История и современное состояния адвокатуры и нотариата в России
Челябинской области по руководству нотариатом указал, что ежегодная ревизия нотариата не проводится. Весь 1952 год МЮ ревизовали органы нотариата. Например, весной 1952 года прошла ревизия органов нотариата Мурманской области. Нотариусы выступали в судах вместо адвокатов, удостоверяли документы без необходимых справок. Не вели книги учета наследственных дел. Множество грубых нарушений допускалось в Армении. МЮ Армении слабо контролировало нотариусов. Ревизии поверхностные, они редко обсуждались на заседаниях коллегии. Практика работы нотариальных контор не обобщалась. Постановление коллегии МЮ СССР обязало МЮ АрмССР исправить недостатки.В сентябре 1952 года в МЮ СССР состоялось совещание начальников отделов нотариата и ревизоров по нотариату министерств юстиции республик и УМЮ, а также нотариусов. В первом полугодии 1952 года в СССР было обревизовано 38% контор, в РСФСР – 31%. МЮ РСФСР не ревизовало работу нотариальных органов Красноярского края и Новосибирской области с 1942 года, Чкаловской – с 1945 года и т.д. Плохо обстояло дело с ревизиями в Грузии, Казахстане, Узбекистане, Литве. Активизировали работу ОН МЮ УССР, Латвии, Молдавии. Качество ревизий оставалось на низком уровне.
МЮ СССР провело в IV квартале 1952 года ряд мероприятий: УМЮ и МЮ республик провели аттестацию нотариусов; совместно с ВИЮН были подготовлены: пособие для нотариусов; брошюра для сельсоветов; курсы для нотариусов. ОН МЮ СССР сам редко ревизовал ОН МЮ республик, редко обобщал практику. На совещании вновь призывали проводить ревизии не реже раза в год. Изучать, развивать и улучшать. Ревизоры критиковали ОН МЮ СССР. Например, ревизор УМЮ по Ивановской области Елкин напомнил о совещании по нотариату 1950 года. Обсуждались те же вопросы, но ничего не было сделано. Нотариальная практика проходила редко.
Объемы работы нотариата постепенно возрастали. В 1945 году нотариусы в СССР совершили 6565000 нотариальных действий, в 1947 году – более 10000000 (больше, чем до войны). На первом месте оставалось засвидетельствование копий (65%), далее – совершение исполнительных надписей на документах (10%) и т.д. Нотариат приносил государству значительные суммы: 61,3 млн. руб. в 1944 году и 150 млн. руб. в 1947 году. При этом на нужды нотариата расходовалось 18 – 25% от этой суммы. Количество нотариальных действий в 1947 году выросло по отношению к 1944 году в 2 раза. Значительное количество удостоверений совершалось для действий за границей. В 1950 – 1951 гг. нотариусы совершили уже 30100000 нотариальных действий. Нотариусы выполняли много общественной работы. В РСФСР в первом полугодии 1947 года нотариусы провели 488 бесед и докладов, проинструктировали 874 сельсовета и провели 22 семинара, в Эстонии – 22 беседы и т.д. В Киргизии, Узбекистане, Туркмении этим занимались единицы нотариусов.
Увеличение объема нотариальных действий отставало от роста числа контор и числа нотариусов. Соответственно нагрузка на нотариусов возрастала. В Курганской области в 1946 году было 12 контор. Средний возраст нотариуса составлял 35 лет, большинство – со средним образованием, беспартийные, с маленьким стажем. Конторы работали в помещениях судов или юрконсультаций. На 1 января 1948 года в СССР было 1897 нотариальных контор (73% к довоенному количеству). В 1946 – 1947 гг. количество контор увеличилось на 827. В 1948 году в Узбекистане было 40 нотариальных контор. В Челябинской области на 1 января 1947 года было 23 конторы и 24 нотариуса (19 женщин). Штат большинства контор состоял из одного нотариуса без технических работников. В 1945 году в РСФСР штат нотариальных работников составлял 1739 единиц, в 1946 году – 1870, в 1947 году – 1806, в 1948 году – 1893 нотариальных работника, в том числе 139 старших нотариусов и 1148 нотариусов.
На 1 июля 1945 года в СССР было 1636 нотариусов (в РСФСР – 888). На 1 января 1946 года – 1815 нотариусов (в РСФСР – 1007). На 1 января 1947 года в СССР по штату 2216 нотариусов, на 1 января 1948 года – 2104. Фактически 2129 и 2042. В первом полугодии 1946 года ушли 195 нотариусов. На январь 1946 года 57,4% советских нотариусов не имели юридического образования. Высшее юридическое образование имели 3,5%, среднее юридическое – 14,8%. После войны доля нотариусов с высшим образованием была даже ниже, чем до войны, – 4% против 4,9%. Зато возросла доля лиц со средним юридическим образованием: с 11,1 до 17,5%. К 1 января 1948 года доля лиц с высшим образованием в СССР достигла 7%, со средним – 23,1%. Из 2042 нотариусов 144 имели высшее юридическое образование, 472 – среднее юридическое, с курсовой подготовкой – 544, без какого-либо образования – 882. Выросло число заочно обучающихся нотариусов с 467 до 729. В РСФСР из имеющихся 1154 нотариусов только 7,4% имели высшее юридическое образование, 26,9% – среднее. В 1947 году 137 выпускников вузов и 177 выпускников школ были направлены на работу нотариусами. Несмотря на это, доля лиц с юридическим образованием росла очень медленно. Зачастую в нотариат принимали лиц, изгнанных из других органов юстиции.
На январь 1946 года мужчины составляли 26%, члены партии – 20,5%. На 1 января 1948 года среди нотариусов было уже 33,9% мужчин и 66,1% женщин. Членов партии – 31,7%. Стаж работы до 3 лет имели 45,5% нотариусов. В первые послевоенные годы увеличилось число членов партии. В ряде национальных республик (Туркмении, Киргизии, Узбекистане, Молдавии, Карелии) нотариусы коренной национальности составляли единицы. Советский нотариус в послевоенное время – это женщина 35 лет с начальным образованием, беспартийная, стаж работы – 3 года. В Челябинской области на 1 января 1947 года из 24 нотариусов (19 женщин) было 3 члена партии, с высшим юридическим образованием – 2. Стаж до 1 года имели 3 нотариуса; от 1 до 3 – 7; от 3 до 10 лет – 13. Большинство составляли женщины 25 – 30 лет.
В послевоенный период нотариусы допускали огромное количество нарушений. Можно выделить следующие причины этих нарушений. Во-первых, низкая квалификация нотариусов. Так, при удостоверении документов нотариусы, как правило, не допускали нарушений, связанных с регистрацией простых документов, и часто ошибались при регистрации сложных. Во-вторых, нередко нарушения допускались сознательно с целью извлечения личной прибыли. В-третьих, многие конторы были парализованы наплывом дел при отсутствии помещений и технических работников.
В первые послевоенные годы нотариат, как и остальные органы юстиции, оставался дискриминированным правоохранительным органом. Не хватало квалифицированных кадров, помещений, инвентаря. Органы юстиции так и не смогли наладить эффективное управление. Из-за низкой оплаты труда сохранялась высокая текучесть кадров, и совершались многочисленные правонарушения. Тем не менее, в это время были приняты важные НПА, которые зафиксировали изменившийся статус нотариусов. С 1948 года предпринимались усилия по повышению образовательного уровня нотариусов, а с 1952 года – по улучшению их работы.
Закон от 19 июля 1973 года содержал нормы о задачах и организации государственного нотариата, принципах его деятельности, компетенции, общих правилах совершения нотариальных действий и применении законодательства о нотариате к иностранцам и лицам без гражданства. В соответствии с ним был принят и действовал до последнего времени Закон РСФСР от 2 августа 1974 года «О государственном нотариате».
В связи с переходом к рыночным экономическим отношениям, многообразию форм собственности, развитием предпринимательства, выходом в экономические пространства возникла необходимость реформирования нотариата.
11 февраля 1993 года принят новый закон о нотариате – Основы законодательства РФ о нотариате.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 63-Ф3 // Российская газета. – 2002. – 3 июня.
Вайпан В.А. Настольная книга адвоката: постатейный комментарий к Федеральному закону об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации. – М., ЗАО Юстицинформ, 2006. – 786 с.
Кодинцев А.Я. Советский нотариат в послевоенный период // Бюллетень нотариальной практики. – 2008. – № 1. – С. 45-55.
Кодинцев А.Я. Разрушение и восстановление системы советского нотариата в середине 30-х годов ХХ века // Нотариус. – 2006. – № 3, 4.
22