Владимир Святой и выбор монорелигии

Московский Государственный Лингвистический Университет

им. Мориса Тореза


Институт Международных Отношений и Социально-Политических Наук

отделение Социологии


Реферат

по Отечественной Истории:


«Владимир Святой и выбор монорелигии»


Выполнила: студентка

группы № 131

Писаревская Ася Андреевна


Москва

2006

Оглавление.


Введение…………………………………………………………………………. 3

Основная часть:

§1. Князь Владимир до крещения: его жизнь, деятельность, идеи……………4

1.1. Начало княжения ……………………………………………………………… 4

1.2. Язычество славян. Первый этап религиозной реформы Владимира …5

1.3. Причины принятия христианства…………………………………………………7

Выводы по параграфу 1…………………………………………………………………..9


§2. Крещение князя Владимира и его народа…………………………………10

2.1. Личное крещение Владимира ………………………………………………………… 10

2.2. Крещение Руси …………………………………………………………………………… 12

2.3. Итоги и последствия принятия христианства…………………………… ………15

Выводы по параграфу 2………………………………………………………………… 17


Заключение …………………………………………………………………… 18

Список литературы……………………………………………………………19

Введение.


На протяжении последних лет интерес к церкви в России заметно возрос. Государство перестало пропагандировать атеизм, и народ вновь обратился к Богу. В некотором роде, даже стало модным, быть верующим человеком.

На заре истории, религия как основная форма идеологии оказывала значительное влияние на формирование этнических, а потом и национальных культур. Благодаря именно греческому христианству, русский народ приобрёл свой неповторимый национальный характер, который зачастую играл не последнюю роль в ходе исторического процесса. Вся наша история: наши войны, реформы, режим управления государством, многочисленные революции, гражданская позиция народа - всё это косвенно или прямо можно обосновать спецификой русской души.

Все мы знаем, кто был крестителем Руси. И, как следует из вышесказанного, выбор Владимира Святого существенно повлиял на судьбу русского, а также белорусского и украинского народа.

Таким образом, темой реферата является князь Владимир и его выбор, выбор монорелигии. Религии, которая объединит и просветит его народ, сформирует новую систему ценностей и выдвинет Русь на просторы мировой истории как цивилизованную христианскую страну.

В этой работе будут рассматриваться следующие основные вопросы: Каковы причины обращения Владимира именно к христианству? Кто крестил самого князя? Когда произошла христианизация Руси? Каковы обстоятельства крещения? Как изменилась жизнь народа после крещения?

Цель реферата - дать ответы на все эти вопросы, составить более или менее полную картину христианизации, её предпосылки и итоги, оценить влияние личности князя Владимира.

Исследование проводилось по материалам известнейших историков, занимавшихся Русской Церковью. Среди них: Голубинский Е.Е., Карташев А.В., Никитин В.А., Никольский Н.М, Пархоменко В., Скрынников Р.Г. и другие.

§1. Князь Владимир до крещения: его жизнь, деятельность, идеи


В этом параграфе пойдёт речь о деятельности князя Владимира по объединению славянских племен в единое государство, его княжении на Киевском престоле, о первом этапе религиозной реформы и предпосылках к принятию монорелигии.


1.1. Начало княжения


Владимир являлся незаконнорожденным сыном Святослава от ключницы Малуши. И после смерти отца получил в управление Новгородскую землю. Его брат Ярополк начал княжить в Киеве, а Олег - в «Деревах», Древлянской земле. Вскоре, Ярополк, идя по стопам своих предшественников, пытается объединить под своей властью все русские земли. И на пути к его единовластью стоят братья - Олег и Владимир. В 977 году Ярополк развязывает войну с Олегом и разбивает его войско под Овручем, а сам князь погибает в давке при отступлении древлян к воротам города. Вероятно, Ярополк собирался повторить тоже и с Владимиром, но тот, напуганный известием об этих событиях, вместе со своим дядей Добрыней бежал за море в Скандинавию, а его брат, тем временем, посадил своего посадника в Новгороде и правил «един на Руси».

Но Владимир не собирался сдаваться. Вскоре с отрядом наёмников-варягов он возвращается обратно и изгоняет посадника Ярополка, с предупреждением о готовящейся войне.

Прежде чем двинуться в поход на Киев Владимир объединяет под своей властью русский север: варягов, словенов, чудь и кривичей. Затем, завоевывает Полоцк, тяготевший к Киеву. Победы следовали одна за другой, выявляя несомненное преимущество Владимира. Ярополк, сознавая своё неминуемое поражение, вынужден был сдаться брату, и был убит.

Сев княжить в Киеве, Владимир поспешил избавиться от наплыва варяжских воинов, отправив их в Константинополь, и пресёк их попытку хозяйничать в городе, который они склонны были рассматривать в качестве своей военной добычи.

Владимир, в отличие от своего отца Святослава, не стремился в чужие земли, чтобы основать там сказочно-богатую, но призрачную «империю на далёком юге». Его землёй была Русь - Русь Киева и Чернигова, Новгорода и Полоцка, Смоленска и Переяславля, Русь в широком смысле этого слова, где живёт и трудится «словенеск язык».

Деятельность Владимира вне Руси определяется его планами внутреннего устройства и жизни Русской державы. Владимир начинает свою деятельность с объединения земель восточного славянства, с укрепления русской государственность, которая, чуть было, не рассыпалась после смерти Святослава. В 981 году Владимир совершает поход на «Ляхов», в результате которого князь захватил западноволынские города Перемышль, Червень и другие. Таким образом, Владимир распространил свою власть на Червенские грады, прочно и надолго включил их в состав древнерусского государства, связав их население с остальной частью Восточной Европы общностью политической, государственной жизни, а впоследствии, общностью религии, что, несомненно, имело огромное значение в дальнейшей судьбе Червоной Руси. Затем, Владимир одержал победы над булгарами и хазарами.

В 992 г., согласно летописи Владимир предпринял поход на «Хорваты», но он не являлся главной целью. Гильденсгеймские анналы сообщают, что в это время польский король Болеслав был занят большой войной с Русью, из чего следует, что Владимир на самом деле воевал с Польшей. Поход был удачен и западные границы Руси, простиравшиеся от Карпат и до самой Пруссии, были укреплены.

Но наибольшую опасность в это время для Руси представляли печенеги. Опасность со стороны хищных и воинственных кочевников заставила Владимира ставить приграничные укрепления, состоящие из завалов, валов и тынов с воротами. Именно для борьбы с печенегами Владимир закладывает Белгород на реке Ирпени, укрепляет Переяславь. Своей энергичной деятельностью по обороне южных рубежей Владимир обезопасил киевскую землю от набегов печенегов, но сама опасность так и не была устранена, и продолжала висеть над Русской землёй вплоть до времён Ярослава.

В эти же годы Владимир предпринимает походы на вятичей и радимичей, чьи земли лежали у великого водного пути «из варяг в греки», после чего объединение русских земель вдоль этой важнейшей магистрали было закончено.

Закончено было и объединение всего восточного славянства в единое Киевское государство. Русские земли были объединены под одной властью, теперь оставалось сплотить их единством управления, законов, порядков, культуры, идеологии, религии.

В первую очередь Владимир стремился сосредоточить в своих руках более непосредственную власть над русскими землями, для этого он посадил в городах своих сыновей вместо местных «светлых князей». Сыновья Владимира не были прочно, на всю жизнь связаны с определённым городом или землёй. Они лишь правили отдельными частями Руси от имени великого князя киевского. И отец мог в любую минуту перебросить их в другой конец государства. Ни многочисленность княжеской семьи, ни наличие у Владимира 12 сыновей, ни посажение их по разным городам не могли ещё привести к Феодальной раздробленности.

Во всей общественной жизни Руси происходили существенные сдвиги, дофеодальная Русь быстро шла по пути развития классового феодального общества. Этот процесс шёл вглубь и вширь, создавая на месте предфеодальных форм господства и подчинения крепостнические отношения. Усложнялась не только социальная структура древнерусского общества, усложнились и политическая жизнь, и государственное устройство. Всё это не могло не привести к значительным сдвигам в области идеологии, а так как господствующей формой идеологии того времени была религия, то эти сдвиги должны были, прежде всего, вылиться в религиозную реформу. На месте племенных богов и культов должен был установиться единый пантеон, единый культ, который мог освятить перемены, произошедшие в социальной и политической жизни древней Руси, нарождающиеся феодальные порядки, новый государственный строй; и с небес благотворить эти новые порядки. [Мавродин В.В. 1945]

1.2. Язычество Славян. Первый этап религиозной реформы Владимира.


Для начала, с нашей точки зрения, необходимо охарактеризовать религию древних славян, «корни которой на протяжении столетий не могло выкорчевать христианство и в конечном итоге, вынужденно было пойти на уступки» [Мавродин В.В. 1945].

Язычество славян включало в себя магию, анимизм, фетишизм, тотемизм, культ мёртвых - «навий» четырёх стадий (I - упыри и берегини, II - рожаницы, III - род, IV - домовые), отражающие период матриархата, патриархата и земледельческий культ, связанный с силами природы, земли и неба. Помимо рядовых божеств у древних славян существовали и главные боги. Это, прежде всего Сварог, - древний, и возможно главный бог, функции которого со временем перешли к специализированным божествам. Источником всего благополучия выступает бог солнца Даждьбог, он же Хорос, и, быть может, Ярило. Перун являлся богом грома и молнии, богом ветра выступает Стрибог. Волос, скотий бог и одновременно покровитель торговли. А так же загадочные Симаргл, Мокошь, Переплут, Дый, Троян.

Следует подчеркнуть многоплемённый характер древнерусской языческой религии. Наличие различных названий для бога солнца, говорит о том, что племена по-своему называли бога солнца и, возможно по-своему поклонялись ему. Кроме того, были и другие многочисленные боги, разнообразные по происхождению и функциям, игравшие в языческой религии далеко не первую роль.

Язычество на Руси не имело специальных служителей и жрецов, а были только волхвы, чьё религиозное и общественное служение состояло в прорицании будущего и практиковании различного рода сверхъестественных явлений. [Голубинский Е.Е. 1997]

Разумеется, такая пёстрая и многослойная религия не могла отвечать потребностям быстро развивающегося классового общества и государства.

Всё это и заставило Владимира приняться за религиозную реформу. Она проходила в два этапа. Первый являлся ни чем иным как модернизацией самой языческой религии. Прежде всего, Владимир превращает культ Перуна, бога грома и молнии, покровителя дружины в культ всей земли русской, а также из всей массы богов выделяет пять наиболее главных: Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симарьгла и Мокошь. так был создан пантеон богов Владимира в Киеве. То, что Владимир превращает свой княжеско-дружинный культ, культ Рюриковичей, в религию всей русской земли, напрямую указывает на изменения, произошедшие в государственном строе - установление единой прочной, могущественной княжеской власти.

Есть одна особенность языческой реформы Владимира - она была национальной, в той мере, в которой этот термин может быть применён по отношению к древней Руси. Она не ставила Русь в какую-либо зависимость от другой страны. Для системы религиозных преобразований, отражающих изменения во внутренней жизни страны, было бы достаточно трансформировать языческую религию. Но для укрепления международного положения Руси было необходимо более решительное преобразование и включение Руси в религиозную систему одного из центров тогдашнего цивилизованного мира. При сохранении языческой религии вообще, а с ней вместе языческого многобожия, трудно было добиться распространения культа того пантеона, который создал Владимир. Нужны были решительные меры по искоренению язычества, так как только таким путём можно было добиться религиозного единообразия. [Мавродин В.В. 1945]

Кроме того, В.И. Петрушко отмечает, языческий культ - страшное сатанистское по своей сути явление, при Владимире приобрело ещё более свирепый характер: помимо ужасающих варварских ритуалов стали применяться доселе почти неизвестные славянам человеческие жертвоприношения. Так после победы над ятвягами были убиты Феодор и Иоанн, два варяга-христианина, которые стали первыми мучениками веры на Руси.

В то время русские считали себя вполне принадлежащими к семейству европейских народов. Но все европейские народы, за исключением венгров и русских, были уже христианами и начали жить новой государственной жизнью, которая решительно отдалила их от языческих народов, как особый нравственный мир. [Голубинский Е.Е. 1997]

Русь, выйдя на просторы мировой истории, не могла уже оставаться языческой державой; она должна была примкнуть к одному из трёх центров цивилизованного мира того времени. Нужны были новые представления о мире, мироздании, о морали, этике, праве и.т.д., соответствующие изменениям, господствующим в стране.


1.3. Причины принятия христианства.

По мнению историка Никольского, религиозная реформа Владимира явилась завершением начавшегося ещё за сто лет до него процесса и, в сущности, не была реформой для значительной части дружины. Торговые интересы давно уже заставили многих представителей и славян и варягов расстаться со старой верой; ещё при Игоре, более чем за пол века до официального крещения в Киеве уже была церковь Святого Ильи, обслуживавшая ту часть дружины Игоря, которая, по словам летописи, исповедовала христианство. Ко времени княжения Владимира число христиан в княжеской дружине должно было ещё значительно увеличиться. Это обстоятельство и объясняет нам реформационный пыл князя: как в своё время князь Константин должен был легализовать христианство и стать христианином, потому что его войско оказалось на три четверти состоящим из христиан, так и Владимир не мог оставаться при старой вере, когда большая часть его дружины приняла христианство. В тоже время распространение христианства среди киевского военно-купеческого населения энергично велось Византией в её собственных интересах.

Схожее причины усматривает и В. Пархоменко, о чем он пишет в своей работе «Киевский князь Владимир Святой и его значение в русской истории». Но кроме этого историк предполагает, что Владимир заметил: «Руси недостаёт облагораживающего влияния христианской религии, которую исповедовали почти все культурные народы».

Впрочем, М.Д. Приселков отмечает искусственность, присущую концепции Пархоменко. Искусственность, по его мнению, выражается в принужденности процесса христианизации, сделавшего возможным окончательное крещение Руси при святом Владимире. Причина - в желании автора объяснить факт крещения, как следствие личной убеждённости князя и дружины в истине правой веры. Но, по словам Приселкова, принятие новой веры для руководителей варварских народов было непременным порогом к европейской культуре. «И, следовательно, делом государственным, на которое можно было решиться, даже не понимая и не вникая в смысл самого учения».

В Летописи процесс принятия князем Владимиром веры выглядел следующим образом. К великому князю Киевскому приходят послы от разных народов с предложением своих вер; затем князь посылает своих послов к народам для «осмотра вер на местах»; наконец, из всех вер русские выбирают самую лучшую веру, православие.

По мнению Е.Е. Голубинского и А.В. Карташева эта повесть «не заключает в себе ничего истинного, она есть позднейший вымысел и при том <…> не русский, а греческий». [Голубинский Е.Е. 1997] В этой легенде все слова, сказанные посланниками вер и самим Владимиром, являются вымышленными, так как летописец жил сто лет спустя и никаким образом не мог слышать того, что они говорили, даже если бы он служил летописцем непосредственно при дворе князя. А то, что ему могли бы передать современники Владимира, это лишь общее содержание речей. Таким образом, получается, что единственным достоверным фактом может являться то, что послы от вер приходили к Владимиру, и что он направлял своих послов для ознакомления с религиями. Но присмотримся внимательней. Даже оценка великим князем различных вер выглядит неубедительной. Мусульманскую религию он отверг якобы из-за запрета пить вино и необходимости делать мужчинам обрезание. Иудейскую - из-за того, что он не хотел, чтобы русские потеряли свою землю, так же как и иудеи. А немецким католикам Владимир ответил просто: «Отцы наши не принимали веры от папы». [Карташев А.В. 2002]

А какую же разумную цель имело со стороны Владимира отправление посольства смотреть непонятные и бессмысленные для непосвящённого наблюдателя действия? «Идите и посмотрите, у какого народа лучше совершается служба» Что это значит? Веселей? Пышней? Неужели Владимир мог в чём-то подобном полагать наилучшую веру. Как великому князю могло прийти в голову судить о достоинствах той или иной веры по обрядам, внешним условным действиям, которые сами по себе не имеют значения и которые для человека постороннего остаются непонятными и не могут дать ни малейшего понятия о вере. [Голубинский Е.Е. 1997]

Такое несоответствие проистекает из искусственной ретушировки всего сложного факта первоначального устройства русской церкви. Когда Владимир, возмущённый вероломством греков, поставил новооснованную им национальную русскую церковь в каноническую зависимость от церкви, фактически афтокефальной, Болгарской Охридской Архиепископии. Но уже при сыне Владимира Ярославе мир с греками политический и церковный наладился, то и все летописные тексты были тенденциозно переработаны первым греческим киевским митрополитом Феопемптом (с 1057 г.), будто бы всё с самого начала шло просто и гладко. [Карташев А.В. 2002]

Владимир решился принять греческое или православное христианство будто бы после выбора между многими, предлагаемыми ему верами, но этот выбор - нечто немыслимое в приложении к данному случаю. Люди переменяют веру или по приказу или по внутреннему искреннему убеждению. Владимир - неистовый фанатик язычества - вдруг становится апатичным искателем вер. Но так не бывает, чтобы сначала человек оставил ложное мнение, а мотом стал искать истинное. Обычно ложное мнение оставляется только в том случае, если принято истинное. То есть одно вытесняет другое. Владимир решился оставить язычество только из-за того, что он решился принять другую известную веру. [Голубинский Е.Е. 1997]

Кроме повести, помещённой на страницах летописи, существовали три древних сказителя, которые описывают Крещение Руси: митрополит Илларион (современник Ярослава, ок. 1037 г.), монах Иаков (современник Изяслава, ок. 1070 г.) и Нестор Печёрский, современник древнейшего летописца, за которого, по мнению Голубинского, не справедливо принимается он сам. Если бы существовали факты прихода к Владимиру послов от народов, и его обращение в православие проповедью посла, то эти писатели должны были знать и сказать об этом. Но все трое не только ничего не говорят о них, а более того ясно дают понять, что Владимир решился принять христианство без всякого посредничества, участия и содействия. Близкие ко времени Владимира писатели ищут глубокие серьёзные причины его религиозных исканий.

Митрополит Илларион в своём произведении «Слово о законе и благодати» пишет: «У Владимира и у всех русский достало ума отличить веру Греков от всех других вер, увидеть, что она есть самая лучшая из них». Если бы факт прихода к Владимиру послов имел место, то он не преминул бы восхвалить великий ум Владимира, что он не дал увлечь себя проповедникам ложных вер и сумел увидеть и понять, что греческая вера самая лучшая. Но у Иллариона удивление вызывает тот факт, что Владимир решился принять христианскую веру, не слушая никаких проповедников, а своим умом в состоянии был понять, что христианство лучше язычества. [Голубинский Е.Е. 1997]

Монах Иаков подчёркивает влияние на Владимира рассказов его бабки, великой княгини Ольги, которая приняла крещение в Царьграде, на три десятилетия раньше. Ольга вполне могла оказать существенное влияние на юного князя и расположить его к христианству с самого детства, так как ко времени её кончины Владимиру было 10 -11 лет. «Наиболее вероятно, что Владимир решился принять христианство не после напрасных усилий поднять язычество, а был расположен к нему с самого начала», - пишет Голубинский Е.Е.

А преподобный Нестор ещё более одухотворяет мотивы крещения Владимира, объясняя отказ от язычества явлением князю Христа и повелением креститься.

Преосвященный Филарет (первая половина 19 века) так воссоздаёт внутреннюю логику духовного кризиса князя: «… Ужасное братоубийство, победы, купленные кровью чужих и своих, грубое сластолюбие - не могли не тяготить совести даже язычника, <…> душа искала света и мира».

Некоторые историки не исключают и вероятность продуктивного влияния жён-христианок на решение Владимира о перемене веры. Известно, что в его многочисленном гареме были вдова князя Ярослава, монахиня-гречанка и две чешки, исповедовавшие христианство. Вполне возможно, что все они в какой-то мере способствовали изменению его мировоззрения. Примером является польский князь Мечислав I, который обратился в христианство несколько ранее по убеждению своей жены.

Кроме того, три видных исследователя (Е.Голубинский, А.Карташев и В.Никитин) говорят о несомненной роли скандинавских родственников князя Владимира. Подтверждением этому служит скандинавская сага «Хеймскрингла» (12 -13 вв.), посвященная королю и христианскому просветителю Норвегии Олафу Тригвасону (Олаву Триггвесону). В ней повествуется о том, что в бытность свою на службе в Гардарикии (стране городов, т.е. на Руси) у князя Вольдомара (Владимира) Олаф, возвратившись из Константинополя крещённым, своими уговорами помог обращению Владимира.


Выводы по параграфу 1:

  1. С самого начала княжения Владимир активно взялся за благоустройство молодого русского государства. Вёл войны не ради завоевания новых земель, а для объединения Руси и укрепления её границ.

  2. Модернизация славянского язычества не достигла поставленной цели - объединить русские народы под сенью единой религии, покровительствующей княжеской власти.

  3. Существует множество мнений о причинах выбора христианства как единой государственной религии. С моей точки зрения, наиболее достоверно то, что Владимир самостоятельно пришёл к мысли о приоритетности монорелигии, но не без косвенного влияния жён и родственников - христиан.


§2. Крещение князя Владимира и его народа.


Во втором параграфе мы проследим личный путь князя Владимира к греческой вере, историко-политические обстоятельства его крещения, а так же процесс христианизации всего русского народа и его последствия.


2.1. Личное крещение Владимира.


Политические обстоятельства сложились благоприятно для задумавшего религиозную реформу князя. В конце 987 года в Киев прибыли послы от Византийского двора с просьбой о помощи против бунтовщика Варды Фоки, восставшего против императорской власти. Помощь со стороны Руси была оговорена двум важными условиями. Во-первых, императоры обязались отдать в жёны князю свою сестру Анну. Во-вторых, Владимир обещал со своим народом принять христианство. Это был весьма редкий случай и поистине большая дипломатическая победа Владимира, которая обуславливалась лишь тяжелейшим положением, в котором оказались византийские императоры. [Мавродин В.В. 1945]

Далее хронология, касающаяся непосредственного крещения князя Владимира, его женитьбы на византийской принцессе и похода на Херсон, зачастую не совпадает у разных исследователей. Соответственно, различны и причинно-следственные связи этих событий.

Летописная версия такова: после заключения договора с Византией о союзничестве Владимир сразу же посылает войска на помощь императорам. Но когда восстание Фоки было подавлено, императоры стали тянуть с браком Анны. Тогда Владимир с войском отправился в Крым, осадил византийскую крепость Херсон (Корсунь) и пригрозил захватом Константинополя. Императорам пришлось выполнять обязательства. Царевна прибыла в Херсон, где херсонские богослужители крестили Владимира и его дружину, а затем обвенчали князя и Анну. Или царевну привезли на Русь, а вместе с ней прибыли и византийские священнослужители. [по версии В.В. Мавродина и Н.М. Никольского]

Но существуют и другие мнения. В. Пархоменко считает, что «стремясь скорее добиться от Византии желаемого, создать к прибытию греческой царевны благоприятную обстановку и разом покончить с неудовольствием языческой массы, князь принимает в конце весны 988 года крещение сам и крестит киевлян». К концу того же года Владимир направляет на помощь Византии свой вспомогательный отряд, но в следующем 989 году убеждается в обмане со стороны византийского двора, отказавшего князю в исполнении его пожеланий. И только на 989-90 года падает поход Владимира на Корсунь (Херсон), после удачного исхода которого, он получает руку византийской царевны и ценные святыни из города.

По версии Голубинского, с которой соглашается и Карташев А.В. , год личного крещения Владимира - 987. Он подтверждает это сведеньями из произведений древнейших русский писателей, упомянутых выше. В частности у монаха Иакова мы находим: «По святом крещении проживе блаженный князь Владимир 28 лет. На другое (второе) лето по крещении к порогам ходи. На третье лето Корсунь взя. На четвёртое лето церковь каменну Святая Богородица заложи…» О смерти князя нет споров. Она падает на 1015 год. Значит, из 1015 вычитаем 28, получаем 987 - это год крещения Владимира. Вероятно, великий князь крестился в Васильеве, близ Киева (сейчас город Васильков), где было поместье Владимира. Следовательно, корсунская война приходится на 989 год, а крещение киевлян на 990 или 991 год.

Зарубежные же источники свидетельствуют о том, что ко времени оказания помощи Византии Владимир был уже женат на царевне Анне. Византийский хронист Кедрин между 15 августа 987 и апрелем 989 года пишет: «… Изготовив ночью суда и посадив на них народ руссов - ибо он успел призвать их на помощь и сделать их князя своим зятем, женив на своей сестре Анне, неожиданно переправился с ними».

Версия Голубинского представляется мне наиболее вероятной и обоснованной. А выглядит она следующим образом.

В 987 году Владимир решил принять личное крещение, но нашёл благоразумным не объявлять народу о своём намерении принять христианство, так как мог опасаться протестов, а совершившийся факт было легче и удобнее навязать народу. Если он не хотел огласки, поэтому крещение было удобнее провести не в Киеве, а в своём поместье, каковым и являлся Васильев.

Несомненно, что Владимир принял крещение не от греков, и что наиболее удивительно, не имел с ними никаких, касающихся этого, отношений вплоть до корсуньской войны. По мнению монаха Иакова, поход на Корсунь был предпринят как раз для того, чтобы завязать эти отношения и привести на свою землю христиан и священников, которые научили бы его народ закону христианскому. Если бы Владимир принял крещение от греков, то Византия ещё до похода на Корсунь установили бы на Руси надлежащее церковное управление в лице епископов и митрополита. Но этого не случилось, следовательно, Владимира крестили либо болгары, либо варяжские христиане. Из этих двух альтернатив наиболее вероятным представляется крещение от варягов, чему Голубинский Е.Е. в своём исследовании даёт подробное объяснение.

Приняв веру истинную, князь естественно должен был воодушевиться желанием дать ту же веру народу своему. В этом решении не моги не оказать влияние и государственные мотивы. История показывает, что у каждого из новых европейских народов