Создание теории рынка Альфредом Маршаллом
глубинных закономерностей капиталистического производства, выраженных в проблемах теории стоимости. Маршалл, по существу, ограничился исследованием проблем ценообразования с позиции отдельного капиталистического предприятия. Недаром и весь соответствующий анализ он строил применительно к так называемой представительной фирме, под которой подразумевал фирму со средними отраслевыми характеристиками. Тем самым Маршалл создал основу для развития микроэкономического раздела буржуазной политэкономии, занимающегося прежде всего изучением проблем ценообразования применительно к отдельным товарам, предприятиям и рынкам.Изменение спроса Альфред Маршалл полностью связал с категорией предельной полезности. По Маршаллу, предельные полезности соизмеренные в денежных единицах, выступают на рынке как максимальные цены (так называемые цены спроса), которые потребитель готов уплатить за то или иное благо. С ростом предложения того или иного блага цены спроса снижаются, с падением предложения - увеличиваются. Необходимо отметить выдвинутое А. Маршаллом конкретное понятие эластичности спроса, которое затем прочно вошло в теорию потребления.
"... Степень эластичности (или быстрота реакции) спроса на рынке зависит от того, в какой мере его объем возрастает при данном снижении цены или сокращении при данном повышении цены" (см. "Основы политической экономии", кн. III, гл. IV).
Спрос на товар считается эластичным, если при снижении (или росте) цены на 1% спрос на указанный товар повысится (или упадет) более чем на 1%. Спрос на товар считается неэластичным, если при снижении (или росте) цены на 1% спрос повысится (или упадет) менее чем на 1%.
Маршалл в исследовании эластичности спроса отметил два важных момента:
во-первых, неэластичный характер спроса на товары, удовлетворяющие наиболее насущные потребности населения, и спроса на отдельные предметы роскоши, покупаемые богатейшими слоями населения на незначительную часть своего дохода;
во-вторых, исторический характер категории эластичности спроса (поскольку включение потребления какого-либо товара в круг наиболее насущных потребностей населения может превратить спрос на него из эластичного в неэластичный).
В рамках определения цены только соотношением спроса и предложения Альфред Маршалл достаточно оригинально включил в эту систему издержек производства (прежде всего предельные издержки, т.е. затраты на производство последней единицы того или иного товара, которые определяют минимальную цену, удовлетворяющую производителя, т. е. так называемую цену предложения).
Маршалл отметил, что цена предложения определенной фирмы непосредственно зависит от денежных издержек только при том условии, если издержки производства единицы продукции остаются неизменными при различных объемах производства (т. е. по его терминологии, если для данного случая осущест-
вляется так называемый закон постоянной отдачи). "Если взять
некоторые товары, которые практически полностью подвержены
действию закона постоянной отдачи, - указал Маршалл, - т. е.
средние издержки на их производство находятся примерно на
одинаковом уровне независимо от того, производятся ли она в
малых или больших количествах. В это случае нормальный уровень, вокруг которого колеблется рыночная цена, и составит указанные определенные и фиксированные (денежные) издержки производства" (см. "Основы политической экономии", кн. V, гл. III).
Однако для большинства производств существуют иные закономерности. В одних случаях издержки производства единицы продукции с ростом объема производства снижаются (действует так называемый закон возрастающей отдачи), в других издержки производства единицы продукции с ростом объема производства возрастают (действует так называемый закон падающей отдачи).
В обоих случаях цена предложения соответствующих фирм определяется уже не средними издержками производства, а количеством произведенной продукции (точнее, издержками производства, скорректированными на изменение объема производства, т.е. предельными издержками производства). В производствах, где господствует закон возрастающей отдачи, с увеличением объема произведенной продукции в связи со снижением предельных издержек снижается и цена предложения; в производствах, где действует закон падающей отдачи, с ростом объема продукции растут и предельные издержки производства, что ведет соответственно к росту цены предложения. Соотношение спроса и предложения, влияя на объем продукции, поступающей на рынок, тем самым влияет на предельные и соответственно на средние издержки, которые в свою очередь влияют на предложение данной фирмы.
Зависимость издержек производства от объема продукции (т. е. снизятся, возрастут, останутся постоянными эти издержки при увеличении объема производства) обуславливается прежде всего техническими возможностями производств.
Маршалл различал подход к проблемам ценообразования в зависимости от длительности анализируемого периода. По его мнению, одни закономерности проявляются при анализе за кратковременный (shot run) период, другие - при анализ за долговременный (long run) период. Так, только при анализе за кратковременный период проявляется определяющая роль спроса. Это связано с тем, что при росте спроса на тот или иной свободно воспроизводимый товар предложение не всегда может быстро отреагировать на указанное изменение. Если рост спроса таков, что его не могут удовлетворить имеющиеся производственные мощности, то подтягивание предложения до уровня возросшего спроса потребует определенного времени, необходимого для создания новых производственных мощностей. В этот отрезок времени возникает ситуация, при которой предложение носит относительно фиксированный характер и определяющее влияние на изменение цен оказывает спрос. В частности, в результате его роста происходит и повышение цены.
Однако через определенный отрезок времени с введением необходимых производственных мощностей предложение возрастает, толкая цены к снижению. Подобная ситуация рассматривалась Маршаллом при анализе за кратковременный период. Для долговременного периода воздействие предложения и связанных с ним издержек производства на ценообразование резко возрастает.
В долговременном аспекте влияние предложения и издержек производства на цену усиливается. По сути дела, за достаточно длительный период оно принимает определяющий характер по сравнению с влиянием спроса (хотя бы потому, что именно производство в конечном счета играет основную роль в складывании потребностей, проявляющихся через спрос).
В XIX веке проблемы теории стоимости - нахождение конечного основания цен и конечного источника доходов - занимали центральное место в работах большинства буржуазных экономистов, в то время как проблемы зависимости цены от изменений спроса и предложения - второстепенное место. Иное положение сложилось в XX веке. У Маршала теория стоимости была сведена к теории, относящейся либо к гипотетическим, либо к редко проявляющимся условиям развития. На центральное место выдвинулась теория цены, изучающая через изменение предложения и спроса комплексное взаимодействие различных ценообразующих факторов как на рынок товаров, так и на рынок факторов производства. Начиная с работ Маршалла, подобный подход быстро завоевал в буржуазной политэкономии господствующее положение.
ЛИТЕРАТУРА
1. История экономических учений. Учебник для экономических специальностей ВУЗов. 1985 г.
2. Всемирная история экономической мысли
3. Маршалл А. Принципы политэкономии. 1980 г.