История России

Региональный финансово – экономический институт


Битимбаева Альфия Сабугалеевна

460023 г. Оренбург,

ул. Р. Люксембург д. 41, кв. 36

Срок обучения: 6 лет

РФЭИ, 1 курс

Поток Зима 2003

Код А-4040

Специальность: экономика

Дисциплина: История Отечества


Контрольная работа

История Отечества


Оренбург, 2003 г.


ОГЛАВЛЕНИЕ


1. Введение_________________________________________________стр. 3

2. Личность в истории России_________________________________стр. 4

3. Заключение______________________________________________стр. 13

4. Список использованной литературы_________________________стр. 14


ВВЕДЕНИЕ

Начиная разговор об истории Российского государства нужно, прежде всего, представлять, что такое история как наука. История – наука, изучающая прошлое

человеческого общества во всей его конкретности и многообразии, которое

познаётся с целью понимания его настоящего и перспектив в будущем. Что следует понимать под историей? То, что было в реальности, или то, что нам известно о происходящих событиях из тех или иных источников. Мы в своем сознании сразу склоняемся к первому варианту трактовки истории. Но, увы, его не всегда возможно достичь. Письменных источников о том, что происходило многие и многие века и даже тысячелетия назад у нас нет. Поэтому мы не можем сказать, как все начиналось, и какие события разворачивались в тот давний исторический период. Надо сказать, что многие народы утеряли часть своей давней истории вместе с потерей письменных документов, а так же из-за отсутствия или недостаточности научных исследований, прежде всего - археологических. Это относится и к исследованию прошлого народов, проживавших ранее на территории нашей страны. Далеко не все народы смогли сохранить письменную информацию о своем далеком прошлом. И на это были объективные причины. Основной причиной утери данных, конечно, явились четыре оледенения Земли. Из-за четырехкратного наступления ледников, которое по историческим меркам закончилось совсем недавно, больше всего памятников прошлого, в том числе и письменных, осталось у тех народов, которые жили в теплых районах, куда ледники не докатились и не заставили людей переселяться с места на место. Именно поэтому мы имеем больше всего свидетельств Древней истории из районов междуречья, Средиземноморья, Египта, Индии. Именно поэтому отсчет истории принято вести от Шумерской цивилизации, Древней Греции и Древнего Рима. Отсюда мы и начинаем отслеживать историю своего Отечества в соответствии с тем мнением, которое сложилось в кругах историков на сегодняшний день.


ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ РОССИИ


Историю, безусловно, творят люди. Как весь народ в целом, так и отдельные его представители. Здесь можно вспомнить таких ярких исторических деятелей, как Юлий Цезарь, Людовик XIV, Черчилль и многих, многих других. Однако сейчас нас интересуют отечественные деятели. Их, разумеется, было немало. Начиналось все с легендарных братьев — Скифа, Руса и Славена.

Скиф поселился в степях, его потомки стали Скифами. Только меньшая часть их занималась хлебопашеством. Остальные скифы разводили лошадей и пасли их в низовьях Дуная, Днестра, Днепра и Дона. Скифы пили кобылье молоко, шили одежду из выделанной кожи, а не из ткани.

Поклонялись скифы богу неба, богу очага и богу войны. Богом войны они считали огромный меч, вкопанный на вершине холма. Об острие этого меча они срезали голову каждому сотому пленнику, принося его в жертву.

Скифы оберегали свои степи, ни одному завоевателю не удалось их победить. Даже персидский царь царей Дарий, покоривший все страны от Инда до Сахары, потерпел со своей армией страшное поражение от свободолюбивых скифов и едва спасся от них бегством.

В могилы своих вождей скифы клали множество золотых украшений, изготовленных искусными мастерами, а сверху насыпали курганы. Эти курганы и сейчас высятся в степях на берегах Черного моря. А золотые украшения из скифских курганов и сегодня хранятся в музеях.

Сыновья Руса не захотели жить на одном месте. Это были воинственные витязи, искусные в ратном деле. С мечом прошли они и Грецию, и Египет, и страны Востока и дошли до Ледовитого океана. «Весь мир ужасался их храбростью»,— писал древний летописец.

Согласно легенде, сам Александр Македонский, царь царей, сын Юпитера и Венеры, устав от жалоб народов на разорения от русов, приказал им поселиться у Балтийского моря, отдав им в данники всех, кто окажется на его берегах.

Так, русы поселились на одном месте. Сильные и смелые, они объединялись в дружины и в ладьях плавали по морям и рекам, собирая дань с разных народов. Их прозвали варягами, это слово означает «союз, дружина». Еще их называли норманнами, это переводится как северные люди, потому что они жили на севере Европы.

Брат Скифа и Руса Словен поселился в лесах, там, где протекали реки Лаба (Эльба), Висла и Дунай. От него пошли славяне. Древние историки называли их венедами. По их описанию славяне были высокого роста, стройные, с русыми волосами. Среди других народов они выделялись силой, выносливостью и смелостью. Поэтому их часто вовлекали в войны как союзников. Было известно, что если в первых рядах нападающих стоят славяне, то они победят любое войско. Смелость их доходила до отчаяния. Сражались они в пешем строю, мечом и копьем, в простых рубахах, а то и полуголые, без кольчуг и доспехов. Особенно умели они устраивать засады и пробираться в тыл врага под водой, держа во рту трубки из выдолбленного внутри камыша. Попав в плен, они никогда не выдавали союзников, терпели любые пытки и умирали без жалоб, мольбы и стона. Никто не отваживался идти войной на славян, в своих лесах они были непобедимы.

Но вообще славяне не любили воевать. Они пасли на лугах стада, корчевали лес, пахали землю, жили в деревянных избах, ели простую пищу: просо, гречиху, мед и молоко. Все соседи знали об их гостеприимстве. Если случалось приехавшему к ним из чужих земель потерпеть обиду от славянина, соплеменники строго наказывали, а то и изгоняли виновного. Уходя из дома, каждый славянин обычно оставлял дверь открытой, а на стол клал пищу, на случай если в его отсутствие к нему зайдет какой-нибудь гость.

Славянские женщины носили длинные одежды, украшенные бисером. Они славились красотой и преданностью. Когда умирал муж, жена обычно лиша­ла себя жизни, не желая оставаться одна.

Славяне были язычниками. Они обожествляли всю природу, поклонялись богу молнии и неба Перуну, богу солнца Дажбогу, духам леса, рек и болот. Умерших сжигали на погребальных кострах. В честь прославившихся вождей и героев насыпали холмы.

Славяне любили плясать, петь, слушать игру на гуслях и рассказы о былых временах.

Но больше всего славяне любили свободу. Они не терпели над собой никакого насилия. Вождей избирали только на время военных походов. В некоторых славянских племенах все же избирали верховных правителей. Но даже сам обряд избрания показывает отношение славян к власти.

Тот, кого после долгих обсуждений и советов стариков договаривались избрать, должен был явиться перед собранием народа босой и в лохмотьях. На троне восседал простой хлебопашец, а будущий правитель становился рядом с ним и клялся перед все­ми хранить веру предков, защищать сирот и соблюдать справедливость. После этого хлебопашец уступал ему трон, а народ давал присягу послушания. Если правитель нарушал клятву, его тут же прогоняли.

То, что находилось за стенами избы — пахотные земли, луга, леса, реки и даже собранное на зиму в ямы зерно,— считалось общим, и всем этим славяне пользовались вместе. Даже пленных они не превращали в рабов навсегда, как это делали другие, а, заставив их отработать несколько лет, отпускали домой или предлагали остаться и жить свободными и равными со всеми. Славяне так почитали свободу, что им казалось несправедливым лишать ее даже своих врагов.

Обычно славяне не противились, когда другие племена селились среди них. Они считали, что места хватит всем. Но потом возникали споры и ссоры, и славяне постепенно отселялись подальше от пришельцев.

Легенда так повествует об их переселении с берегов Дуная, Вислы и Эльбы.

Однажды внук Вандала, легендарный князь Буривой, собрал всех славян, теснимых бурными событиями с запада и с юга, и повел их подальше от беспокойных соседей — на восток. Там лежали малонаселенные земли, обильные реками и пастбищами, укрытые непроходимыми лесами. Так славяне постепенно расселились от Балтийского моря до Черного. Те племена, что осели в лесах, по словам летописцев, прозывались древлянами, от слова «дерево». Те, что на границе со степями,— полянами, от слова «поле». А те, что оказались севернее их, — северянами. Которым достались болотистые места — дреговичами, от славянского слова «дрегва» — болото. Те, что обосновались у озера Ильмень, получили название ильменских. Поселившихся на берегах речки Полоты назвали полотчанами. Были еще два больших племени — радимичи, это значит родные между собой, и кривичи, значит родные по крови. Были и многие другие племена: бужане, дулебы, вятичи, уличи, тиверцы.

Часть славян осталась на своих местах. По преданию, братья Чех и Лях собрали вокруг себя своих единоплеменников. Потомки Чеха, чехи, словаки, моравы и сербы, объединились в Великоморавскую державу. Лях основал Польшу. Бодричи и лютичи продолжали жить по рекам Лаба (Эльба) и Одер до берегов Балтийского моря. Их земли и древние города Радигощь с главным славянским святилищем бога Сварожича, Зверин (Шверин), Бранибор (Бранденбург), в конце концов, завоевали германские племена.

Словенцы и хорваты создали недолговременное государство Само, названное так по имени купца, поднявшего восстание против иноземцев. Оно известно как самое первое славянское государство.

Однако, несмотря на это, пожалуй, самой известной личностью в истории древней Руси был князь Рюрик. По преданию Рюрик, внук Гостомысла, был призван княжить в Новгород.

— Земля наша богата и обильна, а наряда (то есть правителей) в ней нет,— сказали послы и призвали Рюрика занять престол своего деда.

Рюрик был вождем дружины варягов-русичей. Он приплыл вместе со своими воинами и двумя братьями, Трувором и Синеусом, и согласился защищать призвавшие его племена от врагов, разбирать их споры, княжить по старому обычаю и правде.

Не все славянские князья согласились принять Рюрика. Внук Гостомысла от старшей дочери Вадим Храбрый сам хотел править славянами. Кому доста­нется княжеский стол, решил поединок между братьями. Рюрик оказался удачливее: Вадим погиб от его меча, а Рюрик стал единовластным князем. Он посадил своих братьев княжить в другие города: Синеуса в Белоозеро, а Трувора в Изборск, а сам остался в Новгороде. Этот город был построен на месте старого Славянска и, так как был новым городом, его и назвали Новгород. В Новгороде возвели неприступный для врагов кремль, построили большую торговую площадь. Вскоре сюда стали съезжаться купцы из многих стран, город стал богат и известен.

Но княжил Рюрик недолго. Как-то на охоте он простудился, заболел и умер. К тому времени умерли и два его брата. Князем у славян остался малолетний сын Рюрика Игорь. А пока Игорь рос, княжил его дядя, предводитель дружины Рюрика Олег.

Но на мой взгляд, самой яркой личностью в истории России была и остается Екатерина II Великая. Один из иностранцев (по фамилии Рельер), еще в годы ее молодости так изображает императрицу: «Приятный и благородный стан, гордая поступь, прелестные черты лица и осанка, повелительный взгляд — все возвещало в ней великий характер. Большое открытое чело и римский нос; розовые губы, прекрасный ряд зубов, нетучный, большой и несколько раздвоенный подбородок. Волосы каштанового цвета отличной красоты, черные брови и таковые же прелестные глаза, в коих отражение света производило голубые оттенки, и кожа отменной белизны. Гордость составляла отличительную черту ее физиономии. Замечательные в ней приятность и доброта для проницательных глаз не что иное, как действие особенного желания нравиться, и очаровательная речь ее ясно открывает ее намерения».

Природа дала Екатерине II большой ум. Она, по воспоминаниям современников, на лету схватывала чужие идеи, быстро их перерабатывала и приводила в систему, низводила их с абстрактных высот до уровня конкретного мышления. Это был ум, который брал отовсюду то, что ему нравилось, и придавал этому разобщенному материалу своеобразный внешний вид.

Екатерина II сама не признавала свой ум творческим, о чем повествуют ее автобиографические записи. Это была живая, жизнерадостная, гибкая натура, обладающая изумительной способностью приспосабливаться к внешним обстоятельствам. Екатерина не любила ничего скучного, печального, слишком ученого, чересчур чувствительного.

В то время главным событием в Европе стало возвышение Пруссии, которая стремилась покорить многие страны, в том числе и Россию. Первый бой между пруссаками и русскими не принес победы ни одной из сторон. Фридрих Великий сказал после этого сражения: «Русских легче перебить, чем победить».

Во второй раз русская армия наголову разгромила пруссаков и заняла Берлин. Комендантом Берлина был назначен Суворов — отец будущего великого пол­ководца. Именно после этой победы на престол взошел Петр III, боготворивший Фридриха Великого и его армию. Петра III не интересовали успехи России, он тут же подписал с Фридрихом мир и отвел войска.

В отличие от своего мужа, Екатерина быстро переняла русские привычки и обычаи, научилась понимать настроение дворянства. Поэтому отношения Петра III и его жены Екатерины через какое-то время предельно обострились. Петр не только на парадном обеде публично оскорбил жену, но более того, приказал ее арестовать. Дело до ареста не дошло, так как влиятельным лицам удалось отговорить Петра от такого поступка. Однако этот случай заставил Екатерину искать защиты среди русских вельмож и военных. В их числе оказался популярный среди гвардейцев офицер Григорий Орлов.

Орлов был воспитанником Сухопутного кадетского корпуса, участвовал в Семилетней войне и выделялся из толпы товарищей красотой, силой, мо­лодцеватостью, общительностью. По свидетельству записок Екатерины, в конной гвардии приметны были также 22-летний офицер Федор Хитрово и 17-летний унтер-офицер Григорий Потемкин. Гвардейские офицеры и приступили к подготовке дворцового переворота.

27 июня началось брожение в гвардии, вызванное слухами о якобы свершившейся расправе Петра со своей супругой. Весь Преображенский полк пришел в движение. Решено было отправить Алексея Орлова в Петергоф к императрице и привезти ее в столицу, а Григорий Орлов должен был приготовиться к ее приему. В 6 часов утра 28 июня она была разбужена Алексеем Орловым, который вошел в ее комнату и сказал совершенно спокойным голосом: «Пора вставать. Все готово для Вашего провозглашения». Екатерина быстро оделась и с Орловым выехала в столицу. За 5 верст до Санкт-Петербурга их встретили Григорий Орлов и князь Федор Барятинский. Сменили экипаж. Екатерина и спутники приехали прямо к казармам Измайловского полка. Солдаты присягнули ей. Под руки привели священника. Все отправились в Семеновский полк. Там встретили Екатерину с криками «Ура!». В сопровождении измайловцев и семеновцев Екатерина поехала в Казанский собор, где была встречена архиепископом Димитрием. Начался молебен. Екатерину Алексеевну провозгласили самодержавной императрицей, а ее сына, великого князя Павла Петровича, — наследником престола. Из Казанского собора Екатерина отправилась во вновь отстроенный Зимний дворец. Там уже собрались члены Сената и Синода. Наскоро составили манифест и форму присяги.

Императрица вышла из дворца и пешком обошла 14-тысячное войско, которое приветствовало новую императрицу.

Но император Петр III был жив и здоров. Понимая это, Екатерина верхом, в гвардейском мундире Преображенского полка, в шляпе, украшенной дубовыми листьями, из-под которой были видны длинные красивые волосы, выступила с войском из Санкт- Петербурга.

В то время как Екатерина провозглашалась в Казанском соборе императрицей, Петр отправился в Петергоф. Генерал-адъютант Андрей Гудович поехал вперед, но быстро возвратился и рассказал императору, что его жены Екатерины Алексеевны не нашли. Петр вспылил. Пришли в комнату Екатерины и там обнаружили только ее бальное платье. Гости бросились в сад искать жену императора, но и там ее не оказалось. Тут один крестьянин передал импе­ратору записку от Брессона (хозяина мануфактуры), в которой извещалось о петербургском перевороте. Воронцов, Трубецкой и Шувалов были отправлены в Санкт-Петербург за подробными известиями, но их там быстро привели к присяге. В 3 часа этого же дня к Петру III приехал из столицы один из голштинцев и все рассказал.

Петр решил возвратиться в Ораниенбаум и начать переговоры с Екатериной. Петр предлагал Екатерине разделить с ним власть. Ответа не последовало. Затем приехал генерал-майор Измайлов и объявил, что император намерен отречься от престола. Екатерина поручила ему устроить это дело Петр подписал отречение, составленное Тепловым. Петра III отвезли в Рокшу в загородный дворец, что был расположен в 27 верстах от Петергофа.

Императрица Екатерина Алексеевна торжественно вернулась в Санкт-Петербург. Фридрих II негодовал, он сказал: «...Петр позволил свергнуть себя с престола как ребенок, которого отсылают спать».

Ликование по поводу восшествия на престол Екатерины усиливалось еще и тем, что перемена произошла без пролития крови.

За свое кратковременное царствование Петр III не смог сделать многого. Однако следует отметить, что в его правление вышел манифест о вольности дворянства (1762 г.), то есть дворяне были освобождены от обязательной службы, имели право выхода в отставку и свободный выезд за границу. Уничтожили Тайных розыскных дел канцелярию. Учредили Государственный банк. Перестали преследовать раскольников.

6 июля пришло известие о насильственной смерти Петра III. В манифесте по этому поводу Екатерина писала: «В седьмой день после принятия нашего престола Всероссийского, получили мы известие, что бывший император Петр III обыкновенным прежде часто случавшимся ему припадком гемороидическим впал в прежестокую колику... и по воле Всевышнего Бога скончался...».

Как и Петр I, Екатерина II получила прозвище Великой. Ее царствование стало новой эпохой в истории России. Несколько войн с Турцией закончились победами. Орлов командовал Черноморским флотом. В Чесменской бухте русский флот под командованием адмирала Спиридонова уничтожил почти все турецкие военные корабли. К фамилии Орлова было прибавлено прозвище Чесменский. Позже на всю Россию прославились его конные заводы и знаменитые орловские рысаки.

Другой любимец императрицы, князь Потемкин, завоевал Молдавию и Крым. Крым в древности назывался Таврией. Потемкин получил почетное про­звище Таврического.

Полководец Румянцев, вытеснивший турок за Дунай, стал Румянцевым-Задунайским. А Суворов, разбивший на реке Рымник с двадцатью пятью тысячами русских сто тридцать тысяч турок,— Суворовым-Рымникским. В этом сражении у турков погибло 10 000 человек, а у русских только 500. Суворов, сын генерал-аншефа, девять лет служил простым солдатом. Любимец армии, он прославился многими победами, взятием неприступной крепости Измаил и стал настоящим народным героем.

В царствование Екатерины II произошло и восстание Емельяна Пугачева. Беглый донской казак Пугачев выдал себя за спасшегося Петра III. С армией из казаков и беглых крестьян он несколько раз побеждал регулярные войска, но все-таки был разбит, выдан своими сообщниками и казнен, как некогда Степан Разин.

По приказу Екатерины II в Петербурге поставили памятник Петру I, ставший символом города. Как и Петр, Екатерина ввела много нового в русскую жизнь. При ней империю разделили на губернии, управляемые губернаторами. Были определены сосло­вия населения — дворяне, крестьяне, купечество и жители городов — мещане и ремесленники.

Екатерина II способствовала образованию и просвещению. При ней открылось множество училищ и школ. В Петербурге образовалось первое заведение для обучения женщин — Смольный институт благородных девиц. Императрица переписывалась со знаменитыми европейскими философами того времени Дидро и Вольтером.

Ходили слухи, что Екатерина хочет дать крестьянам свободу. Но на самом деле крепостное право при ней усилилось. Крестьянам даже запретили подавать жалобы на своих помещиков. Один из новых законов разрешал помещикам ссылать провинившихся крестьян в Сибирь безо всякого суда.

Особое внимание уделяла Екатерина II литературе. Она поддерживала Ломоносова. В ее царствование был составлен первый академический словарь русского языка. Покровительствовала императрица и знаменитому поэту Державину. Екатерина сама сочиняла пьесы, писала воспоминания, издавала один из первых русских литературных журналов. Но Радищева, автора «Путешествия из Петербурга в Москву», описавшего страшное положение крепостных, по ее приказу отправили в ссылку.

В царствование Екатерины II жил и писатель Фонвизин, прославившийся знаменитой комедией «Недоросль».

После смерти Екатерины II на престол вступил ее сын от Петра III Павел I.


В то время, когда правила Екатерина, российскому государству нужен был именно такой, сильный, волевой, харизматичный лидер, способный справиться с таким огромным государством. И хотя злые языки и сейчас еще говорят о том, что в России правила не Екатерина, а ее многочисленные любовники, на мой взгляд, она лучше кого бы то ни было справилась со своей задачей. А многочисленные «потемкинские деревни» существовали и в современной России, только назывались они «колхозами-передовиками».


Примеры волевых, работающих во славу отечества лидеров можно найти и в новейшей истории России. Таким, по моему, да и не только моему, мнению является ныне действующий президент В.В. Путин – личность в истории, несомненно, заметная.

Достаточно быстро завоевав популярность народа, он, тем не менее, не выбрал роль любимца публики, всегда идущего у нее на поводу. Он независим в своих решениях как внутренних, так и внешних проблем. Достаточно вспомнить, какую категоричную, но, в то же время, правильную и необходимую позицию он выбрал в деле борьбы с международным терроризмом. Однако, не смотря на жесткость решений по поводу судьбы чеченских сепаратистов, да и международных террористических организаций, он действует исходя из принципов гуманизма, верховенства прав человека над сиюминутной политической выгодой.

Во время военных действий в Ираке, В.В. Путин занял позицию мирного урегулирования конфликта, что характеризует его как противника только милитаристского подхода к решению всех проблем внутренней и внешней политики. Но это не мешает ему проявлять жесткость и «мочить в сортирах» тех, кто давно уже этого заслуживает.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Процесс исторического развития человечества носит объективный характер. На

развитие общества оказывают влияние многие факторы: уровень развития производительных сил, производственных отношений и соответствующих им явлений (государство, право и т.д.), географическая среда, плотность и рост народонаселения, общение народов между собой и др. Жизнь общества, его история проявляются в сознательной деятельности людей, составляющей субъективную сторону исторического процесса. Общественное сознание любого конкретного общества представляет собой отражение его общественного устройства. Каждое поколение рождается и вырастает при определённой системе социально-экономических отношений. Эти унаследованные новым поколением отношения являются исходными, определяющими характер и условия его деятельности. Вследствие этого общество ставит перед собой только практически осуществимые задачи. Однако общественные идеи после

их возникновения приобретают относительную самостоятельность от породивших их

материальных отношений и вследствие деятельности людей в заданном ими

направлении активно воздействуют на ход общественного развития.

На данном же этапе развития России мы можем лишь надеяться на то что в скором времени будут, наконец, ощутимы перемены в жизни нашего общества в лучшую сторону и знание собственной истории, несомненно, поможет нам в этом.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. Всемирная история, т. 1—10 М., 1955—65;


2. История СССР. С древнейших времен до наших дней, в 2-х сериях, в 12 тт., т. 1—9, М., 1966—71;


3. Сказкин С. Д., История — увлекательная

наука, М., 1961;


4. Советская историческая энциклопедия, т. 1—13—, М.,

1961—71—;


5. БСЭ, - В. И. Буганов, М. Я. Волков, М. И. Кузнецов.