительного оно начинает проводить политику бюрократизации государственного аппарата, набирать людей на государственную или военную службу, причем люди получают за работу установленное жалованье.

Политико-правовая доктрина абсолютизма менялась с изменением характера абсолютистского направления. В период становления абсолютизм нуждался в поддержке. И такая поддержка была оказана приданием ему сакрального, теологического характера, выраженного в том, что носитель абсолютной власти – монарх – это «проводитель воли Божьей». Со временем сакральность стала заменятся законность, в период «просвещенного абсолютизма» при Екатерине II Великой, когда расцвет абсолютизма достиг своего апогея, заговорили о теории общественного договора, о возможности ограничения монархии, но реальных шагов в этом направлении не было сделано, прежде всего потому, что одной из функций любой политической системы, в т.ч. и системы абсолютной монархии является самосохранение.

Список использованной литературы.

Волков М.Я. О становлении абсолютизма в России. // История СССР,1970. - № 1.

Демидова Н.Ф. Бюрократизация государственного аппарата абсолютизма в XVII-XVIII вв. // Абсолютизм в России (Сборник статей). – М.,1963.

Исаев И.А. История государства и права России. – М.,1995.

История государства и права СССР (под ред. Ю.П. Титова). – Часть 1. – М.,1988.

Краснов Ю.К. История государства и права России. – М.,1997.

17 января 2000 годаПодпись студента:____________________