Лоббизм в политике

в США не менялся до 1995 года. В декабре 1995 года был принят новый закон «О раскрытии лоббистской деятельности» (вступил в силу с 1 января 1996 года). Его принятию предшествовала большая работа в комитетах Конгресса. Еще в 1993 году был сделан доклад Комитета Сената США по правительственным делам ( Дж. Гленн) о целях и задачах данного закона. Согласно ему, цель нового закона - обеспечить эффективную открытость усилий, предпринимаемых платными лоббистами для оказания влияния на ведение правительственных действий должностными лицами законодательной и исполнительной ветвей власти, дав при этом народу США самую полную возможность осуществлять его конституционное право обращаться к правительству с петициями об исправлении несправедливостей, свободно выражать свое мнение правительству и предоставлять ему информацию. В новом законе прописаны и установлены:


  • понятийный аппарат, который состоит почти из двух десятков терминов;

  • перечень сведений, который должен отобразить лоббист в регистрационном документе;

  • сроки отчетов зарегистрированных лоббистов;

  • сведения, которые должны содержаться в отчетах;

  • обязанности зарегистрированного лоббиста или лоббистской организации;

  • обязанности Секретаря Сената и клерка Палаты представителей

  • размеры штрафа за нарушение норм лоббистской деятельности


Новый закон ввел новые понятия :


  • «охваченное должностное лицо», то есть лицо, непосредственно принимающее решение. Контакты только с этими лицами считаются лоббистской деятельностью;

  • лоббистская деятельность – лоббистские контакты и усилия в поддержку таковых контактов, включая подготовку и планирование этой деятельности, исследования и другую вспомогательную работу, которые предназначены в момент их осуществления для использования в лоббистских контактах ;

  • лоббистский контакт – любое устное или письменное сообщение, адресованное от имени клиента охваченному должностному лицу относительно: разработки, изменения или принятия федерального законодательства, федеральных административных актов, регулирующих установлений, исполнительных приказов и любых других программ, политики или позиции правительства США и др. ;

  • лоббистская фирма – физическое или юридическое лицо, имеющее одного или более служащих, которые действуют от имени клиента – при условии, что таковым клиентом является не сама фирма.

  • лоббист – это любое физическое лицо, которое является штатным сотрудником клиента или нанятое клиентом за денежное вознаграждение и которое оказывает клиенту услуги, включающие не менее двух лоббистских контактов. Тем не менее лицо, лоббистская деятельность которого занимает менее 20 % времени, затрачиваемого в полугодии на оказании лоббистских услуг клиенту, не является лоббистом.

После того, как лоббист приступил к выполнению своих обязанностей, он обязан зарегистрироваться, однако есть 2 случая, в которых он имеет право этого не делать:

  • если доход лоббистской фирмы от ее лоббистской деятельности не превышает $ 5 000 в течение полугодия;

  • освобождаются от регистрации организации, штатные сотрудники которых осуществляют лоббистскую деятельность в ее пользу, причем расходы на эту деятельность не превышают $20 000;


По окончании каждого полугодия лоббист обязан предоставлять секретарю Сената и клерку Палаты представителей отчет о своей деятельности. В случае нарушения закона, виновный наказывается штрафом до $50 000 в зависимости от тяжести нарушения.

Главным недостатком закона является то, что он не распространяется на непрямой лоббизм. Противники регулирования этого вида лоббизма ссылаются на то, что таким образом будем нарушено право граждан обращаться к правительству с петициями об удовлетворении жалоб.

Существует в США также правовое регулирование иностранного лоббизма. В 1938 году был принят «Закон о регистрации иностранных агентов» с целью обеспечить безопасность США. Он предусматривал публичное раскрытие сведений лицами, вовлеченных в пропагандистскую и иную деятельность в пользу или от имени зарубежных организаций. Этими зарубежными организациями являлись:


  • правительства иностранных государств и иностранные политические партии;

  • предприятия, созданные по законам иностранных государств или имеющие основное место своей деятельности в иностранных государствах;

Иностранный агент, по этому закону, выполняет на территории США следующие функции:

  • ведет политическую деятельность;

  • выступает в качестве советника по связям с общественностью, рекламного агента, сотрудника информационной службы или политического консультанта;

  • представляет интересы данной организации в отношениях с любым ведомством или должностным лицом правительства США

  • просит, собирает, расходует или распределяет взносы, ссуды, деньги или вещи, имеющие денежную стоимость;

В законе очень интересный понятийный аппарат. Вот некоторые определения:

  • агент – лицо, действующее по приказу, запросу или под управлением, контролем иностранного принципала или физического лица, деятельностью которого является прямой или косвенный контроль, руководство, направление, финансирование или субсидирование целиком или частично;

  • политическая активность – распространение политической пропаганды и любая другая деятельность, в ходе которой лицо, занимающееся ей, навязывает свою волю или намеревается это сделать, уговаривает, внедряет в сознание, заставляет изменить мнение, оказывает влияние, убеждает или другими способами влияет на любого представителя или должностное лицо Правительства США;

  • политическая пропаганда – деятельность, которая включает в себя распространение материалов с целью оказать влияние на других лиц относительно правительственной политики, этот термин включает в себя любую устную, зрительную, графическую, письменную пропаганду или другой вид представления информации, с помощью которой распространяющее лицо намеривается это сделать, уговаривает, внедряет в сознание, заставляет изменить мнение, оказывает влияние, убеждает или другими способами влияет на любого представителя или должностное лицо Правительства США;

Наличие лоббистских функций (таких, как представительство интересов организации) в определении иностранного агента способствовало продвижению интересов иностранных компаний с США после Второй Мировой войны. В 1966 году в этот закон были внесены поправки. Официально признавался факт существования иностранного лоббизма. С этого времени начинают различать лоббирование в пользу или от имени иностранных государств и партий, а также лоббирование интересов иностранных корпораций. После принятия в 1995 году закона «О раскрытии лоббистской деятельности», деятельность лоббистов, работающих на иностранные корпорации стала регулироваться новым законом, а регулирование лоббирования политических интересов иностранных государств и партий осталось за старым законом.

В Канаде тоже существует закон о регистрации лоббистов, принятый в 1998 году. В законе предусмотрены две категории лоббистов – профессиональные и иные лоббисты. Регистрацией лоббистов занимается специальный регистратор при Федеральной службе актов гражданского состояния Канады, который по результатам своей работы готовит и направляет доклад о лоббистах в каждую палату парламента.

Европейское регулирование лоббизма отличается от американского более мягким подходом. В европейских странах, как правило, нет единых законов, регулирующих лоббистскую деятельность, она регулируется разными нормативными актами, которые регулируют сферы деятельности, прямо или косвенно связанные с лоббизмом, например, положения о законодательных органах.

В соответствии с мнением одного британского эксперта основные требования, предъявляемые в лоббистской деятельности в Европе, включают следующее:

  1. Не скрывать «коммерческих» отношений между политическими и частными структурами, профсоюзами и групповыми лоббистами, в том числе факты подношение подарков политикам и предоставление различных услуг со стороны лоббистских групп;

  2. Списки лоббистов необходимо регистрировать, публиковать и предоставлять данные общественности и средствам массовой информации;

  3. Система регистрации лоббистов должна включать предоставление данных о лоббисте и фирме, интересы, которой он представляет, при этом допустимо отсутствие конкретизированной информации о вопросах, по которым ведется лоббирование;

  4. Нельзя включать в понятие «лоббист» тех. Кто пытается воздействовать на политический курс исключительно посредством связи с общественностью через средства массовой информации или привлекая своих сторонников к составлению и отправке писем в адрес парламентариев и государственных чиновников;

  5. Регистрацию лоббистов необходимо стимулировать путем выдачи им пропуском в здания и помещения парламента.

  6. Необходимо постоянно обновлять списки лоббистов.

  7. Систему регистрации необходимо регулярно совершенствовать.

  8. Во избежание дополнительных расходов и бумажной волокиты публиковать списки лоббистов для общественности только раз в год.

  9. Для частичного покрытия расходов по управлению лоббистской деятельностью вводить регистрационный взнос, но его размер должен быть довольно скромным, чтобы стимулировать участие небогатых организаций.

В Германии, которая является ярким представителем стран с европейской (или континентальной) моделью лоббизма, нет единого федерального закона о лоббистской деятельности. Ее регулируют ряд нормативно - правовых актов. Среди них наиболее важным и значимым можно считать «Единое положение о федеральных министерствах». Согласно этому документу, министерства имеют право привлекать к работе над законопроектами вневедомственных экспертов, консультантов и иных представителей «заинтересованных профессиональных кругов». «Положение» наделяет руководство министерства правом организовывать по мере надобности на временной или постоянной основе различные совещательные органы для решения своих внутренних задач в процессе подготовки законопроектов. Следует упомянуть «Регламент деятельности германского Бундестага», который предусматривает возможность проведения в парламентских комитетах публичных слушаний «экспертов и представителей интересов» Однако необходимо добавить, что из этого пункта Регламента не вытекает непременное и неотъемлемое право лоббистов присутствовать на этих публичных слушаний. В конечном счете каждый комитет полномочен решать, кого из представителей надо заслушать. В 1972 году был принят закон, предусматривающий обязательную публикацию в специальном издании так называемого «лоббистского списка» - перечня различных союзов, объединений и их персональных представителей, желающих получить официальный доступ к парламенту и федеральному правительству.

За выполнением законодательных норм в Германии следят строго, однако как показывает практика, в этом случае общее правило не работает. В такой сложной сфере общественной жизни, как политическая, сложно определить ту тонкую грань, которая отделяет дозволенное от недозволенного. Известно, что открытые слушания в комитетах Бундестага зачастую бывают ли показными мероприятиями для общественности, а все ключевые вопросы уже решены заранее, в кулуарах.

Характерным для европейских стран является существование этических кодексов лоббистов. Согласно немецкому кодексу поведения лоббистов, лоббист должен:

  • быть носителем знаний;

  • восполнять недостаток информации; у чиновников и парламентариев, если они получают информацию от лица, представляющего чьи-либо интересы, должно сложиться впечатление, что они кое-что изучают дополнительно и узнают больше, чем прежде;

  • создавать опережение информации;

  • сокращать пути передачи информации;

  • быть всегда на месте; лоббист должен быть по возможности, как можно ближе к «эпицентру событий»;

  • начинать действовать как можно раньше; лобби не должно терять времени, оно должно заранее знать, что происходит, и немедленно начинать действовать;

  • работать превосходно и осторожно; лобби лишь в том случае работает превосходно, если учитывает последствия для общества в целом и в частности для групп, интересы которых он представляет; представлять интересы надо с политической осторожностью;

  • требовать в меру; лицо, представляющее чьи-либо интересы, должно сдерживать свой инстинкт, выдвигать требования и высказывать пожелания; оно не может требовать все время и уж тем более должно требовать многого;

  • завоевывать доверие; лоббист, начинающий работать в столице Федерации, должен пользоваться таким доверием, чтобы его выслушивали с интересом и внимательно;

  • заслуживать доверие; при представлении интересов не должен иметь место дефицит доверия; лица, представляющие чьи-либо интересы должны остерегаться говорить об одном и том же по-разному;

  • вести себя очень осторожно, не заниматься надувательством; ничто не может быть более опасно для лоббиста, чем пытаться достигнуть цели с помощью трюков и обмана;

  • быть уверенным в себе и иметь чувство собственного достоинства;

  • соблюдать нейтралитет по отношению к политическим партиям;

  • уметь заверить группы, созданные на основе общности интересов в том, что лоббисты хотят предложить точную объективно обоснованную помощь;

  • уметь убеждать общественность; без поддержки общественного мнения лицам, представляющим чьи либо интересы, было бы трудно вникнуть в процесс решения важных политических вопросов;

  • знакомить друг с другом подходящих людей; успех лоббиста в значительной мере зависит от того знает ли он компетентных собеседников по данной теме и сможет ли он познакомить их в нужный момент;

  • работать незаметно;

  • изредка оказывать знаки внимания; в столице сложно делать подарки и оказывать знаки внимания, необходимо знать что разрешено, а что нет; хотя и предусмотрены накладные расходы, но он должен проявлять при этом крайнюю скромность;

Этот кодекс подчеркивает, что компетентность лоббиста превыше всего. Кто имеет более убедительные аргументы и выделяется компетентностью в данном вопросе, творческим подходом и, если это возможно, исключительностью, тот закрепляет свои позиции и показывает себя на деле как лоббист.

Высказывание пожеланий лица, представляющего чьи-либо интересы, будь то в письменной или устной форме, должно быть сформулировано содержательно и точно. Лоббист не должен произносить самое важное в неподходящий момент.

В условиях бурно идущей глобализации, все большее значение в политической жизни стран Европы принимают общеевропейские учреждения, такие как Европарламент. Регулирование лоббизма на уровне Европейского Союза показательно как практика обобщения накопившегося в странах с богатыми традициями представительной демократии опыта. Недавно был разработан «добровольный кодекс» поведения лоббистов на основе экспертных оценок представителей стран-участников ЕС. История регулирования лоббизма в ЕС началась в 1989 году, когда евродепутат-социалист, представляющий Данию, внес запрос на рассмотрение этого вопроса Европарламентом. По поручению законодателей, бельгийский евродепутат М. Галле подготовил предложения по составлению кодекса поведения и открытого регистра лоббистов. Он сформулировал определение лоббиста как лица, выступающего по поручению третьей стороны в защиту этой стороны.

Обсуждение доклада Галле подтолкнуло Еврокомиссию к формулированию к формулированию собственного, более широкого подхода, суть которого заключается в необходимости разработки саморегулирующейся модели контроля за лоббистской деятельностью представителей различных интересов, в том числе и путем стимулирования самоорганизации групп интересов. Группа консталтинговых фирм, также работавших в то время над проектом создания кодекса поведения лоббистов, выступила с предложением претворять его в жизнь на основе добровольного саморегулирования. После долгих споров проект был утвержден на пленарном заседании Европарламента в мае 1997 года, при этом поправка, которая бы обязывала лоббистов ежегодно отчитываться о проделанной работе, не прошла.

Были одобрены и два последующих доклада, подготовленных по поручению Европарламента и предлагавших ввести регистр лоббистов. Их авторы - евродепутаты, лейборист Форд (Великобритания) и либерал Нордман ( Франция) считают, что система стимулирования регистрации лоббистов (те же пропуски в здания, где расположены институты ЕС) должна дополняться требованиями о декларировании подарков и услуг, оказанных депутатам и чиновникам, такое же обязательство предлагается взять на себя и депутатам.

Такой подход можно смело назвать мягким, характерным и для стран Европы в отдельности. В данный момент заинтересованные лица (евродепутаты, еврочиновники, профессиональные евролоббисты) исходят из необходимости создать добровольный кодекс лоббистской деятельности. Отчасти такое мнение достаточно широкого круга лиц подкрепляет и факт отсутствия сколько-нибудь значительных случаев коррупции и прямого подкупа лоббистами чиновников, экспертов и других участников лоббистского взаимодействия на уровне ЕС, поисками которых по поручению Европарламента занималась специальная комиссия.

Специфической особенностью лоббизма в нашей стране является то, что как правило оно направлено не на представителей законодательного органа (Федерального Собрания РФ), как в западных странах и в США, а на представителей исполнительной власти. Для России действительно характерно то шуточное определение лоббизма, которое стало так популярно в последнее время, как «открывание лбом дверей кабинетов чиновников». Граница дозволенного и недозволенного в современной России вообще определяется с трудом, а тем более в политической сфере. Лоббизм в России понимается очень многими как подкуп. В нашей стране необходимо изменить отношение к лоббизму, признать его равнозначным каналом реализации интересов наряду с другими, стимулировать развитие «культуры участия» через лоббирование различных, не только элитных и корпоративных интересов.

В данный момент ведутся споры на какую из двух существующих в мире моделей лоббизма - англосаксонскую или континентальную - надо ориентироваться нам. В середине 90-ых годов были предприняты попытки перенять американскую модель, принять закон о регулировании лоббизма, в это время был разработан проект закона «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти». Под лоббизмом в данном законопроекте подразумевается «деятельность юридических и физических лиц в отношении федеральных органов государственной власти с целью оказания влияния на выполнение последними своих полномочий, предусмотренных законодательством» Проект оговаривает методы лоббистской деятельности, права лоббистов, порядок их регистрации и отчетности. Однако в законе в проекте прослеживается некоторая неточность, некоторая размытость в определениях прав и обязанностей лоббистов. Некоторые статьи проекта, например, требующие от лоббиста предоставление сведений о клиенте, в пользу которого осуществлялось лоббирование, а также выплаченных ими финансовых средств трудно выполнимы в современных российских условиях тем более, что эффективных методов проверки достоверности таких данных не предлагалось. Мнение экспертов, занятых работой по профессионализации лоббизма, относительно необходимости в принятии такого закона однозначно негативно. Многие специалисты заранее убеждены в ненужности и крайне малой эффективности закона. Закон может работать только при условии его включения в лоббистскую практику в комплексе законодательных норм, регламентирующих те сферы деятельности, которые соприкасаются с объектом регулирования законодательства о лоббизме (государственная служба, местное самоуправление и другие). Еще более важной и очень трудноразрешимой является проблема преодоления дефицита доверия в обществе к лоббистской деятельности как таковой при том, что те методы лоббистской деятельности, которые выходят за рамки любых нормативно-правовых норм, признаются обществом единственно эффективными.

Проект закона не был одобрен Государственной Думой, попытки установить в России такую модель, которая сложилась в Америке и Канаде, не увенчались успехом. Сейчас все больше слышны голоса тех, кто выступает за принятие европейской модели лоббизма. Число сторонников принятия этического кодекса, исполнение норм которого может быть только добровольным растет, однако и сейчас уже понятно, что его вживление в российскую политическую практику – процесс длительный. Между тем именно этическая сторона деятельности лоббистов вызывает негативную реакцию общественности. Процесс оформления в нашей стране цивилизованного лоббизма возможен только с перестройкой сознания населения, с реформой законодательства, с качественными изменениями всего политического устройства нашего государства.


Заключение

Таким образом, подводя итог, можно сказать, что основное отличие двух сложившихся в мире моделей лоббизма заключается в способе их регулирования. В странах Северной Америки и Австралии существует четкое правовое регулирование лоббизма, существуют специальные законы, регулирующие эту сферу деятельности. В большинстве европейских государств нет такого прямого регулирования лоббизма, эта деятельность регулируется косвенно такими нормативными актами, как «Регламент Бундестага» и закон «О федеральных министерствах» и так называемыми этическими кодексами, выполнение которых добровольное. У каждой из этих моделей есть свои преимущества и недостатки. Несомненным преимуществом американской модели можно назвать четкое регулирование этого вида деятельности, отсутствие разночтений. Однако понятно, что таким образом можно регулировать только прямой лоббизм, а более эффективный непрямой остается вне внимания законодателей. Необходимо также заметить, что законодательство меняется очень медленно, это длительный процесс, сопряженный с официальными мероприятиями. С этой точки зрения европейский вариант регулирования лоббизма кажется более реалистичным. Провозглашая добровольность исполнения норм этических кодексов, специалисты тем самым, на мой взгляд, очерчивают круг профессиональных лоббистов, здесь прослеживается аналогия с профессиональными кодексами специалистов по PR. Исполнение норм этических кодексов становится делом профессиональной чести для каждого специалиста.

В российских условиях, когда исполнение норм права почти общепризнанно невозможным, сложно представить работающий федеральный закон о регулировании лоббизма, тем более что вопрос о самом существовании цивилизованного лоббизма в нашей стране остается открытым. Однако с другой стороны создание профессионального кодекса лоббистов, выполнение которого было бы добровольным, подразумевает наличие определенной политической и правовой культуры, как у лоббистов, так и у тех, на кого направлена лоббистская деятельность (депутаты, чиновники и др.). Положение дел на данный момент, когда в Государственную Думу попадают совершенно случайные люди, не позволяет говорить и о принятии в России в ближайшее время европейской модели лоббизма. На мой взгляд, становление в России цивилизованного лоббизма – длительный процесс, одним принятием закона либо некоего этического кодекса эту проблему не решить, необходимо изменение общественного сознания, разработка механизма исполнения законов , появление в России большого количества профессиональных политиков и лоббистов.

В следующих работах будет рассмотрено более подробно правовое регулирование лоббизма в зарубежных странах, возможности регулирования этого вида деятельности в России.


Библиография


  1. Проект закона «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти»

  2. Семиненко И.С. « Группы интересов на Западе и в России» (диссертация)

  3. Политическая энциклопедия

  4. Вяткин К.С. Лоббизм по-немецки// Полис, 1993, №1

  5. В.В.Изгаршев «Методы и формы представительной деятельности организаций крупной буржуазии в начале ХХ века» (www.km)

  6. Лепехин В.А. «Лоббизм»

  7. Комаровский «Политология. Курс лекций»

  8. Любимов А.П. « Правовые институты демократии России и стран Европы: выборы, лоббизм и парламентаризм»

  9. Любимов А.П. «Конституционно-правовые основы формирования лоббистских отношений в открытом обществе»

  10. «Политическая система США»

  11. Поцепцов « Основы паблик рилейшнз»

  12. Grдfin Bethusy „Interessenverbдndere und Interessengrouppen“

  13. Janda Goldman & Berry Goldman “The challenge of democracy”

  14. Uwe Thaysen, Roger H. Davison, Robert Gerald Livingston” The US Congress and the German Bundestag: comparisons of democratic process”

  15. www.km


1 Политическая энциклопедия

2 «Лоббизм в России: этапы большого пути // М., 1995, с.5

3 законопроект «О регулировании лоббистской деятельности в федеральных органах государственной власти» 1996 год

4 Лепехин, «Лоббизм в России и проблемы его правового регулирования»

5 Словарь иностранных слов

6 Комаровский, «Политология. Курс лекций»

7 Универсальная энциклопедия, www.km

8 Экономический словарь, www.km

9 Uwe Thaysen, Roger H. Davison, Robert Gerald Livingston” The US Congress and the German Bundestag: comparisons of democratic process”


10 «Политическая система США»


11 Katarzyna Tarnawska «The Evolution of Lobbying in the European Union»


12 В.В.Изгаршев «Методы и формы представительной деятельности организаций крупной буржуазии в начале ХХ века»

13 Комаровский «Политология. Курс лекций»


14 Uwe Thaysen, Roger H. Davison, Robert Gerald Livingston” The US Congress and the German Bundestag: comparisons of democratic process”