Становление теории массовых общностей в западноевропейской философии на рубеже XIX-ХХ веков
в этот период находится в тени, но именно она становится востребованной в творчестве Г.Лебона и Г.Тарда, что отражает определенную тенденцию. «По мере приближения к современной эпохе все большее число философов прилагает метафору циклов ко всей человеческой истории» (П.Штомпка).Осуществляя обоснование наступления эры масс, Г. Лебон использует созданную им циклическую концепцию истории в качестве теоретического инструмента реализации этой задачи. Суть его подхода в «Психологии масс» выражена следующим образом: «Переход от варварства к цивилизации в погоне за мечтой, затем – постепенное ослабление и умирание, как только мечта эта будет потеряна, - вот в чем заключается цикл жизни каждого народа». О «полном цикле» в истории мира в другой работе говорится так: «В истории мира существует две фазы: 1-ая – конденсация энергии в форме материи; 2-ая – расходование этой энергии. За этим окончательным разрушением может последовать с течением времени новый цикл возникновения и эволюции, причем нет возможности поставить предела этим разрушениям». В отличие от трехстадийного исторического цикла Дж. Вико, французский мыслитель выделяет две стадии: а) возникновение цивилизации, включая ее последующую эволюцию, б) разрушение цивилизации, включая ее постепенный упадок, причем вторая фаза существенно короче первой. Он доказывает, что народная масса во все времена находится в тени и лишь на определенных отрезках истории выдвигается на передний план для совершения исторически значимой деятельности, преимущественно разрушительной, а затем вновь отодвигается на задворки истории. Новизна современной эпохи в том и состоит, что народные массы больше не желают возвращаться к подчиненному социальному положению и требуют признания своей новой общественной роли. Разделяя этот вывод, Г. Тард полагает, что выполнение этого требования приведет всего лишь к установлению безусловного авторитета нового «избранного меньшинства» из рядов самой массы.
В историософском аспекте «масса» анализируется основателями данного исследовательского направления в качестве общественного образования, тесно связанного в ходе истории с «избранным меньшинством» (элитой). Разделение на элиту и массу рассматривается как одно из общественных проявлений человека как такового на всем протяжении его истории, как непреходящий факт реализации его двойственной природы. В своём противоречивом единстве эти исторические типы в известном смысле исчерпывающим образом представляют всякое человеческое общество. Во все времена на общественной сцене, на которой люди разыгрывают свои драмы, трагедии и комедии, присутствуют 1) индивиды заурядные, лишенные дарований, ограниченные повседневными делами, и 2) индивиды мыслящие, приобщенные к достижениям культуры, занятые эффективной общественно-исторической деятельностью. Хотя заурядные индивиды обычно находились на задворках истории, однако в современных условиях они в рамках массовых общностей потребовали равноправия, свободы, благополучия и во многих областях навязали обществу свою волю, образ жизни, нормы, ценности.
Таким образом, существенной особенностью философского постижения истории первыми исследователями массовых общностей является аналитическое противопоставление основной массы населения группе людей незаурядных, «отборных», выдающихся. Народная масса находится в основании вечной социальной иерархии, а люди незаурядные – на ее высших ступенях. Именно «кучке избранных» человечество обязано почти всеми своими завоеваниями. Отдельными личностями, а не общественными организациями были созданы наука, искусство, философские системы, религии, военное могущество. И все плоды цивилизации, и сами цивилизации создавались «маленькой горстью интеллектуальной аристократии», но никогда – «толпой», сила которой проявлялась только в разрушении устаревших цивилизаций. Но в условиях современного общества «божественное право королей» сменяется «божественным правом масс». Широкие народные массы теперь не только разрушают «отжившие цивилизации», они становятся создателем нового, невиданного в истории массового способа человеческого существования.
Во втором параграфе «Социально-философский анализ сущности, структуры и основных сфер жизнедеятельности массовых общностей» отмечается, что в ХIХ веке в Европе происходили такие трансформации, которые побуждали людей видеть в обществе ту высшую силу, которая соединяет индивидов, управляет ими и несет ответственность за то, что с ними происходит. К обществу они обращают свои просьбы, требования, жалобы и даже молитвы, которые раньше были адресованы Богу или монарху. В этих условиях создатели теории массовых общностей проявляют интерес к изучению таких актуальных философских проблем своего времени, как природа и сущность общества, его социально-структурное деление, взаимодействие «верхов» и «низов», особенности общественных преобразований в изменившихся условиях.
Общество для первых исследователей массовых явлений – это «сеть» обязательных для всех людей социальных и культурных норм, традиций, верований и т.п., поэтому оно является своеобразным «социальным фаланстером» (Г. Тард). Но анализ общества не сводится лишь к анализу общественных связей, изучению в нем должны подвергаться и сами люди, особенности их сознания и поведения. Благодаря вниманию к проблеме общества первые исследователи массовых явлений внесли своими разработками определенный вклад в создание современной теории социальной структуры. Они впервые теоретически разграничили сферы социального и массового поведения людей, отделили сферу спонтанного массового поведения, базирующегося преимущественно на эмоциях, чувствах, вере, от сферы деятельности социальных групп, основанной на тех или иных рациональных системах норм, предписаний, ценностей, что в свою очередь стало теоретической основой для осмысления природы и структуры массовых общностей.
В «толпах», ставших едиными психологическими массами, считают исследователи, «сознательная личность» исчезает, а проявление чувств и эмоций у отдельных индивидов, образующих такие массы, принимает одно и то же направление. Эти «одухотворённые толпы» могут пребывать и в состоянии «собрания» составляющих их людей, и в состоянии их «рассеяния». Превращаться в подобие толпы под воздействием обстоятельств способны любые человеческие формирования, даже общество, при этом главные черты психологической массы – исчезновение самостоятельной, критически мыслящей личности; ориентирование чувств, мыслей, сознания в определенном направлении; доминирование не разума, а чувств и эмоций в поведении – остаются в них неизменными.
Изучение структуры массовых общностей позволяет исследователям выделить наиболее значимые разновидности «толп». Это прежде всего толпа как «непосредственное собрание» индивидов. В этом аспекте под толпой понимается такое физически контактное «сборище» людей, для которого характерны особые свойства единой психологической массы («одухотворенная толпа», «воодушевленная идеей толпа», «специально организованная толпа»). Понятием «толпа в состоянии «рассеяния» обозначаются а) городские «низы», состоящие из неимущих, обездоленных и «неприспособленных» к жизни; б) представители определенной социальной группы, выделяющиеся общим видом деятельности (толпа ремесленников, парламентская толпа); в) образованная, «читающая» публика; г) пассивная народная масса на определенной территории в ее противопоставлении «избранному меньшинству» - аристократии «родовой» или «интеллектуальной»; д) народная масса, одухотворенная какой-то идеей, ставшая единым психологическим образованием и способная к активному общественному действию.
Современные массовые общности, имея генетическую связь с «толпами» простолюдинов минувших исторических эпох, считают мыслители, по ряду характеристик отличаются от них. Они представляют собой человеческие группирования, жизнедеятельность которых обусловлена достижениями научно-технического прогресса и демократического переустройства общества, успехами образования и ростом информированности людей. Вместе с тем входящие в массовые общности индивиды характеризуются инфантильностью, которая включает в себя почти не осознаваемое стремление людей переложить бремя ответственности за разумное существование на плечи некоего «высшего» существа; способностью утрачивать критическое мышление и отрекаться даже от собственной свободы ради удовлетворения своих смутно осознаваемых влечений. Они, даже претендуя на равноправие, остаются внутренне несвободными, зависимыми существами, для которых осуществление свободы есть лишь переход от одной дисциплины к другой, а столь желаемое ими равенство - только временное состояние перед неизбежно наступающим новым неравенством. Массовые общности всегда формировались под определяющим влиянием людей неординарных, творческих, сильных волей. Для современных массовых общностей характерно повышение открытости в восприятии авторитетных воздействий со стороны таких людей, стимулирующих постоянное обновление вариаций массового существования. Определенное влияние эти идеи оказали на формирование современной теории элиты, что признавали её основатели В.Парето и Р.Михельс.
В третьем параграфе «Философско-культурологическое осмысление проблем духовности в условиях массового существования» отмечается, что происходящие в Европе перемены создатели первых концепций массовых общностей воспринимают пессимистично, что особенно характерно для Г.Лебона. С его точки зрения, европейским народам угрожает «явное вырождение». Люди теряют инициативу, энергию, волю и способность действовать. Удовлетворение постоянно возрастающих материальных потребностей становится единственным их идеалом. Государство становится «подлинным божеством», к которому обращаются все партии и от которого требуют все большей регламентации общественной жизни. «Подобно кораблю, потерявшему свой компас и блуждающему наудачу по произволу ветров, современный человек блуждает по произволу случая в пространствах, которые некогда населяли боги и которые трезвое знание сделало пустынными» (Г.Лебон).
Исследователи массовых общностей отмечают изменение роли христианской религии, которая веками имела определяющее духовное значение для судеб европейской культуры. Они отдают должное её величественному прошлому и, одновременно, сомневаются в её будущем: «светочи утешительной веры старых времен изучают лишь слабое мерцание и скоро погаснут навеки». Падение влияния христианства рассматривается ими как симптом появления новой могущественной религии, способной вдохнуть «ободряющую» веру в народные массы, при этом предполагается, что угасающая вера со временем сменится социалистической верой, поскольку налицо массовая увлеченность идеей социализма, а она относится к числу тех немногих фундаментальных идей, которые, будучи положены в основу общественного развития, на деле управляют жизнедеятельностью цивилизаций. Г. Тарду принадлежит знаменитое высказывание, согласно которому «каков культ, такова и культура». Г.Лебон стремится доказать, что социализм, своими «ложными и химерическими обещаниями очаровывающий толпу», принесет ей в будущем неисчислимые страдания. Однако масса, не способная жить без мечтаний, надежд и иллюзий, будет все же идти в направлении реализации этих обещаний вплоть до получения горя и бедствий вместо обещанных радостей жизни. Рассмотрение социализма в качестве верования, а затем и в качестве специфической «светской» религии - одно из творческих достижений исследователей массовых общностей, позволившее по-новому взглянуть на этот многоплановый феномен. Вслед за ними на способность общества создавать новые фундаментальные формы религиозной жизни обратили внимание многие другие философы и ученые.
Задолго до «лингвистического поворота» в философии XX века исследователи массовых общностей утверждают, что язык является «самым могущественным средством» общения между людьми. Согласно Г.Тарду, «метафизика греческих философов внушена им могущественным влиянием их языка гораздо больше, чем наблюдениями над природой». Он находит, что язык - «великий проводник всех подражаний», и что он представляет собой «социальное пространство идей», у которого сущность странная и плодовитая «безумными увлечениями или реалистическими иллюзиями». Язык, считают исследователи, играет существенную роль в тех процессах, в которых рождаются как уличные толпы, так и массы общенационального масштаба. В этих процессах исключительно велика роль всякого рода «проповедников, ораторов, драматургов, романистов», которые содействуют превращению внешне самостоятельных людей в «толпу» посредством средств массовой информации. «Идолы» масс, по Г.Лебону, порой «долго спят в земле, прежде чем вздумается литераторам, занятым фабрикацией легенд о них, заставить их говорить». Однако люди сами чаще всего всячески способствуют собственному «омассовлению», идя навстречу своим желаниям, прихотям или любопытству. «Толпа предрасположена отдаться без малейшего сопротивления, раз её любопытство возбуждено, во власть идей и желаний» (Г.Тард). Наибольший эффект здесь дают «пустые и темные идеи», именно они «обладают даром возбуждать страсти и увлекать за собой народ». Из-за таких идей в истории часто предпринимались ожесточённые и кровопролитные войны и совершались революции.
Исследователи массовых общностей устанавливают, что определенную роль в возникновении массовых умонастроений и эмоций играет искусство, причем степень его воздействия на души людей возрастает с каждым поколением. «Собственно говоря, искусство не освобождает, а делает нечто лучшее - оно восхищает. Оно льстит и питает, оно согревает и или воспламеняет во всякую эпоху и у каждого народа его собственную иллюзию: рай за гробом, славу, наслаждение. Оно одно дает форму и тело той химере, какою живет народ, неопределенному и смутному объекту его энтузиазма. Оно одно точно определяет посмертное блаженство, народных идолов, богов, полубогов, божественные и царственные легенды. Оно одно украшает и прикрашивает предмет его любви, и можно было бы сказать, что оно его увековечивает» (Г.Тард).
Таким образом, осмысление изменений в духовной жизни европейцев позволило исследователям обосновать ключевое значение веры в реализации современного массового поведения и показать существенную роль средств массовой информации и искусства в становлении массовой культуры. Угасание стремления людей к возвышающей духовной жизни рассматривается исследователями как закономерность сферы массового поведения. В отличие от прошлого, где основная масса людей была озабочена задачей спасения своей бессмертной души, современные массовые индивиды на первый план ставят получение материальных благ и возможностей для развлечений. Дух массового существования выявляется и во внутреннем сопротивлении людей влиянию высших культурных достижений и в их стремлении остаться в области воздействий массовой культуры. Более поздние исследования подтвердили, что забвение людьми самой возможности осмысленной духовной жизни стимулируется и усугубляется бесцельными участками однообразной механической жизнедеятельности, которая всё меньше заполняет души людей подлинно человеческим, и они привыкают жить сиюминутными побуждениями. Осмысление проблем духовности исследователями феномена масс составляет важную часть их творческого наследия и является существенным аспектом теории массовых общностей. Их идеи стимулировали со временем создание междисциплинарной теории массовой культуры.
В «Заключении» подведены итоги проведенного исследования и намечены направления дальнейшей разработки темы.