Понятие, экономическое содержание, общественно-экономические функции и роль малых предприятий в системе современных экономических отношений. Существующие системы налогообложения малого предпринимательства, их характеристика
краевой Совет народных депутатов. Утвержденный перечень публикуется в краевых газетах.Объекты льготного налогообложения и размеры льгот:
1. Объектом льготного налогообложения является часть валовой прибыли предприятия, подлежащая зачислению в краевой бюджет.
2. Льготы, предоставляемые согласно настоящему положению, являются дополнением к перечню льгот, определенных статьей 7 Закона РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций".
3. Предприятия и организации могут освобождаться, полностью или частично, от налога на прибыль, уплачиваемую в краевой бюджет на срок от 6 месяцев до 1 года.
Порядок предоставления налоговых льгот:
1. Инициатива по освобождению от налога на прибыль предоставляется Конгрессу предпринимателей края, совету директоров края, Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств и отдельным предпринимателям.
2. Заявки на предоставление налоговых льгот подаются в комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации края до 1 декабря года, предшествующего планируемому.
В составе заявки представляется краткое обоснование целесообразности предоставления льгот, а также формулируется обязательство предприятия или организации по производству определенного количества товаров и услуг приоритетного профиля.
Оценка достоверности представленных в заявке расчетов экономической и социальной эффективности осуществляется на основе лицензии, выдаваемой комитетом по экономике администрации края, вышеуказанными общественными организациями и независимыми экспертными аудиторскими структурами.
3. Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике администрации края осуществляет рассмотрение заявок, производит прогнозный расчет годовой эффективности мер по стимулированию производства продукции и услуг приоритетного профиля и представляет сводные характеристики расчетов на рассмотрение и утверждение малого Совета краевого Совета народных депутатов.
4. Оформление льготного налогообложения осуществляется комитетом администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике по согласованию с комитетами краевого Совета народных депутатов по вопросам социально-экономического развития края и по бюджету, планам, налогам и ценам и представляется на утверждение малого Совета.
5. В отдельных случаях режим льготного налогообложения может быть предоставлен предприятиям и организациям в течение календарного года по ходатайству комитета по экономике администрации края и комитетов краевого Совета народных депутатов.
Ответственность субъектов льготного налогообложения:
1. В случае невыполнения предприятием условий по производству товаров и услуг в установленном объеме в течение года, соответствующая сумма налогов изымается из его прибыли в краевой бюджет.
2. Контроль за выполнением обязательств предприятий и организаций по выпуску продукции осуществляется комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике администрации края. [13].
2.3 Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности
Налоговый Кодекс Российской Федерации. Глава 26.3. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности. (введена Федеральным законом от 24.07.2002 № 104-ФЗ).
Статья 346.26. Общие положения.
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности устанавливается настоящим Кодексом, вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется наряду с общей системой налогообложения (далее в настоящей главе – общий режим налогообложения), предусмотренной законодательством Российской Федерации о налогах и сборах. (в ред. Федерального закона от 31.12.2002 № 191-ФЗ).
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (далее в настоящей главе – единый налог) может применяться по решению субъекта Российской Федерации в отношении следующих видов предпринимательской деятельности:
оказания бытовых услуг;
оказания ветеринарных услуг;
оказания услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади; оказания услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;
оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров;
оказания автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими не более 20 транспортных средств.
распространения и (или) размещения наружной рекламы.
Законами субъектов Российской Федерации определяются:
1) порядок введения единого налога на территории соответствующего субъекта Российской Федерации;
2) виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог, в пределах перечня, установленного пунктом 2 настоящей статьи.
Уплата организациями единого налога предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций (в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество организаций (в отношении имущества, используемого для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Уплата индивидуальными предпринимателями единого налога предусматривает замену уплаты налога на доходы физических лиц (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (в отношении доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, и выплат, производимых физическим лицам в связи с ведением предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом).
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, за исключением налога на добавленную стоимость, подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Исчисление и уплата иных налогов и сборов, не указанных в настоящем пункте, осуществляются налогоплательщиками в соответствии с общим режимом налогообложения.
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налогоплательщики обязаны соблюдать порядок ведения расчетных и кассовых операций в наличной и безналичной формах, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При осуществлении нескольких видов предпринимательской деятельности, подлежащих налогообложению единым налогом в соответствии с настоящей главой, учет показателей, необходимых для исчисления налога, ведется раздельно по каждому виду деятельности.
Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, обязаны вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения.
Налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными настоящим Кодексом.
2.4 Налоговое регулирование предпринимательской деятельности, его законодательная база
В современной России основным источником наполнения доходной части бюджета являются налоги, таможенные платежи (таможенная пошлина, налоги, таможенные сборы и другие платежи, взимаемые в установленном порядке таможенными органами).
Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового Кодекса (введенного в действие с 1 января 1999 г.) и федеральных Законов о налогах и (или) сборах.
Налоговый Кодекс устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Действующее налоговое законодательство до принятия Налогового кодекса (1 часть) 31 июля 1998 г. и введения его в действие с января 1999 г. основывалось на Законе Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" от 22 декабря 1991 г. с последующими изменениями и дополнениями к нему.
Отдельный закон о предпринимательской деятельности как таковой не принят, однако предпринимательская деятельность регулируется Налоговым и Гражданским кодексом, а также некоторыми другими нормативными правовыми актами. В соответствии с Налоговым и Гражданским кодексами РФ осуществляется государственное и налоговое регулирование предпринимательской деятельности. Государственный контроль за предпринимательской деятельностью осуществляют налоговые и некоторые другие органы. Государственное регулирование предпринимательской деятельности проходит как на федеральном, так и местном уровнях. Гражданский кодекс РФ разрешает физическим лицам заниматься любой предпринимательской деятельностью (кроме запрещенных).
Органы государственного регулирования, осуществляющие регулирование коммерческой деятельности. Государственные организационные структуры, участвующие в регулировании коммерческой деятельности: Торговопромышленная палата РФ, Российское агентство поддержки малого предпринимательства, общественных объединений предпринимателей страны. Основные регулирующие органы: Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП), Государственный комитет по антимонопольной политике (ГКАП), Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, Комитет поддержки малых предприятий и предпринимательства при Государственном комитете РФ по управлению государственного имущества (Роскомпредпринимательства), Совет по промышленной политике и предпринимательству при Правительстве РФ.
2.5 Контроль соблюдения налогового законодательства, ответственность предпринимателя за его нарушение
В соответствии с Налоговым кодексом налоговыми органами в Российской Федерации являются Государственная налоговая служба РФ и ее территориальные подразделения в Российской Федерации. В связи с тем, что к числу основных функций таможенных органов относится взимание налогов, таможенных пошлин и таможенных сборов, которые относятся к числу федеральных налогов и сборов, а также в связи с тем, что они обязаны вести борьбу с нарушениями налогового законодательства, относящегося к товарам, перемещаемым через таможенную границу РФ Налоговым кодексом РФ установлено, что таможенные органы, в случаях предусмотренных Налоговым кодексом, а также в соответствии с таможенным законодательством и иными федеральными законами обладают полномочиями налоговых органов. Государственная налоговая служба (ГНС РФ) – система федеральных и территориальных органов государственного управления, осуществляющих контроль за соблюдением налогового законодательства. Организация этой службы связана с необходимостью активного использования финансовых рычагов, в частности повышением роли налогов, обусловленным перестройкой экономики страны.
Главная задача ГНС РФ заключается в обеспечении единой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, за правомерностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ и ее субъектов. В связи с этой задачей органы ГНС РФ контролируют соблюдение законодательства о предпринимательской деятельности, законность сделок. В систему органов ГНС РФ входят: Федеральная налоговая служба России, выполняющая функции центрального федерального органа, а также государственные налоговые инспекции по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, районам, городам (за исключением городов районного подчинения) и районам в городах. Это единая централизованная система органов, подчиняющаяся Президенту РФ и Правительству РФ. Каждый из названных органов является юридическим лицом. Основное звено в системе органов ГНС РФ – государственные налоговые инспекции по районам и городам. Именно на них возложено осуществление непосредственно контрольных функций. Исходя из этого построена их внутренняя структура: выделены отделы по видам налоговых платежей (например, отдел налогов с доходов предприятий, отдел налогов с доходов физических лиц, отдел местных налогов и др.). Кроме того, существует функциональный отдел отчетности и учета. Деятельность центрального органа Федеральной налоговой службы России включает, помимо непосредственно контрольных функций, организационно-методическую и контролирующую работу в отношении нижестоящих налоговых органов, а также координацию деятельности органов налоговой службы с другими контролирующими и правоохранительными органами. По вопросам своей компетенции этот орган издает инструкции и другие нормативные документы. Подобные функции в соответствующих территориальных пределах выполняют государственные налоговые инспекции по республикам, краям, областям, автономным образованиям и городам с районным делением.
Налоговое правонарушение это противоправное, виновное деяние, в виде умышленного либо не умышленного действия или бездействия субъекта налоговых правоотношений, нарушающее права и интересы участников данного вида общественных отношений, за которое законодательством установлена определенная ответственность финансового, административного либо уголовного характера. Противоправность налогового правонарушения заключается в несоблюдении правовой формы данного деяния, виновность состоит в совершении данного нарушения умышленно или по неосторожности.
Налоговое законодательство долгое время рассматривалось только в качестве составной части финансового права. Поэтому ответственность за его нарушение являлась также финансовой ответственностью. Утверждение понятия "налоговая ответственность" свидетельствует о том, что налоговое право приобретает все большую самостоятельность. Тем не менее, термин "налоговая ответственность" не является единственным определяющим признаком выделения нового вида юридической ответственности. Представляется, что ответственность за нарушение налогового и финансового законодательства действительно существует, но это есть ни что иное, как применение административной и уголовной и иной ответственности при строгом соблюдении законодательства в зависимости от вида налогового правонарушения (преступления).
В Налоговом Кодексе РФ установлено, что привлечение организации к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной, уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами Российской Федерации. Но есть норма, согласно которой никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения (п. 2 ст. 108 НК РФ).
Можно выделить особые признаки ответственности за налоговые правонарушения:
основанием ответственности является налоговое правонарушение (понятие строго определено Налоговым Кодексом РФ);
применение ответственности за нарушение налогового законодательства урегулировано нормами налогового права, которые в своей совокупности составляют нормативную основу ответственности за нарушение налогового законодательства.
Налоговый Кодекс РФ предусматривает принципы привлечения к налоговой ответственности, среди которых можно выделить следующие:
Никто не может быть привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения иначе, как по основаниям в порядке, которые предусмотрены Налоговым Кодексом РФ. Следовательно, никакие иные нормативные акты не вправе предусматривать иные основания ответственности, а также порядок.
Никто не может быть привлечен повторно к налоговой ответственности за совершение одного и того же налогового правонарушения.
Предусмотренная Налоговым Кодексом РФ ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации.
Привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени.
Лицо считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу решением суда. Лицо, привлекаемое к ответственности, не обязано доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения. Обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте налогового правонарушения и виновности лица в его совершении, возлагается на налоговые органы.
Новшеством при определении меры ответственности налогоплательщика за нарушение налогового законодательства является установление Налоговым Кодексом РФ двух форм вины налогоплательщика, совершившего противоправное действие или бездействие: 1) умышленное правонарушение и 2) совершенное по неосторожности.
Конкретной мерой ответственности за совершенное налоговое правонарушение является налоговая санкция. Налоговый Кодекс РФ предусматривает налоговые санкции только в виде денежных взысканий (штрафов). Штраф это взыскание имущественного характера, которое выражается в получении с правонарушителя в доход государства определенной суммы денежных средств. Иные альтернативные виды взысканий (предупреждения, конфискации и др., характерные для административной ответственности) за совершение налоговых правонарушений не применяются. Суммы недоимок и пеней не относятся к штрафным санкциям. Поэтому их взыскание нельзя классифицировать как применение мер ответственности, установленных главой 16 Налогового Кодекса.
Налоговая ответственность – это применение налоговых санкций к субъектам налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения уполномоченными на то государственными органами на основе норм Налогового Кодекса РФ.
Тестовые задания
Задание 1. Система ведения дела; создание продукции, нужной людям; система удовлетворения наших желаний; это работа; это то, как мы живём.
определение предпринимательства согласно ГК РФ;
определение коммерции;
определение бизнеса;
определение предпринимательской деятельности Р. Хизрича;
определение коммерческо-посреднической деятельности.
Задание 2. Цель предпринимательской деятельности - это:
организация собственного дела
извлечение прибыли
получение предпринимательского дохода
польза обществу
удовлетворение запросов потребителей
финансовая устойчивость и платёжеспособность.
Задание 3. В точке безубыточности ТБ (мёртвая точка, порог рентабельности) прибыль:
максимальная;
минимальная;
нулевая;
расчётная.
Задание 4. В соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209 ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" установлено, что средняя численность работников малого предприятия не должна превышать:
15 человек
30 человек
50 человек;
70 человек;
100 человек.
250 человек.
Задание 5. Укажите субъектов малого и среднего предпринимательства:
потребительские кооперативы и коммерческие организации;
государственные унитарные и муниципальные предприятия;
физические лица;
физические лица, внесённые в Единый государственный реестр;
крестьянские (фермерские) хозяйства;
личные подсобные хозяйства.
Задание 6. Укажите критерии отнесения предприятий к субъектам МП, установленные Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации от 24 июля 2007 г. № 209 ФЗ:
средняя численность работников за отчётный период;
доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющихся субъектами малого бизнеса, не должна превышать 15%.
коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%;
доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющихся субъектами малого бизнеса, не должна превышать 25%.
предельные значения выручки от реализации товара.
Задание 7. Учёный рубежа 19-20 веков, добавивший к трём классическим факторам производства – четвёртый – предпринимательство:
Й.Шумпетер
Ж. Бодо
Ж.Б. Сей
Дж. Б. Кларк
А. Маршалл.
Задание 8. Закупочные и товарные интервенции осуществляются государством в целях:
антимонопольного регулирования;
регулирования цен на товары, продукты (услуги);
регулирования рынка с. – х. продукции, сырья и продовольствия;
регулирования качества продукции, работ и услуг.
Задание 9. В ситуации "предела безубыточности" выручка:
максимальная;
минимальная;
критическая;
оптимальная
расчётная.
Задание 10. Организационные расходы:
необходимы для организации и осуществления процессов купли-продажи товаров, продукции, (услуг);
необходимы для доведения предпринимательской идеи до начала осуществления предпринимательской деятельности;
связаны с производством товаров;
связаны с осуществлением процессов купли-продажи;
необходимы для организации производственного процесса.
Задание 11. Коммерческие организации с разделенным на доли уставным капиталом (объединение капиталов) – это:
Акционерные общества
Кооперативы
Унитарные предприятия
Хозяйственные товарищества
Хозяйственные общества.
Задание 12. Распределение прибыли, доходов и убытков в коммерческих организациях осуществляется собственником имущества:
Товарищества;
ООО, ОДО;
ОАО, ЗАО;
Унитарные, муниципальные и казённые предприятия;
Производственный кооператив.
Задача
Установить:
Общий и критический объёмы продаж в натуральном и стоимостном исчислении графическим и математическим способами, используя традиционный экономический и операционный (маржинальный) анализы.
Размер прибыли при продаже 2000 и 2500 изделий.
Зону безопасности бизнеса.
Маржинальный доход.
Критический объём продаж при росте уровня постоянных расходов на 12%.
Критический объём продаж при снижении цен на 5 %.
Показатель | Единица измерения | Обозначение | Формула | Значение |
Производственная мощность, кол-во изделий | шт. | V | 500 | |
Цена за единицу продукции | руб | 3000 | ||
Условно- постоянные расходы (сумму постоянных расходов) | руб | 225000 | ||
Удельные переменные расходы за единицу | руб | 2100 | ||
Выручка от реализации | руб | 1500000 | ||
Объем продаж | шт | 200 | ||
Совокупные издержки | руб |
) |
645000 | |
Критический объём продаж | шт | 250 | ||
Переменные расходы | руб | 525000 | ||
Минимальная цена продаж | руб | 750000 | ||
Операционный (маржинальный) анализ | ||||
Маржинальный доход | руб |
) |
450000 | |
Удельный вес маржинального дохода в выручке от продаж | руб | 0,30 | ||
Прибыль | руб | П | 225000 | |
Критический объём продаж | руб | 750000 | ||
Критический объём продаж | шт | 250 | ||
Ставку маржинального дохода | руб | 900 | ||
Зона безопасности | руб | 750000 | ||
Зона безопасности | шт | 250 | ||
Индекс безопасности | % |
|