Анализ стратегии государственной жилищной политики
Приложение 6); размер платы за техническое обслуживание внутриквартирного газового оборудования для граждан, проживающих в жилых помещениях, относящихся жилищному фонду независимо от форм собственности при отсутствии приборов учета (см. Приложение 7).3. Анализ хода реализации федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг.
3.1 Анализ реализации жилищной политики
На начальной стадии процесс реформирования жилищной сферы носил стихийный, неуправляемый характер. Неудовлетворительным оказалось положение с обеспечением жильем тех групп населения, для которых в национальной жилищной программе было предусмотрено строительство жилья, финансируемого из государственного бюджета. Не снизилась напряженность в обеспечении населения жильем вследствие становления рынка жилья. Развитие рынка жилья в нормальном русле можно ожидать при существенном увеличении объемов жилищного строительства. Процесс формирования рынка жилья и его развития начал осуществляться с 1993 г. вследствие приватизации квартир и разрешения на их продажу. Приватизация жилья привела к структурным изменениям в собственности на жилье.
Спад жилищного строительства достиг критической черты в 2005 г., когда по официальным данным жилья было введено в 2,7 раза меньше, чем в 2000 г. Это самый низкий показатель за последние 15 лет. В расчете на 1000 жителей в 2007 г. введено 2,7 новых квартир, что характерно для стран с низкими доходами населения [2, с. 1]. Не оправдались надежды на широкое привлечение внебюджетных источников финансирования, способных компенсировать сокращение государственных инвестиций. Из-за резкого роста стоимости жилищного строительства, низких доходов населения, высокой процентной ставки по кредитам, жилье стало недоступным для большинства населения.
Проведение государством активной жилищной политики позволило за последние годы остановить спад в строительстве жилья. В 2006 г. ввод жилья за счет всех источников финансирования составил 2566 тыс. кв. м. общей площади и превысил уровень предыдущего года на 32% [7, с. 14].
Намечается обеспечить ежегодный прирост объемов ввода жилья не менее 15% и к 2007 г. выйти по этому показателю на уровень2000 г. – не менее 5,2 млн. кв. м. общей площади жилья. Кроме того, будут созданы предпосылки для дальнейшего роста объемов строительства жилья и снятия остроты жилищной проблемы в стране. Предполагается к 2010 г. достигнуть ввода общей площади жилых домов 6-7 млн. кв. м. или 65-70 тысяч квартир [10, с. 9].
Однако показатель средней обеспеченности жильем еще не дает полного представления о ней. Анализ свидетельствует о значительном расслоении между отдельными группами населения при сравнительно благополучных показателях средней обеспеченности. Острота жилищной проблемы по-прежнему связана с недостатком жилья, недостаточным финансированием жилищного строительства и несопоставимостью рыночной цены жилья и уровня доходов большинства населения. По расчетам в жилищном фонде городов одно- и двухкомнатные квартиры составляют 59%, в среднем на одну комнату в них приходится 1,3 чел; средний размер квартиры – 53 кв. м. общей площади [10, с. 10]. Уровень обустройства жилья различными видами инженерного оборудования существенно различается в городах и сельской местности. Удельный вес жилой площади городского, общественного жилого фонда и фонда ЖСК, оборудованной водопроводом составляет 96%, канализацией – 95%, центральным отоплением – 95%, горячим водоснабжением – 90% [12, с. 3]. В сельской местности в таком жилищном фонде 34% квартир не имеет центрального водоснабжения, 43% - канализации, в 66% квартир отсутствует горячее водоснабжение [13, с. 14].
В настоящее время население оплачивает примерно 40-50% затрат на предоставляемые услуги ЖКХ и содержание жилищного фонда, остальная часть дотируется государством. Семьям с низким уровнем дохода предусматривается выделение безвозмездных субсидий. Но даже при таких ставках тарифов по оплате услуг ЖКХ задолженность по квартплате в настоящее время составляет примерно 30% от общего объема начислений. Дальнейшее же повышение тарифов на услуги ЖКХ представляется проблематичным. Темпы и сроки перевода отрасли на самоокупаемость должны согласовываться с состоянием экономической ситуации в стране в целом и увязываться с уровнем дохода населения.
Важнейшей особенностью нынешнего этапа реализации жилищной стратегии наряду с мерами по привлечению внебюджетных средств является предоставление государственной финансовой поддержки малообеспеченным группам населения, нуждающимся в улучшении жилищных условий. При этом предусматривается:
- обеспечить строительство жилых домов за счет бюджетных средств для граждан;
- выделить для строительства (приобретения) жилья безвозмездные субсидии и льготные кредиты для граждан;
- предоставить возможность строительства (приобретения) жилья за счет собственных средств на основе внедрения системы стройсбережений и обычных кредитов банков для граждан, не стоящих в очереди на улучшение жилищных условий.
Создаются условия для стимулирования направления прибыли предприятий и доходов граждан на строительства жилья, для привлечения внебюджетных источников через механизмы ипотечного (залогового) кредитования. Предусматривается выпуск жилищных облигаций и сертификатов и направление на цели жилищного строительства части средств от приватизации жилищного фонда, а также использование кооперируемых средств населения на строительства жилья.
Целью Федеральной целевой программы «Государственные жилищные сертификаты» является обеспечение жильем граждан, увольняемых или уволенных с военной службы, со службы из органов внутренних дел, учреждений и органов Министерства юстиции РФ, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых и обособленных военных городков. На её реализацию предусматривается выделение до 2010 г. более 103 млрд. рублей.
В целях реализации данной программы Госстроем Росси определен Генеральный управляющий программы в лице ГУ «Объединенная дирекция» создана современная информационно-аналитическая система, позволяющая обеспечить гарантированное право реализации сертификатов, проследить движение каждого сертификата от его выпуска до погашения, избежать случаев фальсификации и мошенничества с ними. Действует большая и целостная система управления программой, в которой занято более 3000 человек в различных регионах федеральных органах исполнительной власти.
Реализация программы за 2005 г. позволила обеспечить жильем более 66 тысяч семей. В 2006 г. программой предусматривалось выделение бюджетных средств в объеме 6,3 млрд. рублей.
В федеральном бюджете по разделу «Промышленность, энергетика и строительство» утверждено только три 5,4 млрд. рублей. При том количестве сертификатов, которые можно будет выпустить сократится на 20% относительно уровня 2005 г., что увеличит количество очередников. В субъектах РФ в очереди на сертификаты стоят, как правило, по 9 лет. По состоянию на 1 июля 2006 г. выпущено 15717 сертификатов (включая раздел «Военная реформа») на сумму 9,8 млрд. рублей, в том числе 4151 – для органов исполнительной власти субъектов РФ, 11566 – для федеральных органов власти.
Данная программа имеет подпрограмму «Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда».
Объем ветхого и аварийного жилищного фонда в Российской Федерации составляет более 40 млн. кв. м. В нем проживает более 3,5 млн. человек.
Целью подпрограммы является обеспечение жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными. При этом до 2010 года намечается осуществить ликвидацию аварийного жилищного фонда в объеме 8,2 млн. кв. м.
Несмотря на выделение значительных средств острота проблемы ветхого и аварийного жилья не снижается, его объем возрастает. Использование средств федерального бюджета в 2006 г. предусматривается на условиях софинансирования: 30% - средства федерального бюджета; 70% - средства субъектов РФ. При этом одним из основных условий является наличие региональной программы ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда. Однако в ряде регионов России местные бюджеты не выделяют необходимых для софинансирования подпрограммы средств. Госстроем России постоянно контролируется состояние дел в данной сфере.
Для решения проблем ветхого и аварийного жилищного фонда необходимо предусмотреть схему финансирования, использующего фонд амортизационных отчислений и систему страхования жилья.
Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» необходима в связи с тем, что жилищно-коммунальный комплекс Российской Федерации находится в кризисном состоянии – износ основных фондов составляет более 60%, четверть из них полностью отслужили свой срок, возрастает число аварий на сетях водоснабжения и теплоснабжения. Такое положение обусловлено неудовлетворительным финансовым положением жилищно-коммунального комплекса, высокой его затратностью и отсутствием экономических стимулов снижения издержек и роста прибыли, неразвитостью конкурентной среды. Проблема усугубляется большой задолженностью жилищно-коммунального хозяйства, образовавшейся в результате невыполнения своих обязательств бюджетами всех уровней.
В этих условиях основная цель подпрограммы «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» состояла в создании нормативно-правовых и экономических условий, обеспечивающих переход к бездотационному функционированию жилищно-коммунального комплекса, демонополизацию управления в данной сфере, обеспечение прозрачности процедур изменения тарифов, решение проблем накопленной кредиторской и дебиторской задолженности предприятий жилищно-коммунального хозяйства. Значительная часть средств подпрограммы направлялась на решение конкретных проблем жилищно-коммунального комплекса, замену изношенного оборудования, трубопроводов, модернизацию сетей, внедрение современных технологий, улучшение экологических условий проживания.
В результате осуществления подпрограммы «обеспечение жильем граждан Российской Федерации, подлежащих отселению с комплекса «Байконур» должно быть обеспечено жильем более 14 тыс. семей военнослужащих, увольняемых с военной службы и граждан России, проживающих на территории космодрома «Байконур». Часть функций госзаказчика по реализации подпрограммы переданы администрации г. Байконур на договорной основе.
Для решения проблемы обеспечения граждан Российской Федерации, отселяемых с комплекса «Байконур», предусматривалось предоставление указанным гражданам за счет федерального бюджета безвозмездных субсидий на приобретение жилья. За первое полугодие 2005 г. администрацией приобретено 465 квартир, готовых к заселению. Обеспечение администрацией г. Байконур жильем граждан осуществляется преимущественно в городах с учетом размещенных в них организаций Российского авиационно-космического агентства в целях создания условий для продолжения трудовой деятельности специалистов.
Учитывая схожесть решаемых задач, целесообразно объединить данную подпрограмму с Программой «Государственные жилищные сертификаты».
Целью подпрограммы «Свой дом» является создание финансовых механизмов ипотечного жилищного кредитования населения. В рамках данной подпрограммы действует «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», которому на предоставление государственных гарантий предполагается направить 9 млрд. рублей.
Ипотечное кредитование – одна из прогрессивных форм решения жилищных проблем населения. Оно позволяет вовлечь в данную сферу не только государственные ресурсы бюджетов всех уровней, но и средства финансовых институтов и населения. За прошедшие годы реализации данной подпрограммы удалось создать нормативно-правовой базис и сформировать организационную структуру ипотечного кредитования. Вместе с тем необходимо отметить, что услугами ипотечного кредитования воспользовалась незначительная часть населения России. Опросы, проводимые среди различных категорий населения, показывают, что главными причинами такого поведения являются:
- низкий уровень доходов населения;
- отсутствие твердой уверенности в будущих доходах, сравнительно высокий начальный взнос.
За 2004-2005 гг. на реализацию данной подпрограммы выделено 341 млн. рублей. Бюджетом 2006 г. направление средств на ее реализацию предусмотрено не было. Программой «Жилище» на 2007 г. намечено выделить на подпрограмму до 3 млрд. руб.
Подпрограмма «обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев» имеет важное не только социальное, но и политическое значение. На её реализацию предусматривается выделить около 8 млрд. рублей. Ответственным по данной подпрограмме выступает МВД РФ. В рамках данной подпрограммы осуществлялось предоставление жилья тем гражданам, которые в соответствии с жилищным законодательством имеют право на первоочередное и внеочередное его получение. Беженцам и вынужденным переселенцам на приобретение жилья предоставляется долговременная (до 10 лет) беспроцентная возвратная ссуда для оплаты стоимости жилья в пределах социальных норм. Однако следует отметить, что не создано эффективных рычагов возврата бюджетных средств.
Программой на 2005-2006 гг. предусматривалось направить на данные цели 903 млн. рублей, фактически выделено 1076 млн. рублей.
На 2007 г. программой «Жилище» предусматривается 550 млн. руб. В ФАЙЛ намечается выделить 250 млн. рублей.
Целью подпрограммы «Обеспечение жильем участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф» является обеспечение жильем граждан, принимавших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, на ПО «Маяк» и ветеранов подразделений особого риска. Федеральные расходы на эти цели предусмотрены в размере более 1,2 млрд. рублей. Отвечает за неё МЧС России.
За два прошедших года на подпрограмму выделено из бюджета 156 млн. рублей, что больше цифр, предусматриваемых программой на 13 млн. рублей. Средства ежеквартально перечисляются органам исполнительной власти по соответствующим договорам на приобретение жилья участникам программы.
В 2007 г. на подпрограмму предполагается выделить 87 млн. рублей, что соответствует задачам программы «Жилище». Начиная с 2007 г., предполагается предоставлять участникам программы безвозмездные субсидии на приобретение жилья, удостоверяемых государственными жилищными сертификатами. Однако порядок их предоставления пока не разработан.
Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» нацелена на улучшение демографической ситуации в Российской Федерации. Объем расходов федерального бюджета по ней предусмотрен в размере более 0,5 млрд. рублей. Ответственный по подпрограмме – Минобразование России. В её рамках осуществлялось целевое субсидирование семей молодых ученых и специалистов с целью создания благоприятных жилищных условий и закрепления кадров в ведущих научных центрах страны. Средства федерального бюджета предоставляются органам исполнительной власти субъектов РФ на конкурсной основе при наличии утвержденной региональной программы, предусматривающей выделение на эти цели средств из бюджета субъектов РФ и внебюджетных средств.
На подпрограмму «Реализация ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусматривается выделить более 14 млрд. рублей. Отвечает за нее Минэкономразвития России. В ее рамках осуществляется адресное субсидирование граждан, проживающих в неблагоприятных климатических зонах и вынужденных по разным причинам переселяться в другие районы страны.
За 2005-2006 гг. программой намечалось направить на эти цели 1,643 млрд. рублей, фактически выделено по федеральному бюджету – 1,576 млрд. рублей. Гражданам, попадающим под действие программы, выдаются гарантийные письма, в которых указывается размер жилищных субсидий. Средства застройщикам или домовладельцам в регионе вселения перечисляются только при наличии договоров о строительстве (приобретении) жилья. Одной из нерешенных остается проблема определения срока действия гарантийного письма и порядок выбора места жительства.
В 2007 г. Программой предусматриваются расходы федерального бюджета в размере 1006 млн. рублей, в проекте ФАРШ намечено 812,1 млн. рублей. Учитывая положительный опыт применения государственных жилищных сертификатов для решения схожих задач, целесообразно осуществить выделение средств по данной программе с их помощью.
Целью подпрограммы «Мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» является улучшение жилищных условий ветеранов, инвалидов, участников войн и других категорий граждан, перед которыми существуют обязательства государства по обеспечению жильем.
Подпрограмма выполняет важнейшую социальную функцию государства – поддержку отдельных категорий населения, не адаптировавшихся к условиям рыночной экономики.
В целом итоги анализа показывают, что в ходе реализации федеральной целевой программы «Жилище»:
- уверенно создается новая нормативно-правовая база, которая включает более 300 законодательных и иных нормативных актов, регулирующая отношения собственности в сфере недвижимости;
- осуществляется модернизация и ремонт сетей водоснабжения, теплоснабжения, канализации, реконструируются и вводятся новые очистные сооружения;
- развивается строительная индустрия за счет стимулирования спроса на жилье и строительно-монтажные работы;
- сокращается объем ветхого и аварийного жилищного фонда;
- многие категории малообеспеченных граждан улучшают жилищные условия;
- отработана эффективная система предоставления бюджетных субсидий с использованием механизма жилищных сертификатов.
Однако несмотря на определенное улучшение положения в жилищной сфере, ситуация остается сложной. Остается нерешенным ряд серьезных проблем, как в жилищной сфере, так и в коммунальном хозяйстве. Главная из них связана с тем, что пока не удалось создать механизм устойчивого самофинансирования и окупаемости жилищно-коммунального комплекса. Отрасль непрестижна как для инвесторов, так и для потребителей ее услуг. Не удалось добиться сближения платежеспособного спроса и предложения на рынке жилья для всех категорий населения. Велика региональная и социальная дифференциация жилищных условий. Рост средней стоимости жилья превышает рост доходов населения.
Имеются недостатки и в организации процесса реализации самой программы «Жилище»:
- велика доля административных механизмов реализации программы;
- слабая реклама программы в средствах массовой информации, отсутствие идеологической поддержки;
- мероприятия программы недостаточно используются политическими лидерами страны;
- средства программы распылены между различными направлениями и организациями;
- механизм реализации программы в различных ведомствах различается по