Конкурентоспособность организаций на рынке производства пластиковых карт (на примере ООО "Перспективные компьютерные технологии")

CELLSPACING=0> Тираж, шт Печать 4+0 (белый пластик) Печать 4+4 (белый пластик) Нанесение магнитной полосы HiCo Кодировка магнитной полосы Штрих-код Эмбоссиро-вание, окрас 100-499 10,30 10,80 2,60 1,50 1,10 5,50 500-999 9,50 10,00 2,50 1,30 0,70 5,50 1000-3 000 9,10 9,67 2,13 1,10 0,60 4,00 5 000 7,55 8,05 2,00 1,10 0,60 3,00 10 000 6,48 6,98 2,00 1,05 0,55 3,00 Свыше10 000 3,20 3,30 0,5 0,5 0,1 0,1

5. Card4you

Москва,

ул .Комиссара Смирнова,

д.15, оф.154а,

тел. +7 (495) 702-71-71,

E-mail: zakaz@mnogokart

Основным направлением деятельности компании «Card4you» является изготовление пластиковых карт лояльности. Учитывая пожелания наших заказчиков, мы производим пластиковые карты разных типов, 4-х ценовых категорий. Это классические пластиковые карточки из ПВХ, альтернативные псевдопластиковые карты на основе картона или бумаги, полипластиковые карты, а также не ламинированные карты из картона с графитовой прослойкой.. Такие карты из ламинированного картона или полиэстера не уступают классическим по внешнему виду, но значительно выигрывают в цене и сроке изготовления.

Сегодня применение различных технологий для изготовления пластиковых карт позволило компании вывести производство пластиковых карт на качественно новый уровень и расширить сферу их применения. Как производители пластиковых карт с большим стажем работы гарантируется высокое качество предлагаемых услуг. Осуществляется печать пластиковых карт с учетом всех пожеланий заказчика. Одним из направлений деятельности является изготовление пластиковых карточек для региональных клиентов.


Таблица 7 – Стоимость карт Компания " Card4you "

Тираж шт.

Стоимость одной карты (цены в рублях)

Картон 300г

без ламината




200
17,09 6,52
500
11,81 4,51
1000
8,89 3,39
2000
7,36 2,81
3000
6,62 2,53
5000
5,80 2,21
10000
5,62 2,15

Для проведения диагностики работы производства на данный момент времени необходимо воспользоваться методом SWOT-анализа. При данном методе вначале выявляются возможности и угрозы внешнего окружения организации, сильные и слабые стороны внутренней среды организации. Далее выбираются ключевые факторы, на основе которых составляется матрица SWOT, которая отображена на рисунке 7.


Возможности

Увеличение потребителей на рынке рекламных услуг.

Появление новых более дешевых расходных материалов.

Развитие производственных технологий.

Угрозы

Ожесточение конкуренции.

Насыщение рынка.

Изменение законодательства.

Появление заменяющих видов продукции.

Усиление требований поставщиков.

Сильные стороны

современные техника и технологии

высокое качество продукции

низкая стоимость продукции

Наличие постоянных клиентов

расширение производства

разработка линии по производству сырья

СВ стратегии


Увеличение доли рынка

Стратегия инновации.

3. Стратегия нисходящей интеграции (производства сырья).

СУ стратегии


Стратегия обороны

Слабые стороны

Узкая специализация производства

Основной объем продаж на Интернет-торгах

Дополнительные транспортные издержки для доставки в регионы

СлВ стратегии


Деловая стратегия.

Повышение уровня квалификации персонала


СлУ стратегии


Стратегия демпинга

Рисунок 8 - SWOT матрица для ООО «ПКТ»


Наиболее предпочтительными в настоящее время для ООО «ПКТ» являются СВ - стратегии, поскольку в условиях сильной конкуренции необходимо использовать все сильные стороны, чтобы получить отдачу от возможностей во внешней среде и повысить свою конкурентоспособность.

Как видно из таблицы, предприятие занимает достаточно хорошую стратегическую позицию на данный момент времени и ведет активную деятельность по удержанию своей конкурентной позиции.

Теперь необходимо уточнить каждую из выбранных стратегий.

Увеличение доли рынка – на основе своих сильных сторон и возможностей внешней среды необходимо расширить сферу своего влияния на рынке за счет увеличения спроса на предлагаемую продукцию.

Необходимо разработать ряд мер для привлечения потенциальных клиентов. Этому будут способствовать следующие стратегии.

Стратегия инновации предполагает разработку и предложение рынку новых видов карт, а также качественно новых материалов для их производства.

Стратегия нисходящей интеграции (развития производства сырья) ведет к удешевлению себестоимости готовой продукции, и как следствие, увеличению дохода от реализации продукции. Также будет предложено изготовление оборудования по производству расходных материалов, самих расходных материалов, технологий по их использованию в полиграфии.

Деловая стратегия включает в себя разработку мер, направленных на усиление конкурентоспособности и сохранение конкурентных преимуществ, а также формирование механизма реагирования на внешние изменения.

Повышение уровня квалификации персонала ведет к большему профессионализму в деятельности, повышению скорости и качества работы, знанию и умению обращения с техникой и программным обеспечением.

Стратегия обороны предполагает удержание уже имеющейся доли рынка, защиту от наиболее близких конкурентов. Для этого организация должна максимально уменьшить влияние угроз внешней среды за счет своих сильных сторон, предотвратить появление либо немедленно устранить свои слабые стороны. Очень важным здесь является поддержание высокого уровня качества продукции, их цен и условий в соответствии с ожиданиями потребителей.

Стратегия демпинга ведет к привлечению большего числа потенциальных клиентов, негативным фактором данной стратегии является низкая рентабельность производства.

Анализ по модели М. Портера

Проанализируем сложившуюся ситуацию на рынке производства пластиковых карт с использованием модели М. Портера, которая была рассмотрена в теоретической главе. Согласно этой модели любое предприятие взаимодействует с пятью основными конкурентными силами, а общая стратегия деятельности должна быть основана на анализе и учёте существующих и возможных конкурентных сил.

Конкурентное влияние со стороны поставщиков невелико, т.к. организации, продающие расходные материалы для производства пластиковых карт, полностью обеспечивают спрос, и при одинаковом качестве поставляемой продукции разница в стоимости уравнивается за счет условий поставки и бонусов.

Рассмотрев конкуренцию между производителями можно отметить, что при появлении на рынке ООО «Рецикл» рыночная стоимость карт с 30 руб. снизилась до 15 за единицу продукции, а с перепрофилированием производства ООО «ПКТ» до 8 рублей. Исходя из создавшихся условий один из родоначальников пластикового бизнеса в Ярославле закрылся, продав оборудование, и пользуется услугами ООО «ПКТ» для продажи карт на рынке.

Рынок производства пластиковых карт развивающийся. Вхождение в сферу новых конкурентов в настоящее время вполне возможно. Информацию о производственном процессе, расходных материалах, основном и сопутствующем оборудовании можно найти в Интернете на сайтах фирм-производителей и поставщиков оборудования и расходного материала. Основной входной барьер – потребность в капитале и определенной базы знаний, необходимых чтобы стать конкурентоспособным на данном рынке. Возможно недоверие потребителей к новым фирмам. Также возможно появление на Ярославском рынке иногородних производителей, которые могут привлечь потребителей низкими ценами, более выгодными условиями сотрудничества, проверенной временем стабильностью и надежностью.

Работа с клиентами – это немаловажный фактор. Грамотный специалист выезжает к клиенту для обсуждения желаемого внешнего вида карты, предлагает на месте варианты макетов, заключает договора, организует доставку пробных образцов и тиража.

В условиях финансового кризиса большее количество организаций заинтересованы в рекламных акциях для привлечения большего количества клиентов. Это привело к увеличению спроса на такие виды пластиковых карт как дисконтные, подарочные сертификаты, именные карты клиентов и пр.

Но в тоже время растут требования и к сопутствующим услугам, таким как персонализация, упаковка, помощь в установке баз данных по клиентам.

Синтетическая бумага приходит на смену целлюлозной, по качеству она сравнима с пластиком. На данный момент ее стоимость приравнена к стоимости пластика, несмотря на то, что в Европейских странах, где производится, она дешевле целлюлозной. Производство карт из такого материала приведет к удешевлению их себестоимости, но при условии ее производства на территории России, которого, по результатам изучения рынка отечественных полимерных материалов, еще не существует.

Научно-технический прогресс может быть угрозой для полного исчезновения из оборота персональных пластиковых карт. Так, например разработка и внедрение высокоинтеллектуальных систем идентификации по отпечаткам пальцев или сканировании сетчатки глаза может полностью вытеснить из использования карты данного назначения.

На рисунке 8 представлены основные конкурентные силы отрасли в виде конкурентной модели Майкла Портера.


Рисунок 9 – Пять сил конкуренции рынка производства пластиковых карт


2.3 Методология маркетингового исследования конкуренции


Для проведения более полной оценки уровня конкурентоспособности, помимо Ярославских производителей, в этом анализе были задействованы в том числе данные о производителях, взятые на интернет-форуме с электронных торгов по размещению заказов на производство карт на территории России и ближнего зарубежья, где по одному запросу участвует от 5 до 15 участников. В тендере каждый производитель может участвовать один раз, выставляя свою цену и сроки на изготовление.

Задачами исследования являются:

выявить предприятия-производители, услугами которых чаще всего пользуются респонденты;

определить важность различных параметров качества и условий сотрудничества для потребителей;

узнать, какие виды карт пользуются наибольшим спросом;

определить степень удовлетворенности респондентов предлагаемой на рынке продукцией.

Объектом маркетингового исследования являются респонденты, пользовавшиеся услугами производителей на форуме.

Предметом исследования является оценка конкурентоспособности производителей и их продукции.

В качестве основного метода сбора информации для конкурентного анализа был выбран электронный опрос при помощи анкеты. Анкета позволяет получить как количественные, так качественные данные от респондента, что расширяет диапазон полученной информации. Основная цель анкеты – определить, какие виды пластиковых карт, и каких производителей пользуются наибольшим спросом, то есть установить их конкурентоспособность относительно друг друга.

Достижению поставленной цели способствуют вопросы, выбранные для анкетирования респондентов. Каждый из них представляет большую важность для проводимого исследования. (Приложение 1)

Вопрос о том, услугами какой типографии пользовался респондент, помогает определить услуги каких производителей пользуются наибольшим спросом, а значит, и долю рынка самих производств.

Оценка респондентами исследуемых производителей по определенным критериям позволяет на основе полученных результатов провести многопараметрическое конкурентное позиционирование методом семантического дифференциала и определить их конкурентную силу на рассматриваемом рынке. Данные оценки помогают выявить параметры, по которым каждое производство наиболее конкурентоспособно или же уступает основным конкурентам.

Ответы на вопрос о том, какие виды пластиковых карт чаще заказываются, дают возможность изучить востребованность того или иного вида продукции.

Получить информацию о том, на что обращают основное внимание клиенты при выборе подрядчика, позволяет вопрос о наиболее важных условиях сотрудничества. Это важные данные для возможного дальнейшего совершенствования системы работы с клиентами. Менеджеры должны сфокусировать свое внимание именно на определяющих условиях работы, чтобы привлечь большее количество клиентов и не допустить их уход к конкурентам.

Изучение того, каким образом происходят взаиморасчеты с производителями, может показать наиболее удобный способ оплаты.

Вопрос о том, как часто респонденты сотрудничали с тем или иным производителем, дает возможность определить частоту спроса на услуги и его величину.

Полученные данные о фирме, в которой респондент размещал последний заказ, отображают приверженность той организации, услугами которого он чаще всего пользовался. Если последний тираж заказан в другой типографии, то можно предположить, что респондент, возможно, был чем-то неудовлетворен у прежнего производителя.

Вопрос об удовлетворенности последним тиражом помогает узнать, соответствуют ли предлагаемые условия сотрудничества возможностям, требованиям настоящих и потенциальных клиентов производителей – участников форума.

Сбор информации о том, собираются ли опрашиваемые респонденты еще раз воспользоваться услугами производителя, в котором они размещали последний заказ, дает возможность понять общее впечатление о производстве, культуре работы с заказчиками, качестве и условиях предлагаемых продуктов и услуг.

Мнения респондентов об идеальных, по их мнению, условиях сотрудничества позволяют при проведении двухпараметрического глубинного позиционирования определить предпочтительную зону для потребителей по двум наиболее важным условиям заказа (цена/качество).

Объем выборки в данном маркетинговом исследовании составляет 100 организаций, анкетирование которых проводилось при помощи сети Интернет. Опрашивались респонденты, пользовавшиеся услугами производителей пластиковых карт, участвовавших в Интернет-тенедерах.

На основе заполненных анкет был проведен сравнительный анализ и выявлены организации, пользующиеся большим спросом, как часто проводятся тендеры, какие условия являются определяющими, а также дана общая оценка изучаемых производителей.

При проведении данного опроса возникли некоторые проблемы, связанные в основном с низким интересом потенциальных респондентов к проводимому исследованию:

заказчики не принимали активного участия в исследовании, ссылаясь на занятость;

не отвечали на электронные запросы;

в телефонном разговоре говорили, что им это исследование совсем не интересно и это пустая трата времени.

Анализ спроса на пластиковые карты представлен в следующем разделе дипломной работы.

Анализ результатов маркетингового исследования

Для определения характеристик спроса на пластиковые карты необходимо провести однопараметрический анализ результатов проведенного маркетингового исследования.

Для анализа были выбраны исключительно те вопросы, которые отображают спрос на сами карты, производителей и их характеристики. Для лучшего восприятия все ответы представлены в виде таблиц.

Первым является вопрос о том, услугами какого производителя пользовался респондент (см. таблицу 4).


Таблица 8 –Популярность услугами различных организаций на рынке пластиковых карт

Варианты Количество респондентов

человек %
а) Card 4You 20 20
б) Right Print 26 26
в) ООО «ПКТ» 22 22
г) AV-rora 17 17
д) Рецикл 15 15

Исходя из полученных результатов (см. рисунок 10), можно сказать, что лидером среди изучаемых производителей является «Right Print» (26%). Это объясняется тем, что он обладает самой крупной и модернизированной типографией, пользуется новейшими технологиями печати, спектр видов продукции расширен, от листовок и брошюр, до каталогов и журналов. У заказчиков этот производитель ассоциируется с надежностью, так как функционирует на рынке очень долго, а также с доступностью, удобством расположения типографии и широким ассортиментом. Также у многих клиентов есть дисконтные накопительные карты, что облегчает процесс работы с клиентской базой.

Рисунок 10 - Спрос на услуги производства пластиковых карт различными фирмами.


Меньший спрос на услуги «Card4You», ООО «ПКТ» вызван тем, что они меньшее время, по сравнению со «Right Print», работают на рынке. Скорее всего, еще на спрос оказывают главное влияние условия сотрудничества. «Рецикл» только в 2008 году стал заниматься пластиковыми картами, поэтому не столь популярен, как все вышеперечисленные.

Результаты ответов о том, на какой именно вид карт респондент размещал заказ, указанном в первом вопросе, представлены в таблице 5.


Таблица 9 – Спрос на производимую продукцию

Варианты Количество респондентов

Человек %
а) дисконтные карты 48 48
б) клубные карты 24 24
в) визитки 6 6
г) именные карты 17 17
д) карты бесконтактного доступа 4 4
е) карты с интеллектуальным чипом 1 1

Рисунок 11 - Спрос на определенные виды карт

Как видно из рисунка 11, самый высокий спрос наблюдается на дисконтные карты. Это можно объяснить тем, что заказчики (в основном, сетевые магазины и интернет-магазины) для привлечения большего числа клиентов распространяют среди своих покупателей дисконтные карты с постоянной или накопительной скидкой, возможностью пользоваться различными видами бонусов и акций, проходящих в торговых точках.

Меньше спрос на клубные карты (30%), поскольку этот рынок уже находится на стадии насыщения. Также наблюдается тенденция к переходу от клубных карт к картам бесконтактного доступа. Это происходит для минимизации человеческого фактора в системе доступа и идентификации владельца карты с помощью базы данных по клиентам.

Достаточно высок спрос и на именные карты. Это пропуска для предприятий и фирм, бейджи, именные сертификаты, именные подарочные карты.

Визитки, это то же самое, что и именные карты. Их отличает только размер и толщина изделия.

Карты с интеллектуальным чипом являются носителем информации. Это банковские карты, карты оплаты метрополитена, карты оплаты парковки и т. д. Использование данного вида карт только входит в оборот, поэтому процент заказа данных карт минимален (1%).

Если говорить о способах расчета, то самым востребованным является безналичный рублевый платеж. (см. таблицу 10), потому что в этом случае удобнее расплачиваться организациям, находящимся не на территории г. Ярославля.


Таблица 10 - Удобная форма взаиморасчетов

Варианты Количество респондентов

валюта человек %
а) Безналичная форма оплаты Рубли 87 87

Евро 3 3
в) Наличная форма оплаты Рубли 10 10

Евро - -

Расчеты в Евро удобны при работе с организациями ближнего зарубежья, такими как Литва, Латвия, Эстония, и странами Европейского союза (Франция, Германия, Австрия).


Таблица 11 – Периодичность заказов

Варианты Количество респондентов

Человек %
б) 1 раз в неделю 24 24
а) не менее 1 раза в месяц 58 58
в) 1 раз в квартал 12 12
г) 1 раз в полгода и реже 6 6

Таблица 11 отражает, как часто респондент пользуется услугами типографий. Рисунок 12 показывает, что основная часть опрашиваемых (82% респондентов) заказывают карты не менее 1 раза в месяц. Чаще всего это крупные рекламные агентства. Эти клиенты являются основными покупателями и посредниками между производителями и конечными заказчиками. Организации, заказывающие карты 1 раз в квартал, чаще всего крупные фирмы, делающие заказы для личного внутреннего пользования.


Рисунок 12 – периодичность заказов


Ответы на вопрос об удовлетворенности последним заказом представлены в таблице 6.

Таблица 11 - Удовлетворенность последним сотрудничеством

Варианты Количество респондентов

Человек %
а) Полностью удовлетворен 18 18
б) Удовлетворен большей частью условий 62 62
в) Не удовлетворен большей частью условий 18 18
г) Полностью неудовлетворен 2 2

Рисунок 13 - Удовлетворенность респондентов условиями сотрудничества


Рисунок 13 показывает, что 62% всех опрошенных респондентов удовлетворены большей частью условий работы. Это означает, что у многих заказчиков есть недовольство по тем или иным параметрам сотрудничества. Но заказы они продолжают размещать и дальше, т.к. считают, что оборот пластиковых карт в той или иной организации необходим.

В таблице 12 ответы на вопрос о том, собираются ли респонденты еще раз разместить заказ в данной организации. В результате не было ни одного ответа, что клиент никогда больше не будет заказывать пластиковые карты. Возможно именно поэтому 48% респондентов, скорее всего, воспользуются услугами того же поставщика, что и раньше.


Таблица 12 – Перспектива сотрудничества с последним производителем

Варианты Количество респондентов

Человек %
а) Обязательно 17 17
б)Скорее воспользуюсь 48 48
в) Может быть 29 29
г) Скорее сменю производителя 6 6
д)Не буду заказывать пластиковые карты 0 0

Причиной того, что 6% респондентов скорее всего сменят производителя, может быть некачественное выполнение предлагаемых работ. Так же возможна неудовлетворенность уровнем обслуживания, например, условиями доставки, сроками сдачи тиражей и прочее.


Таблица 13 – Вид деятельности организации

Вид деятельности Количество респондентов

Человек %
Рекламные агентства 58 58
Сетевые организации 21 21
Интернет-магазины 14 14
Крупные кампании 6 6
Малый бизнес 1 1

Рисунок 14 - Вид деятельности респондентов


На основании вышеизложенного, можно утверждать, что основным связующим звеном между производителями и конечными потребителями является сеть рекламных агентств. Именно они делают наибольшее количество заказов у типографий. Чаще всего это крупные заказов, тиражностью 100-5000 шт. Сетевые магазины заказывают карты большими тиражами. Минимальный заказ 10000 карт, периодичность от 1 месяца, до 1 квартала. Предприятия малого бизнеса крайне редко пользуются услугами производителей пластиковых карт. Чаще всего они обращаются за помощью в вышеописанные рекламные агентства, их заказы несут в основном разовый характер.

Оценка уровня конкурентоспособности производителей

Анализ конкурентов приносит больше плодов, чем просто существенный реальный рост в данном сегменте рынка. Эта деятельность сводится к определению, какого конкурента атаковать или от кого, где, когда и как защищаться и позволяет принимать важные тактические решения, образующие основной элемент стратегического планирования.

Следует отметить, что использование для конкурентного анализа мнений клиентов значительно повышает достоверность и объективность результатов.

При разработке анкеты был сформирован список критериев, оказывающих наибольшее влияние на конкурентоспособность производства. Далее путем опроса получены оценки клиентов по этим критериям для различных производителей, и рассчитаны средние значения оценок


Таблица 14 – Средние значения оценок характеристик производителей респондентами

Конкурентные характеристики Средняя оценка банка респондентами, балл

ООО «ПКТ» Card 4 you Right print Рецикл AV-rora
1.Качество карт 4,75 4,72 4,65 4,67 4,76
2. Средняя стоимость 4,8 4,45 4,8 4,33 4,88
3.Простота оформления заказа и заключения договора 4,7 3,9 5 3,27 4,4
4. Надежность 4,85 4,82 4,85 4,93 4,8
5.Сроки выполнения 4,7 4,32 5 3,13 4,88
6.Личные качества песонала 4,45 4,59 4,4 4,47 4,4
7. Реклама 4,8 4,9 4,77 3,33 3,06
8.Квалификация персонала 4,4 4,2 4,3 4,2 4,35
9. Уровень известности 4,9 5 5 4,13 4,76
10.Широта предлагаемых продуктов и услуг 4,8 4,86 5 4,73 4,17

Таблица 15 – Конкурентное позиционирование банков методом семантического дифференциала

Конкурентные характеристики Оценка банка респондентами, балл Кз

3,0 3,2 3,4 3,6 3,8 4,0 4,2 4,4 4,6 4,8 5,0
1.Качество карт










1,0
2. Средняя стоимость продукции










0,9
3. Простота оформления заказа и заключения договора










0,8
4. Надежность










1,0
5 Сроки выполнения










0,8
6. Личные качества песонала










1,0
7. Реклама










0,7
8. Квалификация персонала










1,0
9. Уровень известности










0,8

Также полученные оценки можно визуализировать с помощью многопараметрического позиционирования методом звезды (см. рисунок 15). Для этого были взяты те же конкурентные характеристики, что и в предыдущем варианте оценки уровня конкурентоспособности.


Рисунок 15 – Оценка уровня конкурентоспособности производителей пластиковых карт методом звезды


Исходя из рисунка 15, можно сделать вывод о том, что ООО «ПКТ» наиболее конкурентоспособен по таким параметрам как надежность, уровень известности, качество продукции, реклама, широта ассортимента, простота оформления заказа и заключения договора.

В тоже время ООО «ПКТ» уступает «Right print» и «AV-rora» по срокам выполнения, поскольку данные организации являются лидерами в данном направлении, имеют на балансе линейку новейшего оборудования, позволяющего быстро и качественно выполнять разного рода заказы.

По личным качествам персонала ООО «ПКТ» уступает Card 4 you, в соотношении простота оформления заказа – только «Right print». Необходимо работать над этими характеристиками, чтобы достичь главных конкурентов.

На основе проведенной оценки уровня конкурентоспособности производителей пластиковых карт можно рассчитать коэффициент их потребительской привлекательности Кпп по формуле (1) [7, с.12].


, (1)


где n – количество критериев оценки;

Бi – бальная оценка уровня i-го параметра;

Кзi – коэффициент потребительской значимости i-го параметра;

Бобщ – общая сумма баллов.

Этот коэффициент по существу является основным показателем конкурентной силы банка.

Путем расчета были получены следующие результаты: для ООО «ПКТ» Кпп = 4,71, «Kard 4 you» Кпп = 4,57, «Right print» Кпп = 4,76, «Рецикла» Кпп = 4,18, «AV-rora» Кпп = 4,48.

На основе вычисленных коэффициентов потребительской привлекательности изучаемых производителей можно графически показать конкурентную силу каждого из них (см. рисунок 14).

Из рисунка 15 видно, что ООО «ПКТ» занимает второе место по рассмотренным конкурентным характеристикам после «Right print», и имеет примерно равную конкурентную силу с «Card 4 you». Поэтому ООО «ПКТ» должен работать над своими конкурентными преимуществами, учитывая конкурентные характеристики своих ближайших конкурентов.


Рисунок 15 – Конкурентная сила производителей


Самые высокие оценки получил «Right print», потому что большинство респондентов намного чаще пользуются услугами именно этой типографии, нежели другими. Напротив, последнее место по конкурентной силе занимает «Рецикл», так как он вышел на рынок производства пластиковых карт только в 2008 году, тогда же получил право участия в Полиграфическом форуме «Принтфорум», поэтому не успел приобрести еще такую популярность на форуме как другие участники.

Позиционирование типографий на рынке пластиковых карт.

Проведенное маркетинговое исследование показало, что наиболее востребованными являются дисконтные и именные пластиковые карты.

Был сформирован следующий список параметров, которые рассматривают заказчики при выборе производителя пластиковых карт:

* стоимость карт;

* качество производимой продукции;

* рекламные акции и бонусы;

* качество дополнительного сервиса;

* имидж организации.

На основе анкетирования была определена важность этих параметров для клиентов. Оценка проводилась по пятибалльной шкале, а средние баллы приведены в таблице 16.


Таблица 16 – Важность параметров при выборе производителя

Параметры Важность, баллов
Стоимость карт 4,32
Качество производимой продукции 4,50
Рекламные акции и бонусы 4,25
Качество дополнительного сервиса 3,00
Имидж организации 2,05

Таким образом, согласно результатам маркетингового исследования наиболее важными для заказчиков являются два параметра: «качество карт» и «стоимость карт». Значения этих параметров также были определены на основе анкетирования потребителей по пятибалльной шкале.


Таблица 17 – Оценка производителей по показателям «качество продукции» и «стоимость».

Типография Качество Стоимость
Right print 4,65 4,8
ООО «ПКТ» 4,75 4,8
Card4you 4,72 4,45
Рецикл 4,67 4,88
AV-rora 4.76 4.88
Среднее значение: 4,71 4,652

Далее переходим к построению графика или карты-схемы восприятия. Необходимо обратить внимание, что параметр «стоимость» оценивался не в денежных единицах, а в баллах, поэтому высокий балл соответствует низким ценам, что более предпочтительно для потребителей.

Рисунок 16 – Двухпараметрическая карта-схема восприятия


Как видно из карты-схемы восприятия производителей пластиковых карт, зону потребительского предпочтения составляют типографии с оценками выше, чем 4,71 балла по параметру «качество» и ниже 4,65 балла по параметру «стоимость». Это верхний левый квадрант. В него попал «Right print». Также операторы «ООО «ПКТ»» и «AV-rora» находятся совсем рядом друг с другом, а значит, являются непосредственными конкурентами. Другие два производителя находятся на значительном расстоянии от них, и не вступают в жесткую конкуренцию, специализируясь на своих сегментах. Причем, «Рецикл» выигрывает за счет низких цен.


3. Разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности ООО «Перспективные компьютерные технологии» на рынке производства пластиковых карт


На основе проведенного исследования можно сформулировать следующие рекомендации для ООО «Перспективные компьютерные технологии» по повышению своей конкурентоспособности на рынке производства пластиковых карт г. Ярославля:

1. Для повышения конкурентоспособности фирмы необходимо создать отдел маркетинга. Главной целью будет являться определение требований, предъявляемых к качеству продукции, и выявление новых рынков сбыта.

Для решения основной задачи будут выполняться следующие функции и виды работ:

разработка долгосрочных, среднесрочных и текущих планов маркетинга и их реализация;

проведение маркетинговых исследований, анализа рыночной ситуации и выбор наиболее благоприятных рынков;

разработка и реализация стратегии и тактики маркетинга на рынках, а также товарной, ценовой и сбытовой политики предприятия и их реализация;

разработка рекомендаций по выпуску новых товаров, прогнозирование сбыта, вывод новых товаров на рынки, обеспечение своевременного и правильного информирования руководства предприятия о ситуации на рынке;

участие в разработке, функционировании и совершенствовании системы качества;

разработка и осуществление комплекса мероприятий по формированию спроса и стимулированию сбыта продукции предприятия;

организация изготовления рекламно-информационной, этикеточной, сувенирной и другой продукции в соответствии с фирменным стилем предприятия;

разработка плана стимулирования сбыта, организация и проведение рекламных кампаний предприятия;

осуществление контроля за созданными структурами на предмет соответствия статусу фирменного представительства предприятия;

выявление потенциальных партнеров, осуществление деловых контактов с предприятиями, учреждениями и организациями по вопросу изучения спроса.

2. Развитие рекламы.

Под рекламой обычно понимается всякая платная форма не личного представления и продвижения товаров, услуг и идей до целевых аудиторий.

Рекламная кампания – комплекс рекламных мероприятий, направленных на достижение конкретной маркетинговой цели в рамках маркетинговой стратегии рекламодателя.

Цель проведения рекламной компании – «раскрутить», создать позитивный имидж фирме по изготовлению полиграфической продукции, сделать фирму вне ряда конкуренции с подобными компаниями. Сделать фирме узнаваемость и обеспечить определённый поток клиентов, зарабатывая и доверие.

Рекламная/коммуникационная кампания, нацеленная на продвижение фирмы на рынке будет осуществляться следующим образом:

Прежде всего необходимо акцентировать внимание на юбилее компании, 10 лет существования на рынке полиграфическо-рекламной продукции, создать некий «пафос», некую завесу оригинальности и единственности, не забыв представить креативные работы и специалистов. Также нужно не забыть про все удобства, ожидающие потенциальных клиентов, и, обязательно, подарки.

Показать качества фирмы по сравнению с другими, представить в рекламе самые лучшие работы.

За основу рекламной компании должны быть взяты такие средства массовой информации, как: газета. В ней необходимо разместить рекламную статью о предоставляемых фирмой услугах.


Формат А2

Размер (мм)

Стоимость *, руб.