Рецензия на прочитанную книгу стихов Нины Ягодинцевой На высоте метели
Рецензия на прочитанную книгу стихов Нины Ягодинцевой “На высоте метели”.
Беседовать с водой,
скитаться с облаками…
Подошло к концу 20-е столетие, которое было отмечено трагическими событиями, повлиявшими на жизнь страны и на судьбы живущих в ней. Век революций, войн, изломов, катаклизмов, так по праву может быть охарактеризован век двадцатый. Многие писатели напористо вступали в литературу в конце 80-х - начале 90-х годов, но мало кто остался. Хотя есть и ныне живущие современные писатели, вошедшие в историю отечественной словесности второй половины нашего века. Их присутствие в литературе по-прежнему ощутимо, даже если их произведения не часто появляются на страницах периодики и не так часто выходят отдельными изданиями. Эти писатели прошли через испытания нынешнего социального излома без ущерба для творческой воли. И однин из таких писателей является Нина Ягодинцева. Недавно, Свердловское отделение Литфонда России и финансово-промышленная группа "Драгоценности Урала" учредили Нине Ягодинцевой литературную премию имени П. П. Бажова. В нем участвовало более двадцати литераторов из городов Урала и Санкт-Петербурга. Челябинское отделение Союза писателей направило в Екатеринбург шесть книг. Бажовской премией была отмечена одна из них - книга стихов "На высоте метели" Нины Ягодинцевой.
Нина Ягодинцева выпустила уже две книги “Амаралис” и “На высоте метели» и, прочитав книги, можно сказать, что в ней уже явлен поэт, что она отражает достоинство уже состоявшейся в русской поэзии творческой личности. Книги Нины Ягодинцевой — “Амаралис” и “На высоте метели” — с надписью “от благодарной ученицы”, в этих словах Нина Ягодинцева благодарит своего учителя Ал. Михайлова, который «воспитывал» её в Литературном институте им. А.М. Горького. «За более чем четверть века работы с поэтическим семинаром в Литературном институте им. А.М. Горького мне удалось выявить некоторые закономерности творческого взросления молодых стихотворцев. Есть такой тип в той же женской половине, когда ростки поэзии проявляются исподволь и, при наличии дарования, лишь приоткрывают перспективу. Это неспешное и трудное творческое самоопределение чаще всего неэффектно, уловить в нем свою мелодию, хотя бы краешек своего мира бывает очень нелегко. Задача наставника, старшего товарища — помочь молодому стихотворцу обнаружить в себе свое, природное. Мне с Ниной Ягодинцевой удалось найти тот вектор движения, который дал мне право сказать про студентку Нину Ягодинцеву то, что Вы процитировали в своем письме: “Ее неспешное, но уверенное развитие перспективно»- Александр Михайлов.
Нина Ягодинцева очень хорошо показывает своё стремления к гармонии ума и сердца, к гармонии человека в его отношениях с внешним миром. И как профессионал она выражает это всё через метафоры, с помощью предметов?:
В
уюте старенькой
шубейки
Послушно
крылышки сложа,
Пурги
веселые набеги
Сколь
хочешь выдержит
душа.
Традиционная русская женская душевная мягкость, скорбная готовность принять в себя бремя страдания, в себе преодолеть тяжесть потерь — вот что характерно для героини стихов. Нина Ягодинцева не из тех, кто «коня на скаку остановит», «в горящую избу войдет». Это другой тип русской женщины. Ей ближе Татьяна Ларина, Лиза Калитина. Хотя в сегодняшней нашей жизни, увы, таким не очень уютно. К таким женщинам, возможно, обращены слова: “Найдут ли нас на Рождество Волхвы судьбы ?”. И все-таки вряд ли бы мог состояться поэт, если в нем изначально, генетически не вложено духовное начало:
Не
минет горьких
губ
Волшебное
вино.
И
если спит душа
—
Ей
суждено проснуться.
Но,
Господи, зачем
Мне
было не дано
Молчаньем
пробудить,
Дыханьем
прикоснуться?..
Нина Ягодинцева следуете классической стиховой традиции. В этой стиховой традиции она неоднообразна и вовсе не скована каноном. Широка амплитуда ритмических и метрических вариантов, уверенно звучит разностопная строфа, а в рифмовке используется традициями прошлых десятилетий (60-х годов). Но все эти “мелочи” можно было бы заметить при тщательном разборе. Но в конечном счете они и есть составная часть поэтики. Поэтики с индивидуальными оттенками автора. И важно то, что автору удается так сгустить содержание, что в нем находит отражение драма целой жизни.
За
пустырем, за
желтым донником,
За
кленами, за
ивами,
Ночь
воздымается
над домиком,
Где
мы посмели быть
счастливыми.
И
небо — словно
до креста еще
—
Горит
звездами частыми
Над
нашим маленьким
пристанищем,
Где
мы посмели быть
несчастными.
Пирует
жизнь с ее
приливами,
С
ее утратами
несметными,
Где
мы посмели быть
счастливыми,
Несчастными
— и даже смертными.
Лучшие стихотворения отличаются чистотою и благородством слога, созвучием слова с душевным состоянием, глубиною переживания. Стоит отметить целомудренны и чисты стихотворения “Четыре письма к А”- это любовные стихи. “Тяжелая роза, огнем полыхнувшая в очи, Солжет, не алея, что здесь тебя не было вовсе”, — может быть, самый экспрессивный образ в книге. Метафорика свежа, понятна, прозрачна. Автор прекрасно изображает пейзаж. Весь словно приподнят, облегчен, просвечен. Темной ночью город “похож на пустую ладонь, протянутую в небеса”. Образ может показаться слишком условным. Но вот по ночному городу “громыхает трамвайный вагон”, он идет “по линиям жизни, любви, судьбы…”. И уже образ наполняется смыслом. Нина Ягодинцева отдаете предпочтение более внятной метафорике, даже если масштаб ее вырастает до вселенского- стихотворение “Гора стекает вниз. Под плитами базальта…”. А вот пример парадоксального явления : “… мысли уже легки, как бремя любви…”. Привлекает и такое сравнение: “Зачем мы мешаем вино с водой, Как прежде мешали вину с бедой?”. Или великолепная метафора : “Июль во все распахнутые окна Холодное вливает молоко”.
Что еще сказать о книге “На высоте метели”? То, что в ней нет стихотворений, не достойных публикации, — это великое достоинство. То, что автор ее заслуживает быть замеченным в современной русской поэзии, — это бесспорно. А для Нины Ягодинцевой мучительный спор добра и зла, горя и света привел её к выводу, что “окончательной истины нет”, что все “пережито, оплакано, спето”, но спасительным все же для души остается желание сохранить в ней “хоть капельку света”. Стихотворения ставят и решают проблемы, дают пищу для раздумий. Наверное, в творчестве Нины Ягодинцевой есть что-то особенное, к проблемам, раскрываемым в её стихотворениях неравнодушны очень многие. И, я надеюсь, эти стихотворения будет далеко, далеко не последними, произведшими на меня такое впечатление. Да будет так долгие годы.
***
В
России надо
жить бездомно
и смиренно.
Не
стоит наживать
ни золота, ни
тлена —
Ни
счастье, ни
беда тебя не
оправдают.
Дворец
или тюрьма —
никто не угадает.
В
России надо
жить не хлебом
и не словом,
А
запахом лесов
— березовым,
сосновым,
Н. Ягодинцевой от А. Михайлова.