Олимпийское движение, руководимое МОК

видов спорта, дисциплин и видов соревнований

4.1. Для включения в программу Олимпийских игр любой вид спорта, дисциплина или вид соревнований должны удовлетворять условиям, определенным в настоящем правиле.

4.2. Неприемлемы виды спорта, дисциплины или виды соревнований, в которых результаты главным образом зависят от механической движущей силы.

4.3. Если только МОК не примет иного решения, соревнование в одном виде программы не может одновременно приносить индивидуальный и командный зачет.

4.4. Виды спорта, дисциплины или виды соревнований, включенные в программу Олимпийских игр, но более не удовлетворяющие критериям данного правила, тем не менее в отдельных исключительных случаях могут оставаться в программе по решению МОК во имя олимпийской традиции.

5. Уведомление МСФ об участии в Олимпийских играх

МСФ, руководящие видами спорта, включенными в программу Олимпийских игр, должны уведомить МОК о своем участии в соответствующих Олимпийских играх не позже времени проведения сессии МОК, на которой избирается город-организатор Игр.

6. Включение дисциплины или вида соревнований в порядке исключения

В исключительных случаях и при условии получения согласия соответствующей МСФ и ОКОИ, МОК может отступить от временных ограничений, установленных в вышеуказанных параграфах 2 и 3, чтобы включить дисциплину или вид соревнований в программу Олимпийских игр одной определенной Олимпиады.

7. Полномочия по включению или исключению вида спорта, дисциплины или соревнования

Полномочия по включению или исключению вида спорта принадлежат сессии МОК, в отношении дисциплины или вида соревнований - Исполкому МОК.

53. Программа Олимпийских игр

1. Программа Игр Олимпиады должна включать по меньшей мере пятнадцать олимпийских видов спорта. Такой минимум не относится к программе Зимних Олимпийских игр.

2. После каждых Олимпийских игр МОК пересматривает программу Олимпийских игр.

3. При каждом пересмотре стандарты для включения видов спорта, дисциплин и видов соревнований могут быть изменены. Включение или исключение видов спорта, дисциплин или видов соревнований определяют соответствующие органы МОК.

54. Отборочные соревнования, организуемые МСФ

1. В отдельных видах спорта МСФ могут организовывать отборочные соревнования или иным образом устанавливать лимит допустимой численности участников Олимпийских игр -- в частности, команд в командных видах спорта.

2. Правила, регулирующие ограничение численности и отборочные соревнования, определяются Исполкомом МОК в соответствии с положениями Олимпийской хартии. Формула отбора должна быть представлена на утверждение Исполкома МОК. НОК будут информированы МОК по всем вопросам, касающимся отборочных соревнований, организуемых МСФ.

3. Правила 59, 69 и 70 не применяются в отношении отборочных соревнований.

55. Предолимпийские соревнования, организуемые ОКОИ

1. ОКОИ может организовывать предолимпийские соревнования в соответствии с утвержденной Исполкомом МОК формулой с целью проверки сооружений, используемых для Олимпийских игр.

2. Предолимпийские соревнования в каждом из видов спорта должны проводиться под техническим контролем соответствующей МСФ.

3. Предолимпийские соревнования подчиняются положениям Олимпийской хартии в той мере, как определит Исполком МОК.

56. Участие в Олимпийских играх*

Число заявок устанавливается Исполкомом МОК после консультаций с соответствующими МСФ за два года до Олимпийских игр.

Официальное разъяснение к Правилу 56

1. Число заявок в индивидуальных соревнованиях не должно превышать числа, установленного для чемпионатов мира, и не должно превышать трех от страны. Исполком МОК может сделать исключение для отдельных зимних видов спорта.

2. В командных видах спорта число команд не должно быть более двенадцати для каждого из полов, но не менее восьми команд, если только Исполком МОК не решит иначе.

3. В целях обеспечения справедливого распределения числа запасных в некоторых индивидуальных и командных видах спорта и учитывая, что в ряде видов спорта допускается участие только одного участника от страны в одном соревновании без запасных, Исполком МОК после консультации с соответствующей МСФ может увеличить или сократить число запасных.

57. Технические положения*

1. ОКОИ должен консультироваться с соответствующими МСФ по всем вопросам, касающимся технической стороны организации Олимпийских игр, включая расписание. Он должен обеспечить равноправное положение различных олимпийских видов спорта.

2. Что касается графика и ежедневного расписания соревнований, то окончательное решение принимает Исполком МОК. За порядок проведения всех соревнований в каждом виде спорта непосредственно отвечает соответствующая МСФ после консультаций с ОКОИ.

3. Каждая МСФ отвечает за технический контроль и руководство своим видом спорта; все места соревнований, места тренировок и оборудование должны отвечать ее правилам.

4. Не позднее чем за три года до открытия Олимпийских игр МСФ, после консультаций с ОКОИ, должны проинформировать МОК и НОК о своем выборе технических установок, спортивного инвентаря и оборудования, которые будут использованы на Олимпийских играх. Соответствующие МСФ могут потребовать, в соответствии с положениями, изложенными Исполкомом МОК, чтобы спортивное оборудование поставлялось определенной компанией или компаниями.

5. В пределах общего числа, установленного Исполкомом МОК по рекомендации МСФ, соответствующие МСФ назначают необходимых технических официальных лиц (арбитров, судей, хронометристов, инспекторов) и апелляционное жюри в каждом виде спорта. Эти лица выполняют свои обязанности согласно указаниям данной МСФ и в координации с ОКОИ.

6. Официальные лица, которые участвовали в принятии решения, не могут входить в состав жюри, принимающего постановление по разногласиям, возникшим вследствие первоначального решения.

7. Решения жюри должны в кратчайший срок сообщаться Исполкому МОК.

8. Жюри принимает решения по всем техническим вопросам, касающимся своего вида спорта, и его решения, включая все необходимые санкции, являются окончательными, но не влияют на дальнейшие меры и санкции, решение о которых могут принять Исполком или Сессия МОК.

9. ОКОИ должен размещать всех технических официальных лиц, назначаемых МСФ, вне Олимпийской деревни. Технические официальные лица и члены жюри не могут размещаться в Олимпийской деревне. Они не входят в состав делегаций НОК и отвечают только перед своими соответствующими МСФ.

Официальное разъяснение к Правилу 57

1. Технические положения, касающиеся МСФ на Олимпийских играх

МСФ имеют следующие права и обязанности:

1.1. Устанавливать технические правила по своему виду спорта, дисциплинам и видам соревнований, включая (но не ограничиваясь этим) уровень нормативов, технические характеристики оборудования, установок и объектов, правила технических движений, упражнений и игр; правила по технической дисквалификации, правила судейства и хронометрирования.

1.2. Устанавливать окончательные результаты и распределение мест в олимпийских соревнованиях.

1.3. Подчиняясь руководству МОК, осуществлять техническую юрисдикцию на местах проведения соревнований и тренировок по данному виду спорта во время соревнований и тренировок по данному виду спорта на Олимпийских играх.

1.4. Производить отбор арбитров, судей и других технических официальных лиц из страны-организатора и других стран в пределах квоты, установленной Исполкомом МОК, по получении предложения от соответствующей МСФ. Расходы по размещению, проезду и экипировке этих судей, арбитров и других технических официальных лиц, приглашенных из других стран, оплачивается ОКОИ.

1.5. Направлять, по согласованию с ОКОИ, своих двух представителей в период строительства сооружений по своему виду спорта в целях обеспечения выполнения правил федераций и проверки условий размещения, питания и перевозки технических официальных лиц и судей.

1.5.1. Два делегата от каждой МСФ должны находиться на месте минимум за пять дней до начала первого вида соревнований в данном виде спорта с тем, чтобы принять все необходимые приготовления в отношении заявок.

1.5.2. ОКОИ оплачивает приемлемые расходы этих делегатов в течение периода от и до окончания Олимпийских игр (стоимость авиабилета бизнес-класса, если расстояние превышает 2500 км, или экономического класса в случае если расстояние меньше 2500 км, питание и размещение).

1.5.3. В исключительных случаях, когда по техническим причинам возникает необходимость присутствия делегатов или организации их дополнительных приездов, ОКОИ должен принять надлежащие меры, причем МОК должен быть заранее поставлен в известность об этом. В случае разногласий решение принимает Исполком МОК.

1.6. Обеспечить, чтобы все участники отвечали положениям Правил 59 и 61 Олимпийской хартии.

1.7. Следить за выполнением правил МОК в отношении допуска участников как до Олимпийских игр (отборочные соревнования), так и во время их -- по согласованию с МОК и НОК.

1.8. Составлять и пересматривать "технические вопросники" для городов-кандидатов.

2. Технические положения, которые должны быть взаимно согласованы между МСФ и ОКОИ до представления на утверждение Исполкома МОК:

2.1. Составление расписания по дням в рамках программы по данному виду спорта на Олимпийских играх.

2.2. Трассы соревнований, проходящих вне олимпийских сооружений (например, парусный спорт, марафон, ходьба, шоссейные велогонки, конное троеборье).

2.3. Потребность в тренировочных объектах до и во время Олимпийских игр.

2.4. Техническое оборудование на местах соревнований, которое не определено и не приводится в технических правилах МСФ.

2.5. Технические установки для определения результатов.

2.6. Униформа для официальных лиц МСФ (судей, арбитров и др.), необходимая во время Олимпийских игр.

3. Предложения МСФ, требующие одобрения Исполкома МОК:

3.1. Составление программы Олимпийских игр по своему виду спорта, включение или исключение видов соревнований, в соответствии с установленными МОК правилами и критериями.

3.2. Определение числа участников в каждом виде соревнований и по странам, а также числа команд, участвующих в Олимпийских играх.

3.3. Определение системы отборочных (квалификационных) соревнований за три года до Олимпийских игр.

3.4. Определение системы группирования и отбора спортсменов в отборочных видах соревнований (или команд в отборочных группах) для Олимпийских игр.

3.5. Определение числа запасных в индивидуальных и командных видах спорта.

3.6. Определение числа и отбор спортсменов для прохождения допинг-контроля.

3.7. Определение списка участников, которым МСФ выдала на чемпионатах мира и континента свидетельства о половой принадлежности, действительные для Олимпийских игр, в дополнение к свидетельствам, выданным МОК на предыдущих Олимпийских играх.

3.8. Направление более двух технических делегатов для контроля за подготовкой к Олимпийским играм или организация дополнительных визитов, помимо предусмотренных Олимпийской хартией.

3.9. Производство МСФ любыми средствами, аудиовизуальными или визуальными, записей соревнований, любое использование которых в коммерческих целях запрещено.

58. Молодежный лагерь

С разрешения Исполкома МОК, ОКОИ может под свою ответственность организовать по случаю Олимпийских игр международный молодежный олимпийский лагерь.

59. Освещение Олимпийских игр средствами массовой информации*

1. Задачей олимпийского движения является то, чтобы освещение Олимпийских игр средствами массовой информации содействовало распространению и развитию принципов олимпизма.

2. Исполком МОК принимает все необходимые решения, а ОКОИ приводит их в исполнение, предпринимая все необходимые меры для того, чтобы обеспечить наиболее полное освещение Олимпийских игр для максимально широкой аудитории различными средствами массовой информации.

3. Все вопросы, касающиеся средств массовой информации на Олимпийских играх, включая вручение и изъятие олимпийских удостоверений личности и аккредитационных карточек, являются компетенцией Исполкома МОК.

Официальное разъяснение к Правилу 59

1. Исполком МОК составляет документ, озаглавленный "Справочник для средств массовой информации".

2. "Справочник для средств массовой информации" является составной частью контракта, заключаемого между МОК, НОК и городом-организатором, получившим право на проведение Олимпийских игр.

3. Все лица, освещающие Олимпийские игры, должны быть аккредитованы согласно условиям, установленным в "Справочнике". Заявки на аккредитацию должны направляться Национальными олимпийскими комитетами в МОК до указанного срока; исключение делается для подписавших контракт телевизионных станций и признанных международных агентств, заявки от которых непосредственно высылаются в МОК.

4. Аккредитация гарантирует право доступа на олимпийские соревнования. Если возникает необходимость в ограничениях, МОК предпримет все усилия для удовлетворения разумных заявок аккредитованных средств массовой информации.

5. На всем протяжении Олимпийских игр ни один спортсмен, тренер, официальное лицо, пресс-атташе или любой другой аккредитованный участник ни при каких обстоятельствах не может быть аккредитован в качестве журналиста или в ином качестве, связанном со средствами информации.

60. Издания *

Требуемые МОК издания печатаются и распространяются за счет ОКОИ.

Официальное разъяснение к Правилу 60

1. Не менее чем за год до открытия Олимпийских игр ОКОИ должен разослать в МОК, соответствующие МСФ и во все НОК пояснительные брошюры по каждому виду спорта, содержащие общую программу и необходимые сведения на французском, английском и языке страны-организатора.

2. Не менее чем за шесть месяцев до Зимних Олимпийских игр и за год до Игр Олимпиады ОКОИ должен разослать медицинскую брошюру в соответствии с инструкциями Исполкома МОК.

3.

3.1. На всех документах (приглашениях, заявочных списках, входных билетах, программах и пр.), отпечатанных для Игр Олимпиады, а также на всех выпускаемых значках должен быть указан номер Олимпиады и название города, где она проводится.

3.2. В случае Зимних Олимпийских игр указываются название города и номер Игр.

4. В течение двух лет после закрытия Олимпийских игр ОКОИ должен отпечатать для МОК полный и окончательный официальный отчет о проведении Олимпийских игр, по крайней мере на французском и английском языках.

5. Исполком МОК определяет вопросы, которые должны быть рассмотрены в официальном отчете ОКОИ. По одному экземпляру этого отчета должно быть бесплатно выслано на имя каждого члена, Почетного пожизненного Президента, почетного члена и заслуженного члена МОК, в адрес каждой МСФ и НОК, принимавшего участие в Олимпийских играх, 100 экземпляров должны быть высланы в адрес секретариата МОК.

7. Гранки всех документов и изданий, упомянутых в этом официальном разъяснении, должны быть предварительно представлены для утверждения в Исполком МОК.

61. Пропаганда и реклама*

1. На олимпийских объектах запрещается любая политическая, религиозная или расовая пропаганда. Не разрешается реклама в районах проведения соревнований на стадионах или над ними и в местах соревнований, которые считаются входящими в олимпийские объекты. Не разрешается возведение коммерческих построек и использование коммерческой рекламы на стадионах и в других местах соревнований.

2. Только Исполком МОК определяет принципы и условия, на которых может быть разрешена любая форма рекламы.

Официальное разъяснение к Правилу 61

1. Никакой вид рекламы или пропаганды - коммерческой или иной - не может использоваться на людях, спортивной форме, аксессуарах, в общем, на любом предмете одежды или оборудовании, надеваемом или используемом спортсменами или иными участниками Олимпийских игр, за исключением, идентификации, как определено ниже в параграфе 8, производителя данного предмета или оборудования, при условии, что такая идентификация не будет сделана чересчур броской для рекламных целей.

1.1. Знак изготовителя не должен размещаться на каждом предмете одежды и оборудовании больше одного раза.

1.2. Оборудование: любой индентификационный знак изготовителя, который занимает более чем 10% поверхности оборудования, которое выставляется во время соревнований, будет считаться чересчур броским. Вместе с тем, размер знака изготовителя не должен превышать размера 60 кв. см.

1.3. Головные аксессуары (шапки, шлемы, защитные или солнечные очки) и перчатки: при размере знака изготовителя больше 6 кв. см будут считаться чересчур броскими.

1.4. Одежда (например, футболки, шорты, тренировочные костюмы): знак изготовителя, размер которого превышает 12 кв. см, будет считаться чересчур броским.

1.5. Обувь: допускается, что на обуви может быть обычный отличительный знак изготовителя. Также могут использоваться имя изготовителя и/или его логотип, размер изображения которых не должен превышать 6 кв. см, причем они могут находиться как на знаке изготовителя, так и независимо от него.

1.6. В том случае, если МСФ принимает специальные правила, поправки к перечисленным выше правилам должны быть утверждены Исполкомом МОК.

Любое нарушение каким-либо лицом положений параграфа приведет к его дисквалификации и лишению аккредитации. Решение Исполкома МОК в этом вопросе является окончательным.

На номерах, надеваемых участниками, не может быть никакой рекламы, на них должна быть изображена олимпийская эмблема ОКОИ.

2. Для того, чтобы иметь законную силу, все контракты ОКОИ, содержащие любой элемент рекламы, включая право или лицензию на использование эмблемы или талисмана Олимпийских игр, должны соответствовать Олимпийской хартии и инструкциям, данным Исполкомом МОК. То же самое касается и контрактов по оборудованию для хронометража и табло, а также по включению любого опознавательного сигнала в телевизионные программы. Нарушение изложенных здесь положений входит в сферу полномочий Исполкома МОК.

3. Любой талисман, созданный для Олимпийских игр, должен рассматриваться как олимпийская эмблема, дизайн которой ОКОИ должен представить в Исполком МОК для утверждения. Такой талисман нельзя использовать в коммерческих целях в странах других НОК без получения письменного согласия НОК этих стран.

4. ОКОИ должен обеспечить защиту прав собственности на эмблему и талисман Олимпийских игр в пользу МОК как на национальном, так и международном уровнях. Тем не менее, только ОКОИ, а после его ликвидации - НОК страны-организатора, может использовать эмблему, талисман, а также другие значки, плакаты, предметы и документы, связанные с Олимпийскими играми -- во время их подготовки, проведения и в течение периода, заканчивающегося не позднее окончания календарного года, в течение которого проводились Олимпийские игры. После окончания этого периода все права на использование такой эмблемы, талисмана и других знаков и дизайнов, значков, плакатов, предметов и документов принадлежат МОК.

ОКОИ и/или НОК в случае необходимости должен действовать как доверенное лицо ( в смысле попечителя) исключительно в интересах МОК.

5. Положения данного разъяснения вместе со всеми дополнениями и изменениями касаются всех контрактов, подписанных организационными комитетами Сессии МОК или Олимпийского конгресса.

6. На формах участников и любых лиц, занимающих официальный пост, может использоваться флаг или олимпийская эмблема НОК, или, с разрешения ОКОИ, олимпийская эмблема ОКОИ. Официальные лица МСФ могут носить формы и эмблемы своих федераций.

7. Идентификационные знаки на техническом оборудовании, установках и другой аппаратуре, которые не носят и не используют спортсмены или другие участники во время Олимпийских игр, включая оборудование для хронометража и табло, ни при каких обстоятельствах не могут превышать 1/10 высоты самого оборудования, установки и аппаратуры и не должны быть более 10 см высотой.

8. Слово "идентификация" означает нормальное расположение имени, торговой марки, эмблемы или любого другого отличительного знака изготовителя данного предмета, именующегося на изделии лишь в одном месте.

62. Музыкальные произведения*

МОК должен быть назначен владельцем авторских прав на любое музыкальное произведение, созданное по заказу в связи с Олимпийскими играми. ОКОИ и соответствующий НОК должны быть уверены, что такая работа удовлетворяет МОК.

Официальное разъяснение к Правилу 62

Исполком МОК может передать ОКОИ все права на использование музыкальных произведений, затем они передаются НОК страны-организатора на четырехлетний период, начиная с закрытия Олимпийских игр, в обмен на процент общего дохода, получаемого от этого. Исполком МОК разрешает ОКОИ использовать в период Олимпийских игр олимпийский гимн на неэксклюзивной основе, без оплаты какого-либо процента.

63. Коммерческо-рекламная деятельность ОКОИ до Олимпийских игр

Если не имеется иного постановления Исполкома МОК, каждый ОКОИ должен добиться, чтобы до начала двухлетнего периода перед открытием Олимпийских игр, которые он организует, все физические или юридические лица, с которыми он заключает контракты, воздерживались бы от любых видов рекламы, связанной с указанными Олимпийскими играми.

IV. ПРОТОКОЛ

64. Приглашения*

Приглашения принять участие в Олимпийских играх должны быть разосланы МОК за один год до церемонии открытия. Они направляются во все признанные НОК.

Официальное разъяснение к Правилу 64

1. Приглашения принять участие в Олимпийских играх составляются по следующей форме:

"Международный олимпийский комитет имеет честь пригласить Вас принять участие в Играх ... Олимпиады (или ... Зимних Олимпийских играх), которые состоятся в ... с ... по ...".

2. Приглашения должны направляться одновременно заказными авиаписьмами или спецкурьерами. НОК должны ответить на приглашение в письменной форме и ответы на него должны быть получены в МОК в течение четырех месяцев, считая со дня направления приглашения.

3. По получении НОК приглашения принять участие в Олимпийских играх он должен письменно известить об этом МОК.

4. Не менее чем за два месяца до церемонии открытия Олимпийских игр каждый НОК должен направить в ОКОИ приблизительные сведения о численности своей делегации.

65. Олимпийское удостоверение личности и аккредитационная карточка

1. Олимпийское удостоверение личности и аккредитационная карточка -- это документ, который дает его владельцу право принять участие в Олимпийских играх.

2. Олимпийское удостоверение личности и аккредитационная карточка устанавливает личность его владельца и является документом, который, наряду с паспортом или официальным проездным документом владельца, дает право въезда в страну, где находится город-организатор Олимпийских игр. Оно позволяет владельцу находиться там и исполнять там же свои олимпийские функции на период Олимпийских игр, а также на период, не превышающий одного месяца до и одного месяца после Олимпийских игр.

3. Олимпийское удостоверение личности и аккредитационная карточка предоставляется МОК лицам, назначенным для аккредитации. Исполком МОК может передать все или часть этих полномочий ОКОИ, который в этом случае предоставляет олимпийское удостоверение личности и аккредитационную карточку всем лицам, указанным МОК.

4. Детали, относящиеся к олимпийскому удостоверению личности и аккредитационной карточке, такие, как спецификации, категории и народности, привилегии, процедуры и окончательные сроки, приводятся в "Заявке на участие в спортивных соревнованиях и руководстве по аккредитации", утвержденных Исполкомом МОК.

66. Права обладателя олимпийского удостоверения и аккредитационной карточки

Олимпийское удостоверение личности и аккредитационная карточка дают право доступа (с указанием степени необходимости для каждого случая) на объекты и мероприятия, находящиеся, по поручению МОК, под ответственностью ОКОИ. МОК определяет, какие лица имеют право получить такие карточки и устанавливает свои условия предоставления и порядок выдачи карточек. В обязанности ОКОИ входит передача карточек их законным владельцам.

67. Использование олимпийского флага

1. В течение всего периода Олимпийских игр на главном стадионе должен развиваться на флагштоке олимпийский флаг большого размера в хорошо видном месте, где он поднимается на церемонии открытия и опускается на церемонии закрытия Олимпийских игр.

2. Олимпийская деревня, а также места проведения соревнований и другие места, находящиеся под ответственностью ОКОИ, должны быть украшены большим числом олимпийских флагов.

3. Большое число олимпийских флагов должно быть вывешено в городе-организаторе наряду с другими флагами.

68. Использование олимпийского огня

1. ОКОИ несет ответственность за доставку олимпийского огня на олимпийский стадион. Празднования, связанные с эстафетой или прибытием огня и проводимые под эгидой соответствующего НОК, должны соответствовать олимпийскому протоколу. Исполком МОК должен утвердить все мероприятия, связанные с эстафетой олимпийского огня.

2. Олимпийский огонь должен быть помещен на возвышенном месте и хорошо виден, и, если позволяет архитектура главного стадиона, он должен быть виден за его пределами.

69. Церемонии открытия и закрытия*

1. Церемонии открытия и закрытия должны проводиться в соответствии с протоколом, установленным МОК. Эти церемонии должны отражать и демонстрировать гуманистические принципы олимпизма, распространению которых они содействуют.

2. Церемония открытия должна проходить не менее чем за день до начала соревнований Игр Олимпиады и Зимних Олимпийских игр. Церемония закрытия должна проходить в последний день соревнований Игр Олимпиады и Зимних Олимпийских игр. ОКОИ должен предложить подробную программу этих церемоний и представить ее на утверждение Исполкома МОК.

3. Детальная программа проведения подобного рода церемоний должна быть разработана и направлена ОКОИ для одобрения Исполкомом МОК.

Официальное разъяснение к Правилу 69

1. Церемония открытия

1.1. Олимпийские игры объявляются открытыми главой государства страны-организатора.

1.2. Главу государства встречают у входа на стадион Президент МОК и Президент ОКОИ. Затем оба президента провожают главу государства в его ложу на официальной трибуне.

1.3. После этого начинается парад участников. Перед каждой делегацией, идущей в своей официальной форме, должны нести транспарант с ее наименованием в сопровождении ее флага, который несет один из членов делегации. Флаги участвующих делегаций и транспаранты с их наименованиями предоставляются Оргкомитетом; все они должны быть одинакового размера. Лица, несущие транспаранты, назначаются ОКОИ.

1.4. Всем участникам парада запрещается проносить с собой флаги, знамена, свертки, фото- и киноаппараты или другие заметные аксессуары или предметы, не являющиеся частью их официальной формы.

1.5. Делегации идут в порядке алфавита страны-организатора, за исключением Греции, которая открывает шествие, и страны-организатора, которая завершает его. В параде могут участвовать только спортсмены, участвующие в Олимпийских играх и имеющие право размещаться в Олимпийской деревне; их возглавляют максимум шесть официальных лиц от делегации.

1.6. Делегации приветствуют главу государства и президента МОК во время прохождения мимо их ложи.

Сделав круг по стадиону, каждая делегация отправляется на места, отведенные для нее, чтобы наблюдать за дальнейшим ходом церемонии, за исключением того, кто несет флаг: он остается на поле.

1.7. Президент МОК в сопровождении Президента ОКОИ подходит к трибуне, находящейся на поле перед официальной трибуной. Президент ОКОИ выступает с обращением (не более трех минут), затем добавляет следующие слова: "Я имею честь пригласить выступить..., Президента Международного Олимпийского комитета".

1.8. Президент МОК произносит речь, в которой он упоминает имя Пьера де Кубертена, после которой он говорит: "Я имею честь пригласить..., (главу государства) объявить открытыми Игры... Олимпиады современности (или... Зимние Олимпийские игры)".

1.9. Глава государства объявляет Игры открытыми следующим образом: "Я объявляю открытыми Олимпийские игры в... (наименование города), празднующие... Олимпиаду современности (или...Зимние Олимпийские игры)".

1.10. Во время исполнения Олимпийского гимна на стадион вносится Олимпийский флаг -- развернутый, в горизонтальном положении, и затем он поднимается на мачте, установленной на арене.

1.11. Олимпийский факел вносится на стадион бегунами, передающими его по эстафете. Последний бегун совершает круг по дорожке перед зажжением олимпийского огня, который не должен быть погашен до закрытия Олимпийских игр. После зажжения огня в качестве символического жеста выпускаются голуби.

1.12. Знаменосцы всех делегаций выстраиваются полукругом перед трибуной. Спортсмен страны-организатора поднимается на трибуну. Держа в левой руке угол олимпийского флага и подняв правую руку, он произносит следующую торжественную клятву: "От имени всех участников я обещаю, что мы примем участие в этих Олимпийских играх, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, обязуясь соревноваться без применения допинга и наркотиков, в истинно спортивном духе, во имя славы спорта и чести наших команд".

1.13. Сразу после этого на трибуну поднимается судья из страны-организатора и, приняв то же положение, также произносит клятву: "От имени всех судей и официальных лиц я обещаю, что мы будем исполнять наши обязанности на этих Олимпийских играх с полной беспристрастностью, уважая и соблюдая правила, по которым они проводятся, в истинно спортивном духе".

1.14. После этого оркестр или хор исполняют гимн страны-организатора. Затем знаменосцы проходят на отведенные места, чтобы наблюдать за художественной частью программы.

1.15. В случае, если с согласия МОК проводится дополнительная церемония открытия на другом олимпийском объекте, Исполком МОК определяет ее протокол на основании предложения ОКОИ.

2. Церемония закрытия

2.1. Церемония закрытия должна проводиться на стадионе по окончании всех соревнований. Участники Олимпийских игр, имеющие право размещаться в Олимпийской деревне, занимают отведенные им места на трибунах. Знаменосцы участвующих делегаций и лица, несущие транспаранты, входят на стадион колонной по одному в том же порядке и занимают в центре поля те же места, что и на церемонии открытия Олимпийских игр. За ними маршируют спортсмены, без различия национальной принадлежности.

2.2. Знаменосцы образуют полукруг позади трибуны.

2.3. Президент МОК и Президент ОКОИ поднимаются на трибуну. Под звуки греческого национального гимна на мачте, находящейся справа от центральной мачты, используемой на церемонии награждения, поднимается флаг Греции. Затем флаг страны-организатора поднимается на центральной мачте, во время исполнения гимна. Наконец, на левой мачте под звуки гимна страны-организатора следующих Олимпийских игр поднимается ее флаг.

2.4. Мэр города-организатора присоединяется на трибуне к Президенту МОК и передает ему олимпийский флаг. Президент МОК передает его мэру города-организатора следующих Олимпийских игр. Этот флаг должен быть выставлен в главном здании муниципалитета города-организатора следующих Олимпийских игр.

2.5. После обращения Президента ОКОИ Президент МОК выступает с заключительной речью, которую он завершает следующими словами: "Я объявляю Игры... Олимпиады (или ....Зимние Олимпийские игры) закрытыми и, в соответствии с традицией, призываю молодежь мира собраться через четыре года в ... (в случае, если город еще не избран, наименование города заменяется словами: "в месте, которое будет определено"), для празднования вместе с нами Игр...Олимпиады (или... Зимних Олимпийских игр)".

2.6. Раздаются звуки фанфар; гасится олимпийский огонь и под звуки олимпийского гимна олимпийский флаг медленно опускается с флагштока и уносится (развернутым, в горизонтальном положении) с поля; за ним следуют знаменосцы. Исполняется прощальная песня.

70. Церемонии награждения, медали и дипломы*

Церемонии награждения должны проводиться в соответствии с определенным МОК протоколом. Медали и дипломы представляются Оргкомитетом для вручения Международным олимпийским комитетом, которому они принадлежат.

Официальное разъяснение к Правилу 70

1. Церемония награждения

1.1. Медали на Олимпийских играх вручаются Президентом МОК (или назначенным им членом МОК) в сопровождении президента соответствующей МСФ (или его заместителя), по возможности сразу же после окончания соревнования и в том же месте, где оно проводилось. Медали вручаются следующим образом: спортсмены, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места, занимают свои места на пьедестале (они должны быть одеты в свою официальную или спортивную форму), лицом к официальной трибуне, победитель несколько выше второго призера, стоящего справа от него, и третьего призера, который находится слева от него. Объявляются фамилии этих победителей, а также тех, кто награждается олимпийским дипломом. На центральной мачте поднимается флаг делегации страны спортсмена-победителя, а флаги стран второго и третьего призеров поднимаются на соседних мачтах, справа и слева от центральной, если стоять лицом к арене. Во время исполнения (в сокращенном варианте) государственного гимна в честь победителя все три медалиста стоят лицом к флагам.

2. Медали и дипломы

2.1. В личных соревнованиях первый приз состоит из позолоченной серебряной медали и диплома, второй приз - из серебряной медали и диплома, а третий приз -- из бронзовой медали и диплома. На медалях должны указываться вид спорта и вид соревнований, за победу на которых они присуждаются, и медали прикрепляются к расстегивающейся цепочке или на ленте для того, чтобы ее можно было надеть на шею спортсмена. Спортсмены, занявшие четвертое, пятое, шестое, седьмое и восьмое места, также получают диплом, но не медаль. В случае равенства результатов за первое, второе или третье место, каждый из участников имеет право на медаль и диплом.

2.2. Диаметр медалей должен быть не менее 60 мм, толщина - 3 мм. Медали за