Россия и Китай: противостояние и сближение (на примере Забайкалья)
Иркутска, через Байкал вдоль р. Уды. по рекам Чите, Ингоде, Шилке к Нерчинску, а от него по Шилке и Аргуни в район Цурухайтуя и через Маньчжурию в Пекин. От Нерчинска до Пекина можно было проехать и сухим путем, минуя Шилку, Унду. Газимур, Борзю — также к месту расположения Цурухайтуя. Не трудно понять, что уже в последней четверти XVII в. Нерчинск приобретает значение крупного центра русско-китайской торговли. Процветание торговли здесь продолжалось до начала XVIII в., когда Селенгинск, а затем и Кяхта отняли у Нерчинска приоритеты в торговле с Китаем.Из Китая через Нерчинск везли ткани, ревень, чай и скот. Из Нерчинска в Китай отправляли в большом количестве пушнину, главным образом соболя. В Нерчинске через приказчиков и лавочных сидельцев была налажена постоянная торговля московских купцов (гостей) Филатьевых, С.Лузина, Г.Никитина, Л.Добрынина, И.Ушакова. После заключения Нерчинского договора в 1690-х гг. из Нерчинска было отправлено несколько частных караванов. Для обслуживания нужд торговли здесь в 1700г. стали строить гостиный двор, каменные амбары, погреба. Из числа нерчинских служилых людей к концу XVII в. формируется большая группа специалистов по торговым и дипломатическим делам с Китаем. Это Г. Лоншаков, Ф. Истопников, П.Худяков, А.Плотников. С. Молодой и др.
По Буринскому и Кяхтинскому договорам 1727—1728гг. пограничная торговля учреждалась в Кяхте и Старо-Цурухайтуе. С.Л. Владиславич-Рагузинский летом 1727 г. в торжественной обстановке в присутствии представителей обеих сторон положил первый камень при закладке торговой слободы Кяхты. Недалеко от нее. по ту сторону границы, маньчжуры, монголы и китайцы основали свою торговую слободу, которая впоследствии стала называться Маймачен. Уже в августе следующего года в Кяхте открылась торговля. Кяхта с этого времени стала одним из самых крупных центров русско-китайско-монгольской торговли в XVIII—XIX вв.
К обустройству торговой слободы в Цурухайтуе приступили только в 1731 г. Месторасположение ее было выбрано не случайно: рядом проходил торговый путь из Нерчинска, уже проверенный русскими и китайскими купцами. Но, поскольку русским купцам был воспрещен въезд на территорию Китая, а право отправлять торговые караваны оставалось исключительно за правительством, что и производилось один раз в три года через Кяхту, роль Цурухайтуевской торговой слободы как официального торгового пункта постепенно угасла. Тем не менее Старо-Цурухайтуй долгое время оставался признанным центром местной приграничной торговли.
Дело в том, что по-прежнему во многих местах Забайкалья на границе продолжалась мелкая розничная торговля монголов с русскими и бурятами. Понимая необходимость этих связей, С.Л. Владиславич-Рагузинский подчеркивал, что сибирские пограничные жители живут за счет торговли, поэтому ее нельзя ограничивать. "...Ежели пограничный торг будет запрещен, то они (т.е. сибирские жители) без сомнения тайным образом и без платежа надлежащих пошлин всякими окольными и заповедными дорогами к мунгалам товары будут возить", — писал сподвижник Владиславича-Рагузинского швед Л. Ланге [Цит. по: Ш.Б. Чимитдоржиев, 1987].
Действительно, не так легко было прервать устойчивые связи забайкальского населения с монголами и китайцами. Во второй половине XVIII — начале XIX вв. ежегодно в июле на Старо-Цурухайтуе. а также в д. Олочи и Усть-Стрелочном карауле производился торг с китайскими объездчиками границы. Они двумя отрядами числом до 100 чел. съезжались в д. Олочи, устраивая там беспошлинный обмен товарами. Затем поднимались до Цурухайтуя, где неподалеку в поле устраивалась ярмарка, продолжавшаяся 5—7 дней, после того спускались вниз по Аргуни до Усть-Стрелки, где также останавливались для торга. Китайцы привозили товары на нескольких арбах. Это были ткани (даба, китайка, шелк), полушелковица, буда, рис, табак, леденец (желтый сахар), пряники, стеклянные бусы, кольца, ганзы (медные курительные трубки), кирпичный чай и другие товары. На ярмарку собирались русские казаки из соседних караулов. Они привозили свои то-нары: платки, русские материи, кожи, хвосты, волос, овчины, мерлушки, серебряные деньги.
Мелкая розничная торговля на забайкальской границе официально была разрешена в начале XIX в. Но, несмотря на официальное разрешение, кяхтинское начальство под влиянием местного купечества, опасавшегося конкуренции мелких торговцев и простого люда, иногда ее ограничивало. И хотя в 1833 и 1836гг. были обнародованы правительственные постановления, согласно которым сбыт хлеба, масла и иной продукции разрешался "всем жителям Забайкальского края без всяких ограничений", местная администрация и крупное купечество чинили препятствия. Поэтому русские и монголы, как и раньше, вынуждены были совершать незаконные переходы через границу для совершения торговых сделок.
Запреты и ограничения, а также необходимость уплачивать пошлины усиливали контрабандную торговлю, которая становилась достаточно распространенным явлением и на западном участке забайкальской границы, и на восточном. Нелегальная торговля к середине XIX в. приняла столь широкие масштабы, что жители Забайкалья, особенно близ Кяхты, удовлетворяли свои потребности в чае и хлопчатобумажных изделиях за счет контрабандного обмена товарами с китайцами в различных пограничных пунктах. Разгул приграничной нелегальной торговли явился одной из причин начавшегося в середине XIX в. застоя кяхтинской официальной торговли.
Н.Н. Константинова