Влияние обучения на эмоциональное развитие ребенка
и научиться выражать его словами.Известно, что природа «разряжает напряженность», снижает стресс, помогая выздоровлению. Поэтому мы стараемся почаще приходить в «Зеленую комнату». Дети с наслаждением и интересом наблюдают, ухаживают за растениями, птичками, кроликами, любуются их красотой. А с каким удовольствием они выращивают травку для своих любимцев! Это способствует воспитанию добрых эмоций, помогает расслабиться.
Весело и душевно проходят у нас сладкие вечера, дни рождения детей. Становится традицией пить чай с разными «вкусностями», сделанными руками родителей и ребят. Используя эту возможность, учим детей доставлять удовольствие сверстнику, разделять его радость. Такие вечера снимают психоэмоциональное напряжение. [10, с. 37]
Ежемесячно организуются развлечения, на которых закрепляются знания детей об эмоциях, развиваются способность чувствовать настроение, эмпатия. После наблюдений и повторной диагностики выявляются положительные результаты: дети проявляют открытость, доверие к взрослым и друг к другу. Одним из важнейших моментов эффективного обучения является эмоциональный фон. Результат? Дети начинают чувствовать себя более свободно, не боятся высказываться, вступают в диалог с воспитателем и сверстниками. Поддерживая в ребенке радостное настроение, укрепляется его психическое и физическое здоровье.
Конечно же, ходить, говорить, читать, писать ребенок обязательно научится, а вот чувствовать, сопереживать, общаться и любить - этому научиться сложно.
Воспитатели ДОУ №48 искренне надеются, что работа в этом направлении поможет сделать эмоциональный мир детей ярким и насыщенным, что каждый из них сможет гордо сказать: «Пусть всегда буду Я!».
3.2. Варианты практических мероприятий
для каждой возрастной группы
В этой части раскроем задачи и варианты практических мероприятий для каждой возрастной группы.
Младшая группа. Основными задачами на этом возрастном этапе являются:
♦ побуждение детей к эмоциональному реагированию посредством целенаправленной подачи сенсорной информации по каналам зрительного, cлyxoвого, вестибулярного, обонятельного, осязательного и вкусового анализаторов;
♦ поддержание экспрессивных проявлений малышей (мимические, жестикуляционные, речевые) в процессе взаимодействия с сенсорными стимулами различными по модальности, интенсивности, продолжительности.
Для реализации этих задач можно рекомендовать следующие сенсорные игры:
«Путешественники» – воспитатель предлагает босиком походить по разной поверхности (мягкая, гладкая, ребристая и т.д.), игры с водой – пускать кораблики, купать игрушки, «Дождь идет» (льют воду из лейки в тазики), «Кто дольше удержит воду» (набирают в ладони воду, стараясь как можно дольше ее удержать) и т.д.
Параллельно с сенсорными рекомендуется проводить игры, направленные на развитие моторных механизмов эмоциональной экспрессии, прежде всего жестикуляционной выразительности. [10, с. 37]
В младшей группе необходимо также познакомить детей с лексикой, отражающей наиболее яркие, визуально легко определяемые эмоционалъные состояния: радость (радостно, радостный), веселье (веселый, весело и т.д.), грусть (грустный, грустно и т.п.), печаль (печальный, печально и т.п.), испуг (испугаться, испуганный), злость (злой, рассерженный) и т.п.
Основную роль в решении этой задачи выполняют литература, фольклор. Читая сказки, рассказы и др., педагог акцентирует внимание детей на слова, характеризующие определенные эмоциональные состояния. Одновременно можно демонстрировать проявление эмоций в мимике, жестах, интонации, побуждать детей к определению эмоциональных состояний, используя вопросы: «Почему медведь убежал, услышав песенку лисы?», «Как вы считаете, коза всегда была веселой? Какой еще она была?» и т.д.
Средняя группа. На этом возрастном этапе необходимо решать гораздо больше задач, связанных с эмоциональным развитием детей. Это прежде всего расширение опыта эмоционального реагирования посредством введения различных сенсорных стимулов, носящих часто комплексный характер (зрительно-вестибулярные, зрительно-слухо-осязатель-ные и т.д.). Для этого можно рекомендовать следующие игры.
«Кто в домике живет» − воспитатель готовит несколько картонных коробок с отверстиями. Кладет в них предметы различного качества: жесткие, мягкие, гладкие, колючие (типа массажной щетки) и т.д. Дети, ощупывая предмет (игрушку), выражают (мимикой, движениями) свои впечатления от «посещения» того или иного домика. Игра «Вкусно-невкусно», «Как много запахов вокруг» и т.д.
Для развития эмоциональной экспрессии, ее механизмов: невербальных (мимических, пантомимических, жестикуляционных) и вербальных (слова, звуки, фразы), а также формирования основ выразительности внешних эмоциональных проявлений целесообразно использовать эмоционально-экспрессивные игры (воплощение детьми различных ситуаций из жизни животных, их повадок; передача эмоциональных состояний сказочных героев путем персонификации и т.д.). Учитывая возрастные особенности детей, эмоционально-игровой контекст носит конкретный, подсказывающий и направляющий характер.
«Передай движениями» – содержательную основу игры составляют отрывки из произведений К. Чуковского («Тараканище», «Мойдодыр», «Айболит»), С. Маршака («Котята», «Перчатки» и т.д.). Читая текст, воспитатель побуждает детей к имитационным движениям. [10, с. 37]
В среднем дошкольном возрасте важно также пополнить «эмоциональный» словарь словами, обозначающими различные настроения, состояния (удивленный, удивляться, страшный, страшно, злой, злиться, горе, горевать, трусливый, обиженный, тоскливый, озорной и т.д.); словосочетаниями, отражающими оттенки настроений (не очень злой, совсем нестрашный, очень печальный и др.); учить подбирать синонимы (радостный - веселый, грустный - печальный, тоскливый); находить слова, конкретизирующие эмоциональные состояния, злой (неприятный, грубый, сердитый); веселый (довольный, смеющийся) и т.д.; понимать эмоциональные характеристики, представленные в виде фразеологизмов: Маша-растеряша, девочка-привередница, добрый доктор Айболит и др. Желательно также использовать наглядные модели - серии картин, отражающих эпизоды сказок, рассказов. Показывая то или иное изображение, воспитатель предлагает вспомнить настроение героя, дать ему обобщенную эмоциональную характеристику.
Воспитатель кладет перед детьми большой лист плотной бумаги, на котором нарисованы люди, животные, различные предметы, явления природы и т.д., соединенные друг с другом извилистыми линиями разных цветов. Предлагает разобраться в том, кого (или чего) боятся щенок, мышь, птичка и т.д.; кто (или что) огорчил девочку; кто (или что) развеселил мальчика и т.д. Затем предлагает свои варианты исправления негативных переживаний. Например, как успокоить щенка, как помочь девочке преодолеть печаль и т.д.
Целесообразно познакомить детей с «Книгой настроений». Ее создает педагог. Для этого необходимо согнуть пополам пять—шесть альбомных листов и скрепить их посередине. Четные страницы представляют собой символические изображения различных настроений (пиктограммы), а нечетные - отражают жизненные ситуации, эпизоды сказок, мультфильмов, предметы, явления, которые могут вызвать то или иное эмоциональное состояние. Рассматривая «Книгу настроений», желательно побуждать детей к дополнению ее содержания собственным жизненным опытом (назовите, что (кто) доставляет вам радость; что может привести человека в состояние грусти, что значит обидеться и т.д.).
Старший дошкольный возраст. К задачам этого возрастного этапа относятся следующие:
♦ совершенствовать опыт внешнего оформления эмоций, побуждать к передаче тонких оттенков настроений, демонстрируя разнообразие компонентов эмоциональной экспрессии: мимических, пантомимических, жестикуляционных, речевых; [10, с. 38]
♦ стимулировать проявление индивидуально-неповторимого стиля игрового поведения, самобытность эмоционального реагирования.
Для реализации этих задач рекомендуется проведение серий эмоционально-экспрессивных игр. Вот некоторые из них.
«Сурдопереводчики» – воспитатель предлагает рассказать сказки людям, которые ничего не слышат, зато хорошо понимают язык жестов, мимики и пантомимики. Подчеркивает, что, осуществляя перевод, важно следить за выразительностью движений. Начинать желательно с несложных сказок: «Курочка ряба», «Колобок», «Рукавичка» и т.п. Можно использовать стихи, песни, загадки.
«Маленький народ» – содержательную основу игры составляет стихотворение Д. Хармса. Воспитатель предлагает обдумать, какое эмоциональное состояние они будут демонстрировать. Затем читает текст, дети поочередно изображают небольшие этюды, отражающие те или иные настроения.
Тра-та-та-тра-та-та,
Растворились ворота,
А оттуда, из ворот,
Вышел маленький народ.
Один дядя - вот такой,
Другой дядя - вот такой,
Третий дядя - вот такой,
А четвертый - вот такой.
Одна тетя - вот такая,
А вторая - вот такая,
Третья тетя - вот такая,
А четвертая - вот такая...
Примечание. Текст можно дополнить «Один мальчик вот такой...», «Одна девочка вот такая...» и т.п.
Старших детей продолжают учить понимать, дифференцировать эмоциональное состояние по внешним признакам (мимика, жесты, позы, интонации голоса), определять причины того или иного настроения посредством анализа обстоятельств, событий и т.п.; развивают у них способность отзываться на эмоциональное состояние другого человека, проявлять со-чувст-вие, со-радование, со-действие.
В реализации этих задач большую помощь оказывает художественная литература, особенно пейзажная поэзия, где передаются различные настроения.
«Раз, два, три, нужное место найди» – воспитатель устанавливает в разных местах пиктограммы. Читая небольшие отрывки из художественных произведений, предлагает детям занять место возле того символа, который, по их мнению, отвечает описанному настроению.
В ходе совместной деятельности продолжается работа по обогащению словаря эмоциональной лексики (безразличный, жалкий, жадный, капризный, ленивый, обиженный, стыдно, скучный, усталый и др.), при этом важно побуждать детей не только называть эмоциональные состояния, но и подбирать синонимы, выделять оттенки настроений, прослеживать ассоциативные связи с цветом. Читая отрывки из художественных произведений, воспитатель предлагает охарактеризовать особенности внешнего выражения того или иного состояния (например, что значит уставший); воспроизвести данное состояние движениями, подобрать цвет, ему соответствующий. [10, с. 38]
Детей продолжают также учить понимать эмоциональные характеристики в форме фразеологизмов, адекватно использовать их (Царевна-Несмеяна, Вовка-добрая душа, Девочка-ревушка, Дюймовочка, Вот какой рассеянный, Гадкий утенок, Крошечка-Хавро-шечка, Золушка и т.д.).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение хочется сказать, что эмоциональное развитие детей дошкольного возраста - одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются «центральным звеном» психической жизни человека, и прежде всего ребенка.
Эмоции для детей имеют следующее значение:
♦ выполняют регулирующую и охранную функции (например, препятствуют, осуществлению какой-либо деятельности из чувства страха или отвращения);
♦ способствуют раскрытию потенциальных творческих способностей;
♦ побуждают к определенным поступкам, окрашивают поведение в целом;
♦ помогают приспособиться к ситуации;
♦ сопровождают общение (выбор партнера, привязанности и т.д.) и все виды деятельности;
♦ являются
показателем
общего состояния
ребенка, его
физического
и
психического
самочувствия.
В последние годы становится все больше детей с нарушениями психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Более того, на фоне таких нарушений возникают так называемые вторичные отклонения, которые проявляются, например, в устойчиво негативном поведении и т.п. Соответствующим образом организованная работа (занятия, совместная деятельность, самостоятельная деятельность) по эмоциональному развитию детей способна не только обогатить эмоциональный опыт ребенка, но и смягчить и даже полностью устранить отмеченные выше проблемы.
Игра, занимательные формы общения создают благоприятный фон для контактов, управления эмоциональной экспрессией, продуктивной творческой самореализации.
Педагогическую работу важно строить с учетом следующих положений.
1. Системность организации психики ребенка, из которой следует, что развитие эмоциональной сферы возможно путем воздействия на другие психические процессы (ощущения, мышление, воображение и др.) и их регуляции.
2. Опора на возрастные возможности и сензитивные периоды дошкольного детства.
3. Поэтапность педагогической работы. Признавая важную роль каждого вида деятельности, все же особо хотелось бы подчеркнуть значение игры. Игра - способна осуществлять позитивные изменения в сенсорной, эмоциональной, волевой и других сферах личности, формировать новые формы поведения. В процессе ролевых перевоплощений, выполнения игровых задач ребенок непроизвольно обогащается способами выражения эмоций, адекватного оформления экспрессивных действий.
Важное место принадлежит сенсорным играм, которые весьма привлекательны для детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Необходимо отметить также игры на развитие эмоциональной экспрессии, или эмоционально-экспрессивные игры. Они направлены на развитие мимической, пантомимической, речевой моторики, жестикуляционной выразительности — иными словами, «языка» эмоций; создают благоприятный фон для проявления индивидуальности, развития эмоциональной чуткости и др. Используются в совместной деятельности, начиная со средней группы; к четырем годам у детей складывается определенный эмоционально-чувственный опыт, и они способны действовать от определенного лица, ориентироваться на установки взрослого и др.
В работе с детьми желательно использовать произведения детских писателей и поэтов, фольклор. Они являются особой формой осмысления окружающей действительности, формирования эмоционального отношения к миру.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Выготский Л.С. Детская психофизиология: Учебное пособие. – М.: «Академия», 2000. – 336 с.
2. Зеньковский В.В. Психология детства. - М., 1998. - С. 378
3. Запорожец А.В. Детская эмоциональность: Педагогика. – М.: «Академия», 2000. – 512 с.
4. Кошелева А.Д. Игротерапия – М.: Просвещение, 1999. – 255 с.
5. Кудрявцев В.Т. Дошкольное воспитание: Учебник по педагогике. – М.: Профиздат, 2003. – 345 с.
6. Неверович Я.З. Психология ребенка: Учебное пособие. – Санкт Петербург: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 318 с.
7. Стрелкова Л.П. Игровое воспитание детей – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
8. Ежкова Н. Дошкольный возраст: Образование с учетом эмоционального компонента //Дошкольное воспитание – 2004. – №8. – С.65-70
9. Ежкова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности: Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста //Дошкольное воспитание – 2003. – №1. – С.20-27
10. Сивак И. Радость каждый день: Эмоциональное воспитание дошкольников //Дошкольное воспитание – 2004. – №10. – С.34-38
11. Сакович Н. Азбука жизни: Сказкотерапевтическая программа умственного и эмоционального развития дошкольников //Школьный психолог ( приложение к Первому сентябрю) – 2005. – №11, июнь. – С.20-24
12. Ульенкова У. Важнейшее условие полноценного формирования личности //Дошкольное воспитание – 2000. – №4. – С.15-20
13.Чмелева Е.В. И.А. Сикорский о развитие интеллекта детей раннего и дошкольного возраста //Педагогика – 2003. – №11. – С.66-72
14. Шутан М. Культура эмоций: программа учебного курса для старшеклассников по психологии //школьный психолог. – 2004. - №8. – С.9-24
15.Шешмурина А. Урок изобразительного искусства как средство воспитания
//Начальная школа. – 2001. - №1. – С. 23-24