Маркетинговое исследование рынка парикмахерских услуг

в одном полном товариществе (ввиду особого характера ответственности по обязательствам последнего). Участник не имеет права без согласия остальных участников совершать от своего имени сделки, однородные с теми, которые составляют предмет деятельности товарищества. К моменту регистрации товарищества каждый участник обязан внести не менее половины своего вклада в складочный капитал (остальная часть вносится в сроки, установленные учредительным договором). Кроме того, каждый товарищ должен участвовать в его деятельности в соответствии с учредительным договором. Управление деятельностью полного товарищества осуществляется по общему согласию всех участников; каждый участник имеет, как правило, один голос (вместе с тем учредительный договор может предусматривать иной порядок, а также возможность принятия решений большинством голосов). Каждый участник имеет право знакомиться со всей документацией товарищества, а также (если договором не установлено иного способа ведения дел) действовать от имени товарищества.

Второй вид товариществ – коммандитное (товарищество на вере) – отличается от полного тем, что наряду с полными товарищами в его состав входят участники-вкладчики (коммандитисты), которые несут риск убытков в связи с деятельностью товарищества в пределах сумм внесенных ими вкладов. Основные принципы образования и функционирования здесь те же, что у полного товарищества: это относится и к складочному капиталу, и к положению полных товарищей. ГК РК вводит вполне понятный запрет какому-либо лицу являться полным товарищем более чем в одном коммандитном или полном товариществе. Учредительный договор подписывается полными товарищами и содержит все те же сведения, что и в полном товариществе, а также данные о совокупном размере вкладов коммандитистов. Порядок управления также полностью аналогичен принятому в полном товариществе. Коммандитисты не имеют права каким-либо образом вмешиваться в действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества, хотя могут по доверенности выступать от его имени.

Прочие формы бизнеса. Кооперативы. Производственный кооператив определен в Гражданском кодексе РК как добровольное объединение граждан на основе членства для совместной хозяйственной деятельности, основанной на их личном участии и объединении имущественных паевых взносов. Данная правовая конструкция не предусматривает инструмента оценки платежеспособности, подобного уставному капиталу или уставному фонду. Переданное в качестве паевых взносов имущество становится собственностью кооператива, причем часть его может образовать неделимые фонды – после этого активы могут уменьшаться или увеличиваться без отражения в уставе и без оповещения кредиторов. Естественно, что такая неопределенность (для последних) компенсируется субсидиарной ответственностью членов кооператива по его обязательствам, размер и условия которой должны устанавливаться законом и уставом. Из особенностей управления в производственном кооперативе стоит отметить, прежде всего, принцип голосования на общем собрании участников, представляющем собой высший орган управления: каждый участник имеет один голос, независимо от каких-либо обстоятельств. Исполнительными органами являются правление или председатель, или оба вместе; при числе участников более 50 может быть создан наблюдательный совет, контролирующий деятельность исполнительных органов. К числу вопросов, входящих в исключительную компетенцию общего собрания, относится, в частности, распределение прибыли и убытков кооператива. Уникальной особенностью производственного кооператива является то, что прибыль распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием точно так же, как и имущество в случае его ликвидации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов (правда, этот порядок может быть изменен законом и уставом).

6. классификация по месту положения:

Центр города;

Граница городской черты;

Спальные районы.

7. классификация по размеру предприятия, в соответствии с критерием численности занятого персонала:

малые предприятия, или малый бизнес (до 100 человек);

средние предприятия, или средний бизнес (до 500 человек);

крупные предприятия, или крупный бизнес (свыше 500 человек).


3. Анализ рынка парикмахерских услуг в Республике Казахстан


В настоящее время казахстанский рынок бытовых услуг выходит на качественно новый уровень. Все больше людей и организаций отказываются от решения бытовых проблем своими силами и прибегают к помощи квалифицированных специалистов. Образы некомпетентных парикмахеров или косметологов безвозвратно уходят в прошлое, на смену им приходят высокооплачиваемые профессионалы своего дела. Увеличивается число организаций бытового обслуживания. Объем рынка бытовых услуг в Казахстане оценивается в 400–500 млн. долларов США (по данным игроков рынка). В 2006 году рост рынка составил 5,9%. Развитие сферы услуг в Казахстане, начавшееся в 1990-е гг. обусловленное действием объективных и субъективных факторов шло по ряду основных направлений, в том числе:

– появление многих видов новых услуг;

– возрастающий интерес к сфере услуг со стороны предпринимателей – представляющих в основным малый и средний бизнес, – обусловленный инвестиционной привлекательностью сферы услуг;

– увеличение доли платных услуг населению в условиях снижения уровня бюджетного финансирования целого ряда отраслей сферы социального обслуживания;

– усиление конкуренции между организациями сферы услуг.

Вместе с тем по ряду основных количественных и качественных показателей, характеризующих уровень развития сферы услуг, Казахстан серьезно уступает ведущим зарубежным странам. Такая ситуация в значительной мере является следствием недооценки в нашей стране сферы услуг как одного из определяющих секторов экономики. Однако логика экономического развития неизбежно ведет к экспансии сферы услуг, в том числе в сферу промышленного производства и личного потребления.


3.1 Состояние современного рынка парикмахерских услуг


Парикмахерские услуги относятся к сфере бытовых услуг и принадлежат к числу наиболее востребованных в повседневном быту людей, а, следовательно, являются самыми массовыми в Казахстане. Этот сектор услуг занимает наибольший объем на рынке бытового обслуживания населения и на данный момент представлен парикмахерскими, салонами, косметическими кабинетами и другими негосударственными предприятиями, составляющими 1/6 от общего числа предприятий сервиса.

Количество работающих в данной сфере также является максимальным среди всех подотраслей бытового обслуживания населения. Кроме того, парикмахерские услуги оказывают парикмахеры и косметологи индивидуалы, практикующие в частном порядке без соблюдения процедуры обязательной регистрации в государственных органах. Это увеличивает фактический объем парикмахерских и косметических услуг, реализованных населению, по мнению экспертов, на 25–35%.

Темпы роста объемов реализованных парикмахерских услуг значительно не изменились, и на данный момент подотрасль уверенно занимает 6 место на рынке бытового обслуживания населения, представляя 3,7% от общего объема бытовых услуг. Рынок парикмахерских услуг эксперты считают одним из самых стабильных, перспективных и быстро развивающихся.

Средние данные по статистике европейских стран и США показывают, что парикмахерские кабинеты (базовый уровень услуг) находятся через дом, салоны среднего класса (широкий ассортимент услуг) один на квартал, а салоны класса люкс (эксклюзивные услуги) размещаются точечно в центре города, в крупных торговых комплексах. Численное соотношение выглядит как 10 / 3 / 1.

Казахстанский рынок насчитывает порядка 30000 салонов красоты и парикмахерских, из которых около 13% приходится на столичный регион. Рынок парикмахерских и салонов красоты Казахстана приобретает фазу зрелости, а вход на рынок затрудняется сильной конкуренцией со стороны других участников рынка.

Основная доля парикмахерских и салонов красоты столицы, порядка 50%, это предприятия среднего и средневысокого уровня. Доля парикмахерских, относящихся к эконом-классу составляет 30% и 15% – это парикмахерские и салоны красоты класса люкс. Оставшиеся 5% занимают VIP-салоны (рис. 3).


Рисунок 3. Состав рынка парикмахерских услуг


Из общего числа парикмахерских и салонов красоты Казахстана 7% являются сетевыми. Большая часть населения – более 40% посещают парикмахерские несколько раз в год и порядка 24% – приблизительно один раз в месяц, пользующихся услугами парикмахерских 2 или 3 раза в месяц – около 8%. Остальные либо не пользуются парикмахерскими услугами вообще, либо посещают парикмахера 1 или 2 раза в год.

Говоря о казахстанском рынке необходимо отметить, что в городе сегодня явный переизбыток салонов класса люкс. Многие, из которых не в состоянии предоставить эксклюзивный уровень услуг, к которому обязывают их цены. Да и тех студий, что сегодня открыты, в городе слишком много, клиентов на всех не хватает. А, следовательно, они или вынуждены понижать планку или создавать смешанный тип обслуживания (что не сопоставимо с классом люкс). Вообще казахстанский рынок достаточно насыщен в целом, однако неверное понимание бизнес задач стоящих перед салоном и одновременно кажущаяся легкость заработка, привели к очень высокой текучке среди парикмахеров. Ежедневно салоны открываются и закрываются в разных частях города. Некоторые преуспевают, другие разоряются.

Парикмахерские, как правило, занимают небольшие площади. Большая часть парикмахерских размещается на площадях от 100 кв. метров и более, как правило, на первых этажах жилых домов (встроенно-пристроенные помещения), при банно-прачечных комбинатах, гостиницах, общежитиях, вокзалах, крупных предприятиях. Большинство помещений, занимаемых парикмахерскими и косметическими кабинетами, находится в хорошем состоянии. И лишь элитные и дорогие салоны могут позволить себе размещаться в отдельном здании.


3.2 Тенденции развития парикмахерских предприятий


В советские времена на рынке парикмахерских услуг существовало четкое разделение парикмахерских на две неравные группы. К первой относились советские цирюльни – дешевые, но с очень низким уровнем сервиса. Ко второй – элитные салоны – с высоким уровнем сервиса и оказываемых услуг, доступные только для малой доли населения из-за своей дороговизны. Поэтому большинство населения обслуживалось в парикмахерских низкого уровня. Таким образом, среди клиентов прочно укрепилось мнение, что только так и могут работать современные парикмахерские.

В последнее время появилась такая тенденция, что надо менять стереотипы клиента относительно парикмахерских. Акцентируется внимание на том, что теперь он может не только получать высококачественную услугу, но и платить за это разумную цену.

Таким условиям стали удовлетворять именно парикмахерские среднего уровня, которые в тот момент являлись свободной нишей для предпринимателей в плане организации бизнеса. Многие поняли, что салоны среднего уровня иногда приносят даже более стабильный доход, чем элитные. Поэтому среди тех, кто занимается парикмахерским бизнесом, особое предпочтение отдается салонам среднего уровня. Это обусловлено сразу двумя причинами. Во-первых, по заверениям парикмахеров, салоны именно такого уровня в недалеком будущем составят большинство. Во-вторых, основная масса людей, которые желают подстричься, будут приходить именно в эти парикмахерские. По утверждениям экспертов, будущее казахстанского парикмахерского дела именно за небольшими (не более 100 кв. м.) салонами с вполне разумными (мужская и женская стрижки от 600 тнг.) ценами. Это объясняется и тем, что по законам рынка, наибольшим спросом пользуется товар наиболее качественный и при этом наиболее дешевый.

На данный момент в Казахстане наиболее востребованными являются парикмахерские услуги, оказываемые небольшими парикмахерскими. Современный рынок парикмахерских услуг очень динамичен, на него постоянно влияют различные факторы, такие как мода, искусство, общественные нормы. В настоящее время казахстанский рынок парикмахерских услуг представлен практически во всем своем многообразии.

Парикмахерские для детей – «Мой ангел», «Вини Пух», «Детская парикмахерская»;

Универсальные парикмахерские – «Для всей семьи»;

К сожалению, исключительно мужских парикмахерских в Казахстане нет, но зато представлен обособленный вид парикмахерских предприятий – салон красоты для животных.

Очень известны в нашем городе парикмахерские предприятия типа салон красоты класса люкс: «Victoriya SPA», «Day SPA Фламинго» и др.

Заключение


Основными услугами, оказываемыми в большинстве парикмахерских являются услуги по уходу за волосами (стрижка, окрас, химическая завивка и т.д.), за руками и ногами (маникюр, педикюр) и услуги по уходу за лицом. Некоторые салоны-парикмахерские занимаются постижерными работами – изготовляют парики, накладки и шиньоны.

Принято выделять такие основные предприятия парикмахерских услуг, как парикмахерские, салоны-парикмахерские и салоны красоты. Дополнительно выделяют предприятия типа салон студия, включающий в себя различные центры красоты. Помимо классификации предприятий по уровню обслуживания рассмотрены и такие критерии классификации, как уровень цен в парикмахерской, специфическая целевая аудитория, тип собственности, организационно-правовая форма и т.д.

Был проведен анализ рынка существующих парикмахерских в Казахстане. Согласно данному анализу парикмахерские услуги принадлежат к числу наиболее востребованных в повседневном быту людей, а, следовательно, являются самыми массовыми в Казахстане. Этот сектор услуг занимает наибольший объем на рынке бытового обслуживания населения и на данный момент представлен парикмахерскими, салонами, косметическими кабинетами и другими негосударственными предприятиями, составляющими 1/6 от общего числа предприятий сервиса. Казахстанский рынок насчитывает порядка 30 000 салонов красоты и парикмахерских. Рынок парикмахерских и салонов красоты Казахстана приобретает фазу зрелости, а вход на рынок затрудняется сильной конкуренцией со стороны других участников рынка.

В ходе анализа сферы услуг выявлена основная тенденция развития парикмахерских предприятий, согласно которой на современном рынке все большее значение приобретает высокое качество услуг.


Список литературы


Аванесова Г.А. Сервисная деятельность: Историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 318 с.

Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. – М.: Academia, 1993. – 389 с.

Борисов Б. Услуги. Правовой режим реализации. – М.: Интел-Синтез 1997. – 576 с.

Бугаков В.П. Особенности маркетинга услуг // Маркетинг в России и за рубежом. – 2000. – №2. – С. 23 – 35

Ворачек Х. О состоянии «теории маркетинга услуг» // Проблемы теории и практики управления. – М., 2002. – №1. – С. 45 – 56

Гордин В.Э., Сушинская М.Д., Волошинова М.В., Коротеева О.С., Тютюник В.В. Менеджмент в сфере услуг. – СПб.: Бизнес-пресса, 2007. – 820 с.

Зуйкова Л. Создаем предприятие, выбираем форму // Экономико-правовой бюллетень. – М., 2004. – №10. – С. 30 – 48.

Котлер Ф. Маркетинг, гостеприимство, туризм. – М., 2000. – 633 с.

Нагапетьянца Н.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности. – М.: Вузовский учебник, 2007. – 672 с.

Эриашвили Н.Д., Ховард К., Цыпкин Ю.А. Маркетинг. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 623 с.


Размещено на