Анализ стратегии государственной жилищной политики

требованиям к объектам, включая отчетность;

- не предусматривается финансирование управляющих программ.

С целью унификации порядка обеспечения жильем различных категорий граждан по разным подпрограммам Госстроем России совместно с заинтересованными Министерствами разработано и находится на согласовании «Положение об установлении единых принципов и процедур предоставления гражданам Российской Федерации безвозмездных субсидий на приобретение жилья за счет средств федерального бюджета».

Основной задачей на данном этапе жилищной политики является последовательность реализации уже намеченных мер по активизации жилищного строительства и повышение социальной направленности жилищной реформы, контроль за их выполнением, а также поиск новых подходов и организационных форм решения возникающих проблем.

Решая жилищную проблему государство должно работать над двумя задачами:

1. Превращение жилья в товар и воспроизводство его на рыночных условиях;

2. Обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан.

Наиболее актуальными проблемами, требующими решения, является:

- наращивание объемов ввода жилья и придания этому процессу устойчивого характера на основе расширения источников и обеспечения ритмичного финансирования;

- выполнение обязательств по обеспечению жильем групп населения;

- увеличение объемов индивидуального жилищного строительства по ценам;

- реализация мер по социальной защите малообеспеченных слоев, нуждающихся в улучшении жилищных условий, развитие и совершенствование механизмов субсидирования и кредитования жилищного строительства.

3.2 Перспективы жилищной политики

 

Основным достижением за этот десятилетний период можно считать координальное изменение структуры собственности жилищного фонда в РФ. В результате приватизации доля частного фонда в 2005 г. составила более 63% по сравнению с 33% в 1995 г., а доля государственного и муниципального жилищного фонда сократилась с 67% до 34,8%. К сожалению, в процессе приватизации жилых помещений не была достигнута цель передачи в реальное управление собственникам помещений многоквартирных зданий в целом и прилегающих земельных участков.

В настоящее время в России создано лишь немногим более 4,5 тыс. товариществ собственников жилья, что составляет менее 1% от общего объема жилищного фонда.

Социальной жилье государственного и муниципального жилищного фонда пока еще не выполняет свои функции обеспечения конституционных социальных прав на жилище в первую очередь для малоимущих граждан. Объективной причиной медленного продвижения в этом направлении является безусловная необходимость выполнения государством взятых на себя ранее обязательств перед очередниками на улучшение жилищных условий, а также невозможность ущемления прав квартиросъемщиков, уже занимающих государственное и муниципальное жилье. Необходимо формирование социально-приемлемых переходных механизмов, направленных на поощрение граждан с достаточным доходом, к улучшению жилищных условий на рынке жилья, и введение новых принципов предоставления и использования социального жилья малоимущими гражданами.

Стабилизировать положение в жилищно-коммунальном хозяйстве невозможно без формирования современных механизмов управления, в том числе и формирование отрасли и снижение издержек по предоставлению жилищно-коммунальных услуг. В 2005 г. годовая потребность услуг жилищно-коммунального хозяйства, которые были оказаны населению, составляла 320 млрд. рублей. Из них 37% составляли платежи населения, 39% возмещались бюджетом Ротации, льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг населению и адресные жилищные субсидия, 6% составляли расходы предприятий (перекрестное субсидирование тарифов, содержание ведомственного жилищного фонда), а недофинансирование отрасли составляло 18%. Недофинансирование отрасли в 2005 г. по сравнению с 2004 г. сократилось на 4%. Это произошло в основном за счет увеличения платежей высокодоходными категориями населения. Во многих регионах была введена полная оплата за вневедомственное жилье. Эти платежи позволили увеличить поступление платежей.

Заключительный элемент реформы жилищной политики состоял в создании инфраструктуры рынка жилья – формированием государственных систем регистрации прав на жилье и сделок с ним и кадастрового учета объектов недвижимости (включая земельные участки), формирование рыночных институтов оценки страхования недвижимости, развития риэлтерских, нотариальных и других услуг.

С полным правом можно говорить, что в России сформирован рынок жилья. В настоящее время по оценкам в крупных городах России ежегодно осуществляются сделки, в которые вовлечены 1,5-2% квартир, находящихся в частной собственности. Это является существенным показателем для начального этапа функционирования рынка жилья.

В заключении хотелось бы отметить, что рассмотрение преобразований в жилищном секторе как приоритетной государственной задачи не только позволит решить одну из наиболее важных социально-экономических задач обеспечения граждан России достаточным жильем и уровнем жилищно-коммунального обслуживания, но и является своего рода локомотивом в подъеме экономики страны в целом.


Заключение

 

В процессе выполнения дипломного проекта по теме «Анализ стратегии государственной жилищной политики» были рассмотрены важнейшие составляющие жилищной политики, проанализированы условия её реализации, организации и деятельности управляющей системы, организационно-экономические, правовые и динамические факторы, влияющие на достижение целей настоящего периода.

К числу основных результатов исследования проблемы развития жилищного строительства с целью удовлетворения потребности общества можно отнести следующие:

- определены условия, стимулирующие рациональное использование государственных инвестиций на строительство жилья;

- уточнены реальные и потенциальные характеристики государственных органов по реализации жилищной программы с учетом особенностей состояния и развития народного хозяйства и экономики.

Выполнен системный анализ форм и методов кредитования и финансирования жилищного строительства, а также содержание жилищного фонда, что позволило определить в качестве основных направлений ряд мероприятий, стимулирующих реализацию жилищной программы в следующих аспектах:

-денежно-кредитной политики, включающей субсидии строительства или покупки жилья;

- совершенствования нормативной и законодательной базы, усиливающей динамичность государственной системы в регулировании жилищного строительства;

- уточнены функции территориальных местных органов управления, как основного организационного звена в реализации государственной жилищной программы.

Сравнительный анализ уровня жилищного строительства с учетом изменений в нормативной базе показал, что в результате проводимого комплекса мер введено 5,4 млн. кв. м. в 2005 г., 1,9 млн. кв. м. в 2006 г. жилья, а по итогам 2007 г. введено более 3,7 млн. кв. м. жилья.

Улучшение показателя стало возможным благодаря введению субсидирования и кредитования. Из 90% внебюджетных средств 65% составили льготные кредиты и безвозмездные субсидии.

На основе результатов анализа разработаны предложения по диверсификации источников финансирования жилищного строительства, по улучшению механизма субсидий, по совершенствованию нормотворческой деятельности местных органов управления.

Обобщение разработанных мер и предложений по совершенствованию жилищной политики с учетом реальных условий её реализации представляет собой комплекс взаимосвязанных мер, практическая реализация которых позволяет существенно улучшить эффективность государственного регулирования, а также использование имеющихся ресурсов для удовлетворения интересов общества на этапе социально-ориентированной рыночной экономики.

Можно продолжить, что активными сторонниками предполагаемых действий в жилищной сфере будут экономически самостоятельные граждане, рассчитывающие получить ипотечный кредит на предоставление жилья, а также представители деловых кругов, чей бизнес связан с рынком жилья, недвижимости и предоставлением жилищно-коммунальных услуг. Формирование полноценного института собственников жилья в России невозможно без развития частной инициативы в управлении многоквартирным жилищным фондом. Поэтому поддержка и популяризация ТСЖ – важный ресурс в формировании активных сторонников преобразований жилищного сектора. В случае эффективной социальной политики государства, сторонники преобразований также станут и малообеспеченные слои населения, поскольку уровень их благосостояния будет повышен. Государственные жилищные программы представляют также жизненный интерес для военнослужащих, жителей крайнего севера, которые, увидев решение своих проблем через реализацию государственной жилищной политики, также станут социальной опорой предлагаемых преобразований.


Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года: официальный текст с историко-правовым комментарием. – М. : Норма, 2006.– 128 с.

2. Федеральный закон от 15.06.1996 г. № 72-ФЗ «О товариществах собственников жилья».

3. Постановление Конституционного суда РФ ОТ 03.04.1998 Г. № 10 «По делу о проверке конституционных пунктов 1, 3 и 4 статьи 32 и пунктов 2 и 3 статьи 49 ФЗ от 15.06.1996 г. «О товариществах собственников жилья» в связи с запросом Советского районного суда г. Омска

4. Зеркин Д. Основы теории государственного управления : курс лекций / Д. Зеркин. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Март, 2005. – 512 с.

5. Каменева Е. Реформа ЖКХ, или Теперь мы будем жить по-новому / Е. Каменева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 348 с.

6. Местное самоуправление в Оренбурге. Сборник методических материалов. – Оренбург: ИПК «Южный Урал». – 2003. – 448 с.

7. Аксеров Р. Реформа ЖКХ: комплексность реализации / Р. Аксеров // ЖКХ. – 2004. - № 2. – С. 16-24.

8. Алексеева О. Между частником и государством / О. Алексеева // Вестник УЖКХ. – 2007. - № 1. – С. 21 - 36.

9. Артемьева Г. Состояние жилищного фонда и проблемы оздоровления предприятий ЖКХ / Г. Артемьева // ЖКХ. – 2007. - № 3. – С. 18-24.

10. Астафьева Н. Оплата жилого помещения и коммунальных услуг в свете ЖК РФ / Н. Астафьева // ЖКХ. – 2006. - № 12. – С. 22-26.

11. Башмаков И. Способность и готовность населения оплачивать ЖКУ / И. Башмаков // Вопросы экономики. – 2004. - № 4. – С. 16-19.

12. Бежаев О. Проблемы финансового обеспечения реформы ЖКХ / О. Бежаев // ЖКХ. – 2002. - № 9. – С. 32-37.

13. Белан Н. ТСЖ: ориентируемая на лидера / Н. Белан // Управление многоквартирным домом. – 2007.- № 1. – С. 13-19.

14. Величков Н. Финансирование капитального ремонта многоквартирного дома / Н. Величков // ЖКХ. – 2006.- № 10. – С. 11-19.

15. Виноградова Е. Тогда считать мы стали раны / Е. Виноградова // Южный Урал. – 2007. - № 5. – С. 9-15.

16. Горностаев А. Стратегия развития // А. Горностаев // ЖКХ. – 2004. - № 3. – С. 7-12.

17. Гуртов В. Вопросы ЖКХ: вопросов больше, чем ответов / В. Гурьев // Государственная служба. – 2005. - № 5. – С. 3-7.

18. Дурнов В. В административно-правовой резерв развития ЖКХ России / В. Дурнов // Государственная служба. – 2003. - №6. – С. 13-16.

19. Егоров Е. Экономика жилищного хозяйства России / Е. Егоров // Тейс. – 2002. - № 8. – С. 11-13.

20. Егорова К. Анализ проблем ТСЖ / К. Егорова // Управление многоквартирным домом. – 2007.- № 2. – С. 7-22.

21. Жиляков Е. Анализ системы управления ЖКХ / Е. Жиляков // Муниципальная власть. – 2005.- № 5. – С. 15-21; № 6. – С. 11-15.

22. Климов И. Работа жилищно-коммунальных служб / И. Климов // Городское управление. – 2005. - № 10. – С. 4.

23. Коновалова И. Бухгалтерский и налоговый учет доходов и расходов ТСЖ / И. Коновалова // ЖКХ. – 2006. - № 6. – С. 14-15.

24. Косарева Н. Решение проблем сбора платежей и расчетов с населением / Н. Косарева // ЖКХ. – 1999. - № 1. – С. 13-15

25. Косарева Н. Жилищная политика в России: перспективы и реализация / Н. Косарева // Жилищное право. – 2001. - № 4. – С. 5-9.

26. Косовских А. Пути эффективного управления жилищным фондом / А. Косовских // ЖКХ. – 2002. - № 6. – С. 15-17.

27. Кошман Н. О ходе реформирования жилищно-коммунального комплекса РФ / Н. Кошман // Городское управление. – 2003. - № 11. – С. 21-22.

28. Круглик С. Высокое качество жизни – каждому россиянину / С. Круглик // ЖКХ. – 2007. - № 2. – С. 9-14.

29. Кутакова Т. ТСЖ – ваш выбор / Т. Кутакова // Экономика города. – 1997. - № 1. – С. 2.

30. Лукманов Ю. Товарищество собственников жилья и национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России» / Ю. Лукманов // Городское управление. – 2006. - № 12. – С. 12-19.

31. Макарчук В. Секрет успеха / В. Макарчук // Управление многоквартирным домом. – 2007. - № 1. – С. 21-27.

32. Маликова И. Об учете государственного и муниципального жилищного фонда / И. Маликова // ЖКХ, - 2006.- № 8. – С. 28-31.

33. Михайлов Е. О регулировании управлением многоквартирными домами / Е. Михайлова // Городское управление. – 2005. - № 3. – С. 7-9.

34. Новиков С. Тарифная политика в сфере ЖКХ / С. Новикова // ЖКХ. – 2006. -№ 8. – С. 11-14.

35. Нозаренко М. Нужна ли приватизация коммунальных систем / М. Нозаренко // ЖКХ. – 2004. - № 3. – С. 11-16.

36. Нозаренко М. Повседневные заботы обкома / М Нозаренко // ЖКХ. – 2004. - № 3. – С. 18-21.

37. Нефедов Б. Реформа ЖКХ / Б. Нефедов // Наука. – 2001. - № 3. – С. 5-6.

38. Обозов С. Инвестиционные механизмы развития жилищно-коммунальной инфраструктуры / С. Обозов // Государственная служба. – 1998. - № 2. – С. 7-8.

39. Петрова Е. Развитие конкуренции в сфере обслуживания жилищного фонда / Е. Петрова // Институт экономики города. – 2002. - № 3. – с. 11.

40. Петрова Н. Как нам организовать ЖКХ / Н. Петрова // Муниципальная экономика. – 2002. - № 2. – С. 2-5.

41. Правительство РФ. Правила представления коммунальных услуг гражданам / Правительство РФ // Городское управление. – 2006. - № 9. – С. 2-6.

42. Правительство РФ. О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг / Правительство РФ // Городское управление. – 2006. - № 2. – С. 2-4.

43. Пупырев Е. Национальные программы ХХI в. / Е. Пупырев // ЖКХ. – 2006. - № 10. – С. 2-5.

44. Сиваев С. Тарифы на жилищно-коммунальные услуги / С. Сиваев // ЖКХ. – 1995. - № 5. – С. 9-23.

45. Сиваев С. Направление развития жилищно-коммунального комплекса / С. Сиваев // ЖКХ. – 2000. - № 6. – С. 11-13.

46. Сиваев С. Почему растут тарифы на ЖКУ / С. Сиваев // ЖКХ. – 2006. - № 8. – С. 12-14.

47. Соловьева Л. Рынок в ЖКХ: проблемы и ожидания / Л. Соловьева // ЖКХ. – 2006. - № 10. – С. 10-11.

48. Тупикин В. О комплексе мер по реализации жилищного кодекса РФ и повышении качества ЖКУ / В. Тупикин // Городское управление. – 2005. - № 5. – С. 9-10.

49. Упомов С. ЖКХ: реформационные альтернативы / С. Упомов // РЭЖ. – 2003. - № 3. – С. 4.

50. Урбозаев М. Н. Корпоративная стратегия управления тарифами ЖКХ /

М.Н. Урбозаев // Менеджмент в России и за рубежом. – 2004. – № 1. – С. 10-13.

51. Фатахетдинова А. Текущая тарифная политика в регионах / А. Фатахетдинова // ЖКХ. – 2006. - № 12. – С. 5-7.

52. Фатахетдинова А. Частная собственность и ЖКХ / А. Фатахетдинова // Управление многоквартирным домом. – 2007. - № 2. – С. 4-6.

53. Фельдман И. Институт некоммерческих организаций в жилищной сфере / И. Фельдман // ЖКХ. – 2007. - № 2. – С. 9-11.

54. Хованская Г. Несколько вопросов по существу / Г. Хованская // ЖКХ. – 2007. - № 2. – С. 7-11.

55. Чернышов Л. О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об основах Федеральной жилищной политики» / Л. Чернышов // ЖКХ. – 2003. - № 2. – С. 2-5.

56. Чернышов Л. ТСЖ и власть: сценарий сотрудничества / Л. Чернышов // ЖКХ. – 2007. - № 2. – С. 4-9.

57. Чуев А. ЖСК имеют право быть / А. Чуев // Управление многоквартирным домом. – 2007. - № 1. – С. 5-7.

58. Шапиро М. Жилищная политика в России и перспективы